Valhalla  
вернуться   Valhalla > Финский клуб > Общие финские форумы > История и современная политика Финляндии
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 04.10.2010, 08:51   #21
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

НОВОСТИ ПОРТАЛА за 4 ОКТЯБЯРЯ


Синий Камень в деревне Веледниково. Истринский район Московской области



Наш воскресный мото выезд 26 сентября был посвящён ещё одному удивительному свидетелю древних времен – Синему камню, лежащему неподалеку от села Веледниково в Истринском районе. На информацию о нём я набрёл у геокэшеров. Они нашли его совершенно случайно пробираясь на квадроциклах сквозь чащу леса. Первое, что привлекает в нём внимание, это огромных размеров чаша выдолбленная в нём. Этим камень напоминает своего собрата с Чёртового Городища под Козельском.

Приглядевшись мы обнаружили ещё одну чашу явно естественного происхождения, с небольшой доработкой человека. Находится она чуть выше искусственной. Рядом имеются многочисленные сколы. Перед нами лежал явно древний поклонный камень.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/sinij_k.../2010-09-28-82


Дьяковское городище "Дятлова Поляна"


Реконструкция городища

После Веледниковского Синего Камня мы решили посетить дьяковское городище "Дятлова Поляна", расположенное в 2,5 км на юго-юго-запад.

На территории Москвы и области есть много мест, которые на протяжении сотен лет хранили свои древние имена. Большая часть московских топонимов восходит к средневековью. Совсем по другому обстоит дело гидронимами, т.е. с названиями рек. По мнению ученых, их финские и балтские имена оставлены населением, жившим на этой земле задолго до возникновения в средние века русского народа. Что за люди населяли эти места? Что представляла собой их культура? Археологам хорошо известны памятники, оставленные древним населением Москворечья. Это городища и селища, многие из которых возникли еще в I тысячелетии до н. э., когда в Восточной Европе наступил железный век.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/djakovs.../2010-09-29-83


Летающий храм озера Нестиар (Нижегородская область)


Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.

Эти два святых озера образуют как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых деревьев и источников... Местные и не осознают до конца какие они двуеверцы.



Вокруг них леса и болота, родная среда, которая кормит — там люди добывают дрова, грибы, ягоды и зверя и ходят к ним со своими радостями и бедами.. Так было и двести и тысячу лет назад. Так будет. Сколько продлится это равновесие, не знает никто.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/letajus.../2010-09-30-84
старый 14.10.2010, 08:28   #22
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Подмосковное озеро Ижво. Возвращаясь к истокам



Если не брать во внимание заповедную Мещёру, Подмосковье сложно назвать озёрным краем. Однако относительно крупные озёра попадаются даже на западе региона, где их совсем немного. На память здесь сразу приходят озёра Сенежское и Тростенское в Солнечногорском и Истринском районах соответственно. Но есть в этих краях озёра гораздо более скромных размеров, но с не менее интересной историей, во всяком случае топонимической. Именно ей и будет главным образом посвящён нижеследующий рассказ.

На западе Истринского района, в Новопетровском сельском округе и 55 километрах от столицы, расположено озеро Чудцевское. Разглядывая карту, на него и внимание-то не сразу обратишь, ближайшие деревни-ориентиры: Чудцево, Пречистое и Кучи. Первоначально это озеро привлекло моё внимание своим названием — я узнал о его существовании из статьи Сергея Голубчикова «Сквозь пласты истории» (http://znamenie.org/content/view/335/62/), где оно рассматривалось как указание на место обитания здесь финно-угорского населения — чуди. Сам по себе факт обитания здесь финно-угров достаточно удивителен, поскольку все окрестные гидронимы, рассматривающиеся как дославянские: Нудоль, Локнаш, Истра, Дарна и другие - этимологизируются из балтийских языков, а дьяковская археологическая культура железного века, памятники которой покрывают собой большую часть Московской области была, как считается, разноэтничной — финно-балтийской. Тем не менее, есть и ещё один финно-угорский след в Истринском районе — деревня Меры, ещё в средние века звавшаяся Меря...



Попытки уточнить с помощью интернета происхождение и возраст названия Чудцевское (а это было необходимо, чтобы достоверно связать его с чудью) особо ни к чему не привели, удалось только найти изрядно расстроившее меня обрывочное упоминание без всяких ссылок на литературу о том, что озеро раньше называлось Ижевское. Всё же надежда на чудскую связь не угасала, и тут в московской исторической библиотеке мне посчастливилось ознакомиться с замечательной книгой Истринская Земля (М., 2004). Приведённые там сведения, казалось, начисто опровергли все «чудские» гипотезы относительно названий Чудцево и Чудцевское:

«В старину Чудцевское озеро называлось Ижво, и, очевидно, от него получила название административная единица, Ижевский стан Дмитровского уезда, в котором и находилось Чудцево до Екатерины II. Когда-то деревней Чудцево, до XIX в. называвшейся Тютчево, несомненно владели помещики Тютчевы, хотя прямых указаний на это и не найдено. Но Тютчевым принадлежало соседнее Васильевское, об этом есть документальное свидетельство. (Акты феодального землевладения и хозяйства. ч. 2, №287).» Истринская земля, стр. 608.

Автор Эколог - Читать далее здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ozero_i.../2010-10-13-87
старый 19.10.2010, 08:51   #23
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Мерянские боги Ростовской земли


Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)

В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.


Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль. В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Местное население почитало его божеством и поклонялось ему, что возмущало служителей церкви как идолопоклонство и богоотступничество: «В нем же вселися демон, мечты творя и привлачая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца их в праздник великих верховных апостол Петра и Павла. И они слушаху и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Одним из подобных мест в современной Ярославщине можно считать район бывшей Угодичской волости Ростовского уезда, расположенный близ мерянского озера Неро. В нём расположено несколько крупных камней, локально почитаемых местным населением по сию пору.

Читать дальше http://merjamaa.ucoz.ru/news/merjans.../2010-10-18-90
старый 26.10.2010, 10:16   #24
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Синие камни урочища Старые Старки. Щелковский район Подмосковья.




В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным!



И так. как сказано выше краеведу Маланину удалось найти Синь-камни в Щелковском районе Подмосковья, и в своей статье он оставил достаточно ориентиров, что бы поработав с документами, можно было их найти. Это и сделали московские геокэшеры. 24 октября мерянский краеведческий актив сотоварищи повторил их путь.


Читать дальше http://merjamaa.ucoz.ru/news/sinie_k.../2010-10-26-92
старый 12.11.2010, 12:39   #25
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Кокошник - Мерянский космос



Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе.

Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» - курица, «кокош» - петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» - родная сестра матери.



Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.


ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/kokoshn.../2010-11-12-99
[/img]
старый 29.11.2010, 11:56   #26
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Потаённая меря (Часть первая). Кострома. История и современная антропология.



Костромская сторона давно стала символом русской патриархальности и вечного покоя. Если хотят подчеркнуть, что Россия стоит, не поддаваясь злым внешним ветрам, непременно вспомнят или саму Кострому, или какой другой город вроде нее. К сожалению за 20 век советский утюг прошелся по городу во всех направлениях, а внутренняя политика нынешней Москвы, как и везде, превращает некогда цельный костромской народ в серую толпу «дорогих рассиян». Но многое сохранилось. Нам видится, что человеку который хочет узнать потаенную правду о России нужно начать с истории заволжской части древней Мерянской земли - Костромы. В ней есть много таинственного. Так например московский журналист Е.Арсюхин, разбирая костромскую историю, пришел к поразившему его самого выводу, что Смута начала 17-го века вполне возможно затеяна стараниями самих Романовых, но это следующая история, а мы начинаем историко-антропологический экскурс в раннюю историю Костромского Заволжья.










ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/potajon...2010-11-29-111
старый 29.11.2010, 12:35   #27
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.283
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

В общем да,меряне это финно-угорский народ.Среди современных русских таких лиц наверное 70% в некоторых местностях(хотя в других и вовсе нет подобных людей).

Meranin,а у вашего народа есть что-либо напоминающее руны,какая-нибудь сакральная письменность?
старый 01.12.2010, 12:39   #28
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Да, среди современных русских таких лиц действительно очень много.

Alland, да, нечто подобное рунам у мери было. На это указывают новейшие археологические раскопки мерянских городищ в Ивановской области. Подробную информацию об этом я обязательно опубликую. Естественно они были. У их непосредственных соседей скандинавов, варягов, финов-suomi и тюрок средней Волги они были...

Подобные украшения были распространены по обе стороны Волги, у эрзян и мари.

Меря в археологической коллекции Ростова Великого


Шумящая подвеска и амулет из клыка медведя. Ростов.

Ростов — один из древнейших городов России. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о существующем городе, которым владел варяг Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к фино-угорскому племени меря; в дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще».

Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, крупный укрепленный прото-город на озере Неро, существовал в земле меря уже в VII веке и долгое время был мерянским племенным центром. О времени возникновения собственно Ростова, существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в раннюю эпоху, другие — перенос с Сарского городища в X веке. А. Е. Леонтьев считает Сарское городище — племенным центром меря, Ростов — опорным пунктом Новгорода. По мнению В. Плешанова, основывающемся на результатах последних археологических исследований, Ростов возник как мерянский поселок в конце VIII в. или несколько раньше; во времена Рюрика он стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь в других отношениях пригородом Сарского городища; с дальнейшим развитием государственных отношений, в 10 веке он приобретает господствующее значение. История о Казанском царстве упоминает черемис(мари) как коренных жителей Ростова, часть из них не пожелали креститься и поэтому покинули город отправившись к родичам за Волгу. Другая, основная часть осталась и имела в составе позднего Московского царства свои национальные автономии (Мерьские станы). Местные черемисы-мари имели самоназвание «мäpы»(меря), которое сохранилось у этногруппы северозападных мари, проживающих ныне в нижегородской и костромской областях.

Как показали раскопки 1980-х гг., мерянское поселение на месте Ростова занимало береговую террасу к западу от устья р. Пижермы. Оно не было укреплено, но защищалось Пижермой, заболоченной низиной р. Ишни и, видимо, засеками в окружающем лесу и подводными частоколами на р. Которосли и озере. Поселение находилось напротив острова — огромного камня-останца, почитавшегося мерянами, и служило центром культа божества, аналогичного славянскому Велесу, связанного также с медвежьим культом. Еще в XIX веке память о нем жила в ростовской поговорке: «Он зол, как идол Велес».


Коньковидная подвеска. Бронза. Сарское городище.




Наконечники копий. Железо. Сарское городище.


