Valhalla  
вернуться   Valhalla > Славянское братство > История и политика
Регистрация


Дерево 2спасибо
  • 1 Автор Ingvor
  • 1 Автор Хальвдан

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 10.06.2012, 01:51   #1
Senior Member
 
аватар для Ingvor
 
Регистрация: 11.2009
Сообщений: 1.925
Репутация: 9 | 0
По умолчанию Славяне Германии

Популярная лекция для чайников


"Поскреби немца - найдёшь славянина."



Исследованиe происхождения моей фамилии неожиданно привело меня в Германию. Заинтересовавшись этим вопросом и копаясь в Интернете, я узнал для себя нечто новое - нашу историю следует начинать не с Киевской и Новгородской Руси, a с южнобалтийских государств вендов и ободритов, существовавших в I и начале II тысячелетия н.э. Именно там, в Северной Германии, на южном побережье Балтики, покоятся останки наших далёких предков, и именно там следует искать истоки многих русских фамилий. Теснимые наступающими германскими племенами, часть южнобалтийских славян переместилась на восток. На территорию нынешней России они пришли уже как колонизаторы, ставившие свои города-крепости. А вокруг по деревням жило местное угро-финнское население. Оставшиеся в Германии славяне были онемечены, а ушедшие на восток славянизировали угро-финнов и растворились в них генетически. Появились русские - по культуре и языку - славяне, генетически - в значительной степени угро-финны.
Mногими любопытными фактами, которые мне удалось узнать из Интернета о славянах Германии, я решил поделиться с тобой, дорогой читатель.

1.1. Мазуры Luzga


"Мужик повел корову продавать в город.
Ведет и увидал: десять мазуров стоит..."

"Как мужик корову продавал".
Сказки Вологодского края.

Занимаясь поисками истоков своей фамилии Лузгин, я постепенно и неумолимо приходил к выводу, что их следует искать в Северо-Западной Руси: на побережьях Белого и Баренцева морей, и, главное, в Полоцком княжестве, где проживала западная ветвь большого славянского племени кривичей - полочане. Сомнений практически не оставалось: мы, Лузгины, - кривичи. Было также ясно, что фамилия Лузгин - это русифицированный вариант фамильной клички Лузга, произошедшей от мирского имени Лузга, означавшего сначала "одноглазый", а позднее, когда христианская церковь начала борьбу по искоренению мирских имён, - "никчёмный".
И тут, вдруг, - удивлению моему не было предела - я обнаруживаю пруссов с фамилией Luzga. Если точнее - то мазурoв - народ, проживавший в междуречье Вислы и Немана в Мазурском Озёрном крае Пруссии и говоривший, как пишут историки, "на испорченном польском языке". В церковных книгах п. Romanowen округа Lyck Восточной Пруссии [г. Эльк (Elk), п. Романово (Romanowо), Варминско-Мазурское воеводство современной Польши], размещённых в Интернете, я нашёл информацию, относящуюся к XVIII и XIX векам, о рождении, смерти и регистрации брака жителей с фамилией Luzga и даже Luzgin. Первая запись датирована 1741 годом и сообщает о рождении Jendrzej Luzga, родители Christoph и Eva Luzga из Romanowen. Упоминается также N.N. Luzga, родившийся около 1640 года и являющийся, по-видимому, одним из основателей рода мазурских Luzga. При регистрации брака в 1805 году в качестве свидетеля упоминается некто Fr. Luzgin. Полный список всех записей с фамилией Luzga округа Lyck приведён мною в приложении к очерку "Лузгины", размещённому в Самиздате в библиотеке Мошкова. В этом списке мы встречаем людей со странными для русского уха именами: Jendrzej, Albrecht, Wojtek, Adam, Christoph, Christian, Jan, Jacob, Daniel, но с такой до боли знакомой каждому Лузгину фамильной кличкой - Лузга.

*

Размышляя об обнаруженной мной прусской ветви фамилии Luzga и о появлении на Руси фамилии Лузгин, я вспомил, что несколько сотен русских дворянских фамилий имеют предания о родоначальниках-основателях, "выезжих из Прус" или "из Немец". Скорее всего, речь здесь идёт о русских родах, вынужденных покидать родные земли вследствие постепенного немецкого наступления на Прибалтику. Историк В.И. Меркулов сообщает:
"Массовое переселение с южного и юго-восточного берегов Балтийского моря в Новгород и Псков пришлось на XIII в., когда крестоносцы полностью захватили Поморье и Пруссию. Выходцы оттуда получали прозвище "из Немец", указывавшее на выселение из земель, захваченных "немцами", или "из Прус" по названию области, которое сохранилось даже после немецкого завоевания. Поток переселения шёл из южной Прибалтики в Новгород и Псков, и дальше в другие города".
В Новгородской области и сейчас есть деревня Мазуры, а в Белоруссии фамилия Мазуров - не такая уж редкость. Но, в таком случае, может быть, Лузгины - не кривичи, а пруссы? Ответ на этот вопрос даёт историк Константин Воротный из г. Костромы:
"... пруссы - не просто славянское племя (некоторые учёные считают их летто-литовцами), а самая западная ветвь большого племени кривичей, которое стало основой формирования русских Смоленской, Брянской, частью Новгородской и Псковской областей, а также белорусов и, частично, литовцев и латышей < ... >.
...пруссы - это летописное славянское племя кривичей (странно, что историки до сих пор этого не заметили!) < ... >.
...мы можем с полным основанием говорить, что пруссы-кривичи, наряду с вятичами, тверичами, древлянами, словенами, северянами стали тем самым ядром, на основе которого сформировался самый свободолюбивый народ в мире - русские."
Не знаю, как насчёт "свободолюбивого народа", но во всём остальном Константин Воротный абсолютно прав. Пруссы - это западная ветвь кривичей, и действительно странно, что историки до сих пор этого не заметили. Кривичи Лузгины - ещё одно тому подтверждение. Отметим также, что верховный жрец пруссов имел титул Криве. Отсюда и название племени - кривичи. Языковые заимствования свидетельствуют о тесном взаимодействии между прусским и литовским языками, а последние генетические исследования показали близкое родство литовцев и белорусов.

