Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Всемирная история, политика
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 17.05.2014, 17:34   #21
Senior Member
 
аватар для Holm
 
Регистрация: 11.2013
Сообщений: 1.097
Записей в дневнике: 6
Репутация: 25 | 3
По умолчанию

Сметанка дал начало еще одной старой русской породе лошадей, которая так и была названа в честь графа Орловской рысистой.

Лошади новой породы, по задумке её создателя, графа Орлова должны были обладать определенными качествами: быть нарядными, крупными, сложенными гармонично, удобными в использовании под седлом, в упряжи и в плуге, одинаково хорошей в бою и на параде.
Вместе с тем представители новой породы должны обладать выносливостью для проживания в суровом российском климате и преодолевать значительные расстояния. Однако самым главным требованием была чёткая, резвая рысь, потому что лошадь, бегущая рысью, меньше устает и меньше трясет экипаж.
До Сметанки Орлов для получения новой породы скрещивал ценных арабских жеребцов с массивными тяжелоупряжными кобылами из Англии, Голландии и Дании. К сожалению, все эти помеси не отвечали поставленным требованиям. Подходящим оказался только один из сыновей Сметанки от кобылы датской породы буланой масти Полкан. Но, не смотря на подходящий экстерьер он не обладал устойчивой резвой рысью.

Поэтому, Орлов завес лошадей из Голландской провинции Фрисландии, отличавшихся устойчивым ходом, и скрестил их с арабо-датскими и арабскими жеребцами, в числе которых был и Полкан. В 1784 году появились на свет первые жеребята от этих скрещиваний. Среди них стоит отметить жеребца по прозвищу Барс I – он был крайне близок к задуманному Орловым образу.






Барс I оставил после себя многочисленное потомство.Самыми ценными были вороной жеребец Любезный I и жеребец серой масти Лебедь I.






В 1772 г. все конское поголовье из Острова было переведено в имение Хреновское Воронежской губернии, подаренное Екатериной II своему фавориту. Здесь на привольных целинных степях выводили орловского рысака и продолжают заниматься развитием и совершенствованием этой породы.
Орлов работал над созданием новой породы до самой своей смерти - с 1775 по 1808 г. Его соавтором в этом деле заслуженно считают крепостного Василия Ивановича Шишкина, который после смерти Алексея Григорьевича успешно завершил начатое дело. Именно благодаря В.И. Шишкину орловский рысак распространился в конных заводах и стал основной русской заводской породой.



Цитата:
В 1812 г. Хреновской конный завод посетил Александр I. Когда император ступил на порог конюшни, 500 лошадей, как бы приветствуя его, встали на дыбы и оглушительно заржали. Секрет заключался в том, что за несколько недель до приезда царя Шишкин, управлявший заводом, приказал конюхам при раздаче овса лошадям открывать ставни на окнах, выработав таким образом условный рефлекс. Как только император вошел в конюшню, ставни были распахнуты... Александр остался очень доволен таким приемом, подарил Шишкину бриллиантовый перстень и попросил Анну Орлову - дочь и наследницу графа, - дать Василию Ивановичу вольную.

С 30-х гг. XIX в. орловскую рысистую породу начинают широко разводить в других конных заводах, а к середине столетия она распространяется во многих районах страны. В те времена, да и сегодня во всем мире не было и нет другой такой крупной, красивой, выносливой легкоупряжной лошади, которая могла бы на устойчивой рыси везти тяжелую повозку, легко переносить во время работы жару и холод. В народе про орловского рысака говорили "под воду и воеводу" и "пахать и щеголять".



Цитата:
Вот как описывает орловского рысака С.П. Жихарев (1905): "...нельзя было налюбоваться на красоту этих коней: прямой, длинный, крутореберный стан на толстых и сухих ногах, шея, как тонкая лента, приподнималась высокой дугой и оканчивалась прекрасной головой с огненными глазами навыкате и с пышными ноздрями. Движение этих громадных коней было таким правильным, что топот их копыт представлял слуху какой-то размеренный такт, а на крестце рысака можно было поставить стакан воды и она не расплескалась бы: так спокойна была поза летящего рысака и одни только ноги быстро и правильно размеренным махом уносили рысака вперед".

Первые поражения представили орловской породы потерпели в конце XIX века, когда в Россию были завезены американские рысаки. Некрасивые и негармоничные, представители американской рысистой породы были гораздо резвее орловских лошадей. В связи с этим селекционеры начали массово разводить американо-орловские помеси, из-за чего лучшие орловские кобылы скрещивались с американскими жеребцами очень сомнительного качества. Такое бездумное скрещивание нанесло огромный вред орловской породе.


Поголовье орловских рысаков существенно уменьшилось в годы Гражданской войны. Селекционные работы возродились в 20-е годы ХХ века, причем скрещивание стало более продуманным и производилось только чистопородным методом.




После Великой Отечественной войны орловские жеребцы продолжили бить рекорды. Жеребец Морской Прибой поставил рекорд в забеге на 1600 м (2 минуты и 4,5 секунд), продержавшийся 38 лет!

Цитата:
Квадрат
Великолепный рысак орловской породы от Пролива и Керамики 1946 года рождения. Неоднократный призёр самых крупных и пристижных соревнований, трёхкратный чемпион породы, рекордист в беге на дистанцию 3200 и 1600 метров.

Прожил 30 лет и похоронен в родном Московском заводе. Ему установлен памятник у здания манежа 1-го Московского конного завода. Кроме того, путём естественного воспроизводства и искусственного осеменения оставил после себя более 600 потомков, оказавших существенное влияние на породу. Широко известен случай, когда после долгой и упорной борьбы с сильными соперниками наездник, чтобы не мучать Квадрата, опустил вожжи. Рысак сам рванул, догнал лидера и вытянул шею так, что фотофиниш показал: нос Квадрата первым пересек линию финиша!

Вот такая история..
Sölveig, Helly, ONDERMAN и ещё 3 пользователей сказали спасибо.
__________________
«Мы воспринимаем слово, как нечто внешнее, однако оно есть только ментальная конструкция реального опыта внутри нас». (Рене Магритт)
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 17.05.2014, 18:18   #22
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.222
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
Holm посмотреть сообщение
Прожил 30 лет и похоронен в родном Московском заводе. Ему установлен памятник у здания манежа 1-го Московского конного завода.
Интересно, а сколько вообще живут лошади? Известны ли в истории их разведения "долгожители-рекордсмены"?
старый 17.05.2014, 18:29   #23
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 34
Сообщений: 5.819
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Интересно, а сколько вообще живут лошади?
Около 25 лет +/-
Зависит от ухода ))

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Известны ли в истории их разведения "долгожители-рекордсмены"?

В 1760 году родился жеребец по кличке Билли.

Он был выведен Эдвардом Робинсоном в местечке под названием Вулстоне, Великобритания, методом скрещивания двух пород: кливлендской и чистокровной восточной. Этот жеребец прожил 62 года, после чего его переименовали в Старого Билли. Столь продолжительная жизнь является абсолютным рекордом среди лошадей. Старый Билли обладал крепким здоровьем и вплоть до последних дней жизни выполнял тяжелую работу: буксировал баржи. В 1822 году 27 ноября на ферме Латчфорд, что находится недалеко от Уоррингтона, Старый Билли умер. Череп этого долгожителя хранится в Манчестерском музее, а чучело Старого Билли можно увидеть в Бедфордском музее в Великобритании.

Еще одним долгожителем признан жеребец по кличке Бонни Лэсс (родился в 1919 г., а умер 2 мая 1987 г). Этот пони прожил 54 года, что является рекордом среди лошадей этой породы.

Среди чистокровных скаковых лошадей рекордсменом по продолжительности жизни признан гнедой мерин по кличке Герцог Танго, проживший 42 года (родился в 1935 г., а умер 25 января 1978 г).
Helly, ONDERMAN, Klerkon и ещё 3 пользователей сказали спасибо.
старый 17.05.2014, 20:39   #24
Senior Member
 
аватар для Dimych
 
Регистрация: 02.2008
Проживание: Reval
Сообщений: 1.660
Репутация: 7 | 0
По умолчанию

Sölveig!, таким стилем не увлекалась?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%...D1%80%D1%82%29
старый 17.05.2014, 20:55   #25
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 34
Сообщений: 5.819
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Dimych, доводилось ездить в кавбойских сёдлах, очень понравилось, но именно этим стилем я не занималась))

Вот это, конечно, здорово))

Klerkon и Love Amaliya сказали спасибо.
старый 17.05.2014, 22:09   #26
Senior Member
 
аватар для Dimych
 
Регистрация: 02.2008
Проживание: Reval
Сообщений: 1.660
Репутация: 7 | 0
По умолчанию

Цитата:
Sölveig посмотреть сообщение
Dimych, доводилось ездить в кавбойских сёдлах, очень понравилось, но именно этим стилем я не занималась))

Вот это, конечно, здорово)) ....

