Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Философия > Язычество
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 14.03.2013, 18:54   #1
Member
 
аватар для arianfinist
 
Регистрация: 08.2006
Проживание: Moscow
Возраст: 37
Сообщений: 915
Репутация: 10 | 3
По умолчанию Мифы о язычестве



10 мифов о язычестве. Миф номер 0, вместо введения: «да тут вообще писать нечего, и так все ясно». Писать о язычестве — дело непростое и оттого вдвойне увлекательное. Во-первых, об очень неоднородном явлении, в котором выделяется множество непохожих друг на друга направлений, предстоит писать обобщающую статью, и желательно, чтобы она давала представление о предмете в целом, не входя в противоречие с его отдельными многочисленными частными случаями. О разнообразии язычеств еще поговорим при разборе следующих мифов. Пока важно отметить одно: каждый серьезный язычник формирует свое мировоззрение самостоятельно, годами отшлифовывая деталь за деталью.

Причем эту проработку никогда нельзя назвать завершенной; иными словами, язычество для его носителя — это не явление, а процесс. В известном смысле, язычеств есть столько, сколько язычников. Потому автор, пользуясь найденной в интернете фразой неизвестного автора, «объективно не может не быть субъективным»: даже говоря о язычестве в целом, приходится опираться на свое личное восприятие.

И потом, «и так все ясно» бывает только в двух случаях: если знаешь о предмете все, или если не знаешь о нем вообще ничего, причем первый случай в нашем несовершенном мире не встречается. Автор будет считать свою задачу выполненной, если кому-то из читателей, кому до знакомства с язычеством было «все ясно», станет гораздо менее ясно, как неясно самому автору, язычнику с 15-летним стажем.

Итак, о язычестве всегда найдется что сказать на нескольких страницах, и с темой статьи мы разобрались. Вступление было бы неполным без небольшого пояснения касательно ее формы. На первый взгляд, название обязывает камня на камне не оставить от распространенных представлениях о язычестве, обосновав их полную несостоятельность. Между тем, утверждение вида «все мифы о язычестве (внешней политике Англии, петровских реформах, мировом финансовом кризисе) совершенно ложны» и есть единственный по-настоящему ложный миф. Миф о чем-либо не был бы так живуч, если бы хоть какие-то действительно имеющие место стороны явления не давали повод считать его правдоподобным. Те расхожие представления, которые будем разбирать далее, лучше называть не столько ложными, сколько однобокими или неполными. Неадекватность заключается, в первую очередь, в попытке подойти с привычными, годящимися для повседневной жизни мерками к предмету, который в принципе не принадлежит к кругу повседневности (попробуйте для примера взять сказку о Курочке Рябе, между прочим, бесценное наследие славянского язычества, и оценить действия деда и бабы так, как если бы они были нашими соседями по дому или — того хуже — по офису). И свою задачу автор видит не в том, чтобы просто отмести те или иные утверждения о язычестве, а в том, чтобы показать, как по-иному можно взглянуть на предмет, как его кажущиеся несуразности в иной системе координат образуют гармонию.

Миф номер 1: «ага, значит язычества-то вообще нет как целого, раз оно распадается на индивидуальные восприятия»

Так, да не совсем так. С одной стороны, действительно: в язычестве нет единого лидера, подобного римскому понтифику у католиков (при всех различиях между, скажем, бенедиктинцами, францисканцами и кармелитами все они организационно принадлежат к одной четкой иерархической структуре), нет единого и общепризнанного кодекса священных текстов (для сравнения, как бы глубоки ни были разногласия между шиитами и суннитами, «Коран» у тех и других один). Но, во-первых, такой, как сказали бы программисты, «полиморфизм» язычества — признак отнюдь не его слабости или незрелости, а, напротив, залог гибкости и силы: какой бы новый неожиданный вызов ни бросил нам бурно меняющийся мир завтра, хотя бы в одном из течений язычества наверняка найдется на него подходящий ответ. Монолитные идеологические системы, тем более воплощенные в монолитных организационных структурах, хороши для периодов относительной стабильности, которые, похоже, уходят в прошлое. Адекватным отражением полиморфного мира как раз и является полиморфизм идеологии.

А во-вторых, и это главное, за «деревьями» отдельных восприятий можно разглядеть и «лес» язычества как цельного явления: все направления и течения образуют концептуальное единство. Кто-то чтит Перуна, кто-то предпочитает развивать в себе черты, свойственные образу Велеса, кто-то видит необходимость жить среди дикой природы и своими руками возделывать землю, кто-то, как автор этой статьи, настаивает на прогрессорском понимании язычества, когда за основу берутся не конкретные способы устройства деревянной избы, а общий способ осознания себя и своего места в мироздании, который можно применить и к условиям мегаполиса или космической станции. А всех вместе объединяет бережное отношение к наследию наших предков, осознание живой преемственности с автором «Слова о полку Игоревом», желание и готовность продолжать начатое ими дело — ни много ни мало — творения мира.

При всем разнообразии проявлений, у язычников четко просматривается общий идеал: динамическая гармония таких взаимодополняющих начал, как сохранение доставшегося нам мира и природы со всей их красотой — и его смелое переделывание сообразно со своими представлениями; свобода — и долг; гордое утверждение себя, взращивание своей неповторимости — и готовность забыть о себе, когда значение имеет лишь род как целое; деловитость рачительного хозяина — и устремленная к другим мирам мечтательность поэта; готовность полнокровно жить сейчас здесь, на земле — и способность заглядывать за границы мира Яви; рассудительность степенного старца — и безумие ударившегося в пляску шамана.

Потому совершенно не удивительно и разнообразие языческих течений: каждый может по своему усмотрению выбирать себе наиболее подходящий путь реализации идеала. Иными словами, описанный выше единый, но полиморфный идеал на каждого отдельного язычника отбрасывает свою проекцию.

Миф номер 2: «язычество — это скатывание в каменный век, отказ от достижений цивилизации»

Не совсем так: к плодам научно-технического прогресса по-настоящему настороженно относятся лишь в некоторых направлениях язычества: представители консервативных и экологических течений считают самой важной из всего круга задач сохранение природы хотя бы в современном виде (а лучше — восстановление ее предыдущего состояния), а заодно и возврат человека к более испытанному укладу жизни. В то же время, для язычества в целом отторжение плодов цивилизации не свойственно: я уже упоминал о совершенно ином течении, в котором язычество рассматривается как адекватная идеология для электронно-атомно-космического общества будущего.

Автор этой заметки не хотел бы, чтобы точка зрения эко-консерваторов стала доминирующей — не будь автор программистом — но сам факт ее наличия можно оценивать положительно. Во-первых, одна голова хорошо, а две лучше: пускай экологические консерваторы подсказывают прогрессорам, где подстерегает опасность — это не значит, что новаторы остановятся или повернут назад, но уж точно подумают о том, как замеченные ловушки обойти. Во-вторых, даже будучи последовательным сторонником технического прогресса, трудно не согласиться, что его плоды в современном мире используются крайне неэффективно, да и вообще, как бы помягче выразиться, своеобразно. Так и хочется порекомендовать миллионам старших школьников: чем апофеоз научно-технического гения человечества — компьютер — превращать в инструмент для убийства времени, уж лучше в деревянной избе по-прадедовски пожить, раз до третьего тысячелетия не доросли.

