Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие скандинавские форумы > Эпоха викингов
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 07.02.2008, 14:52   #21
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
Морфологические признаки
Cкорее мифологические признаки-ну не могли такое массивное тело поднять вверх такие,относительно диспропорциональные туловищу крылья.Я всё же склонен к мысли,что все представления о Драконах(в том числе и в мифах)- есть отголоски былых встречь прапредков с этими исполинскими рептилиями.Видимо не все динозавры ко времени формирования homo sapies исчезли с лица земли.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 07.02.2008, 15:17   #22
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Как бы там ни было. Существует множество теорий о происхождении драконов, и многие факторы указывают на то, что данные рептилии существовали. Взять тот-же фильм BBC, где команда археологов нашла обугленный череп тирранозавра, было установлено позже, что череп, несомненно, был "в контакте с огнём".
Также там зрителей просят обратить внимание на тот факт, что легенды о драконах появились примерно в одно и то же время у людей, которые никак не могли контактировать друг с другом и передать друг другу свои легенды. Я говорю про Северные народы и Ранний Китай. И там и там появлялись рисунки и настенные (в некоторых случаях - наскальные) изображения драконов. Внешне рисунки были очень схожи друг с другом, и невольно возникает вопрос - как это возможно, если люди жили на разных континентах?
Alland сказал(а) спасибо.
__________________
Сурт вздымает меч к Светилам
Мчатся Муспелля сыны
В небе Чёрная Богиня
Вершит танец Пустоты
старый 07.02.2008, 16:01   #23
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
Я говорю про Северные народы и Ранний Китай.
Но есть и отличия,если на Востоке Дракон это Могущество и Добро,то на Северо-Западе Могущество и Злая разрушительная сила(спящая до времени на злате,кстати, обратите внимание:cлова зло-золото-зола в русcком языке ,как похожи и все три термина связанны с Драконом ,так или иначе).




В каждой стране, в каждой культуре дракон является символом неповторимого,сверхъестественного, где-то злого, а где-то доброго начала.

К примеру, на Востоке драконы - символы благополучия, они несут лишь удачу, благополучие, плодородие (как символы дождя), в то время как на Западе драконов принято считать символами зла, разрушения, всего самого гадкого, мерзкого, что только смогла породить Земля.
На Дальнем Востоке дракон символизирует мудрость, силу. В китайском символизме дракон зовется по-иному - "Змеем". Змей представляет собой высшую духовную силу, сверхъестественное, бесконечность, дух перемен. Если верить легендам Китая, то драконы дарили сверхъестественную мудрость, познание самой жизни тем, кто мог угодить им, показать, что даже превосходит Змея в науках.
У кельтов Дракон символизирует высшую власть, правителя, хозяина. Наверняка поэтому в кельтской культуре знак дракона увековечен в геральдике - на гербах, печатях, эмблемах.
Во многих религиях драконы выступают злой силой. Правда, за редким исключением Змеев изображают поборниками добра - как оживший дух, всемогущее существо Логос. Смысл символики дракона понять весьма сложно - образ этот настолько противоречив, что не всегда ясно, что же он означает на фресках, творениях древнего искусства, рисунках, да и вообще, археологических источниках - то ли Дракон ассоциирует себя с морем, морской пучиной, дождями, свободой, бурей, эмоциями, то ли с землей - горами, солнцем, все той же свободой, но более контролируемой, борцом с дождем и влагой.
Во многих мифах и легендах драконы выступают в роли чудовищ, "владык земель". Зачастую их описывают как хранителей сокровенных знаний, жизненной мудрости, тайных, непостижимых обычному человеку сокровищ внутреннего мира. Также часто встречаются мифы о том, как драконы похищали и поедали невинных девушек. Спасение чистой непорочной души девицы символизировало освобождение чистой души из "темного царства". Да что уж там, драконов считали именно исчадиями Ада - убиение дракона расценивалось как одержанная победа добра над злом.
Skirnir сказал(а) спасибо.
__________________
Северный ветер-северный крик
Наши наполнит знамена!
старый 07.02.2008, 16:05   #24
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Но есть и отличия,если на Востоке Дракон это Могущество и Добро,то на Северо-Западе Могущество и Злая разрушительная сила(спящая до времени на злате,кстати обратите внимание:cлова зло-золото-зола в русcком языке ,как похожи и все три термина связанны с Драконом ,так или иначе).
Хмм, очень даже верно оно подмечено Думаю вот что, поищу-ка я этот фильм BBC'шный в инете, как найду - сразу ссылку в студию в эту тему. Просто давно смотрел, много чего непомню, а инфа(ИМХО), полезная
старый 09.02.2008, 16:31   #25
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Николай Гумилёв "Начало"



1

Из-за свежих волн океана
Красный бык приподнял рога,
И бежали лани тумана
Под скалистые берега.
Под скалистыми берегами
В многошумной сырой тени
Серебристыми жемчугами
Оседали на мох они,
Красный бык изменяет лица:
Вот широко крылья простер а
И парит, огромная птица,
Пожирающая простор.
Вот к дверям голубой кумирни,
Ключ держа от тайн и чудес,
Он восходит, стрелок и лирник,
По открытой тропе небес.
Ветры, дуйте, чтоб волны пели,
Чтоб в лесах гудели стволы,
Войте, ветры, в трубы ущелий,
Возглашая ему хвалы!

2

Освежив горячее тело
Благовонной ночною тьмой,
Вновь берется земля за дело
Непонятное ей самой.
Наливает зеленым соком
Детски-нежные стебли трав
И багряным, дивно-высоким,
Благородное сердце льва.
И, всегда желая иного,
На голодный жаркий песок
Проливает снова и снова
И зеленый и красный сок.
С сотворенья мира стократы,
Умирая, менялся прах,
Этот камень рычал когда-то,
Этот плющ парил в облаках.
Убивая и воскрешая,
Набухать вселенской душой,
В этом воля земли святая,
Непонятная ей самой.

3

Океан косматый и сонный,
Отыскав надежный упор,
Тупо терся губой зеленой
О подножие Лунных Гор.
И над ним стеною отвесной
Разбежалась и замерла,
Упираясь в купол небесный,
Аметистовая скала.
До глубин ночами и днями
Аметист светился и цвел
Многоцветными огоньками,
Точно роем веселых пчел.
Потому что снова там кольца,
Вековой досыпая сон,
Старше вод и светлее солнца,
Золоточешуйный дракон.
И подобной чаши священной
Для вина первозданных сил
Не носило тело вселенной,
И Творец в мечтах не носил.

4

Пробудился дракон и поднял
Янтари грозовых зрачков,
Первый раз он взглянул сегодня
После сна десяти веков.
И ему не казалось светлым
Солнце, юное для людей,
Был как будто засыпан пеплом
Жар пылавших в море огней.
Но иная радость глубоко
В сердце зрела, как сладкий плод.
Он почуял веянье рока,
Милой смерти неслышный лет.
Говор моря и ветер южный
Заводили песню одну:
-- Ты простишься с землей ненужной
И уйдешь домой, в тишину.
-- О твое усталое тело
Притупила жизнь острие,
Губы смерти нежны, и бело
Молодое лицо ее.

5

А с востока из мглы белесой,
Где в лесу змеилась тропа,
Превышая вершину леса
Ярко-красной повязкой лба,
Пальм стройней и крепче платанов,
Неуклонней разлива рек,
В одеяньях серебротканных
Шел неведомый человек.
Шел один, спокойно и строго
Опуская глаза, как тот,
Кто давно знакомой дорогой
Много дней и ночей идет.
И казалось, земля бежала
Под его стопы, как вода,
Смоляною, доской лежала
На груди его борода.
Точно высечен из гранита,
Лик был светел, но взгляд тяжел,
-- Жрец Лемурии, Морадита,
К золотому дракону шел.

