Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие форумы > Избушка
Регистрация


Дерево 3спасибо
  • 2 Автор Klerkon
  • 1 Автор She

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 10.09.2012, 00:02   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.631
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию «Поскреби русского — найдешь татарина?»

«Копните русского и найдете татарина!» — Наполеон I Бонапарт (про Дениса Давыдова и Михаила Кутузова).


Знаменитый поэт и герой Отечественной войны 1812 г. вел свой род
от татарского мурзы Минчака, выехавшего на Русь в начале XV в.


Я пошел на ратный подвиг — и меня побил татарин,
Воротился в стольный Киев — а жену сманил хазарин,
Ускакать хотел отселя — а коня увел монгол...
Можа зря я поначалу на татарина пошел?



***
Нам, татарам — что водка, что пулемет — лишь бы с ног валило!
Нам, татарам, все равно — что любиться, что бороться, лишь бы сверху полежать!
Нам, татарам, все равно — что любить подтаскивать, что любаных оттаскивать!
Нам, татарам, все равно — что санаторий, что крематорий — лишь бы тепло было!
Нам, татарам, один х...: что война, что Сабантуй — все равно драка!
Нам, татарам, все равно — что чай пить, что самовар пинать — лишь бы вспотеть!

Варяжский гость хуже татарина.
Один в поле хуже татарина.
Нежданный гвоздь хуже татарина.
Незванный гость хуже татарина.
Особенно в Татарстане. Оттуда нужно гнать незванных гостей в три шеи.
Незваный гость хуже татарина, но лучше сопливого русского.



Дружба народов — это когда хохол, русский и татарин собираются вместе и идут мочить еврея.

Судились татарин с евреем, Прокурору дали 10 лет строго режима.


Ермак Тимофеевич. Портрет начала XVIII века.

В 2000 г. в Казани проходили торжества по случаю 275-летия РАН (Российской академии наук).

Второй день, утро, Юбилейная Научная Сессия. Несколько отрывков из речей местных академиков:

Президент Академии наук Татарстана, академик АНТ М.Х. Хасанов:
— Разрешите поздравить вас с 300-летием Россииской Академии наук Татарстана!
— Мне кажется, да я и так думаю, что это событие важно не только для России, но и для всего Татарстана!

Академик АНТ М.З. Закиев, Институт языка, литературы и искусства АНТ:
— ученые предки современных татар...
— в 13 веке получили развитие ученые и мыслители..
— Лишь Булгарские военные искусства наголову разбили на подошвах Жигулевских гор, разбили орды Чингиз-хана.
— В членах РАН гуманитарными проблемами, и общими активно занимались ...
— Начали уже издавать труды, совместные с соответствующими учеными.
— По истории, истоки у нас после постановления 44 года не решались выходить за пределы Татарстана.
— хотели создать еще по архитектурному искусству, но .. я понял.
— координация работой ученых этой наукой
— Необходимо завершать историю татарского народа!


Сергей Ефошкин. "За Святую Русь!"

Пословицы:

Татарин родился — еврей заплакал.
Татарин — тот же еврей, но со знаком качества.
Хочешь завести овчарку — заведи жену татарку.

Дразнилки:

Татарин-барин зубы точит, съесть нас хочет!

Анекдоты:

Глубокой осенью было кораблекрушение. Выжили только два татарина. Но попали на два соседних острова. Живут потихоньку, осваиваются, друг с другом перекрикиваются.
Но вскоре произошло еще одно кораблекрушение. И к одному из татар выплыла женщина. Через несколько дней он решил поделится радостью с товарищем по несчастью:
— Эй, Мустафа, плыви сюда! Здесь есть то, что тебе, наверное, сниться каждую ночь.
Мустафа бросился в ледяную воду с криком:
— Мои перемячи!!!

Приходит Илья-Муромец в СОбес.
— Слыхал, боярыня, льготы положены нам, участникам Куликовской битвы?
— Однозначно! Несите справку, что участник, щас все выправим: квартплату, электричество, телефон...
— Да где же я ее возьму, справку-то?! Поди все уж померли за такое время-то!
— Н-н-н-у-у! Не знаю! Татары где-то находят!



Выехали как-то Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович в чисто поле. Посмотрели по сторонам - никого. Вдруг из-за пригорка показались два татарина хилых.
Добрыня Никитич и говорит — пора сваливать братцы!
Почему? — спрашивает Илья Муромец.
Их двое, а мы — ОДНИ, ответил Добрыня.