Прогрессорское крыло в современном язычестве довольно сильно. Его представители, отдавая дань уважения древним пращурам, не забывают отметить, что для своего времени та же ковка меча или постройка деревянной избы были как раз тем, что сейчас принято называть «высокими технологиями». Как заметил в Интернете один из язычников, викинги, доживи одни до наших дней, ходили бы в походы не на весельных драккарах, а на атомных подводных лодках. Если реконструкторы, пристально вглядываясь в глубь веков задаются вопросом, как точнее воссоздать образцы старинной материальной культуры, то прогрессисты ставят вопрос по-другому: «как в условиях современного мира взрастить в себе тот дух, жизненную философию, отношение к себе, к своему роду-племени и к окружающему миру, которое которое уже доказало свою высокую эффективность, помогая нашим славянским прапрадедам на хлебных полях и на полях сражений». Лучшее, чем современный человек может отплатить своим далеким предшественниками — это нести дальше в будущее начатую ими эстафету, а не бежать по кругу и по уже пройденным тропам. Традиция – это не охрана пепла, а сохранение огня.

Не лишне будет упомянуть и о том, что в язычестве немало людей, которые в силу самой своей профессии двигают вперед науку и технику: это физики, инженеры-электронщики, архитекторы и, конечно же, программисты.

Миф номер 3: «язычники занимаются ерундой: глупо поклоняться Перуну и падать ниц перед деревянными идолами»

Те, кто выдвигает этот аргумент, могут немало удивиться, узнав, что со второй половиной этой фразы язычники и спорить не стали бы. Действительно, глупо поклоняться Перуну. Точно так же, как глупо поклоняться поп-звезде, начальнику, Чебурашке и вообще кому бы то ни было. По меркам эволюции жизни на Земле, человек обрел способность к прямохождению не настолько давно, чтобы это занятие успело наскучить. Среди язычников весьма распространено убеждение, что языческим богам не нужно поклоняться, их достаточно просто чтить. Да и богам, как их представляют себе современные кудесники, был бы неприятен вид унижающихся людей — сильным, смелым и гордым богам было бы важнее видеть в людях свое продолжение, учеников и соратников. Готовых, в том числе, и самим стать в один ряд с богами, а где-то даже и посоперничать с ними.

Язычники видят в каждом их своих богов не грозного самодура, хозяина и господина, которого нужно упрашивать или задабривать, а в первую очередь своего родича, давнего предка, ведь язычники называют себя внуками Даждьбожьими. Кстати, язычники в основном охотно соглашаются с вполне материалистической концепцией происхождения религий из почитания прежде живших на земле реальных людей. В самом деле, отчего бы и не почитать прапращуров, от которых пускай не осталось ни имени, ни могильного камня, зато лучшим памятником остались мы сами и унаследованная нами культура.

Ключевым для язычества является представление о том, что между человеком и богом(-ами) нет непреодолимых границ или какой-то принципиальной разницы. С этим связан еще один очень важный аспект. Язычество призывает человека не столько к тому, чтобы выполнять волю богов или жить по исходящим от них законам, сколько к тому, чтобы человек сам реализовывал в себе бога, сам стал богом, взрастив в себе те качества, которые в свое время вошли в образы богов.

Можно считать, что образ того или другого божества, дошедший до нас из древности, столетиями составлялся из черточек, привносимых в него каждым, кто этому образу соответствовал. Скажем, воин, проявивший на поле боя чудеса отваги, не только раскрывал в себе перуновы черты, но и, с точки зрения последующего сказителя, становился как бы манифестацией Перуна на земле, наглядным примером того, каков есть Перун. Кстати, и лучшее служение богам состоит не столько в том, чтобы молиться им, сколько в том, чтоб у наших правнуков были свои наглядные и исторически более близкие примеры того, кто такие боги. Отсюда следует, что чтя языческих богов, человек одновременно отдает дань уважения реально жившим предкам, оставившим столь достойные эталоны поведения, но с другой стороны — чтит и себя самого, того себя, каким хочет быть. Между прочим, чтить самого себя для язычника отнюдь не зазорно — конечно, когда есть за что.

Столь приближенное к жизни понимание богов как реальных образцов для реализации здесь, на земле, органично дополняется тем фактом, что богов в языческом пантеоне — много. В самом деле, мир вокруг нас и мир внутри нас настолько многообразен, что трудно было бы сформировать образ единого бога, одновременно сочетающего в себе образцы, по которым могли бы строить себя одновременно, скажем, купец, охотник, кузнец, дружинник и живущий подальше от людей ведун. Предлагая человеку множество не похожих между собой ликов, язычество как бы говорит «люди всякие важны, люди всякие нужны».

Одним словом, если кто и падает ниц перед деревянными идолами, то только в силу своей лично психической организации, требующей непременно кому-то поклоняться, к язычеству же это никакого отношения не имеет. Славить богов язычники предпочитают познанием, творчеством, крепкой дружбой, хмельной по-весеннему пылкой любовью и любовью глубокой и спокойной, воспитанием детей и, как же без этого, удалыми игрищами.

Миф номер 4: «язычество не может ничего дать современному человеку, так как формировалось в совершенно другую историческую эпоху»

Но ведь, если бы язычество и впрямь ничего не могло дать современному человеку, разве множилось бы число его последователей? Достаточно в любой поисковой системе задать запрос по ключевым словам «Сварог», «Велес», «Навь», чтобы убедиться: если костры на капищах зажигают, значит это кому-нибудь нужно. Совсем недавно, еще два десятка лет назад молодежь зачитывалась фантастикой о роботах и космических кораблях: Лем, Азимов, Шекли, Брэдбери, Саймак, Стругацкие. Сегодня с книжных полок на нас смотрят эльфы, тролли и маги, описанные пером Н.Перумова, Г.Л.Олди, К.Еськова. Стоявший у истоков направления Толкиен писал, впрочем, в эпоху, когда фантастика была почти исключительно космической, но по-настоящему массовый интерес к его творчеству пришел гораздо позже.

Совсем на поверхности лежит один факт: славянское язычество — в первую очередь именно славянское. Для людей, выросших на сказках о Бабе Яге да о Сером Волке, данная культурная традиция изначально подходит, не требуя для восприятия какой-либо доработки в виде обширных толкований или богословских трактатов. Культурный код славянского мифа — а это и система представлений о мироздании, и система образов, в которых эта натурфилософия нашла красочное, опоэтизированное выражение, воспринимается современным русским человеком столь же естественно, как умение говорить или ходить. Если и прибегают к толкованию мифов, то это лишь «вытаскивание» имплицитно заложенных и интуитивно понятных смыслов на явный, доступный осознанию уровень.

Во-вторых, язычество создано отъявленными жизнелюбами, которым нравился этот, земной мир, и которые здесь, на земле, видели довольно проблесков красоты мироздания, чтобы воспевать их, а не уповать на одно лишь счастливое посмертие. В образах языческих богов идеализированы и персонифицированы типично человеческие черты: храбрость, стремление к творчеству, верность долгу, сексуальность; пускай они доведены в мифе до очень высокой, не встречающейся на земле степени, но ведь главное в том, что мотивы богов и героев доступны пониманию. Думается, в языческом мифе человек ищет и находит образец того, как можно вести себя в очень непростых жизненных ситуациях, которыми именно современный динамичный мир столь богат. Особенно если учесть, что богов в пантеоне множество, и у каждого есть возможность выбрать те образцы, которые лично ему ближе.

