Valhalla  
вернуться   Valhalla > Финский клуб > Общие финские форумы > Финны и культура Финляндии
Регистрация


Дерево 6спасибо
  • 1 Автор auringonlasku
  • 2 Автор auringonlasku
  • 1 Автор Klerkon
  • 1 Автор Old
  • 1 Автор Klerkon

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 20.11.2008, 23:43   #1
Junior Member
 
аватар для auringonlasku
 
Регистрация: 10.2008
Сообщений: 22
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Saami

Недавно услышала yoik и была настолько потрясена, что просто не могла не заинтересоваться саамами.
Вот и поговорим про них.
Лапландия - серебряный край вечной зимы. Царство холода и снега. Здесь деревья, покрытые хрустальной чешуей, утопают в искрящихся сугробах. Слепая луна заменяет солнце. А скованное морозом небо рождает таинственные всполохи. Это Похьела - север, мрачный и суровый край колдунов и ведьм, земля саамов - коренных жителей Финляндии.
Первые поселения саамов появились на севере страны еще 5 000 лет назад. Старожилы Лапландии сумели приручить норовистых оленей и познать тайны природы. Их шаманы видели будущее и знали прошлое. Из большого бубна, обтянутого оленьей кожей и украшенного магическими символами, они извлекали глухие звуки, а сами начинали напевать странные и дикие мелодии. Когда присутствующие на магическом действе люди достигали нужного состояния, близкого к гипнотическому сну, шаман доставал оленью косточку и бросал ее на плоскость бубна. Знак, на который падала косточка, рассказывал о том, что ждет племя или его отдельного представителя в будущем. Саамским шаманам приписывали невероятные способности, например будто умеют они летать и перевоплощаться, а в нужный момент и вовсе испариться.
Мистическая слава шаманов перекинулась на весь народ. Конец колдовству и язычеству саамов положили шведы. В 1670 г. Габриэль Тудерус, исповедывающий лютеранство, приказал разрушить и сравнять с землей все культовые постройки коренного населения. Шаманство было запрещено. Всех, кто осмеливался взяться за колдовской бубен, жестоко наказывали. В Лапландии возводились деревянные церкви. А саамов почти насильно обращали в новую, цивилизованную веру. Но полностью истребить дух далеких предков шведам не удалось. И по сей день лапландцы с трепетом относятся к культовым местам своих прародителей. Эти места называют "сейта", что означает священная земля. Сейтой становились скалы и озера странной формы. Считалось, что все необычное есть знак свыше. Остров Укко на озере Инариньярви является одним из самых загадочных священных мест. Таинственный остров почти никогда не видно с берега, хотя находится он недалеко. Не смогли увидеть его и мы из-за плотного тумана, который бережет секреты Укко. На острове вплоть до седины прошлого века совершались жертвоприношения языческим богам. И это наряду с христианством. А соседний с Укко островок был кладбищем. Сегодня лапландцы неохотно говорят об Укко, а на остров-кладбище сами не плавают и другим не советуют. Говорят, что это место принадлежит древним духам. Из-за мистической славы, которая тянется за саамами сквозь века, современные жители севера Финляндии избегают в разговорах тем, касающихся шаманства и колдовства. Прочие же традиции, оставшиеся в наследство от древних предков, демонстрируют с удовольствием.
Многие саамы с помощью этих демонстраций зарабатывают на жизнь. Например, устанавливают рядом с обычным домом коту, традиционное жилище лапландцев, и проводят в ней вечеринки, то есть экзотические шоу для туристов. После крепкого мороза оказаться в теплой, пропахшей дымом коте невероятно приятно. Гостям предлагают саамские кушанья. Наибольшее удивление, как правило, вызывает грибной суп. Все знают, что финны не собирают грибов. Объяснение этому очень простое, грибы пища оленей и отнимать ее у животных нехорошо. Однако на все вопросы про суп саамы лишь улыбаются и кивают, но о том, откуда взялись в таком случае грибы, ни слова. Вторым коронным блюдом является копченая красная рыба. То, что она вкусная и так понятно, но есть одна любопытная деталь. У саамов рыбалка считается женским делом, так как занятие это требует терпения, а главное - не несет в себе никакой опасности.
Флаг саамов был разработан норвежкой Астрид Баль (Astrid Bahl) по инициативе Саамского совета. Флаг официально признан национальным флагом саамов на 13-й саамской конференции в городе Эре в Швеции 13-15 августа 1986 года и впервые поднят 14 августа. Флаг разделён по вертикали на красную (у древка) и синюю части, линии разделения зелёная и жёлтая, на них наложено сине-красное кольцо - символ солнца. Пропорции флага:
  • Ширина и длина: 150 x 202 cм;
  • Красное поле: 64,5 cм;
  • Зелёная полоса: 14 cм;
  • Жёлтая полоса: 14 cм;
  • Синее поле: 109.5 cм;
  • Толщина кольца: 8 cм;
  • Внутренний диамтетр кольца: 80 см.
Кольцо на флаге символизирует единство саамов, а его разделение на две части - присутствие саамов в разных странах. Кольцо также символизирует шаманский бубен. Цвета флага повторяют традиционные цвета одежды саамов. Традиционное объяснение цветов: красный - огонь, синий - вода, жёлтый - воздух, зелёный - земля, круг - солцне и луна.
Традиционная одежда
В ХVII—ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки — цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В ХIХ — начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).В ХIХ в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.Летняя одежда (юпа) делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна. Печок иногда надевали на юпу.Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин — швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти.Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона.Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.Зимние высокие сапоги — яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги — в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.В конце ХIХ в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен — пимы из камусов мехом наружу.
Давайте дополняйте информацию об этом самобытном народе)
миниатюры
saam.jpg  
LCN сказал(а) спасибо.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 21.11.2008, 00:01   #2
Junior Member
 
аватар для auringonlasku
 
Регистрация: 10.2008
Сообщений: 22
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Yoik

Анде Сомби. Йойк и теория знания

Йойк (саам. Joik) - традиционное песнопение у саамов (лапландцев), по нашему мнению – одна из древнейших форм музыки в Европе. В прежние времена это было частью тогдашнего религиозного культа, и это, возможно, было причиной тому, что христиане наложили на йойк строгий запрет. Даже сегодня в некоторых областях страны йойк запрещён. Здесь я хотел бы коротко прокомментировать йойк в общем и провести сравнение между йойком и научной теорией знания. Как метафору науки я буду использовать западноевропейское понимание песни.
Йойк отличается от пения в Западной Европе во многом. Одной из основных его особенностей заключается в том, что йойк не является песней о ком-либо или чём-либо – йойк сам по себе и есть этот кто-то или что-то. В некотором роде у йойка нет предмета. Йойк в принципе нельзя представлять в терминах субъекта и объекта, так как исполняющего йойк можно считать неотъемлемой частью йойка. У этого факта могут быть интересные коннотации с темой объективности в исследовании. До какой степени исследователь является частью своего исследования, и насколько исследование составляет часть своего исследователя?
У песни в западноевропейском её понимании должно быть начало, середина и конец. Йойк же начинается и прерывается внезапно. В этом отношении у йойка нет ни начала, ни конца, и он скорее цикличен, нежели линеен. Но обыкновенное понимание цикличности как круга также неприменимо к йойку, так как у йойка нету эвклидовой симметрии круга. На вопрос, где йойк начинается и заканчивается, просто не существует ответа. Ввиду этого можно рассмотреть вопрос развития и прогресса: считается, что прогресс идёт вперёд по прямой, но чем он становится, если движение происходит по несимметричной замкнутой кривой? Это поднимает вопрос о преимуществе симметрии в научном дискурсе.
Йойки могут быть для людей, животных и мест. В саамской традиции очень важно, чтобы у человека был собственный йойк – это не менее важно, чем имя. У йойка места и йойка животного схожее ритуальное значение.
Даже на слух специалиста разницу между йойком человека и йойком животного уловить трудно. Причина этого в том, что люди, животные и места не настолько отдалены друг от друга в сознании саама, как в европейском сознании. Этика, применимая к людям, точно так же применима к животным и местам, можно сказать, близким животным и местам. И так же как нельзя владеть близким человеком, нельзя владеть «близким» животным или местом.
Йойки варьируются от местности к местности так же, как и язык. Они могут быть как мелодическими или эпическими, так и имитировать пение птиц. В каждом «диалекте» йойка есть свои «идиолекты», то есть индивидуальные разновидности. Таким образом, йойк не феномен унифицированного общества – он принадлежит миру разнообразия.
Музыкантам трудно понять йойк, так как он разный при каждом исполнении. Музыкант может ожидать, что исполняющий йойк будет начинать каждый раз с одной и той же ноты, и попытаться сочинить музыку для сопровождения йойка. На самом деле исполнителю йойка будет тяжело следовать за изменениями гармонии аккомпанемента, поскольку его настроение могло измениться с прошлого раза, и это настроение отобразится в йойке. В этом отношении у йойка нет постоянной природы, его можно рассматривать как процесс, не поддающийся описанию с точки зрения установленных научных схем.
Одними из признанных исполнителей йойка считаются:

  1. Wimme Saari
  2. Mari Boine
  3. Ulla Pirttijärvi
  4. Ande Somby
Хотя мне очень понравился йойк в исполнении Jonne Kävelä, когда он еще пел в Shaman, особенно на альбоме Idja.
Old и LCN сказали спасибо.

Последний раз редактировалось auringonlasku: 21.11.2008 в 00:34.
старый 03.12.2016, 23:35   #3
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 11.919
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 13
По умолчанию

Саамы (саами), по-русски лопари, хорошо известные в нашей стране по сатирическим стихам Александра Галича и фильмам Александра Рогожкина «Кукушка» (2002) и Нильса Гаупа «Бунт в Каутокейно» (2008), традиционно считаются «аборигенами» всей Фенноскандии, во всяком случае, ее северной части.

С распространением в скандинавских странах фотографии, исследователи получили еще одну возможность сохранить традиционную культуру этого народа для потомков. Приведенные ниже фотографии сделаны в конце XIX начале XX в.




Саамские семьи возле своих чумов.


Или таких вот непритязательных жилищ, названия которых я,
к сожалению, не знаю.








Перед нами — отважные охотники и оленеводы.




Ну и, само собой, их рогатая «скотинка».










Особенно живописно, на мой взгляд, на фотографиях выглядят дети!


А эта девушка чем-то напоминает финскую актрису — исполнительницу главной
роли в фильме «Бунт в Каутокейно» — Анне Кристину Юусо (Anni-Kristiina Juuso).




Хотя остальных женщин, в том числе молодых, строго говоря,
«красавицами» никак не назовешь.


За исключением отдельных представительниц.


Мужики, пожалуй, будут даже посимпатичнее...




Какой-то белый медведь лишился родимой шкуры...



Источник: http://oper-1974.livejournal.com/492715.html
Aliena сказал(а) спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 03.12.2016 в 23:35.
старый 05.12.2016, 22:15   #4
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 6.939
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Мужики, пожалуй, будут даже посимпатичнее...
Вот на этой конкретно фотографии, слева -- это Путин.--

Я же говорил, что у него угорские корни, а не еврейские, как тут заявили.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 19.03.2017, 02:44   #5
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 11.919
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 13
По умолчанию

Еще немного черно-белых фоток саами (лопарей) Норвегии,
подданных Шведской короны. Вторая пол. XIX в.

































Aliena сказал(а) спасибо.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +4. Сейчас: 09:16


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.