Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Философия
Регистрация


Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 11.01.2005, 15:19   #1
Member
 
аватар для DaGGoN
 
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Происхождение и обоснование религиозности

Salve [b]ALL![b]
предлагаю развить тему эту тему отдельно.
на данный момент имеется взгляд Дольника - взгляд этолога http://www.ulver.com/valhalla/showpo...09&postcount=2 там приложена его статья.

ниже выдержки из статьи
НЕЙРОНАЛЬНЫЕ СУБСТРАТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА.
Jeffrey L. Salver (доктор медицины); John Rabin (доктор медицины)

Журнал Нейропсихиатрии и Клинической Неврологии, 1997, часть 9, номер 3, специальный выпуск: нейропсихиатрия лимбических и подкорковых расстройств. стр. 498 - 510.

Официальный Журнал Американской Психоневрологической Ассоциации.

и сам архив статьи приложенный к теме. (в самом низу)

Религиозный опыт основан на мозговой деятельности. Это не является особым исключением. Любой человеческий опыт основан на деятельности головного мозга, включая научные обоснования, математическую дедукцию, моральные суждения и артистическую созидательность, также, как и религиозные состояния сознания. Определение нейрональных субстратов для любого из этих состояний не ведет к автоматическому понижению или уничтожению их духовной ценности (1). Внешняя реальность религиозной перцепции не доказывается или опровергается с нахождением мозговых структур, ответственных за возникновение религиозных состояний (kp: это если не использовать бритву Оккама!). На самом деле, выдвигались аргументы, что обнаружение наличия нейронального аппарата, поддерживающего религиозность, может усилить веру, поскольку это предоставляет доказательства высшей силы, создавшей людей таким образом, что они могут испытывать божественное (2) (kp: в качестве симптомов заболеваний, перечисленных редакторами в введении? Кроме того, если следовать подобной логике, я официально заявляю, что бог создал каннабинодийные (cannabis - конопля) рецепторы для того, чтобы каждый смертный мог как следует обдолбаться травой!). Для невролога или психиатра вызов представляет выделение отдельных нейрональных субстратов религиозного опыта и их изменения в процессе мозговых расстройств.

далее идет перчисление и разбор состояний, вызывающих большинство религиозных ощущений. Терминальные(околосмертные), шизоидные, эпилептические и т.п. это я оставлю интересующимся, тем более, что не думаю, что все разбираются в нейрологии, нейро-анатомии и психологии, кому интересно - прочтет.
финальная гипотеза -
Объединяющая гипотеза: лимбические маркеры и религиозные переживания

Основные качества религиозно-мистического опыта, описанные широким кругом психологов религии, являются этческими и трудно поддаются описанию - ощущение соприкосновения с "сверхпочвой" реальности, непроизносимость и непередаваемость религиозных переживаний (13, 14, 116, 121). Частыми дополнительными качествами являются переживания единства, отсутствия времени и пространства, позитивные эмоции, ощущения мира и радости. Мы полагаем, что первоосновой подобных переживаний является лимбическая система. Темпоролимбические эпилептоидные разряды способны вызывать все вышеперечисленные компоненты в полной или частичной форме: отделение от объективной реальности (деперсонализация, дереализация), изменения восприятия авремени и пространства (аутоскопия, темпоральные искажения) или беспричинные позитивные эмоции (экстатическая аура). (122)

Лимбическая система интегрирует внешние стимулы и внутренние побуждения и является частью разветвленной нейральной сети, которая дает стимулам и событиям позитивную или негативную оценку (123-125). Эволюционная роль лимбической системы значительна, определяя необходимость и важность новых стимулов и переживаний для аккуратной записи в памяти и последующего автоматического извлечения. Более того, в добавление к простым позитивным и негативным оценкам, лимбические разряды способны порождать переживания, являющиеся промежуточными между эмоциональностью и сознательным мышлением. К примеру, ощущение "знакомства" возникает в лимбической системе как квази-эмоциональный маркер пережитого. Обычно, "лимбическое ознакомление" сопровождается вызовом информации из памяти, но данный процесс может быть нарушен, приводя к переживаниям deja vu или jamais vu. Мы предлагаем,что аналогичные лимбические разряды способны помечать переживания как:
безличностные или дереализованные
крайне важные и лично необходимые
гармонические - обнаруживающие связи или единство между разделенными элементами
экстатические глубинно радостные.

Подобного рода лимбическая активность предопределяет некоторые "сверхъестественные" ауры, терминальные состояния и религиозно - мистические переживания.

Одна из привлекательных сторон этой гипотезы заключается в том, что она предлагает новое объяснение "необъяснимости и непередаваемости" религиозных переживаний. Некоторые теоретики прошлого достигли объяснения этого феномена через специализацию полушарий (126, 131). Рабочая гипотеза заключалась в том, что сверхъестественно-религиозные переживания являются правополушарным событием и, соответственно, холистичны и невербальны. При перенесении в левое полушарие, переживания переводятся в агналитическую вербальную матрицу, являющуюся по определению неполной, и, соответственно, переживания воспринимаются как необъяснимые. Эта теория обладает рядом существенных недостатков: главным образом потому, что базируется скорее на метафорических, чем специфически процессных описаниях доминантных и недоминантных полушарных функций, и они не совсем подходят для индивидуалов с неповрежденным corpus callosum и едиными осознанными переживаниями (kp: следует ли из этого, что религиозность может также являться результатом повреждения corpus callosum? (для чайников: часть белого вещества мозга, состоящая из нервных волокон, обеспечивающих связь между полушариями)).

Гипотеза лимбических маркеров осуществляет полностью различное объяснение непередаваемости религиозных переживаний. Перцептуальные и сознательные компоненты мистического опыта рассматриваются как аналогичные таковым при ординарных переживаниях, за исключением того, что они помещаются лимбической системой как глубинно важные, выдающиеся, объединенные в целое, и/или блаженные. Соответственно, описания содержания сверхъестественных переживаний напоминает описания обычных переживаний, а вот различные, прикрепленные к ним составляющие, не могут быть описаны на словах. Так же, как и сильные переживания, эти лимбические маркеры могут быть названы, но не могут быть переданы в их полной внутренней интенсивности, производя взамен ощущение непередаваемости.

Теория лимбических маркеров моет быть проверена в нескольких аспектах. Она предсказывает, что функциональное нейросканирование во время религиозных переживаний и у религиозных индивидуумов способно выявит отклонения активности лимбической системы. Она предсказывает, что потеря возможности мистических переживаний произойдет у индивидуумов с билатеральной лимбической патологией (Kluver-Bucy синдром), но не при других фокальных повреждениях. Она предсказывает, что более детализированное исследование с помощью глубинного введения электродов способно обнаружить анатомические основы религиозности в лимбических, но не в других областях.

В заключении мы отметим, что, хотя психология религии имеет длительную и почетную историю (132), исследования нейрональных субстратов религиозных переживаний пока находятся в младенчестве. Человек был назван Homo religio, религиозным животным. Поведенческая нейрология должна предоставить полное описание нейрональных субстратов религиозного опыта, если она хочет достичь систематического понимания неврологических основ всего комплекса человеческого поведения. Задача, стоящая перед психоневрологами, полное понимание мозговых нарушений, ведущих, поддерживающих и изменяющих религиозные переживания - уникальные предпосылки к неврологическим основам духовной природы человечества.


[ADDED=DaGGoN]1105445982[/ADDED]
Salve Releganto!

Есть некоторые мысли о "кто создал творца" Дольника.

Цитата:
Иными словами, на лестнице есть место для как бы сверхиерарха. Причем им может стать и особь другого вида. Так, синицы, связанные между собой системой соподчинения, зимой могут образовывать свиту дятла. Более крупный и сильный дятел — для них сверхиерарх, никто из синиц на его ранг и не помышляет претендовать. В стаях собак (ездовых, пастушеских) хозяин сверхиерарх. Право человека стоять над вожаками стаи для собак самоочевидно: он им не ровня, он — божество. Если хозяин сам управляет стаей, очень хорошо. Но если ему недосуг, стая управится собственными вожаками, но пиетет к хозяину от этого не убывает.
Сверхиерарх выгоден иерархам: заполнив вакантное место над ними, он укрепляет их положение и власть. Кроме того, он становится как бы их покровителем, страшным не только внешним врагам, но и субдоминантам. Поэтому не требуется интеллектуальных усилий от людей, чтобы додуматься до использования иерархических программ, они срабатывают сами. И нет ничего удивительного в том, что повсеместно и многократно возникает идея поместить на вакантное место сверхдоминанта нечто воображаемое, наделенное всеми сверхдоминантными качествами в их беспредельном выражении. Стоит сделать это — и иерархи становятся как бы субдоминантами сверхиерарха, его служителями, жрецами, а он — их могучим покровителем.
На роль воображаемого сверхдоминанта пригодно и грозное явление природы, вроде грозы или вроде вулкана. Пригодно и все, что находится так высоко, что выше некуда,- небо, небесные светила.
Хрошо. Со сверх доминатнтами ясно. А вот как например пресловутое "нравственное чувство"(с) Гете? Как с тягой к прекрасному? большинство высокоранговых и низкопримативных тянутся к какому-либо исскуства - что может быть здесь причиной? Ощущение эстетического совершенства природы, субъективное ощущение красоты чего-либо, что по вашему это с точки зрения специалиста(не могу не польстить :-) по этологи??
Цитата:
Мы говорили и о консерватизме, свойственном как животным, так и детям, их склонности тщательно воспроизводить свои или чужие действия в страхе что-нибудь упустить или нарушить. Эти программы напрямую приводят нас к обрядности и строгому соблюдению традиций, важному атрибуту как религии, так и светского поведения
Мы говорили, что рациональная причина такого консерватизма ясна: слабому или неопытному интеллекту лучше искать между событиями не истинные причинно-следственные связи, а связки, совпадения и воспринимать причинно-следственную связь как двустороннюю, обратимую. Такая инстинктивная логика приводит к выработке примет, табу, ритуалов. Среди них «правильные» перемешаны с ошибочными. Религиозное чувство возвращает нас в этот мир предков и детства, где безусловно и неоспоримо все, во что веришь. Где, если «правильно», строго по ритуалу похлопать в ладошки, пойдет дождь, а произнеся без ошибки сложную абракадабру, получишь то, что задумал.
В отличие от разума и интеллекта этой инстинктивной программой логического консерватизма от рождения наделен каждый из нас. Поэтому, если упаковать некие полезные знания или правила в ритуальную и сакральную форму они легче и крепче усваиваются мозгом, доступны всем сразу. В этом огромная позитивная сила религий как организаторов и воспитателей. В этом же негативная сила и живучесть суеверий, гаданий, астрологии и любых более современных аналогов.
насчет суеверий,примет и прочего. Бытует мнение, что набор примет, и тех же ритуальных действий отвлекает человека от зацикливания на его главной цели. То есть идет чел на охоту, встанет с той ноги, поклонится на 4 стороны света, там или еще кучу действий выполнит, и потом в общей колее правильных действий правильно прицелится и копье кинет, не отвлекаясь на переживания. Причем это так же действует и в современности - не обладая достаточно сильной психикой человек выполняет ряд действий и в их контексте автоматически и то что надо, без раскачки нервной системы в процессе подготвки к действию. То есть здесь дело (в том чсилсе и мое ИМХО) не сколько в биологической обусловленности обрядности, сколько в психолгической - не отвлекаться на заморочки собственной психики. Примечательно кстати, что любители импровизировать, любят свободное время, а недалекие(но не обязательно "плохие") люди - всегда стремяться себя чем-то занять...
добавленные файлы
тип файла: rar 1neiro.rar (28,5 kb, просмотров - 2 )
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 11.01.2005, 15:23   #2
Senior Member
 
аватар для deardron
 
Регистрация: 07.2004
Возраст: 42
Сообщений: 1.642
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Неврологи ещё наивно полагают, что мозг является сосредоточием чувствительности и интеллекта. На самом деле эти центры находятся вне физического тела. При экспериментах по астральной проекции (напр., Дюрвилль) было установлено, что когда фантом выходит из человека, то его физ. тело может потерять чувствительность, тогда как если кто-то (не дай Бог!) потрогает рукой место, где находится призрак, то последний может получить тяжелейшее увечье, которое потом отразится на теле. И тд и тп. Мозг - это не сосредоточие сознания, а его тюрьма, не более того. В свободном состоянии человеческий дух пользуется гораздо большими возможностями интеллекта и памяти. Так то, что там вверху написано от имени неврологов - не более чем глупости. Хотя для совр. науки более чем "респектабельно"
старый 11.01.2005, 15:32   #3
Member
 
аватар для DaGGoN
 
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Salve, deardron,
Цитата:
Неврологи ещё наивно полагают, что мозг является сосредоточием чувствительности и интеллекта.
нет. сосредочием чувствительности являются органы чувств, в том числе и по всему телу :-)
Цитата:
На самом деле эти центры находятся вне физического тела.
чем докажете? был бы очень рад пощщупать какие-то научные изыски на эту тему.
Цитата:
Мозг - это не сосредоточие сознания, а его тюрьма, не более того.
Мозг - это орган нервной системы, это инструмент разума.. Сознание, разум и прочее - феномен пока еще слабо объясненный наукой. Но с тем, что это тюрьма я согласиться не могу. Так можно сказать, что тело - тюрьма жизни..
Цитата:
Так то, что там вверху написано от имени неврологов - не более чем глупости.
что не так?
старый 11.01.2005, 18:24   #4
Member
 
аватар для Releganto
 
Регистрация: 11.2004
Проживание: Israel
Сообщений: 823
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Salut' all
deardron:
Цитата:
Мозг - это не сосредоточие сознания, а его тюрьма
DaGGoN:
Цитата:
Так можно сказать, что тело - тюрьма жизни..
с этим я как ни странно могу согласится, но со своего боку, есть на этот счет у меня свое изобретение ::-))
Цитата:
что не так?
- С астральной картиной мира не сочетается.
Но для темы духов у нас ведь есть уже отдельная ветка, где мы неспешно беседуем "в рамках заявленной точки зрения" Может стоит разделить сферы приложения - оставить этот раздел для "респектабельной науки"?

Bопрос ритуализации общей деятельности. С него можно бы и начать обсуждение темы. А начать там можно прямо "от сотворения мира". С химии
Итак, для начала, принцип ЛеШателье - "Что побудило белки осуществлять метаболизм? Скорее всего, контрастные колебания температуры, вызванные вулканическими извержениями. Высокая температура способствовала образованию полимеров, но при дальнейшем повышении она же их и разрушала. Зарождающейся биосфере необходимо было устоять от перегрева. Принцип, открытый французским учёным А.-Л. Ле Шателье, в применении к химическим процессам гласит: если на систему, находящуюся в равновесии, оказать какое-либо воздействие, то в результате протекающих в ней процессов равновесие сместится таким образом, чтобы уменьшить воздействие. "
Целиком тут:http://valhalla.ulver.com/attachment...achmentid=1196
Потом, можно перейти к еще одному интересному явлению
из: "КАК ЖИВОТНЫЕ РЕШАЮТ ПЛОХО ФОРМАЛИЗУЕМЫЕ ЗАДАЧИ ПОИСКА"
http://www.ethology.ru/library/?id=141
- статья вроде узкоспецифическая, но описываемая стратегия интересна для нашей темы. "Традиционно нервную систему принято рассматривать как «устройство», цель которого - анализ внешних сигналов и преобразование их в адаптивное поведение. С этой точки зрения, внутренние процессы в нервной системе, включая её спонтанную активность, изменения памяти, мотиваций и т.д., выполняют «служебные» функции, имеющие смысл только для достижения указанной цели. Соответственно и цель поведения организма состоит в его адаптации к внешней среде. Однако в современной биологии развиваются и такие теоретические построения, как теория «автопоэза» (autopoiesis [Maturana, 1980; Varela, 1992]) и радикальный конструктивизм [Riegler, 1994; Peschl, Riegler, 1999], из которых вытекают нетрадиционные взгляды на смысл и цели поведения. Обе теории исходят из предположения, что активность нервной системы представляет собой рекурсивный, воспроизводящий сам себя процесс, причем цель этого процесса – именно воспроизведение самого себя, своей пространственно-временной организации. Анализ и преобразование внешних сигналов при этом уходят на второй план. Соответственно активность нервной системы оказывается не отражением внешнего мира, как это принято считать в традиционной психологии, а представляет собой самостоятельный, «самоупорядоченный» процесс. Поведение организма представляет собой внешнее выражение этого процесса. Другими словами, поведение также не сводится к последовательности адаптивных реакций на внешние сигналы. Оно направлено на сохранение своей организации, даже если это мешает организму адекватно реагировать на изменения среды"
Тут уж можно вспомнить приводившийся в этологии пример с гусем, практиковавшим непременный ритуал прохождения в сторону, перед поднятием по лестнице; продолжавшийся после того, как полностью исчезла причина такого поведения.
Ну и дальше уже до религиозных ритуалов не далеко.
Цитата:
То есть здесь дело (в том чсилсе и мое ИМХО) не сколько в биологической обусловленности обрядности, сколько в психолгической - не отвлекаться на заморочки собственной психики.
Не вижу здесь противоречия - психические процессы - те, что не от рассудка - и есть биологически обусловленные (ну если не уклонятся в мистическую сторону)
Цитата:
как например пресловутое "нравственное чувство"(с) Гете?
Мораль читай нравственность тоже имеет общебиологические корни, более древние, чем сообщество позвоночных. Как носитель ритуализованных норм поведения - для ВП - религиозность бесспорно имеет свои заслуги; но мораль не следствие веры -при всех проявлениях религии оказавшихся полезными, корни нравственного чувства имеют иное, этологическое объяснение. Есть горы материала по этому вопросу, выберу посимпатичнее -выложу. Может быть это даже заслуживает отдельной темы.
______________
DaGGoN, спасибо за профессионала; не, я больше любитель.
Приятно найти собеседников по интересующему вопросу
старый 12.01.2005, 23:02   #5
Senior Member
 
аватар для deardron
 
Регистрация: 07.2004
Возраст: 42
Сообщений: 1.642
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Releganto
Salut' all
Пли!
Цитата:
Releganto
Обе теории исходят из предположения, что активность нервной системы представляет собой рекурсивный, воспроизводящий сам себя процесс, причем цель этого процесса – именно воспроизведение самого себя, своей пространственно-временной организации. Анализ и преобразование внешних сигналов при этом уходят на второй план. Соответственно активность нервной системы оказывается не отражением внешнего мира, как это принято считать в традиционной психологии, а представляет собой самостоятельный, «самоупорядоченный» процесс. Поведение организма представляет собой внешнее выражение этого процесса.
Это во многом созвучно идеям советского химика Кобозева, считавшего, что в той физической субстанции, где протекают процессы мышления, не происходит никаких "броунизированных" процессов, т.е. процессов, имеющих некоторую случайную составляющую. Иными словами, в том "мире" нет хаоса - лишь порядок, который более естественен, чем хаос. Его книгу я скоро выложу в онлайне, любопытная работа, незаслуженно забытая, но во многом сохраняющая свою актуальность.
Цитата:
DaGGoN
нет. сосредочием чувствительности являются органы чувств, в том числе и по всему телу :-)
Ну так ты вот колешь иголкой эти органы чувств, по почему-то сознание, когда оно находится вне тела, этот укол не чувствует. Вот описание этих экспериментов:
http://rassvet2000.narod.ru/durville/
Приведу две цитаты:
Цитата:
Прежде всего замечают, что субъект раздвоенный [т.е. с "гуляющим" призраком=душой - deardr.] совершенно не видит предметов, представляемых глазам физического тела, и веки у него полуоткрыты или совсем закрыты. Я не встречал ни одного исключения из общего этого правила среди исследованных мною многочисленных субъектов.

<...>

Известно, что почти все субъекты бывают бесчувственны в магнетическом сне, но неизвестно, куда скрывается их чувствительность. Когда те же самые субъекты бывают экстериоризованы, то чувствительность их излучается вокруг них во все стороны, образуя чувствительную атмосферу, которая может, как я говорил, простираться на несколько метров кругом их. Если щипать, поджигать или колоть эту атмосферу, то субъект чувствует сильную боль и в то же время он ничего не чувствует, если щипать, жечь или колоть его кожу. То же самое происходит и в раздвоении, с тою только разницей, что чувствительность не излучается тогда вокруг субъекта, но локализована в призраке и шнуре, соединяющем призрак с физическим телом.
Цитата:
Мозг - это орган нервной системы, это инструмент разума.. Сознание, разум и прочее - феномен пока еще слабо объясненный наукой. Но с тем, что это тюрьма я согласиться не могу. Так можно сказать, что тело - тюрьма жизни..
Вот именно! Ещё Христос называл тело гробом (помимо храма духа). Именно тюрьма, сковывающая свободу, чувствительность, способности, память и тп.
Цитата:
что не так?
То, что гроб принимают за живое и чувствующее существо
старый 13.01.2005, 07:41   #6
Member
 
аватар для DaGGoN
 
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Salve, deardron,
Цитата:
Его книгу я скоро выложу в онлайне, любопытная работа, незаслуженно забытая, но во многом сохраняющая свою актуальность.
жду с нерепением!
Цитата:
Ну так ты вот колешь иголкой эти органы чувств, по почему-то сознание, когда оно находится вне тела, этот укол не чувствует.
Скажу, что не согласен, но пока комментировать не буду. подбираю матриал к Кардеку. там и поговорим.

Кстати, Уважаемый deardron, Вы не сталкивались с "психодинамикой.." Шляхтера? Если да то лично мне крайне любопытно услышать Ваше мнение.

[ADDED=DaGGoN]1105591288[/ADDED]
deardron,
Цитата:
Именно тюрьма, сковывающая свободу, чувствительность, способности, память и тп.
даосизм говорит о совершенно ином. и опять таки я как видел собственными глазами подтверждения этому, так и сам развил в себе многое, что опровергает подобное.
старый 13.01.2005, 18:49   #7
Member
 
аватар для Releganto
 
Регистрация: 11.2004
Проживание: Israel
Сообщений: 823
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Вернувшись к теме -
DaGGON:
Цитата:
А вот как например пресловутое ""нравственнoe чувство""(с) Гете?
Цитата:
Ощущение эстетического совершенства природы, субъективное ощущение красоты
С "нравственным чувством" проще, эволюция морали подробно прослеживается в
нескольких известных работах,
здесь небольшой отрывок из статьи Ю. Ревич "Запрограммированные", которая является своеобразным рефератом этологического подхода. :

"Мораль
Человек, будучи от природы плохо вооружен, является одним из самых агрессивных существ на свете. В этом смысле с ним может сравниться, разве что, землеройка или ласка. (Те, кто хоть раз имел случай наблюдать состояние деревенского курятника после того, как там побывала ласка, навсегда забудут тезис о том, что животные убивают только по необходимости.) Беда человечества состоит в закономерности, которую этологи вывели путем наблюдения за многочисленными сообществами братьев меньших. По мнению В. Дольника, чем слабее от природы существо, тем слабее у него мораль. Слово «мораль» я использовал выше без всяких кавычек - дело в том, что довольно жесткие правила поведения в стае павианов или ворон являются не чем иным, как той же самой моралью, только у человечества она еще дополняется культурными запретами. В принципе, последние призваны компенсировать слабость врожденной человеческой морали - но не всегда у них это получается, как надо. Попробуем разобраться, почему.

Человек получил в распоряжение огнестрельное оружие и пластиковую взрывчатку, атомную бомбу и ракеты, подводные лодки и истребители - а мораль его осталась на уровне каменного века. Не стоит его за это винить - врожденные программы могут измениться за время порядка сотен тысяч и миллионов лет, а человечество пока существует всего-то жалких тысяч десять. И в ситуации, когда повздорившие самцы-доминанты из разных группировок выясняли свои отношения в кулачном бою, они не могли всерьез нанести существенный урон друг другу. Даже если дело случайно и заканчивалось гибелью одного из них (очень редко, достаточно было сдаться, и такие поединки больше напоминают современный спортивный бокс или борьбу; понимаете, откуда взялась поговорка «лежачего не бьют»? - тоже программа), это не наносило существенного урона всей стае. А вот когда в конфликт таких самцов вовлекаются тысячи и миллионы людей, в принципе друг к другу ничего не имеющих, но вооруженных всякими дистанционными стрелялками, как это было в мировых войнах и как это происходит сейчас в войнах локальных, - тогда наступает трагедия.

Есть и еще несколько проколов в моральных программах - например, человек от природы попрошайка и воришка. Ребенок знает, как все это делается, еще не научившись ходить. Воришками являются и все ближайшие наши родственники-приматы: для некоторых особей в стае, находящихся на самой нижней ступени иерархии, единственная возможность питаться - уворовать кусок и съесть его где-нибудь в кустах, пока доминант не заметил и не отнял, причем часто доминирующие особи делают это не в силу голода или необходимости, а просто для демонстрации своего более высокого положения. При этом отнятый кусок можно попробовать выпросить обратно, если просить как следует, принимая униженные позы и всячески изображая покорность (узнаете картинку из жизни московского метро?)…"

Что до эстетического чувства, присущего человеку - несомненно оно связано с развитием интеллекта.
Интеллект эволюционировал в процессе полового отбора, искусство появилось в ходе этого процесса при демонстрации интеллектуальных особенностей; кое-что по этому вопросу есть в работе М.Бутовской
- я ее повесила в "Избушке" /см-"эволюция любви"/
т.е. корни чувства прекрасного, как и много прочего, можно найти в биологии; - из этого не следует, что занятия искусством - это целиком следование инстикту; в большой мере это все-таки низкопримативная деятельность.

Счастливых выходных.
старый 17.02.2005, 07:09   #8
Member
 
аватар для DaGGoN
 
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Salve, Releganto,
Цитата:
Интеллект эволюционировал в процессе полового отбора, искусство появилось в ходе этого процесса при демонстрации интеллектуальных особенностей; кое-что по этому вопросу есть в работе М.Бутовской
Вот! Я планирую именно с этого и начать наш совместный проект о глюках - с исскуства.
Цитата:
.е. корни чувства прекрасного, как и много прочего, можно найти в биологии; - из этого не следует, что занятия искусством - это целиком следование инстикту; в большой мере это все-таки низкопримативная деятельность.
пока же по топику скажу следующее - есть так называемые созерцательные виды исскуств - например игра на некоторых обманчиво примитивных инструментах - типа сякухати, поперечных флейт, варганов и т.п. Чаще всего игра на них является процессом глубоко личным и созерцательным - человек концентрируется на качестве звукоизвлечения и переходах, техника же игры - вторична. Как быть здесь? Психологическая подоплека здесь ясна - развитие самоконтроля, развитие перпецетивной части нервной системы, релакснаконец.
А что подобные занятия могут дать второй, животной половине человека?
кстати, мой пес всегда прибегал и ложися слушать при первых же звуках флейты.
старый 12.02.2006, 14:31   #9
Member
 
Регистрация: 11.2005
Проживание: Ярославль и Ярославский район
Возраст: 56
Сообщений: 371
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Ну так ты вот колешь иголкой эти органы чувств, по почему-то сознание, когда оно находится вне тела, этот укол не чувствует. Вот описание этих экспериментов:
Одним из методов саентологии является экстериоризация, при которой человек находится в метре позади своего затылка. При этом он прекрасно чувствует своё тело и видит его со стороны.
старый 12.02.2006, 18:58   #10
Senior Member
 
аватар для Ingrid
 
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.231
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Одним из методов саентологии является экстериоризация, при которой человек находится в метре позади своего затылка. При этом он прекрасно чувствует своё тело и видит его со стороны.
Некоторые говорят и на ходу умеют "выпрыгивать". Можно упасть и ушибиться.

Безотносительно астральной проекции, сайентология - вещь, по всей видимости, весьма и весьма сомнительная.
старый 12.02.2006, 19:07   #11
Member
 
Регистрация: 11.2005
Проживание: Ярославль и Ярославский район
Возраст: 56
Сообщений: 371
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
сайентология - вещь, по всей видимости, весьма и весьма сомнительная.
Саентология весьма эффективна!
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

Тэги
религиозности, обоснование, Происхождение

опции темы

Похожие темы для: Происхождение и обоснование религиозности
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Рациональное обоснование вегетарианства cergey Наука 92 17.12.2010 12:47
Синхронистичности К. Г. Юнга - обоснование чудес??? DaGGoN Психология 9 19.05.2009 21:41
Происхождение души Thermal Сверхъестественное 72 26.07.2005 15:02
Происхождение фамилий. Hrom Архив 2004 18 24.12.2004 18:21


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 06:46


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.