Идут по пустыне 10 татар и 1 русский. Русский все время рассказывает анекдоты про татар. Им это надоедает и они его предупреждают, что если он еще один анекдот про татар расскажет они его убьют. Он подумал и говорит:
— Новый анекдот. Идут по пустыне 3 негра: Шамиль, Фарид и Рафаэль.

Учительница читает классу отрывок из сочинения Вовочки:

— "Я представляю его себе узкоглазым, желтолицым всадником, скачущим с визгом и улюлюканьем на своем взмыленном коне. Живет он обычно в юрте, в Азии. До революции он был совершенно неграмотным, а после революции русские научили его читать и писать, строить дома и носить джинсы..."
Вова, сочинение написано без ошибок, но тема сочинения была "Каким я представляю себе Гагарина", а не "Каким я представляю себе татарина".

На уроке татарского языка учительница говорит:
— Вовочка, расскажи нам по-татарски про гибель Чапаева.
Вовочка с жаром рассказывает:
— Пулеметлар: "Тра-та-та-та!", Чапаев: "Улям!"

Идет на пасху по деревне поп. А ему навстречу татарин, грустный такой, в землю смотрит. Поп и говорит:
— Эй, татарин, слышь, Христос воскрес.
Татарин поднимает голову и медленно расплывается в улыбке:
— Ай, молодца!

Поспорили татарин с евреем о чем-то. Когда все аргументы кончились, перешли, как водится, на личности.
Еврей и говорит:
— Вы вообще нас двести лет под игом держали.
Татарин ему отвечает:
— А вы, а вы... А вы зачем нашего Христа распяли?!

Татарстан обратился в российский парламент с жалобой на пословицу "Незваный гость хуже татарина".
Парламент жалобу рассмотрел и постановил:
— Отныне говорить: "Незваный гость лучше татарина".

— Царь-батюшка, пришли татары. Мзду просят.
— Мзду?! — Пиши мой указ:
Дать татарам мзды!

Когда татары напали на Великую Русь, они сказали:
— Русские, сдавайтесь, нас - Орда!!
А русские им ответили:
— А нас - рать!!!

Илья-Муромец в чистом поле всматривается в даль, приложив ладонь ко лбу и щурясь на солнце.
Проезжавший мимо татарин заинтересовался:
— Куда это ты Илюшенька всматриваешься?
— Да вот, ищу где хорошо.
— Эх, разве ты не знаешь, хорошо там, где нас нет.
— Ну вот и смотрю где вас, татар, нет.

Идет спектакль на татарском языке:
Надежда Константиновна:
— Кая барасын, Владимир Ильич?
Ленин:
— Саунаркумга, Надежда Константиновна, саунаркумга !

ДЕСЯТЬ ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ВЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ НЕ ТУДА:

1. При вашем появлении все ложатся лицом вниз и без фокусов.
2. Ваш подарок тупо, но внимательно рассматривают.
3. Бутылку водки, которую вы принесли, выпивают, пока вы снимаете пальто.
4. Ваши пальто и шляпу хозяева вешают на кнопку звонка.
5. Добродушный хозяйский бультерьер весь вечер висит на вашем бедре.
6. Хозяин весь вечер как-то странно поглядывает на вас в дверной глазок.
7. Как только вы вошли, все начинают вас бить, а кто-то один истошно кричит: "Это не он, это не он!"
8. Вас спрашивают: "Надеюсь, хвоста за вами не было?"
9. После вашего стука из-за двери слышно: "О, Господи! Опять погром!"
10. Вы... татарин.



Как определить, какой вы национальности?

1. Если вы во время туристической поездки в какую-либо восточную страну испытываете чувство превосходства, а во время поездки в западную страну испытываете комплекс неполноценности, то вы — русский.
2. Если у вас дома в подвале хранится небольшая баночка с отрезанными яйцами пленного солдата, то вы — чеченец.
3. Если вас бесит всякое упоминание о сале, то вы — украинец.
4. Если в детстве после школьного урока истории о монгольском нашествии на Русь вы вернулись домой с синяком под глазом, то вы — татарин.
5. Если вашим родным языком является ломаный татарский, но вы не считаете себя татарином, то вы — башкир.
6. Если вы регулярно слушаете передачи армянского радио, но они вас не смешат, то вы — армянин.
7. Если вы регулярно слушаете передачи радио "Эхо Москвы", и они вас смешат, то вы — еврей!
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
старый 11.09.2012, 18:35   #2
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.631
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Только русские в родне,
Прадед мой - Самарин,
Если кто и влез ко мне,
То и тот - татарин!


