Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие форумы > Новости
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 26.07.2016, 20:35   #21
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.035
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
для вас и чукчи с нанайцами недоразумение, которое, впрочем благодаря русским, скоро исчезнет с лица земли.
Э, нет, пока что чукчи живут и побеждают!





Лекция артиста и художника, танцора ансамбля «Чукотка» Евгения Кайпанау в Московском Музее Кочевой культуры 4 июня 2016 г., посвященная бытовой культуре чукчей: http://etnic.ru/wow/pochemu-chukchi-...l&shared=email
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 26.07.2016, 21:45   #22
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Сообщений: 2.710
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 4
По умолчанию

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Пообщавшись здесь на форуме с русскими, все больше понимаю, что нам с вами не по пути.Практически средство оправдания уничтожения украинцев и белорусов как наций. Чем вы лучше Гитлера? Ничем. Благодаря такому дурачью, которое осталось здесь на форуме, Россия останется с Китаем. И чем вам плохо? Их много. Белее того, их больше русских. Их то вы не уничтожите как нацию.
Floro, понимаю: личная жизнь не сложилась, давит возраст, неприятности на работе....Все это, безусловно, достойно сожаления....НО ПРИЧЕМ ТУТ РУССКИЕ?
Р.S. А, ну да, вспомнил: Путин запрещает говорить на белорусском языке и оттого вы несчастны.....

Добавлено спустя 1 час:

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Э, нет, пока что чукчи живут и побеждают!
Р. Абрамович очень их поддержал.
Klerkon сказал(а) спасибо.

Последний раз редактировалось Страж: 26.07.2016 в 21:45.
старый 26.07.2016, 23:41   #23
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.035
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
з- за таких дураков Украина от вас и отделилась. Вам нужны недоукраинцы и недобелорусы. А украинцы не захотели быть недонародом. Пообщавшись здесь на форуме с русскими, все больше понимаю, что нам с вами не по пути. Белорусы тоже не захотят быть недонародом.
Не увлекайтесь передачами «Радио Свобода»! Тем более материалами ее сайта:



«...Литовщины [1367 и 1368 гг. — прим. Клеркона] причинили большой вред Москве, особенно городским предместьям («посаду») и окрестным селам. Воспоминание о них было настолько прочным, что нашло свое отражение в былинах. Они поют о женитьбе князя Владимира на литовской королеве Апраксии, конечно, давно спутав Владимира Андреевича [Хороброго — прим. Клеркона] XIV в. с любимым былинным персонажем Владимиром Красное Солнышко. Да и в самой Литве сложился легендарный рассказ об этом событии. В нем говорится, что Ольгерд и Дмитрий поддерживали дружеские отношения. Вдруг Дмитрий Иванович без всякой причины прислал к Ольгерду своего посла с упреками, а с ним огниво да саблю, со словами: «Буду в земле твоей по красной весне и по тихому лету». Ольгерд вынул из огнива губку и кремень, запалил губку и отдал ее послу с обещанием: «Яз у него буду на Велик день и поцелую его красным яйцом-щитом, и с сулицею, а божиею помощию к городу Москве копие свою прислоню». На самый Великий день (т. е. на Пасху) князь великий с князьями и с боярами шел из церкви, а Ольгерд показался под Москвою на Поклонной горе. Испугавшись литовской силы, Дмитрий Иванович сам выехал к Ольгерду, поднеся ему большие дары, и помирился. Но Ольгерд этим не удовлетворился. В знак победы он сел на коня и с копьем в руке подъехал к городу, «…и копие свое к городу приклонил...»

(См.: Тихомиров М. Н. Древняя Москва XI-XV вв. — М., 1992;
ПСРЛ. — Т. XVII. Западнорусские летописи. — М., 2008. — С. 378-379).

ONDERMAN и Страж сказали спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
старый 27.07.2016, 17:11   #24
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Сообщений: 2.710
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 4
По умолчанию

Тут в контакте случайно вышел на страницу цыгана, который гундит, как много его народ претерпел от русских. Наверное, скоммуниздил где-то комп и решил поведать миру...
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 27.07.2016, 18:15   #25
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 8.667
Репутация: 45 | 10
По умолчанию

Цитата:
Страж посмотреть сообщение
как много его народ претерпел от русских.
Во МРАЗЬ......а сколько русских и остальных народов пострадало от наркоты ,обмана,воровства,эрзац алкоголя и всякого жульничества........Никчемная паразитирующая раса......
Klerkon и Страж сказали спасибо.
старый 27.07.2016, 18:19   #26
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Сообщений: 2.710
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 4
По умолчанию

Никому ничего не доказать.
старый 27.07.2016, 23:59   #27
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.035
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

Белорусы и «литвины». Разрешим ли спор?

Концепт «литвины», которому посвящена статья, в настоящее время привлекает внимание многих авторов и исследователей. Можно сказать, что данная историческая проблема давно стала политической, ибо идеи, реализуемые практическими субъектами в лице потомков тех, кто когда-то был «литвинами», напрямую затрагивают основы государственности Республики Беларусь. По мнению автора, в определенной степени дальнейшее распространение «литвинизма» — прямой путь к гражданскому противостоянию.


«Погоня» — исторический герб Великого княжества Литовского.

Вопрос «Кто мы — белорусы или литвины?» является актуальным не только в среде профессиональных историков. Он не оставляет равнодушным никого в Беларуси, вызывая законное желание узнать историческую правду. Значимость темы возрастает многократно после появления полемических материалов в СМИ, подобных статье некоего Э. Тобина «Хто і як ахалуізаваў ліцвінаў…», напечатанной в одном из августовских номеров «Народнай волі» за 2010 год. Ее прочтение вызывает шок. «Не магу пагадзіцца з заганнай канцэпцыяй аб паходжанні г. зв. белых русаў»… Дык навязаны нам «белы рус» — гэта «белы ХАМ», а Белая Русь, выходзіць, БЕЛАХАМІЯ?.. Жывая мова нашага народа — ліцвінаў, літвы — фарміравалася ў працэсе эвалюцыі, задоўга да стварэння дзяржавы ВКЛ Міндоўгам у XIII стагоддзі…» — пишет автор «из Смолевич».

По этому поводу российский ученый А. Б. Широкорад замечает: «…в современной Белоруссии… кое-кому не понравилось… быть белорусами, и они объявили себя литвинами. Нет, не литовцами, а литвинами, будто между этими двумя терминами еще с X века была большая разница. Литвины — это славяне, а литовцы — современные этнические литовцы…».

20 мая 2000 года в Новогрудке был подписан «Акт провозглашения Литвинской нации», который был размещен в ряде печатных СМИ и интернет-пространстве за подписями В. Нагнибеды, А. Юцкевича и еще 25 человек. Термин «белорусы», введенный, по их мнению, российскими властями в XIX веке, закреплял периферийность местного населения по отношению к России, и он должен быть заменен на «литвины». Однако столь радикальные предложения вызывают возражения у убежденных противников мифологизации «литвинов» в белорусском обществе.

Так, известный белорусский историк Я. Трещенок считает, что «литвины… остались вечным меньшинством на белорусской земле. Они не смогли принять ценности народа, но тщетно пытались навязать ему ценности своей ограниченной группы, прибегая при этом к помощи и поддержке внешних сил. Они… всегда претендовали на роль господ… в крайнем случае на роль доверенных приказчиков при господах чужеземцах».



Исторический контекст, в котором происходит развитие феномена «литвины», — Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и иных, которое было образовано в первой половине XIII века с приходом литовского князя Миндовга в Новогородок. На первом этапе оно представляло собой федерацию Литвы и «руских» княжеств, где мирно сосуществовали два народа — литовцы и «руские», две религии — язычество и православие. Полоцкие, Туровские и Новогородские земли, составляющие большую часть современной Беларуси, были заселены в основном русинами. Совместное проживание славян и балтов в княжестве было в определенной степени мирным и взаимовыгодным.

Многочисленные исторические документы безальтернативно указывают на два территориальных субъекта ВКЛ того времени — «Литву» и «Русь», на два основных этноса — «литовцев» и «руских» как часть восточнославянского мегаэтноса с единой культурой, верой, языком и письменностью. В посланиях Гедимина говорилось о «руских» и «литовцах» ВКЛ. Летописцы крестоносцев, описывая походы своих отрядов на средневековую Беларусь, как правило, использовали термин «Русь».

Схожие определения встречаются и в немецкой «Хронике» Германа Вартберга: «В 1348 году прусские братья опустошали с войском… землю языческих литовцев… битва, в которой пало более 10.000 литовцев и русских, призванных на помощь из различных мест… Лантмара (Владимир), Брейзика (Брест), Витебска, Смоленска и Полоцка».

