Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Философия > Язычество
Регистрация


Дерево 1спасибо
  • 1 Автор Erichka

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 14.01.2005, 12:35   #1
Senior Member
 
аватар для Erichka
 
Регистрация: 03.2004
Проживание: Латвия, Рига
Возраст: 39
Сообщений: 3.032
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Латышская мифология

У латышей, как и у других народов есть свои мифологические герои. Вот небольшое пояснение who is who.

ДИЕВС

Диевс- высший бог, обитавший на небе, «Отец неба». Диевс обычно не участвует в действии мифа, хотя ему подчиняется все, в том числе самый активный, грозный персонаж балтийских мифов Перконс.

ПЕРКОНС

Самый активный, грозный персонаж балтийских мифов Перконс. Бог грома и молнии.

ВЕЛС

Велс- бог скота - коней, быков, свиней - бог загробного мира. Недаром загробный мир представлялся в виде пастбища. Велс связан с нижним миром, со смертью и одновременно с плодородием.

Миф о поединки Перконса с Велсом.

Громовержец Перконс, обитавший на небе, не горе, вверху, преследует своего противника Велса, живущего на земле, внизу. Перконс гневается, п.ч. Велс похищает его жену, людей, скот. Велс прячется в разные предметы, обращается в человека, в корову или в др. животных. Громовержец на колеснице, запряженной конями или козами, с медным или каменным оружием нападает на противника, мечет молнию, раскалывает дерево и камень, убивает противника, после чего начинается дождь, приносящий плодородие. В поединке участвует Калейс, который выковывает громовержцу оружие, а для дочери Солнца- пряжку- сакту.

Божественные близнецы

У Диевса есть сыновья - близнецы, которые влюблены в дочь Солнца. Ожидая ее, они зажигают два костра на море, катают дочь Солнца в яблоневой лодке по морю, по суше едут к ее дому на двух конях.

Сыновья Диевса- воплощение плодородия.

Символ - сдвоенный колос или вообще сдвоенный плод.

С этим мифом связано изображение сдвоенных коньков на крышах домов в Литве и в Курземе.

Небесная свадьба

1. Месяц изменяет Солнцу с Утренней Зарей - АУСТРОЙ. Разгневанный Перконс разрубает месяц мечом, так объясняется убывание луны.

2. Солнце выдает свою дочь замуж за утреннюю звезду АУСЕКЛИСа, хотя Перконс этого не желает.

3. Месяц отнимает невесту Аусеклиса, за что Солнце разрубает его пополам.

Аусеклис, Солнце, Месяц и Звезды составляют небесную семью. Вечерняя Звезда стелет Солнцу постель, а Утренняя звезда зажигает утром огонь. Ее имя связано с латышским глаголом ауст - «рассветать». От этого же корня древнеиндийское божество Ушас, греческая богиня Эос, римская- Аврора, латышское Усыньш, восточнославянское Усень- Авсень.

Мифологические персонажи.

Медведь
Волк

Змей

Змей кормили на священных трапезах. После пира исповедовались в грехах и бедах жрецу, т тот, держа в руках змей, производил заклятия и призывал к исполнению желаний.

Велю мате- мать мертвых. Ей посвящен день поминовения усопших. В этот день совершали кормление мертвых. Сжигались кости животных, с чем были связаны особые приметы и поверья о мертвой кости.

Декла- богиня судьбы. Особое отношение Декла имела к новорожденным младенцам. Она пеленает их, охраняет их сон в колыбели, дает им имена, помогает расти. Декла покровительствует девушкам, выбирает им женихов.

Земниекс- дух, ведающий домом.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 14.01.2005, 19:00   #2
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

кто б сомневался, что у латышей есть собственная мифология.............
старый 14.01.2005, 21:55   #3
Senior Member
 
аватар для Radogora
 
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.283
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Erichka, я, конечно, рискую показаться невежественной, а Лачплесиса куда отнести? Нашего героя с медвежьими ушами
старый 14.01.2005, 23:15   #4
Senior Member
 
аватар для Erichka
 
Регистрация: 03.2004
Проживание: Латвия, Рига
Возраст: 39
Сообщений: 3.032
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Radogora, он не мифологический герой. А былинный
старый 15.01.2005, 01:14   #5
Senior Member
 
аватар для Radogora
 
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.283
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Erichka, ё-моё...а я тока его и знаю неплохо... Он мне всегда на экзаменах по-латышскому доставался
старый 15.01.2005, 03:00   #6
Junior Member
 
аватар для Tundravarg
 
Регистрация: 12.2004
Проживание: Россия, Санкт-Петербург
Возраст: 32
Сообщений: 93
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Интересно! А имена Перконс и Велс, атрибуты богов, носящих эти имена, и миф о их поединке не напоминают ли вам Перуна и Велеса? Мне очень напоминают! Велс - Велес, тут всё понятно. Перконс - Перкун - Перун. Имя Перкун как-раз употреблялось западными славянами, живущими в тех краях.

Подобные схожести можно найти и в скандинавской мифологии: Лада - Фрейя - Ванадис. Лада и Фрейя у славян, Фрейя и Ванадис у скандинавов.

А миф о борьбе Перуна и Велеса в своей форме присутствует даже в египетской мифологии.
Ра-река - Река Солнца - Волга. Круто?
старый 16.01.2005, 20:19   #7
Senior Member
 
аватар для Erichka
 
Регистрация: 03.2004
Проживание: Латвия, Рига
Возраст: 39
Сообщений: 3.032
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

И это ещё не всё. Есть Лайма - богиня счастья и судьбы. Она помогает родам и охраняет скот. Её можно встретить под видом доброй старушки, пройти тест на вшивость и стать счастливым на всю жизнь.
старый 17.01.2005, 00:28   #8
Senior Member
 
аватар для Radogora
 
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.283
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Erichka,
Цитата:
Есть Лайма - богиня счастья и судьбы.
Интересно, а те, у кого такое же имя, счастливы?!
старый 17.01.2005, 13:55   #9
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

2Tundravarg: А почему, собственно, Перун должен напоминать Перкунаса?????
В таком случае, наверное, Даждьбог напоминает Даждя???????