6

Было страшно, точно без брони
Встретить меч разящий в упор,
Увидать нежданно драконий
И холодный и скользкий взор.
Помнил жрец, что десять столетий
Каждый бывший здесь человек
Видел лишь багровые сети
Крокодильих сомкнутых век.
Но молчал он и черной пикой
(У мудрейших водилось так)
На песке пред своим владыкой
Начертал таинственный знак:
Точно жезл во прахе лежавший,
Символ смертного естества,
И отвесный, обозначавший
Нисхождение божества,
И короткий; меж них сокрытый,
Точно связь этих двух миров...
-- Не хотел открыть Морадита
Зверю тайны чудесной слов.

7

И дракон прочел, наклоняя
Взоры к смертному в первый раз:
-- Есть, владыка, нить золотая,
Что связует тебя и нас.
Много лет я правел во мраке,
Постигая смысл бытия,
Видишь, знаю святые знаки,
Что хранит твоя чешуя.
-- Отблеск их от солнца до меди
Изучил я ночью и днем,
Я следил, как во сне ты бредил,
Переменным горя огнем.
-- И я знаю, что заповедней
Этих сфер и крестов, и чаш,
Пробудившись в свой день последний,
Нам ты знанье свое отдашь.
Зарожденье, преображенье
И ужасный конец миров
Ты за ревностное служенье
От своих не скроешь жрецов.

8

Засверкали в ответ чешуи
На взнесенной мостом спине,
Как сверкают речные струи
При склоняющейся луне. --
И, кусая губы сердита,
Подавляя потоки слов,
Стал читать на них Морадита
Сочетанье черт и крестов.
-- Разве в мире сильных не стало,
Что тебе я знанье отдам?
Я вручу его розе алой,
Водопадам и облакам;
Я вручу его кряжам горным,
Стражам косного бытия,
Семизвездию, в небе черном
Изогнувшемуся, как я;
Или ветру, сыну Удачи,
Что свою прославляет мать,
Но не твари с кровью горячей,
Не умеющею сверкать! --

9

Только сухо хрустнула пика,
Переломленная жрецом,
Только взоры сверкнули дико
Над гранитным его лещом
И уставились непреклонно
В муть уже потухавших глаз
Умирающего дракона,
Повелителя древних рас.
Человечья теснила сила
Нестерпимую ей судьбу,
Синей кровью большая жила
Налилась на открытом лбу,
Приоткрылись губы, и вольно
Прокатился по берегам
Голос яркий, густой м полный,
Как полуденный запах пальм.
Первый раз уста человека
Говорить осмелились днем,
Раздалось в первый раз от века
Запрещенное слово: Ом!

10

Солнце вспыхнуло красным жаром
И надтреснуло. Метеор
Оторвался и легким паром
От него рванулся в простор.
После многих тысячелетий
Где-нибудь за Млечным Путем
Он расскажет встречной комете
О таинственном слове Ом.
Океан взревел и, взметенный,
Отступил горой серебра.
Так отходит зверь, обожженный
Головней людского костра.
Ветви лапчатые платанов,
Распластавшись, легли на песок,
Никакой напор ураганов
Так согнуть их досель не мог.
И звенело болью мгновенной,.
Тонким воздухом и огнем
Сотрясая тело вселенной,
Заповедное слово Ом.

11

Содрогнулся дракон и снова
Устремил на пришельца взор,
Смерть борола в нем силу слова,
Незнакомую до сих пор.
Смерть, надежный его союзник,
Наплывала издалека.
Как меха исполинской кузни,
Раздувались его бока.
Когти лап в предсмертном томленьи
Бороздили поверхность скал,
Но без голоса, без движенья
Нес он муку свою и ждал,
Белый холод последней боли
Плавал по сердцу, и вот-вот
От сжигающей сердце воли
Человеческой он уйдет.
Понял жрец, что страшна потеря
И что смерти не обмануть,
Поднял правую лапу зверя
И себе положил на грудь.

12

Капли крови из свежей раны
Потекли, красны и теплы,
Как ключи на заре багряной
Из глубин меловой скалы.
Дивной перевязью священной
Заалели ее струи
На мерцании драгоценной
Золотеющей чешуи.
Точно солнце в рассветном небе,
Наливался жизнью дракон,
Крылья рвались по ветру, гребень
Петушиный встал, обагрен.
И когда без слов, без движенья,
Взором жрец его вновь спросил
О рожденьи, преображеньи
И конце первозданная сил,
Переливы чешуй далече
Озарили уступы круч,
Точно голос нечеловечий,
Превращенный из звука в луч.
старый 12.02.2008, 08:55   #26
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Иллюстрации :


Зигфрид и Фафнир
(Фрагмент резных церковных дверей. Норвегия, XII в.)


Ледяной Дракон, стерегущий клад цвергов


Фафнир и цверги


Понятно, почему крысы отказались выходить в море Иллюстрация не имеет названия, но принадлежит к циклу "Ледяной Дракон"


Заспиртованный зародыш дракона. Курьезная подделка, изготовленная в Британии.
Alland сказал(а) спасибо.

Последний раз редактировалось Skirnir: 12.02.2008 в 09:48.
старый 12.02.2008, 15:05   #27
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
Зигфрид и Фафнир
(Фрагмент резных церковных дверей. Норвегия, XII в.)
Вот таких изображений надо поискать.Резьба это красиво..
старый 16.02.2008, 03:43   #28
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Dragons

Из-за огромного количества совершенно разных видов, драконов очень трудно классифицировать. В самом деле, к драконам относятся и змей Нидхегг из древнескандинавских легенд, обитающий под землёй, и стоглавый Тифон, и огромный Уирм из книги У. Уангерина, дракон вселенских размеров, во много раз больше Земли.

Основные семейства западных, или европейских, драконов – классический, или разумный, геральдический, виверн, амфиптер, линдворм и гивр, бескрылый, или ящеровидный, называемый так за его сходство с ящерицей.

1)Классический дракон. У представителя этого семейства драконов две пары конечностей, также пара весьма крупных крыльев вытянутой треугольной или ромбовидной формы. Довольно изящное существо, однако обладает очень крепким скелетом. Покрыт чешуёй (средний размер чешуек – с человеческую ладонь, около 15 см в длину). На груди и животе чешуя более тонкая, едва прикрывает кожу (которая, впрочем, весьма прочна). Цвет чешуи чрезвычайно разнообразен. Внутреннее строение дракона очень похоже на строение тела человека, но у всех драконов отсутствует аппендикс. Когти классического дракона такие же, как у орла. Также следует отметить тот факт, что классический дракон обладает способностью выдыхать огонь, из-за чего часто называется огнедышащим. Во время выдыхания огня у дракона резко повышается температура тела. Она сохраняется повышенной некоторое время после выдыхания. И, наконец, самое главное – то, что некоторые виды дракона классического разумны, и все классические драконы обладают так называемой драконьей магией.

Классический дракон – самый распространённый вид дракона, поэтому о нём известно больше всего.

Но существуют и другие виды.

