Valhalla  
вернуться   Valhalla > Славянское братство > История и политика
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 13.05.2009, 10:56   #1
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию Вадим Кожинов – статьи

Понимание трагедии и разрушенное сознание

В современной общественной жизни, как правило, не учитывают вопросов, связанных с основными элементами сознания. Например, разрушение в русском сознании понимания и чувствования жизни как трагедии приводит к негативным последствиям.

Начиная с советских времен, в связи с идеей коммунизма было утверждено представление о жизни как о чем-то таком, что вполне может быть рационально устроено. Отступления от этого связывали с существованием "эксплуататорского" общества, которое было неправильно построено. При этом считали, что можно построить такое общество, где все будет прекрасно и жизнь будет в некотором роде идиллией, и это, начиная с первых лет советской власти, усердно вбивалось в головы людей.

Но такое представление не соответствует подлинной действительности бытия людей и, кстати, не соответствует основам образования,которые были до революции, не соответствует всей русской литературе в ее высших выражениях. Можно вспомнить много различных образцов крупнейших русских повествовательных произведений и огромное количество строк из лирической поэзии, в которых трагическое воплощено как закон жизни, который нельзя обойти. Взять, к примеру, творчество Достоевского или Толстого - у них почти в каждом произведении утверждается, что жизнь глубоко трагична, но что особенно важно - это не рассматривается как нечто негативное, как нечто такое, что необходимо устранить. Пушкин свое понимание жизни выразил в такой строчке: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" - и это не значит, что он отвергает такую жизнь.

Так вот, я считаю, что, отвергнув понимание жизни как драмы и, в конечном счете, как трагедии, мы потеряли что-то чрезвычайно существенное, и представление о жизни как о чем-то, могущем стать рациональным и упорядоченным, мне представляется насквозь ложным. Трагедийность человеческой жизни находит свое конечное выражение в том, что человечество (как и индивидуальное сознание) осознает свою конечность, и с этим осознанием, на мой взгляд, живет каждый человек. Я думаю, что в школах не только преподавание литературы, но и преподавание других предметов должно быть с этим связано. Причем я подчеркиваю - вся отечественная литература в ее высшем проявлении была проникнута этим осознанием, но его, к сожалению, старались задушить.

Осознание трагедийности жизни вызывает в мыслящем человеке чувства достоинства и гордости. Зная, что умрет, человек все равно делает свое дело, причем видит, что мир встречает это сопротивлением. Так, П. Флоренский, будучи уже арестованным, писал, что понял, что нельзя приносить что-либо миру, не обрекая тем самым себя на страдание. И в этом есть глубокий смысл. Чем плодотворнее твои свершения, тем большим будет сопротивление. Это и есть подлинное понимание трагедийности бытия, а также его оправдание и обоснование.

Одна из причин утери этого смысла связана с отторжением людей от религии. Ведь истинная религия всегда рассматривает жизнь как трагедию. В этом смысле меня очень удивил президент. Когда его спросили, почему он ходит в церковь, он ответил, что там он себя комфортно чувствует. По-моему, истинное восприятие литургии - это переживание бытия как трагедии. Я, конечно, не знаток других религий, но, с моей точки зрения, то же самое есть и в буддизме, и в мусульманстве. Например, на улыбку Будды я всегда смотрю с некоторым трепетом, потому что это улыбка того, кто уже знает, что там, за чертой.

Я думаю, если вернуть смысл и осознание трагедии, сделать их одним из краеугольных камней образования, то это сразу многое изменит. И мне представляется, что это не такое уж сложное дело. Все зависит от преподавателей: если преподаватель проникнут этим сознанием,он его передаст. Например, нельзя сегодня преподавать историю,не отвечая на вопрос, что было с нашей страной в 1917 году, что же там такое произошло. К сожалению,ответы даются как в детской сказке: мол, были какие-то злодеи, которые все это устроили, сами себя поубивали и т. п., но что это время - время действительно народной трагедии, которая требует своего осмысления, об этом молчат, хотя есть образцы подобного рода восприятия, в частности, творчество А.Блока. Раньше в преподавании истории если и было то, что называли трагедией, так это битва с врагом. В нашем преподавании получается так: есть жизнь, которая идет разумно, рационально, всем платится по заслугам, но бывают и отклонения, вызванные субъективными причинами, не вытекающими из самой основы человеческого бытия, - своего рода деформации. В этом случае и происходит, что юный человек, до определенного момента находившийся под крылом родителей, учителей, вдруг, сталкиваясь с самой стихией жизни, обнаруживает, что жизнь не такая, как ее описывали ему в школе. Происходит слом и рождается главный тезис юных наркоманов, панков и т. п. - все лгут. И здесь вопрос упирается в воспитание уже самих преподавателей. У нас еще что не учитывают: каких-нибудь сто лет назад деревня ходила в церковь и приобщалась к религии совершенно органически. Это происходило потому, что верующими были и деды, и отцы, и матери. Это было соборное приобщение, в котором не было никаких сомнений. Человек,родившись,уже входил в эту семейно-деревенскую общину (в городе это околоток, церковный приход, где все люди друг друга знали), а сейчас он вынужден сам решать проблему веры, а это чрезвычайно трудная задача.