Характерен пример «Жалованной грамоты» польского короля Сигизмунда II Августа от 1563 года, которой уничтожались унизительные положения Городельского сейма. Она была обращена не к православным «литвинам», в ней говорилось: «…станы Руских земель… яко Литовского, так и Руского народу… люди веры христианское, яко Литва, так и Русь…».

И уж совсем показателен текст буллы Папы Климента VIII от 23 декабря 1595 года: «Русские (рутэны) епископы и вся эта богатая и славная нация…». А на медали в честь церковной унии была выбита надпись: «Ruthenis receptis» («На обращение русских»):



В этих свидетельствах, как и во многих других, мы не встречаем упоминания термина «литвины». Как социально-политическая сила они появились в середине XV века в результате борьбы двух цивилизаций на землях ВКЛ: западнохристианской и восточнославянской, в ходе сложных социально-психологических и политических процессов, вызванных несовершенством и внутренними противоречиями государственного устройства Великого княжества Литовского, представлявшего собой компромиссную и достаточно хрупкую в политическом отношении структуру.

Русины составляли большую часть населения, но политическая власть в стране принадлежала литовской княжеской династии, языческой аукштайтской знати, и делиться ею с кем-то она категорически не желала. Из своих представителей верховная власть формировала большинство государственных институтов и политических элит, которые принимали политические решения. М. В. Довнар-Запольский говорит об этом так: «Витовт боролся с удельным княжьем, окружая себя почти исключительно литовскими элементами».

Широкие права и автономии отдельных земель страны существенного влияния на выработку политики государства не оказывали. Примером этой очевидности явилась Кревская уния с Польшей 1385 года, перевернувшая судьбы народов ВКЛ. По сути она положила конец литовско-«рускому» (белорусскому) периоду ВКЛ и мирному сосуществованию его народов, так как одна из главных функций государства — политическая (обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий и выработка политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям населения) — перестала распространяться на русинов. Образовавшаяся литовско-польская конфедерация на базе утверждения в ней католичества в качестве государственной религии создала предпосылки для выведения православных русинов за рамки правового поля.

С высоты XXI столетия трудно понять значение в средние века веры, лежавшей в основе общественной психологии и общественного сознания. Она являлась определяющим инструментом этнокультурной идентификации народов, была основным системообразующим фактором всего социального организма. Религия составляла основу духовности отдельной личности и народа в целом, смена вероисповедания приводила к утрате национальной самобытности и историческому забвению. Поэтому 8/10 жителей ВКЛ, приверженных православию, по воле собственных правителей в одночасье лишились своих прав и подлежали превращению в другой народ посредством конфессионально-этнической «переплавки».

В основе этой концепции лежало следующее положение литовско-польского Городельского сейма 1413 года: «…часто различие в верах приводит к различию в умах (мнениях)…». На Городельском сейме под руководством польского короля Владислава (Ягайло) и великого князя Витовта к уже имевшимся были введены еще более резкие ограничения экономических и гражданских прав православных, их имущественных и личных гарантий. В специальном параграфе решений сейма было записано: «…урядником назначаются только католической веры поклонники и подвластные святой Римской церкви. Также и все постоянные уряды земские, каковы суть должности, каштелянства, жалуются только исповедникам христианской (католической) веры и к совету нашему допускаются, и в нем присутствуют, когда обсуждаются вопросы о благе государства». На основе его постановления 47 знатных литовских родов вступали в гербовое братство с польскими родами и получали исключительное наследственное право на высшие государственные должности в Литовском государстве.


Ян Стыка. «Клятва Витовта». 1901 г.

Современный литовский исследователь Робертас Гирконтас дал такую оценку этому событию: «Окружение Витовта было католическим… Городельской унией особое положение окружения Витовта было закреплено юридически… Образовалась особая корпоративная группа, ставшая впоследствии костяком правящего класса ВКЛ».

Для ускорения разрушения национального архетипа «русинов» и закрепления позиций католицизма великий князь ВКЛ Сигизмунд учредил на 43 года раньше, чем в Испании, святую инквизицию «…съ правомъ разыскивать и карать еретиковъ и русскихъ отщепенцевъ, приводить ихъ въ послушанiе римскому двору и не дозволять имъ строить и возобновлять церкви». В это же время невиданными темпами шло создание организационной структуры католической церкви. За полтора года после Кревской унии были открыты Виленское, Луцкое и Жемайтское епископства, подчиняющиеся непосредственно польской епархии. Через некоторое время в ВКЛ стали действовать 259 парафий (католических приходов) с костелами.

Столь системная «работа» против православных славян начала приносить свои плоды. Отдельные представители «руской» знати из-за страха потерять свое состояние и желания приобщиться к привилегиям приняли католичество, польско-литовский образ жизни и традиции. Переняв конфессионально-культурные ценности поляков и литовцев, они совместно с этническими литовцами составили единый социальный слой — «литвины», который стал заменять в политико-правовых отношениях и государственных документах той эпохи этноним «литовцы», а за границей его название стало выражать гражданскую принадлежность жителей страны к ВКЛ.

Понятие «литвин» в ВКЛ зачастую не имело ярко выраженного этнического содержания, поэтому «литвины» в Княжестве представляли довольно пеструю картину: католики, протестанты, униаты, «сарматствующие литвины», италийцы и т. д. При этом за «рускими» признавалось право отдельного этноса в государстве. Великий князь Казимир Ягайлович в договоре с Новгородом 1440 года так говорит о своих «литвинах» и «руских»: «…А што моихъ людеи, или Литвинъ, или Витбленинъ, или Полочанинъ, или Смолнянинъ, или съ иныхъ нашыхъ Рускихъ земль…».

Названия «Литвин» и «Русин» были законодательно закреплены в Статутах Великого княжества Литовского: «…все мы и потомки наши Великiе Князи Литовскiе давати будуть повинни только Литве а Руси… толко здавна продковъ своихъ уроженецъ Великого Князства Литовского Литвинъ и Русинъ». Для «руских» на старобелорусских территориях ВКЛ термин «литвин» был чужим в этническом отношении. Как отмечает известный историк Г. Я. Голенченко: «Палітонім або тэрытарыяльна-палітычнае азначэнне беларусаў як «ліцвінаў» у той час яшчэ не ператварылася ў эндаэтнонім, паколькі апошнім для беларускага і ўкраінскага этнасу ў XIV–XVI стст. (а ў пэўнай ступені і пазней) заставаліся тэрміны «Русь», «рускія людзі», «русіны»….


Статут Великого княжества Литовского 1588 г.

И великий Франциск Скорина для обозначения своего гражданства, а возможно, и для «политического удобства», в 1505 году в Краковском университете назвал себя «литвином», но в Падуанском университете уже записался как «русин», показав свое национальное происхождение, а в Праге как «Рус» (RUS). «Руским» без всяких оговорок считал себя Василий Тяпинский, который в своей знаменитой «Прадмове да Евангелля» воскликнул: «Рад покажу мою веру, которую маю, а злаща народу своему рускому…».

Признание властями ВКЛ русинов в качестве самостоятельного национального субъекта государства, возможность для них оставаться «рускими», а не «литвинами», были завоеваны отчаянной борьбой за веру и свои права многими представителями знатных «руских» и литовских фамилий православного вероисповедания. Так, герой Куликовской битвы Андрей Полоцкий (Ольгердович) заключил в 1379 году союзный договор с московским государем, великим князем Дмитрием. А в 1379 и 1386 годах он поднимал восстания с целью создания отдельного от Вильно западнорусского православного государства. Эта идея в той или иной степени пронизывала все дальнейшие выступления православной знати против диктата Литвы и Польши в Западной Руси: гражданскую войну 1432–1436 годов под предводительством называвшего себя «руским князем» Свидригайло (Ольгердовича), расколовшую страну на две части, заговор в 1481 году против короля Казимира, восстание 1508 года под руководством князя Глинского, исход князей Воротынских, Белявских, Мерецких, Вяземских, Бельских, Можайских и др. на службу к московскому царю вместе с вотчинами. Все это поставило страну на грань государственной катастрофы.

Пытаясь спасти ситуацию, король Польши Ягайло и великий князь ВКЛ Сигизмунд в 1432–1434 годах приняли несколько решений о сохранении государственного суверенитета ВКЛ, но в рамках «вечной» унии с Польшей, а также об уравнивании в правах феодалов католиков и православных. В «Жалованной грамоте» великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича от 1434 года записано: «…желаем наши земли Литовские и Руские упорядочить… чтобы между народами этих земель не было никакого раздора… как литовцам, так и руским».

Но только в XVI веке, вопреки ожесточенному сопротивлению литовской католической знати, «руских» стали реально допускать к государственным постам, официально отменив в 1563 году запреты второго параграфа Городельской унии. Надо отметить, что эти уступки благоприятно повлияли на общую ситуацию в стране, и белорусская знать в своем большинстве стала добросовестно служить великокняжеской власти. Но это не была их самоидентификация с «литвинами». На белорусских землях под влиянием логики исторических событий шли объективные процессы осознания русинами себя самостоятельной нацией. Подобных выводов придерживается и литовский историк Эдвардас Гудавичюс: «Русские, жившие в литовском и польском государствах, стали ощущать себя отдельным этносом. Себя они называли русскими… московитян русскими не считали… с начала XVI века следует вести речь о русинской национальности, проживающей в Великом княжестве Литовском».

Это выражалось в стремлении сохранить и защитить свою национальную веру и церковь путем создания православных братств, ставших серьезной социально-политической силой ВКЛ в XVI веке, и в обозначении себя «беларусами», а западнорусского региона — «Беларусью». Польский писатель и историк Ян Чарнковский, описывая арест Ягайло и его матери, уже в XIV веке «назвал Полоцк белорусской крепостью (in quodam Castro Albae Russiae, Poloczk dicto)». В XVI столетии название нашей страны как «Беларусь» получило широкое распространение. «Цэнтрам распаўсюджаньня гэтай назвы быў Кракаўскі унівэрсытэт».


Белорусско-литовские шляхтичи в битве с русскими под Оршей 8 сентября
1514 г. Фрагмент полотна Ганса Крелла (?). Национальный музей в Варшаве.


При этом если польские авторы М. Кромер, Я. Мончинский, М. Стрыйковский писали на польский или латинский манер Bielorussacy Litewscy, то «первый исторический белорус» кальвинист С. Рысинский в имматрикуляционных актах Альтдорфского университета за 2 декабря 1586 года обозначил себя «Solomono Pantherus Leucorussus» (Соломон Пантерус белорус)». По мнению О. Латышонка, «…самаазначэньне Рысінскага было свайго роду інтэлектуальным пераломам… Рысінскі сваю нацыянальнасць акрэсліў грэцка-лацінскім тэрмінам, а радзіму — грэцкім… сучаснае гучаньне гэтай назвы ў беларускай мове — «беларус».

В основе преобразований общественного сознания русинов ВКЛ и осознания ими себя белорусской нацией лежало разрушение многолетних надежд жителей Западной Руси на единение «руских» в их противостоянии с западной цивилизацией. Целый ряд белорусских и зарубежных историков приводит признание посла Папы Римского Антонио Поссевино [1583 г.] во время Ливонской войны: «…Жители Беларуси выкрыты в стремлении даровать победу московцам».

Общим правилом для белорусской шляхты второй половины XVI века была выдача инструкций своим делегатам на вальные сеймы о том, чтобы «с усходняй суседкай не было непаразуменняў, жыць з ёй у міры паводле падпісаных раней трактатаў. Так, шляхта Ашмянскага павета ў 1590 годзе звярталася да караля Рэчы Паспалітай Жыгімонта III, каб ні ў якім разе не пачынаў чарговай вайны з Масквой…».



Но приход царских войск во время бесконечных московско-литовских войн не оправдал надежд белорусского населения на избавление от этнического и конфессионального угнетения. Белорусы увидели, что «московцы» отличаются от них как по общей культуре, так и по целому ряду других признаков. Это было вполне закономерно, ибо нахождение в культурных и цивилизационных пространствах разных государств наложило отпечаток на тех и других. Здесь необходимо указать, что этому способствовали также особенности исторического этногенеза на белорусских землях. Там в первом тысячелетии нашей эры схлестнулись славянская колонизация и балтский фактор, внесший значительный вклад в формирование всего спектра социума «старажытных» белорусов (антропологию, фольклор, культуру и т. д.). Осознание белыми русами своего отличия от московских единоверцев и послужило отправной точкой для начала формирования белорусской нации как европейской части русского мира в границах ВКЛ. Белорусы начали становиться исторической явью.

Но естественный ход формирования белорусской нации резко обрывается после образования польско-литовской федерации в 1569 году (Люблинской унии). С появлением Речи Посполитой дискриминация православно-русской части населения приняла ярко выраженный характер, столкновение восточнославянской и западнохристианской цивилизаций стало бескомпромиссным. В сложившихся обстоятельствах почти вся белорусская знать выбрала сторону последней. Произошло то, что редко происходило во всемирной истории. Магнаты и большинство шляхты белорусских земель, владеющие материальными и интеллектуальными богатствами и в силу этого обязанные быть носителями национальных духовных ценностей, отказались от своего народа. История сохранила примеры, когда внучка столпа православия ВКЛ Константина Острожского стала одной из самых ярых гонительниц своих православных подданных...

При этом характерной особенностью для абсолютного большинства наследников древних «руских» фамилий было стремление переписать свои геральдические корни и отказаться от славянских истоков. Так, Острожские свою родословную стали считать не от турово пинских Рюриковичей, а от «Данила с Астрога» — внука литовского князя Наримонта, Ходкевичи — от жмудского боярина Борейковича; заславские Глебовичи — от «знатного католического рода Монивидовичей»; Сапеги от Наримонта — сына Гедимина и т. д. Доктор исторических наук Е. К. Новик называет национальным предательством такое поведение элиты народа, которая «…в обмен на собственные права и привилегии предала свой народ, отказалась от его религии, языка и культуры, добровольно признала себя частью другого польского этноса».


Ян Кароль Ходкевич-Борейко (1560-1621) — военный и государственный деятель Речи Посполитой,
Великий Гетман Литовский, выходец из белорусского шляхетского рода Ходкевичей (бел. Хадкевічы,
польск. Chodkiewiczowie). Прижизненный портрет.


Такую же оценку этим событиям давал в начале XX столетия один из мэтров белорусской истории В. Ластовский: «Памалу шляхта пакідае ўсё роднае, беларускае, забывае аб справе нацioнальнай… Так злівалася беларуская шляхта з польскай… станавілася чужой у родным краю…». Но, наверное, наиболее остро выразил боль нации по поводу измены белорусской элиты епископ Мелетий Смотрицкий в своем известном «Фриносе» («Треносе») (1610), в котором он говорит от имени православной церкви: «Где теперь тот неоцененный камень… где теперь дом князей Острожских, который превосходил всех ярким блеском своей древней (православной) веры? Где и другие также неоцененные камни моего венца, славные роды русских князей, мои сапфиры и алмазы, славные князья Слуцкие, Заславские… Вишневецкие, Сангушки, Чарторыйские, Пронские… Горские, Соколинские… Пузыны и другие без числа? Где вместе с ними и другие роды — древние, именитые, сильные роды славного по всему миру силой и могуществом народа русского: Ходкевичи, Глебовичи, Кишки, Сапеги… Воловичи… Пацы… Корсаки… Семашки… Калиновские… Сосновские… Поцеи и другие? Вы, злые люди, (своею изменой) обнажили меня от этой дорогой моей ризы и теперь насмехаетесь над немощным моим телом, из которого однако вы все вышли. Но помните: проклят всяк, открывающий наготу своей матери! Прокляты будете и вы все, насмехающиеся над моей наготой, радующиеся ей. Настанет время, что все вы будете стыдиться своих действий».

Столь глубинные изменения в белорусской элите позднего средневековья происходили не только из-за страха перед многочисленными санкциями властей Речи Посполитой против православных. Во многом они объясняются силой влияния государственной идеологии Польши — сарматизма, блеском западной образованности, принесенной иезуитами на белорусскую землю. Квинтэссенцией сарматизма являлось признание польской аристократией и шляхтичами себя потомками древнеиранских племен сарматов. Они провозгласили Польшу фундаментом христианства, опорой католичества в Восточной Европе, которая несла божественную миссию новой цивилизации, где не было бы ни поляков, ни литвинов, ни русинов, а жители должны были делиться на граждан — сарматов (магнаты и шляхта), мещан, владельцев собственности, и холопов, гражданами не являющихся. Свои воззрения польские сарматы использовали для коренной ломки общественного сознания и институтов ВКЛ. В «Энцыклапедыі гісторыі Беларусі» выделяются положения в теории сарматов, которые идеологически обосновывали польско-литовскую унию, единство шляхты Польши, Литвы, Беларуси и Украины: «… палякі і ліцвіны нібыта ў асноўным паходзяць ад сарматаў, гэтым падкрэслівалася роўнасць і аднароднасць шляхецкага стану Рэчы Паспалітай… Лягенды пра Сарматыю як радзіму народаў Усх. Еўропы і сарматаў як продкаў славянскіх і суседніх народаў сталі ідэалаг. абгрунтаваннем дзярж. уніі Польшчы і ВКЛ, а пасля 1569 — існавання шматнацыянальнай і шматканфесійнай Рэчы Паспалітай».