(В. С. Высоцкий).

* * *
Из русско-татарского словаря:
Дед Мороз - Колотун Бабай.

* * *
- Как по-татарски "пятьдесят"?
- Илле.
- А "пятидесятирублевка"?
- Иллюха.



"Нашествие татар". Рис. М.В. Горелика.

Анекдоты.

Фашисты заняли татарскую деревню. А был как раз банный день.
Согнали они всех голых мужиков в центр деревни и спрашивают, кто из них партизан. А им отвечают, что здесь партизан нет, только свои, местные.
Тогда фашисты завязали всем татаркам глаза и велели опознать своих мужей на ощупь по тому, что ниже пояса. А если кто останется неопознанным, тот, значит, и есть партизан.
Пошла одна татарка вдоль мужиков и остановилась возле одного.
- Этот мой!
Развязали ей глаза - действительно ее муж. Ушли они.
Пошла вторая татарка - и тоже правильно опознала своего мужа. Ушли и они.
Тут фашисты смеха ради поставили в шеренгу к татарам своего раздетого фашиста.
Вот идет третья татарка вдоль мужиков, ощупывает у них то, что ниже пояса висит:
- Этот не мой. Этот тоже не мой.
А потом как возмущенно обернется к фашистам:
- А этот вообще не из нашей деревни!!!

* * *

Едет по казанским улицам троллейбус. Водитель объявляет:
- Следующая остановка Гарифьянова.
Проехали остановку. Водитель объявляет:
- Гарифьянова. Следующая остановка Сыртлановой.
Еще проехали:
- Сыртлановой. Следующая братьев Касимовых.
Тут к водителю подходит дедуля в тюбетейке и говорит:
- Слышь, сынок, моя фамилия Хабибуллин. Мне когда выходить?


Андрей Плотнов. "Перед Куликовской битвой".

* * *
На улице русская девушка подходит к деду-татарину и спрашивает, который час. Дед смотрит на часы: на часах без пятнадцати двенадцать, но не знает, как сказать это по-русски. Думал, думал, потом выдал следующее:
- Знаешь, доченька: вот, двенадцать хочет, но пятнадцать не пускает!

* * *

Казань, русский детский сад. Урок татарского языка. Воспитательница:
- А теперь, дети, кто знает, как будет по-татарски "цыпленок"?
- Петушкин малайка! - кричат дети.

["малай" - мальчик]

* * *
Телеканал "Татарстан" показывает фильм "Щит и Меч" в переводе на татарский язык.
Адольф Гитлер заходит в бункер. Все генералы взметывают руки в фашистском приветствии и кричат:
- Хайль Гитлер!!!
На что Гитлер вяло поднимает вверх правую руку и отвечает:
- Исянмесез, ипташляр.

["Исянмесез, ипташляр" - Здравствуйте, товарищи]



Иван Кузнецов в роли красноармейца Юсуфа Акчурина
в фильме Михаила Ромма "Тринадцать" (1936).


Немного истории.

«На многих зарубежных картах XVII-XVIII веков северная часть Азии обозначена как Великая Татария (Grande Tartarie, Great Tartarie, Tartaria Magna). Среди новых хронологов распространено мнение, что это было независимое государство со столицей в Тобольске. Однако подобное представление, скорее всего, является ошибочным.


Французская карта Азии. XVIII век.

Карты, на которых изображена Великая Татария (Тартария), - это, в основном, карты Азии, и западная граница этой Татарии является просто границей между Европой и Азией. Многие карты XVIII века называются также картами Российской империи, на которых обозначена Русь (Руссия, Московия), с одной стороны, и Великая Татария (Московская Татария как часть Великой Татарии), с другой. Граница между ними, опять же, - это граница между Европой и Азией.


«Карта Тартарии» Гийома Делиля. 1706 г. На карте
изображены три Татарии: Московская, Вольная и Китайская.