Топор кельт и проушной топор. Железо. Сарское городище

Далее смотрите здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/merja_v...2010-11-23-107
старый 06.12.2010, 18:13   #29
Senior Member
 
аватар для Svrgh
 
Регистрация: 01.2008
Проживание: Delayed flight .................... to Fakarawa
Сообщений: 8.203
Записей в дневнике: 24
Репутация: 44 | 11
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Meranin, посмотрели мы фильм ОВСЯНКИ, получивший многочисленные призы и первые места на международных кинофестивалях.

Очень хотелось бы узнать ваше мнение и достоверность истории, рассказанной в нем. Языческой истории.

Фильм очень сильно поразил. Очень откровенные диалоги в фильме.
Показываются места, где я недавно проезжал, всё узнаваемо так.

Но вот мог ли директор целлюлозно-бумажного комбината, пусть даже мерянин по национальности, и его друг с этого же предприятия (фотограф) везти в джипе "веретенницу" или покойную жену несколько сот км, и согласно мерянским языческим традициям, предать тело вначале огню на деревянном помосте на берегу а потом пепел воде?


Правда ли что утопленник у Меря - это счастливо умерший человек. Правда ли что кладбища народа меря полупустые и хоронят пепел в водах рек (в том числе и притоках Волги)

И ведь насколько известно, племя Меря исчезло в XVII веке
Как эти традиции реконструируются, и кто же все таки сегодня считает себя меря?
__________________
.
Sing for me..
старый 07.12.2010, 10:49   #30
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Svrgh, фильм авторская философская сказка. У мери не было таких обрядов. Хотя трупосожжение фиксируется по арх раскопкам. Меря потеряли свой язык лет двести назад, и их многочисленные потомки считают сейчас себя русскими. Но возвращение к корням рано или поздно произойдёт)

Добавлено спустя 9 часов 55 минут:

Потаённая Меря (Часть Вторая). Галич Мерский. История и современная антропология.


Вид на озеро Нерон с валов древнего Галича.

Галич — город в Костромской области. В городе находится административный центр Галичского муниципального района, причём город Галич входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ Галич. Город (с 1778 — вторично). Население 18,5 тыс. чел. (2005). Город расположен на берегу Галичского озера (бассейн реки Костромы), в 121 км от Костромы.



Достоверная дата основания городского поселения на месте Галича неизвестна, но человек живет на этом месте очень давно, о чем свидетельствует клад высокохудожественных бронзовых изделий культового назначения, хранящийся в настоящее время в коллекции Эрмитажа (Галичский клад), датируется примерно XIII веком до н. э.




Унорож

В конце 1 тысячелетия н.э. рядом с Галичским озером, называемым местными жителями Нерон (аналогия с озером Неро) существовало укрепленное городище Унорож (находится при впадении реки Тойги в Вексу, на северо-западе от современного Галича. Сейчас на его месте находится село Унорож). Учёные считают, что это был главный административный центр местной мери.


Село Унорож. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на мерянском городище.

Галич Мерский

В 10 веке это центр был перенесен на место нынешнего Галича. Новое укрепление находилась на берегу озера сверху Шемякиной горы на Балчуге и называется сейчас "Городище". Это поселение и стало известно по летописным источникам как Галич Мерский, однако согласно официальной версии город был основан в 1158 или 1159 годах Юрием Долгоруким.


Городище в Галиче. Фото начала 20-го века.

Оценить стратегические таланты наших предков и почувствовать сверхчеловеческий труд, вложенный в сооружение этого памятника мерянского инженерного искусства, можно только поднявшись на вершину Шемякиной горы. Преодолевая крутизну склонов, можно представить на гребне оплывших от времени земляных валов деревянные стены, подобно венцу надетые на суровое чело города, а за ними рослых защитников в кожаных нагрудниках или кольчугах, с острыми мечами и сулицами. Чем выше поднимаешься, тем шире открывается горизонт. Гигантской чашей, налитой до краев, лежит внизу озеро, окаймленное малахитовой каемкой берега.

Валы этой крепости сохранились до сих пор. Ближе к озеру располагается посад. От южной стены крепости, постепенно расходясь, спускались к озеру две стены. Концы этих стен соединялись третьей, проходящей у самой кромки озера. В случае осады города или даже его взятия жители могли успеть переплыть на лодках на другой конец озера и уйти в леса. В 1237 году монголо-татары вторглись на территорию Владимиро-Суздальской земли. Во главе полчища завоевателей стоял хан Батый. В феврале 1238 года отряды Бурундая, одного из полководцев Батыя, доскакали и до Галича Мерьского. Один из первых историков Галича П. П. Свиньин ещё в 1831 году утверждал: «Галич, подобно Новгороду, не преклонился перед свирепым Батыем, превратившим землю в пожарище, и не обстоятельства, не чудо отвели от него хищных монголов, а храбрость его защитников». Не прошло и восьми лет после нашествия войск Батыя на Галич, и уже в конце XIII века Галич становится столицей удельного Галичского княжества и считается крупнее и богаче Москвы. После ста лет независимости, в XIV веке, Галич был присоединён к Московскому княжеству после известной борьбы за великое княжение, в которой галицкие князья приняли сторону Твери и в итоге потерпели поражение, хотя поначалу им сопутствовал успех и некоторое время они даже были номинально удельными князьями Московскими.