*

Между тем, согласно генеалогическим преданиям, о которых сообщает П.Н. Петров в двухтомнике "История родов русского дворянства", царствовавшая в России династия Романовых вела свое происхождение как раз из таких выходцев. В главе XVIII Родословной книги XVI в. о предке Романовых Андрее Кобыле сообщается:
"Род Андрея Ивановича Кобылы, выехал из Прусские земли по Немец, а от него пошли Лодыгины, Захарьевы, Шереметевы, Колычевы, Беззубцовы".
Считается, что Андрей Иванович Кобыла был сыном знатного прусского владетеля князя Гланда Камбила Дивоновича, в крещении Ивана, который приехал в Россию вместе с сыном в последней четверти XIII века из Литвы или "из Прусс".
Н.Н. Селиванов в книге "Сборник материалов по истории предков царя М.Ф. Романова" рассказывает:
"Прусский король Прутено [Брутено] в 373 году по Рождеству Христову отдал в вечное владение своё Прусское королевство брату своему Ведевуту, а сам определился в идолослужение первым жрецом в городе Романове, где ныне находится немецкое местечкo Хайлигенбайль, как раз неподалёку от Кёнигсберга. Романов, Ромов - буквальный перевод с латыни на русский названия "Рим" (по-итальянски - Рома). Именно этот Ромов-Рим, скорее всего, упоминается в рассказе о путешествии апостола Андрея по Руси в "Повести временных лет"."
Согласно исследованиям барона Кампегаузена, опубликованнным в книге Н.Н. Селиванова, где-то неподалёку от Кёнигсберга стоял когда-то город Романов - столица Прусско-Самогитского княжества, которым в течение долгого времени владели предки бояр Романовых.
В сочинении Т.С. Мальгина "Зерцало Русских Государей", изданного в 1794 году, о предках Романовых говорится:
"Прапредки Романовых происходят от самого первого Прусского и Самогитского князя Вейдевуда, который жил, точнее правил, в 305 - 379 годах. Потомство его разрослось до 9-ти колен, вплоть до князя Гланды, которого признают братом прусского князя и который на исходе XIII века прибыл в Россию, крестился в 1287 году и наречён именем Иоанн".
K. Воротный рассказывает:
"...в 305 году Прутено, король пруссов, уступил свой престол брату Вейдевуду, а сам удалился в древнюю столицу пруссов - город Романов, где сделался верховным жрецом при священном дубе, изображение которого находится в гербе рода Романовых. Один из потомков четвёртого сына Вейдевуда - Недро - владетель Судавии, Самоготии, Литвы, князь Гланда Камбила Дивонович, обессиленный борьбой с крестоносцами, удалился с сыном своим и многими вассалами к великому князю Александру Ярославичу Невскому."

*

В этом сообщении историка K. Воротного есть любопытная деталь: священный дуб. Хорошо известно, что дуб считался сященным деревом у кельтов. Кельтские жрецы - друиды - почитали дуб, потому что он был священным деревом Богини Даны. Историками высказывалось даже предположение, что само слово "друид", возможно, происходит от корня "дру", что означает "дуб". Друиды превращали дубовые рощи в святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Дуб почитали за его особую прочность и долговечность; в нем видели земное воплощение всемирного Древа Жизни, связующего мир смертных с Потусторонним миром. Кельтские статуи, найденные при археологических раскопках, сделаны из древесины дуба. Кельтские корабли также делались из дуба, благодаря чему они отличались особой долговечностью. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.
В моих статьях, размещенных в этом разделе, читатель встретит много других фактов, которые свидетельствуют: фамильная кличка Лузга, как и само слово "лузга", - кельтиберского происхождения. Одним из значений слова "луска" в кельтском языке было "одноглазый".
Да, пруссы-кривичи и лужицкие сербы, скорее всего, - кельтиберы, а верховый кельтский бог Луг есть легендарный Луз - родоначальник кельтиберского племени лузов или лузитан, предков современных португальцев. Именно поэтому фамилию Luzga, как и имя Luzga, и сейчас можно встретить в Испании. Вспомним также, что в старом русском языке вместо "луг" говорили "луз", и слово "луг", как это указано в словаре Фасмера, первоначально имело значение "роща" - вероятно, так называлась священная роща бога Луга.