Говоря о Великой Татарии, часто ссылаются на первое издание Британской энциклопедии, вышедшее в свет в 1771 году. Однако никакое государство с таким названием там не упоминается. В географической таблице, действительно, есть Татария, состоящая из трех других Татарий, в том числе и Московитской. И дело не в том, что в данном случае отсутствует слово «Великая», а в том, что в таблице перечисляются не государства, а территории и их составляющие (division and subdivision).

Изначальное деление в таблице построено по частям света, а многие государства простирали свои границы за пределы одной части света. Поэтому в разделе «Европа» указана Россия, а в разделе «Азия» - Московитская Татария. Соответственно, и Тобольск оказывается просто главным городом азиатской части России. Никаких оснований считать, что речь здесь идет о разных государствах, Британская энциклопедия не предоставляет. Более того, в ней представлена карта Азии, на которой вся ее северная половина, от края до края, обозначена как Российская империя.


На XIII Международном военно-историческом фестивале «Поле Куликово».

Из последнего напрашивается вывод, что Великой Татарией называли просто часть Азии, а Московитской, или Московской, Татарией, в свою очередь, - азиатскую часть Российской империи. Несмотря на это, употребление в прошлом названий «Великая Татария» и «Московская Татария» по отношению к огромным пространствам, на которых сегодня располагается большая часть нашей страны, является историческим фактом. Но мы об этом ничего не знаем, российская история ничего не может поведать нам о том, как жила Московская Татария, почему так называлась, как колонизировалась, какие отношения у нее были с метрополией и т.д.

Вместо истории Московской Татарии нам подсовывают историю покорения Сибири, а точнее, Сибирского ханства, которое располагалось в районе течения Тобола. Эта Сибирь по занимаемой площади была настолько маленькой, что едва составляла хотя бы пятнадцатую часть современной Сибири. А что же происходило на остальной территории?


Карта «Великой Империи Тартарии» Николаса Витсена. Амстердам, 1705 г.

Географические размеры Сибирского ханства, покоренного Ермаком (на самом деле, как все-таки описано в истории, покоренного позже его легендарного похода), примерно сопоставимы с Францией. В той же Британнике, в той же географической таблице указаны размеры территорий: Франция - 139 000 кв. миль, Московитская Татария - 3 050 000 кв. миль. Разница - более чем в двадцать раз. Кажется странным, что история громадного края сведена к истории (даже не к истории, а лишь к истории завоевания) его одной двадцатой части. И это, очевидно, является большой проблемой в исторической науке.

Как же так получилось, ведь присоединение азиатских земель должно было происходить сравнительно не так давно, не в туманное время Ивана Грозного или Смуты, а уже в XVIII веке. Даже в середине этого века центральная власть в Среднем и Нижнем Поволжье была довольно слабой, и говорить о полной подчиненности и подконтрольности этого региона было бы вряд ли правильным. Что же тогда можно сказать о территории, находящейся сразу за Уральским хребтом и, тем более, еще более отдаленной - Центральной и Восточной Сибири?»



Карта Сибири - «Тартарии». 1600 г.

«Исследования генетики русских людей показали, что в ней примеси тюркских генов менее половины процента! А у казанских татар, которых относят к самим тюркским племенам, ТОЛЬКО ДВА ПРОЦЕНТА ПРИМЕСИ ТЮРКСКОЙ ГЕНЕТИКИ, А ДЕВЯНОСТО ВОСЕМЬ ПРОЦЕНТОВ – ГЕНЕТИКА ФИННО-УГОРСКИХ ПЛЕМЁН!»

Источник: http://dymovskiy.name/archives/3559

Последний раз редактировалось Klerkon: 11.09.2012 в 20:32.
старый 29.10.2013, 19:43   #3
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.631
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

«Почему историк отказался консультировать фильм «Орда» (2012).

Даже несмотря на то, что создавалась «Орда» как художественный фильм, в работу съемочной группы были привлечены и историки. Среди них был Вадим Рудаков, кандидат исторических наук, долгое время изучающий период Золотой Орды. Рудаков работал на съемочной площадке историческим консультантом. Съемки были завершены наполовину, когда историк решил расстаться с кинематографистами.



О причинах разлада и об истории съемок фильма «Орда» рассказал сам Вадим Рудаков:

Этноним «татары» в средневековье был собирательным. Повторюсь, им называли все монгольские и тюрко-язычные племена, населявшие Улус Джучи. А позднее в Российской империи кого только не называли «татарами»: хакасов, шорцев, карачаевцев, азербайджанцев,
[чеченцев, как это делает, например, А.П. Чехов в «Острове Сахалине» — прим. Клеркона] и так далее, даже нивхов на берегу Тихого океана.