Галич лежит на корневой мерянской территории. В этих местах долго, до 18 века, сохранялся мерянский язык. До начала 20-го века в Галиче среди рыбаков бытовал елманский язык - профессиональный рыбацкий арго, содержащий мерянскую лексику. Сохранились в Галичской земле и многие мерянские названия - топонимы: Костома, Пундома (Богатая земля), Востошма (Зыбкая земля(песок)), Яхнобол, Тебза, Унорож, Ноля, Челсма, Пема, и гидронимы: Е(р)га (Игривая), Ви(к)га (Прямая), Шача (Родная), Едомша, Шокша, Нея, Ердань (Озёрная), Порнега, Тора, Кистега, Ихтема, Тебза, Вёкса, Ноля, Тойга. Существовала в старину в Галичском уезде и своя Мерская волость. Местные меря не исчезли с лица земли и не потеряли свое народное обличие, об этом свидетельствует распространённый среди современных галичан восточно-балтийский антропологический тип. Эти фотографии красноречиво свидетельствуют - потаённая меря и ныне здравствует.



ПОДРОБНЕЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/potajon...2010-12-06-114

Последний раз редактировалось Meranin: 07.12.2010 в 10:49.
старый 10.12.2010, 13:25   #31
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Культура рязано-окских могильников. Дославянское прото-государство на Оке



Вид рязано-окского могильника

В настоящий момент исследование финно-угров Волго-Окского междуречья наметило несколько определённых тенденций. В ареале, лежащем между верховьями Волги по Оке, почти что до её впадения в Волгу и до верховьев Дона. То есть в ойкумене Городецко-дьяковских племен на рубеже 2-3 века нашей эры имеет место явление условно называемое рязано-окским импульсом. На среднею Оку происходит вторжение высоко милитаризованной финно-угорской группировки, которая в течении 3-4 века создаёт то, что мы называем культурой рязано-окских могильников (КРОМ). С 5-го века начинается стремительное распространение рязанно-окских тенденций на описанную ойкумену. Особо четко это выражается в появлении могильников на территории, где их ранее не было. Основным различием КРОМ от соседей является высокая милитаризованность, и, как следствие, наличие предметов престижной общеевропейской моды.
Немаловажным этнически показательным элементом является возникновение и развитие аутентического типа крестовидных фибул. Примечательно что во всей зависимой ойкумене имеют место находки подражания этим фибулам, что также очерчивает границы «провинций».

Важны и хронологические отличия - КРОМ 3-7 век, мещёра, мурома, эрзя, и пр. в основном - 8,9,10.. А. П. Гаврилов, Шилово


Вид рязано-окского могильника

Сотрудники Государственного исторического музея относят людей рязано-окской культуры к волжско-финской ветви финно-угорских народов. По словам исследователей, они поселились в этих местах предположительно явившись с востока.

Знаменитая Старая Рязань. Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в нее вливается полноводный приток Проня. Внизу лежит небольшой городок Спасск-Рязанский, против него - остатки села Старая Рязань. Село возникло под склоном городища летописной Рязани, погубленной Батыевым нашествием. О драматической судьбе одного из древнерусских центров знают многие, а о загадочном народе, который почти тысячу лет жил на этих землях до возникновения Рязанского княжества, известно единицам.

На высоком берегу виднеются валы Ольгова городища, где лагерем стоят археологи из экспедиции Государственного исторического музея. С одной стороны городища естественное препятствие - маленький ручеек в глубокой расселине. За расселиной 1.5 тыс. лет назад находились земли могущественного и неведомого народа, от которого не осталось в истории ни единого слова, ни одного упоминания в источниках...

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/kultura...2010-12-08-115
Alland сказал(а) спасибо.
старый 14.12.2010, 15:35   #32
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Я поехал во Рязань, предкам помолиться...



В неформальных беседах археологи рассказывают, что еще недавно в русских деревнях, расположенных по Оке, существовали полные аналоги фино-угорских родовых кладбищ. Небольшие кладбища на мысах коренного берега часто располагались не у церквей, как принято в остальной России, а неподалёку от мест, где обрели вечный покой таинственные предки языческих времён. Еще недавно выходцев из этих мест хоронили только на семейных кладбищах, где бы человек ни умер. Еще можно встретить по берегам Оки остатки от прежних священных дубовых рощ. Местные жители в таких местах нередко находят «мордовочки»-маленькие серебряные монеты и «ужовки»-монисты, сделанные из белой глины, и носимые эрзянками на шее. Кое у кого по Оке они есть и теперь... Еще в начале 20-го века крестьян рязанского Поочья, на стороне называли «мордовцами». На крестьянской одежде, особенно на их рубашках, понятиях, обычаях, также и на местном русском наречии остаются и ныне явные отпечатки древней фино-угорской культуры.


Оборонительные укрепления «Столичного города»


Кладбище на северном мысу Рязанского городища.

Первым пунктом обеих моих летних путешествий на среднюю Оку, была Старая Рязань. Старая Рязань- городище на правом, высоком берегу Оки, напротив города Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани (средневековый Переяславль Рязанский), остатки древнего города Рязань, бывшего в 12-13 веках столицей Рязанского княжества. Старая Рязань является крупнейшим на территории Европы средневековым городищем, не занятым современной застройкой.