И наконец, попробуем взглянуть на эпоху, в которой живем, не из самой бурлящей ее гущи, а чуть со стороны. За двадцатый век человечество пережило два глобальных катаклизма — две войны, охватившие практически все развитые страны, в естественных науках было сделано открытий больше, чем за всю предшествующую историю человечества, а с появлением самолетов, телеграфа, затем спутникового телевидения, компьютера и Интернета уклад жизни менялся за считанные годы больше, чем предшествующим поколениям могло бы выпасть за всю жизнь. Да что тут говорить, когда даже о предшествующем столетии, которое нам ужу кажется тихим и уютным, А.Блок писал «Век девятнадцатый, железный, поистине жестокий век, тобою в мрак ночной, беззвездный беспечный брошен человек». Двадцатый век дал человеку огромные надежды, слишком многие из которых не сбылись (яблони на Марсе так и не цветут), взамен предложив такие блага, на которые и надеяться никто не мог (человекообразные роботы у фантастов 70-х нередко считают на логарифмических линейках, а идея Интернета даже Лему не пришла в голову). В целом состояние человека, ожидавшего постоянных баз на Луне, а получившего мобильную связь третьего поколения, можно охарактеризовать как некую оторопелость. Причина которой в том, что оказавшиеся в наших руках возможности входят в явное противоречие с нашей способностью и готовностью их эффективно использовать (о том, как компьютер вместо того, чтобы стать небывалым помощником при самораскрытии спящего в человеке титанического творческого потенциала, массово служит прямо противоположным целям, выше уже упоминалось).

Поэтому сейчас настал самый подходящий момент, чтобы задуматься о том, кто мы, куда идем и зачем вообще идем куда-либо. Это, в том числе, значит оглянуться на пройденный путь, свериться с ориентирами — пусть эти ориентиры вырабатывались давними предками в эпоху сохи и топора, зато использованная при этом методология выглядит вполне здравой и эффективной. Иными словами, чтобы освоить хотя бы имеющиеся, а тем более будущие достижения инженеров и ученых-естественников, нужно массово стать хоть немножко философами. А философская идея может быть выражена не только сухим академическим языком в форме трактата, но и живым, красочным языком образов.

Миф номер 5: «язычество — это жестокая, лишенная любви к человеку религия»

Не совсем так. Чего в язычестве и впрямь нет — это обязанности испытывать жалостливую любовь к любому двуногому прямоходящему без перьев просто за то, что оно есть. Вообще же, употребляя слово «любовь», легко попасть в омонимическую ловушку: в это слово разные люди вкладывают столь различный смысл, что не всегда легко понять, какая именно любовь имеется в виду в каждом конкретном случае.

Большая часть современных язычников вовсе не лишена любви к человеку, если саму эту любовь понимать так: «человек! Ты велик и подобен богам... при том, что ты человек ровно в той мере, в которой ты подобен богам и велик». Эту мировоззренческую установку можно охарактеризовать парадоксальным словосочетанием «безжалостный гуманизм»: любовь здесь выступает как восхищение тем, как человек самореализуется и воплощает собой некий высокий идеал, а отнюдь не как жалость и сострадание к несчастному. Несчастному, согласно преобладающим среди язычников воззрениям, можно просто помочь, но умиляться самим состояниям несчастья или возводить страдание в добродетель — увольте.

Это совершенно естественно, если принять во внимание, что язычество наших далеких предков формировалось как идеологический инструмент, призванный обеспечить выживание народа в отнюдь не дружественном окружении. Хочешь быть любим — заслужи этого, покажи, что достоин!

Мировоззренческие системы, которые возводят в принцип любовь ко всякому человеку как к таковому, выдают любовь как бы авансом. Язычники же предпочитают априори относиться к человеку просто доброжелательно, оставляя любовь тем немногим, кого по-настоящему хорошо узнали.

Вполне соответствует языческому взгляду на жизнь и такой принцип: «справедливость — выше милосердия». Повторим некоторые тезисы К.Крылова, превосходно раскрывшего эту тему. Вполне можно представить себе мир, в котором с полной точностью и неотвратимостью за каждое деяние сразу следует воздаяние. Такой мир мог бы быть не самым приятным для жизни, но он по крайней мере внутренне строен и непротиворечив. А вот мир, где всеобщим законом была бы любовь и милосердие ко всем, представить уже невозможно: ведь тогда любить и прощать нужно и зло, ненависть или хотя бы желание заменить основной закон этого воображаемого мира законом справедливости. Таким образом, язычники считают, что милосердие, не обладает собственной ценностью, а является производной от справедливости. Когда принцип справедливости достаточно хорошо воплощен в устройстве человеческого общежития, можно позволять себе даже и отступления от него в сторону милосердия.

А если подойти к вопросу с другой стороны, то разве не в высшей степени человеколюбива мировоззренческая система, которая подстегивает человека, призывает его развиваться, становясь вровень с богами?

Миф номер 6: «язычество — это угрюмый культ недобрых сил; например, язычники богиню смерти Марену чтят»

И снова, нельзя полностью отмахиваться от такого утверждения — нужно лишь расставить акценты. Язычникам совершенно не свойственно рисовать картину мира в черно-белой гамме и оценивать все сущее по бинарной шкале «добро-зло». Вспомним, что в языческом пантеоне персонажей намного больше, чем два, и ролей «источника совершенного блага» и «абсолютного вредителя» в мифологии не найти. Насколько можно судить сегодня, создатели языческих мифов вовсе не считали осмысленными понятия абсолютного Добра и абсолютного Зла. Уж если и представлять упрощенную модель мира как соперничество двух сил, то это будут силы сохранения и изменения.

Каждая из этих сил может приносить и пользу, и вред. Хорошо сохранять накопленное богатство, освоенные территории, добытые знания, само существование своего рода. С другой стороны, разве полезно насильно поддерживать существование того, что уже отмерло и нуждается в небытии, в достойном завершении своего пути? На смену старикам должны приходить молодые, устранять высохшие деревья полезно для леса, да и волки, уничтожая хилых и больных косуль, оздоравливают популяцию в целом. Изменение может нести пользу: распаханное поле на месте бывшей пустоши, новое поселение, научное открытие, шедевр искусства. Чтобы расчистить место для чего-то нового, часто приходится разрушить что-то старое и, возможно, прежде любимое. С другой стороны, увлекаться одним лишь изменением мира ради самого изменения — значить рубить только что посаженное дерево, не дождавшись плодов.

Как есть время для рождения, так есть время и для смерти. Силы изменения, подчас выступающие в своей грозной, разрушительной роли, — это неотъемлемая часть мироздания, и язычество справедливо уделяет им долю внимания.

А вот утверждать, что все язычники все время занимаются почитанием смертоносных или разрушительных сил, было бы совсем неверно. Большая часть ритуалов имеет двойственную символику рождения и смерти (и даже тройственную, если добавить сюда их единство), причем в празднествах осенне-зимнего периода, как нетрудно догадаться, преобладают мотивы смерти, а в весенних и летних — рождения (впрочем, и здесь не все однозначно: вспомним Красную Горку, которая справляется в мае, и зимний солнцеворот — Коляду).

Прежде, чем обратить внимание на еще один важный аспект затронутой темы, нужно сделать небольшое отступление. Выше мы уже упоминали, что, в отличие от последователей «религий откровения», которые настаивают исключительно на божественном происхождении своей веры, современные язычники, как правило, не имеют ничего против вполне материалистической теории о естественном происхождении мифов о богах. Мировоззрение, получившее свое выражение в сказаниях, отшлифовывалось самим укладом жизни наших предков («бытие определяет сознание»).

Древние язычники повсюду читали откровения о жизни и смерти — записанные не чернилами в пергаментных свитках, а прожилками на листьях берез, бороздами на вспаханном поле, крыльями журавлей на дневном небе и огоньками звезд на ночном. Каждый год умирает зеленая листва, птицы улетают, одни звери впадают в спячку, другие безотрадно рыщут по лесу, погибая от голода и холода. Но с приходом весны жизнь начинается с новой силой, на смену пожухлым листьям появляется свежая зелень, а выжившие звери выводят детенышей. Брошенное в землю зерно умирает, переставая быть зернышком, — но возрождается в виде колоса, чтобы принести стократ больше зерна. Человек, постоянно живущий в этом круговороте зим и весен, просто не может не прийти к мысли, что каждая смерть — лишь пролог к новому рождению. Более того: для того, чтобы жить дальше, совершенно необходимо иногда ненадолго умирать — по крайней мере для того, чтоб освежить себя новым рождением.

Сюжет об умирающем и воскресающем боге или герое из смертных людей известен практически всем народам: Осирис у египтян, Бальдр у скандинавов, Лемминкяйнен в финском эпосе «Калевала», проглоченная волком Красная Шапочка, воскрешенная поцелуем Спящая Красавица и, конечно же, богатырь, сраженный предательской рукой и спасенный с помощью живой воды.

Среди древних языческих обрядов особое место занимали инициации — посвящения в какой-либо новый статус. Переход из мальчишек в полноправные члены рода, из девочек в девушки, посвящение в жрецы — все эти обряды включают символическую смерть (данного человека в его прежнем статусе) и последующее повторное рождение. Например, перед жреческим посвящением претендента могли отправить в глухую пещеру, выход из которой после испытаний становился символическим появлением из материнской утробы. А невеста перед свадьбой считалась как бы чужой в мире людей — кстати, сохранившаяся до наших дней фата раньше играла роль погребального савана, сбросить который означало родиться в новом статусе. Да и прыжок через огонь, одна из самых известных славянских традиций, несет ту же смысловую нагрузку — огонь выжигает и уносит все, что накопилось в человеке лишнего и ветхого, делая дух снова молодым и чистым.

Миф номер 7: «языческие ритуалы — это разнузданные и бесстыдные оргии»

Начать можно, пожалуй, с анекдота. Психиатр показывает пациенту карточки с рисунками и спрашивает, какие у того возникают ассоциации.

- Квадрат! Тут вижу обнаженную женщину в соблазнительной позе! О, треугольник, это я ее хлещу плетью... Ого, окружность — это она меня хлещет!

- Ясно, вы явно слишком помешаны на сексе.

- Я? А кто из нас эту порнографию у себя держит?

Разнузданность и развратность языческих ритуалов существуют скорее в восприятии тех, кто не хочет или не умеет видеть в них что-либо другое. Точно так же, глядя в музее на статую Афродиты, кто-то восхищается ее красотой, а заодно и гением мастера, а кому на ум приходят только скабрезности — Афродита в последнем ни капельки не виновата.

Да, в языческих ритуалах обнаженное тело играет определенную роль. Язычники могут под полной луной купаться в реке или обнаженными танцевать вокруг костра. Одна из важных задач любого ритуала — посредством какого-то действия, совершаемого в материальном мире, вызвать или закрепить определенное внутреннее состояние или настрой. К примеру, прыжок через огонь позволяет человеку лучше осознать свою смелость и решительность. А ритуальное обнажение помогает восстановить единство с природой вокруг нас и с нашей внутренней природой, а также преодолеть границы, которые большую часть времени стоят между людьми и символически закрепляются строгим этикетом, а также постоянным ношением «доспехов» из ткани.

Та часть человеческой психики, которая «завязана» на дикую природу и первобытное ощущение свободы, формировалась сотни тысяч лет (и миллионы лет, если брать в расчет предшествовавших человеку разумному гоминид). Этот могучий пласт бессознательного не следует презрительно игнорировать, а уж тем более пытаться сознательно подавить. Кстати, его архаичность никоим образом не говорит о примитивности или отсталости — без этого фундамента не могло бы функционировать сознание.

Отнюдь не случайно почти всех современных людей, выросших среди бетона и стали, так привлекают простые, первобытные удовольствия — пляшущее пламя костра и привкус дыма в испеченном на углях мясе, лунный свет и шелест листьев над головой. Пеший туризм еще в 60-е годы был любимейшим развлечением студентов и молодых физиков и инженеров. В этом же ряду стоит и возможность почувствовать всей поверхностью тела теплый летний ветер и прикосновение травинок.

Миф номер 8: «в язычники идут самоутверждающиеся подростки, с возрастом это пройдет»

Кандидат физико-математических наук, специалист в области физики плазмы; химик по образованию, работающий в области философии, автор сотни серьезных статей и писатель-фантаст; первоклассный художник, мастер графики и офорта; доктор наук, профессор, заведующий кафедрой в государственном вузе; офицер-связист; все это — видные деятели язычества, и этот список можно продолжать и продолжать. Автор этих строк — программист, кандидат наук, доцент технологического университета.

Самоутверждающиеся подростки есть в любом движении или организации, будь то клуб филателистов или секция рукопашного боя. Часть из них со временем отсеивается, другие находят себя в этом движении по-настоящему и чрез небольшое время становятся его гордостью. Должен же завтра кто-то становиться подполковниками, инженерами-технологами или научными сотрудниками.

Миф номер 9: «от настоящего древнего язычества не осталось никаких достоверных источников; то, чем вы на капищах занимаетесь — это сплошь плод собственного вымысла»

И осталось достаточно много, чтоб живую языческую традицию можно было смело считать непрерывной, и в самостоятельной реконструкции мировоззрения и обрядов, как и в разработке осовремененных версий, ничего плохого нет (конечно, если этим занимаются знающие люди).

С одной стороны, приходится признать: памятники славянского язычества сохранились гораздо хуже, чем наследие древних греков или скандинавов. У славян были и мощные храмовые комплексы (Ретра, Аркона на острове Рюген), которые могли бы сравниться с греческими, и при каждом селении бесчисленные капища с вкопанными в землю деревянными изваяниями богов — однако достоявших, подобно Парфенону, до наших дней, среди них нет. Из произведений древнеславянской литературы широкому читателю известно лишь «Слово о полку Игореве», тогда как греки могут предъявить Гомера, Гесиода, Анакреонта, Эсхила, Еврипида, у германоскандинавов есть целых две «Эдды», старшая и младшая, «Круг Земной», «Беовульф» — и это лишь самый сжатый список.

Но так ли все плохо? Можно разрушить и сжечь храмы, порубить идолы на капищах, но языческая традиция у славян слишком сильна и слишком живуча, чтобы пропасть и сгинуть. Во-первых, остались волшебные сказки, которые из поколения в поколение рассказывают старики детям. На первый взгляд они могут показаться не столь внушительными, как эпос о Нибелунгах, но для серьезнейшего анализа методами семиотики, герменевтики и аналитической психологии (вспомним хотя бы архетипы по К.Г.Юнгу) материала в них довольно. Во-вторых, множество ценных сведений о язычестве удается почерпнуть в самом, казалось бы, неожиданном месте — в христианских поучениях против язычников. В инструкциях идеологического отдела ЦК церкви по крайней мере описано, против каких именно обрядов и верований должны бороться священники.

Кстати, некоторые их этих поучений датируются совсем недавним временем, 18-м веком, а это говорит о том, насколько прочно укоренено язычество в народе. Здесь мы подходим к следующему важному пункту. После крещения Руси и последовавшего за ним очень долгого периода постепенной христианизации у славян сформировался уникальный и очень сложный мировоззренческий комплекс, который следует называть не по официальной версии — православием, а двоеверием. Мощный пласт верований и обрядов, который церкви так и не удалось искоренить, она вынуждена была принять как бы под видом православной традиции. Начнем с того, что нигде в «Библии» не указана дата рождения Христа; тем не менее, церковь отмечает Рождество во вполне определенный день, удивительным образом близкий к языческой Коляде — зимнему Солнцевороту. Точно так же, праздник, известный сейчас под названием «Ивана Купала» получился в результате наложения образа Иоанна Крестителя («купавшего» людей в Иордане) на исконно славянский праздник Купалы — летнего Солнцеворота. Илья-пророк (по библейской легенде вознесшийся на небо на огненной колеснице) слился с образом громовержца Перуна. Кроме того, образ Перуна слился и с христианским святым Георгием на том основании, что Георгий Победоносец пронзил копьем змея, а поединок со змеем (у славян — хтонической подземной ипостаси Велеса) непременно встречается в биографии небесного громового бога почти у всех народов. Велес — в аспекте податаля достатка и мудрости — продолжает почитаться под именем святого Николая. Этот список можно продолжать и дальше, главное здесь в том, что пристально присмотревшись к народному христианству, можно заполнить кое-какие белые пятна в языческой теологии.

Еще один существенный источник знаний о язычестве древних славян — сравнительный анализ мифов и легенд индоевропейских народов. Классические работы в области сравнительной мифологии принадлежат Дж.Фрезеру, М.Элиаде, К.Г.Юнгу. Из современных исследователей нельзя не упомянуть Д.Гаврилова (волхва Иггельда из языческого Круга Бера), а петербургского специалиста А.Фанталова. Можно считать твердо установленным законом, что в мифологиях индоевропейских народов содержатся чрезвычайно сходные темы, сюжеты, мотивы и образы. Конечно же, различаются имена, которые давали народы своим богам, некоторые сюжетные линии или особенности культа. Скажем, греческому Гермесу у скандинавов соответствует отчасти Один, отчасти Локи, а скандинавский Тор имеет общие черты и с Гераклом, и с Аресом. Но за всеми этими различиями четко просматривается единство лежащего в основе логического «скелета». Скажем, во всех древних мифологиях присутствует бог Земных сил и бог Небесных сил, Праматерь, Культурный Герой. Даже этимология имен языческих богов указывает на наличие единого корня индоевропейских мифологий: имя Перуна родственно санскритскому «Парджанья», имя Сварога на санскрите означает «свет». И хотя сравнительный анализ мифологий и реконструкция на основе аналогий не обязательно может восполнить пробелы, относящиеся к конкретным подробностям, но уж воссоздать общую картину точно помогают.

Что же касается авторского произвола при реконструкции мифа и культа — выше было достаточно сказано о том, что современное язычество должно быть не столько слепком с древнего образца, сколько его логичным продолжением, адаптированным к современности. Автор не верит в богов-бюрократов, которым буква учения была бы важнее духа.

Миф номер 10: «кроме безудержного воображения авторов фэнтези, других источников информации для массового читателя нет»
*
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. - М.: Современный писатель, 1995. Том 1 - 414 с., том 2 - 400 с., том 3: 416 с.Фрезер Д.Д. Золотая ветвь, М.: Эксмо, 2006. - 960 с.
*
Гаврилов, Д.А. НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. — М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. –272 с.
*
Гаврилов, Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. –М.: Социально-политическая мысль, 2006. –240 с.
*
Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002. – 374 с.
*
Ермаков С.Э., Гаврилов Д.А. Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря. – М.: Ганга, 2009. – 256 с.
*
Гаврилов Д.А., Ермаков С.Э. Боги славянского и русского язычества. Общие представления. – М.: Ганга, 2009. – 264 с.
*
Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. - 342 с.
*
Русское языческое миропонимание: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями / сост. Гаврилов Д. А., Ермаков С. Э. – М.: Ладога-100, 2008. – 198 с.
*
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, - М.: София, Гелиос, 2002. - 592 с.
*
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: София, Гелиос, 2001. – 744 с.
*
Элиаде М. Священные тексты народов мира. - М.: Крон-пресс, 1998. - 624 с.
*
Элиаде М. Ностальгия по истокам. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. - 216 с.
*
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. - М.: Ладомир, 2000. - 414 с.

А.Фанталов

Источник: Славянская Культура
Aliena, Verda и Viktor-Adolf сказали спасибо.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 15.03.2013, 03:13   #2
Member
 
Регистрация: 02.2013
Сообщений: 184
Записей в дневнике: 1
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Почти со всеми минусами я лично согласен.Первый имеет место быть, прямо как и написано. Язычество вообще любое это религия с оч сильным упором на эзотерику, а в 'славянское' язычество лезут все агностики, 'пирогромисты' разных мастей, а особенно добивает отсутствие культа как такового. В итоге язычник это существо которое верит хрен пойми во что, выглядит не пойми как, делает не пойми что. В реале то что удобно самому язычнику. В итоге собери 10 язычников закрой в одной комнате через неделю там будут одни трупы. Не каких общих интересов у них просто не будет, не ну в принципе есть один, распитие спиртных напитков это вот дело модное. Требований в отличие от того же северного язычества славянское не предъявляет, и не каких советов по этому поводу нет, то есть может сидеть йог рядом и с ним же рядом пьяный бомж и они оба язычники. Я не думаю что так было на Руси, язычество была жесткой системой объединяющей всех что называется кровью, по этому и креститься не хотели, были и требования определенные допустим умения обращаться с мечом или заговоры читать не важно факт что они были. А сейчас все это утеряно но это не очень плохо, основной пантеон есть эзотерики его могут за 50 лет наработать заимствовать какие то приёмы. Но этим не кто не занимается, даже уподрячить нормально знания и мифы и то не удосужились, какая то солянка мутная. И говорить о каком то язычестве славянском, ну это даже не тянет на кружок по интересам. Так как один будет на коленях идола молить а второй его палкой будет бить, третий же вообще куда нить гулять уйдет, четвертый пойдет вместо обряда пирогромировать на каком нибудь быдло php или на плюсах)))
Alland сказал(а) спасибо.
старый 15.03.2013, 15:33   #3
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию

Настоящее язычество это шаманизм,то есть реальный контакт с духами.У некоторых народов эта традиция жива и поныне,ничего возрождать не надо.
Страж и Cyanide сказали спасибо.
старый 15.03.2013, 17:05   #4
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Сообщений: 2.731
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 4
По умолчанию

Да и главное, в шаманизме есть некий объективный показатель действительной причастности человека.

Цитата:
Изначально шаманизм – вещь очень прагматичная. Он сам собой для того и возник. Если человек видел, что за 20 километров стадо заплутало где-то в лощине - значит, он шаман, это ясно. Значит, можно не бегать по всей тундре, а сразу пойти в эту лощину и привести стадо. Всем хорошо. Все сыты и довольны. Смеются и поют песни. Так же точно и городской шаманизм. Он существует для выживания и процветания в городских условиях, для противостояния агрессивной среде города. Город – очень агрессивная среда. Он необычайно хищен до нашего самочувствия, здоровья, счастья. Покоя. Ему только дай, он все сожрет. Чтобы этому противостоять, есть городской шаманизм, котрый позволяет быть спокойным, расслабленным, счастливым в городских условиях. Поэтому это совсем другая история.
http://www.shamanstales.ru/stati/int...m_larskim.html
Интервью очень интересное. Учение или система должна быть всегда молодой, адаптироваться к любой среде, быть постоянным рабочим интсрументом всегда и везде. Если человек решает проблемы, изгоняет болезнь(прежде всего из себя), находит правильные пути- значит шаман, однако Причем связь с духами не обязательно как что то видимое и осязаемое, но и в понимании "И-цзина"- нечто невидимое, на уровне интуитивного знания. Это-лучшее язычество, если какие религиозные ярлычки еще будут иметь какое то значение.... Такой человек всегда будет иметь связь с бытием, сущностью, природой. Сумбурно как то получилось.... но как то так.
Aliena сказал(а) спасибо.
__________________
Из ран врагов должна б потечь Кровавая река. Но занести не в силах меч Бессильная рука
старый 15.03.2013, 20:28   #5
Member
 
Регистрация: 02.2013
Сообщений: 184
Записей в дневнике: 1
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

В шаманизме критерий это то что человек должен быть избран духами, по факту должен найти учителя, а из умений это конечно же лечение. Но он сейчас тоже не самые лучшие времена переживает, оч много ныне недошаманов типо Карагая которые курят, пьют и тд делают то что несвойственно получеловеку/полудуху, там философия чем то на Аюрведу похожа, и старики не очень к этому относятся насколько я знаю. Особенно к костылям типо сигарет или мухоморов. А так религий та еще много тот же будизм или индийские всякие))) Такие с упором на развитие.
старый 15.03.2013, 20:59   #6
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Сообщений: 2.731
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 4
По умолчанию

Цитата:
Дельфин посмотреть сообщение
будизм
Возможно, одна из лучших альтернатив.
старый 08.06.2013, 22:19   #7
Member
 
аватар для Tildr
 
Регистрация: 09.2004
Сообщений: 436
Репутация: 13 | 3
По умолчанию

Не буду комментировать всё, дам цитаты лишь по самому «кривому» в «опревержении» мифов.
Цитата:
Миф номер 1: «ага, значит язычества-то вообще нет как целого, раз оно распадается на индивидуальные восприятия»
Так, да не совсем так. С одной стороны, действительно: в язычестве нет единого лидера, подобного римскому понтифику у католиков
Жрецом в семье был отец, а жрицею — жена; в роду — старший в роду; в деревне — старшина деревни; выше жрецом и судьей — жрец округи (избирался), выше шел выбираемый знатный и мудрый человек. При централизации и создании государств (княжества, королевства) — верховный правитель забрал судебную функцию себе, раздавая её своим подчиненным.
Пример как исказили римское язычество:
Цитата:
Вели́кий понти́фик (верховный жрец) (лат. Pontifex Maximus, буквально «Великий строитель мостов») — первоначально — высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 годах до н. э. должность занимали цари.
Великий понтифик был главой Коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками. Если кто-то из жрецов или самих понтификов нарушал свои обязанности, Великий понтифик налагал на него штраф (multa). Хотя народ имел право критиковать решения понтифика, в известных историкам случаях он их поддерживал. Великий понтифик вёл также ежегодные официальные записи предзнаменований (annales maximi).
Википедия

Цитата:
Миф номер 3: «язычники занимаются ерундой: глупо поклоняться Перуну и падать ниц перед деревянными идолами»
О сколько об этом написали ещё древние! Быть может стоит начать читать их? Ещё в древности жрецы порицали безграмотный люд, превративший древнюю религию в фетиш перед идолами, забыв — что это символы богов.
Впрочем, потомки тех, кто почитал высеченные в камне и дереве идолы, ныне — верят в «чудотворность» намалеванного на том же дереве и камне.
Советую почитать у Мирча Элиаде «Сакральное и вульгарное», или хотя бы тех же римских философов, к примеру:
Цитата:
Таково мнение Гераклита; эти же решительно поносят статуи. Если (они так думают) на том основании, что камень, дерево, бронза или золото, которое обработал такой-то (мастер), — не бог, то это смехотворная мудрость. Ведь кто, если не круглый дурак, стал бы считать их богами, а не подношениями богам и их изображениями?
...
(Но христианин) говорит: «Вот я стал перед статуей Зевса, или Аполлона, или какого-нибудь другого бога, богохульствую и бью его, а он не мстит за себя?» [VIII, 38]. Но ты не видишь, милейший, что и твоего демона всякий не только ругает, но и изгоняет со всей земли и моря, а тебя, преданного ему, как болван, заковывают, уводят и вешают, а твой демон, или, как ты его называешь, сын божий, нисколько за себя не заступается [VIII, 39]. А жрец Аполлона и Зевса (возразил бы тебе, что) «поздно мелют мельницы богов» прим. 113 или
«и сыны от сынов, имущие поздно родиться». прим. 114
Ты вот поносишь и осмеиваешь статуи их, а если б ты оскорбил лично хотя бы Диониса или Геракла, ты бы, может быть, не отделался благополучно. А вот те, которые распяли и казнили твоего бога лично, нисколько не пострадали и впоследствии в течение столь долгого времени.
[Цельс «Правдивое слово»]
Klerkon, Verda и Viktor-Adolf сказали спасибо.
__________________
С цепи сорвется пёс дюже дикий...
На Вальхаллу пришел Рагнарёк?
старый 09.06.2013, 02:22   #8
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.754
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
Tildr посмотреть сообщение
Ещё в древности жрецы порицали безграмотный люд, превративший древнюю религию в фетиш перед идолами, забыв — что это символы богов.
Впрочем, потомки тех, кто почитал высеченные в камне и дереве идолы, ныне — верят в «чудотворность» намалеванного на том же дереве и камне.
Одной из "насущных задач" современного иудео-христианства является целенаправленная дискредитация традиционных религий. Буквально все - в том числе кино - призвано к осуществлению такой цели:



Роберт Пью в роли кровосмесителя Крастера, скармливающего
Белым Ходокам собственных деток, в сериале "Игра Престолов".
старый 09.06.2013, 10:17   #9
Member
 
аватар для Tildr
 
Регистрация: 09.2004
Сообщений: 436
Репутация: 13 | 3
По умолчанию

В "Играх престолов" дискредитируют очень много. Хотя римская и греческая традиция по добровольному кастрированию подошла бы для монашества, как механизм профилактики нарушения обета безбрачия
Хотя и побиение камнями по их же законам их же - уменьшилось бы как паству, так и жречество :-)
Это я об иудаизме и его сектах.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 10.06.2013, 21:58   #10
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.754
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

«Основное обвинение в адрес Анастасии строится на том, что она — «язычница». Без всяких доказательств или рассмотрений выдвинутых таёжной отшельницей идей. Хотя Анастасия чётко и ясно назвала себя «ведруссой».



Ну и что же следует из того, что язычница? Япония и сейчас — почти языческая страна. Римская империя в период своего расцвета тоже была языческой. Наши отцы и матери тоже были язычниками. Причём, не просто язычниками. В период расцвета Египетского государства, Римской империи на Руси ещё сохранялась ведическая культура.

Так гордиться мы должны своей языческой историей, своим происхождением или стыдиться?

Нам внушают, что мы должны «стыдиться» своего происхождения.

Слова «язычество», «язычник» превращены в слова-символы. Символы чего-то плохого, ужасного. Слово «христианин» тоже стало словом-символом. Но оно символизирует «духовность», «порядочность», «просветлённость ума», «приближение к Богу».

Сегодня мы можем наблюдать тип человека-христианина
[СМ. — ПОДПИСЬ]. По плодам его деятельности судить о достоинствах.

Можем по собственному сегодняшнему образу жизни судить… Да не можем мы ни о чём судить! Мы просто не можем сравнить его с так ругаемым образом жизни наших отцов и матерей-язычников. От нас его скрывают.

В итоге из преподносимой нам истории о нашей стране нам внушили следующее.

Наши предки были какими-то «ужасными тёмными» людьми, но пришли «просветители», принесли идеологию, разработанную в Израиле, — христианство.

Российский князь Владимир взял и окрестил всю Русь.



Иванов С.В. «Христиане и язычники».

Недавно мы отпраздновали «тысячелетие крещения» Руси. Но что такое тысяча лет? — Миг на фоне миллиардов лет. Ну, представим себе не миг, а один день. Это очень важно — уметь сжимать время. Сейчас увидите, что при этом получается.

Вы просыпаетесь прекрасным солнечным утром и видите гостей на пороге вашего дома. Гости вам рассказывают о том, что ваши родители «плохие», «ужасные», «язычники», а «надо быть» христианами и не с природой общаться, а «грехи» свои замаливать, потому что ваши родители так «нагрешили», что и на вас их грех «перешёл».

И вы тут же соглашаетесь с утверждением пришельцев, идёте за ними в храм, целуете им руки. Просите их благословения и стараетесь даже не думать о своих родителях. Стираете их из своей памяти, оставляя лишь понятие — «язычники ужасные».

Вот такая картина получается при образном сжатии времени.

За тысячу прошедших лет акцентируют наше внимание на массе различных событий: рассказывают, кто с кем воевал, какие прекрасные строились сооружения, кто на ком женился из князей или царей, кто и как власти добился. Но по сравнению с отношением к своим родителям, к их культуре это значения существенного не имеет. Все остальные события, катаклизмы и невзгоды будут лишь следствием основного — предательства своих родителей.

«Но мы не предавали родителей, — скажет кто-то, — события ведь происходили более тысячи лет назад, в то время жили совсем другие люди».

Что ж, я могу перефразировать, расширить время. Но суть всё равно не изменится, если сказать так.

Ваша далёкая, очень далёкая прамамочка была язычницей. Она любила и понимала природу. Она знала вселенную и значение восходящего солнышка. Она родила вас… Вас, далёкого-далёкого, родила в прекрасном саду. И радовалась ваша красавица-прамамочка вам, и ваш отец был счастлив появлению вашему.

И хотели они, ваши прародители, чтобы вы, далёкий-далёкий от вас сегодняшнего, сделали прекрасное пространство ещё более прекрасным. Сделали так, чтобы пришло это прекрасное пространство к вам сегодняшнему, пришло улучшаясь из поколения в поколение, и вы, сегодняшний, могли жить на земле, превращённой в Божественную райскую планету. Они делали это именно для вас.

Они были язычниками, они могли понимать через природу мысли Бога. Ваши далёкие, очень далёкие мама и папа знали, как сделать вас счастливым. Они знали, потому что были — язычниками.

Ваш отец погиб в неравном бою с чужеземными наёмниками, сражаясь за ваше будущее.

Вашу маму сожгли на костре за то, что она не хотела сменить ваше прекрасное будущее на сегодняшний день.

Но сегодняшний день настал...

И потомки язычников сегодня коленопреклонённо целуют руки потомкам тех, кто сжигал их матерей и убивал отцов.

Целуют и сочиняют песни о «непокорённости» России. Поют песни о «русском духе», рабски ползая на коленях уже второе тысячелетие.

Какая свобода? Очнитесь, находящиеся под тысячелетним гнётом, одурманенные, как наркотиком, иностранной идеологией!

Очнитесь, кто может, и подумайте. Как могло произойти, что Анастасия — сибирская отшельница, россиянка, сказав всего несколько слов о российской истории, сразу наткнулась на противостояние и не где-нибудь, а именно в России?!
[будем точнее — «Россиянии»! — прим. Клеркона]»

Ссылка:

Источник: http://vmegre3.gets.ws/content/energiia_gizni_19.php
Verda и Viktor-Adolf сказали спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
старый 11.06.2013, 00:52   #11
Senior Member
 
аватар для Aliena
 
Регистрация: 09.2010
Проживание: Arendal
Сообщений: 2.328
Репутация: 22 | 4
По умолчанию

Klerkon, Вы верите в Анастасию?

Меня хватило только на полторы книги этой фэнтези-эпопеи (ещё две - три бегло просмотрела).
старый 11.06.2013, 17:45   #12
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.754
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
Aliena посмотреть сообщение
Klerkon, Вы верите в Анастасию?
НЕТ.

Но я согласен со многими взглядами "создавшего" ее Владимира Мегре.
старый 12.06.2013, 00:47   #13
Senior Member
 
аватар для Aliena
 
Регистрация: 09.2010
Проживание: Arendal
Сообщений: 2.328
Репутация: 22 | 4
По умолчанию

Достаточно было и одной книги. Максимум двух, чтобы не переплеваться.

Klerkon, это на мой придирчивый взгляд.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 13.06.2013, 00:56   #14
Member
 
аватар для Tildr
 
Регистрация: 09.2004
Сообщений: 436
Репутация: 13 | 3
По умолчанию

Мысли разумные, но довольно популистские. Начал собирать цитаты языческой литературы и философии о язычестве и сравнении с тем, что пропагандировали христиане.
Что любопытно, многое из аргументов и философии язычников - переняло позднее и нынешнее христианство, а неоязычество стало походить на неохристианство (имею ввиду время жизни Цельса).
Если как всегда лень меня не победит, будет подборка цитата Цельса, возможно немного других авторов, потом второй частью отрывки плагиата христианства у язычника Сенеки, а третья часть про другие вопросы.
Просто многие неоязычники слишком подвержены болезнью сект, культам личности, черно-белой картине мира, попытками сведения всего к монотеизму (одинисты (не Асатруа, а одинисты), некоторые родноверы - те, что с монотеистическими воззрениями на Рода, тенгрианцы), попыткой отрицания общечеловеческих ценностей, сплагиаченных монотеистами, незнанием того, что монотеизм имеет по сей день много остатков старого язычества, как семитского, так и своего родного, смешанного с семитским. Также отсутствия критического мышления у ряда персонажей замечено, Рыбаков, к примеру, прямо христианскую Троицу при изучении славянского язычества подменил теизмом Рода.
Еще существенная "болезнь" - отсутствие желания изучить "как было" научно, чтобы возродить верно, предпочитая "придумать покрасивше, с кровью, выпивкой и оргией" (пишу условно, но в ряде случаев некоторые до этого доводят), незнанием этимологии слов и языкознания в целом, создавая курьезы, а также отрицая кровавые жертвоприношения и имея искаженные и вульгарные представления о них. Также многие не подозревают юридическую функцию язычества в языческие времена, не пытаясь понять юридическую важность и ритуалов и то, что ряд обрядов записаны, лишь слегка в искаженном виде.
Тут и юридическая важность имянаречения, помолвки, свадьбы, похорон, поминок, "пьянки" по поводу покупки или важного события, и судейская мантия с молотом как древние атрибуты жреца -судьи, и многое другое.
Именно поэтому, к примеру, пообщавшись с большинством "язычников" плюнул, назвался "атеистом" и перестал говорить "пустым людям" важные слова, поскольку "мятал, бухать, язычество круто, разврата и тп" - это не то, чему поклонялись древние мудрые предки, в таком отношении часть христиан (если убрать священные книги и священные имена) большие язычники, нежели неоязычники-позеры, занимающиеся кощунством (лучше неверить, чем поганить позерской "верой").
Это кроме меня будет кому-нибудь интересно, или как всегда?
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 19.12.2013, 21:26   #15
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.754
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

См. мысли по этому поводу известного русского языческого волхва Огнеяра Константина Бегтина) на его личном блоге: http://swarog.ru/category/arheologija
старый 19.12.2013, 22:08   #16
banned
 
Регистрация: 07.2006
Проживание: Латвия. Рига
Сообщений: 6.203
Репутация: 78 | 0
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
известного русского языческого волхва Огнеяра Константина Бегтина)
сразу пропадает серьезное отношение))
старый 19.12.2013, 22:29   #17
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.754
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
gnom посмотреть сообщение
сразу пропадает серьезное отношение))
И зря пропадает! Некоторые мысли Огнеяра - человека в кругах русских язычников весьма уважаемого - сегодня актуальны:

«Язычество и современные праздники.

Некоторые думают, что язычество уже давно ушло в прошлое. Но мало кто осознает, что практически любой «христианский» праздник не имеет никакого отношения к тому, что делали христиане в первом веке. Как известно, этих людей преследовали, большинство из них умерло мучительной смертью. История не подтверждает то, что последователи Христа отмечали какие-либо праздники.

Корни большинства светских и религиозных обычаев являются именно языческими.

Язычество проникло в нашу жизнь даже больше, чем мы себе представляем. После того, как на Руси было принято христианство, наши предки, которые до этого поклонялись языческим богам, обязывались отречься от своих верований и принять новую религию. Это было непросто, ведь у них веками совершались различные обряды, проводимые с целью задобрить богов.

Люди привыкли, что Богу нужно не регулярное поклонение, какое было принято у христиан, а периодическое — когда приходило определенное число, то нужно было принести богу жертву, которую он требовал, и тогда человек получал одобрение на целый год. Не похоже ли это на современное поклонение Богу?

Такой простой пример показывает, насколько сильно мы связаны с учениями и верованиями наших предков, а значит и с прошлым. Это прошлое, передающееся нам из поколение в поколение, является очень таинственным, ведь каждый обряд связан с различными действиями, овеянными тайной.

Язычество стало частью нашей современной жизни. Исследование праздников и обрядов поможет нам увидеть, насколько тесно связаны наши обычаи и языческий мир. Особенно это будет интересно любителям загадок древности».


Источник: http://swarog.ru/category/obshhestvo
старый 19.12.2013, 22:57   #18
banned
 
Регистрация: 07.2006
Проживание: Латвия. Рига
Сообщений: 6.203
Репутация: 78 | 0
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
«Язычество и современные праздники. ..........
Язычество стало частью нашей современной жизни
И что тут нового? Страшная тайна - христианство тоже вышло из язычества))) и соответственно - сохранило его элементы. Как и ислам. Просто эти религии претендуют на строгий монотеизм, который в случае с христианством и иудаизмом, является под большим вопросом.
Кто вообще четко провел ту грань, где кончаются элементы старых воззрений и начинается новое?



Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Некоторые мысли Огнеяра - человека в кругах русских язычников весьма уважаемого - сегодня актуальны:
многие могут высказывать что то умное, но зачем претендовать на статус, к которому ты не имеешь отношения, кроме как сам его себе придумал?
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 21.12.2013, 02:10   #19
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию

Заметил такую тенденцию,многие славянские реконструкторы-неоязычники заимствуют обряды и даже названия из индийской(ведической) традиции.

К примеру Велеслав и А.И Барашков(Бус Кресень).

Да,Индия страна,где время как-бы остановилось и язычество дожило до наших дней.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 24.12.2013, 18:58   #20
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.754
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Индия страна,где время как-бы остановилось и язычество дожило до наших дней.
Однако, за прошедшие тысячелетия (!) оно изрядно изменилось и трансформировалось, в том числе в шиваизм, кришнаизм, джайнизм и пр.

Индийская цивилизация, помимо прочего, представляет собой пример относительной веротерпимости.

После покорения Индии Захир-ад-дином Бабуром в 1526 г., основавшим династию Великих Моголов, многие исламские богословы настойчиво предлагали насильно обратить в "правильную веру" местных индуистов. Но могущественный внук Бабура Акбар (вторая пол. XVI в.) отверг такие предложения. Оставаясь мусульманином, он приблизил к себе немало индусов, из числа которых наиболее известен вазир Бирбал - ученый брахман Махеш Дас (1528-1586), герой сотен притч и анекдотов.
Иггельд сказал(а) спасибо.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

Тэги
язычество, язычество древней руси, язычество древних славян, язычники

опции темы

Похожие темы для: Мифы о язычестве
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Американцам о русском язычестве. Интервью Иггельд Новости Круга Языческой традиции 1 28.04.2010 12:09
И еще раз о язычестве Heimdalle Язычество 0 01.05.2008 11:50
реальная история о язычестве (very funny) O. Trygvasson Язычество 7 02.01.2006 22:14
Наследие Арконы, роман язычников о язычестве Иггельд Язычество 4 03.09.2005 14:08
Скандинавские мифы Гость Язычество 25 25.08.2004 02:22


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 01:36


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.