Фрейя - Леля.

Не поясните ли для меня, тупой, причем тут поединок громовержца и ра-река?
И этож в какие-то веки Волга называлась Ра-река?? В то время, когда она Славянам не принадлежала, она, кааца, носила имя Итиль.
старый 17.01.2005, 14:03   #10
Senior Member
 
аватар для Erichka
 
Регистрация: 03.2004
Проживание: Латвия, Рига
Возраст: 39
Сообщений: 3.032
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
у кого такое же имя, счастливы
Radogora, я знаю только одну Лайму, которая Вайкуле. Она ничего так устроилась
старый 18.01.2005, 04:23   #11
Junior Member
 
аватар для Tundravarg
 
Регистрация: 12.2004
Проживание: Россия, Санкт-Петербург
Возраст: 32
Сообщений: 93
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Инга Доберман, я проводил параллели между персонажами и событиями разных мифологий и культур.
Ни про каго "Перкунаса" здесь речь не шла. Упоминались Перун, Перкун и Перконс! Насчёт Фрейи, Лады, Лели, Ляли и Полеле можно взять книжку в руки и почитать.
На счёт Волги и Ра-реки, возможно, я ошибаюсь, возможно, я не правильно понял прочитанное. Я уточню это и напишу, но не в этом разделе, всё-таки это раздел латышской мифологии, и обсуждение здесь славянской неуместно.
Хотя, параллели проводить всегда интересно!
старый 18.01.2005, 11:21   #12
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

Перкунас, Перконс или просто Перкс, как не назови - все одно!
И если ты, дружочек, не понял, то я говорю лишь о том, что неуместно проводить параллели между одним и тем же лицом. Тоже самое, если начать искать сходства в двух фотографиях одного человека.

Если можно взять книжку в руки и почитать, то почему же ты до сих пор этого не сделал???)))))))

оффтопом занимаются модеры, так что не переживай понапрасну))))))))))
старый 19.01.2005, 02:22   #13
Junior Member
 
аватар для Tundravarg
 
Регистрация: 12.2004
Проживание: Россия, Санкт-Петербург
Возраст: 32
Сообщений: 93
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Инга Доберман, я делал это, но иногда я могу что-либо перепутать или не так понять... Если я в чём-то ошибаюсь, то просто поправь, но со ссылкой на соответствующую литературу.

Если персонаж один и тот же, то мифологии разные, и параллели я провожу не между персонажами, а между мифологиями и культурами.

Хоть модераторы и занимаются "офтопом", всё же следует и самому следить за сохранением тематики...

Заценил этно-фолк-металлическую группу Shaman толи латвийского, толи литовского происхождения (если я не ошибаюсь) - круто! Красивая музыка!
старый 20.01.2005, 14:32   #14
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

Мифология в чем-то разная, в чем-то идентичная...
если бы я какие-то специфические вещи говорила, то кинула бы ссылку, а так....)))))))) общеизвестные фактына уровне БЭС))))))
старый 22.01.2005, 02:42   #15
Junior Member
 
аватар для Tundravarg
 
Регистрация: 12.2004
Проживание: Россия, Санкт-Петербург
Возраст: 32
Сообщений: 93
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Инга Доберман, что такое БЭС? (Не разу не встречал такой абревиатуры...)
Насчёт идентичности мифологии: общиё истоки - общие черты.
Вообще, Erichk'ой такая интересная тема задана, но она почему-то не добавляет ничего нового, а мы развели спор не о чём...
старый 22.01.2005, 12:24   #16
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

кххххххх... БСЭ))))))))))))))
положем не ни о чем, а уточнили детали))))))))))))
А ты спроси ее о чем-нить, что тебя интересует по данному вопросу, мож, она ответит???
старый 23.01.2005, 03:23   #17
Junior Member
 
аватар для Tundravarg
 
Регистрация: 12.2004
Проживание: Россия, Санкт-Петербург
Возраст: 32
Сообщений: 93
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Мне интересно ВСЁ. Но чтобы спросить что-то надо ещё и знать что-то по этой теме - у меня знаний здесь пока недостаточно.
старый 23.01.2005, 10:59   #18
Senior Member
 
аватар для Jormundgand
 
Регистрация: 05.2004
Проживание: Ринг
Возраст: 43
Сообщений: 1.826
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Инга Доберман,
Цитата:
И этож в какие-то веки Волга называлась Ра-река??
Она так звалась в древнегреческих трудах. Итиль- название арабское, и появилось гораздо позже. Сорри за оффтоп.
старый 23.01.2005, 14:17   #19
Senior Member
 
аватар для Erichka
 
Регистрация: 03.2004
Проживание: Латвия, Рига
Возраст: 39
Сообщений: 3.032
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ЛАТЫШСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ Издательство Академии наук Латвийской ССР 1962

Tundravarg, пока Вы думаете над вопросами, я поразвлекаю Вас латышскими преданиями. У латышей есть объяснение любому природному явлению, своя история появления городов и т.д.

КАК СОЛНЦЕ И ЛУНА ОКАЗАЛИСЬ НА НЕБЕ

Бог с чертом когда-то водили дружбу, в гости друг к другу хаживали. Бог хвастал, что у него много зерна. Черт тоже своим богатством похвалялся. Черт рассказал богу, что у него завелись такой красоты светила, каких бог и не видывал. Бог пришел как-то к черту, а черт ему показывает Солнце и Луну. Бог просит черта: “Позволь подержать в руках: тяжелы ли они, эти светила?” Черт позволил. Бог взял в правую руку Солнце, в левую – Луну, да как швырнет Солнце вверх! И забросил на небо. А левой рукой забросил в небо Луну. Так бог вызволил Солнце и Луну, они и по сей день светят в небе.

СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ И УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА

В давнишние, времена Месяц женился на Солнце. У них народилось много детей – все звезды. Но однажды Месяц изменил жене: начал нежничать с Утренней Звездою. Солнце рассорилось со своим мужем и велело Утренней Звезде всегда держаться близ себя.

ДЕВУШКА НА ЛУНЕ

Жила когда-то на одном хуторе очень красивая девушка. Она перед всеми задирала нос – очень была своенравная и чересчур гордилась своей красотой. Сколько из-за нее погибло юношей! Кто утопился, кто повесился. Многим она полюбилась, но красавица всех отваживала: ждала в женихи невесть какого вельможу. Но кто зазнается, тот горько кается. Так случилось и с этой красавицей. Выходит она как-то из бани, кажет Луне голую спину и поет-поддразнивает: “А моя спина покрасивей, чем Луна!” Услышав такие речи, бог разгневался и сурово наказал красавицу. Он забросил ее на Луну и приковал навеки, в назидание людям: пусть, глядя на нее, остерегаются гордыни.

МАЛЬЧИК НА ЛУНЕ

Мальчик нес в баню ведра на коромысле. А ночь была лунная. Мальчику показалось, что Луна смеется над ним. Со злости мальчик показал Луне язык. За это он был поднят на Луну вместе с коромыслом. Там мальчик и ныне сидит, если не свалился.

СТАРИК С ВЯЗАНКОЙ ХВОРОСТА НА ЛУНЕ

Старичок собирал в лесу хворост. Набрав хворосту, он связал вязанку, закинул ее за спину, уселся на пенек и принялся дразнить Луну. Такое бесстыдство старика обидело Луну, и – хвать! – она затащила его к себе наверх. С той поры и виден на Луне старичок с вязанкой за спиною.

КАК У МЕСЯЦА ВЫРОСЛИ РОГА

Шел вечером из бани человек, состроил из пальцев рога и показал Месяцу. Месяц рассердился и забрал человека к себе, наверх. А пальцы у человека кверху торчком остались, и, как его Месяц схватил, так он там и сидит с растопыренными пальцами.

КАК ПОЯВИЛИСЬ ЗВЕЗДЫ

Месяц хотел жениться на дочери Солнца. Оседлал жеребца и поехал свататься. Вышло навстречу Солнце, завело его в солнечный дворец. Месяц посватался, но Солнце его отвергло, говоря: “Свети другим, а в мой дворец не суйся! Услышав это, Месяц повернулся и ушел, весь в слезах. Его слезы и есть звезды.

ЗВЕЗДЫ

Звезды образовались из углей. Однажды батраки скакали в ночное. Была очень темная ночь. Батраки начали подбрасывать вверх угли, чтобы осветить путь, но угли не упали обратно на землю: они превратились в звезды.

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ РАДУГА

В незапамятные времена, когда бог только создал землю, господином над Солнцем был бог, а дождем повелевал черт. Работали они по очереди. Когда бог высылал ясное Солнце, черт выжидал, а когда бездействовал бог, то черт, закутавшись в темную тучу, посылал на землю дождь.
Однако черт вскоре задурил: шлет проливные дожди, бурные вихри, так что в один прекрасный день всю землю затопило, а ураганом черт погубил все живые существа. Это богу не понравилось. Он хотел запретить черту такие проказы, но не тут-то было! Черт и слышать ничего не хочет. И назло озорует еще пуще. Бог видит, ничего не поделаешь, и, не глядя на дождь, шлет на землю горячие солнечные лучи. Черт продолжает свое, но бог послал такие яркие лучи, что черта ослепило. Солнечные лучи пронзили все дождевые тучи и отразились на них радугой. С той поры черт забросил свое ремесло, только перед грозой иногда закутывается в черную тучу и бегает по земле. Старики и по сей день называют радугу знаком раздора, а когда в поле кружит вихрь, то говорят, что это и есть сам нечистый.

ГРОМ И МОЛНИЯ

Однажды в сенокос человек пошел в лес срубить жердь: он намеревался сметать в стога сухое сено. Не успел человек срубить жердь, как вдруг загремел старик Гром, предвещая ливень. Человеку стало очень жаль сухого сена, и он всердцах пригрозил Грому топором: “Я те погрохочу! Посмей мне сено замочить – топором в зубы двину!” Не успел он вымолвить эти кощунственные слова, как его пора*зила молния.

КАК ГРОМ ПОРАЗИЛ ЧЕРТА

В старину посреди Даугавы лежал большой камень, на нем день и ночь сидел черт, причесываясь золотым гребешком. Сидя на камне, черт придумывал всякие проказы: лодка ли мимо плывет – он лодку в щепы, рыбак ли окажется поблизости – он ему вовсе голову задурит, а то и утопит. Гром решил проучить наглеца за такие безобразия, а подступиться никак не может: едва Гром в туче приблизится – черт шмыг под воду, только его и видели. Тогда Гром обернулся человеком, пришел к рыбаку и говорит: “Посади меня в свою лодку и греби к Чертову камню. Да не пугайся, как начну греметь: я тебе зла не причиню, а вот черту не поздоровится”. Так и вышло: рыбак гребет помаленьку, к Чертову камню подбирается. Черт как раз расчесывает волосы, золотой гребешок сияет-переливается. Вдруг черт заприметил лодку. Он тотчас положил гребешок на камень и злобно насторожился. В тот же миг Гром в лодке вскочил на ноги и поразил черта жгучим огнем. Черт пикнуть не успел, тут ему и крышка. А Гром исчез. Рыбак подгреб к камню, взял себе золотой гребешок и стал богатым человеком.