Ведь татарская интеллигенция этой своей привязанностью к слову «татары» и ко всему золотоордынскому буквально подставляет свой народ. Большинство людей считают татар в Поволжье пришлым народом из Монголии, а, соответственно, «чужими» и «завоевателями». И мало кто знает про булгар, кыпчаков, финно-угров, чья кровь как раз течет в казанских, мишарских и других татарах.

Мало того, открою вам секрет: русские и татары — очень близки по происхождению. Потому что в основе и тех и других течет кровь финно-угорских народов.

Этого не хотят признавать ни в среде русской, ни в среде татарской интеллигенции. Или просто не знают об этом.

А данные генетиков показывают именно это. Да и самим не трудно догадаться, ведь древние насельники восточноевропейских лесов и лесостепей — «затираемые» в истории финно-угры. А уж потом сюда пришли славяне и тюрки. Причем, они не составляли большинство, но передали свой язык, часть культуры и самосознание.

Поэтому я давно переделал бы поговорку: «Поскреби русского — отскребешь татарина», в исторически более верную: «Поскреби русского — отскребешь финно-угра».


Ссылки: http://etatar.ru/top/43698

http://mysliwiec.livejournal.com/819881.html

«Исконно русские» фамилии татарского происхождения: http://oleg-leusenko.livejournal.com/852244.html
Sölveig и She сказали спасибо.
старый 29.10.2013, 21:58   #4
She
Senior Member
 
аватар для She
 
Регистрация: 08.2011
Проживание: Møre og Romsdal
Сообщений: 5.130
Репутация: 15 | 8
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
3. Если вас бесит всякое упоминание о сале, то вы — украинец.
Ерунда %))

Кусочек ностальгии - Хазанов 1998 г.


Цитата:
...И тут опять татары, немецкие. С запада приперлись. Сами в доспехах, лошади в доспеках, свиньёй построитлись и утопли. В озере. Они думали зимой не глубоко будет, а Александр им сказал - Кто к нас с мечом, без стука войдет, тому сюрприз! А Чернышевский сидел в тюрьме и ему нечего было делать. Он всех доставал - Что делать.. что?

И тут опять татары пришли, французские, Наполеон. Смоленск взяли, Курск, Ростов взяли.. Москву взяли и к себе понесли. А Кутузов был одноглазый, но как только заметил, он этому Наполеону как даст по его величеству...
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 06.01.2021, 20:10   #5
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.631
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Атаман Ермак и испанские конкистадоры.





Ещё в юности, прочитав научно-популярную книгу советского военного историка Михаила Бузукашвили «Ермак» (Воениздат, 1989), узнал о публикации в Америке исследования Ричарда Остина Пирса (1918-2004), специалиста по истории Аляски и Русской Америки, «К востоку от империи», одна из глав которой многозначительно называлась «Экспедиция Ермака — русского Кортеса».


Помню, тогда немало возмущался столь нетолерантным сравнением русского героя-казака с жестокими покорителями Латинской Америки, сопровождаемыми садистами-инквизиторами» и вдохновляемыми на свои «неблаговидные деяния» сначала «развращённой папской курией», а затем «коварными иезуитами»!



Ранняя парсуна Ермака Тимофеевича, которую принято датировать
концом XVII столетия. Русский покоритель Сибири носит на неё одежду
и доспехи, сильно напоминающие испанские.





Ещё пара анонимных портретов — предположительно петровских
времён. Холст на картоне, масло. Первый является даром уроженца
Костромской губернии Н. В. Крупенникова, оформленным в 1937 г. в
Иркутске. Прототип, очевидно, тот же, отличаются лишь доспехи.



И лишь познакомившись с 9-м томом «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина, узнал, что в его времена подобные сравнения были едва ли не в порядке вещей, да и к самим конкистадорам отношение в России, начавшей в те годы освоение самой Аляски и Русской Америки, было, похоже, совсем другое.



Анонимный портрет Ермака екатерининских времён, выполненный маслом на жести,
вероятно, в Сибири, переданный в Государственный исторический музей (ГИМ) в 1927 г.
из Государственного музейного фонда.



Один из его вариантов из Тобольского краеведческого музея.



Позже, познакомившись с более серьёзными исследованиями и музейными выставками, обратил внимание, что ранняя иконография Ермака Тимофеевича (1532-1585), обстоятельства происхождения которого до сих пор остаются предметом дискуссии среди учёных, в полной мере отражает представление о нём как о «русском конкистадоре». На ранних изображениях легендарного атамана он одет в одежды и вооружён почти так же, как заокеанские завоеватели-испанцы XVI столетия. Между тем, практически все ранние портреты Ермака, как правило, являются анонимными, что заставляет предполагать или иноземные корни художников, или использование для его изображения неких заграничных образцов.


Некоторые пояснения можно найти в письме историка и археолога, члена Государственного совета и тайного советника, Алексея Николаевича Оленина (1763-1843) к издателю «Летописи Сибирской» историку (СПб., 1821) Григорию Ивановичу Спасскому (1783-1864), датированном 7 июня 1821 года:


«Шапка на сем рыцаре, которую в Сибири принимают за металлическую или за особый шлем, Ермаку принадлежавший, есть не что иное, как бархатная или суконная шапка, называемая шаперон (chaperon), которую в XV и XVI веках носили почти во всей Европе, кроме России. Повязка, выказывающаяся из под сей шапки, напоминает того же времени другой европейской головной убор, который надевали вместе с шапероном, а именно: баретц (barrette), то что ныне у нас скуфьею называется. В конце XV века во всей Европе, особенно военные люди, начали отращивать бороду и в тоже время появились брызжи, или стоячия, а иногда и отложные воротники у рубашек: колле или фрез называвшиеся (collet ou fraise), которых наши предки, особливо же наши козаки никогда не нашивали; а по тому сей убор вовсе Ермаку (Василью Тимофеевичу) неприличен, равно как и латы, представленныя на сем мнимом его портрете. Сего рода доспехи во времена покорителя Сибири не были употребляемы русскими воинами, которые тогда вообще цельных лат не носили. Брони наши были или железныя кольчужныя, как то: пансыри; или из железных же пластинок, скрепленных кольцами, как то: дощатыя брони: или из таких же пластинок, прикрепленных заклепками к коже и бархату, как то: кулки; или из четвероугольных чешуй, как то: бахтерцы; или же из больших разнообразных пластин, также к коже и бархату прикрепленных, как то: зерсалы. Вот Русская ратная сбруя того времени; а не цельныя с головы до ног латы, во время Ермака употребляемыя: немцами, французами, Англичанами и другими народами Европы, кроме русских и поляков, которые в своем вооружении более азиатцам, нежели европейцам подражали. Наконец самая медаль, повешенная на груди сего неизвестнаго латника, принимаемая, может быть за царскую гривну или знак почести тогдашняго времени, которым Ермак никогда не был удостоен, также доказывает подложность сего портрета. Впрочем мне кажется, что прежде завоевания Сибири, верно не приходило на ум козацкому того века атаману заставлять с себя писать портреты, когда сие искуство весьма мало еще известно было в России; во время же завоевания им обширнаго Сибирскаго края, продолжавшагося около трех лет в безпрерывных трудах и опасностях не было, кажется, ему удобнаго времени заботиться о своих портретах, да вероятно и не было кому их писать; а потому я полагаю, что в изображениях сего достопамятнаго мужа, оказавшаго столь великую услугу России, мы должны к крайнему сожалению ограничиваться представлением его в том виде, в каком он мог быть во всеоружении своем, не заботясь о верности в чертах его лица».


То есть образованный русский дворянин первой четверти XIX века и не сомневался,что русский Ермак действительно мог иметь экзотический облик конкистадора!



А этот анонимный поясной портрет Ермака маслом хранится в Артиллерийском музее
Санкт-Петербурга. На подписи к нему сообщается: «Завоеватель Сибири Ермолай,
1666 год. П. А. К. Хранился в Тобольске в Соборном месте». В 1872 году портрет этот
был послан на Московскую политехническую выставку, оттуда и попал в музей. Перед
нами — явно не русский и не татарин, а скорее некий соратник Франсиско Писарро!



В конце XVIII века тобольский портрет послужил основной для нескольких других,
как, например, для этого, хранящегося в Воронежском областном музее имени
Н. И. Крамского. Черты лица уже более напоминают русские, а не «испанские».