На северном мысу Рязанского городища, много выше территории села, крыш домов и храмовых куполов располагается кладбище. Рядом с ним археологи раскопали святилище рязано-окской культуры. С этого места и началась тысячу лет назад история Рязани - она была основана на месте городища городецкой культуры и языческого святилища рязано-окцев предположительно в 1050-1060-х годах.. Постепенно разрастаясь, город занял территорию Северного городища, обносится рвом и валом, а по валу — деревянными укреплениями («Средний город»). С превращением Рязани в середине 12 века в столицу Рязанского княжества начинает заселяться Южное городище, вокруг которого также были сооружены оборонительные укрепления («Столичный город»).


Реконструкция женщины рязано-окской культуры. Шиловский краеведческий музей.

Вообще примечательно, что очень многие российские ученые и краеведы по сегодняшний день готовы идти против научных истин о финно-угорском историческом прошлом Рязанской земли. Они слишком не готовы, как и многие в нашей стране, осознать тот факт, что такие прочные символы русскости, как Рязань и Мещёра, воспетые великим русским поэтом Сергеем Есениным, или великие русские города Золотого кольца глубоко сидят на исходном мощном финно-угорском фундаменте, что самими именами многих своих деревень, городов и земель люди русской культуры обязаны своим предкам - людям эрзянской, мещерской, мерянской культур. Например Б.А. Кутфин, написавший в 1926 году книгу "Материальная культура русской мещеры", категорически отрицал всякую возможность преемственности русской субэтнической группы мещеры и той самой, летописной финно-угорской мещеры. Для этого он придумал изощренный трюк: он решил, что мнение о существовании народа мещера появилось вследствие ошибочного перенесения названия местности Мещёра на "непроясненную археологическую почву". Ну а один из главных шатурских краеведческих сайтов также категорически сторонится мещерского, и шире финно-угорского происхождения названия местности, а значит, и в целом принадлежности в прошлом этой земли не славянскому населению:

"Следующий миф имеет самое прямое отношение к истории нашего края. Кто-то где-то когда-то сказал, что мещёра - финно-угорское племя. В настоящее время наука не располагает ни одним фактом, подтверждающим финно-угорское происхождение племени мещёра. Зато имеется множество фактов, из коих следует, что мещёра - русское племя. Тем не менее до сих пор множество авторов, не приводя ни одного факта и, наоборот, вопреки им продолжает талдычить о «финском» племени мещёра. Редколлегия альманаха, исповедуя научный подход к изучению любой проблемы, считает доказанным русское происхождение племени мещёра."

Существует любопытная книга А. Монгайта "Рязанская земля" 1961 года, в которой на основании археологических данных подробно повествуется об автохтонном, фино-угорском населении рязанских мест, носителей городецкой, рязано-окской, мещёрской культуры, славянизации этих земель и истории Рязанского княжества вплоть до монголо-татарского завоевания.

В книге Монгайта в той части, которая относится к попыткам реконструкции контактов местного финно-угорского населения (мещеры, муромы, мери, эрзи) с пришлым славянским населением, есть ссылка на слова историка В.А. Городцова, считавшего что "между вятичами и финнами были крайне враждебные отношения, о чем свидетельствуют полная культурная разобщенность, отсутствие всяких аналогий в вещах".


Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.

Здесь мы то же сталкиваемся с показательной неправдой. Свидетельства в пользу неконфликтности взаимоотношений древних вятичей и древних финно-угров дает именно археология, и прослеживается это в таких тонких моментах, как, например, наличие обоюдного заимствования элементов украшений теми и другими. Даже на коренных славянских землях Киева и Чернигова были в ходу фино-угорские украшения. Их я встретил этой весной в экспозиции ГИМ Украины в Киеве.


Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.

Говоря о влиянии местного финского населения на русских, Монгайт отмечает что элементами финской культуры, проникшей в среду позднего русского населения, объясняются такие факты, как находка возможно финского бронзового идола в языческом святилище в Старой Рязани или употребление лошадей в пищу, характерное для финских народов Оки и средневекового русского населения Рязанской земли в средние века..


Бронзовый идол из Старой Рязани. Рязанский краеведческий музей.

Кроме того, автор считает, что цоканье, встречающиеся в русских говорах Поочья, является следствием финно-угорского языкового влияния. Еще, касаясь влияния финно-угров на русских Рязанщины, Монгайт пишет об "эрзянском шве", который является элементом вышивки эрзян и отмечен у русских Рязанской губернии.


Вид на Оку с городища Старая Рязань.

Но вернемся опять к Старой Рязани. Есть несколько версий названия Рязань: “Ряса”= “топкое, болотистое место” (угорское “ря” означает “топь”, а тюркское “ся” – “местность”. От слова “резана” – резаная арабская монета-дирхем, дескать, торг тут был большой. От глагола “резать” - мол, отрезана от прочей Руси лесами, степями и болотами. Но более вменяемое объяснение от названия мордовского народа эрзя жившего в этих землях, “Рязань” = “Эрзянь”, как и в случае с Арзамасом, (в старину писали "Орземас", "Арземас") которое происходит от старинного эрзянского имени Орземас. В то же время оно созвучно с словами - "эрзя" и "мазы" - хороший, "мастор" - земля.


Поклонный камень. Общий вид.

Южная окраина городища Старой Рязани напоминает планировку старых, угро-финских, дьяковских и городецких поселений, так же как и наиболее древняя, северная. Так, еще издалека заметен холм, резко отделенный от основного массива вала. Может это остатки фино-угорского городища или святилища? О последнем вроде бы говорит камень лежащий на дне глубокого, явно из разряда культовых, как Синий камень в Переславле Залесском. Следы поклонения ему видны и сейчас, значит наверняка поклонялись и жители Старой Рязани, и за долго до нее. Вероятно у него молились финские обитатели Старого города, так и не принявшие до конца христианство.