*

Один из сыновей Андрея Кобылы звался Александр Ёлка. Хвойное растение ёлка здесь, конечно, ни при чём. Елк по-кельтски - это лось (англ. elk). Мирские имена часто давались по названию животных. Отметим совпадения: Александр Елка Кобылин и г. Элк (Elk), a рядом - деревня Romanowеn, где я обнаружил прусский род Luzga. Может быть, фамилия Романовы связана не только с Романом Захарьиным-Кошкиным, но и с этой деревней Romanowеn? Кроме того, в Полоцке, откуда происходят Лузгины, Романовы имели свой удел. Что-то уж больно много совпадений... Да и местоположение города Ромова до сих пор точно не установлено. Ясно, что он не мог быть большим городом, поскольку упоминается Ромов только один раз в "Хронике" Петра из Дусбурга и ни разу ни в одном письменном источнике времени завоевания Пруссии Тевтонским орденом. Во всяком случае, историкам, занимающимся изучением происхождения царской династии Романовых, я бы рекомендовал по-внимательней присмотреться к этому месту в Мазурском Озёрном крае Пруссии: город Elk, посёлок Romanowеn.

*

Kакова судьба потомков мазурского рода Luzga? После II Мировой войны мазуры, считая себя немцами, а не поляками, покинули Мазурский Озёрный край, отошедший к Польше, и переселились в Германию. Людей с фамилией Лузга в Интернете я не обнаружил ни в Польше, ни в Германии. Зато в Германии есть люди с фамилией Lusga.



Horst Lusga

Я нашёл в Интернете емейлы нескольких немцев Lusga и написал им письма. От некой Карин Лусга (Karin Lusga) получил ответ:
"My surname is the surname of my husband. His father is from Kaliningrad - in German Konigsberg".
Ситуация стала абсолютно ясной. Мазуры Luzga превратились в немцев Lusga. Ведь от Калининграда, бывшей столицы Восточной Пруссии, до посёлка Romanowеn - рукой подать. Таким образом, некогда единый род кривичей-пруссов Лузга разделился. Поселившиеся на Востоке стали белорусами и русскими Лузгиными, а оставшиеся в Мазурском Озёрном крае, а затем иммигрировавшие в Германию, стали немцами Lusga.
В связи с этим вспоминается, что мой дед, родившийся в 1873 году в Казанской губернии, записан при рождении в метрических книгах как Лузгин Павел Александрович. А вот прадед Александр (1844 г. р.) и его братья Андрей и Михаил записаны при рождении их детей почему-то как Александр Степанович Лусгин, Андрей Степанович Лусгин и Михаил Степанович Лусгин. И ещё остались смутные воспиманания детства о когда-то вскользь брошенной фразе отца, что переселённые в Казанскую губернию государственные крестьяне Лузгины имели белорусские корни.

*

Живёт в Казахстане в Астане паренёк. Зовут его Миха Лузгин. С Михой я познакомился по Интернету. Мама у него татарка, а вот папы нет - папа умер. А папа был у Михи по национальности немец, из Привожских немцев, переселенных в Казахстан. Посему большинство Михиных друзей - немцы, и сам Миха регулярно ходит в немецкую баптистскую церковь. К сожалению, добиться у Михи сведений, почему у его папы-немца русская фамилия Лузгин, оказалось делом совершенно невозможным. Никто из его родни ничего толком не знает. Да это, пожалуй, и не нужно. Миха прислал фотографию, и достаточно сравнить его изображение с приведённой выше фотографией Хорста Лусги, как всё становится понятно. Наш Миха - самый настоящий мазур.




Миха Лузгин с подругой

*

Вы можете меня спросить: каким образом пруссы-кривичи и в их числе предки Лузгиных оказались в междуречье Вислы и Немана?
Историки пишут, что мазуры пришли на территорию Восточной Пруссии из восточной Мазовии, где проживало польское племя мазовшан, вслед за завоеванием старых прусских земель тевтонскими рыцарями. Однако, ведь и до этого на территории Мазурского Озёрного края кто-то жил. Мазуры этнически и по исходному языку, видимо, были ближе к пруссам, лужицким сербам и белорусам, то есть к кривичам, а не к полякам. Вспомним, например, белорусскую фамилию Мазуров. Кроме того, в польском языке слово "лузга" практически не употребляется и вместо него используется слово "луска".
Артём Деникин из аналитической газеты "Секретные исследования" сообщает:
"Исследования российских и белорусских ученых показали, что белорусы и русские - совершенно разные генетически и антропологически этносы. И ближайшей родней белорусам являются вовсе не русские и украинцы, а мазуры и лужицкие сербы."
Как и большинсво другого населения Прусского герцогства, мазуры стали лютеранскими протестантами, в то время как жители Мазовии и другие поляки остались римскими католиками. Во всяком случае, на плебесците 1920 года 98% мазуров проголосовало за присоединение к Германии, а не к Польше, а в 1945 году большинство мазуров покинуло Мазурский Озёрный край, отошедший к Польше, и уехало в Западную Германию.
По мнению историка К. Воротного пруссы пришли в междуречье Вислы и Одера из Малой Азии, с берегов Босфора. В "Географии" антиохийского географа и историка Страбона есть такие строки:
"К Халкедонскому берегу [на Чёрном море в Малой Азии] примыкает Астаканский залив, а к нему ещё один залив: в нём находится Прусиада, прежде носившая имя Киос. Прусий, сын Зелы, назвал город Киос от своего имени Прусиадой. Сюда Прусий пришёл из Фригии [внутренняя область на западе Малой Азии]. Пруса расположена на Мисийском Олимпе. Он был основан Прусием, воевавшим с Крезом, царём финикийским."
Обратим внимание, что по сообщениям историков, "город Пруса, на побережье Босфора, был основан около 600 года до нашей эры". Так что не исключено, что переселение пруссов состоялось где-то на рубеже старой и новой эр. Скорее всего, происходило оно под воительством знаменитого легендарного вождя, ставшего богом - одноглазого Одина, который увёл свой народ из Скифии (Причерноморья, Приазовья и Страны Турков) в Скандинавию. Об этом событии мы знаем в основном из двух выдающихся произведений исландской литературы - "Младшей Эдды", которая считается ценнейшим культурно-историческим и художественным памятнком скандинавских народов, и "Круга Земного" - исторической хроники Норвегии с древнейших времён до 1177 г., написанных на рубеже XII и XIII веков Снорри Стурлусоном (1179 - 1241), исландским историографом, поэтом и государственным деятелем.
Из "Круга Земного" мы узнаём, что на юге России, за Доном - в Приазовье, Причерноморье и в предгорьях Кавказа - располагалась Страна Асов, жителями которой были, по-видимому, аланы и кимвры. Столицей этой страны был город Асгард - вероятно, Азов - и правил в нём Один, который также имел обширные владения в Стране Турков. Однажды, эти народы, теснимые неприятелем, под воительством своего одноглазого вождя Одина, ставшего впоследствии скандинавским богом, начали движение на север - в Скандинавию. В этом походе Один прошёл через всю территорию нынешней России и дошёл до Страны Саксов - земли лужицких сербов - и поставил там правителями своих ближайших родственников:
"Он [Один] отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов [Страна Саксов располагалась там, где сейчас в Германии федеральная земля Саксония - исторические земли лужицких сербов]. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне [по-видимому, имеется в виду датский остров Фиония]. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель [в Данию и Норвегию]."
В "Младшей Эдде" Снорри Стурлусон дополняет приведённую информацию:
"Одину и его жене было пророчество < ... > что его имя превознесут в северной части света. < ... > Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков. Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин и много драгоценных вещей. По какой бы стране не лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну < ... >. Потом Один отправился еще дальше на север, в страну, что зовется теперь Швецией."
В.Н.Татищев в главе XXIV "О кимбрах, или цимбрах, и киммерах" "Истории Российской" сообщает:
"Помпоний Меля, кн. I, гл. 19, рассказывает о граде Киммере у Восфора Киммерийского < ... >. < ... > по Геродоту бесспорно, что они [кимбры] в тех местах около Меотиса [Азовского моря] обитали, а после нашествия скифов часть их, к Волге и Балтийскому морю перейдя, вселились".
Kимвры первоначально заселили север Ютландского полуострова [Дания]. Историки полагают, что часть кимвров из Ютландии направилась вдоль побережья Балтийского моря на восток - в район, который позднее стал называться Пруссией.
В главе XXIII "О Гетах, Готах и Гепидах" В.Н. Татищев пишет:
"... Бельский равно Стрыковскому рассказывает, что они [готы] вышли из Скандинавии, что ныне Швеция, и < ... > поселились по реке Висле, где их Птоломей географ, именуя гитоны, указывает. С ними же пришли и епиды, единородные им, и поселились в Пруссии у Улмигоров. Стрыковский в гл. 2 части первой гепидов народ указывает с кимбрами единородных и основой литовского народа."
Поэтому, вполне возможно, что одноглазый Один, легендарный родоначальник кривичей одноглазый князь Крива и первый прусский первосвященник Криве - одно и то же историческое лицо.

далее
Nik сказал(а) спасибо.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 10.06.2012, 05:57   #2
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию

Цитата:
Ingvor посмотреть сообщение
"Одину и его жене было пророчество < ... > что его имя превознесут в северной части света. < ... > Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков. Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин и много драгоценных вещей. По какой бы стране не лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну < ... >. Потом Один отправился еще дальше на север, в страну, что зовется теперь Швецией."
Мне всегда казалась странной эта деталь "биографии" Одина.
Уйти с благодатных земель на пустынный и дикий север,из-за того ,
что его имя там будет прославлено(как будто не было славы прежде).

Обычно в более суровые ореалы обитания оттесняют проигавших.
Или туда уходят те,кому не светит отцовское наследие-одаль на родине.
старый 10.06.2012, 19:28   #3
Member
 
Регистрация: 10.2010
Сообщений: 105
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Поскреби немца, найдешь славянина. Связь западных славян и славян на севере и в центре Руси прослеживается по археологическим данным Новгорода, Изборска, Ладоги, Смоленщины например. Сохранилось такое выражение "лузгать семечки" - "щелкать семечки". Так что лузга может означать еще щелкун или щелчок.
старый 13.06.2012, 20:00   #4
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.219
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Спасибо за интересный материал!

Особенно привлекли внимание цитаты из публикаций И. А. Тургенева - русского мыслителя-вольнодумца, близкого декабристам, и Измаила Ивановича Срезневского - выдающегося русского и украинского филолога, археолога и палеографа (специалиста по истории письма).

Замечания будут такие:

1) По данным археологии, балтийские славяне, "венды" скандинавских саг, появились на Балтике не ранее IV в. н. э., в результате "великого переселения народов".

2) Балтийские славяне имели три крупных племенных союза - ободритов, лютичей и руян. Внутри этих союзов выделялись мелкие племена: вильцев, черезпенян, глинян и пр.

3) Покорение балтийских славян германскими феодальными государствами осуществлялось постепенно, в три этапа:

а) эпоха Карла Великого (вторая пол. VIII в.), осуществлявшего карательные походы против славян-лютичей (вильцев, т. е. "волков"), но в союзе с другим племенным союзом бодричей (ободритов). Результатом каролингской экспансии стало лишь взимание нерегулярной дани с лютичей.

б) эпоха Оттона I Великого (вторая пол. IX в.), разгромившего в 955 г. мадьяр на реке Лех и основавшего в 962 г. Первый Рейх. Результатом стало уже физическое истребление некоторых племен (долинян, глинян и пр.) и насильственное их окатоличивание. После массового восстания славян в 985 г. германская власть и христианство были практически уничтожены, но отдельные славянские нобили, особенно у ободритов сохранили христианскую веру.

в) эпоха Фридриха Барбароссы (вторая пол. XII в.), когда Генрих Лев Саксонский, Альбрехт Медведь [еще один "КРУГЛОУХИЙ"!] Бранденбургский завершили покорение наиболее сильного племенного союза балтийских славян ободритов (бодричей). На славянских землях образовываются католические марки Мекленбург (Велеград) и Бранденбург (Бранибор). В это же время (1168) датский король Вальдемар II и епископ Абсолон (Авессалом) захватили и разрушили оплот руян (ругов) Аркону.

4) Военные операции германских феодалов XII в., в частности, поход Генриха Льва 1147 г. и Вольдемара Датского 1168 г., были вызваны не только намерениями насадить среди славян христианство, но и стремлением избавить торговые центры Германии и Скандинавии от пиратских набегов балтийских славян.

В "Хеймскрингле" Снорри Стурлусона подробно описывается варварское разграбление норвежского города Конунгахелла балтийскими славянами под предводительством Ратибора и Унибора в 1136 г.

Пиратские экспедиции бодричей нашли свое отражение в русской классической литературе XIX в., отразившей в какой-то степени российско-европейские политические противоречия на Балтике:

БОРИВОЙ. ПОМОРСКОЕ СКАЗАНИЕ

К делу церкви сердцем рьяный,
Папа шлет в Роскильду слово
И поход на бодричаны
Проповедует крестовый:

"Встаньте! Вас теснят не в меру
Те язычники лихие,
Подымайте стяг за веру,-
Отпускаю вам грехи я.

Генрик Лев на бой великий
Уж поднялся, мною званый,
Он идет от Брунзовика
Грянуть с тылу в бодричаны.

Все, кто в этом деле сгинет,
Кто падет под знаком крестным,
Прежде чем их кровь остынет,-
Будут в царствии небесном".

И лишь зов проникнул в дони,
Первый встал епископ Эрик;
С ним монахи, вздевши брони,
Собираются на берег.

Дале Свен пришел, сын Нилса,
В шишаке своем крылатом;
С ним же вместе ополчился
Викинг Кнут, сверкая златом;

Оба царственного рода,
За престол тягались оба,
Но для славного похода
Прервана меж ними злоба.

И, как птиц приморских стая,
Много панцирного люду,
И грохоча и блистая,
К ним примкнулось отовсюду.

Все струги, построясь рядом,
Покидают вместе берег,
И, окинув силу взглядом,
Говорит епископ Эрик:

"С нами бог! Склонил к нам папа
Преподобного Егорья,-
Разгромим теперь с нахрапа
Все славянское поморье!
"

Свен же молвит: "В бранном споре
Не боюся никого я,
Лишь бы только в синем море
Нам не встретить Боривоя".

Но, смеясь, с кормы высокой
Молвит Кнут: "Нам нет препоны:
Боривой теперь далеко
Бьется с немцем у Арконы!"

И в веселии все трое,
С ними грозная дружина,
Все плывут в могучем строе
К башням города Волына.

Вдруг, поднявшись над кормою,
Говорит им Свен, сын Нилса:
"Мне сдалось: над той скалою
Словно лес зашевелился".

Кнут, вглядевшись, отвечает:
"Нет, не лес то шевелится,-
Щегол множество кивaeт,
О косицу бьет косица".

Встал епископ торопливо,
С удивлением во взоре:
"Что мне чудится за диво:
Кони ржут на синем море!"

Но епископу в смятенье
Отвечает бледный инок:
"То не ржанье,- то гуденье
Боривоевых волынок".

И внезапно, где играют
Всплески белые прибоя,
Из-за мыса выбегают
Волнорезы Боривоя.