Известно, что современных Ермаку портретов не только не сохранилось, но и, скорее всего, никогда не существовало в природе. Историк и летописец Сибири петровских времён Семён Ульянович Ремезов, отец которого, тобольский стрелецкий сотник Ульян Моисеевич Ремезов, якобы видел в середине XVII века последних выживших участников завоевания Сибири, привёл такой словесный портрет Ермака:

«Вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц,
чёрн брадою и власы прикудряв, возраст средней, и плоск, и плечист»


(Ремезовская летопись // Сибирские летописи, изданные. СПб.: Импер. Археограф. комиссия, 1907. С. 344.)


Сразу поясню, что на языке той эпохи слова «всякой мудрости доволен» означало не совсем то, что приписывается киевскому Ярославу Владимировичу, а некие умения, навыки, военные и профессиональные, а «возраст средней» означал не годы, а просто средний рост. Зрачен же означало наличие у Ермака пронзительного и повелительного взгляда, для сравнения напомню, что императрицу Анну Иоанновну народ окрестил «царицей престрашного зраку». То есть, знаменитый атаман, по словам Семёна Ремезова, являлся авторитетным, опытным и умным вождём, физически крепким, широкоплечим и коренастым, с плосковатым лицом, чёрной бородкой и кудрявыми волосами. — Чем не степной татарский хан?



Портрет первой трети XVIII в. из Ставропольского краевого
музея изобразительных искусств. Холст, масло.



Ещё один интересный портрет первой половины XVIII века, на котором Ермак
вооружён, но облачён в гражданскую одежду, хотя и также европейскую.



Но здесь напомню, что, как писал я уже на форуме, историки давно установили, что первые казачьи степные сообщества формировались в XIII-XIV веках из бродников, этнически пёстрых, с заметным преобладанием тюркской крови, возможно, татарской, а возможно, и половецкой, кыпчакской. И зародившаяся в XV столетии на землях Белой, или Ак-Орды Казахская, или Киргиз-кайсацкая орда также числит в числе своих прародителей кыпчаков.


Также является историческим фактом, что в русских летописях казаки впервые упоминаются в конце XIV начале XV века именно как «казаки-татары», а не, скажем, «казаки-русичи». И лишь в следующем XVI столетии, когда сообщества степных удальцов стали принимать к себе массы беглых славян, русская кровь стала вытеснять степную...


И имя Ермек у татар популярно, да и прозвище Токмак имеет тюркские корни. И лишь в XVIII столетии, когда Российская империя стала утверждать свою власть на просторах Сибири и сделал первые попытки вторгнуться в Среднюю Азию, в народном фольклоре появились легенды о том, что «настоящим именем» Ермака было Герман, Ермолай, Ермил, Ерёма, а то и вовсе — Василий Тимофеевич Аленин!



Лишь на литографиях из книг XIX века Ермаку
стали придавать татарские черты лица.


В официальной же портретной живописи легандарного завоевателя рисовали с каких-то несохранившихся западных прототипов, вероятно, не имевших ничего общего с истинным обликом народного героя, «родом неизвестного, душой знаменитого», каким назвал его историк Карамзин, дворянский род которого, что интересно, происходил от тех же татар.


Николай Михайлович, как свидетельствуют его «Письма русского путешественника» (в которых он нахваливает просвещённую Англию) и «Записка о древней и новой России», являлся не только «патриотом и государственником», как принято его изображать, но и горячим сторонником всего европейского, убеждённым масоном и англоманом. Вовсе не желая афишировать возможные «степные корни» Ермака Тимофеевича, он, тем не менее, также отметил в своём труде, что атаман «был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду черную, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного».


Вероятно, примерно такой же позиции придерживались неизвестные авторы ранних портретов легендарного атамана...




Лишь в 1891 году русский скульптор еврейского происхождения Марк Матвеевич
Антокольский запечатлел Ермака «типичным славянином», с чертами, присущими
жителям северных губерний Российской империи.



Романтизированный портрет Антокольского послужил основой
для большинства позднейших изображений и даже музейных
реконструкций.



Памятник Ермаку в Сургуте. 2010 г. Скульптор Константин Кубышкин.

Последний раз редактировалось Klerkon: 06.01.2021 в 20:02.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: «Поскреби русского — найдешь татарина?»
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Перевод с русского на латынь Secret Переводы 46 26.05.2016 18:27
Тайны Русского севера arianfinist Язычество 1 12.10.2009 10:00


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 10:43


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd.