Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие скандинавские форумы > Эпоха викингов
Регистрация


Дерево 4спасибо

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 02.08.2007, 13:05   #21
Junior Member
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 7
Репутация: 0 | 0
Flag Nor ответ: Naglfar

[quote=Ankhu;84189]Как обычно объясняется происхождение мотива такого корабля, каков его генезис? Кажется, в других культурах ничего подобного нет.

Гм. Корабль мертвецов - как архетип - известен во всех культурах, где людей хоронили в корабле. Паром Харона изначально - тот же Нагльфар. То же самое - Летучий Голландец и корабли-призраки европейской фольклорной традиции. Это просто различные вариации его актуализации. Имхо.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 02.08.2007, 16:23   #22
Senior Member
 
аватар для Ankhu
 
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.924
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Хаген Альварсон, меня заинтересовал мотив корабля мертвецов из ногтей.
старый 02.08.2007, 19:33   #23
Senior Member
 
аватар для Инга Доберман
 
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Хаген Альварсон,
Цитата:
Паром Харона изначально - тот же Нагльфар.
Что вы имеете в виду? Имхо у них разные функции.
Цитата:
Летучий Голландец и корабли-призраки европейской фольклорной традиции
Ну это может быть и позднее легендарное обазование - в чем заключается его архетипичность???
Цитата:
известен во всех культурах, где людей хоронили в корабле
А еще какие-то культуры можете привести в пример?
старый 03.08.2007, 15:46   #24
Junior Member
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 7
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Цитата:
Ankhu посмотреть сообщение
Хаген Альварсон, меня заинтересовал мотив корабля мертвецов из ногтей.
Упс, простите глупого, не понял... Да, такой экзотики, видимо, больше нигде нет...

Цитата:
Инга Доберман посмотреть сообщение
Хаген Альварсон, Что вы имеете в виду? Имхо у них разные функции.

Э... позвольте чуточку поспорить... Корабль, который переходит водную преграду, а такая преграда - демаркационная линия между мирами живых и мёртвых, как известно - это средство транспортировки мертвецов, простите за технологизм. Эта функция - общая. И, мне кажется, первичная. Мы же не знаем точно, когда в скандинавских головах оформился образ этого круизного катера для великанов, эсхатологического маркера. Нагльфар - такое же точно "позднее легендарное образование" по отношению к мотивам изображения кораблей Вендельской культуры и ещё до неё. Он же не вдруг возник...

Ну это может быть и позднее легендарное обазование - в чем заключается его архетипичность???

Архетип - образ без содержания, котрый актуализируют внешние обстоятельства. По Юнгу, по крайней мере. Тут когда-то был форум, чем, мол, Ёрмунгард отличается от Левиафана. Также могу предложить тему, чем Христос (распятый) отличается от Одина (на дереве) или от Прометея (прикованного). Образ Голландца тоже возник не на ровном месте. Распаковка архетипа в коллективном бессознательном под воздействием внешних обстоятельств.

А еще какие-то культуры можете привести в пример?
Ай, подловили! Как раз сейчас исчу материал. Наверняка что-то похожее было у полинезийцев...но точно не скажу.
старый 03.08.2007, 23:39   #25
Senior Member
 
аватар для Инга Доберман
 
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Хаген Альварсон,
Цитата:
как известно - это средство транспортировки мертвецов, простите за технологизм. Эта функция - общая.
да, но есть масса отличий, которые, с моей точки зрения, делают недопустимым утверждение типа
Цитата:
Паром Харона изначально - тот же Нагльфар
, если бы вы сказали Хрингхорни = ладья Харона - это еще куда ни шло. Возможно, промежуточная форма Нагльфара и была идентичная ладье Хорона, но как вы сами сказали
Цитата:
Мы же не знаем точно...
К тому же ладья Харона - ну никак не корабль мертвецов!!! Харон переправлял живую душу в Аид и по одному, а сам Харон не мертвец. Т.е. ладья принадлежит не мертвецу. А вот Голландец - да : принадлежит мертвецам, как и Нагльфар.
Цитата:
Нагльфар - такое же точно "позднее легендарное образование" по отношению к мотивам изображения кораблей Вендельской культуры и ещё до неё
а почему вы вообще считаете, что Нагльфар и изображения кораблей состоят в каких-то отношениях?? и какие изображения вы подразумеваете, говоря о изображениях до эпохи Вендель?
Цитата:
Архетип - образ без содержания
???? без ссылки на страницу печатного источника подобное провакационное высказывание не принимается. ну либо приведите мне пример "образа без содержания".
Цитата:
Образ Голландца тоже возник не на ровном месте.
Ну ессесно. И что это делает его архетипом??? Тогда лучше скажите, а что в нашей жизни не архетип?? Все элементы материальной и духовной культуры нас окружающей возникли "не на ровном месте"....
Цитата:
Ай, подловили!
И даже не думала.
Цитата:
Как раз сейчас исчу материал.
Найдете - выкладывайте, будет интересно.
старый 04.08.2007, 18:17   #26
Member
 