Расписными парусами
Море синее покрыто,
Развилось по ветру знамя
Из божницы Святовита,

Плещут весла, блещут брони,
Топоры звенят стальные,
И, как бешеные кони,
Ржут волынки боевые.

И, начальным правя дубом,
Сам в чешуйчатой рубахе,
Боривой кивает чубом:
"Добрый день, отцы монахи!

Я вернулся из Арконы,
Где поля от крови рдеют,
Но немецкие знамена
Под стенами уж не веют.

В клочья ту порвавши лопать,
Заплатили долг мы немцам
И пришли теперь отхлопать
Вас по бритым по гуменцам!"

И под всеми парусами
Он ударил им навстречу:
Сшиблись вдруг ладьи с ладьями -
И пошла меж ними сеча.

То взлетая над волнами,
То спускаяся в пучины,
Бок о бок сцепясь баграми,
С криком режутся дружины;

Брызжут искры, кровь струится,
Треск и вопль в бою сомкнутом,
До заката битва длится,-
Не сдаются Свен со Кнутом.

Но напрасны их усилья:
От ударов тяжкой стали
Позолоченные крылья
С шлема Свена уж упали;

Пронзена в жестоком споре
Кнута крепкая кольчуга,
И бросается он в море
С опрокинутого струга;

А епископ Эрик, в схватке
Над собой погибель чуя,
Перепрыгнул без оглядки
Из своей ладьи в чужую;

Голосит: "Не пожалею
На икону ничего я,
Лишь в Роскильду поскорее
Мне б уйти от Боривoя!"

И гребцы во страхе тоже,
Силу рук своих удвоя,
Голосят: "Спаси нас, боже,
Защити от Боривоя!"

"Утекай, клобучье племя!-
Боривой кричит вдогоню,-
Вам вздохнуть не давши время,
Скоро сам я буду в дони!

К вам средь моря иль средь суши
Проложу себе дорогу
И заране ваши души
Обрекаю Чернобогу!
"

Худо доням вышло, худо
В этой битве знаменитой;
В этот день морские чуда
Нажрались их трупов сыто
,

И ладей в своем просторе
Опрокинутых немало
Почервоневшее море
Вверх полозьями качало.

Генрик Лев, идущий смело
На Волын к потехе ратной,
Услыхав про это дело,
В Брунзовик пошел обратно.

И от бодричей до Ретры,
От Осны до Дубовика,
Всюду весть разносят ветры
О победе той великой.

Шумом полн Волын веселым,
Вкруг Перуновой божницы
Хороводным ходят колом
Дев поморских вереницы;

А в Роскильдовском соборе
Собираются монахи,
Восклицают: "Горе, горе!"
И молебны служат в страхе,

И епископ с клирной силой,
На коленях в церкви стоя,
Молит: "Боже, нас помилуй!
Защити от Боривоя!"


(Алексей Константинович Толстой. 1870 г.).

5) Язык балтского племени пруссов, наиболее близкий к санскриту из европейских языков, исчез вовсе не в XIII, а в XVII веке. Из него некоторые слова попали в немецкий язык, в частности, слово "свайстика".

Покорение пруссов растянулось на пол-века, и в целом закончилось в 1283 году. Поголовное уничтожение пруссов не подтверждается ни данными письменных источников, ни археологии. В реальности рядовые пруссы в XIV-XVI вв. постепенно были онемечены, прусские же нобили или были приняты в Немецкий Орден, или эмигрировали в Литву или на Русь (в Великом Новгороде была Прусская улица). Характерно, что в польские земли пруссов не тянуло - и это неудивительно, ведь именно поляки, в частности, князь Конрад Мазовецкий, пригласил в 1226 г. на помощь против пруссов немецких крестоносцев!

См.:
- "Великая Хроника о Руси, Польше и их соседях". М.: МГУ, 1987 (публикация "Великопольской Хроники" 1330-х гг.).
- "Хроника Петра из Дусбурга". М.: Ладомир, 1997 (пер. Матузовой). Время составление - то же.
- "Хроника Германа Вартбурга" (XIV в.) В книге: «Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь». М., 2005.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 13.06.2012 в 21:09.
старый 03.08.2012, 21:23   #5
Junior Member
 
аватар для Andrea
 
Регистрация: 08.2008
Проживание: Berlin
Сообщений: 13
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Ingvor посмотреть сообщение
От некой Карин Лусга (Karin Lusga)
С немецкого Lusga читается на русский Лузга."S" в немецком читается в основном как русское "З".А если бы её фамилия писалась Luzga,то читалось бы как Луцга (в нем. "Z" читается как русское "З").
Пардон за флуд - не удержалась,поумничать захотелось)))
старый 04.08.2012, 13:32   #6
banned
 
Регистрация: 09.2011
Сообщений: 2.016
Репутация: 45 | 0
По умолчанию

Цитата:
Andrea посмотреть сообщение
не удержалась,поумничать захотелось
Sie sind jederzeit willkommen: http://valhalla.ulver.com/f101/t2935.html
старый 04.08.2012, 15:53   #7
Junior Member
 
аватар для Andrea
 
Регистрация: 08.2008
Проживание: Berlin
Сообщений: 13
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Спасибо).
Не дописала вчера,из интернета выдернули.В начале слова "S" читается как "З".В середине- как "С".И заменить им русскую "З" вроде и нечем,потому так фамилиЁ,наверное,и получилось.Тут много таких фамилий,только мы их правильно произносим,потому как фамилии знакомые,а немцы буквы "глушат".
старый 09.10.2012, 13:03   #8
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.177
Репутация: 35 | 11
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
В "Хеймскрингле" Снорри Стурлусона подробно описывается варварское разграбление норвежского города Конунгахелла балтийскими славянами под предводительством Ратибора и Унибора в 1136 г.
Это было в августе 1135 г.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 04.03.2013, 19:14   #9
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.219
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
Это было в августе 1135 г.
Спасибо за поправку!