2) Геральдический дракон. На самом деле геральдическим следовало бы называть классического дракона, но название к нему не прижилось. Геральдический – самый опасный вид дракона. Имеет две пары когтистых конечностей, мощные клыки, костяной гребень, идущий вдоль спины, и ядовитое жало на кончике хвоста. На голове расположены два рога, внешне похожие на бычьи. Крылья атрофировались в процессе эволюции, поэтому летать геральдический дракон не может, маленькие треугольные крылья служат для украшения. Цвет чешуи (такого же размера, как и у классического дракона) самый разнообразный – в основном, тёмно-зелёный, коричневый, бежевый, алый и бирюзовый. Обладает примерно таким же видом магии, как и классический дракон, правда, всегда направленным на разрушение. Разум отсутствует у всех видов геральдического дракона. Огнедышащий, слюна ядовита для человека. Обитает в Западной и Северной Европе, предпочитает селится в пещерах, особенно возле городов, так как там легче прокормиться.

3) Виверн. Строением тела чрезвычайно напоминает хищных птиц. Имеет одну пару лап, похожих на орлиные, расположенных прямо под кожистыми крыльями, и типично драконью голову с рогами. Обладает чрезвычайно острым зрением. Цвет чешуи весьма различен, основной – чёрный, темно-красный, тёмно-зелёный, коричневый, чёрно-белый. Встречаются огненные, синие, медовые драконы. Обитает в Северной Европе, Греции и Эфиопии. Предпочитает селиться в горах, изобилующих отвесными скалами и пещерами. К примеру, широко известен Тальцвурм, один из самых опасных горных змеев, селившийся в Швейцарских и Австрийских Альпах, поедавший отбившихся от стада коров и заблудившихся детей. Распространяет чуму.

3 4) Линдворм. Имеет похожее на змеиное тело и одну пару лап. Голова отдалённо похожа на птичью. Цвет чешуи – чаще всего зелёный, бежевый, коричневый. Судя по всему, именно от линдвормов произошли птицеподобные драконы. Не обладает ни разумом, ни магией. Не является огнедышащим, однако слюна ядовита для человека. Обитает в степях Центральной Азии, Марко Поло утверждал, что неоднократно наблюдал там таких змеев. Название, очевидно, произошло от английского слова "ворм", что означает "червяк" – так в английской называли некогда драконов.

5) Амфиптер. Имеет одну пару крыльев, однако ноги отсутствуют. Также отсутствуют рога и "клюв". Мощные челюсти, глаза и уши небольшие. Чешуя крупная (от 15 см), зелёного цвета, иногда встречаются жёлтые, рыжие, синие амфиптеры. Обитает в долине Нила, охраняет ладаноносные деревья, нападая на всякого, кто пытается собрать их смолу. Воздушная среда обитания.

6)Гивр. Лишен ног и крыльев, по внешнему виду напоминает змею. Голова типично драконья, массивная, с рогами и бородкой. Чешуя мелкая (1 см), зелёная, бежевая или синеватая, покрыта ядовитой слизью. Водная среда обитания. Селится чаще всего в прудах или болотах, реже в водоёмах с проточной водой. Известны случаи, когда гивр селился в колодцах, нанося тем самым огромный урон - ядовитая слизь отравляла воду в колодцах. Весма злобное и прожорливое существо, разумом не обладает. Часто нападает на людей и домашних животных.

Нашёл в сети.Класс-даже про размер чешуек и отсутствие аппендикса у драконов известно.Забавно...
старый 16.02.2008, 03:51   #29
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

В мифологических образах Змея-Дракона поражает не только отсутствие реального живого прототипа в современной фауне, но и множественные черты сходства Змея-Дракона с давно вымершими динозаврами.

Прежде всего - чисто внешнее сходство: крупные размеры тела со змеевидными чертами; длинный хвост; чешуйчатая шкура или сегментный панцирь со множественными шипами и выростами; крупные челюсти с острыми зубами; мощные ноги с когтями; иногда - перепончатые крылья. Все это нам знакомо по реконструированным образам хищных динозавров.

В древнейших культурах Змей-Дракон тем или иным образом связывается со змеями или крокодилами, а в более общем случае - с пресмыкающимися. Но ведь динозавры - именно древние пресмыкающиеся...

Имеет место сходство и по "эволюционным параметрам". Так, по древним космогониям (как уже упоминалось), человекоподобные боги появились позже Змея-Дракона. Но и гуманоиды, по крайней мере в истории Земли, произошли на свет значительно позже динозавров.

С точки зрения эволюции, динозавры следуют за земноводными и являются первыми в цепи животных сугубо "сухопутными", окончательно оторвавшимися от водной среды. Упоминание об этом, только уже в отношении Змея-Дракона, можно найти и в мифологии.

"...из первичного праокеана Нун выделился бог вечности Атум. Его изображали в облике крылатого змея" (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, "Тайны богов и религий").

Может ли существовать столь тесная связь образа Змея-Дракона древних мифов с динозаврами?.. Вопрос не так тривиален, как может показаться...

Скажем, по одной из самых распространенных официальных версий, мифологический Змей-Дракон обязан своим происхождением реальным находкам нашими предками ископаемых останков динозавров. Вроде бы просто и ясно... Но более внимательный анализ этой версии выявляет целый ряд ее недостатков.

Во-первых, мифы о Змее-Драконе распространены повсеместно, а "легкодоступные" останки динозавров находятся лишь в пустынных районах Центральной Азии (в других регионах ископаемые останки чаще всего обнаруживаются лишь под мощными слоями осадков - вряд ли древние люди так глубоко копали).

Во-вторых, очень близкое сходство различных образов Змея-Дракона в разных мифах имеет место на фоне чрезвычайного разнообразия ископаемых останков. Конечно, останки именно хищных динозавров с огромными зубами производят наибольшее впечатление на воображение человека, но ведь хищников в природе намного меньше, чем травоядных. Почему же в таком случае абсолютно нигде (!) в мифах нам не встречается образа Змея-Дракона как "мирного вегетарианца"?.. Неувязочка выходит...

И в-третьих, реконструкция первоначального образа по ископаемым останкам является не таким уж простым делом даже для современных палеонтологов. Как же тогда наши далекие предки с их зачаточными "знаниями" естественных наук смогли не только довольно близко воспроизвести в образе Змея-Дракона облик динозавра, но и уверенно классифицировать его как пресмыкающегося?.. Опять неувязочка...
старый 21.02.2008, 21:24   #30
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии


Резьба на деревянной церковной двери из Вальтьоуфсстадура. Ок. 1200
Также посвящено "Сказанию о Нибелунгах"

Я нашел впринципе много иллюстраций Древнескандинавской резьбы, но с драконами связана только эта. Скажи куда выложить, Alland,
Alland сказал(а) спасибо.
старый 22.02.2008, 14:29   #31
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
Я нашел впринципе много иллюстраций Древнескандинавской резьбы, но с драконами связана только эта. Скажи куда выложить, Alland
Про резьбу по дереву?Да можно хоть тему открыть "Искусство неистовой силы" туда и выкладывать всё по теме.Развивать только надо...
старый 22.02.2008, 16:47   #32
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Да можно хоть тему открыть "Искусство неистовой силы" туда и выкладывать всё по теме.Развивать только надо...
Кроме, собственно, картинок, я ничего об этой резьбе то и незнаю
Ну знаю, что типо режут на дереве красивые рисунки Чтоб тему открыть, надо знанием запастить наверное
старый 10.03.2008, 13:18   #33
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
Flag Swe ответ: Драконы Скандинавии

Драконы из Уппокры

Автор: Анне-Софи Грэслунд (Институт археологии и античной истории, Уппсальский университет)
Перевод с швед. © Глеб Казаков (loddfafnirr), декабрь 2007


Плоская двусторонняя голова дракона из Уппокры является одной из первых находок среди множества подобных драконьих голов, найденных в поселениях и торговых центрах вокруг Балтийского моря. Выполнены были данные вещи в стиле Рингерике. Функции, выполняемые драконьими головами, также как и смысл самого этого символа являются предметами дискуссии.

Среди замечательных находок эпохи викингов из Уппокры есть и несколько небольших драконьих голов и драконов: U2684, U1305, U1182 и U9859. Здесь я вкратце рассмотрю голову номер U2684 — плоскую, двустороннюю голову, выполненную из бронзы и изящно декорированную неглубоким рельефом в стиле Рингерике. Особое пристрастие скандинавов к навершиям, выполненным в форме голов животных, прослеживается ещё со времени римского железного века. Ими украшались различные предметы: пряжки и броши на одежде, браслеты, головные уборы и рукояти мечей. Во время эпохи Великого переселения народов появляется своеобразный северный декоративный стиль, где в роли орнамента выступало переплетение голов и тел неких животных, не имеющих точных биологических прототипов.

То, что данная голова зверя из Уппокры и ее аналоги чаще всего характеризуются как «головы драконов», объясняется их устрашающим видом с открытой пастью и большими оскаленными зубами и иногда, как в случае с находкой U2684, четко обозначенным языком. Но что же на самом деле представляет собой дракон? Фантастический зверь, «изначально древневосточный сказочный ползающий зверь, который, однако, настолько по-разному воспринимался и описывался в различных регионах, что дать ему общее определение вряд ли возможно». В Северной Европе он явно воспринимался как большой змей: рассказы о Беовульфе, Сигурде Убийце Фафнира и Рагнаре Кожаные Штаны говорят об этих героях как о «драконоборцах», однако все эти чудовища, очевидно, являлись гигантскими змеями, что хорошо видно по рисункам на рунических камнях, изображающих сцены из истории о Сигурде, как, например, на знаменитом камне из Сёдерманланда (Sö101). Четырехлапый, крылатый и иногда ещё и огнедышащий тип дракона, популярный в христианском изобразительном искусстве и литературе, восходил, скорее, к образу ящерицы или, возможно, крокодила, и изначально, скорее всего, появился в тропических областях, где эти звери действительно представляли серьёзную угрозу людям и домашним животным и потому воспринимались как символы зла и смерти.


В изобразительном искусстве скандинавского позднего железного века образ змея встречается в двух различных контекстах. Змей воспринимается как нечто «злое», если он находится в борьбе с неким четвероногим животным — наиболее известным примером здесь может служить рунический камень из Еллинга — причем это животное стояло на стороне Христа или, в более общем плане, на стороне «добра». Но змей мог быть и просто декоративным элементом, используемым для плетения орнамента. Этот тип восходит ещё к скандинавскому звериному орнаменту эпохи переселения народов. В XI веке оба змеиных изобразительных типа без труда слились в единую декоративную традицию, где присутствовали одновременно и большой змей с двумя лапами, и более маленький и узкий без конечностей, который за столетие был постепенно вытеснен крылатым драконом. Эти-то два змея и являются очень частым мотивом на рунических камнях, особенно в районе озера Меларен и южном Норрланде. Туловище большого змея, иногда ещё с добавленными к нему двумя лапами, образует собственно саму петлю рунического текста, в то время как меньший змей составляет дополнительную часть композиции, порою весьма важную для создания характерного узора, отличающего один декоративный стиль от другого. Это означает, что часто задаваемый вопрос о том, могут ли рунические камни действительно восприниматься как памятники христианства, если главным изобразительным мотивом на них является змей, не уместен, поскольку сам рунический зверь восходит к тому самому четвероногому животному, которое символизировало Христа/добрые силы. Леннарт Карлссон подчеркивал, что звери на камнях, несущие на себе рунический текст, зачастую должны восприниматься как стилизованные четвероногие создания. Таким образом, согласно моей гипотезе, для того, чтобы понять, как рунический зверь стал частью христианской иконографии, не нужно прибегать к допущению, что «змей» (т.е. рунический зверь) хоть и ассоциировался со злом, но на камнях как бы нейтрализовывался крестом.


Именно при посредстве христианства образ крылатого дракона впервые появился в скандинавском искусстве. Четвероногие звери с крыльями известны с начала IX века — они присутствуют среди резных изображений из Усеберга и на камне из Спарлёсы. В XI столетии изображения крылатых змеев или драконов появляются на некоторых из уппландских рунических камней. Иногда крылатым оказывается непосредственно сам рунический зверь, как на камнях U107 и U305, но чаще это змеи, изображенные рядом. Все упомянутые здесь рунические камни с крылатыми драконами/змеями относятся к стилевой группе Pr3–Pr4 и соответственно ко второй половине XI века.

Существуют и более близкие аналогии дракону из Уппокры U2684. В результате раскопок 1970–1971 годов в Бирке в районе гавани была найдена выполненная из бронзы драконья голова, сломанная в области шеи и сейчас имеющая длину в 3,6 см. А при последующих раскопках в той же Бирке на территории т.н. «гарнизона» в западной части большого здания были обнаружены среди прочего осколки стеклянного кубка, две рукояти мечей и бронзовая голова дракона около 4 см длиной. Находки заставили предположить, что там располагалось почетное сидение. Кроме того, в некоторых других торговых городах того же времени были найдены схожие драконьи головы: одна, выполненная из свинца, в Рюриковом Городище под Новгородом, другая в Ралсвике на Рюгене, обнаруженная внутри дома 135/25, совсем рядом с гаванью. Среди находок из Хедебю тоже есть подобная голова дракона, служащая навершием 16-сантиметровой бронзовой иглы. 5-сантиметровая бронзовая голова дракона встречается и среди находок в одном из погребальных холмов на кладбище Слинкбакен, деревня Сёдербю в приходе Данмарк, в Уппланде. В холме находятся три захоронения по типу трупосожжения, два из них – могилы мужчин с мечами, одна относится к Н-типу, другая — к Х-типу. Даже на Готланде была найдена одна драконья голова, около 5 см в длину, к сожалению, не установлено конкретное место находки. Схожие головы, но с дефектом (сильно согнуты в шее) были найдены ещё на двух иглах.


Общим для этих драконьих голов является то, что они все были закреплены на каком-либо предмете, но в то же время сидели достаточно свободно так, что обе их стороны были видны. Дракон из Городища имеет очень маленькую полость для насадки, а у головы из Ралсвика, наоборот, шея удлинена наподобие рукояти. У большинства голов имеется петля — небольшой выступ с отверстием, находящийся снизу на задней части шеи (загривке) (Бирка, Городище, Слинкбакен, Готланд, возможно также и Ралсвик). У дракона из Слинкбакена в это отверстие продето кольцо. У двух драконов с изогнутыми шеями из Готланда схожие петли находятся, однако, спереди, на горле. У дракона из района гавани в Бирке не сохранилось всей шеи целиком, почему и не представляется возможным узнать, имел ли он подобную петлю с отверстием, однако вместо этого в загривке у него просверлено отверстие, и по остаткам ржавчины там можно судить, что раньше в него было продето кольцо. Дракон с бронзовой иглы из Хедебю не имеет выступа-петли на шее, но схожая петля расположена у него перед открытым ртом с торчащими зубами. У головы из Городища и двух из Бирки зубы в распахнутой пасти расположены так, что создают подобие петель. Схожие сплетенные зубами четкие петли отсутствуют на других драконьих головах, но и у них разинутая пасть в большинстве случаев перегорожена так, что со всей очевидностью в нее можно было продеть, к примеру, нить или узкий ремешок. Также можно предположить, что там крепилась своего рода лента-украшение. Здесь также можно привести пример пластично выполненного зверя, увенчивающего корабельный вымпел из Челлунге, который, как и многие другие в его роде, имеет отверстие у нижнего края. В этом отверстии обычно видели место крепления специальной декоративной ленты, если исходить из рисунка из Брюггена, в Бергене, изображающего викингский флот (рис. 4). Кроме того, у зверя из Челлунге есть такое же отверстие и на загривке, и во рту, образованное мощными сомкнувшимися клыками. Может быть, при помощи предполагаемой ленты в пасти было принято изображать огонь? К сожалению, дракон из Уппокры сохранился лишь фрагментарно: нижняя часть шеи отломана, и большая часть нижней челюсти отсутствует, почему и представляется невозможным ответить на вопрос, имел ли он схожие крепления на шее и в пасти.


Поразительно, что две драконьи головы из Бирки, из района гавани и из гарнизона, имеют много общего между собой и, кроме того, сильно похожи на голову из Городища. В свою очередь форма загривка у последней весьма близка к варианту головы из Слинкбакена, ближайшее же соответствие которой мы уже находим в лице находки из Хедебю. Дракон из Ралсвика сильно подвергся коррозии и сохранился лишь фрагментарно, но все же и он, подобно своему собрату из Уппокры, в основных чертах схож со всеми остальными. Более того, по форме загривка ближайшим соответствием ему будет именно дракон из Уппокры. Изображение гривы четко прослеживается на находках из Уппокры, Городища и Хедебю, а также на драконе с Готланда. Драконы из Слинкбакена, Хедебю, Городища и Готланда все имеют какого-либо рода кольца на шее.

Форма для литья в виде красивой драконьей головы есть и среди ранних находок, обнаруженных в Черной земле. В 1990–1995 гг. она использовалась в качестве эмблемы крупных раскопок, проводившихся в Бирке. Следует, однако, заметить, что, хотя данный предмет и помещен в каталоге Эрика Сёрлинга среди находок, обнаруженных Столпе на территории Черной земли и хранящихся в Государственном Историческом Музее Швеции, он не был найден Столпе во время раскопок, а представляет собой единичную находку, обнаруженную позже. Сохранившаяся половина литейной формы изготовлена из темно-серого мыльного камня. На ней изображена голова дракона с раскрытой клыкастой пастью и гривой, развевающейся в виде спиралевидных локонов, напоминающих аналогичные украшения из железа на штевнях некоторых вендельских кораблей из Вальсгерде и корабля эпохи викингов из датского Ладбю. Шею дракона с литейной формы обвило кольцо (а перед ним заметно некое утолщение в форме круга – возможно, место для будущей петли?).

Представляется весьма заманчивым связать эти драконьи головы с украшениями, увенчивающими носы викингских кораблей, о которых нам известно благодаря изображениям на готландских камнях и уже упоминавшейся сцене из Брюггена, в Бергене. На рисунке из Брюггена на носах некоторых кораблей можно увидеть головы змеев/драконов, что дает нам возможность представить, как мог выглядеть знаменитый корабль Олава Трюггвасона Великий Змей. То, что такие резные носовые украшения обладали немалой магической силой, следует из свидетельства «Книги о взятии земли», сообщающей, что мореплавателям следовало снимать оскалившиеся головы при возвращении из плавания, чтобы не пугать духов-покровителей земли. Однако о звериных головах на носах кораблей мы знаем не только по изображениям на камнях, но и благодаря фактическим находкам, таким как, например, вырезанный из дерева «дракон» из бельгийского Шельде. Не исключено, что определенная связь здесь прослеживается и с резными столбами спинок кресел, ярчайшими примерами которых являются находки из Усеберга. Более того, в погребении в Усеберге звериные головы встречаются и на иных предметах: на санях, кроватях, в качестве отдельных скульптур. С большими круглыми глазами и распахнутыми пастями они, безусловно, играли роль некого символа и давали окружающим четкое представление о статусе и силе своего владельца.

Высказывались мысли, что многие из этих скульптур представляют собой головы волков. Бьёрн Амбросиани предположил, что во многих случаях фигуры, изображающие орла, волка и кабана, являются намеками на власть уппсальских конунгов — исследователь исходил из мысли, что орел, а также, возможно, волк были символами Одина, а тот в свою очередь согласно Снорри был родовым предком уппсальской династии; кабан должен был при этом представлять Фрея. Тот факт, что в большинстве случаев мы сталкиваемся с изображениями хищных зверей, кажется очевидным. Однако согласно моему мнению, не менее вероятно то, что в основном люди прошлого старались изображать фантастического зверя — дракона.

В одной из предыдущих работ я рассмотрела несколько выразительных драконьих голов из женских захоронений в Вальсгерде и Бирке и предположила, что эти женщины, возможно, выполняли какую-то функцию в культе, аналогично тому, что было предложено о женщине/женщинах, захороненных в Усеберге. Найденная в Вальсгерде в захоронении 85 маленькая скульптурка в виде головы зверя, вырезанная из кости или рога и с круглыми глазами из карнеола, имеет ближайшие соответствия именно в находках из Усеберга. Особенно заметны здесь раскрытая пасть с крупными зубами и круглые глаза. Голова должна была прочно сидеть на неком подобии рукояти. Захоронение представляет собой трупосожжение пожилой женщины, чьи украшения позволяют датировать его X веком. В Бирке же, где захоронение женщины в камере Bj523 тоже благодаря сопровождающим покойную украшениям датируется X веком, среди погребального инвентаря был найден бронзовый сосуд, частично наполненный травой и замотанный в кусок льняной ткани. В сосуде были обнаружены деревянные миска и кубок, а также еще уникальная маленькая голова дракона, выполненная из дерева, 5,3 см в длину. В точности как дракон из Уппокры и ему подобные, она плоская, двусторонняя и, вероятно, была закреплена на каком-то предмете.

Несколько вещей и костяных игл из Хедебю оканчиваются со стороны рукояти драконьими головами. Два уже упомянутых ранее предмета из Готланда, вероятнее всего иглы, имеют похожие звериные головы, однако сильно согнутые в шее, и происходят из Хьонхема в Сойвиде и Крассе в Гульдрупе соответственно. Как и в Хедебю, среди материала из раскопок в Бирке есть примеры предметов из кости с навершием в виде головы некого зверя (дракона?). Особенно следует назвать небольшую голову из кости из захоронения с трупосожжением Bj308, поскольку на ней хорошо видны четко вырезанные клыки и бронзовое кольцо во рту. Находки из этого захоронения не дают никакой фоновой информации, но наводят на определенную мысль о погребальном ритуале: в центре археологического слоя сожжения был обнаружен глиняный сосуд с сожженными костями, перемешанными с яичной скорлупой. Та самая небольшая звериная голова лежала прямо в сосуде среди костей. На самом верху лежало кольцо с молоточком Тора. В слое среди прочего были найдены заклепки и гвозди, фрагменты каких-то предметов из бронзы и железа вместе с утраченными ныне деталями ремня и ножен, а также кусок шлака и лесные орехи, которые, как и яичная скорлупа в урне, могут иметь связь с переходом от жизни к смерти и воскрешением.

Что касается географического распространения фигурок наподобие дракона из Уппокры, то кажется достаточно очевидным, что все до сих пор известные экземпляры имеют тесную связь с регионом Балтики и его торговыми и политическими центрами: Уппокра, Хедебю, Ралсвик, Бирка, Готланд и Новгород. На общем фоне выделяется лишь дракон из Слинкбакена, поскольку место находки не связано непосредственно с торговлей, также это единственная голова дракона, обнаруженная в погребении. Однако сам факт находки может, вероятно, служить дополнительным аргументом в пользу гипотезы о значительной роли, которую играл район вокруг Сёдербю в поздний железный век. Сёдербю в приходе Данмарк, безусловно, стоит воспринимать в свете влияния Старой Уппсалы и её региона, поэтому дракон из Слинкбакена тоже вписывается в общую картину.

Датировка представляется несколько проблематичной, если художественным стилем признавать стиль Рингерике, поскольку он по большей части принадлежит первой половине XI в., в то время как драконы из Бирки, Хедебю, Ралсвика и Городища обычно датируются X в., поэтому наиболее логично предложить конец X в. как наиболее вероятную дату.

Что касается выполняемых драконьими головами функций, то для экземпляра из района гавани в Бирке было предложено объяснение, согласно которому он крепился на торце крыши ларца с мощами, выполненного в виде маленького домика. Чюльберг указывает также на гобелен из Скуга, на котором как сама церковь, так и её часовня имеют драконьи головы на торцах крыш. В настоящее время этот гобелен при помощи радиоуглеродного анализа датирован второй половиной XIII в. Впрочем, то, что голова дракона зачастую появляется в христианской символике, хорошо прослеживается на примере ряда норвежских деревянных церквей, например, в Ломе и Боргунде. Одна из начальных сцен гобелена из Байё также представляет английского христианского короля Эдуарда Исповедника, сидящего на троне, украшенном звериными головами. Конкретным примером сидения, напоминающего трон Эдуарда, хотя и значительно более простого, является епископское кресло из Сунтака, Вестёталанд. Епископы конца XII в. и XIII в. также часто изображаются на своих печатях сидящими в креслах со звериными головами, как, например, архиепископ Уппсалы Петер в 1191 г., епископ Бенгт из Скары в 1220-е гг., архиепископ уппсальский Ярлер в 1244 г. и в 1270 г. епископ Скары Эрик. Таким образом, в средние века, очевидно, дракон воспринимался не только как олицетворение зла, но также и как символ защищающей, доброжелательной силы.

В своей работе об иконографии и символике романского искусства Лизе Готфредсен обращает особое внимание на амбивалентность образа дракона/змея. В библейских сюжетах в большинстве случаев изображение зла при помощи образа змея/дракона не вызывает никаких сомнений, но в то же время уже в иной связи он может сливаться с образом древа жизни или даже символизировать его часть, переходя тем самым в категорию добра. Иногда два змея располагаются друг напротив друга, и тогда один из них (обычно больший) выступает в роли добра, а другой — в роли зла. Исследовательница ссылается на утверждение Исидора Севильского, одного из отцов церкви (около 560–636 гг.), оказавшего сильное влияние на средневековую картину мира, что Христос — это новый змей, побеждающий старого. На это заявление опирается и Брита Малмер при истолковании изображения на некоторых скандинавских монетах 1020-х гг. (Кнута и Хардекнута), где большой змей заглатывает маленького. Но на наиболее древних скандинавских монетах змей, напротив, противостоит оленю и символизирует дьявола.

То, что в средние века в Швеции дракон мог восприниматься как добрый и надежный защитник-страж, следует хотя бы из примера небольшого железного дракончика, помещенного на заслонку, прикрывающую замочную скважину, на главных вратах церкви в Сале или из многочисленных примеров схожих драконов-оберегов на гребнях крыш, колоннах и консолях для крышек купель в романской декоративной деревянной орнаментации.

Возвращаясь к функциям, выполняемым драконом из Уппокры и ему подобными, высказывалось предположение, что, как уже было сказано, они располагались на коньке крышки домоподобного ларца для мощей. Другим объяснением, по аналогии с бронзовой иглой из Хедебю, было то, что драконы являлись головками игл, хотя само закрепление их на игле кажется чересчур трудоёмким, поскольку ни один из описанных экземпляров не имеет рукояти или отверстия под нее. Однако какую бы практическую функцию драконьи головы ни выполняли, их символический смысл также играл немаловажную роль. Присутствие голов в крупных центрах вокруг Балтики, а также их редкость указывают, что их ни в коем случае не стоит воспринимать как предмет повседневного обихода и собственность каждого.

http://valhalla.ulver.com/attachment...1&d=1205141032

http://valhalla.ulver.com/attachment...1&d=1205141055

http://valhalla.ulver.com/attachment...1&d=1205141067

стащил отсюда:http://community.livejournal.com/urnordisk/18997.html
миниатюры
др2.gif   др3.gif   др1.gif  
Skirnir и FEJF сказали спасибо.
старый 11.03.2008, 05:52   #34
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

http://ru.redtram.com/redirect/n4p/83817854/7941
малютка-дракон
старый 11.03.2008, 06:13   #35
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
Кроме, собственно, картинок, я ничего об этой резьбе то и незнаю
А собственно,больше ничего и не нужно.Только иллюстрации,а комментарии,как говориться,излишни.Зрячий-да узрит,ищущий-да обрящет.
старый 11.03.2008, 19:09   #36
Member
 
аватар для Kyryx
 
Регистрация: 12.2007
Проживание: Волгоград
Возраст: 30
Сообщений: 181
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
у людей, которые никак не могли контактировать друг с другом и передать друг другу свои легенды. Я говорю про Северные народы и Ранний Китай.
Ну насчёт этого не стоит быть категоричным, поэтому версию опредках и динозаврах не отменяем.

Позже, конечно, образы приорели мифологизированную окраску в соответствии с духом народов, но конкретные формы мифы приняли намного позже разделения северных народов с азиатами.

Хищниками, возможно, стали "для пущего драматического эффекта".
старый 11.03.2008, 20:19   #37
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
Kyryx посмотреть сообщение
но конкретные формы мифы приняли намного позже разделения северных народов с азиатами.
Оно и понятно. С каждым поколением сказания о мифических чудовищах, о невероятных событиях(которые, как выясняется, вполне себе вероятны) приобретают всё более эмоциональную окраску, да и потом, каждому хотелось внести свою лепту в миф или легенду, и из поколения в поколение многие легенды и сказания перевирались на сто рядов.
Но, я специально поставил акцент именно на ранние эпохи. Ведь в любом вымысле есть доля факта. И факты как раз таки присутствовали в те незапамятные времена.
Народы, которые не могут ни при каких условиях контактировать друг с другом, на разных континентах запечатляли крылатых монстров на стенах и на свитках...
Так что, имхо, не стоит отвергать гипотезу о том, что драконы таки существовали, и, возможно, дожили до времен людей и были полностью исстреблены...
старый 11.03.2008, 22:23   #38
Member
 
аватар для Kyryx
 
Регистрация: 12.2007
Проживание: Волгоград
Возраст: 30
Сообщений: 181
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
Так что, имхо, не стоит отвергать гипотезу о том, что драконы таки существовали, и, возможно, дожили до времен людей и были полностью исстреблены...
Ну, имхо, вообще никогда не стоит умозрительно отвергать те или иные гипотезы не глядя
старый 09.04.2008, 15:17   #39
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Обратим свои взоры на запад, в средневековую Норвегию. Именно здесь, по мнению авторов вышеупомянутой книги, был построен в XII веке прототип томского особняка. Речь идет о знаменитой Borgund Stavkirke. В качестве строительного материала ставкирки был частично применен ясень. Это дерево в германо-скандинавской мифологии считалось священным.

___________________________

Stavkirke (Ставкирка) — тип церкви, получивший широкое распространение в Норвегии в XII-XV веках.

Вселенная представлялась норманнам в виде гигантского ясеня Иггдрасиль, который соединяет небо, землю и подземный мир. Так вот, корни этого «древа жизни» неустанно грызет подземный дракон Нидхёгг, и это в конце концов приведет к гибели мира.

Второй скандинавский дракон прячется в холодных океанских глубинах, охватив кольцом всю обитаемую землю. Это «мировой змей» Ёрмунганд, порождение бога огня Локи. В западноевропейской средневековой литературе он имел имя Уроборос, то есть змей, кусающий свой хвост. У большинства «морских» цивилизаций (шумеры, финикийцы, этруски, народы Восточной и Юго-Восточной Азии) сей змей олицетворял не только безжалостное Время, но и Мировой океан, заключивший в свои объятия весь мир. В библейской литературе этот зверь именуется Левиафаном и символизирует все разрушительные силы водного хаоса.

В норвежских неоднократно упоминается также бог морских бурь. Он изображался в виде страшного дракона, несущегося по небу среди мрака и разъяренных волн. Своим единственным оком высматривает он внизу добычу — все, что можно придать разрушению. В этом фантастическом образе есть нечто от реальности. Такой «глаз» имеется у многих тропических тайфунов. О нем знают все мореходы со времен раннего средневековья.

Это геометрический центр урагана, — своеобразный «колодец» с чистым голубым небом диаметром в 15-20 километров, вокруг которого беснуется стена ревущего на все голоса вихря высотой в десятки километров. Нет спасения мореходам и на дне «колодца» — со всех сторон несутся сюда громадные, высотой до сорока метров, волны, увенчанные потоками пены. Нависая и сталкиваясь над утлыми суденышками, водяные горы уподоблялись пастям ревущих морских чудовищ, готовых уничтожить все, очутившееся на их пути.

В средневековой Норвегии к драконам относились неоднозначно. Их явление считалось предзнаменованием большой беды. Появление чудовищ в ночные часы сопровождалось «громоподобными ударами и вспышками оранжевого пламени». Видели норвежские крестьяне грозовую тучу необычайной конфигурации или что-нибудь другое — остается только догадываться.

Интерес представляет эпизод, документально подтвержденный «Англосаксонской хроникой»: «…В 793 году монахи из монастыря Св.Гутберта, расположенного на скалистом островке Линдисфарн у восточного побережья Англии, услышали громкое шипение… Глазам (святых отцов) представилось поистине необычайное зрелище: в небе играли и резвились множество драконов. Тускло блестела в неясном северном солнце чешуя громадных змеев… Вскоре после того, в шестой день перед январскими идами, несущие насилие и смерть язычники уничтожили церковь Божию на Линдисфарне…»

По всей видимости, горемычные монахи стали свидетелями необычного полярного сияния, сопровождаемого треском электрических разрядов. А «язычниками» были викинги. Они приплыли сюда на длинных узких судах, украшенных драконьими головами. Это был их первый набег на побережье Англии. Видимо, с тех пор дракон стал олицетворением и покровителем морских разбойников, а выражение «убить дракона» имело целью вражеского вождя.
Страшные морды охранников


Совсем не случайно скандинавские викинги украшали носы своих драккаров («драконьих судов») головами морских чудовищ. И не только соперников они хотели запугать страшными мордами. С точки зрения викинга, океан был населен всевозможными злобными существами. Здесь можно встретить каменного великана, выставившего навстречу острые зубы — коварные подводные рифы. К кораблю мог подобраться колдун, обернувшийся китом, громадной акулой или тюленем. Да мало ли еще кто? Как же отделаться от всех этих тварей? Да очень просто — показать им изображение того, кто был их повелителем и кого они смертельно боялись — Мирового Змея (Ёрмунганда). И драконьи головы, которые украшали ростры кораблей, служили пугалами для морской нечисти, способной накликать беду на отважных мореходов.

Скандинавская мифология, героические саги послужили основным источником, питавшим норвежское искусство резьбы по дереву. Четыре драконьих головы украсили церковь в Боргунде. Две из них смотрят на запад, две — на восток. О том, что это драконы, а не иные животные, свидетельствует, например, книга, опубликованная недавно в Норвегии.

Есть и другой источник. В конце прошлого века профессор Dietrichson и архитектор H. Munthe издали альбом, посвященный строительному искусству и архитектуре Норвегии. В альбоме приведен рисунок, подписанный словом «Drachenkopf».

Драконьи головы, украсившие церковь в Боргунде и грозившие одновременно Востоку и Западу, можно считать памятником былого могущества и воинской славы викингов. Драконы неоднократно тиражировались как в жилой, так и в культовой архитектуре Норвегии. В средние века здесь было построено более семисот деревянных церквей (до наших дней дошло только 27). Стилизованные изображения драконов украшали капители деревянных колонн, порталы церквей, ковчеги и т.п. И в этом не было ничего удивительного. Здесь, как и на Руси времен «конунга» Ярослава, христианские храмы щедро украшались «языческим» декором. В том числе и головами мифических животных, которые должны были отвращать нечистую силу и защищать деревянную постройку от пожаров. Например, головы четырех драконов, напоминающие боргундских, венчают церкви Hopperstad (1135-1150), Gol (1170-1200) и Fantoft (Fortun) (1160-1180). Шесть аналогичных драконьих голов, судя по проектам реконструкции, возвышались над небольшим храмом Oye og Vang (1190), три — над кирхой Garmo (1030).

В восьмидесятых годах прошлого века все эти церкви были тщательно отреставрированы. Это событие в культуре Норвегии, по-видимому, следует связать с подъемом движения за государственную независимость, с борьбой против правивших тогда шведов. Норвежские мастера стремились выразить в искусстве и архитектуре свою национальную самобытность. Первые чертежи деревянных церквей были опубликованы в 1837 году в Дрездене художником J. Chr. Dahl. А в конце шестидесятых годов прошлого века в искусстве Норвегии и Швеции сформировался так называемый «Dragon-style», который достиг своего апогея в девяностых.
старый 09.04.2008, 15:19   #40
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Драконы Скандинавии

Мабиногион
Ллудд и Ллевелис


Cредневековая миниатюра из цикла «Пророчества Мерлина» (ок. 1307-1330, Королевская коллекция, Br. M.).
На ней Мерлин показывает королю Вортигерну белого и красного драконов и пророчит о судьбе Британии


У Бели Великого, сына Маногана, было три сына: Ллудд, Касваллаун и Hинниау — а по этой истории у него был еще и четвертый сын по имени Ллевелис. И когда Бели умер, корона Острова Британии досталась Ллудду, его старшему сыну, и он стал править страной. Он восстановил стены Лондона и построил множество башен. После этого он велел горожанам выстроить себе дома, каких не было в других городах Он был хорошим воином и господином, щедрым на еду и питье ко всем, кто ему служил; и хотя у него было много замков и укрепленных городов, он любил один из них более всех прочих. Там он проводил большую часть года, и потому его назвали Каэр-Ллуд или Каэр-Лундейн. Когда же им овладели пришельцы из-за моря, он стал называться Лондейн или Лондрис.

Ллудд любил Ллевелиса больше, чем других братьев, из-за его мудрости и благоразумия. И когда он услышал, что умер король Франции, не оставив наследников, кроме дочери, которой он завещал все владения, он призвал к себе брата и сообщил ему свое решение — не ради собственной прихоти, но ради увеличения власти и могущества своего рода. Он решил отправиться во Францию и добыть эту деву в жены Ллевелису. Брат согласился с его решением и дал ему добрые советы. Тут же снарядили корабли с вооруженными воинами, и он отплыл во Францию. Сразу после высадки он отправил послов к знатнейшим людям Франции, чтобы сообщить им цель своего прибытия. После совета с правителями и знатными людьми было решено отдать деву Ллевелису вместе с королевской короной. И он правил своими владениями мудро и справедливо до конца своих дней.

И вот по прошествии времени на Остров Британии нашло три напасти, подобных которым не видели нигде. И первой из них было некое племя, называемое Кораниайд, обладавшее столь великим знанием, что они могли слышать любые, самые тихие, слова, если их подхватывал ветер. И из-за этого никто не мог причинить им вреда. Второй напастью был крик, который каждый год раздавался над Островом Британии в ночь перед Майским днем. И он проникал в души всех людей и вселял в них такой страх, что мужчины лишались сил, а женщины выкидывали плод. Юноши и девы теряли рассудок, а деревья, и земля, и воды становились бесплодны. И третьей напастью было то, что в ту же ночь исчезали неведомо куда все запасы, хранящиеся в королевском дворце, пусть даже они были запасены на год. И не было никого, кто ведал бы причину этих двух напастей; поэтому было больше надежды избавиться даже от первой, чем от двух других. И король Ллудд опечалился, не зная, как избавить страну от этих напастей. Он призвал к себе всех знатных людей королевства и спросил у них совета, и по их единодушному совету Ллудд, сын Бели, отправился к своему брату Ллевелису, королю Франции, чтобы просить его помощи, поскольку он был мужем великого ума. Они снарядили флот в глубокой тайне и при полном молчании, чтобы это племя не узнало об отплытии короля. Когда все было готово, Ллудд и те, кого он взял с собой, сели на корабли и отплыли во Францию. Когда об этом узнал Ллевелис, он, не зная причины прибытия брата, собрал громадный флот и отплыл навстречу ему. Увидев это, Ллудд отослал все корабли назад, оставив лишь один, на котором он и встретился с братом. Они приветствовали друг друга с братской любовью.

После того как Ллудд поведал брату о цели своего прибытия, Ллевелис сказал, что ему это известно; и тут они стали думать, как сделать так, чтобы ветер не донес до слуха Кораниайд то, о чем они будут говорить. Для этого Ллевелис взял длинный рог, сделанный из меди, и говорил через этот рог. Hо в роге они не слышали голосов друг друга, а только грубую брань. Тогда Ллевелис догадался, что это дьявол морочит их, желая поссорить; и он налил в рог вина, и его силой дьявол был изгнан. Когда их разговор стал слышен, Ллевелис сказал брату, что даст ему неких насекомых, половину которых он должен сохранить, дабы напасть не повторилась в будущем, а другой половиной отравить воду, чтобы истребить племя Кораниайд. Он посоветовал Ллудду, вернувшись домой, созвать всех людей своего народа и племени Кораниайд на пир якобы для заключения мира и, когда они будут там, напоить их волшебной водой. Он сказал, что эта вода погубит всех Кораниайд, но не причинит вреда никому из его подданных. «Вторая напасть в твоем королевстве,— сказал он,— происходит из-за битвы драконов, из которых один побеждает другого, и тот издает крик отчаяния. И вот что тебе нужно сделать. Когда ты вернешься домой, измерь свой остров в длину и в ширину и найди его середину. Прикажи вырыть там яму и зарой в ней бочонок с самым лучшим медом, завернутый в шелковую ткань. После этого жди, и ты увидишь высоко в небе сражающихся драконов, и после сражения они устанут, и лишатся своего чудовищного облика, и превратятся в двух маленьких кабанов, и начнут рыть землю в поисках бочонка с медом. Когда они выпьют мед, то крепко уснут. Тогда, не медля ни минуты, заверни их в шелк и закопай в каменном сундуке в своей самой мощной крепости. И пока они будут закопаны там, никакая напасть извне не придет на Остров Британии».

«Причина третьей напасти,— продолжал он,— могущественный колдун, который похищает твои припасы. Посредством своего колдовства он погружает всех в сон. Поэтому ты должен сам наблюдать за приготовлениями к празднику, и, когда сон начнет одолевать тебя, сразу же влезь в бочку с холодной водой, и тогда ты не уснешь». И Ллудд вернулся домой и созвал на пир всех людей своего народа и племени Кораниайд. Как и учил его Ллевелис, он бросил насекомых в воду и напоил этой водой всех гостей. И тут же все племя Кораниайд сгинуло, из людей же Острова Британии не пострадал никто. И через какое-то время Ллудд велел измерить остров в длину и в ширину, и его середина оказалась в Оксфорде. Там он приказал вырыть яму и положить в нее бочонок, полный самого лучшего меда и завернутый в шелковую ткань, и сам остался там на ночь. И он увидел в небе сражающихся драконов; и вот они выбились из сил, спустились и вырыли бочонок с медом. И, выпив мед, они уснули. Ллудд тут же завернул их в шелк и, отыскав в Эрири надежное место, закопал их там в каменном сундуке. С тех пор это место зовется Динас-Эмрис. До того же оно называлось Динас-Фараун-Данде, в память об одном из тех троих, чье сердце разорвалось от горя. Так король покончил с причиной крика, опустошавшего его владения. Когда подошло время, король Ллудд велел готовить большой праздник. После того как все припасы были собраны, он налил в бочку холодной воды и уселся ждать рядом с ней.

И глубокой ночью он вдруг услышал сладостное пение и музыку и неудержимо захотел спать. Тогда, помня наставления брата, он быстро залез в воду. Тут во дворец вошел человек громадного роста, богато одетый и вооруженный, неся с собой корзину. И он положил в эту корзину все приготовленные яства и напитки и собрался уходить. Более всего удивила Ллудда корзина, в которую вошло так много.

Тут Ллудд предстал перед ним и сказал: «Остановись! Ты причинил мне много зла и убытка, но я не позволю тебе причинить еще, пока ты не докажешь, что превосходишь меня силой и храбростью». И тот мгновенно опустил корзину на пол и кинулся на него. И они сражались до тех пор, пока их оружие не раскалилось. Hаконец удача склонилась на сторону Ллудда, и он поверг противника на землю. И когда он одолел его своей силой и храбростью, тот попросил пощады. «Как могу я простить тебя,— вопросил король,— после того как ты причинил мне столько вреда?» — «Все, что ты потерял,— сказал тот,— я возвращу тебе. И я больше никогда не потревожу тебя и всегда буду тебе благодарен». Тогда король отпустил его.

И так Ллудд освободил Остров Британии от трех напастей. И до конца дней своих Ллудд, сын Бели, правил своим королевством в мире и процветании. И так заканчивается история, рассказанная о приключениях Ллудда и Ллевелиса.

http://valhalla.ulver.com/attachment...1&d=1207736325

(c) Castlevania, 1999-2002
миниатюры
драконы.jpeg  
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Драконы Скандинавии
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Драконы в м.и. Откуда?! Mirrid Emerald Всемирная история, политика 10 15.10.2012 02:49
Ф.Бентсон "Драконы моря" Sir Литература 10 16.12.2010 19:38
Поездки по скандинавии Loedig Путешествия, отдых 3 19.09.2006 10:39


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +4. Сейчас: 09:42


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.