СТУЖА И ВЕТЕР

Поспорили как-то Стужа с Ветром, кто из них сильнее? А тут им крестьянин повстречался и говорит: “Бог в помощь!” Они пуще заспорили. Стужа говорит: “Он меня приветствовал!” А Ветер возражает: “Нет, меня!” Чтобы положить спору конец, они спросили крестьянина, кого он приветствовал? “Ветра”, – отвечает тот. “Вот видишь, – сказал Ветер Стуже, – значит я сильнее!” Стужа очень рассердилась на крестьянина и наслала на его ячмень сильные заморозки. Ходит крестьянин вокруг посева, горюет: пропала надежда на богатый урожай! Ветер его утешает: “Не горюй, все образуется!” Подул над пашней теплый южный ветер, побрызгал теплый дождик, и вскоре ячмень разросся, как ольха. Но Стужа не унимается. “Столько, – говорит, – тебе пур ячменя снять, сколько возов вывезешь!” Ветер дал крестьянину добрый совет: “Смастери маленькую тележку – вот и получится много возов”. Крестьянин послушался совета и стал богатым земледельцем. А Стужа признала, что она слабее Ветра.

ВЕТЕР

В старину миром правил бог, он всему на свете был повелителем. Такое всемогущество бога пришлось не по душе Ветру. Явился однажды Ветер к богу с какой-то жалобой, а бог его не принял. Разозлился Ветер и умчался со стоном и воем, унося с собою песок, глину и камни.
Увидя это, бог всполошился и поспешил позвать Ветра обратно. Ветер остановился, и все, что он тащил с собою, – песок, глина и кам*ни – упало и осталось лежать на земле. И по сей день, как только Ветер разъярится, так уносит с собою все, что попало.

ОЗОРНОЙ ВИХРЬ

Собрался хозяин резать скот, вышел во двор и видит: большой Вихрь кружит по двору песок и все что ни попало – что ему под силу.
Хозяина такое озорство рассердило, но у него под рукой не оказалось ничего, кроме большого ножа, этим-то ножом он и запустил в Вихря: пусть не озорует. Вихрь перестал кружиться и исчез вместе с ножом. Хозяин искал-искал свой нож там, куда он его швырнул, но все понапрасну. Нужен нож, а ножа нет!
На следующий год поехал как-то хозяин в Ригу, зашел в лавку за покупками, увидал на прилавке перед лавочником нож, удивился и воскликнул: “Ээ! Да ведь это мой нож!” Он осмотрел нож и спрашивает лавочника: “Как к тебе попал мой нож?” А лавочник в ответ: “Ты ведь сам, как я в прошлом году вихрем кружился, швырнул его мне в голенище”.

КАК ПОЯВИЛАСЬ РОСА

Пошли работники сено косить. Сели завтракать, не умывшись. Подошел бог и спрашивает: “Вы почему, не умывшись, завтракать уселись?” Люди отвечают, что воды нет. Бог сказал, что лицо можно умыть и росой, и с той поры каждое утро посылает росу.

ПОЧЕМУ ОГОНЬ ПРЯЧЕТСЯ В КАМНЕ И В СТАЛИ

У бога сначала огня не было, а у черта был. Просил-просил бог у черта хоть искорку, а черт ни за что. Ну черт, видя, что богу очень захотелось огня, так запрятал, хитрюга, огонь, чтобы, кроме него самого, никто не знал этого тайника. Бог думал да гадал, куда это огонь так упрятан, что и следов не видать. А черт дразнит: “Хоть тысячу лет ищи – не найдешь!” Бог в ответ: “Захочу – и у меня завтра огонь будет!” Сказал и ушел. Черт кричит ему вдогонку – мол, пустая похвальба. Но хоть и не поверил, а пошел все-таки посмотреть, что бог делает. Пришел, а бог ставит шалаш – летнюю кухню. Удивился черт и спрашивает: “К чему тебе кухня, коли огня нет?” Бог в ответ: “Была бы кухня, а огонь найдется!” Черт ушел, думает: “Пускай себе тешится!” – но огонь припрятал надежнее.
А что сделал бог? Поставил шалаш, насобирал старых, высохших дождевиков, навалил их в шалаше большой кучей, взял две здоровенные ольховые дубины и принялся молотить дождевики, так что пыль столбом заклубилась. А издали кажется, будто дым валит. Бог заранее тайком подослал к черту человека – подслушать, что он скажет, когда увидит, как из шалаша дым валит.
Ладно! Увидал черт дым, подумал, что бог и впрямь разжился огнем, и ну удивляться да сетовать: “Вишь какой! И вправду умный! Я ведь огонь так упрятал в камень и сталь, чтобы никто не дознался, а он пронюхал!” Посланец бога услышал это, побежал к богу и слово в слово пересказал все, что подслушал. Бог схватил камень и сталь, ударил их друг о друга и высек огонь. Бог, отобрав огонь у черта, как и все полезное, отдал его человеку.
Черт сам на себя досадует, что так плохо упрятал огонь, а делать нечего: что богу в руки попало, того не вернешь. Огонь и по сей день скрывается в камне и стали, куда их черт запрятал.

КАК ДОБЫТ ОГОНЬ

У людей спервоначалу огня и вовсе не было. У черта-то его. было сколько угодно, да при черте старшим слугой состоял воробей, а разве у воробья разживешься? Послали1 за огнем ласточку: она проворная и резвая. Ласточка полетела, схватила огонь – и, что есть мочи, прочь! Воробей за нею вдогонку. Гнался-гнался, да куда тебе, чучело, угнаться за проворной ласточкой! Он только ухватил ее за кончик хвоста и выдрал клок, но огня отобрать не сумел. От быстрого полета огонь на ветру разгорелся и подпалил ласточке подшеек, так что он у нее и ныне красный. С той поры ласточка с воробьем никак не могут поладить. Воробей, где бы ласточку ни встретил, требует: “Огжж! Огжж!” (Огонь!). А ласточка вьется над ним и поддразнивает: “Скажи ясно, скажи ясно! А вот и не можешь!”