Древние финно-угры почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы, вместилище душ предков. У эрзи верховный бог Нишке-паз до сотворения тверди земной плавал по первичному океану на камне. Считалось. что "следы" на почитаемых камнях оставляла Анге-патяй, мать всех младших богов, когда сходила с неба на землю. Эрзя поклонялись им, приносили озкспал (жертвенную пищу), верили в силу духа камня. Конечно, не самого бога они видели в камне. В почитании камней заложена мудрость языческой философии о жизни человека, месте его в природе. В камне заключена информация, или как говорят старики, души умерших предков. Если их почитать, они оказывают помощь почитающему. Если каменные валуны пытаться обидеть, то они отомстят своим обидчикам. Наш предок – пахарь на поле обходил сохой валун, во время пахоты и во время уборки урожая на священном камне жёг родовую свечу и благодарил Нишке-паза, духов поля и конечно умерших прародителей. Вся обширная финно – угорская земля богата культовыми камнями.

Тонкое восприятие природы, образность мышления родило у предков удивительную мудрую философию: в камне находится Жизнь.

Одно из старинных христианских поучений призывает язычников: «Не нарицайте себе бога ... в камении». К камням часто совершали паломничества и желающие телесно-духовного исцеления, они оставляли свои приношения (хлеб, полотенца, платки, ленты) около камней или развешивали рядом на деревьях. Осколки таких камней, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными. У священных камней совершали поминальные и охранительные ритуалы. Иногда камни опахивали, если случался мор и падеж скота.

Село Тырново.Гео-аномальная зона "Пьяный лес"

Следующей остановкой стало старинное село Тырново, стоящее на мещерско и эрзянском пограничье, на правом берегу Оки, рядом с дорогой Шилово-Касимов.

Г. Тырново в Болгарии, с. Тырново в Молдавии, четыре села Тырново в приокских землях... Что это? Наследия древних булгар? Про дунайскую Булгарию и волжскую Булгарию всем известно, но откуда и когда в приокских землях появились эти топонимы? Пытаясь ответить на эти вопросы с помощью публикаций историков, я понял, что «белых пятен» в нашей еще очень много. Село Тырново ранее называлось Тырнова Слобода и упоминается в исторических источниках в с 1629 г.

ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ja_poek...2010-12-14-116
старый 16.12.2010, 13:29   #33
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Вятич кривичу мерянин...



В журнале «Российская археология» 2009 (№2) (а вообще гораздо раньше) прошло сообщение об обнаружении массового захоронения (около 100 человек) на Стрелке в Ярославле; предположительно, это свидетельство татаро-монгольского нападения на город (1237 год).
Не было бы это сообщение чем-то выдающимся, если бы не одна деталь. Погибшие были названы «кривичами со слабой примесью аборигенной финно-угорской крови».

Очень занятно, что в разных публикациях, при совпадении прочих деталей, национальность указывается по-разному.

Подробнее - http://merjamaa.ucoz.ru/news/vjatich...2010-12-15-117
старый 20.12.2010, 13:01   #34
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Потаённая Меря (Часть Третья). Нерехта. История и современная антропология.



Нерехта – город в Костромской области, областного подчинения, районный центр, в 46 км к юго-западу от Костромы. Расположен у слияния рек Нерехта и Солоница (бассейн Волги). Узел железнодорожных линий на Ярославль, Кострому, Иваново. Население 30,1 тыс. человек. Нерехта – название мерянского происхождения, на русский язык его можно перевести как «река в низкой, болотистой местности». Окрест есть еще много мерянских названий - села и деревни Пыщуг, Емсна, Улошпань, Сочелы, Сорохта, Балахна, Рохма, реки Тега, Кисма, Емсна, Корба, большой лесной массив Келохта. Испокон веков Нерехта не имела укреплений, то есть по средневековым представлениям не являлась городом, а была лишь торгово-ремесленным посадом. Рядом с Нерехтой существовал и свой Мерский стан.


Сегодняшние жительницы Нерехты.

Впервые Нерехта была упомянута в летописи Переславля Суздальского под 1214 годом, когда сын Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) Константин отнял ее у своего брата Ярослава (отца Александра Невского). Сведения об истории Нерехты до XV века скудны. По всей видимости, в 1364 году она в составе прочих костромских земель вошла в состав Московского Великого княжества. В это время Нерехта становится известна как один из центров соледобычи - рассольные колодцы были даже на месте нынешней главной площади города, фактически именно вокруг них поселение и выросло.



Известно, что в 1406 году великий князь Василий I передал Нерехту своей супруге Софье, особо упомянув при этом соляные варницы – мастерские, где в больших котлах производилось выпаривание соли из местных минерализованных грунтовых вод. Его сын Василий II в 1462 году также завещал город своей жене Марии. О масштабах соляного промысла дают представление Писцовые книги конца XVI века: в 1596-1597 в городе действовало 25 варниц (каждая из которых имела свое название, например Соболь, Казарин, Медведь, Крапива, Саврас и т.д.). В это время крупнейшим собственником здесь были уже не представители правящей династии, а Троице-Сергиев монастырь. Когда-то, в 1389 году несколько деревень вблизи Нерехты пожертвовала обители княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Позже, уже в XV веке, боярин Захарий Кошкин также передал монастырю одно из своих сел «с серебром, и с хлебом, и с животиною, да и варницю». С тех пор хозяйство монастыря разрослось настолько, что к XVII веку на него работало до четверти населения города.

XVI век оказался временем максимального расцвета нерехтинской соледобычи. Впоследствии общероссийским центром солеварения стало Нижнеее Поволжье, где условия для развития этого промысла были лучше. Колоссальный урон Нерехте нанесло также Смутное время – в 1609 году город и вся волость пытались защититься от польских интервентов, выставив 7000-ое ополчение. Оно, однако, было разбито у Больших Солей (ныне Некрасовское, Ярославская область), поляки разграбили и сожгли Нерехту. Вскоре после Смуты из 25 варниц работало лишь 2.
Нерехтчанам пришлось искать себе другие источники дохода. В XVII веке в городе и его окрестностях возникает большое число различных промыслов от гончарного и кузнечного до иконописи и ювелирного дела. Однако во второй половине века выясняется, что выгоднее всего в Нерехте заниматься ткачеством: в округе развилось возделывание льна, а близость торговых путей и крупных городов Ярославля и Костромы позволяло сбывать большие партии льняных тканей.

Продукция местных ткачей шла в том числе и на экспорт, в частности – в Англию. В городе до сих пор сохранилось здание одной из полотняных фабрик, построенное еще в 1761 году купцами Пастуховым и Лапшиным-Грязновским (современный адрес: ул. Шагова, д. 21-а). Это было одно из первых каменных промышленных зданий в России, в нем располагалось 110 ткацких станков, на которых работало около 300 вольнонаемных рабочих. Помимо этой фабрики в Нерехте известны полотняные мануфактуры О.С. Суворова (основана в 1778 году) и купцов Стригалева и Брюханова (около 1800 года). В середине XIX века возникла фабрика купца А.Ф. Сыромятникова, в советское время национализированная и называвшаяся «Красная текстильщица».


Драконы на наличниках - типичный мерянский маркер на Верхней Волге.





Как и в случае с Костромой и её ближайшими окрестностями меря в Нерехте так же физически никуда не исчезли.

Подробнее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/potajon...2010-12-19-123
старый 23.12.2010, 10:46   #35
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Е.А. Рябинин. КОСТРОМСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



Книга Е.А. Рябинина является обобщающим исследованием, посвященным средневековому прошлому крупного региона Северо-Восточной земли. Источниковедческую базу работы составляют материалы около 2000 курганных захоронений 12-13 веков.

На основе изучения погребального обряда и инвентаря могильников и анализа археологических, исторических, лингвистических и антропологических данных реконструируется характер культуры фино-славянского населения края. Большое внимание уделяется определению социально-экономических и демографических предпосылок, обусловивших расцвет Костромского Поволжья в позднесредневековую эпоху.

Формат PDF. Подробнее - http://merjamaa.ucoz.ru/
старый 24.12.2010, 14:22   #36
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Реконструкция мерянского костюма 9-11 веков.



Владимирский молодежного клуба исторической реконструкции "Рарог" реконструирует костюмы предков 9-11 веков. В Областной библиотеке Владимира ими были проведены несколько выставок представляющие их работы. Желание изучать родную историю выливается у молодёжи в увлечение исторической реконструкцией. Русь 9-11 веков, время перехода от язычества к христианству. Материалов о том, как одевались в те времена, почти не сохранилось. Источник - археологические раскопки, архивы, библиотеки. На одной из выставок посвященной быту древних насельников Владимирской земли клубом "Рарог" были представлены четыре костюма-реконструкции. Костюмы принадлежат финно-угорским народам, населявшим в древности Волго - Окское междуречье.

Ольга Журавлёва, член КИР "Рарог": «Славяне на этой территории жили не всегда. До середины 10 века проживали, в основном, финно-угорские племена различного происхождения. В районе Суздаля и севернее - меря, юго-восточнее - мурома и мещера».


Прическа с височными кольцами и головной убор жительницы Владимиро-Суздальского княжества (вероятнее всего мерянки) 10-11 веков.

Костюм зажиточного мужчины из племени меря. Насыщенный синий цвет ткани - индиго. Эту краску привозили из азиатских стран. Применяли в производстве и натуральные красители. Листьями березы красили ткани в желтый, светло-зеленый и коричневый цвет. Красный получали из червеца, особого червя, отсюда произошло название - червленый. Пока это экспонаты выставки, но они обязательно оживут вновь. На очередном историческом фестивале.


Реконструкция костюма женщины народа Меря. Регион Верхнего Поволжья, по материалам раскопок Курганного могильника у д. Плешково Тверской области (начало 11 века)
Автор Юлия Побережник.

Реконструкции мерянского женского костюма Верхневолжья по материалам курганной группы Плешково-1 (автор - Ю.В.Степанова)


Первая слева - Тверская область. Плешково-1. Курган 1. Раскопки К.И.Комарова.
Головной убор включает, вероятно, шапочку, налобный металлический пластинчатый венчик, завязывающийся нитями на затылке, вероятно, головное покрывало, а также перстнеобразные височные кольца, пришитые к головному убору. Прическу украшает косник - лента, вероятно, синего цвета, конец которой разделен на 3 шнура, украшенные обоймицами из белого металла.
На шее ожерелье из золо- и серебростеклянных бус и крестопрорезного бубенчика. Рукава обшиты ткаными лентамисинего цвета. Верхнее платье (возможно, синего цвета) подпоясано кожаным поясом с пряжкой. На правой руке браслет и перстень. Обувь не сохранилась

ПОДРОБНЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/rekonst...2010-12-23-134
старый 29.12.2010, 10:14   #37
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Реконструкция древнемарийского костюма.




