Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие скандинавские форумы > Эпоха викингов
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 12.02.2008, 23:22   #1
Junior Member
 
аватар для Huginn
 
Регистрация: 12.2007
Сообщений: 60
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Бани у скандинавов

У меня вопрос - строили в скандинавских странах в эпоху викингов отдельные помещения для мытья? В сага мне ничего подобного не попадалось, хотя, возможно, невнимательно читал.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 13.02.2008, 13:34   #2
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: бани у скандинавов

Шведские викинги принесли на родину искусство парной, переняв ее у русских. Средневековые шведские(Да и Скандинавские в целом) законы требовали, чтобы в поселениях старались снизить риск возгорания и придерживались специального расстояния от дома до бани. Также законы гласили, что если в то время, когда человек находится в бане, совершалась кража, то это было равносильно воровству в церкви и каралось смертной казнью. В средних веках принятие бани было очень популярным в высшем обществе.
Хочу также заметить - баня у скандинавов появилась на закате эпохи викингов - 9-10 века и почти во всех скандинавских странах уже было принято христианство
Huginn сказал(а) спасибо.
__________________
Сурт вздымает меч к Светилам
Мчатся Муспелля сыны
В небе Чёрная Богиня
Вершит танец Пустоты
старый 13.02.2008, 15:30   #3
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: бани у скандинавов

Термам и римским курортам в Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства ознаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.

Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира... Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке - все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней.

Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.

Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок - вплоть до начала эпохи Возрождения.

Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей.

Надо сказать, что бани устраивались не только в городах, но и в деревнях. Э.Фукс в своей "Истории нравов в эпоху Ренессанса" приводит следующие данные. В период с 1426 по 1515 год каждая из пяти деревень в окрестностях Ульма имела свою баню. В Цюрихе насчитывалось пять бань, в Шрейере - девять, в самом Ульме - десять, в Базеле - одиннадцать, в Нюрнберге - тринадцать, во Франкфурте-на-Майне - пятнадцать, в Вене - двадцать одна. В эпоху Возрождения в Европе бань появлялось все больше, и они начинали напоминать заведения периода упадка Римской империи. Область предоставляемых "услуг" расширяется, и бани становятся похожими на публичные дома.

В начале XVII века общественные бани повсеместно закрываются из соображений нравственности. Вид обнаженного тела объявляется запретным. Однако уже в 1680 году Парижская мэрия по соображениям гигиены вновь разрешает открыть общественные, бани и на одном из притоков Сены, около Лувье, устанавливается первая плавучая баня, где мылись холодной речной водой.

При этом начинает развиваться бальнеология как область медицины. Пристальный интерес к водным процедурам как средству от многих болезней в середине XIX века ознаменовал начало банного бума. Неконтролируемый рост городов (в первую очередь, их трущобной части) привел к тому, что около 1830 года в Европе разразилась страшная эпидемия холеры, которая докатилась и до России.

Передовая в техническом отношении Англия первой забила тревогу. В 1842 году в Ливерпуле и в 1845 году в Лондоне появляются первые общественные бани нового типа, с централизованным водоснабжением и канализацией.

В 1846 году английский парламент принимает так называемый акт сэра Генри Дьюкингфильда, согласно которому начинается массовое строительство подобных сооружений. Индустриализация вводит в историю имена новых героев, в частности имя инженера Уильяма Линдли, который разработал множество технических проектов новых общественных бань не только в Англии, но и в Германии. Английское понятие "комфорт", вошедшее в XX веке во все языки мира, подразумевало в числе многих признаков правильно организованного домашнего быта обязательное присутствие горячей ванны.

С воцарением королевы Виктории Англия - владычица морей - все увереннее становится мировой законодательницей мод, а английские товары отличного качества в больших количествах наводняют мир.

В 1850 году английский журналист Дэвид Уркварт побывал в Испании и Греции, где процветали хамамы, и описал свои впечатления в книге "Геркулесовы столбы". Он загорелся идеей построить сеть турецких бань в задымленном индустриальном Лондоне. Он даже составил проект, согласно которому 1000 турецких бань в двухмиллионном Лондоне станут мощным орудием в борьбе "с нищетой, невежеством, грязью и безнравственностью". Идея Уркварта приобрела популярность. Кроме того, к этому моменту в Европе как раз установилась мода на все восточное. Один из энтузиастов-сторонников проекта Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, под руководством журналиста построил подобие турецкой бани в своем доме и открыл ее для знакомых. Она имела оглушительный успех. Сам Бартоломью и множество других посетителей его бани избавились от мучивших их долгие годы артритов, ревматизма и прочих болезней.

В 1856 году английский бальнеологист Ричард Бартер, вдохновленный книгой Уркварта, построил в Ирландии первую баню наподобие турецкой и назвал этот бальнеологический комплекс "Гидропатический институт святой Анны". Это был усовершенствованный вариант восточной бани, который впоследствии стал известен по всему миру под названием ирландско-турецкой или ирландско-римской бани. В отличие от прототипа, в этом варианте предусматривалась вентиляция горячей комнаты. Кроме того, температура была выше, поэтому возможно было устраивать не только влажную, но и сухую баню. Таким образом, атмосфера в ирландско-турецкой бане считалась более здоровой. Кроме того, здесь не предполагалось архитектурных излишеств. Баня носила строго функциональный характер и повторяла главные элементы восточной бани: последовательность комнат с разной температурой, массаж жесткой варежкой, энергичный массаж после разогрева, контрастные обливания. За всю свою жизнь Бартер успел построить еще десяток аналогичных комплексов.

Подобные бани чуть позже появились во многих городах Германии (Нюдерсдорф, Фридрихшафен, Виттенберг) и завоевали значительную популярность как лечебное и укрепляющее средство. Шведский бальнеологист Карл Курман способствовал открытию двух турецких бань в Стокгольме. А в 1871 году он издал работу "О бане" - один из первых фундаментальных трудов о сущности и происхождении бани, в котором, в частности, Курман отдал должное Уркварту как великому пропагандисту восточных бань на Западе. Еще один из самых ранних примеров общественных банных построек этого периода в Европе - банный центр в Гамбурге, в районе Швайнмаркт.

Гамбург и Берлин в 70-х годах XIX столетия вполне можно было назвать мегаполисами - промышленными, культурными и деловыми центрами усиливающейся Германии. Дело в том, что в то время определяла тенденции мирового развития именно Британия, поэтому неудивительно, что для реализации такого проекта был использован британский опыт. Упоминавшийся выше английский инженер Уильям Линдли разработал не только проект банного центра, но и уникальную по тем временам систему отвода сточных вод. В этом деле Гамбург стал первым городом континентальной Европы, который обзавелся очистными сооружениями (до этого все нечистоты сливались по системе канализации в ближайшую реку).

Чтобы построить здание в районе Швайнмаркт, пришлось также разрабатывать новую систему водоснабжения. Банный центр выглядел наподобие нашей пожарной каланчи. В центре располагалась высокая дымовая труба в виде круглой башни из кирпича. Вокруг нее внизу были построены два кольца сооружений: внутреннее было предназначено для принятия душа, а внешнее - для ванн общественного пользования, разделенное на мужскую и женскую половины. Центр открылся для посещения в 1854 году, а к 1867 году число его посетителей составило около 100 000 мужчин и 25 000 женщин.

В это же время набирает силу мода на русскую паровую баню. Впечатления многих путешественников, побывавших в России, создали парилке имидж развлечения для сильных мужчин. В крупных городах Европы - Париже, Берлине - строятся русские бани как экзотические развлекательные заведения. Позднее русская парная наряду с другими разновидностями бальнеологических процедур войдет в качестве обязательного элемента в водно-оздоровительные комплексы. Однако события начала века, отгородившие Россию от Запада, оттеснили в сознании европейцев русскую баню на второй план. С севера Европы на ее место уверенно вступила финская сауна. Не отличаясь по сути ничем от русской бани, сауна за каких-нибудь 15 лет из простого и нехитрого изобретения маленького народа стала повсеместным повальным увлечением. Во второй половине XX века в Европе сауна становится неотъемлемым элементом рекреационных, спортивных, туристических центров, гостиничных комплексов. Кроме того, развивается отрасль производства оборудования саун и отдельных частей для их строительства и монтажа: печей, разборных кабинок и пр.
__________________
Северный ветер-северный крик
Наши наполнит знамена!
старый 13.02.2008, 15:39   #4
Junior Member
 
Регистрация: 01.2008
Сообщений: 7
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: бани у скандинавов

[quote=Alland;111944]
Полностью согласен
старый 13.02.2008, 16:08   #5
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: бани у скандинавов

Цитата:
Huginn посмотреть сообщение
У меня вопрос - строили в скандинавских странах в эпоху викингов отдельные помещения для мытья? В сага мне ничего подобного не попадалось, хотя, возможно, невнимательно читал.
В сагах я что-то тоже не нашёл информации.Однако учёный-скандинавист Жаклин Симпсон в книге "Викинги"(Everyday life in the viking age) пишет :
"В состав домашних построек обычно входила кузница,которую,как правило ставили на отшибе,дабы избежать пожара,а так же баня.
Бани викингов были парными,вроде современной финской сауны,и их устраивали в специальном домике с замощённым камнями полом и стоком для отвода воды;здесь имелась каменная печь или открытый очаг,который топили торфом.В них можно было докрасна раскалить камни для парилки.Затем на раскалённые камни лили воду,и баня наполнялась паром.Вдоль стен устраивали что-то вроде высокой платформы или полка,и те,кто хотел попотеть в самом жару,могли туда забраться.Купающиеся били себя вениками из прутьев.Зачастую банную процедуру заканчивали холодным обливанием или катанием по снегу.Иногда исландцы мылись в горячих озёрах своих вулканических источников.

Кстати,в фильме "И на камнях растут деревья" (который помогали снимать норвежцы-знатоки своего быта и старинных традиций)Гуннар-хёвдинг благодарит хозяйку по имени Тюра за гостеприимство и указывая на, топящуюся в стороне от домов, баню говорит:"ты всегда знаешь,что нам больше всего нужно"

Цитата:
SkirNir посмотреть сообщение
Шведские викинги принесли на родину искусство парной, переняв ее у русских
А почему бы не предположить,что она всегда была у них(сами додумались),как на Севере без бани?
старый 13.02.2008, 16:08   #6
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: бани у скандинавов

Рождение сауны восходит к временам Великого переселения народов, когда кочевые племена, населявшие Центральную Азию, расселились на территории Юго-Восточной Европы, современных Словакии, Венгрии, Литвы, Эстонии и достигли земли Суоми - так называлась территория Финляндии.

На рубеже новой эры кочевые финны перешли к оседлому образу жизни. Они наладили торговлю с Европой. Численность этого малого племени возросла. Антропологи мало знают о финской истории в ранние века нашей эры, поэтому точные сведения о происхождении сауны скрыты от нас. Всегда ли имелась у этого народа какая-либо форма паровой бани? Было ли популярно у них некое подобие скифской походной бани, как у многих других кочевых племен? Ряд исследователей считает, что у финнов, как и у большинства народов мира, еще в кочевые времена имелось подобие паровой бани. Это был самый древний и примитивный способ поддержания чистоты тела. Скорее всего, они использовали походный вариант бани, как и кочевники Центральной Азии, американские индейцы и другие народы. Когда же финны перешли к оседлому образу жизни, они начали строить бани-землянки - первые прототипы сауны.

До XVI столетия финская сауна не была известна никому за пределами этой страны. Финляндия являлась "буфером" между Швецией и Россией. Ее культура развивалась довольно автономно. Средневековое религиозное мракобесие, погрузившее Европу в темноту антисанитарии, не слишком затронуло Скандинавию. Финны продолжали развивать свои банные традиции. В 1500 году ученый и путешественник Клаус Магнус писал в частном письме: "Нигде в мире использование бани не является столь насущным, как в северных землях. Здесь можно найти и домашние, и общие бани, которые прекрасно оборудованы. Значительные персоны строят свои домашние бани вблизи источников проточной воды, окружают их садами и цветниками. Общие бани строятся в городах и деревнях в количестве, достаточном для живущего там населения. То, что Поггио сообщает в письме к Леонардо Аретино (будто бы нагие люди обоего пола ведут себя там неподобающе), не соответствует истинному положению вещей. Очевидно, он имел в виду нравы в северных германских землях, а точнее, в Баден-Бадене. Те люди крайне аморальны, и среди них действительно встречаются такие, кто позволяет себе напиться допьяна и заснуть, допустить к себе все зло и непотребство, которое можно только вообразить. Если бы кто-нибудь столь непотребно повел бы себя в северной бане, его немедленно бы выгнали вон и опустили головой в снег с риском задохнуться, а летом погрузили бы в ледяную воду ручья и оставили там на некоторое время без пищи и помощи".

Баня-сауна существовала не только в Финляндии, но также в Швеции и Норвегии. В начале XVIII века шведский басту - баня - утратил свое гигиеническое значение под влиянием новых среднеевропейских стандартов жизни и превратился в часть рождественского торжества. В то время как церковь усиленно преследовала наследие банной культуры в Европе, в Швеции оппонентами басту оказались экономисты и врачи. Одни утверждали, что он понапрасну тратит топливо, другие уверяли, что басту способствует распространению венерических заболеваний. Собственно, эти утверждения не были голословными. Шведы действительно пользовались баней каждый день, сжигая при этом изрядное количество дров. Басту, построенные из дерева, гнили быстрее, чем жилые дома, поэтому их редко хватало дольше чем на 20 лет. Следовательно, большое количество леса шло на постройку новых. Шведы понимали, что их ресурсы леса не безграничны. Что касается венерических заболеваний, то, разумеется, баня также имела некоторое отношение к их распространению. В Скандинавии, как и везде в мире, проституция всегда норовила спрятаться за банным фасадом.

У бани в Норвегии была примерно такая же судьба. В начале XVIII века Финляндия находилась под влиянием Швеции. Пропаганда предупреждала об опасностях, которые подстерегают в сауне, о ее вредном влиянии. Указывалось, что она вызывает конвульсии, сердцебиение, потерю зрения и исключительно вредна для детей. В гонениях на сауну даже присутствовал элемент расизма: шведские доктора утверждали, что она приводит к потемнению кожи, возникновению морщин и узкоглазости, то есть делает человека похожим на коренное население Финляндии, принадлежащее к азиатско-эскимосской этнической группе.

В 1756 году Шведский королевский хирургический колледж опубликовал памфлет под названием "Необходимые предосторожности и забота о детях" как руководство для родителей, являющихся истинными христианами. Хирурги-богословы писали: "Финские матери имеют безумное обыкновение брать с собою в сауну маленьких детей каждый второй день. Сауна, как и всякие прочие сумасбродства, ведет к ранней детской смертности. Такое впечатление, что матери желают смерти своим детям". В1751 году медик Пэр Адриан Гэд писал: "Частая сауна, время, проведенное в задымленном воздухе, и тяжелый запах горящих углей - вот причина, почему эти люди теряют зрение раньше, чем слух".

Сауна не была роскошью для финнов. Чтобы отвратить их от нее, понадобились бы намного более серьезные усилия, чем гневные статьи медиков и памфлеты. На этой суровой земле она была и единственным способом расслабиться, отвлечься, набраться сил. Сауна - непременный атрибут быта финской семьи. Приведем отрывок из знаменитого финского эпоса "Калевала", руна 23, где невесту учат и дают советы, как она должна жить в замужестве (перевод Л.П. Вельского):

Подойдет помыться время,
Воду, веник притащи ты,
Веник выпаръ в кипяточке,
Как не будет в бане дыма;
Долго там не оставайся,
Не засиживайся в бане,
Чтобы свекор не помыслил
И свекровь не стала думать,
Что ты в бане разлеглася,
Развалилася на полке!
И как в горницу вернешься,
Пригласи ты свекра в баню:
"Ах ты, свекор мой любезный!
Уж вода готова в бане,
Уж и веники готовы,
Чисто выметены полки;
Ты пойди, попарься вдоволь,
Обливайся, сколько хочешь!
Я сама прибавлю жару,
Там под полками я стану!".

В течение долгого исторического времени сауна "по-черному" (или "дымная" сауна) была для финнов важной составляющей их жизни. Сауна была также местом, где они набирались жизненных сил, где их тело и душа исцелялись и где происходили гадания и ворожба. Там велись различные домашние и хозяйственные дела, например делался солод для приготовления пива. Здесь же размещались мини-заводы для перегонки и очистки спирта.