Да, такие сёдла очень удобные, но не в седле всё дело(обьэздка лошадки Вестерн) тренированный скакун на котором можно "управлять" только телом.
Да и не любая порода к этому подойдёт
старый 17.05.2014, 22:13   #27
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 34
Сообщений: 5.819
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
Dimych посмотреть сообщение
Да, такие сёдла очень удобные, но не в седле всё дело(обьэздка лошадки Вестерн) тренированный скакун на котором можно "управлять" только телом.
Да и не любая порода к этому подойдёт
Это верно...
старый 17.05.2014, 23:08   #28
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.222
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Трудно переоценить значение лошади, причем не только как верхового, но и тяглого животного, в военной истории средневековой России.

Многовековые войны с кочевниками — сначала хазарами и печенегами, затем с половцами и татарами — вынуждали князей, а затем царей и императоров, тратить огромные средства на содержание военной конницы, профессиональную подготовку наездников и кавалеристов. По мнению ряда ученых, даже викинги переняли обычай сражаться на конях у жителей Древней Руси-Гардарики, научившихся этому, в свою очередь у народов Степи.

Очевидно, что лучших коней русичи получали именно от кочевников, для которых обладание табунами являлось основой повседневного существования. «Повесть Временных лет» под 968 г. сообщает, что когда в отсутствие князя Святослава Киев осажден был печенегами, воеводе Претичу удалось заключить с их ханом мир, причем если воевода одарил печенега кольчугой, щитом и мечом, то последний отдал за них коня, саблю и стрелы.


Битва Ярослава со Святополком под Любечем.
1016 г. Миниатюра Радзивилловской летописи.


Обладание породистыми боевыми конями являлось у древних русичей признаком престижа, принадлежности к высшему, боярскому или дружинному сословию.

Согласно «Слову о Полку Игореве», особенно ценились выносливые, быстрые боевые лошади:

«И рече ему буй-тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый ты, Игорю! Оба есве Святославличя. Седлай, брате, свои борзый комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска напереди....

И рече Игорь к дружине своей: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на свои борзыя комони, да позрим синего Дону!...

Игорь князь поскочи горнастаем к тростию и белым гоголем на воду. Въвержеся на борз комонь и скочи с него босым волком. И потече к лугу Донца и полете соколом под мьглами, избивая гуси и лебеди завтроку и обеду и ужине. Коли Игорь соколом полете, тогда Овлур волком потече, труся собою студеную росу; преторгоста
[т.е. загнали] бо своя борзая комоня...»


Сражение Игоря Святославича с половцами на реке
Каяле. 1185 г. Миниатюра Радзивилловской летописи.


Образование Русского централизованного государства XV-XVII вв. вызывало необходимость содержания огромных масс конных воинов, навыки управления лошадьми у которых нередко значительно превосходили уровень военной подготовки и умение обращаться с оружием.

«Каждые два или три года, — пишет австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» (1547), — Государь [т.е. Василий III (1505-1533)] производит набор по областям и переписывает детей боярских с целью узнать их число и сколько у кого лошадей и служителей. Затем, как сказано выше, он определяет каждому жалованье. Те же, кто могут по достаткам своего имущества, служат без жалованья. Отдых им дается редко, ибо Государь ведет войну или с литовцами, или с ливонцами, или со шведами, или с казанскими татарами, или, если он не ведет никакой войны, то все же каждый год обычно ставит караулы в местностях около Танаиса [т. е. Дона] и Оки, в количестве 20 000 человек, для обуздания набегов и грабежей перекопских татар... В военное же время они не отправляют погодной и поочередной службы, а обязаны все вместе и каждый в отдельности, как состоящие на жалованье, так и ожидающие милости Государя, идти на войну.


Конники московитов в тегиляях, с саблями и саадаками. Гравюра Августина Хиршфогеля
из Венского издания «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна 1549 г.


Лошади у них маленькие, холощеные, не подкованы; узда самая легкая; затем седла приспособлены у них с таким расчетом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться во все стороны и натягивать лук. Ноги у сидящих на лошади до такой степени стянуты одна с другой, что они вовсе не могут выдержать несколько более сильного удара копья или стрелы. К шпорам прибегают весьма немногие, а большинство пользуется плеткой, которая висит всегда на мизинце правой руки, так что они могут всегда схватить ее, когда нужно, и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия, то они оставляют плетку, и она висит по-прежнему...

Равным образом и повод от узды у них в употреблении длинный и на конце прорезанный; они привязывают его к пальцу левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натянув его, пустить в ход. Хотя они вместе и одновременно держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть, однако ловко и без всякого затруднения умеют пользоваться ими...»


Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/G...frametext2.htm


Русский всадник с оседланными лошадьми. Гравюра из Базельского
издания «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна 1556 г.


По принятому в 1566 г. «Уложению о службе», русский дворянин, или «сын боярский», обязан был являться на ежегодные смотры «конно, людно и оружно». С каждых 150 десятин пожалованной земли он должен был привести с собой полностью экипированного «боевого холопа», или «послужильца». Дотошные бояре и дьяки Разрядного приказа внимательно осматривали при этом состояние не только оружия и доспехов призванных на смотр, но и их лошадей. Писатель А. Н. Толстой красочно описал этот процесс в своем классическом романе «Петр Первый».

По мнению ряда ученых, принципы формирования русской поместно-дворянской конницы XVI-XVII вв. во многом напоминали принципы создания турецких отрядов сипахи (спагов).

«Содержание у московитов, идущих на войну, — пишет итальянский военный инженер на польской службе Алессандро Гваньини в сочинении «Описание Московии» (1578), — не похоже на наше: каждый дворянин имеет 6 лошадей и столько же слуг; на одну из этих лошадей навьючивают мешки с пшеном или измельченной полбой, с несколькими кусками свиного мяса, мешочек с солью (кто побогаче, смешивает обычно соль с перцем), к той же лошади привязывают мешки с горохом; кроме того, каждый берет с собой тазы, медные горшки, ларчики, притороченные к седлу; когда надо, они разводят огонь, наполняют большой горшок водой, в которую кладут ложку пшена или полбы и, посолив, варят. Иногда, когда кто-нибудь хочет поесть посытнее, он кладет туда маленький кусочек свиного мяса. Этой пищей господин, иногда вместе с шестью слугами, и довольствуется; если же господин очень голоден, он съедает все, а слуги, порою, постятся по два-три дня. Они обычно имеют также тонко размолотую овсяную муку, несколько ложечек которой кладут в миску и, смешав с небольшим количеством чистой воды, едят. Когда же у них есть чеснок или лук, то они легко обходятся без всякого гороха...»

Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/G...3.phtml?id=307


Русские конный лучник в тегиляе и служилый дворянин с саблей
в бехтерце и шишаке времен Ивана IV Грозного. Рис. М. В. Горелика.


«У каждого [крымского] татарина, — пишет в своей книге «О государстве Русском» (1591) английский дипломат Джильс Флетчер, — было по крайней мере две лошади, одна для езды, другая на убой, когда дойдет очередь есть его лошадь, ибо их пищу составляет большей частью лошадиное мясо, которое они едят без хлеба и без всего другого. По этой причине, если русскому случится взять в плен татарина, то он наверное найдет у него лошадиную ногу или другую часть лошади, привязанную к седлу.

В прошедшем году
[т.е. в 1588 г.], в бытность мою в Москве, приезжал сюда Кириак-Мурза, племянник теперешнего крымского царя, с 300 татар и двумя женами, из которых одна была вдова, оставшаяся после его брата. Угостив его весьма хорошо по русскому обычаю, отправили к нему на дом, по случаю его приезда, для того, чтобы приготовить ему ужин вместе с его товарищами, две очень большие и жирные лошади, изрубленные в куски и положенные в сани. Это мясо они предпочитают всякому другому, уверяя, что оно питательнее бычачьего, бараньего и проч. Но удивительно, что, хотя все они выезжают на войну на лошадях и все едят лошадиное мясо, все-таки, сверх того, каждый год приводят в Москву для обмена на другие произведения от 30 до 40 тысяч татарских лошадей, которых называют конями...»

Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/F...frametext4.htm


Крымско-татарский всадник с кистенем, луком, саблей и пращой.
Гравюра фламандца Абрахама де Брюна из Антверпенского изда-
ния 1578 г., посвященного войскам Речи Посполитой и ее врагов.
Источник: http://war16-17.blogspot.com.ar/2012...g-post_22.html


«Их лошади, — пишет о русских французский наемник-гугенот Жак Маржерет в своей книге «Состояние Российской империи и великого княжества Московии» (1607), — большей частью приводятся из Ногайской Татарии, каковых лошадей называют конями; они среднего роста, весьма хороши в работе и скачут семь-восемь часов без отдыха, но если их совсем загнали, нужно 4-5 месяцев, чтобы восстановить их силы. Они весьма пугливы и очень боятся аркебузных выстрелов; их никогда не подковывают, так же как и местных лошадей; овса они едят мало или совсем не едят, и если есть намерение его давать, то нужно приучать их мало-помалу.

Затем у них есть грузинские легкие верховые лошади, но они не распространены, это весьма красивые и хорошие лошади, но не сравнимые с конями по выносливости и скорости, разве только в беге на короткое расстояние... Грузины
[Маржерет ошибочно назвает так народы Северного Кавказа] — люди воинственные, лошади у них весьма хороши и большей частью легкой верховой породы...

Затем у них есть лошади турецкие и польские, которых они называют аргамаками, среди них есть хорошие; все их лошади — мерины; кроме того, среди ногайских встречаются, но довольно редко, очень хорошие лошадки, совсем белые и в мелких черных пятнах, как тигры или леопарды, так что их можно принять за раскрашенных. Местные лошади называются меринами, они обычно маленькие и хорошие, прежде всего те, что из Вологды и ее окрестностей, и гораздо скорее объезжаются, чем татарские.



Русский всадник в тегиляе с копьям, луком, пращой, топориком и щитом-
тарчем. Гравюра Абрахама де Брюна из Антверпенского издания 1578 г.,
посвященного войскам Речи Посполитой и ее врагов. Источник:
http://war16-17.blogspot.com.ar/2012...g-post_22.html


За 20 рублей можно приобрести весьма красивую и хорошую татарскую или местную лошадь, которая послужит больше, чем аргамак — турецкая лошадь, которая будет стоить 50, 60 и 100 рублей.

Все их лошади болеют больше, чем во Франции, они очень подвержены болезни, называемой норица; это гной, скапливающийся спереди, и если его быстро не истребить, он бросается в ноги, и тогда нет спасения. Но как только его замечают, то прорезают кожу на груди почти между ногами и вкладывают туда веревку из пеньки и древесной коры, которую натирают дегтем, затем два-три раза в день заставляют лошадь бегать, пока она не будет вся в мыле, и часто передвигают названную веревку, и через 3-4 дня созревает нечистота, которая выходит через отверстие. Так продолжается до 15 дней или трех недель, затем вынимают веревку, и дыра начинает закрываться, лошади после этого вполне пригодны. А чтобы избежать этой болезни, они загоняют всех лошадей в реку, когда та вскроется ото льда, где держат их по шею в воде час или два, пока они едва смогут держаться на ногах от сильной дрожи, от чего они весьма истощаются; так как это продолжается в течение 15 дней, но после того становятся весьма резвыми. Названные лошади также весьма склонны к запалу.

Татарскую или местную лошадь считают пригодной к работе лишь с 7 или 8 лет и продолжают считать таковой до 20 лет; я видел 25-ти и 30-летних лошадей, несущих добрую службу, а с виду их можно было принять за молодых 10-ти или 12-летних; и среди них есть весьма хорошие иноходцы...»


Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/M...frametext2.htm


Русский конный стрелец. Рисунок из альбома шведского
военного инженера и разведчика Эрика Пальмквиста 1674 г.


Вот что сообщает о лошадях и коннице русских австрийский барон Августин Майерберг, побывавший в Московии с посольством императора Священной Римской империи Леопольда в 1661 г.:

«Лошади в употреблении у них татарские, которых ногайцы каждый год присылают до 40 тысяч на продажу в Москву, да и по сходной цене. При осмотре лошадей они не обращают никакого внимания на таких, которые с жирным животом, тощи телом, с толстою шеей и высокой головой, ежели в пользу их не говорит их резвость, выносливость работы и голода.

Однако ж знатные люди не имеют недостатка в персидских лошадях, да как наденут на них самую нарядную сбрую и выедут на какое-нибудь общественное торжество, то и сами тогда бывают загляденье. Но так как нет у них учителей верховой езды (берейторов), и красивая, или искусная, поступь не известна ни лошади, ни кому-либо из всадников, то считают всего для себя славнее вдруг погонять лошадей во всю прыть или заставлять их делать безобразные и вовсе неискусные скачки, чтобы тряслись и бренчали от их движения серебряные из больших колец цепочки, украшающие их в виде других уздечек, да и звенели привязанные над копытами у них колокольчики, заставляя думать, что они звонконогие...

...В старину Великие Московские Князья обыкновенно вооружали на неприятеля одну только конницу, а ныне Алексей
[Михайлович (1645-1676)] пользуется совсем другим способом: узнавши по опыту, что в пехоте больше силы, вводит в сражение великое число пеших солдат из стрельцов и набранных вольноопределяющихся, вооруженных ружьями, мечами или шпагами и серпообразными секирами. [т. е. бердышами] К ним прибавляет гораздо меньшее число конницы, набранной из дворян, обязанных служить за свои поместья, и немногих татар из Казанского и Астраханского царств, вооруженных самопалами, пистолетами и кривыми саблями, а иные из них имеют брони и шлемы. В этом войске не бывает тоже недостатка и во множестве спешившихся конников, подобных «димихам» Александра Македонского, вроде амфибий, называемых у нас обыкновенно драгунами; почти все они состоят из самых мелких дворян, известных под именем «детей боярских»...

Пехотинцы, под начальством храброго вождя, дерутся превосходно, перестраиваясь на месте, пока находятся за укреплением или плотно огорожены переносным забором из поперечных брусьев, из которого со всех сторон выставлены вперед заостренные бревна и пики
[т. н. «гуляй-город»], так что могут принять нападающего неприятеля с уверенностью в самих себе... А конники никогда не показывают опытов такой же военной храбрости, потому что дворян, недостойных этого названия, никак нельзя заставить, чтобы отважились напасть на неприятельский строй, выстрелив в него раз; когда же и выедут вперед некоторые из них посмелее, под начальством иностранца, то, если неприятель тотчас же не обратится в бегство, они сами бегут, бесстыдно покидая пехоту на произвол его и подвергая ее плену или смерти...»

Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/...2.phtml?id=847

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/...5.phtml?id=850


Конный жилец 1678 г. Литография А. И. Вильборга ко 2-му изданию «Исторического
описания одежды и вооружения российских войск» А.В. Висковатова 1899-1902 гг.


Появление в России XVII в. массы иностранных специалистов, вкупе с заметным ростом промышленности и торговли, способствовали развитию в ней коневодства. Разумеется, лучшие и наиболее породистые кони выращивались для нужд правящей династии Романовых.

Фламандец Бальтазар Койэтт, посетивший Россию в 1675-1676 гг. с голландским посольством Конрада ван Кленка, сообщает в своем дневнике:

«В субботу, 14 марта [1676 г.], мы оседлали наших лошадей, чтобы отправиться осматривать лошадей его царского величества. Мы узнали однако, что шталмейстер Тарас Степанович был приглашен к его величеству: это нас удержало от нашей поездки...

В воскресенье, 15 марта
[1676 г.], по окончании проповеди, когда мы узнали, что шталмейстер его царского величества нас ожидает, мы в числе 23-х — 24-х, — с нами были и несколько немецких купцов — сели на коней и поехали туда. Господин Тарас приветствовал нашего шталмейстера, а также и нас, и провел нас внутрь, во двор, в конюшню, где стояли 75 прекрасных верховых лошадей, одна красивее другой. Когда мы все это осмотрели, он велел привести красивого серого жеребца, который, приведенный двумя конюхами, прийдя к двери и услыхав, что ему стал говорить шталмейстер, начал проделывать разные фокусы, изгибал свое тело в странные дуги и курьезно прыгал то на 4-х, то на 2-х ногах. Он привел еще 3-х других лошадей не менее интересных, чем первая, и, после ряда фокусов, поставил их крестообразно друг против друга; расставленные таким образом оне начали прыгать и скакать, как будто они танцевали и стремились превзойти друг друга в ловкости.

Затем нас повели в другую конюшню на том же дворе, где мы увидели более 200 превосходных каретных лошадей, в том числе и 2 упряжи — каждая в 12 превосходных белых лошадей — для царицы
[Натальи Кирилловны Нарышкиной] и еще разные другие упряжи иных мастей для его царского величества. [Федора Алексеевича (1676-1682)]

Мы здесь увидели и комплект в 8 лошадок, ростом с английских догов [т.е пони], которые запрягались в небольшую карету и имели кучера и ямщика — карликов, и еще 6 карликов-алебардщиков, чтобы бегать вокруг них; все это принадлежало младшему принцу Петру Алексеевичу, сыну вдовствующей царицы. [которому к тому времени было неполных 4 годика]


Возвращение царевичей Ивана и Петра Алексеевичей в
Москву. Миниатюра из рукописи «История Петра I». XVIII в.


Шталмейстер, из числа многих лошадей, которые мы видели, велел привести к себе белую лошадь средней величины, которая могла делать всевозможные фокусы. Захватив ее за уздцы, он, с острой лозой в руке, велел ей нагнуться. Лошадь так и сделала, и ударила головой об пол по русскому обычаю; затем она легла на бок, точно спала, с конюхом, лежавшим у нее между ногами и положившим свою голову на ее голову. Коротко говоря, она оборачивалась и лежала, когда приказывал шталмейстер, так спокойно, что последний мог становиться на нее ногами. Она пошла также, как собака, искать шапку, которую она принесла шталмейстеру. Она на передних ногах приподнялась у стены и тогда конюх вскочил ей на спину, как мальчишки в известной игре прыгают друг другу на спину. Другой конюх захватил передние ноги этой лошади, положил их себе на плечи и лошадь пошла затем на задних ногах, подобно тому как иногда мальчики делают с собаками, которых берут за передние ноги, заставляя их идти за ними на задних лапах. Да, лошадь стала даже искать в голове конюха, как это делают обезьяны; но так как зубы лошади были очень крепки, то это удовольствие пришлось конюху не очень приятно: у него был весьма невеселый вид, когда он вышел из-под лошади. Лошади наконец все это надоело и она побежала, когда ее освободили, к котлу, в котором зимой всегда находится вода: все лошади, находящиеся в конюшне, ежедневно обмываются зимою теплой, а летом холодной водою, с мылом, и блестят как зеркала...»

Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus14/...frametext5.htm
Sölveig, Love Amaliya и Holm сказали спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 18.05.2014 в 00:00.
старый 18.05.2014, 00:23   #29
Senior Member
 
аватар для Dimych
 
Регистрация: 02.2008
Проживание: Reval
Сообщений: 1.660
Репутация: 7 | 0
По умолчанию

Klerkon!, у тебя личный опыт с лошадьми есть? типа как оседлать, какую породу выбрать для тежеловоза(лесника), вестерн, прыгуна ................
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 18.05.2014, 02:39   #30
Senior Member
 
аватар для MeTaNik
 
Регистрация: 06.2009
Сообщений: 7.038
Репутация: 69 | 10
По умолчанию

Цитата:
Sölveig посмотреть сообщение
если говорить не на языке грубой силы, а на языке лошади (
Это как, ржать что ли?...
А, ну...тогда я немного умею.

Цитата:
Sölveig посмотреть сообщение
ну какие извращения, Бог с Вами.
Да я не совсем чтобы серьезно). Просто со стороны эти позы по лошади и с лошадью навевают, так сказать невольно,.
А еще—от них воняет. Извиняюсь перед любителями искренне)). Как и от собак воняет, даже от маааленькой болоночки, которую в шампуне купают и феном укладывают. Кожа выделяет особый секрет, запах, который я не переношу.
Поэтому ни собак, ни коней никогда у меня не было.
И, как уже говорилось, и те и другие могут нанести серьезный вред здоровью.
Так что—катайтесь на здоровье...в смысле, в хорошем смысле))
Sölveig и Klerkon сказали спасибо.
__________________
поживем—увидим...
УМРЕМ—УЗНАЕМ!)
старый 18.05.2014, 02:41   #31
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 34
Сообщений: 5.819
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
MeTaNik посмотреть сообщение
Это как, ржать что ли?...
А, ну...тогда я немного умею.
Почему бы и нет)))) Можно ещё ушки ладошками изобразить )))) Интересный эффект получается))))
старый 18.05.2014, 02:46   #32
Senior Member
 
аватар для MeTaNik
 
Регистрация: 06.2009
Сообщений: 7.038
Репутация: 69 | 10
По умолчанию

Цитата:
Sölveig посмотреть сообщение
Можно ещё ушки ладошками изобразить ))))
Я умею двигать ушами без ладошек)).
Но лошади это все равно, полюбому пофик. Она даже не поймет что я ушами шевелю. А потом попытается откусить мне руку. Брррр...
старый 18.05.2014, 02:49   #33
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 34
Сообщений: 5.819
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
MeTaNik посмотреть сообщение
Я умею двигать ушами)).
Но лошади это все равно, полюбому пофик. Она даже не поймет что я ушами шевелю. А потом попытается откусить мне руку. Брррр...
Как же это пофиг? Не пофиг, если она после этого попытается откусить Вам руку. Вспомните, в каком положении были Ваши уши в тот момент, когда лошадь на Вас напала? Возможно, Вы сказали ей что-то обидное?)))))))))))))))))))
Klerkon сказал(а) спасибо.
старый 18.05.2014, 03:06   #34
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.222
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
Dimych посмотреть сообщение
у тебя личный опыт с лошадьми есть?
Я уже выше рассказал, какой "опыт": ДЕТСКИЙ, деревенский.

Иногда встречаю на улице и в лесопарке девушек верхом на лошадках из Битцевских конюшен. В последнее время их стало намного меньше...

Цитата:
MeTaNik посмотреть сообщение
еще—от них воняет. Извиняюсь перед любителями искренне)). Как и от собак воняет, даже от маааленькой болоночки, которую в шампуне купают и феном укладывают. Кожа выделяет особый секрет, запах, который я не переношу
Хуже всех воняют, извините, "несвященные животные". Особенно если их вовремя не кремировать. [ШУТКА]
старый 18.05.2014, 12:36   #35
Senior Member
 
аватар для Holm
 
Регистрация: 11.2013
Сообщений: 1.097
Записей в дневнике: 6
Репутация: 25 | 3
По умолчанию




Фризская порода - одна из древнейших пород лошадей в Европе. Считается универсальной и одинаково хороша как для верховой езды так и для работы в упряжи.





Родиной лошадей фризской породы является северная часть Голландии, где раньше находилась одна из провинций Королевства Нидерланды и которая называлась Фрисландией (или Фризленд).





Фризы считаются потомками европейской лесной лошади (Equus Robustus) и упоминаются уже с XIII века. В средние века рыцари считали этих лошадей достаточно сильными для того, чтобы нести большой вес рыцарских доспехов в битвах и при этом сохранять маневренность. В XV-XVI веках гибкие и подвижные фризы были популярны в парижских и испанских школах верховой езды, а знать во всей Европе использовала их как каретных лошадей.





В XVI-XVII веках на облик фризской породы оказало влияние прилитие восточных кровей от арабских и андалузских лошадей, которые сделали фризов более изящными, их голову - более легкой, а шею - лебединой. Кроме того, их рысь стала более высокой.





В XVIII-XIX веках фризы были известны своей резвой рысью по тем временам. Самых быстрых из них называли гардтраберами. В те времена гардтраберов использовали при создании орловской, английской и американской рысистых пород.
Также фризские лошади оказывали влияние на такие породы как гудбрансдаль, феллский и дайлский пони, шайр.





В начале XX века, в результате сокращения областей применения этой старинной породы, численность фризов значительно уменьшилась и упадок породы продолжался вплоть до середины века, когда голландские фермеры, используя вводные скрещивания с ольденбургами, можно сказать, спасли породу. Во второй половине XX века интерес к фризской породе вновь возродился и сделал ее весьма популярной.
В течение многих столетий правительство Фрисландии издавало ряд указов, касающихся качественного и чистопородного разведения фризских лошадей. В настоящее время эти вопросы регулирует Голландский закон о лошадях от 1939 года (с тех пор он редактировался) и Королевское общество "Фризская Племкнига".





Благодаря своей нарядной и эффектной внешности, а также дружелюбному характеру у лошадей фризской породы есть множество поклонников не только в Голландии, их разводят во многих странах Европы, в США, в Южной Африке и во многих других странах мира.
Голландцы очень гордятся великолепием своих лошадей. В северной Голландии фризы становятся непременными участниками множества национальных праздников с участием конных экипажей и служат украшением всевозможных конных парадов. Фризские лошади очень хорошо зарекомендовали себя в драйвинге и выездке. Их широкая спина и мягкий ход приносят удовольствие от верховой езды, а природный ум и добрый нрав делают их идеальными прогулочными лошадьми и компаньонами.