ОГОНЬ НАДО ОБЕРЕГАТЬ

В старину было в обычае прикрывать Огонь в очаге. На одном хуторе была нерадивая хозяйка, и Огонь там часто оставался неприкрытым. Однажды неприкрытый Огонь, говорит соседскому Огню: “Я скоро в пляс пущусь”. Соседский Огонь отвечает: “Пляши, сколько тебе угодно, только меня не тронь!” У нерадивой хозяйки занялся пожар, весь хутор сгорел, уцелела только веревка, висевшая на кухне: она была взята взаймы у соседей.

КАК БЫЛА СОЗДАНА ЗЕМЛЯ

Вначале были вода и воздух, а земля еще не была создана. Но вот богу пришло на ум создать землю; он встретил черта, который жил в то время в воде, и просит: “Будь столь любезным, вынеси мне из-под воды горсточку ила”. Черт выполнил просьбу бога, вынес ему пригоршню, а сам полный рот набрал. Бог принял из рук черта ил и обкатал его; шар начал разбухать и принял размеры и вид нынешней земли. Во рту у черта ил тоже разбух. Он не стерпел, стал плеваться. Куда плевки попали, там образовались горы. Когда бог увидал, что земля достаточно велика, он не позволил ей больше разбухать. Земля осталась такой, какая она ныне.

КАК ПОСЕЯНА ЗЕМЛЯ

В незапамятные времена земли не было. Вот бог, бродя по свету, надумал создать землю, а не знал, как это делается. Догадался в конце концов, что землю надо посеять. Задумано - сделано. Насыпал в лукошко песку и пошел сеять. Уже изрядно посеял, земля ложилась такая ровненькая - ни тебе пригорка, ни кочки, ни оврага. Тут откуда ни возьмись - черт и спрашивает: “Ты что делаешь?” Бог отвечает, что сеет землю. Тот просит: “Дай и мне горсточку”. Бог, не по*дозревая дурного, дал. А черт схватил песок и давай швырять как попало. Вот и появились разные горы.

ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ НЕРОВНАЯ

Когда бог создал землю, она была совсем не такая, как нынче, а мягкая, вроде каши, и не было на ней ни гор, ни долин, ни рек, ни озер. Вот бог велел черту держать этот громадный шар, пока он чуть-чутъ не затвердеет. Черт обхватил мягкий шар своими лапищами и держит. Когда бог вернулся посмотреть, хорошо ли черт выполняет свою работу, он увидел, что чертовы лапы погрузились в глубь шара, грубые чертовы волосья прорезали в нем глубокие овраги. Бог выбранил черта за то, что он так крепко стиснул шар, и хотел сровнять бугры, но земля уже затвердела, и бог ничего не мог сделать.
Где чертовы ручищи да плечи отпечатались, там ныне океаны да оря, а где волосья провели борозды, там реки текут.

ОТВЕТ ЕЖА

Когда земля была создана, то - вот тебе и на! - не помещается она под небесным сводом. Куда деваться с такой громадиной? Той порой подошел еж и спрашивает: “Что стряслось?” Так, мол, и так, земля готова, да не втиснуть ее под небесный свод, а обрубать неохота. “Не велика беда, - говорит еж, - стисни ее чуть-чуть, она сожмется и пролезет”. Ладно! Бог стиснул землю, она немного уменьшилась и свободно уместилась под небом, только местами появились морщинки - это горы и долины.
За мудрый совет бог подарил ежу одежку из сплошных иголок, чтобы враги к нему и близко не подходили.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ КАМНИ

Когда бог создавал землю, черт ходил за ним по пятам и удивлялся. Черту тоже захотелось что-нибудь сотворить. Он набрал полный рот земли, но земля во рту разбухла, черт не стерпел и выплюнул ее. Из выплюнутой земли образовались горы. Большие комья земли черт растоптал. Из растоптанных комьев образовались камни.

ПОЧЕМУ КАМНИ ТВЕРДЫЕ

Бог создал все камни мягкими и наказал черту их не трогать. Черт, побуждаемый любопытством, потрогал камни, и они все с тех пор затвердели.

ПОЧЕМУ КАМНИ НЕ РАСТУТ

Когда-то люди называли камни “чертовой репой”. Камни очень быстро росли и причиняли людям много беды: одни провисали на крышах и проламывали их, другие, вырастая в основаниях, опрокидывали дома. Один человек случайно догадался, что это камни. С той поры камни больше не растут.

АРНЕВ КАМЕНЬ

На обочине большака Рига - Даугавпилс, чуть повыше Кегумских порогов, лежит сизо-серый камень, величиною с добрую баньку; его называют Арневым камнем.
В старину этот камень находился недалеко от города Даугавпилса. Но вот однажды ночью черту вздумалось положить этот камень поперек Кегумских порогов, чтобы топить баржи. Когда черт нес камень, запел петух, и черт, не добравшись до Кегума, бросил камень. Досадуя на неудачу, он, убегая, стукнул по камню и отбил кусок, который там и поныне лежит.
А по другим рассказам было так: черта гонял Гром, черту было некуда деваться, вот он и забрался в Арнев камень. Гром поразил черта и отбил при этом край камня.

ЛОШАДЬ В ДАУГАВЕ

Посередине Даугавы, пониже острова Доле, лежит огромный камень, который называют Лошадью. Такое название камню дано из-за его величины. Этот камень причиняет много бед плотовщикам и всем, кто идет водной дорогой - Даугавой. В старину этот камень лежал на правом берегу Даугавы, но черт, злобствуя и досадуя на плотогонов, лодочников и прочих - на всех, кто плыл рекой, - швырнул камень в самое глубокое место Даугавы. Там он лежит по сей день, ожидая, чтобы кто-нибудь вытащил его на берег.

ЧЕРТОВ КАМЕНЬ В СЕЦЕНСКОЙ ВОЛОСТИ

Неподалеку от Сеценской начальной школы лежит камень, примечательный своей величиной. Называют его Чертовым камнем. Этого камня тут прежде вовсе и не было, а попал он сюда из-за чертовой проделки. Черт решил затопить всю Сеценскую волость и принялся таскать большие камни, чтобы запрудить Лауцесту - реку, которая, протекая через Сеценскую и Серенскую волости, впадает в Даугаву повыше города Яунелгавы. Черт натаскал кучу камней и сложил их на берегу, чтобы потом все разом сбросить в реку. Понес еще один огромный камень. Уже миновал с этим камнем корчму в Путре и добрался до названного места. Тут пропел петух. Черт выронил камень и помчался в ад. Убегая, он пнул камень ногой и исчез. С той поры на камне остался след - как бы отпечаток человеческой ноги, только намного больше.

БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ ВОЗЛЕ ДАУГАВЫ

В Видземе, близ большака Рига - Даугавпилс, на пригорке у имения Постлея, лежит огромнейший камень, расколотый на две части. Верхняя, меньшая, часть откололась и откатилась на сажень от ниж*ней. Об этом камне сохранилось такое предание.
Когда была прорыта Даугава, черт испугался, что пересохнут все болота и ни ему, ни его потомкам не будет пристанища, потому что жилье черта всегда в болоте. Вот черт отыскал такое место на Дау*гаве, где по обоим берегам утесы, да очень высокие, и решил запрудить широкую реку. Присмотрев неподалеку большую кучу камней, он схватил самый большой камень, взвалил его на спину и понес к Даугаве. Он почти добрался до берега, как вдруг запел петух. А ведь черту позволено работать только до петухов, вот он и бросил камень, да так швырнул его оземь, что камень раскололся надвое и верхняя часть откатилась на сажень в сторону. И по сию пору после полу*ночи, незадолго до петухов, близ камня слышатся шаги черта, но едва он берется за работу, как начинает петь петух и все чертовы хлопоты идут насмарку. Нет никакого сомнения в том, что чертово жилье очень далеко от этого камня: ведь черт успевает добраться сюда только перед самыми петухами.
Так и осталась Даугава незапруженной и по сей день свободно катит волны до самого моря.
Имение Постлея находится по эту сторону Кокнесе - в Видземе.

БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ НА ГОРЕ МАРИНЮ

В древности одному мельнику вздумалось построить мельницу возле реки Мелнупе. Черт взялся за одну ночь возвести плотину на Мелнупе. Никто другой за такую трудную работу не брался, поэтому мельнику только и оставалось, что подрядить черта. Черт схватил камень и понес его к Мелнупе, но в пути его застигло пение петуха. Он бросил камень и убежал.
Этот камень и ныне находится на горе Мариню (возле города Алуксне). На нем могут плясать одновременно пять пар. Этот камень окружен пятью озерами (маленькими). Они возникли в местах, где отпечатались чертовы ступни.

ЧЕРТОВ СЛЕД

В Саукской волости посреди поля торчит большой замшелый камень по названию Чертов след. Когда-то на камне ясно виднелся след - как бы отпечаток правой ноги человека.
В имении Вецсаука был очень злой управляющий, который водился с самим чертом. Управляющий подписал с чертом договор, что после его смерти черт может забрать его душу. За это черт сделал его богачом. Прошли годы. Черт начал приставать к управляющему, что, мол, пора помирать. А тот и не думает умирать, неохота ему. Черт вконец обозлился. Вот как-то вечером управляющий начертил на всех дверях и окнах кресты и лег спать. Ночью черт тут как тут, а в дом попасть не может. Забрался наконец через трубу и придушил управляющего. Забрал его деньги, забрал душу и пошел. Добрался до камня и спрятал под ним и горшок с деньгами, и душу управляющего - чтобы стерегла деньги. Уходя, черт ступил правой ногой на камень. Так на камне и отпечатался чертов след.
Падкие на деньги люди пытались приподнять камень, но не сумели. Развели на камне костер, а под камнем что-то как засвищет, да как завоет! Из-под камня показался управляющий с опаленными волосами. Искатели денег испугались и убежали.

СТАБУРАГС

Однажды в старину юноша рыбачил на Даугаве, а на берегу ждала его невеста. Вдруг поднялись высокие волны, лодка перевернулась, и юноша утонул. Бедняжка невеста на берегу дни и ночи лила слезы, умоляя Даугаву вернуть ей милого. Плакала девушка, плакала, пока те превратилась в утес - Стабурагс.

ОТКУДА НА БЕРЕГУ ОГРЕ КУЧА КАМНЕЙ

На берегу Огре, возле хутора Ужаны Мадлиенской волости, лежит огромная куча камней. Они тут лежат с давних времен, их помнят и отцы и деды. За долгие годы камни совсем замшели, а нижние под тяжестью верхних вросли глубоко в землю.
Предание гласит, что в седой древности черт хотел навести мост через реку Огре, потому что на другом берегу стояла ветряная мельница, где он молол для людей муку. По сей день там сохранилась вымощенная камнем яма, да и сама гора, на которой находится эта яма, так Ветряной горой и называется, а значит, там и впрямь когда-то была ветряная мельница. Однажды вечером черт пришел на берег Эгре и принялся собирать камни, но ему не в чем было их перетаскивать, кроме как в собственном кафтане. Черт скинул кафтан, наложил камней и понес. Кафтан, не выдержав тяжести, треснул, и камни высыпались. Черт с досады, что кафтан порвался, махнул на это дело рукой. А куча камней и по сей день там лежит.

ЧEPTOBA ПОСТЕЛЬ И КАМЕННЫЙ МОСТ В АЛАУКСТЕ

В старину бог прилежно расчищал землю под пашню, пахал, сеял, и деньгой разжиться никак не мог. Черт же устроил себе жилье в озере, чтобы всегда была под рукой вода: как встал, так и умылся. Черт целыми днями валялся, бездельничал, а денег накопил полный бочонок, потому что повадился по ночам воровать и грабить.
Наконец бог надумал перехитрить черта и унести его бочонок с деньгами. Бог позволил черту навести мост через озеро Алаукста, если черт справится за одну ночь, до петухов. Такое дело пришлось черту очень по душе: он сам когда-то уже просил у бога позволения построить через это озеро мост, но бог тогда не дал согласия, потому что черт обмолвился: девять человек по мосту пройдут, а каждый десятый утонет. Это богу не понравилось, вот он тогда и не позволил. А нынче - чудеса, да и только! - бог сам его поторапливает: ставь, мол, мост да ставь! Черту вовсе невдомек, что у бога на уме. А бог так располагает: покуда черт будет возиться с мостом, бог приберет к рукам бочонок с деньгами, а достроить мост он ему все равно помешает.
Но и черта провести не так-то просто, черт тоже не лыком шит. Собравшись вечером на работу, он не оставил свой бочонок на произвол судьбы, а выкатил его из озера и, чтобы никто не добрался, засыпал землей.
Что богу делать? Не удалась его затея. Но бог не сплошал: раз-два! - на чертовом денежном бугре вырастил деревья и траву, а сам поспешил разбудить петуха до срока.
Черт трудился в поте лица; он уже высыпал в озеро две охапки камней. Когда понес третью охапку, запел петух. Черт пустился бежать во всю прыть, впопыхах поскользнулся, и камни рассыпались по земле. Делать нечего - мост мостом, а надо спасать свои денежки. Однако, сколько ни искал черт, - нет бочонка! Три раза он обежал вокруг озера - нет как нет. Место-то черт хорошо запомнил, но ведь на том месте трава и деревья растут, как же так? Лучше бы и не искал! Так оно и осталось.

Примечание. Этот бугор виден еще и сегодня на границе хутора Рознены Вецпиебалгской волости, к северу от озера Алаукста. В 200 шагах к востоку от Денежного бугра и в 10 шагах от берега, в озере, находится чертово ложе - это камень длиною в 7 футов, шириной в 4 фута. От этого каменного ложа до середины озера тянется каменная гряда длиною с версту. По ней можно войти далеко в озеро. Эта гряда и есть недостроенный чертом мост. А рассыпанные камни лежат между хуторами Роз*нены и Рагажи. Говорят, что там находят камни на глубине до трёх футов.

КАК ОБРАЗОВАЛИСЬ КАНГАРСКИЕ ГОРЫ

В древности не было ни Кангарских гор, ни болота, а было только большое Кангарское озеро. Люди, когда ездили в Ригу или из Риги, переправлялись через него в лодках. При каждой переправе приходилось приносить в жертву человека, а не то озеро со злости губило всех. Вблизи Кангарского озера жил Великан. Однажды он пошел поглядеть, как люди переправляются через озеро. На этот раз оно не получило обычной жертвы и, рассвирепев, бушевало. Его ненасытная жадность так рассердила Великана, что он решил провести через озеро дорогу. Он наполнил большой мешок песком, взвалил на плечо и побрел через озеро. Конец мешка не был завязан, песок сыпался из него неравномерно - где побольше, а где поменьше. Так образовались Кангарские горы, по которым путники могли перебираться через озеро.

СЕДАЯ ГОРКА

В двух километрах от хутора Силениеки Даудзевской волости находится Седая горка. Много-много лет тому назад там сеяли хлеб. (Сейчас эта местность заросла лесом, только сама горка и по сию пору лысая.) Черт как-то с вечера пригнал туда свою скотину и потравил посевы. Не стерпев чертова бесчинства, люди пожаловались Грому. Однажды, когда черт снова выгнал свою скотину в поле, а сам стоял в стороне, Гром, разгневавшись, поразил черта. На месте удара образовалась большая, глубокая яма, из которой повалил белый дым, побелив весь окрестный мох. Рядом с ямой выросла горка, которую называют Седой. Перепуганная чертова скотина еще и сейчас бродит по лесу и очень боится людей.

КАК ОБРАЗОВАЛИСЬ ПОГРЕБНЫЕ ГОРЫ

Верстах в тринадцати от города Яунелгавы находятся Погребные горы. Говорят, что прежде на этом месте стоял город. Как-то тем городом шел черт с большим мешком песка: он хотел засыпать Даугаву. Тут вдруг какой-то мышке показалось, что в мешке зерно, и она прогрызла в нем дырку. Песок просыпался и завалил город. Так образовались Погребные горы.

СИНЯЯ ГОРА В СУНАКСТЕ

Жил в старину в этой волости богатый герцог. У него было много рабов. Герцог хотел оставить по себе бессмертную память. Думал-думал, наконец придумал и наказал своим рабам: “Когда я умру, положите меня в золотой гроб, схороните, а на могилу шапками кидайте землю, пока не вырастет высокая гора”. Когда герцог умер, его воля была выполнена. Эта гора находится в Сунакстской волости. По ту сторону горы, в том месте, откуда рабы брали шапками землю, образовался глубокий овраг. Так появилась Синяя гора, а за нею - Глубокий овраг.

СТЕКЛЯННАЯ ГОРА

В Краукленской волости, на хуторе Пурмал Юканы, расположен небольшой пригорок, полупесчаный, полуглиняный; это Стеклянная гора. Предание рассказывает о ней следующее.
Давным-давно жила красивая гордячка королевна. Она приказала выстроить пышный замок на вершине Стеклянной горы и оповестила весь мир, что возьмет в мужья того, кто пешим взберется к ней на гору. Женихов, понятно, объявилось великое множество. Народ целыми днями толпился у подножия горы, глазея на женихов, которые пытались взобраться на гору. Долгое время это никому не удавалось: карабкается-карабкается горе-жених, да и срывается кувырком вниз, всем на посмешище. И вдруг приключилось чудо: на Стеклянную гору к пышному королевскому замку взобрался оборвыш свинопас! Надо королевне, как она сама обещала, выходить за свинопаса. Да куда там! Королевна разгневалась, что простой свинопас осмелился ее сватать, и приказала отрубить ему голову. Толпа роптала, но королевна была неумолима. Как только приказ королевны был выполнен, замок с грохотом провалился сквозь землю. Стеклянная гора рухнула, а люди обратились в камни. Говорят, что этот небольшой пригорок - остаток Стеклянной горы (отсюда и название), а множество камней, которыми усыпано подножие холма, - превращенные в камни женихи и зеваки.

БАКШТИНСКАЯ ГОРА

На Бакштинской горе в стародавние времена стояла церковь, она провалилась сквозь землю. А провалилась церковь вот почему: женщина спешила в церковь и, второпях взбираясь на гору, упала и сильно ушиблась. От боли она стала клясть церковь: “Чтоб тебе провалиться! Не пришлось бы тогда людям мучиться, карабкаясь вверх!” Тотчас церковь со всеми молящимися провалилась сквозь землю.

ГОЛУБАЯ ГОРА НА РЕКЕ ОГРЕ

На берегу реки Огре высится горка. В старину сюда Великан приходил курить. От дыма его трубки горка всегда бывала окутана голубым туманом, который не рассеялся еще и по сей день. Вот из-за этого голубого тумана гора и получила свое название - Голубая гора.

ПРЕДАНИЕ ПРО ХРАНЦУЗА

Неподалеку от имения Нерета высится гора, поросшая большими седыми соснами. На горе есть дивный колодец: если в полдень заглянуть в него, держа в руках какой-нибудь предмет, то колодец непременно вырвет его из рук, как бы крепко ни сжимать. Немало пастушков в летние полдни роняли таким образом в колодец свои ножи. Называют эту гору Хранцузом, а дано ей такое название в ту пору, когда французы, воюя против русских, шли через Латвию. Тогда гора и приобрела свою колдовскую силу. Французы переходили эту гору ночью, и многие попадали в большой колодец. Их начальник проклял его: “Провались в колодец каждый, кто в него заглянет!” Люди в тот колодец все-таки не падают, а вот вещи, те - да. Иногда на дне колодца поблескивают солдатские пуговицы “хранцузов”.

КАЧИНА ГОРКА И РАТУШНАЯ ГОРА В ЛИЕЛВАРДЕ

На нынешнем Лиелвардском кладбище можно еще и сейчас отыскать уголок, называемый Качиной горкой. Там сожгли Катрину. Катрина была горничной в имении. Она в девках родила от помещика дитя и, боясь позора, умертвила его. За убийство ребенка девушку сожгли на этой горке, тогда горка и получила свое название. А по соседству высится другая гора, с которой ратманы из Риги наблю*дали за сожжением. От них и пошло название Ратушная гора.

ПЕСЕННАЯ ГОРКА И ЧЕРТОВ КОГОТЬ

Подле хутора Яунземи Мемельской волости высится небольшая горка. По одну ее сторону растет лес, а по другую - плавно течет речка Сусея, Предание о том, как гора получила свое название и откуда взялся Чертов коготь, мне рассказала моя бабушка.
В прежние времена горка славилась тем, что на ней никогда не умолкало пение: утром ли, вечером ли - всегда там звучали песни. Пели девушки-работницы, выходя утром в поле и возвращаясь вечером домой. “Как бы ни устала я, с песнею домой иду …” - раздавалось по вечерам с Песенной горки.
Нашелся, однако, среди людей и такой, которому песни пришлись не по душе. Это был староста. Он нажаловался черту, а сим принялся стращать людей, грозя, что черт утащит их? в ад, если они не перестанут петь. Однако это ничуть не помогло. Тогда черт решил сам призвать людей к ответу. Однажды, когда на горке собрались девушки и запели,, черт с ревом набросился на них: хватает, тащит в пекло! Девушки с перепугу на землю попадали. Неожиданно появился седенький старичок. Это, надо полагать, был сам бог. Увидал черт боженьку - и провалился сквозь землю, только дым столбом поднялся. Второпях черт обломал коготь, который впоследствии превратился в камень. Камень с виду очень похож на коготь, поэтому его и по сей день называют Чертовым когтем.

КАК НА ГАЙСИНЬСКОЙ ГОРЕ ОТЫСКАЛАСЬ СОЛЬ

В стаде прежнего хозяина хутора Гайсини была большая черная комолая (безрогая) корова. Пастух, пася стадо на Гайсиньской горке, приметил, что эта корова каждый день в один и тот же час отстает от стада и спустя какое-то время возвращается, облизываясь. Однажды она увела за собою другую корову. Пастух, заметив это, побежал домой и рассказал обо всем домочадцам. Все тотчас принялись искать отставших коров, а, найдя, увидали, что коровы лижут землю. Когда подошли поближе, оказалось, что коровы лижут красную соль с земли и вылизали уже изрядную ямку. Хозяева и сами начали брать там соль для своих надобностей, но недолгой была та радость: какие-то завистники донесли о находке вестиенскому помещику и тот приказал засыпать яму. Многие потом пытались найти эту соль, но отыскать ее на Гайсиньской горе так и не удалось.
Alland сказал(а) спасибо.
старый 16.04.2008, 19:35   #20
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Латышская мифология

Алексей Гудзь-Марков "ПАНТЕОНЫ БОГОВ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ"


Духовный мир балтов


http://hronos.km.ru/libris/lib_g/gudz06.html
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

Тэги
мифология, Латышская

опции темы

Похожие темы для: Латышская мифология
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Скандинавская мифология Ingvarr Эпоха викингов 22 22.08.2017 18:58
Славянская мифология Ulv Изобразительное искусство 32 31.12.2010 21:27
Мифология Heimdalle Язычество 0 01.05.2008 11:57
Германская мифология Safo Эпоха викингов 1 21.01.2005 19:50
Скандинавская мифология Ulv Изобразительное искусство 1 03.04.2003 07:28


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 18:21


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.