Древне марийский женский костюм. Автор Попова Екатерина. КИР "Дикий Вепрь"


Реконструкция древне марийского женского и мужского костюма. КИР "Дикий Вепрь"

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/rekonst...2010-12-28-137
старый 04.01.2011, 11:14   #38
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Легенды Крывии. В поисках «Царя Давида»

В 1892 г. вышла в свет книга Генриха Татура, посвященная археологическим памятникам на территории Минской губернии. Рассматривая памятники древности, автор упомянул и про следы старой дохристианской традиции - почитание культовых камней, камней с знаками, и каменных языческих идолов. Г. Татур так описывал последние:



"Идолы представляют собою не только статуи, но и более-менее оформленные столбы с резными изображениями или чертами вверху лица человеческого. Такой, например, камень известен в Игуменском уезде под названием "Царь-Давид", которое, понятно, ему присвоено уже христианским поколением" [1] .



Других сведений автор не оставил. В наши дни в различных энциклопедических изданиях можно найти сведения Э. М. Зайкоўскага, согласно которым, идол «Царь Давид» находился возле д. Слободка Смолевичского р-на на границе с Червенском (ранее Игуменский уезд). Он был уничтожен в 1930-е годы [2] . На этом заканчивается вся известная информация о почитаемом в народе каменном идоле.



Поискам следов «Царя Давида» и была посвящена наша поездка. Наш путь пролегал через села Гудавичи и Верхлес Червенского р-на. Между ними при дороге из м. Смиловичи в Слободке издалека виден небольшой холм, поросший молодыми деревьями, на котором находится кладбище. При более близком взгляде становится видно, что холм окружен валом и рвом. Это место уже известно ученым. В 1980-х годах на холме проводились археологические раскопки. Площадка холма размером 50 × 57 м, высота 4 - 5 м. По краям холм понижается и переходит в ров, вокруг которого насыпан вал высотой 1.2 - 1.5 м [3] . Сейчас ров во многих местах забросан кладбищенским мусором, листьями и др., вал частично поврежден. Площадка плотно заполнена современными захоронениями, среди которых на небольшом пространстве стоят три железных креста, покрашенных в синий цвет. Ранее вместе с железными крестами стояли и деревянные, обвешанные полотенцами и тканью. На центральном, самом большом кресте, повязана ткань. Перед ним на подставке находится икона Богородицы. Перед крестами находятся фрагменты камня-следовика и архаичный каменный крест. Каменный крест имеет высоту около 60 см, ширину 46 см, толщину - 12 см. Посреди него высечен крестик. Также на поверхности хорошо видны следы нарисованного краской (прежний белый цвет, а после черный) креста. В углублении остатков камня-следовика лежали две современные российские монеты и печенье, а за камнем - металлическая банка для бумажных денег, которые ее на тот момент и заполняли.



Очевидно, что камень ранее был больших размеров, видны следы расколов. Сохранившаяся часть имеет длину 42 см, ширину 58 см, высоту 26 см. Камень, был близок к прямоугольной форме. Углубление, искусственное по происхождению, также имеет прямоугольные очертания, длину 30 см, ширину 23 см. Скорее всего, камень был не просто следовиком, а каменным жертвенником. Сбоку от святынь находится охранная табличка с нелепой подписью «Курганная группа». Как установили археологи, здесь было языческое святилище, без всяких курганных захоронений.

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/legendy...2011-01-03-139
старый 05.01.2011, 14:44   #39
Senior Member
 
аватар для Страж
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: южный рубеж
Возраст: 48
Сообщений: 2.728
Записей в дневнике: 9
Репутация: 17 | 5
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Носмотрел, наконец таки, "Овсянок"! Понравился фильм, даже очень.

Цитата:
Svrgh посмотреть сообщение
Фильм очень сильно поразил. Очень откровенные диалоги в фильме.
Этого не ожидал. Но свою роль они тоже играют

Какая красивая женщина! Это мерянский типаж?

старый 08.01.2011, 21:46   #40
Member
 
Регистрация: 05.2010
Сообщений: 104
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Сайт посвященный истории финнского племени Меря

Цитата:
Страж посмотреть сообщение
Какая красивая женщина! Это мерянский типаж?
Думаю да. Во всяком случае такие типажи не редкость в марийско-эрзянском Поволжье.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Сайт посвященный истории финнского племени Меря
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Сайт ********* Freeyyaa Избушка 1 01.10.2008 20:07
Швеция: принц Карл-Филипп снял фильм, посвященный Карлу Линнею kivekas Новости 3 06.04.2007 16:02
Норвежско-Российская Торговая палата проводит в Норвегии семинар, посвящённый российской культуре Newsmaker Новости 0 25.01.2007 03:24
В Осло открылся театральный фестиваль, посвященный творчеству Генрика Ибсена Хальвдан Новости 0 26.08.2006 23:50
Сайт по ФРГ Miol О сайте 3 05.09.2004 16:34


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 09:26


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd.