Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Лингвистика > Русский язык
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 13.01.2018, 05:43   #41
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.382
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Три друга*.
Какая, однако, мерзость!
Аж до конца не дочитал.

______________________________________
Федор Достоевский - Дым и Комок

Цитата:
На ниве мужика Комок земли лежал,
А с фабрики купца Дым к небу возлетал.
Гордяся высотой, Комку Дым похвалялся.
Смиренный же Комок сей злобе удивлялся.
— Не стыдно ли тебе,— Дым говорил Комку,
— На ниве сей служить простому мужику.
Взгляни, как к небу я зигзагом возлетаю
И волю тем себе всечасно добываю.
— Ты легкомыслен,— ответствовал Комок.
— Смиренной доли сей размыслить ты не мог.
Взлетая к небесам, ты мигом исчезаешь,
А я лежу века, о чем, конечно, знаешь.
Плоды рождать тебе для смертных не дано,
А я на ниве сей рождаю и пшено.
Насмешек я твоих отселе не боюсь.
И с чистою душой я скромностью горжусь.
ONDERMAN сказал(а) спасибо.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 13.01.2018, 09:17   #42
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 9.489
Репутация: 45 | 11
По умолчанию


Норвежская сказка
" Хульдры на хуторе "

В Ордале рассказывают, что давным-давно жил там один парень, женившийся на хульдре.
Хутор, откуда тот парень был родом, стоял на отшибе, и хульдры часто туда наведывались. Обычно они приходили готовить на кухне еду. Иногда хульдры приводили с собой детей - видно, им не с кем было их оставить.
Вот как-то раз подземный народец пришел на хутор печь лепешки, и случилось так, что хозяйский сын, холостой парень, был в ту пору дома. Приметил он, что на кухню прошла хульдра с молоденькой дочкой, и вошел за ними следом.
А хульдра-мать расхаживает по кухне от очага к столу, от стола к очагу - и так забавно показалось это парню, что стал он дурачиться, следуя за хульдрой, как тень, и выделывая всякие штуки со своим шарфом. Тут хульдра не выдержала и говорит парню:
- Если ты случайно коснешься меня, придется тебе на мне жениться.
Парень только рассмеялся в ответ, да возьми и накинь свой шарф на молоденькую хульдрочку.
- Что ж, - грустно сказала мать, - теперь она - твоя, и ты волен делать с ней все, что хочешь, но помни: как ты будешь обходиться со своей женой, так будет житься и тебе самому.
Сказала и ушла.
Молодые обручились, и только тут до парня дошло, что невеста у него с хвостом, и хотел уж он было ее прогнать, но священник совершил над девушкой обряд крещения - без этого он не соглашался венчать молодых, - и хвост у нее отпал, лишь только прикоснулась она к святой воде.
И вот сыграли свадьбу. Когда молодые вернулись из церкви, на хутор пришли из лесу три коровы - таких больших коров в тех краях никогда не видели, - и сами встали в хлев.
И стал парень с молодой женой жить на хуторе. На первых порах они хорошо друг с другом ладили, но только никак не мог парень выбросить из головы, что жена у него - хульдра, и с каждым днем обходился с ней все хуже и хуже.
Как-то раз работал парень в кузнице - надо было ему новые подковы для лошади сковать. Тут входит к нему жена и говорит, что приехали гости, и надо хозяину выйти на двор их принять-приветить. А парню это не с руки - хотел он сначала всю работу закончить. Тогда жена схватила голыми руками раскаленную подкову и растянула ее в железную полосу.
- Я бы и с тобой так же поступила, да люблю я тебя, - говорит она мужу.
С тех пор он переменился, стал добрым и ласковым с женой, и прожили они счастливо до конца своих дней.

Добавлено спустя 29 минут:

Сия мораль в том что для достижения равновесия иногда достаточно показать силу а не применить ее)))
Иггельд, Grace_van_Dir и Klerkon сказали спасибо.

Последний раз редактировалось ONDERMAN: 13.01.2018 в 09:17.
старый 19.04.2018, 02:31   #43
Member
 
аватар для Горец
 
Регистрация: 05.2014
Сообщений: 458
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Те сказки которые дошли до нас являются в основном мусорной информацией и брехней, некоторые вредны. Волк тупой, лиса хитрая, медведь добрый. Все далеко от истины. Главный герой дурак, которому кто-то помогает за просто так. Волк глотает бабушку и внучку, а дровосеки которые портят природу добрые. Зачем вся эта инфа, которая лжива и вообще не полезна? Не лучше детям нормальные книжки читать?
старый 21.04.2018, 19:45   #44
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.854
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
Горец посмотреть сообщение
Те сказки которые дошли до нас являются в основном мусорной информацией и брехней
Не советую (на будущее) Вам не только здесь на форуме, но и вообще нигде, вот так запросто бросаться разными словами, ставить на что-то или кого-то подобные штампы. Вроде «да глупость все это», «да мусор», «рассчитано на лохов и малых детей» и т. п.


Сказки же бывают разные, мудрые и не очень, древние и новоделы, полностью и частично сохранившиеся, точно и неточно переведенные, хорошо и плохо понятые и осмысленные...


Разве в объемистом своде «Народных русских сказок» А. Н. Афанасьева, собранном в середине позапрошлого века, фигурируют исключительно «глупые волки» да «дураки иваны»? Других персонажей там — нет?


В сказках разных народов у животных, в том числе знакомых нам, нередко бывают различные функции.


Гора Катикати.


В старину жили где-то старик и старуха. У старика было поле на склоне горы. Каждый день ходил он туда работать, но вот беда — что ни посеет, хоть горох, хоть просо — придет барсук и все поле опустошит!

Но дед не опускал руки. Вот однажды пошел он сеять. Разбрасывает семена и поет песенку:


Посажу одно зерно —
Уродится тысяча.
Посажу два зерна —
Уродится десять тысяч.



Вдруг чей-то голос тоже затянул песню:


Уродит одно зерно,
Много-много — лишь одно.
Дотемна трудись впустую,
Суккаракан!



Вот тебе на! Смотрит дед вокруг и видит: уселся барсук на корневище дерева и насмешничает.




Японский барсук-оборотень Тануки, фигурка которого, согласно
поверьям, приносит счастье. Старинная японская литография.




Рассердился старик. — Так вот, значит, кто опустошает поле?! Дрянной барсук! — Стал он думать, как изловить негодника.

На другое утро спозаранок пошел старик работать на свое поле, а корневище дерева густо обмазал сосновой смолой.

Начал дед сеять зерна с песней:


Посажу одно зерно —
Уродится тысяча,
Посажу два зерна —
Уродится десять тысяч.



Тут опять появился, как вчера, барсук и давай передразнивать старика:


Уродит одно зерно,
Много-много — лишь одно.
Дотемна трудись впустую.
Суккаракан!



Сделал старик вид, будто не слышит, и работает себе дальше. И вдруг неожиданно как набросится на барсука с криком:

— А, попался, барсучишка!

Барсук хотел было удрать, да прилип, не может пошевелиться. Попался-таки!

Старик крепко связал барсука лозами вистерии, принес домой и подвесил под застрехой.

— Старуха, я поймал проказливого барсука. Он мое поле разорял. Вечером сварим из него похлебку, — сказал дед и снова пошел работать в горы.

Осталась старуха одна и начала на дворе толочь рис в ступке. Но тут барсук окликнул ее:

— Бабушка, бабушка, много ли рису ты собралась натолочь?

— Да три полные ступки.

— Ой-ой, жаль мне тебя! Тяжело в твои годы рис толочь. Я тебе помогу. Развяжи меня ненадолго, — попросил барсук вкрадчивым голосом.

— Что ты, разве можно! Меня старик забранит — отмахнулась бабушка.

— Не бойся, ничего тебе не будет. Кончу толочь рис, опять меня свяжешь, никто и не узнает.

Обманул хитрый барсук доверчивую старуху.

— Ну что ж, отпущу ненадолго, на малый срок, — и развязала барсука.

— Спасибо! Дай мне пестик, бабушка, я тебе помогу.
Старуха послушалась, а он пришиб ее пестиком до смерти и запел:


Ты не сваришь, дедушка,
Суп из барсука.
Свари взамен бабушку
И покушай всласть!



И удрал со всех ног в горы.

Пришел старик под вечер домой, глядь барсука нет, а старуха лежит мертвая. Заплакал дед в голос:

— Убил он, видать, мою старуху. О горе, горе!

Тут — прыг-скок! — прибежал заяц:

— О чем ты, дедушка, плачешь?

— Как это о чем? Ты, заяц, только послушай!

Все ему старик рассказал. Разорял барсук его поле и, мало того, старуху до смерти убил.

Стал заяц его утешать:

— Не плачь, я накажу злого барсука!



Тануки занимает в японской «звериной» мифологии
второе место после лисицы кицунэ. Впрочем, нередко
под тануки подразумевают вовсе не барсука, а совсем
другое животное — енотовидную собаку.



На другой день заяц отправился в горы. Стал резать тростник, распевая песенку:


Стебель, стебель тростника,
Дай мне листьев тысячу.
Завтра крышу богача
Покрывают заново.



Откуда ни возьмись, бежит барсук, шею от любопытства вытянул:

— Говоришь, завтра крышу у богача будут наново перестилать?

— Ага! Отнесу ему тростник, денежек заработаю.

— Да ну! Возьми меня в товарищи.

«Попался на удочку», — подумал заяц, но виду не подал:

— Ладно. Нарежь тростника побольше.

Много они тростника нарезали. Барсук очень обрадовался и, поторапливая зайца, стал быстро спускаться под гору. Навьючил он на себя целую гору тростника, а заяц — только маленькую охапку.

Но вскоре заяц жалобно закричал:

— Ух, тяжело, мочи нет! Не надо мне денег, брошу тростник на дороге.

— Как можно? Столько трудился! Отдай лучше мне свою охапку тростника.

Барсук взвалил на себя ношу зайца, а заяц радостно запрыгал сзади:

— Вот славно, дух перевел! — А сам незаметно стал выбивать огонь кресалом.

— Заяц, а заяц, что это я слышу, словно бы что-то постукивает: кати-кати, кати-кати? — спрашивает тут барсук зайца.

— А это на горе Катикати так кричит птица-катикати, — говорит заяц, как ни в чем не бывало.

Но вот загорелся тростник на спине барсука: пых-пых.

— Заяц, а заяц, что это мне слышится, словно бы пых-пых?

— Это на горе Пыхпых кричит птица-пыхпых, — ответил заяц, а сам скорей наутек.

На другой день заяц на горе Перцовых Стручков готовил мисо с красным перцем.

Тут, охая, весь обожженный, притащился барсук.

— Ага, нашел я тебя, заяц. Это ты мне вчера нарочно всю спину опалил! — ощерился барсук.

Страх взял зайца, но он прикинулся, будто не знает, о чем речь:

— Что ты говоришь, господин барсук! При чем тут я? На горе Катикати живет заяц горы Катикати, а здесь, на горе Перцовых Стручков, живу я — заяц горы Перцовых Стручков. Откуда мне знать, кто тебя опалил?

— Господин заяц, не знаешь ли ты хорошего лекарства? Обожженная спина сильно болит, — слезно попросил барсук.

К счастью, у меня под рукой лучшее снадобье от ожогов — мисо с красным перцем. Где надо помазать?

Помазал заяц больные места перцовой приправой и опять припустился наутек.

Невзвидел света барсук, завопил:

— Ай, больно! Ой, жжет!

Бегал, бегал он кругами, но наконец бросился в реку и смыл с себя перцовую приправу.

— Ну погоди же у меня, заяц! На этот раз сожру тебя, начиная с головы.

Стеная и охая, погнался он за зайцем.

Глядь-поглядь, заяц рубит дерево: тук-тук.

Барсук гневно завопил:

— Мерзкий, коварный зайчишка! Намазал меня приправой с красным перцем, у меня все тело распухло!

Заяц спокойно молвил в ответ:

— Вот тебе на! Что такое ты говоришь? На горе Перцовых Стручков живет заяц горы Перцовых Стручков. А я ведь — заяц горы Криптомерий. Знать ничего не знаю!

Поверил барсук.

— Значит, ты заяц горы Криптомерий? Тогда нечего делать. Но скажи мне, заяц горы Криптомерий, для чего ты срубил это дерево? Что будешь мастерить из него? — с жадным любопытством спросил барсук.

— А-а, из этого дерева? Обдеру с него кору, потом распилю на доски и смастерю лодку.

— А для чего тебе лодка?

— Спущу ее в реку и буду рыбу удить. Много-много рыбы наловлю.

Не утерпел барсук, подобрался поближе:

— Что, что, будешь ловить рыбу? Возьми, меня в товарищи.

— Ладно, ладно. У меня шерстка белая, я смастерил себе деревянную лодку, а ты, барсук, вон какой черный. Изготовь для себя глиняную лодку.

Барсук, очень довольный, начал месить глину и лепить лодку.

Но вот лодки готовы.

Сели барсук и заяц каждый в свою, и выгребли они на середину реки.

Запел заяц звонким голосом, ударяя по бортам лодки:


Лодка деревянная,
Бунгура!
Лодка глиняная,
Дзяккура!



Барсук не захотел отстать от него. Подхватил песню:


Лодка деревянная,
Бунгура!
Лодка глиняная,
Дзяккура!



И давай стучать по бортам лодки!

Разломилась глиняная лодка пополам и пошла ко дну: буль-буль.

И барсук вместе с ней утонул.

На том и сказке конец...



Источник: http://www.rulit.me/books/yaponskie-...457456-16.html

Адаптированный вариант: https://www.litmir.me/br/?b=546089&p=4

Комментарий к сказке Дадзая Осаму:

http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%94/d...oizvedeniya/37
Aliena сказал(а) спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 21.04.2018 в 19:41.
старый 23.04.2018, 16:40   #45
Member
 
аватар для Горец
 
Регистрация: 05.2014
Сообщений: 458
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Klerkon, я вам в соседней теме вчера уже ответил. Все что я пишу это мое личное мнение, которе я аргументирую. В отличие кстати от вас (вы аргументируете, но не всегда, при этом задевая и даже оскорбляя собеседника. Я же ни разу еще никого не оскорбил и никому не нагрубил, впрочем обо всем этом я уже написал в соседней теме). Зайдите в ту тему и почитайте. Если вы против мирного общения, то я уйду с форума, так как не люблю, извините меня, срач.
старый 24.04.2018, 19:03   #46
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.854
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
Горец посмотреть сообщение
Если вы против мирного общения, то я уйду с форума, так как не люблю, извините меня, срач.
Если Вас в чем-то подозревают, из этого вовсе еще не следует, что, во-первых, Вас намереваются «оскорблять», а во-вторых, что Вы сами ведете себя по отношению к другим обязательно «прилично».

Гипертрофированное самомнение — не лучший путь к взаимопониманию.

Тем более что никаких «убедительных аргументов» в большинстве Ваших «глубокомысленных суждений», будь то мнения о происхождении двуручных мечей или пользе сказок, лично я нигде не увидел. По-моему, Вы просто «ляпаете» тут что-то, что неожиданно взбрело Вам в голову, а потом уже неумело пытаетесь оправдаться или сразу обижаетесь.

Но если Вас это так задевает, можете мне вообще не отвечать и общаться с другими.

Возможно, они и на все Ваши вопросы смогут как-то ответить, лично я же остаюсь при своем мнении, и Ваше поведение на форуме, со всеми этими неожиданно задаваемыми сразу в нескольких не связанных между собой темах вопросами и пр. — считаю подозрительным...
старый 25.04.2018, 17:05   #47
Member
 
аватар для Горец
 
Регистрация: 05.2014
Сообщений: 458
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

В теме шаманизма я все четко расписал, привел аргументы и факты.
Цитата:
Гипертрофированное самомнение
Это явно не про меня.
И я всегда прислушиваюсь к чужому мнению, если оппонент аргументирует его. И уж тем более не позиционирую свое мнение как истину в последней инстанции, потому что я как и все могу ошибиться. Это не значит, что мое мнение всегда ошибочно или наоборот, что я всегда прав.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 07.08.2018, 01:41   #48
Member
 
аватар для Горец
 
Регистрация: 05.2014
Сообщений: 458
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Кстати, недавно пришло на ум. А ведь койот это эквивалент шакала. Теперь сравните образ шакала и койота в сказках. Разница просто огромна. Белые люди как-то херово относятся к окружающей среде. Слишком рано оцивилизировались ( не путать с "окультурились"!). Мне не нравится, когда человек относится к животным с ненавистью или презрением.
Viktor-Adolf сказал(а) спасибо.
старый 13.08.2018, 18:39   #49
Member
 
аватар для Viktor-Adolf
 
Регистрация: 07.2017
Проживание: Львов (Лемберг)
Сообщений: 114
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Горец посмотреть сообщение
Кстати, недавно пришло на ум. А ведь койот это эквивалент шакала. Теперь сравните образ шакала и койота в сказках. Разница просто огромна. Белые люди как-то херово относятся к окружающей среде. Слишком рано оцивилизировались ( не путать с "окультурились"!). Мне не нравится, когда человек относится к животным с ненавистью или презрением.
Мне тоже не нравится, когда человек относится к животным с ненавистью или презрением, хоть я и Белый ("цивилизованный") человек, но всё же - Язычник, Природа для меня - Храм моих Богов, а животные - такие же равноценные представители Земного Сообщества, такие же дети Матери-Земли, как люди и Боги (у древних греков Мать-Земля Гея - прародительница Богов). Цивилизованность - ещё не признак Культуры, а иногда - наоборот. Яркие тому примеры - христианская и мусульманская цивилизации, которые уничтожали (а порой уничтожают до сих пор) культурное наследие языческих народов, губят Природу и других людей во имя собственных призрачных целей и догматов...
А вот шакалы/койоты мне нравятся, хотя мой родовой тотем (зверь-покровитель) - волк. Негативное и даже презрительное отношение к шакалам характерно для мусульманских (азиатских и кавказских) народов, у которых "шакал" - это синоним врага или "нехорошего человека". В славянских сказках я не встречал такого отношения к этому зверю. Разве что в советском фильме "Кощей Бессмертный" (1938 г.хр.э.) эмблемой "главного злодея" (кстати, моего любимого героя русских народных сказок) почему-то была выбрана шакалья голова, хотя нигде раньше я не встречал прямой связи Кощея с шакалами. Из более современных сказок на ум приходит разве что шакал Табаки из "Маугли", но сам этот персонаж - скорее карикатурный, чем резко отрицательный.
Klerkon и Горец сказали спасибо.
__________________
"Выбирая Богов, мы выбираем свою судьбу." (Вергилий)
Мои Боги меня рабом не называют!
старый 13.08.2018, 20:46   #50
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.854
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Киле Бамба и Лоче-богатырь.



Обработка Дм. Нагишкина. Рисунки Г. Павлишина.





Наверное, не так давно это было.

Жил на Амуре Киле Бамба — нанайского народа человек, силы богатырской человек Киле Бамба. От простой женщины родился Киле. Только, видно, добрые черти ему помогали, что быстро он вырос. Ещё соску Киле сосал, а уже со зверем схватился!

Ушла как-то мать из дому. Дверь бревёшком припёрла, чтобы не открылась. Сколько времени по соседкам ходила — не знаю, а только через раскрытое окно вскочил в дом Бамбы тигр.

Услыхали соседи рёв тигра. Услыхали, как заплакал маленький Бамба. Кинулись родичи кто куда: как же можно не бежать, коли в деревню тигр пришёл?

Поплакал Бамба и затих. «Ну, — думают родичи, — пропал маленький Бамба, утащил его тигр в тайгу!»

Прибежала мать домой. А Бамба на спине лежит, носом пузыри пускает, полосатым тигриным хвостом играет. А тигр рядом с его людькой лежит: задавил его маленький Бамба и хвост оторвал. Вот так Бамба!





Увидал он мать, вытащил соску изо рта.
— Ну, беда, — говорит, — сколько зверей развелось, спать не дают, в окна прыгают! Видно, придётся мне, — говорит, — за них самому взяться, коли нет в деревне мужчин!


Встал Бамба на ноги. Отцовское копьё в руки взял, прикинул. «Маловато!» — говорит. Обеими руками за копьё взялся, нажал, пополам сломал. «Плоховато!», — говорит. В тайгу пошёл, левой рукой молодую лиственницу взял набок свернул, с корнем вырвал, сучья ободрал, землю отряхнул, попробовал — удобно ли? «Легковато!» — говорит. — «Ну, да раз другого нет, ничего не поделаешь — и это пригодится!»

Смотрят на него родичи, диву даются — в кого уродился? Не было ещё таких нанаев. И уже не Киле Бамба его называют, а Мерген-Бамба, богатырь Бамба.


А Бамба такой охотник стал, что лучше и быть не может. Бамба только из дому выходит, ещё на охоту собирается, а за девятью сопками, за девятью озёрами звери в норах просыпаются, с детками прощаются, знают — от Бамбы не уйти! Бамба острый глаз имеет: один раз взглянет — сразу скажет, сколько серебристых волосков на спине у чернобурки, сколько белых у неё в хвосте. Бамба острый слух имеет, прислушивается, говорит: «За девятью реками да за девятью ручьями соболята пищат. Значит, там ставить капкан надо!»

Бамба силу имеет: сто дней без отдыха зверя добывает, одну ночь проспит — и ещё сто дней зверя бьёт! Бамба ест здорово: утром — косулю, на обед — сохатого, за ужином — медведя съедает! По животу себя погладит: «Съел бы ещё, да на завтра оставить надо!» Бамба зверя бьёт: один стреляет — десять охотников добычу собирают. С охоты ребёнок идёт — за ним целый поезд собачьих упряжек едет — пушнину везут! Вот так Бамба!

Добрый Бамба был! Услышит, где-то в деревне ребёнок плачет, пойдёт, скажет: «Ты чего ревёшь? На тебе лаха пукани! Играй!» Рыбий пузырь даст ребёнку, станет тот по пузырю ладонью стукать, шум поднимет, плакать перестанет. Столько Бамба медведей перебил, что каждому ребёнку в деревне над люлькой мафа гарани — медвежий клык — повесил, на счастье, да чтобы злые черти не пугали. Сыты все в деревне были: мяса хватает, пушнина есть, рыбы вдоволь.

Ездят нанаи за реку в Никанское царство. Меха продают. Халаты покупают да припасы. Лица у нанаев круглые, животы толстые, глаза ясные, косы красным жгутом оплетены, унты на них красивые, шелками шитые, руки у них ловкие, ноги у нанаев быстрые. Вот какие нанаи!





Смотрел, смотрел с другого берега на нанаев никанский маньчжу-амбань — начальник. Завидки его взяли: живут нанаи хорошо, дружно, дани никому не платят, всё у нанаев есть! А своих никанских мужиков амбань давно ободрал, как липку: себе возьмёт, царю возьмёт, солдату возьмёт, монаху возьмёт, купцу возьмёт да ещё раз себе, а что там мужику остаётся? «Дай, — думает амбань, — я с нанаев ясак — дань — возьму. С них брать ясак буду, богатство себе наживу!»

Вот послал он своих солдат и чиновников к нанаям. Едут: с саблями, с копьями, с огненным боем, сила несметная!

К нанаям приехали. Те гостям рады, угощать стали. Да никанцы на угощение и не смотрят — в амбары полезли. Рассердился тут Бамба на никанцев.
— Невежи вы, — говорит, — вести себя в гостях не умеете!

А солдаты маньчжу-амбаня — косатые были. Похватал их Бамба за длинные косы, всех вместе теми косами связал да и бросил в воду. Поболтались никанцы в воде, поболтались да и утонули… Сильный был Бамба!

Сколько раз маньчжу-амбань никанский своих солдат посылал, а обратно их так и не дождался. Понял тут амбань, что силой амурских людей не возьмёшь. Думать стал, всех своих мудрецов и чиновников созвал, чтобы думали, как с амурской земли поживу взять. Думали, думали никанские мудрецы и придумали. Говорит амбаню самый старый:

— Солдат не посылай! Солдат мечом, а не головой думает. Пошли купца к нанаям. Купец — что паук: присосётся — не оторвётся, пока всю кровь не выпьет!





Так и сделал амбань. Послал к нанаям купца Ли Чана. Приехал Ли Чан к нанаям на Амур. Как лисица Ли Чан: слова хорошие говорит, три короба всякой всячины сулит. Язык у Ли Чана без костей — словно хвост у лисицы по ветру стелется. Приехал купец — стал нанаям товары в долг давать: «Бери, бери — потом сосчитаемся!» Кому — бусы, кому — котёл, кому — халат расписной, кому — серьги, кому — крупы с мукой. «Бери, бери — посчитаемся потом!» Видят нанаи — добрый купец. Видят нанаи — с Ли Чаном жить можно! Не кричит купец, не грозит, ногами не топает, всё с улыбочкой делает, всё посмеивается Ли Чан.

Так купец нанаев к себе и приучил. Не стали нанаи в Никанское царство ездить, не стали товары привозить, у Ли Чана всё, что надо, покупают. Что ни попросят — у купца всё есть.

Вот пришло время Ли Чану долги платить. Потащили нанаи Ли Чану меха. Только всё у Ли Чана сразу дорого стало. Говорит: дорога трудная товары возить, разбойники по дороге шалят, амбаню платить надо, разбойникам платить надо, царю никанскому платить надо.

Отдали нанаи всю пушнину, а долг не покрыли. Остались у Ли Чана в долгу. Ну, нанаи народ такой — долг прежде всего отдать надо! И стали нанаи за тот долг работать. Что в тайге ни добудут — Ли Чану тащат. Что в реке ни выловят — к нему же! Приехал Ли Чан к нанаям тонкий, как червяк, стал Ли Чан толстый, как боров! Зато нанаи стали тощать. Всё никак долг отработать не могут.

Думали, думали, к Киле Бамба пошли.
— Вот какое дело! — вздыхают. — Никак долг отдать не можем. Видно, чёрт в это впутался. Сначала Ли Чан одну шкурку за одну считал. Потом Ли Чан две шкурки за одну считать стал. Теперь — три считает Ли Чан за одну. Как быть?

Пошёл Бамба к купцу. Рассердился, стал спрашивать: как так получается? А Ли Чан ему эрэкте — книгу показывает, все долги в той книге записаны. Смотрит Бамба — не понимает тех значков, что в книге записаны, а видит, верно, что-то есть. Если столько долгов, сколько значков — не выбраться нанаям из долга.

И не подумал Бамба, что в той книге — обману больше, чем долгов. Стал Бамба нанаев спрашивать, что брали. Отвечают ему: «Халат взял, крупу взял, водку взял… а что дальше было — не помню!» Что до водки берут — помнят нанаи, что после — не помнят, всю память та водка нанаям отшибает…

Стал Бамба родичам помогать. Родичей из беды не выручил, а сам в неё попал, сам в долгу у Ли Чана оказался. Как получилось это — не знает Бамба. «Видно, не купец Ли Чан, а чёрт! — думает Бамба. — Как это у него три шкурки за одну идут, непонятно!»

К шаману Бамба пошёл, про купца спросить. А шаман пьяный-препьяный сидит, едва языком ворочает. Послушал он Бамбу, послушал и говорит:

— Правда твоя! Чёрт Ли Чан! Вот смотри, какую мне водку дал: три дня назад я выпил и до сих пор пьяный. Разве может простой человек такое сделать? Конечно, чёрт этот Ли Чан.

Ну, а против чёрта что может охотник сделать? Ничего…

Говорит Бамба шаману:
— Пошамань! Прогони того чёрта Ли Чана! Совсем отощали нанаи, всё к нему несут. Скоро помирать будут!

Отвечает шаман:
— Против Ли Чана шаманить не могу. Он такой чёрт, что я с ним не справлюсь. Не нанайский, а никанский чёрт! Амба-амбани он! Чертовский чёрт! Ты ему больше пушнины давай!

— В заповедные леса пойду зверя бить! — говорит Бамба. — На Сихотэ-Алиньские горы пойду, тигра, барса, рысь возьму!

— Нельзя туда. Охоться здесь! — говорит шаман. — На Сихотэ-Алине горные черти живут. Удэгейский Какзаму те горы сторожит, в камень людей превращает!

— К Большому морю пойду! Сивуча, тюленя, нерпу возьму! — говорит Бамба.

Замахал на него шаман обеими руками:
— Здесь охоться! На Большом море водяной чёрт — Ганка живёт, человека туловище у него, рыбий хвост у него, не рука, а железный крючок у него из воды торчит. Тем крючком он людей хватает!

— На болота пойду! Выпь, цаплю, утку возьму! — говорит Бамба.

Плюётся шаман:
— Здесь охоться, говорю! На болоте чёрт Боко живёт — одноногий. Запутает тебя в болоте, в трясину утащит. Будешь потом в трясине лежать да пузыри пускать!

— На гольцы-солонцы пойду! — говорит тогда Бамба. — Сохатого, косулю добуду!

Трясётся шаман:
— Здесь охоться, говорю! На гольцах-солонцах — Агды-гром живёт. Каменным топором деревья рубит. Как ударит — человека в пыль обратит!

— На Мылки-озеро войду! Бобра, гусей бить буду!

У шамана пена изо рта хлещет от злости на Бамбу:
— Химу-амба, самый страшный чёрт в озере том живёт! Как человека увидит, из озера выползёт, под ним трава и камни горят. Дохнёт Химу огнём на тебя — сгоришь, и никто не узнает!

Опустил голову Киле Бамба. Задумался.
Вот тебе и богатырь Бамба! Кругом черти. И все — сильнее Мергена. И сила ему ни к чему! Ой-я-ха! Совсем худо!

— Охоться, как охотился! — говорит шаман. — Ли Чану пушнину таскай. Он тебе водки даст — всё горе забудешь!

Не хочет к Ли Чану Бамба идти. Пошёл куда глаза глядят…

Три ручья перешёл, шесть озёр обошёл, девять сопок перевалил. Место выбрал, шалаш построил, костёр развёл. В шалаше лёг. Горькую думу стал думать: «Зачем человеку сила богатырская, коли от чертей житья не стало? Мало того, что в лесу — черти, в тайге — черти, в горах — черти, в реке — черти, так и в деревне теперь Ли Чан есть. Где бы силу такую найти, чтобы всех этих чертей перебить, чтобы людям жить можно было?»

Заснул Киле Бамба. Спит, во сне слышит: кто-то идёт с верховьев Амура. Тяжело ступает, тайгу под себя подминает, из земли воду выжимает. Вскочил Бамба, на лук стрелу наложил, свой нож вытащил. Кто идёт?





Тут выходит из-за деревьев человек. Не видал таких Бамба раньше: лицо белое, глаза голубые, волосы жёлтые, как золото, борода большая. Одет не по-амурски. В руках палка железная. «Ещё один чёрт пришёл!» — думает Бамба.

А человек говорит ему:
— Ты почто за лук держишься? Али меня стрелять хочешь? Я тебе друг, а не враг! Да и что ты своим луком противу меня? Давай потягаемся — кто дальше выстрелит.

Какой богатырь от спора откажется? Приосанился Бамба: дальше его никто во всей деревне не стрелял! Видит, за тремя ручьями заяц бежит. Стрелу выпустил Бамба, к сосне зайца пригвоздил. «Хорошо!» — говорит человек с жёлтыми волосами.

Теперь тот человек свою палку поднял.
— За шестью ручьями, — говорит, — сейчас белка с дерева на дерево прыгнуть хочет, её убью! — Прицелился своей палкой, глаз голубой прищурил. Ка-ак грохнет что-то, будто гром загремел, по сопкам пошёл перекатываться.

Упал Киле Бамба на землю, забоялся.
— Ой, Агды-гром, — говорит, — меня не тронь!
— Не Агды это, а я! — смеётся тот человек.

Глядит Бамба — та белка уже на боку лежит.

— Твой верх! — говорит Бамба. — Давай поборемся!
Вот скинули они одежду, за пояса взялись. Стали бороться. Никто верх не берёт. Никто другого на землю положить не может. Изловчился Бамба, хотел того человека через спину перекинуть, а тот поднял Бамбу на воздух, да и не пускает. Держал, держал…

Потемнело в глазах у Бамбы, говорит он:
— Пусти на землю, я не птица! Без земли — худо мне! Твой верх… Давай поспорим, кто лучше спляшет!





Стал Бамба плясать. С утра начал, пока солнце не закатилось, всё плясал. Ещё никто так на Амуре не плясал! А тот человек крякнул, на ладони поплевал и пошёл в свой черёд. Ночь плясал, день плясал, вторая ночь настаёт, а он всё пляшет… Только треск по долине идёт да топот слышен, вода из реки выплёскивается. Земля трясётся, пыль столбом стоит, звёзды застит… «Эй! друг! — кричит Бамба. — Довольно. Твой верх!» А тот человек ещё три дня да три ночи плясал, да сам себя по пяткам ладонями прихлопывал. Потом перестал, говорит: «Это не пляска! Вот в молодости я плясал!»

«Плохой человек разве так спляшет? — думает Бамба. — Сила у него в руках есть, глаз у него зоркий, нрав весёлый — чем не друг?»

Стали они побратимами.
— Я Киле Бамба! — говорит нанай.
— Я Иван Русский, а по-вашему — Лоча.

— Ты в своей земле богатырь? — говорит Бамба.
А Лоча рукой отмахивается:
— Какой я богатырь! — говорит. — Вот за мной богатыри идут, а я просто младший сын у моей матушки!
— Сюда пришёл зачем? — спрашивает Бамба.
— Жить буду! На этой земле отцы мои давно жили.

— Худо тут! — нанай говорит.
— А что? Земля, что ли, плохая? — спрашивает Иван. Ком земли взял, в руках растёр, понюхал: — Хороша земля!
— Чертей много развелось! — говорит Бамба. — Жить не дают!

Рассказал Бамба о своём горе Ивану, как черти его по рукам и по ногам опутали, силы богатырской лишили.
— Ничего! — говорит Иван. — Был бы свет в очах, а на чертей управу всегда найти можно!

Вот пошли они в деревню. А нанай совсем бледные ходят — есть нечего. Только Ли Чан на пороге дома своего сидит — жирный да красный, как клещ.
— Этот, что ли, чёрт-то? — спрашивает Иван.
— Этот, этот!

Пошли Иван да Бамба по амбарам. Стоят амбары пустые, только паутина в углах. Ту паутину собрал Иван, в комок скатал. К Ли Чану пошёл. «Давай, эрэкте — книгу! — говорит. — Где тут записано, сколько мой друг Бамба тебе должен?!» Достал Ли Чан эрэкте — книгу, раскрыл, толстым пальцем в книгу тычет.

Взял книгу Иван, говорит: «Если верно Бамба должен — слово его крепкое, его и огонь не возьмёт! Если обманул ты Бамбу — сгорит твоё слово!» Бросил книгу в костёр. Сразу книга пламенем взялась, сгорела. Кричит Ли Чан, ногами на Ивана топает. Взял тут Иван паутины комок, что в амбарах нанаев собрал, да и кинул Ли Чану в рот. Похудел сразу Ли Чан, съёжился, маленький стал, в паука обратился. Бросил его Иван в реку, и поплыл Ли Чан к своему маньчжу-амбаню, хозяину своему.

Ходят нанаи голодные…

Вынул Иван из-за пазухи зёрна малые, в землю бросил. Полезла из земли зелёная трава. Пожелтела. В колосьях у неё жёлтые семечки набухли. Взял те семечки Иван, между камнями размолол — белая пыль из тех семечек стала. Ту пыль с амурской водой Иван смешал — тесто сделал. Из того теста лепёшек напёк. Нанаям дал: «Ешьте!»

Съели нанаи. Вкусно! Тут сразу у них столько силы прибавилось, сколько никогда после пищи не прибавлялось.





На охоту нанаи пошли. И Бамба с Иваном на охоту пошли.
— Хочу сохатого добыть! — говорит Иван. — Пойдём на гольцы-солонцы!
— Там — Агды-гром живёт! — говорит Бамба.

Не испугался Иван. А от побратима как можно отстать — лицо потеряешь, пошёл и Бамба.
Стал Иван из своей палки палить, такой гром поднял, что Агды из тех гольцов улетел.
— Здесь охотничье место хорошее, — говорит Иван. — Где же твой Агды?

Вот пошли побратимы дальше. В болото попали. Видит Бамба, стоит на пути горбатый маленький человек на одной ноге, глаза у него синим огнём горят. «Не ходи, Иван! — кричит Бамба. — Там —горбатый Боко-чёрт стоит. Заведёт, погубит!»

Говорит Иван: «Этот, что ли, чёрт Боко?» — И хвать Боко за единственную ногу! Да себе под ноги, чтобы ту трясину пройти. Видит Бамба, лежит Боко — не Боко, а сучок еловый! А Боко будто и не бывало!

Через реку переходить стали — видит Бамба: чьи-то седые космы полощутся, в воде зелёные глаза блестят.

«Не ступай в реку! — говорит Бамба Ивану. — Видишь — Ганка-старик в воде лежит, нас поджидает. Видишь, руку железную выставил?!» А Иван в воду нырнул, хвать того чёрта седого! Из реки вынырнул — в руках коряжина сосновая да щука зубастая, что под коряжиной той сидела. Съели щуку Иван да Бамба и дальше пошли. Так Бамба и не видал больше Ганка-чёрта.

Пошли побратимы через горы. Дрожит Бамба от страха — теми местами они идут, где Какзаму людей подстерегает. Только Бамба подумал про Какзаму, а Какзаму тут как тут! Красные глаза на людей таращит, руки к ним протягивает, вот-вот зацепит и в камни обратит! «Иван! — кричит Бамба. — Бежим отсюда, на траву бежим, там над нами Какзаму не властен!»

Оглянулся Иван да ка-ак хватит того Какзаму своей железной палкой! Только искры во все стороны полетели! Закрылись глаза Какзаму… Глядит Бамба — стоит камень серый, мохом поросший, никакого Какзаму нет! «Притаился!» — думает Бамба, идёт за Иваном, оглядывается. Нет Какзаму — и только! Пропал от удара Ивана!

— Ну, где твой Химу-чёрт живёт? — спрашивает Иван у Бамбы.
Только сказал он это — побратимы до озера дошли, — а Химу уже ползёт на них, извивается, огнём дышит. Закричал Бамба, бежать хотел, а Иван ему:

— Ты чего же это, Бамба? Пала не видал, что ли?
Обернулся Бамба — нет Химу, и словно не бывало! Верно, горит трава, огонь, будто змея, по земле ползёт. Верно, камни вокруг, как чешуя, лежат! А Химу нет!

Вздохнул тут Бамба свободно. Видит, никаких чертей нет, а стоит он с Иваном на своей земле: оба сильные, оба храбрые, оба охотники, оба богатыри, только Иван постарше будет. И кругом всё понятно: в лесу деревья растут, в тайге звери живут, а в реке рыба плавает, на горах камни лежат.

Подумал, подумал Бамба и вдруг говорит:

— Значит, теперь и сказки наши пропали. Про таёжных людей, про водяных людей, про горных людей сказки пропали…

— Ничего! — говорит Иван. — Теперь другие сказки пойдут! Разве не сильный ты? Разве не храбрый ты? Своей земли разве не хозяин ты? Разве тебе не друг я? Разве про нас не сложат сказки?

Отсюда и сказки новые начинаются. Про любовь и дружбу сказки. Про силу и храбрость сказки. Про ловкость и верность сказки. Про твёрдое сердце, крепкие руки, верный глаз — новые сказки начинаются.



старый Сегодня, 21:25   #51
Member
 
аватар для Горец
 
Регистрация: 05.2014
Сообщений: 458
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Viktor-Adolf,а как вы узнали о своем тотеме? Я тоже хочу, читал, слушал - ниче не выходит.
Думаю,отношение к животным от веры не зависит в наше время, хотя мусульмане до сих пор в своей массе плохо относятся к живности. Но в Израиле например охота круглогодично запрещена и животные не пугливые, я тех же шакалов очень часто вижу, а возле моего дома лисы живут, хотя я живу в центре.
P.S. По зороастрийскому гороскопу я Ворон. Многое по поисанию подходит, но описание кельтского гороскопа подходит еще больше (самое большое совпадение), а там я вообще Граб.

Животных истребляли и язычники тоже, просто чем дальше тем больше технологий и христиане выкосили их уже основательно. Викинги когда высадились в Исландии многих там перебили. Не потому что язычники, а потому что люди.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Сказки-народная мудрость или вымысел?
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Сирия, правда или вымысел Karazhan Всемирная история, политика 540 03.05.2018 18:41
Мудрость Fenriz Избушка 77 15.02.2015 22:02
Мудрость Поднебесной. «Дураки учатся на своих ошибках, умные - на чужих». Klerkon Общие статьи 4 04.12.2012 04:12
Что такое мудрость? DaGGoN Общие статьи 8 17.02.2005 07:32


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 23:00


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.