Шляхтичи-литвины, т. е. белорусы, в армии Речи Посполитой сер. XVII в.

В этом аспекте «литвины» как этнокультурная категория являлись, с точки зрения сарматов, удобной переходной ступенькой для «безболезненного» вхождения народов ВКЛ в лоно «Республики Короны Польской и Великого княжества Литовского». Соответственно, «литвины» на территории Беларуси из разномастной по убеждениям и предпочтениям «толпы» закономерно превратились в единую народность, являющуюся составной частью «польских» сарматов. «Литвины» находились в культурном ареале Slavia romana/latina. Их этнокультурную идентификацию составляли католицизм, польский язык и польская культура, выраженные в известном тогда афоризме: «Gente Lithuanus, natione Polonus» («По роду литвин, по нации поляк»). Полонизованные шляхтичи, составлявшие основную массу «литвинов» на белорусских землях, были объединены не только политическими, но и социально-экономическими целями: эксплуатация и управление «холопами» — белорусским народом, остававшимся верным заветам своих предков «русинов». По всем признакам «литвины» Речи Посполитой не имели ничего общего с белорусами, кроме территории: они находились с ними в разных цивилизационных и культурных пространствах.

Историческая действительность располагает многочисленными подтверждениями антагонистических конфликтов двух частей одного народа в XVII–XIX веках. В их основе лежало противоречие между стремлением «литвинов» действовать в канве политики Римского престола по окатоличиванию жителей ВКЛ, их полной ассимиляции с польской нацией и нежеланием населения Беларуси изменять национальной вере, принимать католичество и польскую культуру. В одном из донесений папского нунция того времени в Польше было замечено: «Не поддается описанию, насколько русский народ ненавидит католиков… при виде римско-католического ксендза они плюют на землю от ужаса и отвращения».

Но Рим нашел пути решения проблемы вовлечения православного населения ВКЛ под свое влияние, главными из которых были меры, направленные на лишение «руских» базовых элементов их национально-культурной самоидентификации. Практическими исполнителями задуманного стали иезуиты и литвины на белорусских землях, выступавшие как объединенная сила церковной и светской власти. В этих целях на землях княжества как альтернатива православию в 1596 году была введена церковная уния. За этим последовало закрытие православных братств, от государственного двуязычия в ВКЛ (польского и «руского» (белорусского) перешли к одному языку — польскому, под надуманными предлогами запрещались продажа и издание книг на «руском» (белорусском) языке, повсеместно вместо кириллицы утверждалась латиница и, самое главное, проявлялась беспрецедентная даже по средневековым меркам жестокость к иноверцам. В решениях Виленского съезда представителей православной и евангелической церквей в 1599 году отмечалось: «…за преданность своей религии преследуются различными способами… на них нападают в их домах, их оскорбляют, грабят, ссылают, изгоняют, лишают земель и имущества… Их хватают в городах и на открытых дорогах Речи Посполитой, их заключают в тюрьмы и подвергают неслыханным терзаниям, избивают, топят и убивают…». Одновременно законами Речи Посполитой от 1668 и 1674 годов отступничество от католичества и униатства объявлялось уголовным преступлением.


Герой польского национально-освободительного движения Тадеуш Костюшко родился в феврале 1746 г.
в фольварке Меречевщина на территории Ивацевичского района Брестской области, поэтому белорусы
также счиают его своим: http://www.schoolnet.by/~stankovo/Be...0Kostushko.htm


Надо отметить, что такое всестороннее воздействие сказалось на национальном архетипе населения старобелорусских земель, и оно к 1772 году в своем большинстве уже было униатским и католическим, стало называть себя «литвинами-белорусцами», или «белорусцами-литвинами». Эти названия не оставляют возможности приписать их авторство исключительно российским чиновникам, так как в них проявлялось отторжение этнокультурных ценностей «литвинов», желание народа остаться белорусами. «Литвин-белорусец» — это «литвин» по принуждению и «белорус» по существу, диалектика политонима и этнонима. Сейчас можно ломать копья и высчитывать: где жители Беларуси называли себя «белорусцами», а где нет, кто первым применил этот термин и т. д. Вместе с тем исторической аксиомой является факт безболезненного и в абсолютном большинстве добровольного отказа белорусов от униатства и их массовое возвращение к вере отцов и дедов после вхождения в состав Российской империи. Этим самым доказывается чужеродность унии и крах намерений лишить белорусов их национального самосознания и собственной идентичности как нации.

Таким образом, с одной стороны, на территории Беларуси в результате векового насилия над «русинами», составлявшими большинство населения старобелорусских земель, сформировалась этнокультурная категория «литвины». Ее главной движущей силой была изменившая своему народу белорусская знать. Перенимая западнохристианские ценности, «литвины» выступали антагонистами белорусов с их ориентацией на православно-славянскую культуру. До 1917 года они воспринимались внешними силами, в том числе и руководством царской России, в качестве представителей воли всего белорусского народа. И для этого имелись все основания, поскольку они владели абсолютным большинством материальных и интеллектуальных ресурсов белорусского общества.

Но уже в 40‑е годы XIX столетия из числа православных священников и государственных крестьян начала зарождаться национально ориентированная белорусская интеллигенция, а за годы советской власти из числа белорусов выросла техническая, научная, творческая и политическая народная элита, способная управлять государством, формулировать и отстаивать цели, задачи и интересы Беларуси. «Литвины» потеряли монополию на доминирующее положение в обществе и влияние на духовную жизнь. И в настоящее время их потомки не имеют ни морального, ни исторического права говорить от имени белорусского народа, называть его «литвинским» и по-прежнему отстаивать концепцию «адраджэння», навязанную ими в 1990‑е годы молодой Республике Беларусь в качестве государственной историографии, отражающей не историю белорусского народа, а субъективные взгляды «литвинов» как отдельной социальной группы на прошлое нашей страны.


Военно-реконструкторское движение в современной
Беларуси свято чтит традиции своих предков-литвинов.


С другой стороны, со всем основанием сегодня можно сказать, что в ходе своего исторического развития белорусский народ тесно взаимодействовал с польской, литовской и российской цивилизациями, оказавшими значительное влияние на его национальную идентичность. Однако наши предки, белые русы, имели собственный геополитический вектор. Они мужественно отстаивали в течение веков свою веру, культуру и традиции. Именно благодаря их самоотверженной стойкости мы сегодня сумели создать суверенную, независимую Республику Беларусь. И по мере укрепления ее государственности растет национальное самосознание белорусского народа, понимание как общности с литовцами, поляками и россиянами, с одной стороны, так и принципиальных различий с ними, с другой. Происходит непростое, порой противоречивое осознание своей роли и места во всемирной истории: мы — Белорусы, Русские Европейцы.

Вместе с тем многоконфессиональный и полиэтничный народ современной Беларуси объединяет потомков и русинов, и литвинов, и россиян, и поляков, и иудеев, и татар, являющихся гражданами одного государства. И от внутреннего понимания необходимости единства, желания идти на компромиссы на основе исторической правды, объективной оценки событий прошлого во многом зависят социальная стабильность и мир на белорусской земле.

Евгений Подлесный, канд. полит. наук, полк. в отставке.

Источник [там же ссылки на литературу]:

http://www.belvpo.com/ru/6932.html
ONDERMAN и Страж сказали спасибо.

Последний раз редактировалось Klerkon: 27.07.2016 в 23:50.
старый 28.07.2016, 01:42   #28
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.003
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Да, в Прибалтике не очень хорошо.
Вернее, очень нехорошо. Когда регион за четверть века теряет треть населения, можно констатировать геноцид.

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Но они вернули свой язык.
Что значит "вернули"? Откуда вернули? При Советах региональные языки имели статус государственных: на этих языках учили в школах и ВУЗах, на них издавались книги и периодика, на них заполнялись бланки в гос. учреждениях.

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Почему ж они тогда ушли?
Потому же, почему ушли русские -- от той государственной модели: потому что развалили СССР.

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
А потому что не было никакой независимости.
Это не так. Правительства прибалтов при Союзе были местно-этническими, а кроме того, в области культуры и общественной жизни существовало мощное местное лобби.
В частности, моему отцу там объяснили, что он, со своей рязанской фамилией, никогда художником не станет: не будут его учить, не будут выставляться его работы.

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
И называть маленькие народы недонародами - это проявление шовинизма.
Дело не в размере.
Если этнос может наладить свой быт, используя политические и социальные рычаги самоуправления, то это народ. Неважно: маленький, как финны, или большой, как русские.
А если этнос не способен собою управлять , как маленькие прибалты или большие украинцы, -- то это не народ, а население.
Я просто констатирую факты.
ONDERMAN, Haleygr, Klerkon и ещё 2 пользователей сказали спасибо.
__________________
Hungry Heart.
старый 28.07.2016, 19:58   #29
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.035
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

В 1863 году белорусы поддержали не Польшу и Калиновского, а Россию и государя.


«История восстания 1863 года фальсифицирована», —
заявил 22 января 2013 г. белорусский историк, доктор
исторических наук, профессор Евгений Новик.


В 2013 году Польша торжественно отметила 150-летний юбилей «январского восстания» 1863 г., когда часть дворянства Царства Польского выступила за отделение от Российской Империи и восстановление независимости польского государства — Речи Посполитой в границах 1772 г., т. е. включая земли современных Белоруссии, Украины и Литвы. На территории Северо-Западного края империи (современная Белоруссия и Литва) отрядами польской шляхты руководил Вицентий Калиновский, более известный в белорусской художественной литературе как «Кастусь Калиновский» (1838-1864).

Белорусское крестьянство не поддержало польский мятеж, активно выступив на стороне законных властей, что не помешало советским историкам объявить выступление польской шляхты «крестьянским» восстанием, «национально-освободительным» и едва ли не обособленным от варшавского руководящего центра. Сейм Литвы специальным законом объявил 2013 год годом юбилея «национально-освободительного восстания» 1863 г. Власти Белоруссии демонстративно не проводили никаких мероприятий — как, впрочем, и в 1812 году (!), когда отмечался юбилей Отечественной войны 1812 г.


Петр Сергиевич. «Кастусь Калиновский среди повстанцев 1863 года». 1955 г.

По мнению Новика, события 1863 г. трактуются по-разному в Польше и Белоруссии. Юбилейная дата политизирована, а важнейшие вопросы данного периода требуют изучения.

«Восстание 1863-1864 годов в Польше, Литве и Белоруссии было направлено на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Это восстание можно назвать шляхетским, т. к. шляхта была основной движущей силой восстания, — сказал Новик. — Шляхта желала вернуть себе «золотые шляхетские вольности», которыми обладала в Речи Посполитой. Крестьяне, белорусские крестьяне в основной своей массе восстание не поддержали, а поддержали законную власть российского государя, за что имели неприятности от повстанцев и благодарность от русского царя».

В российской дореволюционной историографии данные события именовались «польским мятежом». В белорусской историографии и современной публицистике события 1863 г. интерпретируются как «национально-освободительное восстание 1863-1864 годов», «восстание в Литве-Белоруссии», «национально-освободительное восстание», «восстание Кастуся Калиновского». Новик считает, что доминирующие в современной белорусской историографии именования событий 1863 г. не отражают всей полноты явления и неправомерно сужаются, в частности — до акцента на личности Вицентия Константина Калиновского.


Петр Сергиевич. «Кастусь Калиновский и Вацлав Врублевский
на осмотре повстанцев 1863 года». 1959 г.


«Восстанием руководил не Калиновский, а Центральный национальный комитет в Варшаве. Калиновский руководил восстанием в Белоруссии и Литве. Ему доверили руководство тогда, когда стало понятно, что восстание не будет иметь успеха, когда войска русской армии стали громить отряды польских повстанцев. Калиновский взял на себя руководство восстанием и положил свою голову на плаху», — сказал историк.

«Современная белорусская историография унаследовала терминологию от советской историографии, в которой подчёркивался национально-демократический, национально-освободительный характер восстания 1863 года, революционный характер», — обратил внимание профессор. По его словам, советская историография была в значительной степени идеологизирована, что также характерно и для постсоветской историографии, интерпретирующей события 1863 г. — особенно для публицистов, принадлежащих к лагерю прозападной оппозиции или «пятой колонны», как их называет Александр Лукашенко.

«Желание их понятно: показать, что восстание 1863 года было антироссийским и национально-освободительным для белорусского народа. Такие авторы, используя наработки советских учёных, впадают в другую крайность, — продолжил Новик. — На самом деле выступления были организованы польской шляхтой, поддержаны польской шляхтой в Белоруссии и Литве. Руководил восстанием польский Центральный национальный комитет. Шляхта выступила против власти русского царя, против российской государственности, за создание независимого польского государства».

«Что касается белорусов: в 1863 году белорусы поддержали царя-батюшку, Россию. И тогда белорусы — белорусские крестьяне — были за российский народ, и до сих пор так. Для белорусов нет более близких людей, так и сейчас. Поэтому сейчас между Белоруссией и Россией такие тесные связи, — отметил Новик. — В XIX веке белорусские люди не поддержали польских повстанцев, а поддержали правительство России, русскую власть. Об этом говорит и процент крестьян, не только белорусских, в отрядах польской шляхты: около 20-30 % в западных губерниях и около 5-7 % в восточных землях современной Белоруссии. Местные крестьяне отказывались воевать за «польскую справу».


Героизация Кастуся Калиновского весьма характерна и
для советской, и для современной белорусской живописи.


В Польше и Литве 2013 год был посвящен памяти о «национально-освободительном» восстании 1863 г. Реализуется комплекс торжественных мероприятий. Одно из них состоялось 22 января 2013 г. в Белорусском городе Свислочь Гродненской области: посол Польши, а также представители посольств Литвы и Латвии возложили цветы у памятника руководителям отрядов польской шляхты, повешенным в Вильно и Варшаве после подавления восстания. Траурные мероприятия прошли в костёлах и у памятников польским повстанцам в других населенных пунктах Белоруссии. При этом о погибших от рук повстанцев белорусских крестьянах никто не вспомнил. Российские дипломаты не сочли нужным посетить могилы русских солдат, погибших при подавлении польского мятежа 1863 г.

«Сколько погибло белорусских крестьян от повстанцев — неизвестно. Это, действительно, серьёзная проблема, которую давно надо было решить, — сказал профессор. — Что касается мероприятий в Польше и Литве, а также публикаций в местной оппозиционной прессе: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» — помните эти строки из басни? Сегодня политики этих стран, некоторые местные оппозиционеры видят возможность извлечь выгоду из празднования антироссийского восстания. К сожалению, это так».

«В Белоруссии юбилей 1863 г. не отмечается. Есть какие-то новости на эту тему в прессе — о каких-то мероприятиях пропольски настроенных политиков и отдельных историков, но в целом всё как-то пассивно и безрадостно. Сегодня нам Москва куда ближе, чем Варшава», — добавил Евгений Новик.



20 января 2013 г. в Минске состоялась научная конференция «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя», организованная научно-просветительским проектом «Западная Русь» и Центром евразийских исследований Минского филиала Российского государственного социального университета (РГСУ). Конференция была приурочена к 150-летию начала восстания польской шляхты в Царстве Польском и Западном крае Российской империи «с целью современного и беспристрастного рассмотрения событий, смысл которых претерпел значительное искажение, и факты которых продолжают фальсифицироваться отдельными политическими силами в Республике Беларусь, Российской Федерации, на Украине и в дальнем зарубежье». Участники мероприятия заслушали доклады и приняли участие в дискуссии с гостями — представителями НПО.

21 января 2013 г. высокопоставленные представители официальной Варшавы приняли участие в мероприятиях, посвященных 150-летию польского восстания 1863-1864 гг., известного в польской историографии как «январское восстание». В мероприятиях принял участие посол Польши в Белоруссии Лешек Шерепка. Они проходили на протяжении всего 2013 г., в т. ч. на территории Белоруссии и Литвы. Почетный патронат над мероприятиями, связанными с празднованием этого важного исторического события принял президент Республики Польша Бронислав Коморовский, в торжественное открытие их состоялось 16 января 2013 г. в президентском дворце в Варшаве.

Дипломаты Польши, Литвы и Латвии 22 января 2013 г. посетили райцентр Свислочь в Гродненской области Белоруссии, где почтили «жертв восстания 1863-1864» — т. е. польских мятежников, боровшихся с оружием в руках против России. Согласно сообщению посольства Литвы, дипломаты возложили цветы борцам за свободу и почтили минутой молчания двух деятелей антироссийского «национально-освободительного» восстания.

Источник: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=15876
http://русскоедвижение.рф/index.php/...63-----------q


В 2013 г. в Гродненской обл. Республики Беларусь был тайно установлен
военный памятник героям освободительного восстания 1863-1864 гг.


Белорусско-польской конференции в Минске, посвященной 150-летию восстания Кастуся Калиновского, посвящена статья историка Владислава Гулевича (МГУ):

«Начнём с того, что такого человека, как Кастусь Калиновский, не существовало. Был Винценты Константы Калиновски, уроженец Гродненской губ., потомственный польский шляхтич герба Калинов. В гимназические годы сблизился с польскими революционерами, в частности, с Зигмунтом Сераковским, который, будучи чистокровным поляком, называл себя в пропагандистских целях «украинцем с правого берега Днепра».

Калиновский позже пошёл на ту же хитрость, позиционируя себя, как белоруса, но делал это в особой форме. Например, издавал белорусскоязычную газету «Мужицкая правда» («Mużyckaja prauda»), но печатал её на латинице, и проводил мысль, что белорусы — часть польской нации (именно нации, не народа). Известны его слова: «Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб Польский, мы, Поляки из веков вечных». Землёй польской для Калиновского была вся территория Речи Посполитой в границах 1772 г. Чтобы ещё тщательней замаскироваться под белоруса, он подписывал свои воззвания «Яська-хозяин» («Письмо Яськи-хозяина из-под Вильни к мужикам земли польской»).

«Мужицкая правда» агитировала белорусских крестьян подключаться к польскому восстанию и противиться инициативам царского правительства. Поскольку большинство белорусов были православными, Калиновский и его коллеги часто нападали на православие, называя её «верой собачьей» и «схизмой», и призывали белорусов переходить в униатство...»


Полностью: http://newsbalt.ru/analytics/2013/09...ovskogo-kak-d/
ONDERMAN и Aliena сказали спасибо.

Последний раз редактировалось Klerkon: 28.07.2016 в 20:26.
старый 28.07.2016, 20:22   #30
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 8.667
Репутация: 45 | 10
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
«Желание их понятно: показать, что восстание 1863 года было антироссийским и национально-освободительным для белорусского народа. Такие авторы, используя наработки советских учёных, впадают в другую крайность, — продолжил Новик. — На самом деле выступления были организованы польской шляхтой, поддержаны польской шляхтой в Белоруссии и Литве. Руководил восстанием польский Центральный национальный комитет. Шляхта выступила против власти русского царя, против российской государственности, за создание независимого польского государства».
А я о чем говорю.......Сейчас Беларусь действительно независима.....Нет Российской империи .....Речи Посполитой....СССР....А ей уже хозяина подыскивают....как Прибалтике и Украине......Хороша поговорка\ Старый Друг лучше новых двух\)))
Klerkon и Aliena сказали спасибо.
старый 28.07.2016, 22:37   #31
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 12.035
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 14
По умолчанию

«Невинные жертвы» М. Н. Муравьева, или за что казнили участников восстания 1863-1864 гг. в Беларуси.

Олег Карпович, историк (Брест).



«В исторической литературе, посвященной проблемам восстания 1863–1864 гг., из года в год упоминается о 128 казненных на территории Северо-Западного края «жертвах муравьевского террора». Однако, до сих пор в отечественной историографии не был проведен анализ социально-сословного состава казненных, не были названы причины их казни, наконец, не названо точное число казненных повстанцев на территории современной Беларуси. Между тем, такие сведения заставляют по-новому взглянуть на трагические события того уже далекого времени.

В данной статье мы постараемся восполнить этот пробел, приведя полный список казненных на территории Беларуси участников восстания 1863–1864 гг., проанализировав причины их казни и поведение отдельных представителей восстания.

1. Адамович Станислав, рядовой Муромского пехотного пока. Казнен в Бресте 3(15).06.1863 г. за вступление в ряды повстанцев, участие в разграблении почты на Пинском тракте, сожжении моста на р. Ясельда, убийство двух солдат из команды инвалидов.

2. Александрович Франц, дворянин. Казнен в Ошмянах 5(17).11.1863 г. за участие в повешении однодворца Яна Носевича в качестве главного исполнителя преступления.

3. Алаев Вавринец, рядовой Донского казачьего полка. Казнен в Кобрине (дата неизвестна) за убийство еврея, разбой, изнасилование крестьянской девушки.

4. Апанович Франц, дворянин, неутвержденный герольдией. Казнен в Сморгони 6(18).11.1863 г. за участие в повешении однодворца Яна Носевича.

5. Анцыпо Ильдефонс, дворянин. Казнен в Могилеве 6(18).11.1863 г. за создание и предводительство вооруженным отрядом в Быховском уезде, сожжение документов и повреждение телеграфа.

6. Балич Юзеф, крестьянин. Казнен в Бресте 23.12.1863 (3.01.1864) г. за участие в истязаниях над лицами, преданными правительству.

7. Будзилович Игнатий, поручик лейб-гренадерского Екатеринославского полка. Казнен в Орше 23.08.(9.09) 1863 г. за самовольное оставление службы, руководство повстанческим отрядом, насильственную вербовку в него людей.

8. Бугельский Поликарп, шляхтич. Казнен в Щучине 2(14).05.1864 г. за руководство одним из отрядов, участие в вооруженных столкновениях с войсками.

9. Булынко Цезарь, мещанин. Казнен в Минске 29.01(10.02).1864 г. за соучастие в повешении православного священника Даниила Конопасевича.

10. Валинский Ян, мещанин. Казнен в Минске 4.04.1864 г., причина казни не установлена.

11. Врублевский Габриель, дворянин. Казнен в Мозыре 5(17).07.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде в должности начальника кавалерии.

12. Гзовский Винцент, однодворец. Казнен в местечке Озеры Гродненского уезда, 30.12.1863 (11.01).1864 г. за повешение крестьянина местечка Озеры, истязание крестьянина Франца Комаровского, командование отрядом «жандармов-вешателей».

13. Гнутов Никифор, рядовой Донского казачьего полка. Казнен в Кобрине (дата неизвестна) за убийство еврея, разбой, изнасилование крестьянской девушки.

14. Грушевский Феликс, мещанин. Казнен в Кобрине 5(17).10.1863 г. за участие в повешении двух жителей Кобринского уезда, изнасилование крестьянской девушки.

15. Гринчик Ян, мещанин. Казнен в Шерешево, Пружанского уезда 8(20).12.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде в качестве «жандарма-вешателя», личное участие в убийствах жителей Гродненской губернии.

16. Гриневич Томаш, отставной штабс-ротмистр, помещик. Казнен в Рогачеве Могилевской губернии 16(28).07.1863 г. за создание и руководство повстанческим отрядом.

17. Гордоцкий (имя и сословная принадлежность не установлены). Казнен в Щучине. 27.04.1864 г. Причина казни не установлена.

18. Жебровский Константин, поручик 6-й артиллерийской бригады. Казнен в Борисове 24.06.(6.07).1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, создание и руководство повстанческим отрядом.

19. Завистовский Станислав, отставной штабс-капитан, дворянин. Казнен в Волковысске 10(22).07.1864 г. за командование отрядом «жандармов-вешателей».

20. Зельмиц Владимир, дворянин. Казнен в местечке Озерницы, Слонимского уезда 7(19).08.1863 г. за нахождение в отряде мятежников с оружием в руках, участие в повешении старосты местечка Озерницы.

21. Змачинский Ян, вольноотпущенный рядовой лейб-драгунского Московского полка. Казнен в Минске 5(17).08.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде.

22. Ильковский Антоний, дворянин. Казнен в Шерешево Пружанского уезда 8(20).12.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде в качестве жандарма-вешателя, личное участие в убийствах жителей Гродненской губернии.

23. Йоч Людвиг, дворянин. Казнен в мест. Озерницы Слонимского уезда 7(19).08.1863 г. за нахождение в отряде мятежников с оружием в руках, участие в повешении старосты мест. Озерницы.

24. Коргальский Иван, рядовой Донского казачьего полка. Казнен в Кобрине (дата неизвестна) за убийство еврея, разбой, изнасилование крестьянской девушки.

25. Корсак Владислав, подпоручик 3-й сводной артиллерийской бригады. Казнен в Могилеве 6(18).06.1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, создание и руководство повстанческим отрядом.

26. Корсак Ян, мещанин. Казнен в Бресте 28.12.1863 (8.01.1864) г. за участие в истязаниях над лицами, преданными правительству.

27. Лосинский Винцент, однодворец. Казнен в Ольшанах 6(18).11.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде, соучастие в повешении однодворца Яна Носевича.

28. Манцевич Ян, прапорщик 3-й сводной артиллерийской бригады. Казнен в Могилеве 6(18).06.1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд.

29. Манцевич Михаил, прапорщик 3-й сводной артиллерийской бригады. Казнен в Могилеве 6(18).06.1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд.

30. Масальский Кароль, дворянин. Казнен в Слониме 5(17).08.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение старосты мест Озерищи (?) Макаревича.

31. Мацкевич Петр, дворянин. Казнен в Ошмянах 5(17).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении однодворца Яна Носевича.

32. Миконский Теофил (сословная принадлежность не установлена). Казнен в Щучине в 1864 г., причина казни не установлена.

33. Млынский Владислав, штабс-ротмистр. Казнен в Новоалександровске Ковенской губернии (сейчас — г. Браслав) 9.07.1863 г. Причина казни не установлена.

34. Окулич Болеслав, дворянин, чиновник. Казнен в мест. Богушевичи Минского уезда 16(28).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении православного священника Даниила Конопасевича.

35. Олендский Антоний, подпоручик пешей полевой артиллерии. Казнен в Минске 30.03(11.04).1864 г. за измену присяге, создание и руководство повстанческим отрядом.

36. Оскерко Михаил, дворянин, доктор. Казнен в Могилеве 28.04(10.05).1864 г. как главный повстанческий комиссар Минского воеводства.

37. Павлович Богуслав, прапорщик 13-й артиллерийской бригады. Казнен в Бресте 19(31).07.1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд.

38. Пиотровский Феликс, дворянин, неутвержденный герольдией. Казнен в Кобрине 5(17).10.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение двух солдат, изнасилование крестьянки.

39. Подолецкий Александр, крестьянин. Казнен в мест. Богушевичи Слуцкого уезда 16(28).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении православного священника Даниила Конопасевича.

40. Пусловский Адам, помещик. Казнен в Новогрудке 26.06(8.07).1863 г. за создание и руководство повстанческим отрядом.

41. Сакович Яков, крестьянин. Казнен в местечке Богушевичи Слуцкого уезда 16(28).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении священника Даниила Конопасевича.

42. Силевич Владимир (сословная принадлежность не установлена). Казнен в Слониме 11(23).08.1863 г. за участие в боях с правительственными войсками.

43. Смыслов Владислав, мещанин. Казнен в Новогрудке 8(20).01.1864 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками и повешение крестьянина.

44. Снадский Андриан, дворянин, чиновник. Казнен в Ошмянах 17(29).08.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с правительственными войсками.



Бой русских драгун с повстанцами-косиньерами.

45. Соломон Август, подданный Пруссии. Казнен в Казнен в Шерешево Пружанского уезда 8(20).12.1863 г. за пребывание в мятеже в качестве «жандарма-вешателя», личное участие в убийствах нескольких жителей Гродненской губернии.

46. Станевич Эдвард, дворянин. Казнен в Ольшанах 6(18).11.1863 г. за участие в повешении однодворца Яна Носевича в качестве главного исполнителя преступления.

47. Тельшевский Альбин, дворянин. Казнен в Игумене 16(28).10.1863 г. как предводи-тель шайки «жандармов-вешателей» при убийстве священника Конопасевича.

48. Толинский Доминик, крестьянин. Казнен в Гродно 11(23).10.1863 г. за участие в повешении лесника Юлпановича.

49. Трофимчик Теодор, крестьянин. Казнен в Кобрине 5(17).10.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение отставного солдата в Пинских лесах.

50. Унгебауэр Александр, мещанин. Казнен в Новогрудке 8(20).01.1864 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение крестьянина в качестве главного исполнителя преступления.

51. Урбанович Юзеф, рядовой Капорского пехотного полка. Казнен в Гродно 14(26).03.1864 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд.

52. Фальковский Адам, ксендз. Казнен в Лиде 13(25).06.1863 г. за чтение повстанческого манифеста, призыв крестьян к восстанию.

53. Холево Телесфор, дворянин. Казнен в Боровлянах 28.03(8.04).1865 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение православного священника Даниила Конопасевича в качестве главного исполнителя преступления.

54. Царевич Эдвард, дворянин. Казнен в Боровлянах 30.05.1864 г. за убийство станового пристава Борисовского уезда Бацкого.

55. Цюндзевицкий Михаил, прапорщик 8-й артиллерийской бригады. Казнен в Минске 21.05(2.06).1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, призывы крестьян к восстанию в Минской и Виленской губерниях.

56. Черко Александр, крестьянин. Казнен в Бресте 23.12.1863 (3.01.1864) г. за пребывание в повстанческом отряде в качестве «жандарма-вешателя».

Итак, на территории современной Беларуси было казнено 56 человек. Как можно видеть, представленные в этом списке лица, в большинстве своем, далеки от «невинных жертв» М. Н. Муравьева. От рук подобных «жандармов-вешателей», а по сути, уголовников, по сведениям гродненского дореволюционного историка Е. Ф. Орловского, на территории только Гродненской губернии погибло 36 человек: 1 становой пристав, 5 отставных нижних чинов армии, 2 отставных унтер-офицера, 1 отставной фельдфебель, 2 налоговых служащих, сельский староста, 3 женщины, 16 крестьян, 2 лесных стражника, 1 мещанин и 2 православных священника). По другим сведениям, только на счету отряда Ленкевича (повстанческий псевдоним Ляндер), действовавшего в Гродненской губернии 70 жизней мирных жителей...



Леонид Дударенко. «Косиньеры Калиновского». 1979 г.

Средневековая жестокость таких «борцов за свободу» просто поражает. Из отчета виленского губернатора генерал-губернатору Северо-Западного края В. И. Назимову: «В последних числах апреля 1863 г. в лесу близ мест. Жогинь Россиенского уезда повешена беременная крестьянка Карабинова. Несчастная жертва, когда вздернута была на дерево, разродилась мертвым ребенком. В Ковенском уезде близ мест. Бодзь повесили крестьянина Багонского и его жену. На груди повешенных прикреплен был приказ мятежников, воспрещавший хоронить эти тела, которые и оставались несколько дней непогребенными. …8 февраля 1863 г. шайка мятежников, встретив в имении Невель Пинского уезда пятисотского Бараневича, повесила его на дереве, затем сняв его, отрезала голову…» В Брестском уезде ужас на крестьян наводил отряд отставного капитана русской армии, местного помещика Казимира Нарбута, который лично отдавал приказы сжигать крестьянские хаты и пороть их владельцев за отказ сотрудничать с «народной властью». Нередко такие порки заканчивались смертью. По некоторым данным, от рук соратников Калиновского, в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерниях погибло около 600 мирных жителей — крестьян, мещан, представителей местной власти.

Вызывает удивление участие в таких экзекуциях служителей сана. Например, в убийстве 23 мая 1863 г. в мест. Сураж Гродненской губернии православного священника Константина Прокоповича принимали участие ксендзы: Белостокского уезда Моравский, Суражского костела Феликс Кринский и Александр Косаковский из Августовской губернии. В общей сложности в этом преступлении участвовало 14 человек — 3 ксендза, 2 крестьянина, 2 шляхтича, 6 мещан и 1 помещик. На совести отряда ксендза Горбачевского только в Лидском уезде по меньшей мере 3 убийства мирных обывателей, совершенных с изуверской жестокостью: перед тем как повесить трех крестьян, их пытали и выкололи глаза. Не меньшими зверствами отличался отряд еще одного представителя духовного сана — ксендза Мацкевича в Ковенской губернии. Своих жертв, приговоренных им же к смерти, он лично исповедовал и причащал ...»


Подробнее: http://zapadrus.su/zaprus/istbl/847-...3-1864-gg.html
ONDERMAN, Страж и Aliena сказали спасибо.

Последний раз редактировалось Klerkon: 28.07.2016 в 22:33.
старый 30.07.2016, 02:56   #32
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.003
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Хм, получается, что есть такая историческая традиция, которую могут использовать Западные полит-технологи, как некую психологическую базу, -- для того, чтобы разодрать Беларусь так же, как они порвали и сожрали Прибалтику и Украину.

Но пока что у этих технологов ничего не получается в Беларуси, так как Лукашенко их отчётливо блокирует.

Хочется добавить о беларусском шовинизме. Он ничем не уступает русскому. Судя по некоторым признакам (например, бегство из Беларуси профессиональных историков в Польшу, с мгновенным получением мест на кафедрах), -- Лукашенко выращивает целое поколение беларусских историков верной закалки.
Второй пример -- Минское перемирие по Украине, и заявление Лукашенко: "Дайте мне Украину, и я через полгода наведу там порядок!"

Хочет он, хочет новое ВКЛ под своим началом, в границах Прибалтики, половины Польши и половины Украины. Вот он, шовинизм. И у него есть шансы прибрать эти разорённые, потерявшиеся и обезлюдившие поля, а у того населения есть шанс обрести новую, созидающую государственность, и так не умереть вовсе.

Белорусский шовинизм обладает большим созидательным потенциалом. Это может быть центр силы на фоне общей разрухи в Восточной Европе. И это интересно.
ONDERMAN, Haleygr, Klerkon и ещё 1 пользователей сказали спасибо.
старый 30.07.2016, 18:27   #33
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 8.667
Репутация: 45 | 10
По умолчанию

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Хочет он, хочет новое ВКЛ под своим началом, в границах Прибалтики, половины Польши и половины Украины.
Да ну.....Вряд ли, ....он же не турок грузинского происхождения)))

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Это может быть центр силы на фоне общей разрухи в Восточной Европе
А вот это да......Вот мое мнение .....Сейчас США создав бузу на ближнем востоке накачивает беженцами призывного возраста западную европу.....Всем ясно что эти люди работать не будут!.....И я думаю что пособие и процент мзды для ЕС так же оплачивает США.....Для Чего?......Одним выстрелом убить 3х зайцев. 1 Убрать Западно Европейскую цивилизацию как конкурента 2 Создать концентрацию расходного агрессивного человеческого материала на развалинах ЕС.....и направить ее на Россию ....Форточку они уже открыли \Украина\ теперь хотят открыть дверь\Беларусь\. Да и с черного входа стук слышен\Армения\........3 Китай уже не проблема, Полное Мировое господство.
старый 31.07.2016, 00:16   #34
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.003
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Китай вынужден противостоять "золотому миллиарду, потому что китайцев в этот элитный клуб не приняли, по нескольким причинам сразу.
Но если дело дойдёт до настоящей войны, то без союза с Россией Китай обречён: ему не хватит физических ресурсов.
старый 06.08.2016, 20:39   #35
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.003
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Официальная политическая позиция РБ по этому вопросу выглядит так.

Лукашенко - руководству России: Мы не будем мальчиками на побегушках
ONDERMAN, Klerkon и Aliena сказали спасибо.
старый 07.08.2016, 06:31   #36
Senior Member
 
аватар для Svrgh
 
Регистрация: 01.2008
Проживание: Delayed flight .................... to Fakarawa
Сообщений: 7.905
Записей в дневнике: 69
Репутация: 44 | 9
По умолчанию

На примере Floro, прекрасно видно что манипуляции с сознанием - не пустой звук! ))
можно внушить все что хошь, несчастному жителю (жительнице) трансграничной территории/эпохи. Мышам можно приказать считать своим покровителем - кошку.

вот смотрим, как слова Чужих - внедрены в маленький мозг отдельного представителя

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
я за русских, но тех кто не говорит и не думает на русском языке
отличненько!
Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Я за этих русских,... которые *** ложили на их историю
ещё залп!! агонь!
Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Скорее бы уже вас проредили и выселили в резервацию за пределы Кавказа.
бдыщщ!! кукушка сорвана, свисток пара...
Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Чем вы лучше Гитлера? Ничем.
бадабум!!!
Цитата:
Floro посмотреть сообщение
они тоже должны строить ваш убогий русский мир?
нет, ну вы посмотрите, а??

Цитата:
Floro посмотреть сообщение
Ну что я могу сказать... *****. Нет, Ондерман, ваше место однозначно в тюрьме. Благодаря такому дурачью, которое осталось здесь на форуме, Россия останется с Китаем
вот здесь совсем горячо. Срочно новый Нюрнбергский процесс!! Ондерман - русский дебил, который помнит историю, разговаривает на убогом русском языке, еще не сослан в резервацию за Кавказ и потому - хуже Гитлера!! (недоработка ведь, а??)

Да, и благодаря - вот такому вот "дурачью на форуме", "Россия - останется с Китаем". Жесть. Блестяще. Феноменально. Инфернально.


Поразительное явление!! Ведь работает же пропаганда!
Деградация мозга Floro до узкопримитивного русофобского хейтерства в стиле...автоответчика с радио Свобода ))) бггг
трудно даже сказать...словно бы вообще там не мозг а картонка трёхцентовая чипованная.
Floro, ONDERMAN, Klerkon и ещё 2 пользователей сказали спасибо.
__________________
.
Sing for me..

Последний раз редактировалось Haleygr: 03.01.2017 в 21:42.
старый 07.08.2016, 16:31   #37
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Сообщений: 2.710
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 4
По умолчанию

Как то диковато звучат откровения Флоро.... Просто шок.
ONDERMAN и Klerkon сказали спасибо.
старый 07.08.2016, 21:14   #38
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 8.667
Репутация: 45 | 10
По умолчанию

Цитата:
Страж посмотреть сообщение
Как то диковато звучат откровения Флоро.... Просто шок.
Так не в Флоро дело.....за ее спиной мужичек стоит...вот в нем все и дело.......он как то всплывал здесь в лице правозащитника........А за спиной FEJF нацики из свободы на бандурах играють.......Оказывается Пушкин не про Золотую рыбку писал....а про разбитое корыто......Флоро и FEJF из разряда владычиц морских.......хе хе хе....как моя бывшая
старый 08.08.2016, 17:17   #39
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Сообщений: 2.710
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 4
По умолчанию

Воjбще, конечно, пещерная русофобия. Если Флоро выражает мысли определенных слоев белорусского населения, то нас ждет очередной сюрприз от братского народа-вроде украинского. Зачем Путин цепляется за это ОДКБ и содержит базы за пределами России. Неужели он надеется на поддержку этих стран, если начнется что то серьезное?
ONDERMAN сказал(а) спасибо.
старый 08.08.2016, 18:26   #40
Senior Member
 
аватар для Svrgh
 
Регистрация: 01.2008
Проживание: Delayed flight .................... to Fakarawa
Сообщений: 7.905
Записей в дневнике: 69
Репутация: 44 | 9
По умолчанию

Цитата:
Страж посмотреть сообщение
Воjбще, конечно, пещерная русофобия. Если Флоро выражает мысли определенных слоев белорусского населения, то нас ждет очередной сюрприз от братского народа-вроде украинского
Это продолжение расчленения бывшего одного из самых крупных славянских государства - Российской Империи (Руси)

Не нужна Западу (англосаксам, германцам - в первую очередь) такая конкуренция.
Отламывая по кусочку - легче усваивать.
КОгда то еще Карл Великий - уничтожал славянские племена мечом и огнем. Часть славян уже тогда германизировалась, просто чтобы выжить.
При Гитлере - германизировались некоторые славяне (например поляки), близкие к тогдашним представлениям об Арийской расе.

ВОт кто такие поляки в ЕС ?? Парии, гастеры, дешевая рабочая сила. Поляков ненавидят в Великобритании.
Нет, поляк конечно может стать и успешным, но натурализовавшись и собственно не поминая свои славянские корни. Интегрироваться.

Украинский вариант - это еще как минимум 30-летие нестабильности и болота, если все оставить как есть . Поднять голову им не дадут.

Беларусь - часть её граждан желает провалиться в ту же лунку, на русофобских лозунгах принести присягу англосаксонскому Миру. Беларусь, которую попросту все путают и не отличают от России (усмешка истории)

Славяне - на английском языке близко к слову рабы. Все рынки Ближнего Востока, и части Европы тысячу лет были забиты славянскими невольниками и невольницами.
Вот в таком качестве рассматривается даже неосознанно интеграция, с точки зрения Элит Европы и Америки.
ONDERMAN и Страж сказали спасибо.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Нейтралитет Беларуси
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Карта становления Беларуси Floro Новости 72 01.01.2017 17:08
Символ Беларуси Ворон Избушка 155 07.01.2015 17:52
На границе Беларуси Floro Всемирная история, политика 14 29.03.2010 08:23
Скандинавы на Беларуси gnom Всемирная история, политика 12 16.11.2007 19:17
Историки ставят под вопрос нейтралитет Швеции в годы войны Хальвдан Новости 1 09.04.2006 13:42


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +4. Сейчас: 06:47


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.