Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Кино
Регистрация


Дерево 4спасибо
  • 2 Автор Klerkon
  • 1 Автор ONDERMAN
  • 1 Автор Old

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 28.07.2015, 23:31   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.256
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию Комедия «Гараж», или Эльдар Рязанов как «буревестник перестройки»

«Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот, да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните —
Чтоб коммунизм канарейками не был побит!»


(Вл. Маяковский)



Сваргх тут давеча тиснул статейку о фильме Вл. Меньшова «Москва слезам не верит». А я вот решил предложить для обсуждения фильм Э. Рязанова «Гараж».



«В 1979 году в советский прокат вышел фильм ужасов Э. Рязанова «Гараж».

Его почти все помнят, но мало кто любит пересматривать. Почему — понятно: по накалу ада данный фильм эквивалентен кинговской «Мгле». С той лишь разницей, что герои американской киноленты 2007 года теряли человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты 1979 года теряли его из-за гаражных мест.

В принципе отечественная лента даже страшнее — потому что её герои, за небольшими исключениями, сплошь советский интеллектуальный цвет: сотрудники научно-исследовательского института.

Что важно: «Гараж» — это «прото-перестроечный» фильм. И он наглядно демонстрирует, ЧТО на самом деле привело к перестройке.

Сейчас почему-то принято считать, что она грянула из-за тяжёлых «последствий сталинизма». «Гараж» показывает: нет, напротив — она грянула из-за последствий ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ.

Эту мысль надо пояснить. Собственно в годы сталинизма гонений на человеческую природу, выражающуюся в частной инициативе и желании жить в удобстве, НЕ было.

Напомним общеизвестное: в сталинском СССР артели и промкооперация «производили почти 6% валовой продукции промышленности, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института».

Приусадебные участки, существовавшие параллельно с колхозами, достигали 1 гектара.

Не считалось грехом стремление человека к бытовому благополучию.

В 1952 году, за месяцы до своей смерти, старенький предсовмина СССР писал: «Необходимо прочно обеспечить не мифическую «рациональную организацию» производительных сил, а непрерывный рост всего общественного производства… Было бы неправильно думать, что можно добиться серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Нужно коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих (…) путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления (…) Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение».

Так вот. Десталинизация 1950-х выразилась в нескольких интересных шагах.

Приусадебные участки были ликвидированы.

Промкооперация и артели — прикрыты.

А главное — реалистический сталинский ИДЕАЛИЗМ (благополучие граждан, знания граждан и сознательность граждан должны расти строго синхронно) — был заменён идеализмом магическим, согласно которому вот организуем мы рационально производительные силы — и к 1980 г. будет достигнута великая цель.

По факту же — человеческую природу объявили «греховной» и начали «совершенствовать» в отрыве от реалий, заглушая естественный вопрос «почему в продаже нету нормальных дешёвых джинсов» тартюфовскими взываниями к Ленинским Идеалам. Заставили любить честный труд не потому, что он приносит справедливый результат — а потому, что «к высокому надо стремиться».

Естественно, это всё не изменило человеческой природы. Люди всё так же желали быть благополучны. Они всё так же искали пути и находили их.

Штука вся в том, что самыми материально успешными стали обладатели контрольного пакета идеализма. А также их дети, прислуга, шофёры любовниц и далее по списку.

В итоге в позднем СССР, где-то рядом с повседневным трудом и героизмом миллионов, было построено нечто парадоксальное — буржуазное общество, официально отвергающее буржуазность. И тем самым создавшее целый культ запретного, дефицитного и трудно доставаемого, от которого до сих пор многие очухаться не могут.

...Я сейчас вспомнил всю эту политэкономию для того, чтобы мы глубже окунулись в страшный мир «Гаража»:

Итак, на дворе — последний год перед объявленным некогда, но явно не собирающимся наступать коммунизмом. В магазинах дефицит, наиболее честолюбивая часть граждан охотится за «Вранглером» (по нынешним ценам — где-то по 120 тыс. руб. за пару штанов), а учёные-зоологи рвут друг дружку на части из-за гаражей для частных своих, непосильным трудом нажитых автомобилей. И поверх всего этого несутся возвышенные идеологемы. Ибо где реализм заменяется магией — там немедленно возникает сословие колдунов, ловко решающих свои проблемы за счёт веры и покорности сограждан.

Самые мучительные минуты жуткой водевильной склоки «Гаража», конечно, — это минуты, когда замутившие свой маленький бизнес руководители (гаражного кооператива, института, соседнего рынка) начинают, выкручивая руки и нагибая пайщиков, говорить пафосным языком и апеллировать к высоким ценностям.

«Это у вас частнособственнические инстинкты», — давят они обиженных, получив взятку от блатных.

«В Париже все командировочные я потратила на научные книги» — говорят они, отобрав у безответных сотрудников командировку и прикупив себе аудиотехники.

«Вы позорите имя института», — упрекают они тех, кто воспротивился их простенькой штеле.

«Вы мешаете общему делу! Ваши гаражи снесут, и по широким проспектам будут ездить автобусы и троллейбусы!» — шипят они, выброшенные из числа пайщиков.

И видно, что говорят они это вполне сознательно, но безотчётно. Употребляя просто выученные колдовские заклинания, которые по логике того времени были «должны сработать». Потому что высокий советский язык — тот самый, на котором совершенно искренне рассуждали герои «Эры Милосердия», «Территории», даже фантастики вроде «Лезвия бритвы» — был для них уже мёртвым богослужебным языком. Языком, на котором лучше всех в 1979-м говорили те, для кого он меньше всего значил.

Собственно, при просмотре «Гаража» становится глубоко понятно, почему именно советская владетельная буржуазия (функционеры, директора рынков, начальники институтов и руководители отделов идеологического воспитания) стала основным инициатором смены матрицы. И почему она, бывшая главным ретранслятором советских ценностей — спустя каких-то десять лет начала проклинать эти ценности опять-таки громче и истошнее всех. И на двадцать пять лет изгнала их из языка, запретила ими думать.

Потому что честный труд, справедливость, обязательное и всеобщее развитие — всё это были заповеди, которые они десятилетиями провозглашали вслух и которые десятилетиями нарушали на деле, и помнили об этом каждый день. Им, попавшим в МГУ по протекции Анатолия Сергеевича, получившим спальный гарнитур путём «двести сверху», «Адидас» от приятеля из МИДа, а набор курточек от фарцовщика Бори — было жутко страшно, что однажды все эти мёртвые красные идеи возьмут и воскреснут. Демоны перестройки были подобны ранним атеистам, особенно яростно громившим монастыри оттого, что на дне их душ всё ещё жила неубитая, впитанная в детстве религиозность, боявшаяся возмездия.

С той же эмоцией демоны перестройки громили красную идеологию.

…Прошло очень много лет. Той матрицы уже нет. Мальчик, едва научившийся ходить в год выхода «Гаража», сидит и пишет сейчас эти строки. Потомки мажоров, сорок лет назад вынужденных сдавать краткую историю ВКБ(б) и сидеть в комсомольских президиумах — сейчас без комплексов проводят над согражданами весёлые ютуб-эксперименты на предмет «выпей мочи за 15 тысяч».

Исчезло ли нагибание граждан хитрым меньшинством? Нет, не исчезло.

Исчезла ли для нашего общества необходимость в понятиях «Территории», ценностях Шарапова, мечте Ефремова?

Нет, только обострилась.

Главное — не пытаться подменять ни джинсы идеями, ни наоборот».


Полностью: http://www.kultpult.ru/Retro-recenzi...-film-SSSR-247

1. Клеркон лично — НЕ разделяет большинство идей автора публикации.
2. Клеркон лично — НЕ является «интеллигенцией» и категорически не согласен с тем, что она является «интеллектуальным цветом».
3. Клеркон считает ее — в основной массе — той самой «дрянью», о которой пророчески писал Маяковский.
4. Клеркон лично — НЕ имеет автомобиля и не собирается в ближайшее время его приобретать.
ONDERMAN и Aliena сказали спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 28.07.2015, 23:58   #2
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 8.954
Репутация: 45 | 10
По умолчанию

Рязанов в 1979 просто напросто показал на совковом примере апофеоз человеческого эгоизма в широком спектре.....от хамства до комичного.....Вот и все.........Аавтор статьи развил целую философскую идею.......С таким же успехом герой фильма \Бакенбарды\взял в оборот Пушкина .....а потом и Маяковского
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 08.12.2015, 22:53   #3
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.256
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Лимонов не жалеет о словах про «деградантские комедии» Рязанова.

По мнению писателя, режиссёр «внёс лепту в самоубийство СССР».

«Писатель Эдуард Лимонов признался «Русской службе новостей», что не жалеет о словах про «деградантские комедии» Эльдара Рязанова, умершего в ночь с 29 на 30 ноября 2015 г.

«Я не трогал покойного, не говорил, что он «плохой», я говорил, что он был символом этой перемены, он один из тех, кто участвовал в «смене мозгов» у людей, в смене понимания, что было плохо. Я о нём лично ничего не сказал плохого», — утверждает писатель.

По его словам, смерть Рязанова стала лишь поводом, чтобы высказать «конкретную философскую истину».

«Я и до его смерти говорил, что эти непонятные изменения, когда героями кино и книг стали обыватели, очень тревожны, и считал, что это было не к добру. Вдруг свергли с пьедестала героев гражданской войны, героев отечественной войны, начала разгуливать по экранам эта разухабистая пьяная троица Никулина, Вицин, Моргунов. Всё это отозвалось, и через 30 лет мы видели пьяного Ельцина, похожего на всю эту троицу вместе взятую», — подчеркнул Лимонов

Он отметил, что такие люди, как Рязанов внесли свою лепту в самоубийство СССР. Писатель не исключил, что режиссёр просто стал орудием в руках судьбы.

«Я не оспариваю его понимание вещей, но в исторической перспективе видим, к чему это привело», — заключил Лимонов.

30 ноября 2015 г., в день, когда умер режиссёр Эльдар Рязанов, Лимонов опубликовал в соцсетях пост о влиянии советского кинематографа на развал СССР.

«Приглядитесь к «Карнавальной Ночи», там из-за плеча обаятельной комсомолки Люды Гурченко уже выглядывают напористые Ходорковский, Прохоров, Рома Абрамович и другие — ребятки-комсомольцы», — написал он.»


Источник: http://newsland.com/news/detail/id/1650357/
старый 09.12.2015, 00:13   #4
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.126
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
«Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот, да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните —
Чтоб коммунизм канарейками не был побит!»

(Вл. Маяковский)
А Вы перечитайте ещё раз "Манифест коммунистической партии", и тогда поймёте, что Мордехай писал -- не для канареек даже, -- а для крыс и про крыс.

Русский социализм 80-х годов -- это уже, извините, другой совсем уровень. Крысятина там ставилась в укор, высмеивалась и выщучивалась. Общее впечатление от фильма: "Ну что ж вы делаете, скоты"?

Фильм злой и прекрасный, вот таким и должно быть искусство в обществе, которое прогрессирует от хорошего к лучшему.
Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Он отметил, что такие люди, как Рязанов внесли свою лепту в самоубийство СССР
Рязанов -- критик. Вдумчивый, артистичный, и что завораживает в нём, -- оптимистичный! Вот верил он, что всегда, в любой беде, проклюнется из народа это: сильное, упрямое, творческое, правильное. Все его фильмы об этом.


Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Вдруг свергли с пьедестала героев гражданской войны, героев отечественной войны, начала разгуливать по экранам эта разухабистая пьяная троица Никулина, Вицин, Моргунов. Всё это отозвалось, и через 30 лет мы видели пьяного Ельцина, похожего на всю эту троицу вместе взятую», — подчеркнул Лимонов
Ельцин, вослед за Горби, -- ставленники Пентагона, их поэтому никак нельзя выводить из русской культуры.
И сколько можно равнять общество на примеры минувших войн? Приходят на память слова Егорушки:

"Подкидывали вверх догорелую искорку...
Пузырились топкой мелочью..." (с)

Это правильно, делать искусство из бытовухи.
Этим славился весь советский кинематограф.
Да ещё, пожалуй, французский.
Haleygr сказал(а) спасибо.
__________________
Hungry Heart.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Комедия «Гараж», или Эльдар Рязанов как «буревестник перестройки»
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Божественная комедия solus Архив 2006 13 03.05.2006 14:18


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +4. Сейчас: 07:08


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.