Valhalla  
вернуться   Valhalla > Славянское братство > История и политика
Регистрация


Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 05.03.2013, 18:42   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.442
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию Русы, славяне, народы Восточной Европы в «Песне о Роланде».

Бесспорно, «Песнь о Роланде», впервые изданная во Франции в XIX в. знаменитым историком Жюлем Мишле, и, предположительно, написанная в XII столетии (отдельные жесты закончены в XIV в.), несмотря на многочисленные литературные переработки, содержит массу ценной исторической и пр. информации, касающейся истории отнюдь не только Франкского госудаства, мусульманской Испании и Страны Басков, но и других стран и народов Раннего Средневековья.

Иначе и быть не могло - национальный героический эпос одного из крупнейших и сильнейших в военном, политическом и культурном отношении европейских народов - просто не мог ограничиться узкими национально-политическими и местно-бытовыми рамками.


Битва в Ронсевальском ущелье. Миниатюра рукописи XV в. из Библиотеки Парижского Арсенала.

Тем более представляют определенный интерес те пассажи из «Песни», которые содержат упоминания известных автору (некому Турольду или его предшественникам?) народов Европы, Азии и Африки. Для нас конкретно наибольшее значение имеют упоминания в этом старофранцузском героическом эпосе русов, славян и народов Восточной Европы, особенно ценные потому, что почти все они перечисляются, как правило, рядом, указывая на соседнее проживание.

Древнейшим списком «Песни» принято считать т.н. Оксфордский, предположительно относящийся к сер. XII в. Другой известный список - Венецианский - создан в XIV столетии.

В 1964 г. в научно-академической серии «Литературные памятники» изд-ва «Наука» АН СССР вышел лучший советский перевод «Песни о Роланде», выполненный канд. фил. наук Ю.Б. Корнеевым. В 1970 г. перевод этот был полностью переиздан в литературно-художественной серии «Библиотека Всемирной литературы» изд-ва «Художественная литература» (Вып. 10), которым и располагаю я сам. Думаю, что несмотря на значительную художественную обработку текста, этнонимы передаются в нем более-менее точно:

«CCXXXI

Эмир спешит объехать ратный строй,

За ним наследник – ростом он высок.

А перс Торле и лютич Дапамор

Выводят рать из тридцати полков.

Людей в них столько, что и не сочтешь,

– В слабейшем тысяч пятьдесят бойцов.

Полк первый – ботентротцы на подбор.

Набрал эмир мейсинов во второй:

Люд этот волосат, большеголов,

Щетиной весь, как кабаны, зарос.

Аой!

Нубийцев, русов в третий полк он свел.

Боруссов и славян – в четвертый полк.

Сорабы, сербы – пятый полк его.

Берут армян и мавров в полк шестой,

Иерихонских жителей в седьмой.

Из черных негров состоит восьмой.

Из курдов – полк девятый целиком.

В десятом – из Балиды злой народ.

Аой!

Возвысил голос Балиган седой,

Клянется плотью Магомета он:

«Ума лишился, видно, Карл-король.

Коль рать его отважится на бой,

Заплатит нам за это он венцом».

CCXXXII

За десятью полками – новых десять.

Набрали в первый мерзких хананеев,

Далекого Валь-Фонта населенье.

В другои свели всех турок, персов – в третий,

В четвертый – орды диких печенегов,

А в пятый – и аваров и сольтернцев,

В шестой – армян и угличей свирепых.

В седьмом отряде – Самуила племя,

В восьмом с девятым – прусы и словенцы,

В десятом – люд из Оксианской степи,

Проклятый род, что в господа не верит.

Не видел мир отъявленней злодеев.

Их кожа, как железо, отвердела.

Им не нужны ни панцири, ни шлемы.

Жестоки и хитры они в сраженьи.

Аой!

CCXXXIII

За десятью полками – десять новых.

Полк первый – исполинские мальпрозцы,

Второй – из гуннов, в третьем – венгров толпы.

В четвертом – люд Бальдизы отдаленной.

Полк пятый состоит из вальпенозцев,

Шестой – из эглей и бойцов Марозы,

Из ливов полк седьмой и атримонцев,

В трех остальных – аргойльцы и кларбонцы,

И, наконец, бородачи вальфрондцы,

Народ, который ненавистен богу.

Полков там было тридцать ровным счетом.

Об этом нам «Деянья франков» молвят.

Под звуки труб арабы скачут гордо.

Аой!»


Для очистки совести считаю необходимым привести и комментарии к перечню народов, составленные докт филол. наук А.А. Смирновым:

«...Мейсины – быть может, ПОЛАБСКИЕ славяне, жившие по верховьям Эльбы, или славянское племя МИЛЬЧАН (?).

РУСЫ. – В Венецианской рукописи на этом месте стоит «Ros», то есть «Русь» (!).

БОРУССЫ – прибалтийское племя.

Сорабы – вероятно, СЕРБЫ. Сербы. – добавлены, может быть, для аллитерации.

Армяне и мавры – в их обычном этническом смысле.

Иерихонские жители (?). – Возможно, это лишь библейская формула.

Негры – вероятно, в общепринятом смысле.

Курда – в тексте «гросы»; обе попытки истолковать их как курдов и как грузин сомнительны.

Балида – возможно, город Балис в Сирии (?).

Хананеи – семиты, жившие в Малой Азии (известны из Библии).

Печенеги – служили наемниками у византийских императоров, потому стали известны в эпоху крестовых походов.

Авары – племя, в VI в. заселявшее земли по Дону и Каспийскому морю; в VII в. заняли территорию нынешней Венгрии, опустошая земли соседей, в начале IX в. были разбиты Карлом Великим и оттеснены им за Дунай и Тиссу.

Сольтернцы. – Возможно, что это искажение слова, означающего «саранча» (?).

УГЛИЧИ – может быть, славянское племя угличей.

Самуила племя. – Существует два маловероятных толкования:
1) прибалтийское племя, жители Самланда, то есть области вокруг нынешнего Калининграда;
2) БОЛГАРЫ, названные так по имени (искаженному) их царя [Самуила, ум. 1018 г. - прим. Клеркона].

ПРУСЫ (Bruise) – вызвали два толкования:
1) пруссы – прибалтийское племя, населявшее нынешнюю Пруссию;
2) жители Бруссы (в Малой Азии).

Оксианская степь – может быть, местности по берегам Амударьи.

Мальпрозцы – неизвестны.

Гунны. – О них, как и о венграх, в это время существовали лишь весьма смутные представления.

Бальдиза, вальпенозцы (Валь-Пеноза – «Долина страданий»), эгли, Мароза – неизвестны.

ЛИВЫ. – Допускают два толкования:
1) ливы – финское племя, жившее в нынешней Латвии (Лифляндии);
2) ЛЯХИ, то есть поляки...».


Ссылка на источник: http://www.modernlib.ru/books/sredne..._rolande/read/


Восемь эпизодов из «Песни о Роланде» в одной иллюстрации. Миниатюра из манускрипта «Больших Французских хроник». Бургундские Нидерланды, середина XV в., РНБ (СПб). Список «Больших французских хроник» из Российской национальной библиотеки принадлежал герцогу Бургундскому Филиппу Доброму. На миниатюре изображен разгром арьергарда армии Карла Великого в Ронсельвальском ущелье. Слева внизу - Карл со свитой принимает дары сарацинских королей Марсилия и Балиганта через предателя Ганелона. В центре - войско Карла вместе с арьергардом, возглавляемым Роландом, выступает из Пампелуны. Слева вверху - поединок Роланда с Марсилием. Справа - под деревом лежит раненый Роланд, безуспешно трубящий в рог, призывая помощь. Справа от Роланда изображен Карл, которому Ганелон дает предательский совет не спешить. Справа вверху - архиепископ Реймса Турпен во время мессы видит, как на небесах черти тащат Марсилия и его приближенных в ад, а архангел Михаил несет душу Роланда в рай. Это видение сообщается Карлу. Он возвращается и находит войско уничтоженным, а Роланда мертвым. После расследования в присутствии императора Ганелон четвертован.

Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих, особливо осведомленных и начитанных, к продуктивному и вдумчивому обсуждению всех вопросов, связанных с этнографическими и географическими представлениями авторов «Песни о Роланде», в первую очередь - о русах, славянах и прочих народах Восточной Европы.

От себя же лично сразу же выскажу следующее:

1) Балтийские славяне - ободриты (бодричи) и вильцы (лютичи) - хорошо были известны франкам еще при жизни самого Карла Великого (768-814). В союзе с первыми его войска громили вторых. То же самое можно сказать об аварах, успешные войны с которыми вел сын Карла Пипин Горбатый и др. полководцы. Негры, армяне, мавры - также известны были во Франкском государстве издавна. Чего, однако, никак нельзя сказать о венграх, ливах, прусах, русах и загадочных борусах. Сведения о них могли попасть к франкам или намного позже, или опосредованно, скажем, через путешествоваших по всему известному тогда миру евреев.

2) Ряд перечисленных Турольдом (?) народов стал известен лишь после начала Крестовых походов, т.е. после 1096-1099 гг. Это - курды, печенеги и турки (сельджуки).

3) Обращает на себя внимание упоминание русов рядом не только со славянами и борусами, но и нубийцами, т.е. - да простит мне Барак Хуссейн Обама! - теми же НЕГРАМИ! Это существенное обстоятельство заставляет вспомнить о давней арабо-мусульманской традиции использовать на войне и в охранных целях вооруженных рабов, навроде мамлюков или зинджей, в число которых вполне могли попасть как черные африканцы, так и славяне с русами.

4) Упоминание автором жесты в качестве источника «Деяний франков» отнюдь не свидетельствует, что абсолютно все перечисляемые им народы обязательно присутствовали именно в этом историческом сочинении.

5) Обращаю внимание на то, что среди народов полностью отсутствуют народы Северной Европы и скандинавские, несомненно, известные тем, кто хранил в памяти и записывал жесты, из которых состоит «Песнь о Роланде». Напоминаю, что наиболее вероятным прототипом эпического Роланда был Хруотланд - маркграф Бретани.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 05.03.2013 в 19:18.
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Русы, славяне, народы Восточной Европы в «Песне о Роланде».
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Уральские народы и скандинавы Agrael Скандинавия 0 17.12.2010 20:36
Молот Восточной Европы Alland [Музыкальные Релизы / Music Releases] 2 10.10.2009 14:37


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 00:27


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2020, Jelsoft Enterprises Ltd.