Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Философия > Язычество > Новости Круга Языческой традиции
Регистрация


Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 24.03.2009, 18:22   #1
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 52
Сообщений: 946
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля

Серия "Обычай веков" http://www.ganga.ru/ пополнилась пятой книгой. Напомню названия предыдущих:

1. Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. Боги славянского и русского язычества. Общие представления
2. С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря
3. Н.Н.Сперан­ский, С.Э.Ермаков. Святилища. Место. Боговы столпы. О священном месте в русской языческой традиции
4. А. С. Бойко. Языческие корни русской свадьбы - http://pagan.ru/forum/index.php?showtopic=5494

С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов
Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля. — М.: Ганга, 2009. — 288 (283+5) с., ил., лит. — (Обычай веков).

ISBN 978-5-98882-081-9
УДК 291:82(091):008
ББК 86.2:82.3(0)
Е721

Обычай пить хмельное на праздниках — вредная привычка или память о священнодействии, исполненном глубокого смысла? Уместно ли говорить о «мистерии» Мёда и Хмеля — двух важнейших составных частей обрядовых напитков наших предков и их сородичей? На обширных исторических, мифологических и других источниках авторы подробно рассматривают тему, приходя к неожиданным выводам, которые заставляют пересмотреть многие устоявшиеся представления о мифологии и духовной культуре индоевропейцев, истоках злоупотребления спиртным в России и первоначальном значении обычаев разных народов Евразии. Включены описания способов приготовления традиционных обрядовых напитков. Книга будет интересна широкому кругу читателей.



Содержание

О подходах и направлениях поиска .............................. 5

Ритуальное опьянение .......................................... 13

Обрядовые напитки
родственных славянам народов .................................. 23

От Диониса до вакханалий ...................................... 32

Свидетельства «Отца истории»
о современных ему варварах ...................................... 41

Мир «котла перерождения» ........................................ 48

Мёд поэзии сумрачных фьордов ................................ 61

Хмельные туманы Альбиона ....................................... 74

Хмельные напитки у славян и русских ...................... 83

«Веселие пити…»? ............................................. 83

Некоторые славянские обычаи
употребления алкогольных напитков ........................105

Священное питьё ...............................................116

Сок смерти… Сок свободы… Сок жизни .................116

Хмель .........................................................145

Сосуд для напитка. Земное ........................................149

Миф о медовом напитке..............................................184

Разрушение обычая на Руси .......................................204

О вреде неумеренного пития .....................................213

Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля

Заключение .....................................................222

Приложение 1. Отрывок из руны XX «Калевалы»
о рождении пива ................................................226

Приложение 2. Повесть о бражнике
како вниде в рай (XVII в.) .....................................237

Приложение 3. Об отношении к напитку
в традиционном древнегерманском обществе
(отрывок из «Саги об Эгиле») ....................................241

Приложение 4. Некоторые виды
древнерусской средневековой посуды .................... ...249

Приложение 5. Некоторые традиционные способы
приготовления хмельных напитков .............................. 257

Варёные меды быстрого приготовления ....................... 262

Сырые меды быстрого приготовления .......................... 264

Медово-яблочный сидр ..........................................264

Приложение 6. Обычаи обрядовых застолий ............266

Литература ....................................................268

Об авторах ....................................................277


Отрывок из книги:

У различных народов место средства, облегчающего (обеспечивающего) общение с богами или духами занимали разные природные вещества или психотехники. По неким причинам у индоевропейцев таким средством стали алкогольные напитки.

Алкоголь и, соответственно, алкогольсодержащие напитки, в разных своих воплощениях первоначально являлся средством вхождения в изменённые состояния сознания. Скорее всего, он был открыт довольно рано, ибо достаточно просто оставить на несколько дней, скажем, болтанку из зёрен, чтобы началось брожение. Само брожение уподоблялось некоему таинственному превращению. Как и многим другим явлениям и процессам, ему были найдены символические подобия, описанные образным языком мифа.

Способность мифа описать через ряды подобий совершенно несвязанные, казалось бы, вещи и выявить скрытые связи между ними поразительна. Так произошло и с хмельным питьём.

Вполне естественно, что у разных родственных народов преимущество отдавалось разным исходным продуктам, однако мёд и вьющееся растение (виноград, хмель) заняли в этом ряду особое место.

Почитание их восходит к достаточно древним временам и в доступных нам проявлениях сохраняет черты разных общественных укладов.

По мере забвения обычая он видоизменяется настолько, что его сокровенный смысл оказывается почти совершенно забытым, настолько, что исследователи индоевропейских древностей полагают предание полностью утраченным.