Без того, о чем я говорю, совершенно непонятно то, что сейчас переживается страной. Например, в той драме, которая разыгрывается в Чечне. Если пытаться объяснить происходящее там в известных всем рациональных понятиях социальных, экономических, политических и т. п., то ничего не получится. Я думаю, объяснение в том, что чеченцы - уникальный, своеобразный и, если хотите, иррациональный народ. Посмотрите на историю Чечни и увидите, что этот народ то и дело восставал, демонстрируя свою уникальную пассионарность, и, на мой взгляд, это не "негативная" черта. Дело в том,что в процессе раскрытия пассионарности часто совершаются всякого рода преступления, и нельзя винить в этом народ. Кстати, эту пассионарность народа не учитывает Лебедь. Он думает, что, заключив договор, можно остановить войну. Но для того, чтобы остановить войну, необходимо решить иррациональную задачу, каковой является воинственность чеченцев. Я не знаю, как ее решить, но явно не таким способом, как сейчас. Изгнание Завгаева - это неправильно.К сожалению, трудно ждать того,чтобы чеченцы сами поставили вопрос о своей уникальности, ведь этим они как бы подписывают себе приговор. Получается, что они и только они во всем виноваты. Но решение проблемы найти необходимо. Что же нужно учитывать? Чеченцы очень ценят то, что сейчас называют рейтингом: посмотрите, как они счастливы, зная, что их показывают по всем телеэкранам мира, - это ведь тоже выражение какого-то менталитета. Часть чеченцев чувствует себя, как рыба в воде, в условиях войны. Кстати, я убежден, что те, кто пошли в Абхазию во главе с Басаевым, пошли туда не потому,ч то они так уж любили абхазов (исторически не было тесных связей между чеченцами и абхазами), а отправились просто повоевать и пограбить (там жили достаточно богатые грузины, точнее менгрелы).При этом я считаю немыслимым ставить вопрс о вине народа, здесь речь идет прежде всего о беде и опять же о трагедии народа. Внутренняя иррациональная сила, заложенная в чеченском этносе приносит беду не только им, но и другим. Мне кажется, что для решения проблемы необходимо выработать нечто такое, что удовлетворило бы этих людей в смысле употребления их пассионарного потенциала. Например, царское правительство создавало из них элитные воинские части, этим опытом можно было бы воспользоваться.

Так вот, неучет подобного рода вопросов и, прежде всего, вопросов, связанных с тем, что называют национальным сознанием и самосознанием, приводит к принятию решений, неадекватных ситуации.

Источник: http://kozhinov.voskres.ru/articles/traged.htm
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 17.05.2009, 23:43   #2
Nik
Senior Member
 
Регистрация: 11.2007
Проживание: Moskau
Сообщений: 4.925
Репутация: 18 | 7
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
Осознание трагедийности жизни вызывает в мыслящем человеке чувства достоинства и гордости.
Странный вывод. Жизнь светла и прекрасна и делать из неё трагедию...
Тогда нужно копать себе могилу и ложиться туда.
Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
посмотрите, как они счастливы, зная, что их показывают по всем телеэкранам мира,
Согласен. Денег им не давать, показывать 24 часа в сутки и все чеченские проблемы решены.
старый 18.05.2009, 00:09   #3
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
nik1951 посмотреть сообщение
Странный вывод. Жизнь светла и прекрасна и делать из неё трагедию...
Тогда нужно копать себе могилу и ложиться туда.
Зачем такие крайности?

Соглашаться или не соглашаться с автором статьи, конечно, дело читателя, но с моей точки зрения абсолютно ясно, что если бы первобытный человек жил в Раю, он бы навсегда остался первобытным человеком.

Полное благоденствие делает из человека тупое самодовольное животное.
старый 18.05.2009, 00:40   #4
Nik
Senior Member
 
Регистрация: 11.2007
Проживание: Moskau
Сообщений: 4.925
Репутация: 18 | 7
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
что если бы первобытный человек жил в Раю, он бы навсегда остался первобытным человеком.
И был бы счастлив. Как вдруг появился Хальдван и потащил его в мир полный опасностей и невзгод.
старый 18.05.2009, 00:41   #5
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.174
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Полное благоденствие делает из человека тупое самодовольное животное.
Работать надо до подлинной усталости, а не скорбеть душою о несовершенстве бытия. Я, впрочем, ещё слушаю музыку весьма дионисического свойства:
YouTube - Dissection - The Somberlain (Live)

"I have found what I wanted, tranquility" (с).
"I reach the land of spiritual rest" (с).
старый 18.05.2009, 01:12   #6
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
nik1951 посмотреть сообщение
И был бы счастлив. Как вдруг появился Хальдван и потащил его в мир полный опасностей и невзгод.
Признателен. Но все же вы меня кое с кем перепутали ).

Цитата:
Old посмотреть сообщение
YouTube - Dissection - The Somberlain (Live)

"I have found what I wanted, tranquility" (с).
"I reach the land of spiritual rest" (с).
А, Dissection... старая любовь.
старый 18.05.2009, 08:31   #7
ulm
Senior Member
 
аватар для ulm
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 1.650
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Old посмотреть сообщение
слушаю музыку весьма дионисического свойства: YouTube - Dissection - The Somberlain (Live)
Вы сатанист? Если нет, тогда как вы объясните то, что вам нравится смотреть на людей орущих на сцене в окружении сатанинской символики?
_____
ЗЫ: тяжелую музыку сам люблю

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
В современной общественной жизни, как правило, не учитывают вопросов, связанных с основными элементами сознания. Например, разрушение в русском сознании понимания и чувствования жизни как трагедии приводит к негативным последствиям. Начиная с советских времен, в связи с идеей коммунизма было утверждено представление о жизни как о чем-то таком, что вполне может быть рационально устроено. Отступления от этого связывали с существованием "эксплуататорского" общества, которое было неправильно построено. При этом считали, что можно построить такое общество, где все будет прекрасно и жизнь будет в некотором роде идиллией, и это, начиная с первых лет советской власти, усердно вбивалось в головы людей.
ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН... Такое миропонимание коррелируется и с православным вероучением. Любой сколько-нибудь серьезный взгляд на мир, приводит к пониманию того, что он глубоко не совершенен "Мир во зле лежит" и участь человека в нем печальна "В мире будете иметь скорбь". И пытаться жить в нем для собственного наслаждения и во всем его требовать - есть либо глупость (могущая быть и вполне научно оформленой), либо безумие. Мы можем видеть на Земле лишь отблески той вечной красоты, что ждет избранных за чертой сей временной жизни.
__________________
За Веру, Царя и Отечество!
старый 18.05.2009, 12:21   #8
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.174
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Хальвдан.
Цитата:
А, Dissection... старая любовь.
Любвей этих у меня более сотни, а может, и двух. Dissection я привёл, в основном, благодаря его выразительности. Сейчас вот слушаю Black Sabbath "Headless Сross". Так что могу говорить не о пристрастии своём, а о тенденции в моём мировосприятии.

ulm.
Цитата:
Вы сатанист?
Я -- это я.
Цитата:
Если нет, тогда как вы объясните то, что вам нравится смотреть на людей орущих на сцене в окружении сатанинской символики?
Объясняется просто. Символику, вместе с идеологией, я считаю вторичным продуктом, производной из жизнедеятельности человеческого духа. Первичен и по-настоящему важен процесс развития индивидуального самосознания.
__________________
Hungry Heart.
старый 18.05.2009, 12:40   #9
ulm
Senior Member
 
аватар для ulm
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 1.650
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Символику, вместе с идеологией, я считаю вторичным продуктом
А зря...

Цитата:
Old посмотреть сообщение
с идеологией
для чего вы ее ставите в один ряд с символикой-то?


Цитата:
Old посмотреть сообщение
Первичен и по-настоящему важен процесс развития индивидуального самосознания.
А не есть ли символика продукт сознания? Так сказать внешнее схематическое отображение внутреннего содержания?

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Я -- это я.
Есть оч. примечательная немецкая сатанинская группа "DAS ICH".
старый 18.05.2009, 12:53   #10
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.174
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Есть оч. примечательная немецкая сатанинская группа "DAS ICH".
Мне больше нравится песня "I" у австрийцев Samael.
Цитата:
А зря...
Ну, Вам виднее.
Цитата:
для чего вы ее ставите в один ряд с символикой-то?
Потому что идеология такое же схематичное и не всегда точное выражение жизненного потенциала, как символ -- схематичное и упрощённое выражение мысли.
старый 18.05.2009, 13:06   #11
ulm
Senior Member
 
аватар для ulm
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 1.650
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Old посмотреть сообщение
идеология такое же схематичное и не всегда точное выражение жизненного потенциала, как символ -- схематичное и упрощённое выражение мысли.
В таком случае на Земле все схематичное и не всегда точное... Это прямое следствие поврежденности этого мира, на что указывает Писание.

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Мне больше нравится песня "I" у австрийцев Samael.
То есть вы отдаете себе отчет в том, что значит это местоимение в сатанизме?