Когда один из жителей деревни растапливал свою сауну, он шел к ближайшим соседям и стучал в двери с криком: "Приходите, сауна готова! ".

В сауне, и только в ней, можно было согреться, помыться теплой водой. В сауне "по-черному" - саву-сауне - дым содержал танины, стерилизующие все поверхности. Это было крайне важно, ведь здесь проходили роды у женщин, пускали кровь и проводили хирургические операции сельские врачеватели - аптекарь и хирург-костоправ. Есть и старая финская пословица, которая переводится примерно так: "Сауна - аптека для бедняка".

Сауна священна для финнов. Шведский экономист в 1776 году писал: "Эти невежественные люди связали сауну со своей теологией и почитают ее как святое место". В старину финны говорили: "Веди себя в сауне так, как будто находишься в церкви". Эти строгие правила уберегли первую от гибели и деградации вследствие распущенности нравов, которые в свое время погубили бани Европы.

Существует старинная сказка о финне, который попал в лапы дьяволу. Ее обычно рассказывают детям. Жил-был крестьянин, который больше всего на свете любил сауну. Он ходил в нее каждый день, но только все ему казалось, что она недостаточно натоплена. Он протапливал свою сауну все жарче и жарче. Но чем жарче в ней становилось, тем больше ему хотелось еще сильнее согреться. Весть о том, что один крестьянин хочет получить от сауны столько тепла, сколько она не может дать, облетела всю землю. Об этом прослышал сам дьявол. Он явился перед финном и спросил его: "Правда ли, что тебе не хватает тепла, которое дает твоя сауна? Я отведу тебя в такое место, где так горячо, что ты будешь умолять меня сделать там похолоднее". Дьявол привел его в преисподнюю и кликнул своих помощников: "Эй, подбросьте дров! У нас гость, который любит жар больше всего на свете!". Финн вступил в преисподнюю. "Горячее! Горячее!" - кричал он в восторге. Дьявол все подбрасывал и подбрасывал дрова. Вся земля разогрелась. Растаяли снега, заработали вулканы. Но финн только блаженно улыбался в адском пламени. Вот уже и дрова закончились в преисподней. Дьявол потерял терпение и закричал: " Вон отсюда! И чтобы я никогда тебя здесь не видел!". Финн вернулся домой, немного погоревал о горячей адской сауне, но утешился тем, что душа его была спасена. Так финский крестьянин избежал дьявола.

Феи и гномы играют существенную роль в финском фольклоре. Согласно книге "Мифология Фенника", опубликованной в 1789 году, воплощениями древнего духа сауны и самого главного божества Леилю были фея Ауторитар и ее сын Ауториинен, которые появляются в "Калевале" в следующем стихе:

Леилю ему явился
В виде Ауториинен,
Сына Ауторитар,
Вяйнемяйнена попарив
Духом сауны старинным.

В эру христианства у финнов появилась своя концепция Девы Марии как защитницы парильщиков, но гномы сауны не исчезли из финской традиции, согласно которой если они довольны хозяевами и посетителями, то приносят успех и счастье и защищают сауну. Если же люди ходят в сауну поздно ночью или ведут себя в ней слишком громко и буйно, попросту говоря, недостойно, то гномы сауны начинают сердиться, делаются злыми и охлаждают воду, лишая пара воду в бадьях и черпаках, или выделяют капли крови на крышах. Согласно Гуго Тууско, гномы сауны из Еряярви были черными и одноглазыми. Люди также обращались к сауне для того, чтобы узнать и увидеть специальные знаки о своем будущем. Наиболее эффективный способ гадания заключался в бросании веника-вихты в печь. Исходя из положения вихты предсказывалась сторона света, откуда должен был явиться будущий муж, либо предопределялось какое-то другое важное событие.

К XIX веку паровые бани почти полностью исчезли не только в Центральной Европе, но и в Скандинавии. И только финская сауна продолжала как ни в чем не бывало существовать и процветать.

Оригинальная финская сауна и шведский басту - это крошечный бревенчатый домишко без окон с одним лишь маленьким отверстием под потолком для выхода дыма. В центре находится очаг, сложенный из крупных камней. Огонь печи раскаляет камни, дым при этом идет прямо в помещение сауны и выветривается через маленькое отверстие. Когда камни достаточно нагреются, огонь гасят и хозяйка моет сауну изнутри от пепла и золы, после этого парную ненадолго закрывают. Внутрь сауны вносят большой чан с водой и заранее заготовленные веники, чаще всего березовые. Сауна стоит в отдалении от жилых домов, чтобы не случилось пожара. Финны, так же как и русские, привыкли париться по субботам, когда вся недельная работа окончена и впереди день отдыха. После бани надевают чистую одежду.

Сауна претерпела несколько этапов в своем развитии.

К началу XX века интерес к ней в Европе вновь оживился. Норвежская медицинская ассоциация в 20-х годах опубликовала доклад, в котором назвала сауну эффективным средством для профилактики многих хронических заболеваний. К 1926 году в Норвегии было построено 185 подобных общественных заведений. В Швеции энтузиастом сауны стал известный бальнеологист Карл Курман. Он много сделал для воскрешения шведского аналога - басту. К 1944 году их уже были тысячи - в основном при спортивных центрах, на которые шведская королевская казна выделила огромные средства. Германия проявила интерес к сауне после Олимпийских игр в Мюнхене в 1936 году.