Предлагаю к обсуждению интересную статью Михаила Бострикова (aka Mike) «Военное дело балтийских славян» (2009):

«Часто славян представляют народом сухопутным, но это далеко не так. Это видно из морских походов IX-X вв. на Византию и Кавказ. Активно совершают морские походы и балтийские славяне: в Скандинавию; на Британские острова (по мнению некоторых исследователей, славяне совершавшали походы и набеги на Англию уже в V в.); и даже в Испанию (на Иберийский п-ов - поход на Севилью 844 г.). Совершаются путешествия и походы по Волжскому торговому пути; даже знаменитое братство йомсвикингов находилось в «стране вендов». Иногда, даже к гаданию прибегали для того чтобы узнать «когда следует плыть или идти в набег».


Велимир (Николай Сперанский). «Узнать волю богов. Гадание балтийских славян перед битвой». 1998 г.

Какими же были корабли балтийских славян?

Сведений о судах немного, но они все же представлены как письменными, так и археологическими данными. Сами суда, видимо, носили название «корабль» или «кораб». Например, среди судов, напавших на Севилью в 844 г., упоминаются «корабы» (караб) северян [название - арабских корней - см. труды Теодора Шумовского об арабском средневековом мореплавании - прим. Клеркона].

Но было и другое название судов – ладья, имеющее также западнославянское происхождение. Такое название фиксируется у балтийских славян в VIII в. Аналоги термину «лодья» (ладья) есть в Польше, Чехии, в полабском и лужицком говорах. Этот же термин заимствуется от славян германскими народами (шведское lodja, датское и норвежское lodje, прибалтийско-немецкое lodje). В одной из саг о лодье говорится: «Тут подъехала к нему Славянская лодья–скороходка».



Славянская ладья из Ральсвика. Раскопки 1993 г.

Чаще же скандинавы называют славянские корабли шнеки или «вендские шнеки». В «Саге о Магнусе Слепом и Харальде Гилли» говорится о морском походе славян (вендов) в Скандинавию и их флоте:

«В канун дня Лавранца, когда только что кончилась торжественная месса, Реттибур конунг вендов подошел к Конунгахелле. У него было пять с половиной сотен вендских шнек, и на каждой шнеке было сорок четыре человека и две лошади».

Это сведение находит подтверждение в археологии - обнаруженное у Рюгена судно. Подобные корабли относятся к типу клинкерных судов, т.е. дощатые с обшивкой в клинкер. К деталям клинкерных судов могут быть отнесены обнаруженные железные заклепки и фрагменты обшивки. Интервалы на досках судов с обшивкой в клинкер, обнаруженные в землях западных славян, составляют: 7-9 см (с Рюгена, с Польского поморья – из Щецина, Гданьск-Орунья, Чарновско), около 12 см у скандинавских судов. Толщина досок обшивки составляла 2,2-2,6 см. Судя по данным источников, вмещали такие корабли до 40 человек и имели место под двух коней.

Но можно выделить еще несколько типов судов – плоскодонные и на однодревковой основе.

Первые, носят название «паром» и представляют собой суда, имеющие плоское дно, с «примыкающими к нему под углом, близким к прямому, бортами». Они имели ширину до 3,2 м, а высоту бортов – 80 см. Длина же достигала 14,5 м. У балтийских славян подтверждается письменными источниками и находками моделей подобных судов.

Использование однодревок (имеющих долбленую из дерева основу) славянами зафиксировано еще византийскими авторами. Использовались суда данного типа и на Руси. Известны подобные суда и в землях балтийских славян.

Тактика прибрежных боев и действий при высадки славянских воинов, видимо, была сходна с тактикой соседних народов, в т.ч. скандинавов и балтов.

А вот как описывает действия воинов Святослава во время войны в Болгарии Лев Диакон:

«Но тавроскифы стремительно выпрыгнули из челнов, выставили вперед щиты, обнажили мечи и стали направо и налево поражать мисян». Это описание касается десанта и боя на берегу.



Но и на море бои происходили довольно жарко: «у йомсвикингов корабли были крупнее и с более высоким бортом, но обе стороны наступали очень рьяно», и были довольно многочисленны. «У них (йомсвикингов) было сорок кораблей из Страны Вендов и двадцать – из Сконе». Бой начинался с использования метательного оружия - стрел, дротиков и камней, а затем корабли сходились и войны сражались на палубе».

Самыми известными мореходами и пиратами среди славян долгое время были руяне (ране). Кстати, именно на Руяне был обнаружен клад арабских монет (и арабской Испании). Клад составлял 2000 монет, самая ранняя из которых датируется 842 г. Именно ране в 1147 г. разбили флот данов, идущих на помощь Генриху Льву, осаждавшему ободритов. В начале XI в. «ране подступили на кораблях по реке Травне к Любеку и стали осаждать город».



А. Гильфердинг называет две основные морские базы «Славянских витязей» - это два острова: Фембра, принадлежащая ваграм, и Рана (Руян). Помимо этого, славяне имели базы по всему Балтийскому побережью, как славянскому, так и датскому. Более того, в X в. «у них были убежища даже на берегу Скании».

Славяне регулярно воевали и пиратствовали на море. Так Гельмольд говорит, что Дания, из-за своих географических особенностей легко делается жертвой нападения, потому что «в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам; выходя из засады, они наносят ей внезапные удары». Более того, нападения датчан славяне не считают особо опасными и даже «считают особенным наслаждением с ними биться».

Как уже говорилось, совершали балтийские славяне и дальние походы, в том числе в Англию. Лютичи совершали походы на Британские острова уже в VIII в. И даже в XI в. они «однажды снарядили корабли и поплыли туда воевать».


Подробнее см.: http://www.fieldofbattle.ru/modules....rticle&sid=584

В 2011 г. увидела свет следующая статья Михаила Бострикова «Знамена балтийских славян»: http://moi-zvuki.ru/posts/2586

А вот здесь приводятся веские соображения по поводу «хольмрюггов» из древнеанглийской поэмы «Видсид»: http://storage-news.ru/?p=3054

Последний раз редактировалось Klerkon: 04.03.2013 в 20:17.
старый 21.03.2013, 22:08   #10
Member
 
Регистрация: 10.2010
Сообщений: 105
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Лютичи совершали походы на Британские острова уже в VIII в. И даже в XI в. они «однажды снарядили корабли и поплыли туда воевать».
Вот выдержка из "Жизнь короля Алфреда. Ассер, епископ Шерборна".
В 866 год от рождения Господа нашего, который был восемнадцатым годом Алфреда, Этелред, брат Этелберта, короля Западных саксов, овладел властью над королевством на пять лет; и в этот же год большой флот язычников прибыл в Британию с Дуная, и зазимовал в королевстве Восточных саксов, в саксонской Восточной Англии; и там они превратились преимущественно в конную армию.
Английский первоисточник.
In the year of our Lord's incarnation 866, which was the eighteenth of king Alfred, Ethelred, brother of Ethelbert, king of the West Saxons, undertook the government of the kingdom for five years; and the same year a large fleet of pagans came to Britain from the Danube, and wintered in the kingdom of the Eastern-Saxons, which is called in Saxon East-Anglia; and there they became principally an army of cavalry.
старый 23.03.2013, 22:31   #11
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.219
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Не все так просто в "Датском королевстве"...

"Жизнь Альфреда" епископа Ассера - источник более поздний, чем "Англосаксонская Хроника" и во многом основан на ее тексте.

В самой же "Англосаксонской Хронике" под соответствующим годом имеется следующая запись:

"866 [865] г. Тогда Этельред, брат Этельбрюхта, стал королем в Уэссексе. В том же году пришло большое разбойничье войско в землю англов, и зимовало в Восточной Англии. Там они обзавелись лошадьми; жители Восточной Англии заключили с ними мир.

867 [866] г. Тогда пришло разбойничье войско из Восточной Англии черех устье Хамбера в Нортумбрию к Йорку. Тогда была большая смута среди нортумбрийцев. Они изгнали своего короля Осбрюхта и признали королем без рода и права Эллу. Позже в тот год они собрались сражаться с данами, созвали большое ополчение, окружили данов в Йорке и попытались взять эту крепость. Некоторые прорвались внутрь, но очень много нортумбрийцев было убито, и снаружи, и внутри. Оба короля погибли, а те, кто остались в живых, заключили мир с разбойничьим войском..."


Источник: Англосаксонская хроника / Пер. З. Ю. Метлицкой. СПб.: Евразия, 2010. Стр. 67-68.



Как видите, под "разбойничьим войском", "войском язычников" подразумеваются ДАНЫ. Не исключено, что топоним "Дунай" попал в сочинение епископа Ассера об Альфреде Великом по ошибке - вместо "из Дании" получилось "с Дуная"?

Тем не менее, сам по себе факт упоминания каких-то "язычников с Дуная" в древнеанглийском сочинении мы отрицать не можем.
старый 29.04.2013, 11:33   #12
banned
 
Регистрация: 07.2006
Проживание: Латвия. Рига
Сообщений: 6.203
Репутация: 78 | 0
По умолчанию

почему стоко писанины освещается полабским славянам? Нет их давно и какое они имеют отношение к восточным славянам.. русским там?

Вот и Задорнов, до посинения, мусолит эту тему, трендя как о "чем то своем". Где там что "свое"?
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Славяне Германии
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Мы - Славяне! Ulv Язычество 133 26.02.2011 19:31
Откуда есть-пошли славяне Fenriz Общие статьи 1 23.06.2004 05:46


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 08:49


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.