Скорее всего, полностью восстановить такой миф и в самом деле невозможно. Однако с высокой степенью достоверности можно выделить основные черты такого мифа, которые, как мы полагаем, таковы:

Хмельной напиток есть земное воплощение той Первичной воды, которая была «до появления всего».
Он содержит в себе качества живой и мёртвой воды, каждая из которых способна к превращениям в свою противоположность. Он омывает мир, являясь соком Мирового древа. Он служит питьём (пищей) богов и тот, кто владеет им, способен узреть невидимое и по-
стигать неизвестное.

Именно совокупность перечисленных обстоятельств приводит к тому, что за обладание таким напитком идёт непрерывная борьба между богами Нижнего мира, которые некогда и открыли этот напиток, и между богами Верхнего мира, которые неким образом стремятся сами получить право распределять его.

Сам напиток хранится в сосуде, который может быть понят как своеобразная «модель» Вселенной и на высшем уровне есть сама Вселенная. Сосуд может быть рассмот рен также как «идеальный» человек, или первочеловек. Поэтому в том числе сосуд (котёл, чаша и т. п.) является сосудом перерождения, имеющим важное значение для посвятительных действий.
старый 05.06.2009, 08:37   #2
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 52
Сообщений: 946
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля

Отрывок из книги:

"... Авторам хотелось бы еще раз обратить внимание читателя на своеобразные «преобразования симметрии» напитка жизни и смерти, его инвариантность. Ведь Тор не настолько глуп, чтобы спутать хмельной великанский мёд с солёной морской водой – кровью Имира!

«Имира плоть
стала землей,
стали кости горами,
небом стал череп
холодного турса,
а кровь его – морем».
(Речи Гримнира, 40 - пер. В. Тихомирова)

Потом эти старинные воззрения равенства крови и океанской влаги перекочевали в оперу Садко «Арию Варяжского гостя»: «От скал тех каменных у нас, варягов, кости, от той волны морской в нас кровь-руда пошла…»

Автор либретто подразумевался бродячий сюжет, равно запечатлённый и в русской Традиции.
В ряде (хотя и не во всех) списков стиха «Голубиной книги» спрашивается: «От чего кровь-руда наша?» И даётся такое толкование: «Кровь-руда наша от чёрна моря».

«Плоть её — суша, кости — ряды сгромоздившихся скал... связки — туфы; кровь ее — водные жилы; заключенное в сердце кровяное озеро — Океан; дыхание, приток и отток крови при биении пульса есть то же, что у Земли прилив и отлив моря, а теплота мировой души — огонь, разлитый в Земле» - писал уже Леонардо да Винчи о планете, повторяя исконные воззрения индоевропейцев о подобии мира и человеческого тела.

То есть морская вода – от крови Первосущества, а кровь людей – от воды морской. В жилах Земли и человека течёт один и тот же напиток жизни и смерти.

Мы не будем оригинальными, если скажем, что по своему составу морская вода очень схожа с соляным составом крови зверя, и, разумеется, человека. В 1897 году Р. Квинтон предложил использовать в качестве кровозамещающей жидкости морскую воду, обосновав это схожестью соотношений и количеств ионов натрия, кальция и калия в крови млекопитающих и морской воды. Во времена Отечественной войны русскими исследователями А.Бабкиным и В.Сосновским был предложен препарат морской воды для восполнения кровопотери раненых, который вошел в историю под названием раствора АМ-4 Бабского.

Давно известно также, что большинство эддических песен имеют отчётливый магический, ритуальный характер. Одновременно они могут служить указанием на воззрения древних по части мироустройства.

О народившемся Хеймдалле сообщается так:

«Взял силу земли он,
студёного моря
и силу кабаньей
жертвенной крови...»
(«Песнь о Хюндле», 36 - пер. А. Корсуна)

То есть его поили подобным напитком. По мнению комментатора, М.И.Стеблин-Каменского, эта строфа упоминает типичный магический обряд защиты от гибели с помощью земли, морской соли и крови вепря. По нашему мнению сила студёного моря – это собственно его вода, подобная крови. Если обратиться ко «Второй песне о Гудрун» (21-23; пер. – А.Корсун), то так оно и оказывается:

«Гримхильд напиток
мне поднесла
терпкий, студеный,
чтоб горе забыла я:
сдобрен он был
силой земли,
холодной волной
и кровью вепря.

Были на роге
багряные руны -
что они значат,
прочесть не могла я:
вереска рыба,
Хаддинги края
несрезанный колос,
звериная пасть.

Были в той браге
многие беды,
листья и желудя
жженого пепел,
роса очага
и жертв требуха,
печень свиная,
свары гасящая».

Итак, в брагу были замешаны морская вода и кровь жертвенного животного. Они образовывали целое, они вновь сливались в напитке жизни и смерти.

Да что там, «дикие» скандинавы! По свидетельству Фаминцына славяне тоже не брезговали такого рода традиционными рецептами:

«… при разсмотренiи жертвенныхъ обрядовъ древнихъ славянъ, я указалъ на важное значенiе, которое приписывалось славянами-язычниками жертвенной крови. Болгары и ныне еще, когда колютъ барановъ въ Юрьевъ день, собираютъ истекающую изъ жертвеннаго животнаго кровь въ чашу и употребляютъ ее, какъ целительное средство. Жрецы балтiйскихъ славянъ пили жертвенную кровь, которая пробуждала въ нихъ даръ прорицанiя. На вкушенiе у русскихъ жертвенной крови намекаетъ митрополитъ Илларiонъ; кровью убитой на Рождество свиньи до сихъ поръ въ некоторыхъ местахъ Россiи брызгаютъ въ огонь, и ей приписывается способность изгонять нечистую силу изъ хлева. Такое же благотворное действiе приписывается и ныне еще крови петуха, закалываемаго латышами въ Усиньевъ день, изливаемой на овесъ или на косякъ двери въ конюшне. Съ такою же целью чехи въ страстной четвергъ (местами въ страстную пятницу или субботу) зарезываютъ двухъ молодыхъ голубей и кровь ихъ изливаютъ на приготовленныя для прочихъ голубей пшеничныя зерна. Голуби, поевшiе этихъ зеренъ, темъ предохраняются отъ всякихъ невзгодъ. У литовскихъ народовъ жрецъ (вуршкайтъ) возлагалъ руку на обреченное на закланiе жертвенное животное и, заколовъ его, собранную въ чашу кровь распрыскивалъ или окроплялъ ею присутствовавшихъ; остатокъ же крови последнiе делили между собой, и каждый окроплялъ ею у себя дома свою скотину» (Александръ Фаминцынъ. Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ обычаяхъ, обpядaxъ, верованiяхъ и кулътахъ славянъ/ Этнографическое обозренiе. Изданiе Этнографическаго Отдела Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя, Антропологiи и Этнографiи, Состоящаго при Московскомъ Университете. Подъ редакцiей Секретаря Этнографическаго Отдела Н.А.Янчука. Москва. 1895, № 3. гл. 4).

Добавьте к этому уже рассмотренные выше представления о вине, как о крови, и крови, как о вине. Так и выходит мифологическая система координат, где «ортами» этого пространства являются: сок земли – ключевая (из-под земли бьющая) или морская влага, кровь-руда, струящаяся по жилам существа, и собственно хмельной напиток, с Этой стороны – Жизни, а с Той стороны – Смерти.
Подобно инъекции стволовых клеток смертному, продлевающий ему жизнь и омолаживающий организм, божественный напиток (он же сок «запретного» плода с Дерева Жизни) наполняет богов Силой." (конец цитаты)
старый 05.06.2009, 18:47   #3
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.263
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля

Пятая книга из серии "Обычай Веков" погружает нас в таинственный мир предков. Бродячий сюжет, издревле запечатлённый в русской традиции, и в наши дни так актуален, что книга была экранизирована отечественным кинематографом.

Скины:
Цитата:
Именно совокупность перечисленных обстоятельств приводит к тому, что за обладание таким напитком идёт непрерывная борьба между богами Нижнего мира


Цитата:
и между богами Верхнего мира, которые неким образом стремятся сами получить право распределять его.
старый 07.07.2009, 10:39   #4
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 52
Сообщений: 946
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля

Книгу можно купить здесь:
http://omstore.ru/napitok-zhizni-sme...ja-p-8234.html
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Языческая мистерия «ПАРАД БОГИНЬ» и презентация альбома "РОДНЫЕ БОГИ" Орей Язычество 0 03.06.2008 07:34
Религии жизни и религии смерти Ingwar Общие статьи 148 20.01.2008 01:37
В честь группы Lordi назовут новый финский напиток Ingrid Новости 0 21.08.2006 20:04
Роды, или Мистерия Рождества? Ingwar Общие статьи 26 21.08.2005 06:57
Искусство Жизни и искусство смерти (имхня) Aske Литература 30 05.05.2004 20:26


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 12:28


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd.