Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Всемирная история, политика
Регистрация


Дерево 9спасибо
  • 4 Автор Klerkon
  • 1 Автор MeTaNik
  • 1 Автор gnom
  • 1 Автор Alland
  • 1 Автор Alland
  • 1 Автор Ingvor

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 07.03.2014, 00:01   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.257
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию «Люди Писания» караимы - «аборигены» Крыма?

Обострение российско-украинского конфликта из-за Крыма вновь привлекает внимание к сложной этно-конфессиональной истории этого региона. В мировых СМИ постоянно муссируется утверждение о том, что «только крымские татары», сформировавшиеся как самостоятельный этнос во времена Мамая (вторая пол. XIV в.) обладают «исключительным правом» на земли полуострова, а все остальные народы, дескать, являются «пришлыми».

В реальности же, помимо татар, полуостров издавна был населен другими народностями. Одной из наиболее интересных этноконфессиональных групп, проживавших на территории Крымского полуострова, причем, возможно и задолго до прихода татар (!), являются крымские караимы.

Этноним караимы (множественная форма от древнееврейского «карай») означает буквально «читающие», или «люди Писания».


Караимский гахам с семьей. XIX в.

По мнению ряда ученых (Лео Дойель, Артур Кёстлер, М.И. Артамонов, С.А. Плетнева, О. Прицак и др.), этнически крымские караимы являются вероятными потомками осевших еще в XIII в. на полуострове хазар. Караимский язык с точки зрения лингвистики представляет собой диалект кыпчакского, т.е. половецкого, языка.

С точки зрения религиоведения, караимы придерживаются, в отличие от ортодоксальных иудеев-раббанитов, «старой веры», т.е. учения саддукеев, а не фарисеев, и, считая священной книгой исключительно Тору (Пятикнижие Моисея), фактически отрицают Талмуд, возникший в Вавилоне в V в. н.э. Посколько прямые указания на «избранность иудеев» перед Богом Яхве и «неполноценность» остальных народов-гоев встречаются не в Торе, а именно в Талмуде, правители государств тех стран, в которых караимы издавна компактно проживали, старались не ущемлять в правах караимов, освобождая их от тех притеснений, которым зачастую подвергались ортодоксальные евреи.

В царской России подобным образом в 1862 г. поступил император Александр II, уравнявший в правах караимов с православными. Даже во время немецко-фашистской оккупации Крыма в 1942-1944 гг. созданная немцами специальная комиссия официально пришла к выводу о том, что местные караимы не являются евреями и не составляют вместе с ними единой нации, а потому на них «автоматически не распространяется холокост».

Само по себе караимское движение в рамках иудаизма возникает приблизительно в середине VIII века н. э. в Вавилоне (Ирак) в результате слияния ряда групп, оппозиционных раввинистическому иудаизму.

Основателем караимского движения по традиции считается рабби Анан бен Давид. О жизни и трудах Анана известно очень немного, за исключением недостоверных легенд более позднего времени, исходящих в основном от противников Анана. Согласно одной из таких легенд, Анан бен Давид претендовал на пост экзиларха – главы евреев в изгнании. Тем не менее, вместо него был избран его младший брат Анания. Не желая смириться с таким положением, Анан бен Давид становится основателем собственного религиозного движения, независимого от авторитета его брата и других ученых-талмудистов.

До наших дней частично дошел его труд «Сефер а-мицвот» («Книга заповедей»), в котором Анан бен Давид излагает основные положения своего антиталмудического движения.

Первоначально сторонники Анана бен Давида назывались «ананитами», т. е. «последователями Анана». Термин «караимы» появляется значительно позже – в IX веке в работах Биньямина бен Моше Нагавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические движения (в том числе и ананитов).

Само название движения отражает его основную характеристику – почитание Священного писания (ТаНаХа) как единственного источника религиозной истины. Вследствие отрицания авторитета Талмуда, караимы отличались от евреев-талмудистов в законах кашрута и ритуальной чистоты, обряде обрезания, брачном законодательстве, правилах ритуального забоя скота, религиозном календаре и др.

В конце X в. начинается так называемый «Золотой век» в истории развития караимского движения. В это время складывается духовный центр в Иерусалиме, где ананиты и другие анти-талмудические секты и течения в иудаизме во главе с Ананом II, правнуком Анана бен Давида, объединяются под общим названием «караимы». В этот период караимы активно занимаются распространением своей, неталмудической, версии иудаизма в еврейской диаспоре на Ближнем Востоке, Византии и Северной Африке.

В результате тесных академических контактов с мусульманскими учеными, караимы были первыми еврейскими авторами, создавшими важные работы по грамматике иврита. Миссионерская деятельность караимов имела значительный успех – по разным оценкам до 30–40% еврейского населения того времени придерживались не-талмудического, т. е. караимского варианта иудаизма, распространившегося далеко за пределы Багдада и Персии. В это время караимские общины появляются в Египте, в Византии, на Кавказе. В X-XI веках возникает небольшая караимская община в Испании, которая вскоре была изгнана кастильским правительством в результате конфликта, спровоцированного местной раббанитской общиной.


Ремесленник-караим с сыновьями. Чуфут-Кале. Фото нач. XX в.

Вопрос о появлении караимов в Восточной Европе (Крым, Польша и Литва) вызывает дискуссии в научной литературе начиная с XIX века В этот период оформляется ряд теорий, объясняющих появление караимов в Крыму. Все эти теории развиваются в двух основных направлениях.

Первое направление, доминирующее в современных научных кругах, считает караимов евреями, как в религиозном, так и в этническом отношении.

Представители второго направления утверждают, что этнически караимы являются не евреями, а потомками хазар, половцев и других тюркских народов. По мнению сторонников данного направления, караимы имеют свою особую, основанную на древнетюркских верованиях, религию, имеющую только косвенное отношение к иудаизму.

Важнейшим аспектом, который часто служит камнем преткновения, для представителей этих направлений является отношение авторов к деятельности караимского археолога и просветителя А. С. Фирковича и его наследию.

В рамках этих двух направлений в течение XIX-XX веков развивается ряд версий о происхождении крымских караимов. Оставляя в стороне академические дебаты прошлого, следует отметить, что наибольшего внимания заслуживает теория современных ученых Дана Шапира и Голды Ахиезер.

По предположению Д. Шапира и Г. Ахиезер, караимы вместе с половцами-кыпчаками оказались в Золотой Орде, где переняли тюркский язык местного населения. В самом конце XIV века, на волне контактов великого князя Литовского Витовта с Золотой Ордой, караимы попадают в Литву (Троки), а также в Галицию и на Волынь.

В течение почти трех столетий конные стрелки из лука-караимы составляли гвардию великих литовских князей, охраняя их резиденцию в Тракае. Караимские общины существовали в Гродно, Луцке, Смоленске, Житомире, Стародубе, Киеве. Шведский историк Густав Перингер, изучавший караимов в 1690 г., отмечал, что их численность так мала из-за того, что у них принято уходить на войну в очень раннем возрасте (См.: Вернадский Г.В. «Россия в средние века». Тверь-Москва, 1997. Стр. 229-232).


Праздник караимов в Тракае.

Вполне вероятно, что караимы были привезены в Крым и самими татарами - вместе с другими ремесленниками и торговцами, которые были необходимы для поддержания экономического состояния Золотой Орды.

В пользу данной гипотезы свидетельствуют следующие факты:

1. Первое письменное свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом и происходит не из византийских или итальянских колоний Крыма, а из Солхата – первой татарской столицы полуострова.

(Прим. Клеркона: Однако к этому времени в Солхате могли присутствовать и не одни татары, постоянное присутствие которых в 1278 г. на полуострове НИКАКИМИ письменными документами НЕ зафиксировано вообще).

2. Около 1342–1346 годов начинается экспансия Золотой Орды в юго-западный Крым, где татары захватывают пещерный город Кырк-Ер (позднее Чуфут-Кале), и там сразу же появляется караимская община, о чем свидетельствуют мацевы на караимском кладбище в Иосафатовой долине. Самая ранняя из них датируется 60-ми годами XIV века, т. е. временем захвата города татарами.

(Прим. Клеркона: следовательно, именно в это время в Крыму и оседают САМИ татары, и все вышеприведенные утверждения насчет того, что именно они привели туда караимов не выдерживают никакой критики).

3. Исследователи отмечают, что на ранних мацевах в Иосафатовой Долине присутствуют татарские имена, такие как Парлак, Мануш, Тохтамыш. Данное обстоятельство недвусмысленно указывает на то, что первые караимские поселенцы города были тюркоязычны.

(Прим. Клеркона: но не «татароязычны»!).

4. Значимым, хотя и не бесспорным аргументом является ряд поздних караимских легенд XIX века, в которых сами караимы рассказывают о своем прибытии в Крым вместе с татарами.

5. Важным аргументом является язык крымских караимов (этнолект крымско-татарского языка ), который был перенят караимами от татар в качестве разговорного.

(Прим. Клеркона: это и вовсе ЧУШЬ - выше указано, что караимский - диалект именно КЫПЧАКСКОГО, но никак не татарского!).


Караимская семья из Евпатории. Фото нач. XX в.

Тюркский разговорный язык караимов Литвы, Галиции и Волыни значительно отличался от языка крымских караимов. В современной науке этот язык называется караимским, или, точнее, караимо-кыпчакским языком. На данный момент этот язык является одним из самых древних разговорных тюркских языков.

Сами караимы называют его «лешон кедар» (в данном контексте можно перевести как «язык кочевников»). Однако следует отметить, что священным языком и языком учености в караимской среде вплоть до конца XIX века был иврит, который использовался для ведения деловой переписки, создания научных трудов, эпитафий, литургии.

К сожалению, ранняя история караимских общин Крыма недостаточно хорошо освящена в источниках. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что самой древней караимской общиной Крыма была община Солхата (Эски Къырыма). Как было уже упомянуто выше, именно оттуда происходит самое первое свидетельство о существовании в Крыму караимской общины, которое датируется 1278 годом. В этом году в Солхате побывал византийский караим Аарон бен Иосиф а-Рофе (ок. 1250–1320). В своей книге «Сефер а-мивхар» («Книга избранных трудов») ученый сообщает, что в 1278 году между караимской и раббанитской общинами Солхата состоялся календарный спор . Не менее древней является караимская община Каффы (современная Феодосия): данные косвенных источников позволяют исследователям считать 1292 год годом основания караимской синагоги в Каффе (Феодосии).

В середине XIV в. караимская община появляется в Кырк-Ере, которому затем суждено было стать на долгое время столицей караимов в Крыму. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «еврейская крепость»).

Первое письменное упоминание о караимской общины Чуфут-Кале относится к 1459 году: этим годом датируется ярлык хана Хаджи-Гирея, данный жителям Кырк-Ера, среди которых упоминаются и евреи (т. е. караимы).

Приблизительно к XVII веку исследователи относят также появление караимской общины в Карасубазаре (современный Белогорск) и Евпатории. Во второй половине XV века караимы появляются и на Мангупе. Первые караимские поселенцы Мангупа были грекоязычными и, по-видимому, переселились в Крым из Византии незадолго до и сразу после 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками-османами. Об этом говорит наличие греческих имен на мангупском караимском кладбище.

Ряд исследователей полагает, что на Мангупе проживала и небольшая община раббанитов, о чем свидетельствует крымчакская фамилия Мангупли, что означает «выходец из Мангупа». В 1792–1793 годах мангупская караимская община прекращает свое существование. О последних днях общины повествует поэма об оставлении Мангупа, написанная Симхой бен Моше Мангуби.

В XIX веке более мелкие караимские общины существовали и в других крымских городах, таких как Симферополь, Севастополь, Керчь, Бахчисарай, Перекоп и Армянский Базар, а также вне Крыма.

В XVI-XVIII веках наиболее значимой и влиятельной караимской общиной в Крыму являлась община Чуфут-Кале. Соседство караимов было немаловажным фактором для поддержания экономического состояния Бахчисарая, столицы Крымского Ханства. Караимы были известны как искусные ремесленники (кожевники, ювелиры, седельщики и т. п.) и торговцы.

В XVII-XVIII веках, несмотря на то, что многие караимы имели магазины и мастерские в Бахчисарае, им не разрешалось оставаться на ночь в городе. Часть караимов занималась также садоводством и земледелием. Помимо экономического центра, Чуфут-Кале также являлся религиозным и культурным средоточием караимской жизни. Интересно, что печатное слово было принесено в Крым именно караимами. Караимская типография в Чуфут-Кале была основана около 1731 года на средства караимского лидера Исаака бен Моше Синан-Челеби.

В XIX в. караимы начинают покидать Чуфут-Кале, и караимский центр переносится в Евпаторию (Гезлев). Вскоре после смерти А. С. Фирковича в 1874 году караимы окончательно оставляют Чуфут-Кале.

В непосредственной близости от Чуфут-Кале (урочище Марьям-Дере), находится самый значительный караимский исторический памятник Крыма – кладбище в Иосафатовой долине, на котором насчитывается порядка семи тысяч надгробий. Последние захоронения на кладбище были произведены в XX в. Приблизительной датой самых ранних памятников исследователи считают 60-е гг. XIV в., однако как датировка, так и введение этих памятников в научный оборот на данный момент являются затруднительными по ряду причин, одной из которых является деятельность А. С. Фирковича.



Авраам Самуилович Фиркович (1787–1874) был известнейшим коллекционером древних рукописей и одной из центральных фигур караимского движения XIX века. Родился и получил образование в Луцке. В 1820-х годах он, по приглашению крупнейшего караимского купца Симхи Бабовича, переезжает в Евпаторию.

В своих путешествиях по Крыму, Турции, Кавказу, Ближнему Востоку, Литве, Фиркович собрал уникальные рукописные коллекции, ныне хранящиеся в фондах Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Деятельность Фирковича, связанная с изучением караимских кладбищ, началась в январе 1839 года, когда генерал-губернатор Новороссийского края граф Воронцов передал караимам официальный запрос о происхождении крымских караимов. В том же году А. С. Фиркович отправляется в свою первую археографическую поездку по Крыму.

Интерес российской администрации к караимам был вызван следующими соображениями. Дело в том, что в конце XVIII– начале XIX веках караимская община Крыма переживает экономический подъем, в результате которого караимы становятся одной из богатейших и влиятельнейших в экономическом отношении этнических групп Российской Империи.

После присоединения Крыма к России (1783 год) караимы пытаются приспособиться к жизни в новых условиях, следствием чего становится их постепенное отдаление от остальной еврейской общины.

Репрессивные меры российского правительства относительно евреев («черта оседлости», двойное налогообложение, обязательная служба в армии), поначалу касались и караимов. Тем не менее, караимы отправляют ряд посольств к царю, целью которых было добиться отделения караимов от остальной части еврейского населения Российской Империи. В качестве основных аргументов представители караимской общины приводили факт непризнания караимами авторитета Талмуда (являвшегося, по мнению российских властей, главным врагом христианства), а так же привилегии, которыми наделяли караимов прежние властители (литовские князья и крымские ханы). В результате, по целому ряду политических и идеологических причин, российская администрация наделяет караимов рядом льгот, в отличие от евреев-раббанитов, к которым законы применялись со всей суровостью.

Запрос графа Воронцова, содержащий ряд вопросов о прошлом караимов, по сути, требовал предъявления серьезных доказательств их особого, отличного от остальных евреев, статуса. Увы, исторических свидетельств относительно истории появления караимов в Крыму у общины практически не было. Поэтому караимская община поручает А. С. Фирковичу отыскать эти доказательства. Фиркович отправляется в поездку, результатом которой стали 58 копий, сделанных с надгробных камней на кладбищах Чуфут-Кале и Мангупа (древнейшее из надгробий Фиркович датировал 6 годом н. э.)

В 1840 году он передает обнаруженные материалы в Одесское общество истории и древностей, и уже тогда возникают первые сомнения в подлинности находок Фирковича. В 1872 году он издает свой самый главный и известный труд – «Сефер Авне зиккарон ливней Исраель» («Книга памятных камней сынов Израиля»), которая включает в себя надгробные надписи с караимских кладбищ Чуфут-Кале, Мангупа, Евпатории, Старого Крыма, Феодосии и Трок, а также историческую концепцию самого автора относительно появления караимов в Крыму.

Согласно концепции А. С. Фирковича, караимы являются потомками древних израильтян, которые отделились от остальных евреев задолго до рождения Христа (и, следовательно, «не повинны» в его распятии).

После скитаний по Персии и Мидии, предки караимов попадают в Крым во времена персидского царя Камбиза II (6 век до н. э.). Около 750 года н. э. они, якобы, обращают хазар в иудаизм караимского толка, а в 986 году пытаются обратить в иудаизм князя Владимира.

Результаты находок Фирковича вызвали бурную полемику в научных кругах, которая и на сегодняшний день по-прежнему далека от завершения. По мнению ряда исследователей, ни в коей мере не отрицающих важность обнаруженных Фирковичем материалов, он «фальсифицировал» датировки ранних надгробных надписей и ряд колофонов (приписок к рукописям), чтобы доказать древность происхождения крымских караимов.

Однако, как упоминалось ранее, достоверных свидетельств пребывания караимов в Крыму ранее XIII в. и без того не существует. Следует отметить также, что А. С. Фиркович, в отличие от вышеназванных авторов, никогда не говорил о караимах как о «потомках хазар», а считал их абсолютно разными народами.

В XIX веке появляется так называемая «хазарская теория» происхождения крымских караимов. В 1840–1860-х годах предположения о хазарском происхождении караимов впервые высказываются российскими учеными-востоковедами В. В. Григорьевым и В. Д. Смирновым, которые идут в своих выводах значительно дальше Фирковича, предположив, что караимы не только обращают хазар в иудаизм, но еще и сливаются с ними этнически.

Таким образом, по предположению В. Д. Смирнова и В. В. Григорьева, караимы имеют тюркское происхождение с элементами семитской крови. Однако главную роль в формировании этой теории сыграл Серайя Маркович Шапшал (1873–1961), которого и следует считать основоположником «хазарской теории».

С. М. Шапшал получил востоковедческое образование в Санкт-Петербурге, был известным ученым-филологом. Еще будучи студентом, он подхватывает теорию В. Д. Смирнова и В. В. Григорьева и значительно развивает ее. Хазарская теория окончательно утверждается в караимской литературе после вступления С. М. Шапшала в должность гахама - религиозного главы восточноевропейских караимов в 1915 году. Тем не менее, источники, на которых С. М. Шапшал основывал доказательства своей теории, признаны современной наукой «недостоверными».

(Прим. Клеркона: что неудивительно, если учесть еврейско-раббанистское происхождение многих современных ученых-историков, филологов и археологов, особенно «россиянских»!).

Исторически караимы являлись, в отличие от евреев, воинственным народом, охотно служившим литовским князьям, татарским ханам и пр. (См.: Вернадский Г.В. Указ. соч.).


Хазарские всадники VIII-X вв. Реконструкция М.В. Горелика.

Во второй пол. XIX-нач. XX в. караимы, обласканные царской властью, с воодушевлением шли на службу в императорский военный флот и армию, доблестно проявив себя в военных конфликтах. При обороне крепости Порт-Артур героически погиб в рукопашной схватке с японцами поручик-караим Топсашал. К началу первой мировой войны караимы, численность которых составляла примерно 14 тыс. чел., не призвались на военную службу, однако около 500 (!) офицеров-караимов служило добровольно в армии и на флоте.

После 1917 года караимы подвергаются преследованиям со стороны новой власти, многие из них были раскулачены и расстреляны.

(Прим. Клеркона: интересно, ПОЧЕМУ? Не потому ли, что многие большевики по происхождению были евреями-талмудистами?).

За годы советского режима крымская караимская община значительно сокращается, урон понесла караимская религия и культура. Национально-общественная жизнь караимской общины начинает постепенно угасать, а к 1940-м годам почти совсем прекращается.

Это положение практически без особых перемен длилось вплоть до начала перестройки. С конца 1980-х годов и, особенно, после распада СССР, среди караимов Крыма наблюдается всплеск национальной активности, характерный не только для караимской общины, но и для других малочисленных этнических групп Крыма (крымчаки, крымские татары, греки, армяне и др.).

В этот период под эгидой Советского фонда культуры в Литве, Крыму и Москве начинают создаваться караимские общества. Первым караимским обществом в Крыму было общество «Бирлык» («Единство»), созданное 21 мая 1989 года при Крымском отделении Украинского фонда культуры и впоследствии перерегистрированное во Всекрымскую ассоциацию крымских караимов «Крымкарайлар».

Общество объединяло всех караимов Крыма и просуществовало с 1989 по 1991 годы. Позднее появляются национально-культурные общества в Евпатории, Феодосии, Бахчисарае, Ялте, вскоре (16 августа 1996 года) объединенные во Всеукраинскую Ассоциацию крымских караимов, в которую вошли 10 караимских обществ Украины и Крыма. Председателем ассоциации стал бахчисарайский караим Ю. Б. Коген, позднее депутат Верховного Совета Украины.

Необходимо отметить, что, многие из караимских организаций Крыма, на самом деле, состоят всего лишь из двух-трех человек или вообще существуют лишь «на бумаге», и только некоторые из них реально действуют. Более того, подобное обилие малых караимских организаций и обществ можно также объяснить тем, что многие из них являются, если можно так выразиться, «семейными предприятиями»; зачастую это дробление на мелкие соперничающие организации объясняется также неприязненными отношениями между представителями различных караимских фракций и семейств.

За последние десятилетия XX-го и в начале XXI века в этническом самосознании крымских караимов происходит ряд глубоких изменений, основными из которых являются усиление внутренней деиудаизации (отрицание еврейского наследия в караимской истории и культуре) и абсолютизация тюркского влияния. В вышеуказанный период выходят в свет работы Ю. А. Полканова, Э. И. Лебедевой, С. И. Кушуль, М. С. Сарача, М. Э. Хафуза, М. Я. Чорефа, В. З. Тирияки и других лидеров и идеологов крымской караимской общины, преподносящие читателю различные варианты хазарской версии происхождения крымских караимов, более или менее исправленные и подогнанные под современные реалии. Эта версия на данный момент преобладает в современной караимской литературе, хотя даже в кругу караимских обществ существуют различные подходы к этому вопросу, что нередко, является причиной конфликтов и разногласий внутри караимской общины Крыма.

В Москве основным пропагандистом этой теории являлся военно-морской журналист и историк Алексей Ильич Фуки.

Так же, как и представление об этнических корнях караимов, представления о характере их верований серьезно переосмыслены в сравнении с традицией, которая была господствующей в караимской среде еще в начале XX века.

Нынешние караимские лидеры стараются представить религию караимов Крыма как эклектическую смесь из элементов христианства, ислама, иудаизма и шаманизма, с культом священных дубов и верой в тюркского языческого бога Тенгри.

Именно по причине отрицания современными крымскими караимами своего еврейского происхождения, караимское национальное возрождение в Крыму не приобрело яркого религиозного характера. Однако множество изменений происходит и в этом направлении: в 1999 году отреставрирована и открыта вновь малая синагога-кенаса в Евпатории. Богослужение в малой кенасе Евпатории ведется на РУССКОМ языке, с элементами литургии на караимском (или, точнее, караимском этнолекте крымско-татарского языка), проводится реставрация Большой и Малой кенас на Чуфут-Кале.

На сегодняшний день наиболее влиятельной караимской общиной Крыма является симферопольская. С 1996 года Симферопольским караимским обществом издается газета крымских караимов «Крымкарайлар». В начале 2004 года горсоветом Симферополя было принято решение о передаче здания симферопольской караимской синагоги-кенасы (где ныне находится радиокомитет) местному караимскому обществу. Предполагается, что скоро будут начаты реставрационные работы и восстановление здания, действительно пришедшего в аварийное состояние за годы советского режима.


Семья в традиционной одежде.

Членами Симферопольского караимского общества являются такие известные караимские лидеры и идеологи как Ю. А. Полканов, Э. И. Лебедева, Г. В. Катык, В. Н. Лебедев. Немалое влияние в симферопольской караимской общине приобрел нынешний председатель Крымской Ассоциации караимов «Крымкарайлар» В. Ю. Ормели, внучатый племянник С. М. Шапшала. Вышеуказанные лидеры, несмотря на частые конфликты и разногласия, придерживаются однозначного понимания караимов как тюркского народа, родственного крымским татарам, осуждая любые попытки иного толкования истории караимов.

По последней переписи населения Украины (2002 год), в Крыму насчитывается 671 караим (0,03% населения автономии), а всего по Украине 834 человека. На сегодняшний день по приблизительным оценкам Евпаторийская караимская община насчитывает около 260 человек, примерно столько же караимов живет в Симферополе, еще около 100 человек – в Феодосии, приблизительно 50 – в Севастополе, 30 – в Ялте, 50 – в Бахчисарае.

Всего в мире проживает приблизительно 25 тыс. караимов, не менее половины из которых проживает в Государстве Израиль.

Среди караимов-граждан России и СССР немало известных деятелей, в частности маршал Р. Я. Малиновский, генерал-майор Колпакчи, историк католической церкви и разведчик И.Р. Григулевич, актер театра и кино В. Гаркалин и др.

В заключение хочется отметить, что на настоящий момент караимы Крыма, России и Восточной Европы в целом находится перед выбором, размышляя о том, каким же будет будущее неуклонно уменьшающейся караимской общины. Пока, тем не менее, все указывает на то, что подавляющее большинство из оставшихся в этом регионе караимов будет придерживаться тюрко-хазарской, а не еврейской ориентации.

По материалам: http://milhauz.net/publ/7-1-0-86

http://www.lechaim.ru/ARHIV/180/ahiezer.htm


Sölveig, gnom, MeTaNik и ещё 1 пользователей сказали спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 07.03.2014, 00:28   #2
Senior Member
 
аватар для MeTaNik
 
Регистрация: 06.2009
Сообщений: 7.038
Репутация: 69 | 10
По умолчанию

Замечательный материал, Клеркон!)
Я очень люблю эту гору в Крыму. Один раз даже через забор перелазили с сыном, чтобы за билеты в Крепость не платить—сумасшедшие цены "русские" драли))))......
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 07.03.2014, 01:17   #3
banned
 
Регистрация: 07.2006
Проживание: Латвия. Рига
Сообщений: 6.196
Репутация: 78 | 0
По умолчанию

у крымских татар, щас - новая фенька... считать, что "крымские татары" - собирательный термин, для всего древнего населения Крыма. Для: скифов, кельтов, готов, итальянцев, греков, караимов, ногаев и самих - татар. Мол, все эти этносы - приняли татарский язык и считают себя крымскими татарами.. однако, типа, еще и сохранили древнюю идентификацию.

Лично я считаю это - бредом.

Нет. Не потому что не сохранилось до-татарского компонента... как раз - наоборот. Самого - татарского, почти нет. Основную часть крымской орды, перебили - русские... и за дело. А эти этнические остатки, вряд ли были полноправными в татарской среде... скорее каким - нибудь обслуживающим персоналом. Ибо, вряд ли, тех кто не носил оружие и не ходил в набеги, могли считать равноправным. Отсюда - татарский патриотизм этих этно-меньшинств, вызывает адекватное сомнение.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 07.03.2014, 09:21   #4
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.439
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию

«Мы правоверные евреи - существа говорящие. Всю мудрость свою передаем из уст в уста только своим. Вот есть такие евреи - караимы, те - читающие, живут по законам, записанным в книги, которые всякий может прочесть. Оттого и сидят где-то в горах, у черта на куличиках. Их никто и не знает.»("Освещённые Тьмой")

Гитлер,насколько мне известно,караимов не уничтожал.
Klerkon сказал(а) спасибо.
__________________
Северный ветер-северный крик
Наши наполнит знамена!
старый 07.03.2014, 16:46   #5
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.257
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
gnom посмотреть сообщение
у крымских татар, щас - новая фенька... считать, что "крымские татары" - собирательный термин, для всего древнего населения Крыма. Для: скифов, кельтов, готов, итальянцев, греков, караимов, ногаев и самих - татар
Правильно, ведь они «возвеличивают» не столько свою нацию, сколько свою «цивилизацию», а именно - некогда мощное Крымское ханство (XV-XVIII вв.), в котором не только процветала торговля славянскими рабами и рабынями, но и более-менее «комфортно» чувствовали себя представители многих этнических меньшинств: караимы, крымчаки (т.е. «ортодоксальные» иудеи Крыма), крымские греки, крымские итальянцы, крымские готы, имевшие, между прочим в VI-XV вв. собственное христианское княжество в Мангупе (Феодоро).

Окончательная ассимиляция крымских готов произошла в XVII в., когда исчез их оригинальный язык, и принято считать, что потомками их является как раз та часть крымских татар, которая проживала в Горном Крыму, а не на побережье. Во время немецкой оккупации полуострова идеологи Третьего Рейха «вспомнили» об этом факте и использовали его для более-менее успешной агитации среди крымских татар. Зато в СССР сама по себе тема этногенеза горных татар Крыма долгое время находилась под запретом (См.: Пиоро И.С. Крымская Готия. Киев: Лыбедь, 1990).


Немецкий унтер-офицер ведёт крымских татар из отряда полиции
самообороны. По немецким данным, в частях вермахта и полиции
прошло службу до 15 тыс. крымских татар.


Крымское ханство играло немалую роль в истории Восточной Европы. Помимо набегов и увода «ясыря», стимулировавших торговлю рабами по всему Средиземноморью, крымские татары вступали в союзы с крупнейшими государствами региона, не исключая Московскую Русь. Так, в 1480 г. крымский хан Менгли-Гирей, с которым дальновидный великий князь Иван III незадолго до того заключил выгодный военный союз, совершил опустошительный набег на земли Великого княжества Литовского, «сковав» значительную часть сил Казимира IV Ягеллончика. В результате "литовские люди» не смогли оказать своевременную помощь хану Большой Орды Ахмату, решившему «наказать» непокорных московитов. В результате многодневного позиционного сражения, т.н. «битвы» на реке Угре осенью 1480 г. Московское Государство окончательно освободилось от ига Золотой Орды.[/I]


Караимский жилой дом в Бахчисарае. XVIII в.

Однако, вернемся к КАРАИМАМ...

«Современная наука относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов, а их язык - к кипчакской группе языков. Близкородственные языки: крымско-татарский, кумыкский, карачаевско-балкарский. Тюркские имена встречаются на памятниках родового караимского кладбища с первых веков нашей эры.

На своей исторической родине в Крыму, караимы жили в основном в Кырк-Кале, Джуфт (Чуфут)-Кале, Мангупе и Гёзлёве. Основными занятиями издревле были садоводство, овцеводство, военное дело, извоз, ремесло и торговля.

Фамилии свидетельствуют о древних профессиях: «аваш» - охотник, «балджи» - пчеловод, «койчу» - чабан, «таббах» - кожевенник, «сараф» - меняла и т.д. нередко фамилии соответствуют названию древних тюркских родов и племен: Комен, Кырк, Узун, Найман, Черкес, Аваз, Калмук и др. Очень уважаемым был род Кырков (напомним ,что Кырк-Ер - значит земля Кырков).

В прошлом караимы жили в основном в горах и предгорьях Крыма. Кырк-Ер (Чуфут-Кале) - раньше считали округом с крепостью в центре. Судя по ярлыкам крымских ханов, границы округа простирались до источника Юсуф-Чокрак и Теж-Керменте.

В 1246 г. часть крымских караимов попала на запад Украины (Луцк, Галич) по приглашению Даниила Галицкого, предоставившего им землю и льготы, а в 1398 г. - Великим князем Витовтом - в Литву, где караимы охраняли княжеский замок в Тракае.



Караимская кенасса в Вильнюсе. 1908-1923 гг.

В VIII веке караизм приняла верхушка хазар. Затем это учение распространилось и среди тюркских племен хазарского каганата, в том числе и в Крыму. После падения каганата в XI в. караимы имели в Крыму самоуправление и религиозную самостоятельность в округе Кырк-Ер. Духовным главой караимов был Гахан (Гахам), светским - Сар или бий (князь), священники - газзаны.

В Крымском ханстве караимы сохраняли самоуправление и относились к привилегированному сословию тарханов. Общине предоставлялись льготы, гарантии внутренней независимости и покровительство. Среди караимов имелись члены ханского дивана, начальники монетного двора, казначеи. От почетных титулов «ага» и «челеби» позже образовались фамилии....

В середине XIX века центр духовной жизни караимов переместился в Евпаторию. В Евпатории находились: соборный храм - кенасса, резиденция Гахана, национальная библиотека, было открыто Александровское духовное караимское училище. В разных городах в местах компактного проживания караимов существовали караимские улицы и слободки. Караимы активно участвовали в жизни Крыма. Среди них имелись городские головы, председатели земских собраний, мировые и третейские судьи, высшие офицеры, дипломаты, Члены Государственного совета и Думы. Евпаторийцы на протяжении длительного времени неизменно выбирали караима Городским головой, назвали сквер и сад именами благотворителей Дувана и Шакая.

В паспортах писалось «вероисповедания караимского». В 1914 г. в России было 14 тысяч караимов, в Крыму - 5 тысяч. Действовало 20 храмов - кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин, 9 - в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское караимское духовное училище, названная в честь царя и с его согласия. По переписи 1989 г. в бывшем Советском Союзе числилось 2809 человек.

В культурной жизни России в XIX - начале XX вв. заметную роль играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист Художественного театра, а затем директор Драматического театра И. Дуван-Торцов, композитор С. Майкапар, московский архитектор Н. Арабаджи, дипломат М. Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна Павлова (отец ее - евпаторийский караим Шабетай Шамаш)
[согласно другой версии, настоящим отцом балерины являлся московский банкир Л.С. Поляков - ортодоксальный иудей - прим. Клеркона].


Яковлев А.Е. Портрет балерины Анны Павловой.

Караимы играли довольно заметную роль в торгово-промышленной жизни Крыма и России в XIX - начале XX вв. В Москве караимы владели жилыми домами, машиностроительными заводами, заводом электронагревателей, конезаводом. Конезаводчик М. Шапшал, старший брат будущего Гахана караимов С. Шапшала, был владельцем известного рысака орловской породы Крепыша, признанного «Лошадью столетия».

Караимам принадлежала почти вся табачная промышленность в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. В Москве несколько семей караимов владели табачными фабриками «Дукат», «Ява», наладили получение лучших сортов табака из Крыма, Турции, с острова Ява. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной продукции, и в этом не малая заслуга караимов, организаторов табачного производства. В начале XX века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу - один миллионер). Караим Арабаджи был избран председателем купеческой гильдии в Москве.

Особенно привлекала караимов во все времена - военная карьера - от профессиональной армии Хазарии до настоящих дней. Среди караимов было немало казаков. Ильяш Караимович имел звание полковника реестровых казаков Запорожской сечи, а затем - звание Гетмана, но был убит людьми Богдана Хмельницкого в борьбе за власть.

Все российские цари, начиная с Екатерины Великой, которой в Крыму (по преданию) спас жизнь караим И. Джигит, переезжая в Крым, личную охрану набирали только из караимов. Прославились караимы в освободительной войне на Балканах (1877-1878), в обороне Севастополя (1854-1855) за личное мужество были награждены С. Кефели и А. Фуки
[прапрадед вышеназванного журналиста А.И. Фуки - прим. Клеркона] и др. во время русско-японской войны прославились многие караимы и крымские татары, но об этом в советской исторической науке не принято упоминать.

В 1904 г. во всей России и за границей было известно имя караима поручика М. Тапсашара (1872-1904). Тапсашар геройски погиб в бою при обороне Порт-Артура. Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали русским со всеми военными почестями. По приказу японского императора была сделана копия с сабли героя и помещена в военный музей в Токио, а подлинная возвращена русскому командованию.

Подробнее о подвиге Тапсашара: http://www.bibliotekar.ru/port-artur/55.htm

Последним слугой» старой России называют генерала Якова Кефели (1876-1962). Герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и последний представитель царской России в международной организации (Международный санитарный Совет для Ближнего Востока - распущен в 1923 г.) в период Гражданской войны командовал военно-санитарной базой в Константинополе. В Париже Я. Кефели возглавлял собрание офицеров флота, участвовал в жизни общины крымских караимов и издал ряд работ по истории Российского флота, медицине, октябрьском перевороте и др.



Родион Яковлевич Малиновский (1889-1967).

Возможно, достойным продолжателем боевых традиций караимов был и Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, наполовину караим. Он, как и его отец, снискал славу на полях сражений. В 16-ти летнем возрасте участвуя в Первой мировой войне, отличился в боях и был награжден Георгиевским крестом 4 степени. В годы Отечественной войны дважды был награжден званием Героя Советского Союза, высшим воинским орденом - Победа, множеством орденов и медалей. Последние 10 лет (1957-1967) Р.Я. Малиновский был Министром обороны СССР...»

Подробнее: http://knowledge.allbest.ru/history/...1216c27_0.html

Последний раз редактировалось Klerkon: 07.03.2014 в 17:27.
старый 07.03.2014, 17:14   #6
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.439
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 16
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Окончательная ассимиляция крымских готов произошла в XVII в., когда исчез их оригинальный язык, и принято считать, что потомками их является как раз та часть крымских татар, которая проживала в Горном Крыму, а не на побережье. Во время немецкой оккупации полуострова идеологи Третьего Рейха «вспомнили» об этом факте и использовали его для более-менее успешной агитации среди крымских татар.

Немецкий унтер-офицер ведёт крымских татар из отряда полиции
самообороны. По немецким данным, в частях вермахта и полиции
прошло службу до 15 тыс. крымских татар.
В этой колонне только один гот.Остальные горные ...кхм,как-бы сказать помягче...впрочем мысль ясна.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 20.03.2014, 18:49   #7
Senior Member
 
аватар для Ingvor
 
Регистрация: 11.2009
Сообщений: 1.925
Репутация: 9 | 0
По умолчанию

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Гитлер,насколько мне известно,караимов не уничтожал.
Цитата:
Alland посмотреть сообщение
сидят где-то в горах, у черта на куличиках.
Наверное поэтому

Загадка этногенеза караимов



Свою религию российские караимы называют караимизм, подчеркивая тем самым, что это их этническая религия, имеющая общее с иудаизмом, вероисповеданием еврейского народа лишь Священное Писание (Танах). Реально это синкретичная, многокомпонентная система верований, которая включает основные идеи учения Анана, языческие представления, традиции и обряды тюркоязычного населения Евразии, среди которого в разные периоды своей жизни жили (могли жить) последователи Анана, а также элементы вероучения и культовой практики ислама. Самые радикальные адепты «особости» российских караимов, отстаивающие тюркский (хазарский) вариант их этногенеза, выдвигают на первый план именно тюркский пласт верований в их религиозной системе.
Ислам, среди последователей которого в течение многих столетий жили крымско-литовские караимы, также оказал свое влияние на их мировоззрение и религиозную практику. Свойственный мусульманам фатализм проявляется у караимов в разных жизненных ситуациях: любые невзгоды, утраты они встречали со словом «кысмет» – судьба... Как и в мечети, пол караимского храма устлан коврами; входят в него, сняв обувь, перед молитвой совершают омовение.
Название караимского храма – кенаса – связывают с корнем «канас» («собирать»); прототипом кенасы является иерусалимский пещерный храм последователей Анана.
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 09.04.2014, 21:49   #8
Senior Member
 
аватар для Verda
 
Регистрация: 12.2013
Сообщений: 1.476
Репутация: 8 | 0
По умолчанию

Караимы проживают на полуострове восемь веков, сумев пережить и татарское владычество, и немецкую оккупацию

Иудаизм или караизм?


Слово «караим» появилось в IX веке, и наряду со словом «раввинист» изначально использовалось для обозначения религиозных групп внутри иудаизма. Эта общность возникла в Вавилоне еще в VIII веке, когда часть иудеев решила придерживаться только «истинного учения Танаха (ветхого Завета). Талмуд же и Устный Закон, по мнению караимов, его исказили. Как водится, сами себя они назвали «самой чистой формой иудаизма», а раввинисты сочли караимов сектантами.

Из Вавилона караимы расселились в Византию, Египет, Испанию, примерно в XIII веке они попали в Крым. Почти во всех странах караимы продолжали, несмотря ни на что, считать себя евреями, но лишь крымские постепенно начали осознавать себя другим народом. Тем более что основным его «ядром» со временем стали уже не семиты, а местные тюрки. По одной версии — хазары, по другой — половцы, говорить крымские караимы стали также на тюркском языке.



Подробнее http://rusplt.ru/society/Karaimi-9170.html
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: «Люди Писания» караимы - «аборигены» Крыма?
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Люди помогите HELP!!! Виктория2012 Переводы 5 24.05.2012 14:58
Как так можно, Люди!!! Европа Ау!!! Inga S.V. Скандинавия 11 11.12.2010 17:26
В парламенте Эстонии открыта фотовыставка о жизни эстонцев Крыма Teemu Новости 3 19.03.2006 22:45
Люди со стороны mahatma Избушка 32 28.12.2002 23:28


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 11:21


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.