Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Всемирная история, политика
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 18.08.2017, 12:58   #81
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 9.181
Репутация: 45 | 11
По умолчанию


19 августа в 1874 году императорским указом Александра II тельняшка официально вошла в перечень амуниции, обязательной к ношению русскими моряками. С тех пор эта дата считается днем рождения русской тельняшки, а сама полосатая рубаха прочно вошла в жизнь русского моряка. Но история ее происхождения до сих пор окутана тайной.
МАЙКА МЕРТВЕЦА

Считается, что моряк, впервые отправившийся в открытое море (неважно, на рыболовецком судне, торговом корабле или военном крейсере), тут же вступает в братство отважных покорителей морской стихии. Опасностей там полно, а моряки — самые суеверные люди в мире. И вот одно из главных морских поверий связано с темными и светлыми полосами, нанесенными на тельняшку.
Оказывается, в отличие от сухопутных граждан, каждый настоящий моряк уверен, что пучину населяют различные демоны да русалки, и каждый из них представляет собой серьезную опасность для покорителей морей и океанов. Чтобы их обмануть и использовали тельняшку: считалось, что, надев подобную рубаху, моряки казались духам моря уже покойниками, от которых остались только скелеты.

Первыми робу с черно-белыми полосками надели рыбаки французской Бретани, чтобы уберечься от духов моря. В начале XVII века это суеверие распространилось по всему Старому Свету.

Начиная с 1852 года, по французскому стандарту тельняшка обязана была иметь 21 полосу — по числу крупных побед Наполеона. В свою очередь, голландцы и англичане предпочитали тельняшку исключительно с 12 поперечными полосами — по количеству ребер у человека.
БУМАЖНАЯ РУБАХА

Если же говорить серьезно, то появление на море тельняшки было продиктовано суровыми обстоятельствами морских путешествий и очень странно, что она не появилась раньше XVII века. Не желая черпать информацию из сомнительных источников, автор статьи обратился к знакомому контр-адмиралу с просьбой рассказать о том, откуда на самом деле появилась эта полосатая рубаха. Адмирал рассмеялся и сказал: «Нам еще в училище преподаватели говорили: полоски на тельняшке — чтобы сачков на фоне парусов видеть»
Действительно, во время плавания или морского сражения боцману корабля жизненно важно было видеть, сколько человек находится на работе. Человек же в полосатой сине-белой рубахе отлично виден на фоне как белых, так и цветных парусов. В ситуации, когда матрос оказался за бортом, тельняшка опять же значительно облегчала его поиск и спасение. Но главное, за что тельняшка полюбилась морякам, — это ее состав.

Например, после введения тельняшки в обмундирование русских моряков, в официальном документе говорилось: «Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою», то есть хлопком. Это позволяло проветривать тело при жаре и согревать его во время холодов.Первые тельняшки были вязаными. Моряки во время дальних странствий порой сами крючком и спицами вязали себе полюбившуюся одежду — это занимало досуг и очень успокаивало нервы.
ВНЕ ЗАКОНА

Несмотря на популярность тельняшки, к XVIII веку она была запрещена. Причина запрета, при очевидной глупости, была достаточно логична. Руководство военно-морских сил ряда европейских стран посчитало тельняшку неуставной формой одежды. Действительно, зачастую моряки вязали ее на глазок, не соблюдая стандартов в качестве материала и длине полос.

К тому же в ту пору в большинстве стран появилась казенная морская форма. Так тельняшка почти на сто лет пропала из активного обихода моряков. Некоторые матросы по старой привычке надевали тельник под одежду, но бывали за это строго наказаны.
Реабилитировали полосатую рубаху лишь в середине XIX века, когда в моду вошла голландская морская форма: короткий бушлат, брюки клеш, куртки с глубоким вырезом на груди, из которого и виднелись полоски. С этого момента каждый моряк обязан был иметь в своем гардеробе как минимум три тельняшки.
«МОРСКАЯ ДУША»

В России тельняшка стала символом безрассудной смелости, героизма и презрения к смерти. Сегодня уже сложно сказать, когда русские моряки впервые увидели полосатые рубахи на своих иностранных коллегах. Скорее всего, это знакомство произошло в XVII веке в Архангельске, во время посещения порта английскими или голландскими торговыми судами.

Удивительно, почему Петр I, практически целиком перенявший морские традиции Голландии, сразу не позаимствовал и тельняшку. Лишь в августе 1874 года великий князь Константин Николаевич Романов положил перед императором Александром II указ о включении тельняшки в морскую форму.
У первой российской тельняшки расстояние между синими полосами составляло примерно 4,5 см. Считалось, что сине-белая гамма тельняшки повторяет цвета Андреевского флага. Белые полосы оказались значительно шире синих. Равноправие между ними было установлено лишь в 1912 году. С этого момента ширина полос составила четверть вершка, в современной мере исчисления примерно 1 см. В качестве материала теперь стали использовать исключительно хлопок.

Изготовление тельняшек первое время происходило за границей. Лишь со временем в Санкт-Петербурге было налажено собственное производство на трикотажной фабрике Керстена, после революции переименованной в «Красное знамя».Повседневной полосатая рубаха стала далеко не сразу. Первое время она предназначалась исключительно для дальних походов. В обычном режиме нижние чины могли надевать ее лишь по воскресеньям, в дни государственных праздников, а также при увольнении на берег. Таким образом, тельняшка из удобного бытового предмета на некоторое время превратилась в элемент парадной формы. Но моряки все равно старались носить ее повседневно, ласково называя «морской душой».
ПОЛОСАТЫЕ ДЬЯВОЛЫ

С 1893 года тельняшка вошла в обмундирование флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи на Белом, Черном и Каспийском морях. Классические синие полоски в 1898 году сменили полосы зеленые, какими они остаются у пограничников и по сей день.Спецназ внутренних войск носит тельняшку с краповыми полосками, спецназ ФСБ и Президентский полк — с васильковыми, а МЧС — с оранжевыми. Морская пехота, как и подводники, одеваются в тельняшку с черными полосками.

Почему выбраны такие цвета? Это тайна за семью печатями. Зато хорошо известно, за какие заслуги тельняшка с моря перекочевала на сушу. Виной тому — использование моряков в сухопутных военных операциях в Гражданскую и Великую Отечественную войну. По непонятной для историков причине моряки оказались лучшими бойцами, чем их сухопутные коллеги.Недаром враг в страхе называл морскую пехоту «полосатыми дьяволами». До сих пор в России популярна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». В годы войны ее дополняла другая: «Один моряк — моряк, два моряка — взвод, три моряка — рота». В первом же бою на суше 25 июня 1941 года под Лиепаей балтийские моряки обратили в бегство солдат вермахта, захвативших до этого половину Европы.Свою роль в успешном выполнении боевых задач советскими моряками сыграла и любимая ими тельняшка. Дело в том, что в атаку моряки шли, как правило, в одних тельняшках, полоски которых создавали оптическую иллюзию большего количества людей, чем это было на самом деле.

Командование, убедившись, что моряки никогда не отступают, бросало «полосатых дьяволов» в прорыв на самых сложных участках фронта. Именно из-за отваги моряков на полях Великой Отечественной 6 июля 1969 года тельняшка вошла в обмундирование воздушно-десантных войск.

Дмитрий ТУМАНОВ
http://oursociety.ru/publ/istorija_v...shki/13-1-0-64
Old, Haleygr, Klerkon и ещё 1 пользователей сказали спасибо.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 23.08.2017, 21:11   #82
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 9.181
Репутация: 45 | 11
По умолчанию

старый 05.11.2017, 08:20   #83
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 9.181
Репутация: 45 | 11
По умолчанию

Первые упоминания о прусских “чёрных” гусарах (или гусарах смерти) относятся к эпохе Фридриха II. При нём был создан 5-й гусарских полк, на основе 1-го и 3-го гусарских полков. Стиль гусарской униформы черного цвета следовал венгерскому образцу. Полк получил униформу черного цвета, с деталями белого и красного, а знаменитую эмблему – “мертвая голова” (череп со скрещеными костями) позаимствовали у австрийских пандуров, которая символизировала готовность к смерти. Позже другие подразделения, которые хотели заявить о своей беспримерной храбрости, тоже копировали эту эмблему. Необычный цвет формы и украшения были выбраны не случайно. (Всего 6 фото)

Годом ранее, умер отец короля, Фридрих Вильгельм I, по прозвищу “Король-солдат”. Гроб которого был накрыт чёрным бархатным покрывалом, с вышитыми на нём серебряной нитью черпами со скрещеными костями. Кроме того чёрный и белый были родовыми цветами династии Гогенцоллернов, к которой пренадлежали короли Пруссии. Так, видимо в память о своём отце, с которым у них были не самые простые отношения, Фридрих II создал своих самых знаменитых кавалеристов, принесших славу как королю, так и всей Пруссии. Воспоминания участников семилетней войны свидетельствуют о том, что одним своим видом чёрные гусары нагоняли ужас на противника. Вот так описывает их барон Иоган Архенгольц, капитан прусской армии: “Черная их одежда и мертвая голова на киверах, символ гроба, придавали этому страшилищу, с острой саблей в руках, вид грозный. Черные гусары сии были всегда ужасом для самых храбрейших Французских полков. По слухам, при чьем либо малейшем сопротивлении гусары сии не давали никому пардону, и сила этого мнения столько глубоко вкоренилась, что целые полки убегали перед малым числом их; нередко один черный гусар, считаемый за адского выходца, приводил в лагерь много пленных”.Во времена наполеоновских войн, на основе традиций старого 5-го гусарского полка, были сформированы лейб-гвардейские 1-й и 2-й гусарские полки, символом которых так же была мёртвая голова. 1-й полк особо отличился в “битве народов” под Лейпцигом. Помимо этого, эти части стали личной охраной кайзеров и дожили до самого развала Германской Империи.

Последним почётным шефом 2-го полка был фельдмаршал Август фон Макензен. Уникальная личность. Успел повоевать за прусского короля в 1867-1871, германского императора в 1914-1918 и немного за 3-й рейх (номинально являлся фельдмаршалом вермахта в свои 95 лет, но ни в руководстве армии, ни, естественно, в боях участия не принимал)
Стоит отметить, что Гитлер вернул прусские традиции в вермахт. Как известно, эмблемой танковых войск немецкой армии, так же были череп со скрещеными костями и чёрная униформа <a href="https://ribalych.ru/2013/09/05/chyornye-gusary-golova-smerti/" style="display:none"></a>
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 05.11.2017, 16:37   #84
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.453
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Легендарные прусские черные гусары в историческом сериале Уле Борнедаля (Ole Bornedal)
«1864» (Дания, 2014), посвященном датско-прусской войне 1864 года.



ONDERMAN сказал(а) спасибо.
старый 05.11.2017, 18:13   #85
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 9.181
Репутация: 45 | 11
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
«1864»
Спасибоньки за фильм Обязательно запишу.Нашел 8 серий\
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 05.11.2017, 21:49   #86
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.453
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
ONDERMAN посмотреть сообщение
Обязательно запишу.Нашел 8 серий\
А их и всего-то восемь...

В сериале в одной из главных ролей снялся датский актер Пилу (Йохан Филип) Асбек,
сыгравший колоритную роль пирата Эурона Вороньего Глаза Грейджоя в «Игре Престолов».




В кадре — справа.


*****


Дополнение к посту о вооружении эпохи Гражданской войны в Англии.



Рисунки художников-реконструкторов.


Под солнцем осенним нагие стоят
Вершины Котсволдских гор,
Стерня желтеет на сжатых полях
Где Эйвон течет и Стор.
И в этих, давших нам жизнь, краях
Ничто не менялось с тех пор.

Им бы отринуть огонь и дым,
Чтоб грех этот нас миновал,
Когда враждовали отец и сын,
С соседом сосед воевал,
И в самом сердце сонных долин
Лихой урожай вызревал.

И так продолжалось пока, наконец,
Терпенья не лопнула нить,
Идут новобранцы — старик и юнец,
Убить, иль убитым быть!
Тем, с чьей сестрой он шел под венец,
Чтоб вместе детей растить,

Тем, с кем охотился, пил вино
В таверне, погоду браня,
На мельнице вместе молол зерно,
С кем ссорился, кегли гонял...
Одна у них кровь и наречье одно —
Соседи, друзья, родня!

Стал горьким тот день по воле небес,
Но в снах нам не снилось дурных,
Что братья родные наших невест
Отречься готовы от них,
И выйдем с оружием наперевес
Мы против врагов дорогих.

Что ж, с Богом! Труба огласила поля,
Покуда сил достает,
Вперед, за Республику! За Короля! —
А кто за кого — не в счет.
От звона мечей содрогнулась земля,
Времен изменяя ход...



(Редьярд Киплинг. «Битва при Эджхилле 1642 г.»).




Мушкетер роялистской армии времен битвы при Эджхилле 23 октября
1642 г. — первом сражении Гражданской войны. Рисунок сер. XVII в.






Атака кавалерии «железнобоких» Кромвелля в битве при
Марстон-Муре 2 июля 1644 г.



Пехота армий «кавалеров», или роялистов, и «круглоголовых»,
или ковенантеров, в битве при Нейзби 14 июня 1645 г.



Обучение мушкетеров армии ковенантеров.



Пехотинцы частей армии «круглоголовых», генерала Манчестера и др.



Драгун «кавалеров» роялистского войска принца Руперта.



Мушкетеры роялистской армии.



Эпизод сражения при Марстон-Муре 2 июля 1644 г.


Батальная живопись Англии.



Гарри Пейн. «Атака кавалерии принца Руперта в битве при
Эджхилле 23 октября 1642 г.». 1900 г.



Чарльз Ландсир. «Карл I Стюарт держит совет накануне битвы
при Эджхилле 23 октября 1642 г.». 1853 г.



Чарльз Ландсир. «Кромвель в сражении у Нейзби 14 июня 1645 г.».
1851 г.



Абрахам Купер. «Кромвель во главе своей кавалерии в битве
при Нейзби 14 июня 1645 г.». 1860 г.



Эндрю Каррик Гоу. «Кромвель в битве при Данбаре 3 сентября
1650 г.». 1886 г.



Уильям Фредерик Емес. «И когда в последний раз ты видел своего
отца?» 1878 г.



Эрнест Крофтс. «Кромвель при штурме Бэзин-Хауса». 1900 г.



Эрнест Крофтс. «Принц Руперт в сражении при Марстон-Муре
2 июля 1644 г.». 1903 г.



Эрнест Крофтс. «Кромвель в сражении при Марстон-Муре
2 июля 1644 г.». 1910 г.



Эрнест Крофтс. «Короля Карла I ведут на казнь. 1649 г.». 1909 г.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 05.11.2017 в 21:49.
старый 12.11.2017, 23:07   #87
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.453
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Дополнения к посту ONDERMANа «Польская крылатая гусария» от 94.04.2014 г.:
История военного костюма




Турецкий всадник дели. Гравюра датского художника Мельхиора Лорка. 1576 г.



Гусар Стефана Батория. 1570-е гг. Изображенная фигура основывается на гравюре на дереве
из книги Чахровского (1598 г.), а также на книге Дебрюна Diversum gentium armatura equestris
(1575 г.). Когда Баторий в 1576 году прибыл в Польшу, он привел с собой несколько хоругвей
венгерских гусар, образовавших королевскую гвардию. В описании входа Батория в Краков в
1576 г., данном Ожельским, упоминаются медвежьи шапки из бело-черных шкур. Позолоченный
шлем-шишак венгерского стиля носили состоятельные гусары на протяжении XVI века. Крылья
закреплены на щите сложной формы. Гусары пользовались щитами до 1580-х гг., хотя множество
источников свидетельствует, что в отдельных случаях щиты встречались в последнее десятилетие
XVI в. Источник: Армия Польши 1569-1696 гг. // «Новый Солдат». № 158.



Гусарский товарищ. 1590 год. Шлем — характерной формы, но без обязательных для позднего периода
медных украшений. Нагрудник — сегментный, реконструирован по образцу из коллекции Национального
музея в Будапеште. Панцирь с высоким горжетом (2) — распространенный тип. Шлем — альтернативной
формы (3), относящийся к тому же времени. Кожаная подкладка (За) восстановлена по сохранившемуся
образцу. Под панцирем у гусара — полная кольчуга, но уставы требовали наличия только кольчужных
рукавов, закрепленных на стеганом жилете (4). Изображение реконструировано по рисунку 1605 года
и пары аутентичных рукавов. Известны различные разновидности боевого молота — чекана (5). В начале
XVII в. появляется термин nadziak, происходивший от турецкого насак, которым обозначали характерный
боевой молот с удлиненным клювом. Боевые сабли — корабелы (6) с открытыми венгерскими эфесами, но
уже облегченными клинками. Для защиты руки эфес нередко дополняли цепочкой. Ножны — деревянные,
обтянуты черной кожей. К поясу ножны подвешены на двух (иногда четырех) ремнях (7). Длина ремней
регулировалась с помощью скользящей пряжки (7а). В походе к рукояти сабли крепили темляк (temblak)
(8). Венгерские сапоги из сафьяна (9) с полыми железными каблуками. Боевые шпоры европейского типа.
Длинные шпоры (10) надевали на парад. Источник: Польские крылатые гусары 1576—1775 гг. // «Новый
Солдат». № 142.



Гусар Яна Ходкевича. 1605 г. Крылья еще присоединены не к спине,
а к седлу.



Гусар придворной роты Сигизмунда III Вазы. Накидка украшена звездами, шлем-шишак
— ранней формы с регулируемым козырьком, но без носовой пластины. Все гусары роты
носили под панцирем кольчуги или кольчужные рукава и полы. Каждый гусар вооружен
двумя клинками: прямым палашом и кривой саблей. Крылья прикреплены к задней луке
седла. Источник: Польские крылатые гусары 1576—1775 гг. // «Новый Солдат». № 142.



Гусары Сигизмунда III Вазы. 1610-е гг. Художник Роберто Паласиос-Фернандес.
На ротмистре — пластинчатый корацинный доспех, предположительно турецкого
происхождения. Конный гусар вооружен прямым мечом-кончаром (пол. концежом),
позаимствованным у венгров. Основным оружием с конца XVI в. была 6-метровая
пика с прапором и шарообразной гардой, полая от середины до наконечника.


Гусар Сигизмунда III Вазы. 1630 г. Обращаем внимание на небольшой
щит-тарч



Гусар Владислава IV Вазы. 1633 г. Крылья не только за спиной, но
и на щите-тарче, заимствованном или у венгров, или у турок.



Гусары Яна Казимира. Середина XVII в. Оснащены позаимствованными у
кочевников плетеными коническими щитами с металлическими умбонами.



Гусар-знаменосец Яна Собеского. Конец XVII в.



Гусар Яна Собеского и битве при Хотине 1673 г., атакующий янычара. Шлем и личина —
необычны и взяты из музея Фиц-Уильяма в Кембридже. Шлем датирован 1640 г., хотя
личина добавлена несколькими десятилетиями позже. Многие гусары использовали
вооружение своих отцов, особенно после катастрофических для Речи Посполитой
«Хмельничины» 1648-1654 гг. и шведского «Потопа» 1655-1656 гг. Гусарская сабля
с закрытой гардой и венгерский концеж. Во второй половине XVII века в экипировку
гусар проникают западноевропейские детали. Стремена и шпоры — простые. Упряжь
показана по образцам из Музея Польской армии. Пара крыльев состоит из деревянной
рамы, обтянутой красным бархатом и окованной латунью, к которой в ряд крепятся
перья. Крылья такого типа появились не ранее второй четверти XVII в. Изображения
противоречивы и не дают понять, одно или два крыла носили гусары. В источниках
иногда говорится, что крылья носили только товарищи, а пахолики — нет. В патенте
на формирование хоругви 1576 года говорится, что ношение крыльев определяется
решением ротмистра. Скорее всего, правила ношения крыльев были своими в каждой
хоругви. Вымпел на пике изображен по одному из семи образцов из Музея Польской
армии, древко украшено по образцу из коллекции трофеев в Швеции. Источник:
Армия Польши 1569-1696 гг. // «Новый Солдат». № 158.



Гусары Яна Собеского. 1670-е гг. Художник Роберто Паласиос-Фернандес.









Гусары Яна Собеского. 1680-е гг. Разные художники.



Гусарский товарищ времен битвы под Веной 1683 г. Центральная фигура (1) —
в «Подгорицком» комплекте доспехов «нового типа», из коллекции Эрмитажа.
Жупан из трофеев, взятых под Нарвой в 1700 г. Сапоги из Ливрусткаммарена.
Единственное (!) крыло обтянуто кожей и лишено украшений. Длинные перья
в верхней его части придавали ему впечатляющий вид. Детали крыла (2) —
из Краковского Национального музея, и по конструкции сходны с крылом из
Подгорицы. Перья вшиты между двумя деревянными рейками, обтянутыми
кожей. Двойное место крепления усилено железом. Оно вставлялось в прорезь
на спинной пластине панциря. Доспехи (3) — «старого типа». Сохранилось всего
несколько подобных комплектов, все они украшены по единой схеме, латунными
накладками на железные поверхности. Хотя издалека такой панцирь производил
впечатление, при ближайшем рассмотрении (4) украшения выглядели довольно
примитивными. Обычным нагрудным украшением был стилизованный рыцарский
крест (5), бывший признаком благородного происхождения, или национальной
эмблемой, как на польских штандартах. Накладка в форме фигуры Богородицы
(6) относилась к ордену Непорочного Зачатия, введенного королем Владиславом
IV Вазой в 1633-1637 гг. Этот символ обычен для католиков. Обратите внимание
на длиннейший кончар (7). Он был настолько неудобен, что многие считают его
парадным оружием. В действительности кончар — незаменим при преследовании
противника. В конце XVII века сабля корабела (8) достигла вершины развития.
Она теперь имела закрытую гарду, защищавшую пальцы и кольцо для большого
пальца, облегчавшее проведение повторного замаха. Прически у поляков тогда
были разнообразны. В начале XVII в. пользовался популярностью «ирокез» (9),
в середине набрал популярность «молдавский» стиль (10), а в 1670-х гг. строгий
Ян Собеский ввел моду на монашескую стрижку «под горшок» (11).

Последний раз редактировалось Klerkon: 12.11.2017 в 23:31.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: История военного костюма
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Реконструкция костюма викингов! Odin Эпоха викингов 80 07.02.2017 18:47
История Фарер Ulv Фарерские острова 10 09.05.2006 21:22


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 09:04


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.