Сауны были построены для финских спортсменов специально на время Олимпиады, поскольку их посещение входило в программу их тренировок. Успешное выступление финских спортсменов обратило внимание практичных немцев на их способ тренировок. В результате сауны стали практиковаться и среди германских спортсменов. В Германии они устраивались с чисто немецкой педантичностью: на всех дверях развешивались инструкции по использованию, а в самой парной устанавливались счетчики времени, позволяющие рассчитать процедуру до секунд. Во Франции сауна в основном является частью салонов красоты. В Великобритании ее чаще обнаружишь при спортивных и рекреационных центрах.

Это был период экспериментов: все меньшее число владельцев домов строило сауны с каменными печами, большинство использовало металлические, полы делались из новых материалов, а котлы промышленного изготовления заменили старую систему, использующую кустарные емкости для воды (ведра, горшки, чаны и т.п.). Спустя несколько десятилетий наступил новый этап в развитии конструирования сауны. Все большее количество финнов стало возводить сауны в летних (дачных) коттеджах. Некоторые конструировали и строили их своими силами, полностью полагаясь на старые традиции или придумывая собственные решения.

Еще во время русско-финляндской войны образовалась группа защитников сауны, состоящая из врачей, архитекторов и просто любителей. Вначале они называли себя "друзьями сауны", позже - Финским обществом сауны. Их задача заключалась в том, чтобы исследовать условия внутри последней, их влияние на организм человека и выработать наилучшую конструкцию помещения для нее. Вскоре к этому проекту присоединились и коммерсанты. В результате в 1940 году появилась новая конструкция печи (одна из первых после оригинальной), которая работала удовлетворительно. В 1946 году была открыта первая современная сауна под эгидой этого общества. В 1952 году был построен новый комплекс под Хельсинки, где были две саву-сауны (сауны "по-черному"), одна "белая" сауна и одна экспериментальная, где проводились медицинские исследования. В 1959 году последнюю даже использовали в НАСА для исследования влияния на организм перемены температуры.

Печи-каменки, которые топились дровами, исчезли сразу после второй мировой войны. Их заменили электрические и газовые металлические печи.

Сегодня производство оборудования для саун - одно из перспективных направлений индустрии Финляндии. Этим занимается более 300 компаний, а кроме того, более 10000 печей производится ежегодно вручную. Другое направление - производство внутреннего оборудования. При этом стандарты на него разрабатываются все тем же Финским обществом сауны.
Huginn сказал(а) спасибо.
старый 14.02.2008, 09:38   #7
Der arme Norman
 
аватар для Skirnir
 
Регистрация: 02.2008
Сообщений: 1.404
Записей в дневнике: 16
Репутация: 33 | 3
По умолчанию ответ: бани у скандинавов

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
достигли земли Суоми - так называлась территория Финляндии.
Суоми называлась территория Лапландии нынешней.
старый 13.02.2010, 14:23   #8
Junior Member
 
аватар для Elmor
 
Регистрация: 03.2009
Проживание: Мидгард
Возраст: 32
Сообщений: 87
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Спасибо за очень познавательную информацию!
старый 13.03.2010, 11:03   #9
Junior Member
 
аватар для Leonardo
 
Регистрация: 03.2010
Сообщений: 2
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Спасибо большое! Давно интересуюсь этой темой. Узнал много нового
старый 11.05.2010, 01:02   #10
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.190
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Мне хотелось бы сделать ряд замечаний по поводу истории средневековой гигиены. Антисанитария была характерна для городов Западной Европы не только эпохи раннего и развитого средневековья, но и для эпохи Возрождения. По-настоящему регулярно мыться в городах вообще стали только в первой половине XIX в.

Однако следует учитывать, во-первых, что в городах тогда проживало незначительное меньшинство населения. Огромное большинство крестьян и пр. сельских жителей могло купаться в реках, озерах, прудах и т.п. Во-вторых, представители элиты практически во все времена игнорировали запреты церкви на мытье, и по возможности принимали ванны в деревянных бочках, как это показано в фильмах Поля Верхувена "Плоть и кровь" (1985), Люка Бессона "Жанна д'Арк" (1999) и пр. Особенно характерно это для преставителей определенных социальных слоев, живших активной половой жизнью. Если бы придворные дамы, куртизанки, проститутки и т.п. регулярно не принимали ванну, или хотя бы просто не мылись в водоемах, они просто бы заживо сгнили. И никакие церковные запреты не остановили бы их от мытья. В-третьих, в странах Южной Европы вроде Испании и Португалии, испытавших сильное влияние исламской культуры, продолжали ухаживать за телом и после установления христианства, правда, делали это нерегулярно.

В любом случае, жители скандинавских стран, равно как славяне и финны, принимали тогда бани минимум раз в месяц. Попытка изобразить древнефинскую "священную" сауну предпринята в фильме норвежского режиссера Нильса Гаупа "Проводник" (1987), где в ней парятся саамские женщины. В фильме Храфна Гуннлаугссона "Тень ворона" (1988) показана исландская паровая баня XI в., сложенная из камней прямо на гейзере, а в боевике Майла Чэпмена "Месть викинга" (1995) ражий Ральф Мюллер (Кетиль) весело плещется прямо в самом горячем источнике.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
старый 13.05.2010, 11:04   #11
Senior Member
 
аватар для Хейдвальд
 
Регистрация: 01.2009
Проживание: Zaporozhye
Возраст: 33
Сообщений: 1.507
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
запреты церкви на мытье
Раньше не слышал о таком.
А чем обоснованы такие запреты?
Выходит ревностные служители веры в те далекие времена ванн не принимали. Или может грешили по чуть-чуть?
старый 13.05.2010, 20:05   #12
Member
 
аватар для Elsa Ingeborg
 
Регистрация: 03.2010
Сообщений: 946
Записей в дневнике: 10
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Цитата:
Хейдвальд посмотреть сообщение
А чем обоснованы такие запреты?
В христианской религии в определенные дни (праздники всякие) мытье вообще рассматривалось как смертный грех. Да и в самой Европе в период Средневековья люди практически не мылись. Это просто объясняется с точки зрения теологической философии того времени.
старый 13.05.2010, 23:27   #13
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.190
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

В последнее время на страницах печати и в Интернет появилось немало публикаций, авторы которых безапелляционно утверждают, что все европейское средневековье было якобы настоящим «царством антисанитарии», а куртуазные рыцари и их прекрасные дамы едва ли не ежедневно страдали от мириад кусачих паразитов, против каковых заводили даже ручных ласок, которых можно увидеть на портретах светских красавиц эпохи Возрождения. Характерно то, что при этом всячески подчеркивается превосходство России и русских с их банями над «хронически немытыми» европейцами. Примером подобных расхожих представлений может служить такая вот «научная» заметка:

«О вонючей Европе

«есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (Евангелие от Матфея, гл.15:20)

Наткнулся в книге на интересное место - русские послы, вернувшиеся от двора Короля-Солнца Людовика XIV утверждают, что Его Величество «смердит аки дикий зверь». Значит, есть с чем сравнивать и на Родине этой вони нет?

Еще в период чтения французишек встречал в их книгах XVII-XVIII вв. насмешки над русскими дикарями, истязающими себя березовыми прутьями (это о бане, а de bouleau, по-видимому, означает скорее «березовый», сам же «веник» непереводим).

Изучаемый в школе утопист Фурье одной из самых сокровенных мыслей имел не только коммунизм, но и телесную чистоту, воплотившуюся у него в загадочных «антиклопов». Ведь вши, клопы, сифилис и чума были неотъемлемой частью жизни Европы вплоть до XIX века.

Масса классиков пишет о непереносимом зловонии Парижа и Лондона, не имевших туалетов и канализации и сплавляющих нечистоты прямо по улицам. Уже в 1830-е годы Робер Брюнан жалуется, что на головы горожан по-прежнему льются помои и дерьмо из окон. «Русские дикари» в это и всё предшествующее время имеют оборудованные выгребные ямы, что, с точки зрения Европы, также указывает на их несомненное варварство.

Трудно представить потомкам русских крестьян и национальную кухню бедняков Европы, практически вовсе не имевшую горячих блюд. Причина проста - первый экологический кризис, связанный с вырубкой леса, случился в Европе уже веку к XVI, практически лишив население дров. Простолюдины не имели права рубить леса совсем. Как, впрочем, и охотиться. Вешали за это на месте. В это же время Радищевы-Мудищевы и прочая шушера писали о тяжелом положении русских крестьян, которых многочисленные выходцы из Европы, оседавшие на наших землях, принимали едва ли не за богачей.

Особенно отвратительна Франция XVIII века с ее галерами, революциями, сифилисом и модой иметь человеческий череп на туалетном столике(это не шутка).

Но может все изменилось в XIX веке, когда уход за телом медленно стал превращаться в Европе в норму из дьявольщины или сумасшествия?

Хм... «Немецкое общество народных бань» с главным лозунгом «Каждому немцу - баня каждую неделю» основано в 1889 году. И нельзя сказать, чтобы сильно приветствовалось. К началу первой мировой, когда мы связались с вонючими (не в переносном, а в прямом смысле) немцами, на всю Германию было 200 бань. А в центре Берилна, между прочим, тогда были хлевы и выгоны для скота.

Или вот цитата из книги доктора Бильца «Новое природное лечение» популярна в инете - там он уговаривает европейцев, что мыться - не так уж страшно... конец XIX века.

Наконец, уже в 30-е годы XX века В. Набоков пишет следующее в «Других берегах»:
Этот мой резиновый tub (ванну) я взял с собой в эмиграцию, и он, уже заплатанный, был мне сущим спасением в моих бесчисленных европейских пансионах; грязнее французской общей ванной нет на свете ничего, кроме немецкой.

Меня больше всего поражает одно. Как это вонючее общество вообще могло стать примером в воспаленных умах наших западников? Или у них у всех был насморк?..

Впрочем, недавно отмывшееся человечество тянет обратно к фекалиям. Откройте почти любую страницу Интернета. Ну не говно ли?»

Ссылка: http://blog.kislenko.net/show.php?id=117

Позволим здесь к случаю напомнить, что известный американский философ Эрих Фромм в книге «Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии» приводит примеры весьма похожего отношения к окружающей действительности покойного фюрера, который всю свою жизнь не уставал повторять, к месту и не к месту, что «жизнь - это говно».

Поспешные выводы авторов подобных «ученых изысканий» основаны не на результатах анализа доступных исторических источников и научных работ, а на их собственных комплексах неполноценности и досужих домыслах. Если бы все эти высокомерные «ненавистники Запада» удосужились прочитать пару монографий академических ученых-медиевистов, то они поостереглись бы, конечно, от столь поверхностных и однозначных суждений.

Вот что читаем мы, например, в монографии известного советского историка проф. Аллы Ястребицкой «Западная Европа XI-XIII вв. Эпоха, быт, костюм»:

«Канализация составляла серьезную проблему средневекового жилища. Отхожие места были далеко не в каждом доме. Грязную воду и твердые отбросы выливали обычно в специальные ямы для нечистот, которые опорожнялись время от времени. Предписания городских властей строжайше запрещали выливать нечистоты на улицу, но трудно представить, что подобные запреты соблюдались достаточно строго. Баня - столь характерное явление греко-римского мира - стала в средние века редкостью. Общественными банями (типа римских терм) западное средневековье практически не пользовалось, во всяком случае, до XIII века, да им и не было места в условиях, когда общественная жизнь резко сократилась. Не было бань и в частных жилищах, пожалуй, только в некоторых монастырях строились помещения для мытья: так, в Клюнийском аббатстве в XI веке существовала дюжина деревянных клетушек, служивших умывальнями. Но в XIII веке баня становится модной. В Париже в 1292 году было по меньшей мере двадцать шесть общественных бань, да и в частных домах охотно купались в лоханях, особенно после еды. В парижских общественных банях были устроены парильни, тут же можно было побриться и помыть голову. Немецкий поэт Николай де Бибера оставил описание эрфуртских бань XIII века. Его внимание особенно привлекла юная красотка, которая делала массаж «своими нежными руками». Цирюльник брил с таким искусством, что «ни одна капля пота не проступала на лице» клиента. Если человек устал после купания, его ждала удобная постель, а тем временем женщина «с лицом девственницы» делала клиенту прическу. При этом ни малейшего выражения недовольства - и за все это брали только один денарий! Впрочем, трудно сказать, где в этом описании истина переходит в иронию, так как из других сведений мы узнаем, что средневековые бани, где мужчины мылись вместе с женщинами, оставляли многого желать и по части нравственности и по части гигиены».
(См.: Ястребицкая А.Л. «Западная Европа XI-XIII вв. Эпоха, быт, костюм». М.: Искусство, 1978. Стр. 45).

В несколько переработанном виде отдельные этого исследования вошли в учебное пособие: «Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.». Процитирую интересующую нас главу:

«Гигиена. Врачебная помощь

Распространению инфекций и эпидемий способствовала крайне низкая гигиена и жалкое состояние медицины, которая, по выражению Ж. Ле Гоффа, «не находила себе места между рецептами знахаря и теориями ученого педанта» (см. стр. 31-34).
Античная традиция ухода за телом и личной гигиены до некоторой степени сохранялась в раннее Средневековье, прежде всего в Италии и исламской Иберии. По мере распространения христианства утверждалось недоверчиво-подозрительное отношение, предубеждение против обнаженного тела, даже собственного. Общественными банями типа римских терм западное Средневековье не пользовалось, во всяком случае до XIII в., да им попросту и не было места в условиях, когда общественная жизнь резко сократилась. Лишь в некоторых монастырях строились помещения для мытья, как например в Клюнийском, где в XI в. существовала дюжина деревянных клетушек, служивших умывальнями. В богатых домах купались в лоханях. И все же мы можем говорить о культуре бани в средние века, особенно в XIII-XIV вв., хотя она и не достигла, как в греко-римском античном мире, уровня «особой формы жизни» и отношение к ней, как и положение в обществе в целом, было противоречивым. С XIII в. баня становится модой. В Париже в 1292 г. было по меньшей мере 26 общественных бань. Они были оборудованы парильнями; тут же можно было побриться и помыть голову. Баня была местом встреч, развлечений, приятного времяпрепровождения и вплоть до распространения (с конца XV в.) в Европе сифилиса бани посещали часто, получая от этого большое удовольствие. Свобода нравов посетителей бань, где подчас мужчины мылись вместе с женщинами, способствовала дурной репутации содержателя бани и ее персонала (музыкантов, банщиков и банщиц), которых не без оснований обвиняли в сводничестве. Но как бы то ни было, баня была общественным учреждением, что подтверждалось ее особым правом. К тому же она являлась важным гигиеническим средством и местом, где можно было получить медицинскую помощь. Кстати, дурная репутация бань усугублялась как раз врачебной практикой банщиков-цирюльников. Они занимались хирургией, кровопусканием, вправляли суставы, ампутировали. Именно эта сторона их деятельности сближалась в общественном сознании с «нечистыми» профессиями, связанными с кровью, трупами, больным человеческим телом (такая же печать отверженности лежала на палачах, живодерах, могильщиках). К этому примешивался еще и страх перед черной магией знахарей и бродячих рыночных врачевателей. Забегая вперед, надо сказать, что с конца XV в. число общественных бань в городах резко сокращается, уменьшается вообще притягательная сила бани как гигиенического средства: «грим и пудра вытесняют мыло». Немалую роль играл, как уже упоминалось, страх перед заражением сифилисом. Бани позднего Средневековья - преимущественно места свиданий для профессиональных и случайных обитательниц улицы».
Ссылка: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks.../Filipp/03.php

Прошло совсем немного времени, и вот европейские путешественники по России с удивлением замечают, что в «отсталой» России мужчины и женщины моются в банях вместе. «Они очень грязны, - пишет французский иезуит де ла Невилль, побывавший в Москве в 1689 г., - хотя весьма часто моются в особых помещениях, обогреваемых печами так сильно, что никто в мире, кроме них, не мог бы выдержать этого жара. Мужчины и женщины находятся вперемеж в этих банях, которые обычно строят на берегу реки, чтобы те, выходящие, могли бы броситься в прохладную воду, что они и делают как зимой, так и летом».

Значит, правда состоит в том, что в Западной Европе элементарные представления о гигиене тела все-таки существовали, но со временем были вытеснены из общественной морали, причем не без помощи церкви и в основном к началу эпохи Возрождения. Самое удивительное в том, что, по мнению ведущих историков-медиевистов, паралелльно с этим, в Западной Европе усилились гонения на еретиков, ведьм, язычников, стали нормой жесточайшие казни и пытки, совершенно не характерные для общества раннего средневековья, словом, увеличилась жестокость. См. книгу покойного проф. скандинависта А.Я. Гуревича «Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства» (М., 1990), в которой он приводит факты массовых сожжений ведьм в германских землях уже в «просвещенном» XVII веке.
старый 14.05.2010, 10:52   #14
Junior Member
 
Регистрация: 03.2010
Проживание: Бердянск
Сообщений: 51
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Конечно, вы всё очень интересно изложили, но всё-таки хотелось бы, увидеть конкретные примеры и причины запрета церковью купания (не запрета общественных бань, как безнравственных, а именно самого процеса купания). А то я вот, например, слышал информацию (не знаю насколько она верна), что купание было не популярно в средневековой Европе, так как считалось, что оно приводит к болезням.
старый 15.05.2010, 14:41   #15
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 8.875
Репутация: 45 | 10
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Баня современного викинга\личный опыт\Баренцево море\штиль\боевой драккар\мороз =25\вертолетная площадка\пантон на 30 человек\насосы через котел кипятят забортную воду\и заливают его\площадка специально не убранна от снега\команда голышом выбегает из внутреней бани \ныряет в сугробы \а потом в кипяток \когда тело в кипятке а голова в морозе\ощущение необычно \плюс северное сияние\трехмерная радуга\
орз никто не болел\
старый 15.05.2010, 16:45   #16
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Цитата:
Elsa Ingeborg посмотреть сообщение
Да и в самой Европе в период Средневековья люди практически не мылись. Это просто объясняется с точки зрения теологической философии того времени.
Есть ещё и такое объяснение,что почти все леса в Европе повырубали тогда,а на Руси и на шведско-финских землях проблем с лесом не было.Было чем печки топить.
старый 15.05.2010, 17:09   #17
Junior Member
 
Регистрация: 03.2010
Проживание: Бердянск
Сообщений: 51
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Есть ещё и такое объяснение,что почти все леса в Европе повырубали тогда,а на Руси и на шведско-финских землях проблем с лесом не было.Было чем печки топить. google_ad_section_end
В отличие от "религиозной" версии это объяснение выглядит более логичным.
старый 17.05.2010, 11:33   #18
Senior Member
 
аватар для Хейдвальд
 
Регистрация: 01.2009
Проживание: Zaporozhye
Возраст: 33
Сообщений: 1.507
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Есть ещё и такое объяснение,что почти все леса в Европе повырубали тогда,а на Руси и на шведско-финских землях проблем с лесом не было.Было чем печки топить
скорей всего.
Но с другой стороны ведь церковь во все времена могда достать то, что ей необходимо. Сответственно и лес могла достать, а значит и в баньку сходить могла. Может церковь поэтому и влупила запрет на купания, чтоб себе дровишек побольше досталось? Не могла же она просто так ввести такой запрет....
__________________
Цитата:
Страж посмотреть сообщение
истинных поводов для волнения немного, всё остальное - хрень сранная
старый 17.05.2010, 21:17   #19
Member
 
аватар для Elsa Ingeborg
 
Регистрация: 03.2010
Сообщений: 946
Записей в дневнике: 10
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Цитата:
Germanik посмотреть сообщение
В отличие от "религиозной" версии это объяснение выглядит более логичным.
Причем тут логично-нелогично, это исторический факт.
Вспомните, что творила церковь в Средневековье.
Но и факт с дровами я поддерживаю +1!

Сплошная мужская солидарность...
старый 18.05.2010, 01:41   #20
Junior Member
 
Регистрация: 03.2010
Проживание: Бердянск
Сообщений: 51
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Бани у скандинавов

Цитата:
Elsa Ingeborg посмотреть сообщение
Причем тут логично-нелогично, это исторический факт
Вот и я хочу увидеть конкретные примеры запрета церковью купания (не приёма общих ванн, а именно просто купания).


Цитата:
Elsa Ingeborg посмотреть сообщение
Причем тут логично-нелогично, это исторический факт.
Вспомните, что творила церковь в Средневековье.
И практически все зверства средневековой церкви объясняются с помощью логики : крестовые походы - увеличение богатств церкви и желание снизить социальное напряжение в Европе, путём направления вектора агрессии на мусульманские страны и оттока излишнего европейского населения (особенно не производящих элементов) в эти страны; еврейские погромы- увеличение богатств церкви, путём экспроприации имущества богатых евреев и перенаправление недовольств народных мас с самой церкви на евреев (то есть фактически церковь делала евреев козлами отпущения); охота на ведьм - отвлечения народных мас от насущных проблем, которые могут вызвать недовольство или даже восстание (практически тоже самое, что и с евреями только не по нац. признаку); крещение языческих народов "огнём и мечом" - понятное дело, прибыль церкви от десятины которую будут взымать с новообращённых и т. д. Неприятие же церковью процесса купания трудно логически объяснить даже с помощью Святого письма.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

Тэги
баня, Викинги

опции темы

Похожие темы для: Бани у скандинавов
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Фотографии типичных скандинавов и скандинавок Vladimir_M Скандинавия 1235 14.03.2017 21:03
Зачем вы девушки скандинавов любите? Freeyyaa Скандинавия 405 14.09.2013 16:37
Анекдоты на тему Скандинавов и их трудовых будней Sweef Шутка юмора 29 21.07.2013 01:37
О взаимопонимании скандинавов Hrafn V. Скандинавия 22 14.10.2008 09:18
Кое-что о географических представлениях скандинавов Хальвдан Эпоха викингов 13 15.08.2006 19:43


На правах рекламы:
реклама
аренда жилья на пхукете дешево на 2 недели

Часовой пояс в формате GMT +4. Сейчас: 09:38


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.