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Samael
А вы знаете, кто это?
старый 18.05.2009, 13:10   #12
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.174
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
В таком случае на Земле все схематичное и не всегда точное... Это прямое следствие поврежденности этого мира, на что указывает Писание.
С точки зрения других философов, это следствие незавершённости мира, который никогда не был совершенен, и находится в процессе становления. И мне по вкусу эта точка зрения.
старый 18.05.2009, 13:23   #13
ulm
Senior Member
 
аватар для ulm
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 1.650
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Old посмотреть сообщение
И мне по вкусу эта точка зрения.
А кому-то может по вкусу маленьких мальчиков насиловать... значит ли это, что он должен так поступать?
Вы пробовали искать Истину вне своих пристрастий? Вам такое вообще в голову приходило? Ведь пока мы исходим из себя самих мы смотрим на вещи только через призму нашего греховного естества и видим все в искаженном свете.. у каждого степень искажения своя (в зависимости от склонностей) - отсюда и рождаются разные мнения споры и проч.
старый 19.05.2009, 00:55   #14
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.174
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
А кому-то может по вкусу маленьких мальчиков насиловать...
Давненько меня не воспитывали... Йех, я как-то даже отвык! Вчерась библеисты в дверь позвонили: "не хотите ли Вы, говорят, побеседовать о Библии?" А мне как раз было некогда. Ну ничего...
Цитата:
Вы пробовали искать Истину
Я много чего пробовал, и это тоже.
Цитата:
вне своих пристрастий?
О пристрастиях я уже сказал, повторяться не буду.
Цитата:
Вам такое вообще в голову приходило?
Вы второй раз спрашиваете одно и то же для чего?
Цитата:
Ведь пока мы исходим из себя самих мы смотрим на вещи только через призму нашего греховного естества и видим все в искаженном свете.. у каждого степень искажения своя (в зависимости от склонностей) - отсюда и рождаются разные мнения споры и проч.
Понравилось многоточие и "рождаются".
старый 19.05.2009, 00:59   #15
ulm
Senior Member
 
аватар для ulm
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 1.650
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Вчерась библеисты в дверь позвонили: "не хотите ли Вы, говорят, побеседовать о Библии?"
Надо было с лестницы спустить...

Цитата:
Old посмотреть сообщение
О пристрастиях я уже сказал, повторяться не буду.
Ну, значит оно и не надо... остановимся на этом

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Понравилось многоточие и "рождаются".
В смысле??
старый 19.05.2009, 01:15   #16
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.174
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Надо было с лестницы спустить...
Говорю же, некогда было. Жаль, не крышнаиты попались, с теми просто: на "Харе Кришна" я отвечаю другой мантрой.
Цитата:
В смысле??
Цитата:
Ведь пока мы исходим из себя самих мы смотрим на вещи только через призму нашего греховного естества и видим все в искаженном свете.. у каждого степень искажения своя (в зависимости от склонностей) - отсюда и рождаются разные мнения споры и проч.
старый 19.05.2009, 01:17   #17
ulm
Senior Member
 
аватар для ulm
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 1.650
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Old посмотреть сообщение
цитата: В смысле?? цитата: Ведь пока мы исходим из себя самих мы смотрим на вещи только через призму нашего греховного естества и видим все в искаженном свете.. у каждого степень искажения своя (в зависимости от склонностей) - отсюда и рождаются разные мнения споры и проч.
Ничего не понял причем тут
Цитата:
Old посмотреть сообщение
Понравилось многоточие и "рождаются".
,
но ладно...
старый 19.05.2009, 01:20   #18
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.174
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Ничего не понял причем тут
Надо прочитать только выделенные слова из фразы
Цитата:
Ведь пока мы исходим из себя самих мы смотрим на вещи только через призму нашего греховного естества и видим все в искаженном свете.. у каждого степень искажения своя (в зависимости от склонностей) - отсюда и рождаются разные мнения споры и проч.
Хальвдан и Helly сказали спасибо.
старый 19.05.2009, 11:57   #19
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Браво, Old, вы поставили "проповедника" в тупик ).
старый 19.05.2009, 12:40   #20
ulm
Senior Member
 
аватар для ulm
 
Регистрация: 06.2007
Сообщений: 1.650
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Вадим Кожинов – статьи

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
Браво, Old, вы поставили "проповедника" в тупик ).
Это каким же образом и в какой тупик он меня поставил? То, что я пресек новое нараждающееся словоблудие и не стал отвечать на совершенно никчемную здесь игру ума, вы считаете тупиком?
Ну ладно, раз вам так хочется... Чем бы дитя не тешилось..
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Вадим Кожинов – статьи
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Этнополитика глазами бойцов спецназа (статьи издания подразделения антитеррора "АЛЬФА" grom Всемирная история, политика 3 26.11.2006 14:23
Статьи на портале Ulv О сайте 1 11.11.2003 22:15


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 03:16


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd.