Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Лингвистика
Регистрация


Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 13.06.2006, 00:47   #61
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Вот и определите закономерности, чего и как чередуется, и тогда «ненормальное» для современного финского явление само выплывет наружу.
Закономерность, имхо, я знаю без задачи Чередование ступеней: 1 согласная - слабая ступень, 2 согласных - сильная. Чередуются они по падежам у имен и по лицам у глаголов. Но есть еще класс "слов-перевёртышей", у которых все по-другому. Если у правильных слов в номинативе/инфинитиве сильная ступень, то у перевертышей наоборот слабая и т.д.

Задача хочет сказать, что перевертыши и есть реликты?
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 13.06.2006, 01:39   #62
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Задача хочет сказать, что перевертыши и есть реликты?
Ну, так я же не знаю, что такое перевертыши в финском... Ingrid, может, расскажете про них подробнее (для ликбеза)?

Задача хочет сказать, что чередование ступеней зависит не от лиц и падежей (Nom.Sg.: portti - soitin), а от кое-чего другого. Возможно, когда это правило не работает, в грамматике принято говорить о перевертышах а вот задача объясняет это по-другому.
старый 14.06.2006, 01:50   #63
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию О перевертышах

Т.е., может быть, в какой-нибудь дивной книжке по финской грамматике они называются по-другому, но нас учили так

В финском есть "правильные" слова с чередованием ступеней, где

tt -> t
pp -> p
kk -> k
t -> d
p -> v
k -> -

(согласные в первом столбце - сильная ступень, во втором - слабая).

У правильных слов сильная ступень в номинативе, партитиве, иллативе, эссиве ед ч. и партитиве, иллативе, эссиве и генетиве мн. ч., а также в комитативе, который всегда во мн.ч.

У "слов-перевертышей" все не по-людски: у них в номинативе и партитиве ед. ч. слабая ступень, а во всех остальных падежах ед. и мн. ч. - сильная.

Т.е., напр.:
Nom. lippu
Part. lippua
Ill. lippuun
Ess. lippuna
-> lipun, lipulla, lipussa, lipuksi, etc.

Nom. hanke
Part. hanketta
Ill. hankkeeseen
Ess. hankkeena
-> hankkeen, hankkeella, hankkeessa, hankkeeksi, etc.
старый 16.06.2006, 22:30   #64
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Так все-таки что они хотят сказать - что в перевертышах (в которых сейчас в номинативе одна согласная) раньше было 2 согласных, потом одна отпала? А в остальных падежах у них что же было?
И как это на конце? На конце никак там не прицепишь...
старый 17.06.2006, 01:08   #65
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Так все-таки что они хотят сказать - что в перевертышах (в которых сейчас в номинативе одна согласная) раньше было 2 согласных, потом одна отпала?
Нет, они хотят сказать, что одна согласная в "перевертышах" совершенно закономерна, она объясняется диахроническими данными. Впрочем, не исключено, что задача охватывает не все типы перевертышей... Но к делу, то есть, к задаче, это отношения не имеет

Цитата:
может быть, в какой-нибудь дивной книжке по финской грамматике они называются по-другому, но нас учили так
Ingrid, а Вы не билингва? (Это я по Вашему местожительству сориентировался )
старый 17.06.2006, 17:23   #66
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Всё, рассказывайте решение Не постичь мне исторических процессов финского языка.
Цитата:
Ingrid, а Вы не билингва?
Нет, мама и папа чисто русские, и воспитывалась в России.
старый 17.06.2006, 23:11   #67
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Всё, рассказывайте решение
А решение такое.
Выбор сильной / слабой ступени зависит от того, в слоге какого типа стоит чередующийся согласный (t/tt, k/kk, p/pp). Если слог открытый, то сильная ступень (por-tti, lo-ppu, o-tta-vat,), если закрытый, то слабая (por-tit, lo-put, o-pin). Учитывая эту закономерность, определяем, что сочетания гласных относятся к двум разным слогам (т.е. kai-kke-an, а не kai-kkean), то же касается двух идущих подряд одинаковых согласных (kai-ket-ti-in, а не kai-ke-tti-in).
Исключением являются только han-ke, o-ta, o-pi. Следовательно, раньше их последний слог был закрытым: *han-kek, *o-tak, *o-pik.
старый 17.06.2006, 23:33   #68
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Следовательно, раньше их последний слог был закрытым: *han-kek, *o-tak, *o-pik.
А это документально чем-то подтверждается? Потому что представить себе, что такое было раньше в финском, трудно. Задача ссылается на какие-нибудь источники или это чистая гипотетическая реконструкция?

А что в зоопарке?
старый 19.06.2006, 01:51   #69
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Потому что представить себе, что такое было раньше в финском, трудно.
Мне тоже трудно, потому как весь мой финский заканчивается на этой задаче
Вообще-то, в таких случаях я привык доверять составителям задач.

Цитата:
Задача ссылается на какие-нибудь источники или это чистая гипотетическая реконструкция?
Подозреваю, это какая-то финно-угорская реконструкция. Чтобы узнать что-то подробнее, нужно лезть в соответствующую литературу.

Цитата:
А что в зоопарке?
В зоопарке, оказывается, были человечьи фамилии
старый 06.07.2006, 18:09   #70
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
Post Про лингвистические задачи

Надеюсь, кому-нибудь это покажется интересным.

О лингвистических задачах
Лингвистические задачи – особый жанр лингвистической учебной литературы; в том же значении употребляются термины «самодостаточные лингвистические задачи» и «самодостаточные задачи». Самодостаточная задача представляет собой особый тип задачи, существенно отличаясь от задач и упражнений проверочного характера, которые издавна использовались в процессе преподавания лингвистических дисциплин.

В термине самодостаточная задача существенны оба составляющие. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может (с известной степенью строгости) доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных специальных знаний или подготовки. Самодостаточная лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности лингвиста, и является эффективным средством развития навыков лингвистического анализа. Что же требуется для решения таких задач? Решающий должен обладать языковой интуицией и уметь логически рассуждать.

Оригинальный жанр самодостаточной лингвистической задачи начал складываться в 1950-е годы и впервые был представлен задачником Г. Глисона в 1955; большую роль в создании жанра сыграл выдающийся лингвист, ныне академик РАН А.А. Зализняк, опубликовавший серию задач в 1963, а впоследствии предложивший немало замечательных задач для традиционной олимпиады по лингвистике и математике для школьников. Именно с этой олимпиадой и связана дальнейшая теоретическая и практическая разработка жанра. Первая олимпиада была проведена в 1965 на отделении структурной и прикладной лингвистики МГУ по инициативе талантливого лингвиста А.Н. Журинского, тогда студента 4-го курса этого отделения. Им же были подготовлены и почти все задачи первой олимпиады. А.Н. Журинский и в дальнейшем продолжал заниматься составлением задач и разработкой теории самодостаточных задач и по праву считается теоретиком жанра. Со второй олимпиады в составлении задач принимают участие и другие лингвисты.

Каждая задача – оригинальное авторское произведение, однако она обязательно проверяется, обсуждается и рецензируется задачной комиссией, совершенно особым коллективом единомышленников-энтузиастов, в работе которого на равных правах принимают участие и известные ученые, и студенты. Одна из целей проверки задачи – убедиться в отсутствии паразитических решений, которые являются серьезным недостатком задачи. Часто обнаружение паразитического решения требует большой внимательности и отстраненного взгляда на языковой материал.

Решающий задачу знакомится с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно «открывает» многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование, сингармонизм, каузативность, и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются, и он доступен для начинающего.

Очень важна и другая особенность задач: они знакомят решающего с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым различным языкам. Накопленные за 35 лет задачи охватывают материал более двухсот языков мира. Задачи затрагивают различные разделы лингвистики: фонетику и графику, морфологию и синтаксис, семантику и историю языка; дают представление об основных системах письменности; знакомят с некоторыми проблемами современной лингвистики, в том числе с ее прикладными аспектами; отражают связь лингвистики с математикой.

Одним из наиболее распространенных типов самодостаточной лингвистической задачи является билингва. В сборнике Г. Глисона этот тип практически единственный. Решение задачи-билингвы наиболее прямолинейно (хотя и в упрощенной форме) воспроизводит деятельность лингвиста, осмысляющего материал незнакомого языка. Условие такой задачи – слова или фразы незнакомого языка с переводом на другой язык (чаще всего русский). Билингва обычно иллюстрирует какое-либо грамматическое явление незнакомого языка, которое решающему предлагается обнаружить самому в результате анализа материала из условия. Правильность проведенного анализа проверяется выполнением контрольных переводов – с русского на незнакомый и с незнакомого на русский.

Другой массовый тип лингвистических задач – билингвы с перепутанными соответствиями. Преимущество обычных билингв в том, что в них можно представить более сложный языковой материал. Но билингвы с перепутанными соответствиями незаменимы, когда в основе задачи лежит очень простое, но неожиданное соотношение между языками, секрет которого был бы сразу раскрыт, если бы задача имела форму обычной билингвы.

Особую разновидность представляют собой задачи, связанные с русским языком. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка. Эти задачи, как правило, затрагивают темы, не изучаемые в школе, привлекают внимание решающего к таким явлениям в родном языке, о которых ему не приходилось задумываться раньше. Но следует заметить, что даже те задачи, в которых предлагается анализировать материал совсем незнакомых языков, тоже позволяют глубже почувствовать русский язык (см. выше).

Среди самодостаточных лингвистических задач широко представлены и другие типы: задачи на дешифровку, на сравнительно-исторический анализ, на обнаружение правил построения определенных словосочетаний или выявление соотношений между словами и словосочетаниями. Многие задачи настолько оригинальны, что их трудно отнести к какому-то определенному типу. А количество и самих задач, и их типов продолжает увеличиваться.

Из истории Олимпиады
Первая традиционная Олимпиада по лингвистике и математике состоялась в 1965 г. на базе отделения структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ. В 1988 г. Олимпиада «переехала» в МГИАИ (совр. РГГУ), а с 1989 МГУ и РГГУ мероприятие проводят совместно.

Основателем Олимпиады в Петербурге можно считать известного африканиста В.Ф. Выдрина, бессменного, за исключением 1999 года, члена жюри. Первый тур первой питерской Олимпиады прошёл 24 ноября 1996 года в здании старого химического факультета на Среднем пр., 41. Второй тур состоялся через две недели в Европейском Университете. С тех пор эта географическая последовательность проведения туров ни разу не была нарушена. В качестве задания участникам первого тура были предложены задачи Московской Олимпиады, проходившей ровно в те же сроки. Справедливости ради здесь следует отметить, что уже во втором туре первой Олимпиады две московских задачи были заменены задачами В.Ф. Выдрина на язык сонинке. Однако в дальнейшем подобные прецеденты не повторялись.
На сегодняшний день уже можно констатировать, что Олимпиада по лингвистике и математике в Санкт-Петербурге прижилась, и, как и в Москве, стала традиционной. Интерес к Олимпиаде среди участников в последние годы медленно, но верно растёт, Филологический факультет Университета и Европейский Университет в Петербурге оказывают Олимпиаде постоянную помощь.

Бóльшая часть статьи взята с: http://www.krugosvet.ru/articles/90/.../1009062a1.htm, в оригинальном тексте статьи приводятся примеры на некоторые типы задач. А про историю – это считайте отсебятиной.
старый 06.07.2006, 19:25   #71
Member
 
аватар для Valeri
 
Регистрация: 06.2005
Проживание: Ukraine
Возраст: 34
Сообщений: 324
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Ankhu, намекни по поводу зверинца, плиз
А то найти ответ в интернете, конечно, можно, но охота и самой немного мозги понапрягать
старый 06.07.2006, 19:53   #72
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
А то найти ответ в интернете, конечно, можно, но охота и самой немного мозги понапрягать
Не старайся, не найдешь

Цитата:
Ankhu, намекни по поводу зверинца, плиз
А я уже писал ответ. См. выше.
старый 06.07.2006, 23:00   #73
Member
 
аватар для Valeri
 
Регистрация: 06.2005
Проживание: Ukraine
Возраст: 34
Сообщений: 324
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
В зоопарке, оказывается, были человечьи фамилии
А я начала было искать связь между расположением букв и цифрами
А оно-то вот как все вообще просто...
Цитата:
Не старайся, не найдешь
Ну, это ты меня плохо знаешь
После твоей подсказки и искать-то не нужно, но ты сам меня подбил. Получай ссылку:
http://www.stengazeta.net/article.html?article=814
старый 08.07.2006, 16:59   #74
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
А оно-то вот как все вообще просто...
В ЛЗ вообще все всегда просто...

Цитата:
После твоей подсказки и искать-то не нужно, но ты сам меня подбил. Получай ссылку:
Знаешь, Valeri, тебе просто повезло!
А вообще, не знал, что эти задачки публикуют.
Для справки: как я понял, М. Рубинштейн публикует избранные задачи с лингвистических олимпиад; например, про гермошлем - это еще с 2001 года. Каждый год предлагается ок. 25ти задач, так что ей еще публиковать и публиковать!

Еще поразмяться не хочешь?
старый 08.07.2006, 21:59   #75
Member
 
аватар для Valeri
 
Регистрация: 06.2005
Проживание: Ukraine
Возраст: 34
Сообщений: 324
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Valeri, тебе просто повезло!
ну... в общем Гугл форева

Цитата:
Еще поразмяться не хочешь?
С превеликим удовольствием
Только давай что-нибудь не в стиле зоопарка, а где необходимо реально что-то проанализировать
старый 08.07.2006, 23:57   #76
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Эта задача - специально для тех, кто ищет связь между расположением букв и цифрами, а также не верит, что в ЛЗ все очень просто

Даны слова на не помню каком языке и их переводы в перепутанном порядке:

tapvel, vazel, lёsel, vazvёzel, lёzvel, tapel, sirvel, taptёpel;

слышать, проливать, бежать, быть слышным, быть пролитым, сновать, быть любимым, разбрызгивать.

Задание: установите правильные переводы. Объясните решение.

P.S. Если задача покажется слишком короткой - прош. прощ., т.к. не хочу опаздывать на Германия - Португалия.
старый 10.07.2006, 11:50   #77
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Ну как, есть какие-нибудь идеи?
старый 20.07.2006, 00:03   #78
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

sirvel - быть любимым
tapvel - быть пролитым
tapel - проливать
taptёpel - разбрызгивать
lёzvel - быть слышным
lёsel - слышать
vazel - бежать
vazvёzel - сновать

?
старый 20.07.2006, 01:41   #79
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Конечно же, все верно

Кстати, Ingrid: как Вы охарактеризуете семантику форм типа vazvёzel и taptёpel?
старый 20.07.2006, 21:55   #80
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Охой! Я была почти уверена, что все не так.

Цитата:
как Вы охарактеризуете семантику форм типа vazvёzel и taptёpel?
Я сначала написала vazel - сновать, vazvёzel - бежать. Но тогда получилось, что бежать и разбрызгивать - глаголы одного типа, тогда я поменяла местами, потому что разбрызгивать и сновать должны быть вместе как беспорядочные/хаотичные действия.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

Тэги
задачи, Лингвистические

опции темы

Похожие темы для: Лингвистические задачи
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Лингвистические ресурсы сети Ingrid Лингвистика 9 01.03.2016 10:59
Лингвистические форумы Teemu Лингвистика 13 31.10.2015 17:16
Лингвистические факультеты и вузы в Москве и Питере Keld Лингвистика 5 10.11.2005 20:06
Помогите решить задачи Alex Sigurdsson Литература 3 24.03.2005 23:12


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +4. Сейчас: 06:52


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.