аватар для Gunnlaug
 
Регистрация: 09.2006
Проживание: Moscow
Возраст: 39
Сообщений: 853
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Я бы сказал, что у многих народов есть тема в духе - "Корабль - как транспорт для перехода в другой мир (в т.ч. на "тот свет")". Вот тут действительно, у различных народов можно найти много разного материала. Конечно, в первую очередь это относится к народам, у которых было развито мореходство/кораблестроение. Думаю, отчасти в эту тему и Нагльфар попадает. А вот ногти - это уже местный колорит. )
старый 04.08.2007, 21:57   #27
Junior Member
 
Регистрация: 07.2007
Сообщений: 9
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

По-моему, для коробля мертвецов нужен был какой-то устрашающий и невообразимый символ, что в Эддах вообще используется (медвежьи жилы, корни скал и т.д.). Корабль из ногтей - представить трудно, а если и представить - неприятная картинка получится - для символа смерти и погибели - то что надо...



Это первое мое выступление, надеюсь что в игнор не попаду, и сильно побит мокрыми тряпками не буду (а ежели и поделом то не обижусь)))))
старый 05.08.2007, 00:05   #28
Senior Member
 
аватар для Инга Доберман
 
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Gunnlaug, ну да, у каждого второго народа подобные представления имеются... и никто в данном случае не оспаривает, что восходит Нагльфар именно к подобным предсталениям, но он отнюдь не тождественнен данным представлениям!! и в самом начале сабжа эти отличия были оговорены, так же как и связь с Голландцем... по ходу мы уже идем на круг...

Grimnir, да прально, прально все!!! не стесняйтесь!! Мы всем рады! И не такие уж мы и сердитые, как вам могло показаться
старый 05.08.2007, 00:58   #29
Senior Member
 
аватар для Hrafn V.
 
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.797
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Re: Naglfar

И всё-таки, Нагльфар не есть корабль мертвецов!
Он послужит транспортом для сил хаоса в день Рагнарёка, но кто сказал, что на нём будут плыть мертвецы ?
Все соображения и сравнения со способами перехода в инобытие отпадают.

Кроме того, заметим, что первого мужа Ночи звали Нагльфари, от этого брака родилась дочь Ауд, - согласно Gylfaginning.
старый 05.08.2007, 02:46   #30
Senior Member
 
аватар для Инга Доберман
 
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Hrafn V.,
Цитата:
И всё-таки, Нагльфар не есть корабль мертвецов!
Он послужит транспортом для сил хаоса в день Рагнарёка, но кто сказал, что на нём будут плыть мертвецы ?
В общем-то да. Мертвецы появляются, если принять утверждение ряда ученых, о наличии у древнего человека дихотомизма мышления, делящего весь мир на "свой-чужой", и т.п. в том числе "живой-мертвый". Я не могу сказать, что мне импонирует такой подход, т.к. он явно страдает упрощением. Но я не встречала ни разу опровержений данного подхода...
Цитата:
Все соображения и сравнения со способами перехода в инобытие отпадают.
А что тогда остается? Я к тому - насколько серьезно можно зацепиться за мужа ночи и что из этого следует??
Цитата:
Gylfaginning
часть Младшей Эдды, Видение Гильфи? правильно я поняла?
старый 05.08.2007, 03:28   #31
Senior Member
 
аватар для Hrafn V.
 
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.797
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Re: Naglfar

Инга Доберман,

Цитата:
Но я не встречала ни разу опровержений данного подхода...
Всё ли нуждается в опровержении ?

Цитата:
часть Младшей Эдды, Видение Гильфи? правильно я поняла?
Ну да.

Цитата:
А что тогда остается?
Я к тому, что структура мира, описываемая в Эдде, существенно сложнее, чем просто "мир - иной мир". Переплетаются и взаимодействуют несколько "гиперплоскостей", не принадлежащих безраздельно лишь существам определённого рода.
Нагльфар действует в ситуации, противоположной переходу на тот свет, а именно, "нежить", собранная с периферии всех миров, нападает на Асгард.

Цитата:
насколько серьезно можно зацепиться за мужа ночи и что из этого следует??
Да нельзя за него уцепиться, слишком мало про него известно. Просто, к слову, материал для объяснения и истолкования слова Нагльфар и объекта, им означаемого. "Нагльфари" я могу понять, например, как "ездок на Нагльфаре".
Видно, речь идёт о некоем утраченном мифе.

Вдогонку:
Ауд - сын Ночи и Нагльфари, не дочь. Нарочно проверил.
Вредно бывает задумываться над этимологией имени.
старый 05.08.2007, 19:02   #32
Senior Member
 
аватар для Инга Доберман
 
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Hrafn V.,
Цитата:
Всё ли нуждается в опровержении ?
В прямом опровержении нет, но хотелось бы увидеть какую-то иную конструктивную модель.
Цитата:
Я к тому, что структура мира, описываемая в Эдде, существенно сложнее, чем просто "мир - иной мир".
Это понятно. Вопрос в другом. Из чего развилась Эдда? Из такого же многослойного мировоприятия или все-таки из "классических" дихотомий?
Цитата:
Нагльфар действует в ситуации, противоположной переходу на тот свет
да, я считаю, это ключевой момент. Вы не против?- я выделила, чтобы это не осталось незамеченным.
Цитата:
"Нагльфари" я могу понять, например, как "ездок на Нагльфаре".
Т.е. за этим эпитетом может скрываться кто-то более конкретный, упоминаемый и в других мифах тоже?? И вообще почему у ночи несколько мужей? хотя, у меня сложилось ощущение, что все мужья ночи - это какие-то абстрактные понятия. Обозначают ли они каждый отдельное явление или же представляют собой разные стороны одного и того же явления?
Цитата:
Ауд - сын Ночи и Нагльфари, не дочь. Нарочно проверил. Вредно бывает задумываться над этимологией имени.
А что заключает в себе этимология имени "Ауд"?
старый 05.08.2007, 19:43   #33
Senior Member
 
аватар для Hrafn V.
 
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.797
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Re: Naglfar

Инга Доберман,

Цитата:
что заключает в себе этимология имени "Ауд"?
О, это богатейшая тема для размышлений. Во-первых, есть слово ж.р. auðr со значением "судьба"; fá auðar - "помереть". Одновременно это женское имя.
Затем, есть прилагательное auðr "пустой, заброшенный, одинокий".
Наконец, слово мужского рода auðr "благосостояние, богатство". Но нет такого мужского имени. Поэтому странно, что в тексте появляется "сын". Переводят в данном контексте сие имя как "богатство", что опять же, с моей точки зрения не лезет ни в какие ворота.
Вот дочь могла быть. Я настолько в этом уверился, что и совершил ошибку.

Не менее увлекательны дальнейшие этимологические связи этих слов, но об этом как-нибудь в другой раз.

Цитата:
за этим эпитетом может скрываться кто-то более конкретный, упоминаемый и в других мифах
Ну да, если он зачем-то куда-то ездил на этом фатальном судне, так ведь это должен быть целый рассказ?

Цитата:
все мужья ночи - это какие-то абстрактные понятия.
Действующие лица в мифах носят обычно имена, которые означают (или означали) их функцию. Значит, и Нагльфари что-то такое делал.

Цитата:
Из чего развилась Эдда? Из такого же многослойного мировоприятия или все-таки из "классических" дихотомий?
Я тут затрудняюсь сказать определённо. Не обучен леви-строссовщине или дюмезильщине.
Но из общих соображений предположил бы, что "классические дихотомии" - результат анализа, хирургии, а не точный слепок существовашего некогда мышления.
старый 07.08.2007, 13:57   #34
Member
 
Регистрация: 10.2006
Сообщений: 274
По умолчанию ответ: Naglfar

Есть такая народность в Индонезии - батаки. У них в культуре имеется параллель с "кораблем мертвецов".

Ревуненкова Е.В. «Корабль мертвых» у батаков Суматры (По коллекциям МАЭ) // Культура народов Австралии и Океании. Л.: Наука. 1974. С. 167–180. (Сборник МАЭ; Т. XXX)

Ещё можно вот тут посмотреть http://norse.ulver.com/articles/petruhin/deadship.html
старый 07.08.2007, 16:01   #35
Member
 
аватар для Gunnlaug
 
Регистрация: 09.2006
Проживание: Moscow
Возраст: 39
Сообщений: 853
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Цитата:
4symbols посмотреть сообщение
Ещё можно вот тут посмотреть http://norse.ulver.com/articles/petruhin/deadship.html
" Интересно, что исландский ученый XIII в. Снорри Стурлусон в эвгемеристической «Саге об Ииглингах» выводил скандинавских богов асов из Малой Азии (Асгарда), куда после смерти отправился с погребального костра главный ас Один; но в загробный мир к Одину (Вальхалла) отправлялись в своих ладьях и павшие в бою конунги.[18] Согласно древней традиции, записанной Прокопием Кесарийским, германцы считали загробным островом Британию, куда отправлялись лодки с душами умерших.[19] В представлении скандинавов «средняя земля» людей — Мидгард — была окружена океаном; потоками омывались и загробные миры: верхний — Вальхалла и нижний — Хель."

Мнэ... Не знаю, что и сказать...
старый 07.08.2007, 17:33   #36
Senior Member
 
аватар для Hrafn V.
 
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.797
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Re: Naglfar

Какой бы интерес само по себе это всё ни представляло, к Нагльфару, как он описан в Эддах, отношения не имеет.
старый 08.08.2007, 00:37   #37
Senior Member
 
аватар для Инга Доберман
 
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Hrafn V.,
Цитата:
Hrafn V. посмотреть сообщение
Не менее увлекательны дальнейшие этимологические связи этих слов, но об этом как-нибудь в другой раз.
Время другого раза уже наступило?? Требуем продолжения банкета!!

Что до статьи В. Я. Первухина, то все хорошо, только вот за это
Цитата:
реконструировать недостаточно сохранившиеся представления (в данном случае скандинавские)
ручонки поотрывать!!! Изучая сходные линирии развития человеческих культур, мы можем делать вывод только о специфике человеческого мышления, обуславливающего культурный процесс. Это может помочь так же в формировании гипотезы, либо в систематизации разрозненных данных других культур. Но как себе автор представляет реконструкцию???
старый 09.08.2007, 16:11   #38
Junior Member
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 7
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Простите что долго не отвечал, в сети бываю раз в неделю...

[quote=Инга Доберман;94038]Хаген Альварсон, да, но есть масса отличий, которые, с моей точки зрения, делают недопустимым утверждение типа , если бы вы сказали Хрингхорни = ладья Харона - это еще куда ни шло. Возможно, промежуточная форма Нагльфара и была идентичная ладье Хорона, но как вы сами сказали К тому же ладья Харона - ну никак не корабль мертвецов!!! Харон переправлял живую душу в Аид и по одному, а сам Харон не мертвец.

Гм...если для Вас это существенное отличие, тада ладно... Прощения просим... И насчет "живой души..." тоже есть сомнения... И насчет того, что Харон не мертвец... Так и Голландец не мертвец. По легенде, он не умирал. Просто был проклят.

[quote=Инга Доберман;94038]Т.е. ладья принадлежит не мертвецу. А вот Голландец - да : принадлежит мертвецам, как и Нагльфар.

Харон, этот хтонический дядька, не принадлежит к миру людей, и не принадлежит к олимпийской элите. Кому же он ещё принадлежит?

[quote=Инга Доберман;94038]а почему вы вообще считаете, что Нагльфар и изображения кораблей состоят в каких-то отношениях??

Если бы люди в принципе не могли отображать творчески образы коллективного бессознательного, то не было бы у нас ни Нагльфара, ни Хрингхорни, ни Скидбладнира (правильно написал?). Но, конечно, изображали не Нагльфар непосредственно...

[quote=Инга Доберман;94038]и какие изображения вы подразумеваете, говоря о изображениях до эпохи Вендель????? без ссылки на страницу печатного источника подобное провакационное высказывание не принимается. ну либо приведите мне пример "образа без содержания".

Образ без содержания - солнце. В индоевропейских культурах это как правило "хороший" образ, ассоциируется с жизнью, возрождением, обновлением. В культуре маори солнце - это "страна смерти", очень пеальный образ. Море. В культуре эпохи викингов - дорога, обитель великанов и всякой прочей живности, ну, там масса ассоциаций. В кельтской культуре, насколько я помню, море - источник опасности, враждебных человеку сил (если не прав - дайте мне пинка ). В славянской культуре - неисчерпаемый источник, бездна, глубина (сказка про Садко). Ворон. У кельтов - символ несчастья, у германцев - наоборот, особого внимания высших сил, у славян - символ умирания и возрождения (приносит живую и мертвую воду), у палеоазиатов - и трикстер, и первопредок, и культурный герой.
Жаль, нет под "Дании до викингов", там нечто такое было. Посмотрю, тогда выложусь.

Цитата:
Инга Доберман посмотреть сообщение
Ну ессесно. И что это делает его архетипом??? Тогда лучше скажите, а что в нашей жизни не архетип??
[quote=Инга Доберман;94038]

Не архетипы - то, что не активно в массовом сознании, в коллективном бесознательном. Кроме того, конечно, архетипами не могут быть абстрактные понятия, то, что не фиксируется образом.
старый 09.08.2007, 17:41   #39
Senior Member
 
аватар для Инга Доберман
 
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Уважаемый Хаген Альварсон, прошу вас - следите за оформлнием - вас сложно читать. Если что-то отображается не так, как вы хотели, то есть кнопка "исправить".
Цитата:
Харон, этот хтонический дядька, не принадлежит к миру людей, и не принадлежит к олимпийской элите. Кому же он ещё принадлежит?
Уж явно не к мертвецам, так как мертвецы - это не хтонические существа.
Цитата:
Если бы люди в принципе не могли отображать творчески образы коллективного бессознательного, то не было бы у нас ни Нагльфара, ни Хрингхорни, ни Скидбладнира
А причем тут коллективное бессознательное?? Образ ладьи - это коллективное сознательное. Часть объективной реальности

Цитата:
Образ без содержания - солнце. В индоевропейских культурах это как правило "хороший" образ, ассоциируется с жизнью, возрождением, обновлением. В культуре маори солнце - это "страна смерти", очень пеальный образ. Море. В культуре эпохи викингов - дорога, обитель великанов и всякой прочей живности, ну, там масса ассоциаций. В кельтской культуре, насколько я помню, море - источник опасности, враждебных человеку сил (если не прав - дайте мне пинка ). В славянской культуре - неисчерпаемый источник, бездна, глубина (сказка про Садко). Ворон. У кельтов - символ несчастья, у германцев - наоборот, особого внимания высших сил, у славян - символ умирания и возрождения (приносит живую и мертвую воду), у палеоазиатов - и трикстер, и первопредок, и культурный герой.
Жаль, нет под "Дании до викингов", там нечто такое было. Посмотрю, тогда выложусь.

Все, что вы описываете в данном абзаце - это содержание образа в разных культурах. Причем все эти образы имеют слабое отношение к архетипу. Поскольку это оффтоп по отношению к основной теме. Я просто вам скажу - уичте мат.часть.
старый 11.08.2007, 16:26   #40
Junior Member
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 7
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Naglfar

Спасибо за рекомендации и интересный разговор. Искренне прошу прощения за флуд.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

Тэги
naglfar

опции темы


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +4. Сейчас: 00:25


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.