У представителей фризской породы довольно вытянутая голова с почти прямым профилем, длинная, высоко поставленная шея с легким изгибом. Корпус мощный и достаточно компактный со скошенным крупом и косо поставленным плечом. Конечности сильные, костистые и высокие с длинными густыми щетками (фризами). Пышные, струящиеся гриву и хвост (который очень низко посажен), по традиции не стригут, поэтому они порой отрастают до самой земли. Высота в холке от 152 до 165 см и даже выше.
Еще одна визитная карточка фризской породы - вороная без отметин масть, хотя в прошлом встречалась также гнедая, серая и даже чубарая масти.




Sölveig, Helly, Klerkon и ещё 1 пользователей сказали спасибо.
старый 18.05.2014, 14:46   #36
Senior Member
 
аватар для Aliena
 
Регистрация: 09.2010
Проживание: Arendal
Сообщений: 2.466
Репутация: 22 | 4
По умолчанию

Ещё одна "лошадиная судьба".
http://megogo.net/ru/view/6818-braslet-2.html

Есть и великолепная книга:
http://preriya.narod.ru/Iskusstvo/Lit/braslet2.html
Sölveig, Helly, ONDERMAN и ещё 3 пользователей сказали спасибо.
старый 21.05.2014, 17:43   #37
Senior Member
 
аватар для Holm
 
Регистрация: 11.2013
Сообщений: 1.097
Записей в дневнике: 6
Репутация: 25 | 3
По умолчанию

Еще одна порода, которая мне нравится, но, к сожалению, не смог оценить живьем..

Цитата:
Одна из самых старинных, красивых пород верховых лошадей в Азии - Ахалтекинская. Она оказала сильное влияние на европейское коневодство, сыграв огромную роль в развитии других пород лошадей (перс,немецкий и польский тракенен, дончак, карабаир и карабах).

За сухопарое телосложение и живой темперамент её прозвали «гончей пустыни». Начиная с прошлого века ученые посвящали свои труды исследованию ахалтекинской лошади. Они опирались на сведения античных авторов, свидетельства материальной культуры, описания кавалеристов и путешественников, они убедительно доказали факт самостоятельности происхождения этой породы от оригинальной южной формы лошади, которая обитала в Средней Азии, а так же проследили ее путь под различными именами, которые менялись в зависимости от названий народов и государств ею владевших: массагетская, парфянская, туркменская , нисейская, персидская и, наконец, ахалтекинская. Последнее название, которое она получила в конце 18 века, состоит из 2 слов: "Ахал" (название оазиса) и "теке" (имени туркменского племени, которое обитало в этом оазисе и сохранило породу в своих руках.


Фото лошади ахалтекинской породы.

Экстерьер - голова лёгкая, прямой, иногда слегка приплюснутый подо лбом, плоский профиль. Длинные и очень подвижные уши, большие и выразительные глаза. веретенообразная морда, ноздри широкие. Шея длинная и тонкая. Прикрепление к шее изысканное и красивое. Спина покатая и развитая . Высокая, выступающая холка, длинная и прямая спино-поясничная линия, круп довольно покатый, хвост низкий. достаточно узкая грудь, не глубокий живот, с прямыми ребрами, втянутая брюшная полость. Стройные, очень выносливые ноги, предплечья тонкие и длинные, короткие пясти , с сильными костями; скакательные суставы сухопарые и широкие, иногда скошенные; сухожилия выделяющиеся, бабки длинные и прямые. Маленькие, хорошо сформированные и крепкие копыта. Очень тонкая кожа покрыта шелковистыми волосками. Хвост и грива лошади короткие, волос тонкий; иногда челка и грива отсутствуют.

У ахалтекинцев нервная система высокоразвитая, органы чувств обостренные , темперамент пылкий, но сдержанный , высокий интеллект и преданное одному хозяину сердце. По классификации А.Браунера - В.Випа лошади этой породы принадлежат к крайнему ряду лошадей быстроаллюрных с лептозомной конституцией и с признаками явной изнеженности и переразвитости, что связано с историческими условиями их содержания и кормления. Этих лошадей, кормили малообъемным, но высококолорийным кормом (лепешки с бараньимсалом,люцерна, ячмень, ), они были окружены любовью и заботой всей семьи. Из-за неустойчивости и ограниченности корма в засушливом климате пустыни, недостатка в пастбищах, на протяжении многих поколений лошадь зависела от человека, была с ним в постоянном тесном контакте, как бы очеловечиваясь при этом. В то же время туркмен, нуждался в надежном коне, от которого зачастую зависела его жизнь, выбирал лошадь по сердцу. В результате получилась идеальная верховая лошадь, наиболее подходящая человеку по своим психическим и физическим характеристикам. Ахалтекинцы очень преданны - что объясняется тем, что молодую лошадь раньше держали одну в загоне или в яме. Друзья хозяина должны бросить в нее камнем. Только он обращался с ней ласково и кормил ее. Так лошадь приучили доверять только одному хозяину и опасаться всех остальных. Так объясняется иногда тяжелый норов породы.

Ахалтекинские лошади по резвости уступают только чистокровным верховым, причем спринтерские качества у них развиты больше, чем у последних. В то же время в пробегах на длинные дистанции ахалтекинец проявляет необычайную выносливость, легко переносит жажду. Что неудивительно: раньше переходы в двести и более километров на протяжении одной-двух недель подряд были обычными для туркмен: так они путешествовали по пустыне от колодца до колодца.


Фото лошади ахалтекинской породы.

У ахалтекинцев несмотря на всю характерность экстерьера имеются значительные индивидуальные отличия. В породе выделяют три типа ахалтекинских лошадей:
К основному (он самый распространенный) — относят лошадей рослых, с длинными линиями тела;
Представители среднего типа ниже ростом, формат более укороченный и более коротких линий;
К массивному типу относят — самых крупных и сравнительно массивных и широкотелых ахалтекинцев. Различные типы существовали в породе и в прошлом веке: об этом свидетельствуют многие путешественники. Эта порода отличается исключительной чистотой что связано с тем, что ахалтекинец родился в географически изолированном регионе, а так же с тем, что у кочевых племен, заботящихся об этой породе не одну тысячу лет, с этим животным связан культ, лошади их особая гордость, которая основана на уважении древних традиций коневодства. В истории ахалтекинской породы, корни которой потеряны в веках, остается много тёмных пятен. Неоспоримо их сходство с лошадьми, которые были найдены оледеневшими в горах Алтая (Западная Сибирь), в захоронениях Пазырык (3000 лет до н.э.), а также с туркменистаном и йомудом, исходя из этого кажется достоверным предположение, что три эти породы произошли от одной. Возможно, это те же корни, от которых происходила уже исчезнувшая туркменская порода, служившая в кавалерии персидского Александра Великого (356-323 до н.э.) и царя Дария (522-486 до н.э.)
Таким образом, несмотря на то что другие теории пытаются опровергнуть, больше всего внимания достойна теория, что ахалтекинская порода лошадей происходит от древнего туркмена. Ясно одно: это уникальная лошадь, обладающая выносливостью, равной арабу, которая способна без труда переходить из знойной жары пустынь Средней Азии в сильный холод , сутками оставаться без воды, и при этом оставаться на ходу, довольствуясь скудным фуражом. Ахалтекинский конь сыграл важную роль в формировании многих пород.
Историки утверждают, что самым древним центром культурного коневодства можно считать Среднюю Азию. Населявшие ее иранцы издревле занимались коневодством. Лошадь играла в жизни этих народов очень большую роль: она была культовым животным, и белых лошадей приносили богу Солнца в жертву. Из Средней Азии лошадь проникла в страны Северной Африки и Ближнего Востока и это уже был выведенный многовековым отбором легкий и резвый боевой.


Фото лошади ахалтекинской породы.

Еще в начале ХХ века текинских лошадей, родившихся в Ахале называли ахал-теке, а в оазисе Теджен — теджен-теке. Текинцы держали лошадей по 1-2 у юрты или во дворе. Жеребенок рос окруженный любовью и вниманием как член семьи. Поэтому ахалтекинцы отличаются такой верностью хозяину и подчас нетерпимостью к чужим и так серьёзно реагируют на частую смену всадников. Туркмен растил для себя не просто лошадь, он растил друга, который никогда не подведет в битве, в скачке, или в долгом переходе по пустыне. Ведь такого Очень часто от коня зависела жизнь воина.
Туркмен не жалел для украшения коней полудрагоценных камней и серебра.
Туркменский конский убор — это всего лишь отголосок легендарного прошлого: в настоящее время ошейники и подперсье лишь украшение, но раньше они защищали грудь и шею коня во время битвы.

Но сердолик и серебро использовались только для праздника, в то время как аладжа, пестрый шнурок сделанный из верблюжьей шерсти, всегда присутствовала на шее ахалтекинца, как своего рода талисман. К нему также могли привязать ладанку с каким-либо изречением из Корана.
Документально порода прослеживается только с 1885 года, момента рождения Бойноу, правнука Кутлы Сакара, внука Карамчи, сына Ляленинг Чепи, именно столько поколений удержали в памяти туркмены, не имевшие письменности.

Научная экспедиция в 1927 под руководством К.Горелова провела первое зоотехническое обследование поголовья
Так же ему принадлежит основная заслуга в выявлении генеалогической структуры породы и анализе изустных родословных.
Дальнейшие уточнения и исследования доставили огромное колличество материала, на основании которого вышла Государственная племенная книга среднеазиатских пород лошадей в 1941 году, в которую вошли сведения о 468 кобылах и 287 жеребцах ахалтекинского происхождения.


Фото лошади ахалтекинской породы изабелловой масти.

Масть: серая, гнедая, рыжая, буланая, вороная, изабелловая, соловая.
Происхождение: Туркменистан.
Высота холки: от 1,44 до 1,57 метра.
Использование: седло.
Характер: упрямый, смелый, дерзкий, живой, мятежный, своенравный.


http://kohuku.ru/porodi/verhovie/31-...shojdenie.html
И немного, натыренных фоток:



















Sölveig, ONDERMAN, Aliena и ещё 1 пользователей сказали спасибо.
старый 25.05.2014, 09:53   #38
Senior Member
 
аватар для Holm
 
Регистрация: 11.2013
Сообщений: 1.097
Записей в дневнике: 6
Репутация: 25 | 3
По умолчанию Седло, уздечка и доспехи для коня

Цитата:
Слово «сбруя» издавна применялось для обозначения оснащения и относилось к доспехам солдата. Сегодня этим словом обозначают принадлежности упряжи рабочей лошади, например ломовой или тягловой. В применении к верховому скакуну под сбруей, которую в данном случае называют «упряжью», понимают седло и уздечку. Уздечки вряд ли изменились с древнейших времен; уздечки, которыми пользовались в Средние века, едва ли принципиально отличались от уздечек времен Римской империи или уздечек викторианской Англии. Напротив, седло изменялось, причем очень сильно. В древние времена седел не было вообще, а средневековое седло отличается от современного. Прежде чем перейти к рассмотрению доспехов для лошадей – которые, кстати, применялись весьма редко, – мы займемся традиционной упряжью, без которой не могла обойтись ни одна верховая лошадь.
Уздечка состоит из недоуздка или оголовья, удил или мундштука и из поводьев. Оголовье – это несколько соединенных между собой ремешков, которые, охватывая голову лошади, позволяют удерживать на месте мундштук (удила). Недоуздок проходит поперек головы лошади за ушами, а обод охватывает голову лошади непосредственно перед ушами. Шейный ремень является продолжением обода вниз и охватывает снизу и сзади нижнюю челюсть лошади. Этот ремень не дает лошади сбросить уздечку. Из точки, где соединяются три перечисленных ремешка, отходит парный ремень, идущий вдоль лошадиной щеки. Нижние концы каждого щечного ремня с каждой стороны крепятся к удилам (мундштуку), фиксируя его на месте. Носовой ремень охватывает морду лошади между ноздрями и глазами. На рисунке 41 показано, как были расположены элементы уздечки.
Рис. 41. Оголовье уздечки.
Удила, применявшиеся в Средние века, были, как и в наше время, трех типов: грызла, трензеля, трензеля с подгубным ремнем (на рис. 42 изображено, как выглядели эти мундштуки). Вид обычного трензеля весьма обманчив, так как на средневековых миниатюрах он выглядит как трензель с подгубным ремнем, хотя это и не так. Мундштук с подгубным ремнем – это обычный трензель с выступающим длинным металлическим стержнем, направленным вниз и наружу. Такие трензеля были известны еще в древности (о них упоминал Ксенофонт), но в Средние века они не использовались вплоть до 1350 года. Единственным отличием этого мундштука от современного было то, что оконечность части грызла, выступающего по краям рта лошади, была увенчана украшенной орнаментом шишкой.
То, что я попытался здесь описать, представляет собой полный комплект уздечки, но в реальности у нее часто отсутствовали те или иные детали. На картинах мы часто видим лошадей без нахрапового ремня или без недоуздка; часто отсутствует и шейный ремень. Одна деталь уздечки является сравнительно поздней – она не использовалась до конца XVI века – маргинал. Маргинал – это длинный ремень, прикрепленный одним концом к оголовью, пропущенный между передними ногами лошади и закрепленный другим концом к ремню подпруги. Смысл заключался в том, чтобы не дать лошади слишком высоко задирать голову, так как этим движением лошадь могла ударить всадника по носу.
Рис. 42. Удила.
Приблизительно до 1275 года в конструкции уздечки была только одна пара поводьев, но позже распространилась конструкция с двумя парами. Как правило, одни поводья были сделаны из узких ремней или тесьмы, а вторая была более широкой. Обычно широкие поводья крепились непосредственно к концам удил, а узкие к ответвлению мундштука, если использовались удила с подгубными ремнями. Если же пользовались обычным грызлом или трензелем, то обе пары поводьев крепили к самому мундштуку. Широкие поводья часто украшали полосой ткани, нижний свисающий край был причудливо вырезан, а само полотнище покрывали красивой вышивкой или металлическими деталями. Вид этих украшений был, конечно, весьма разнообразным. Обе пары поводьев могли иметь и одинаковую ширину. Бывало, что широкие поводья прикрепляли к ответвлению мундштука, а узкие к самому грызлу, а не наоборот, как было принято в большинстве случаев. Представляется, что эти вариации определялись личными вкусами и пристрастиями всадников. В редких случаях широкие поводья фиксировали непосредственно к дополнительным кольцам трензелей; иногда же к концам удил прикрепляли цепь длиной от шести до десяти дюймов, а уже к ней пристегивали поводья.
Хотя скифы, кочевники-коневоды, всегда пользовались седлами, их не знали ни греки, ни римляне. Римляне не пользовались седлами приблизительно до 300 года н. э. Греки вообще ездили на голой лошадиной спине, хотя иногда покрывали спину куском ткани. Римские кавалеристы почти всегда прикрывали коня попоной или чепраком. Римляне, как я упоминал, видимо, начали пользоваться седлами с тех пор, как столкнулись в бою с готской тяжелой кавалерией. Эти ранние римские седла очень похожи на средневековые, которые можно во множестве видеть на средневековых миниатюрах или на Байеских гобеленах, где изображены сцены Нормандского завоевания Англии в 1066 году.
В XIII веке высокая лука боевого седла расширилась и превратилась в переднюю седельную пластину (передняя спинка седла), прикрывавшую всадника от пояса почти до колен. В то же самое время заднюю луку седла изогнули по краям вперед так, что теперь она обнимала бедра всадника (см. рис. 37 и 38). Седла такого типа были взяты на вооружение рыцарями Западной Европы после того, как во время Крестовых походов воины Запада познакомились с тактикой арабов, которые издавна использовали такие седла.
До наших дней сохранились немногие образцы таких ранних седел. В Королевской Оружейной палате в Мадриде находится такое старинное седло, которое, судя по записям в инвентарных книгах, принадлежало арагонскому королю Хайме I (1213-1276). У англичан седло короля Генриха V (1413-1422) висит над его гробницей в Вестминстерском аббатстве. Сейчас оно выгладит довольно потрепанным, так как исчезло бархатное синее покрытие, украшенное некогда геральдическими лилиями. Но, поскольку остался остов седла, мы можем понять, как оно было сконструировано (рис. 43).
Рис. 43. Боевое седло Генриха V. Вестминстерское аббатство.
Рис. 44. Седло императора Фридриха III, изготовленное в 1477 году Лоренцем Кольманом из Аугсбурга. Историко-искусствоведческий музей, Вена.
Средневековое седло состоит из деревянной основы, называемой ленчиком, сиденья, металлических крепежных деталей, ремней и покрытия. Ленчик состоит из различных частей, изготовленных обычно из бука: эти «полосы», или пластины, две плоских доски, расположенные на боках лошади, соединялись передней лукой спереди и задней лукой сзади. Над боковыми пластинами между луками седла расположено сиденье, а к боковым пластинам крепились подпруги и стремена. Все эти детали ясно видны на седле короля Генриха V (рис. 43). Видно, как высоко расположено сиденье над боковыми пластинами – приблизительно на пять дюймов выше хребта лошади. Сохранившаяся подушка седла набита сеном.
Сохранился статут 1403 года, регулировавший работу седельных мастеров в Лиможе. В этом статуте можно найти ценные сведения о том, как изготовляли седла в то время. В этих статутах предписано, что соединения ленчика должны быть выполнены добрым клеем и укреплены прочными заклепками. «Ленчик должен быть надежно скреплен сухожильными шнурами сверху и снизу и хорошо покрыт снизу, чтобы лошадиный пот не попортил сухожилия». Весь ленчик покрывали изнутри и снаружи оплеткой, изготовленной из бычьих жил. Для соединения деталей применяли горячий, только что сваренный клей. Если клей был холодный и подсохший, то его уходило больше. Затем ленчик обтягивали льняной тканью. Потом крепили металлические детали; потом седло передавали декоратору, который покрывал внутреннюю поверхность бараньей кожей, а верхнюю, наружную часть обтягивал бархатом или телячьей кожей (кордовским опойком).
Позже, в XV веке, «плечи» задней луки стали тоньше, как это видно на рис. 44, где изображено седло, сделанное в 1477 году для императора Фридриха III (1453-1509). Позже эти плечи стали еще меньше. Опорой им служили тонкие стержни, в то же время передняя лука стала значительно шире (рис. 45).
На рисунке седла Генриха V видны две скобы с отверстиями в передней части, продолжающиеся вперед от боковых пластин ленчика за переднюю луку над хребтом лошади. Эти скобы служили для крепления нагрудного ремня, который фиксировал седло и препятствовал его скольжению назад. Есть и скобы, расположенные позади задней луки седла, к которым крепились задние ремни, обернутые вокруг лошадиного зада, – эти широкие ремни не давали седлу соскальзывать вперед. Часто эти широкие ремни имели красивые резные края и были украшены шитьем или металлическими вставками. Эти последние часто представляли собой миниатюрные щиты из позолоченной меди, на которых цветной эмалью изображались гербы владельца; иногда это были круглые диски, также украшенные гербами цветной эмали. Я изобразил лошадей с такими орнаментами на рис. 30, но весьма часто для фиксации седел применялись только подпруги, как это показано на рис. 29.
Рис. 45. Боевое седло, около 1520 года. Собрание Уоллеса, Лондон.
Рис. 46. Походное седло, около 1450 года.
Вот, вкратце, и все, что касается боевого седла. Для охоты и путешествий седла изготовляли приблизительно так же и из того же материала, но формой они отличались от боевых седел. Многие охотничьи и обыденные седла того времени сохранились до наших дней, все они были изготовлены за период от 1380 до 1480 года. Эти богатые, ценные изделия дают редкую возможность оценить мастерство ремесленников Средневековья, насладиться видом деревянных ленчиков, щедро украшенных резной и крашеной слоновой костью. До нас не дошли более скромные повседневные седла, единственным украшением которых была обычная кожа. Но по роскошным парадным седлам можно безошибочно судить и о том, как изготовлялись обычные повседневные седла. По форме они напоминают старые боевые, бывшие в ходу до Крестовых походов, – у них остроконечная передняя лука и низкая, но обеспечивающая надежную опору задняя лука (рис. 46).
В принципе средневековые стремена ничем не отличались от своих современных аналогов, хотя и имели несколько иную форму. Можно проследить закономерные изменения, которые претерпела форма стремени начиная с 700 года н. э., но нам будет достаточно рассмотреть виды стремян, которыми, скорее всего, пользовался наш рыцарь.
Рис. 47. Стремена, 1000-1500 годы.
Приблизительно до 1350 года самой распространенной была треугольная форма стремени (рис. 47). Но начиная со второй половины XIV века в моду по непонятной причине входит стремя с искривленными скобами. Идея, как мне кажется, заключалась в том, чтобы острый треугольный край не врезался в бок лошади во время сражения. Еще один тип стремени, который начали применять в это время, – стремя с широкими боковыми скобами, суживающимися книзу. Это было разумное решение, так как такое стремя препятствовало соскальзыванию стопы всадника вперед, что было особенно важно во время турнира, когда ноги были вытянуты вперед и сильно упирались в стремена. Такая конструкция позволяла просунуть стопу в стремя и упереться в скобу тыльными костями лодыжек. Однако если рыцаря выбивали из седла, то была велика вероятность того, что лошадь потащит его по земле, так как рыцарь не мог быстро высвободить ногу, надежно вставленную в стремя. Только в конце XV века вершине скобы стремени стали придавать круглую форму.
Иногда на средневековых картинах видно, что лошади – не обязательно боевые – подкованы большими гвоздями, шляпки которых напоминают шипы футбольных бутс. Такие гвозди часто использовали в Средние века для фиксации подков. Даже лошади, запряженные в колесницы, у кельтов подковывались такими же гвоздями.
Доспехи для лошадей разрабатывались параллельно с разработкой и конструированием рыцарских доспехов. Но ткань, кожа и кольчуга, применявшиеся для изготовления конских доспехов, так полностью и не уступили место металлическим пластинам. Несмотря на то что в лошадиных доспехах XV и XVI веков встречаются великолепные стальные пластины, все же такие предметы могли позволить себе только высокопоставленные особы и богатые рыцари. Доспехи лошадей простых рыцарей продолжали делать из традиционных, более легких и дешевых материалов.
Известно, что лошадиные доспехи в том или ином зачаточном виде уже применялись в древности для защиты запряженных в колесницу коней, но настоящее развитие конское снаряжение такого рода получило только с появлением тяжелой кавалерии. Как мы уже знаем, первыми воинами, которые стали применять в бою тяжелую кавалерию, были сарматы, но только готы ввели новую тактику, методы ведения боя и рыцарские доспехи в военный обиход Средневековья. В истории войн с готами в середине VI века, написанной Прокопием, секретарем великого византийского полководца Велизария, мы читаем, как готский король Витигес шел на Рим: он вел большую армию, состоявшую из всадников и пехотинцев, «и большинство из них, так же как и их кони, были одеты в броню».
После этого мы ничего не слышим о конских доспехах вплоть до 1150 года, то есть в течение шестисот лет. Хотя представляется, что такое вооружение вышло из моды, мы не должны допускать, что его в этот промежуток не использовали вообще. Тем не менее ни один историк или хронист – и, что еще важнее, ни один поэт – не упоминает о них в течение этих шестисот лет, что позволяет утверждать, что такие доспехи встречались в то время действительно редко.
Во второй половине XII века сведения о лошадиных доспехах появляются все чаще и чаще, но в большинстве своем в художественной литературе. На нескольких картинах изображены лошади в кольчужных попонах, но гораздо больше изображений коней в чепраках (это всего лишь другое наименование попоны, но чепрак, как правило, был сделан с большей роскошью и из более дорогого материала; попона же – это всего лишь часть конского снаряжения. Несмотря на это, учитывая средневековую небрежность в употреблении понятий, эти слова использовались всегда как взаимозаменяемые синонимы). Кольчужные попоны встречаются в описаниях настолько редко, что мы можем уверенно утверждать, что они так и не стали популярными. Но мы не можем с точностью сказать, что было под чепраками. Приходится думать, что попоны из кольчуги применялись крайне редко, так как такая попона была бы безумно тяжелой. Но вот пластинчатые металлические или кожаные латы для лошадиной головы появляются на иллюстрациях уже в 1250 году.
Интересные сведения конца XIII века относительно конской амуниции, а также сведения о военном статусе воина с «прикрытым» конем содержатся в счетах английской королевской казны за 1297 и 1298 годы. В этих записях есть сведения о выплатах, причем цена каждой лошади внесена вместе с именем владельца. В свитке выплат за 1298 год перечислена вся кавалерия, находившаяся на содержании короля (Эдуарда I) во время войны с шотландцами. Некоторые из таких воинов кавалерии были рыцарями, но большинство – простыми воинами. В Средние века простых латников называли сержантами, а латников благородного происхождения – сквайрами или валетами.
Рис. 48. На рисунке показаны полные конские доспехи. Стиль приблизительно 1510 года.
Для того чтобы понять мир рыцарей, необходимо иметь какое-то представление о стратификации средневекового общества и армии. В Англии молодой аристократ, добивавшийся рыцарского достоинства, должен был начинать военную службу с низов, получая, как и все рядовые воины, один шиллинг в день, неся службу простого воина. Так начинали свою карьеру многие выдающиеся военачальники XIV века; действительно, в платежных свитках за 1298 год мы находим два знаменитых имени, Джона де Арджентина и Реджинальда Кобхэма – оба служили в свите Хью Деспенсера. Тридцать лет спустя оба они уже выдающиеся командиры в армиях Эдуарда III и Черного принца Уэльского. Когда этот грозный принц был мальчиком, Реджинальд Кобхэм опекал его как воинский наставник и учитель, будучи его «плечом и опорой», если прибегнуть к этому подходящему англосаксонскому выражению. Сэр Реджинальд Кобхэм дожил до глубокой старости и умер в 1361 году от чумы. Он покоится в могиле, украшенной великолепной статуей, в церкви Лингфилд близ Саррея.
Юный Реджинальд получал свой шиллинг в день, как обычный латник. Стоит заметить, что были разные категории латников, и только те, кто ездил на «прикрытых» конях, получали шиллинг. Если конь не имел доспехов, то латник получал не больше шести – восьми пенсов в день.
В записи казначейства за 1277 год мы находим, что за льняные попоны для двух королевских лошадей было заплачено шестнадцать шиллингов. Эти попоны предназначались для того, чтобы подкладывать их под «железо», дабы предотвратить потертости на спине лошади. Под железом могли понимать и кольчугу, но из записей, сделанных несколькими годами позже, можно заключить, что доспехи могли быть и пластинчатыми. Эта запись представляет собой инвентарную опись имущества Рауля де Неля, коннетабля Франции, павшего в битве при Куртрэ в 1302 году. В описи перечислены пластинчатые доспехи, прикрывавшие бока и круп лошади. В более поздней по происхождению описи (принадлежавшей Гийому де Эно, 1358 год) упоминаются «две пары покрытий из кольчуги и две пары покрытий из железных пластин». Таким образом, железо доспехов рыцарского коня в записях от 1277 года можно толковать как кольчугу, большие пластины или мелкие пластины, приклепанные к матерчатой попоне (последнее было похоже, видимо, на бригандину, служившую доспехами для простых воинов).
Надо сказать и еще кое-что об упомянутых конских доспехах: во всех трех случаях речь идет о высокопоставленных и состоятельных лицах. Лошади обычных рыцарей и сержантов, вероятно, покрывались попонами из кожи или ткани. Эта защита была легче, дешевле и, возможно, лишь немного менее эффективной. То же самое можно сказать и о самих рыцарских доспехах. В течение всех Средних веков лишь малая часть кавалеристов носила полные доспехи. Мы должны помнить, что бронзовые и каменные статуи, которые мы столь часто видим, изображают людей высокого звания и весьма благородного происхождения. У нас нет изображений простых латников, а их вооружение и оснащение было легче, что соответствовало более легким породам их лошадей (и, кстати, их более легким кошелькам).
К концу XIV века, как мы доподлинно знаем, появилось полное латное облачение для лошади, хотя до наших дней ни один из этих доспехов того времени не сохранился. Есть несколько разрозненных кусков и деталей, преимущественно шанфронов, относящихся к самому началу XV века, но самые ранние из дошедших до нас пластинчатых конских доспехов относятся к 50-60-м годам XV века. Это доспехи итальянской работы (единственный итальянский образец XV века), на нем стоит клеймо миланского оружейного цеха и надпись «INOSENS».
До нашего времени сохранились только шесть полных лошадиных доспехов, изготовленных до 1500 года. За исключением шанфронов, другие детали этих доспехов изредка видны на германских картинах и скульптурах до 1510 года, но никогда не встречаются на итальянских полотнах. Учитывая редкость полных доспехов для коней, мы можем считать себя счастливыми тем, что в нашем распоряжении есть шесть таких полных комплектов. Из этих шести наибольшим изяществом отличаются четыре, а один комплект просто восхитителен. Шестой имеет хорошую форму, но, к сожалению, он не полон.
Самые лучшие из упомянутых доспехов находятся в венском Оружейном музее. Доспехи эти были изготовлены в 1477 году аугсбургским оружейником Лоренцем Хельмшмидом для императора Фридриха III и сохранились в практически неизменном виде. Комплект доспехов полный, имеется даже седло, латы украшены золотом и синей эмалью, на каждой детали выгравирован императорский герб – двуглавый орел. Эти доспехи не только богато украшены – они настоящее произведение искусства. Другие пять «готических» доспехов украшены не так роскошно, но не становятся от этого хуже. Мы можем с полным основанием считать богато украшенные конские доспехи императора церемониальными, но другие были «полевыми» – то есть предназначались для использования в сражениях, а не на парадах. Два лучших образца такого рода находятся в Англии. В оружейной палате лондонского Тауэра можно видеть лошадиные доспехи, которые до 1926 года были собственностью родовитой немецкой семьи Ангальт. Доспехи эти были сделаны приблизительно в то же время, около 1480 года, вероятно, для Вальдемара VI, герцога Цербстского, который правил своим княжеством с 1473 по 1508 год. Эти доспехи выполнены в типичном германском стиле, так называемом «готическом», с чашеобразными краями и плавно искривленными поверхностями. Центральная пластина пейтраля украшена чеканным изображением аллегорической головы – наполовину человеческой, наполовину львиной. Каждая деталь кринета тоже покрыта чеканкой, а две боковые пластины накрупника соединены между собой по средней линии над хребтом лошади сказочным чудовищем из спаянных и чеканных стальных деталей, голова чудовища прикрывает хвост лошади. Седло было сделано отдельно от конских лат, и поэтому не сохранились боковые подседельные пластины.
Рис. 49. Кони в доспехах, около 1420 года. Конь слева одет в обычную тканевую попону, покрытую вышитыми гербами владельца. У коня справа имеется пластинчатый шанфрон, неполный пластинчатый кринет, надетый на кольчужную попону, и нагрудник, покрытый кольчугой.
Эти ангальтские доспехи, судя по их стилю, были, по-видимому, изготовлены в той же мастерской, что и доспехи, хранящиеся в лондонской коллекции Уоллеса. Они принадлежали австрийскому барону Панкрацу фон Фрейбергу, в чьем замке в Хоэнашау эти доспехи находились до 1857 года. Хотя доспехи украшены не так богато, как ангальтские, они больше привлекают красотой очертаний (быть может, вследствие их большей простоты). То поразительное впечатление, какое они производят, можно тем не менее приписать двум обстоятельствам: доспехи прекрасно собраны и установлены, к тому же ратное облачение для воина, который сидел на защищенном броней коне, делалось в то же время и тем же оружейником специально для Панкраца фон Фрейберга, который заказывал и конские доспехи. Мой рис. 50, возможно, дает представление о том, насколько великолепно выглядели эти доспехи – как для коня, так и для человека. Ни одни другие латы в мире, как я полагаю, не соответствуют настолько нашим романтическим представлениям о рыцаре, а между тем в этих доспехах нет ничего поддельного. Некоторые малозаметные места подверглись незначительному ремонту и реставрации, но при этом были исправлены поврежденные части и заменены некоторые недостающие мелкие детали.
Если вы не были на выставке коллекции Уоллеса, то вам обязательно следует выкроить время и специально туда съездить. Вы не будете разочарованы и, думаю, никогда не забудете это посещение. Рыцарь в полном вооружении на коне стоит один в центре большого зала, не огороженный ни стеклами, ни барьером. Вы можете подойти к нему на сколь угодно близкое расстояние, обойти его со всех сторон и рассмотреть под всеми углами зрения. Вы можете даже потрогать его, но служитель, конечно, сделает вам за это замечание. Это не означает, что служитель или служительница не хотят, чтобы вы восхищались доспехами или осматривали их, сколько вам угодно, но дело в том, что ваши пальцы оставят следы на поверхности металла. Несмотря на то что доспехи хорошо смазаны, если позволить всем прикасаться к ним, то через несколько часов металл покроется сетью ржавчины. Поэтому не трогайте доспехи. Если вы хотите что-то рассмотреть поближе или вам что-то непонятно, то служитель музея всегда будет рад помочь вам. Поэтому поезжайте и взгляните на барона Панкраца.
Доспехи, похожие на латы Ангальта и Фрейберга, есть и в парижском Музее оружия. В Париж они попали из страсбургского арсенала. Они почти совершенно похожи на описанные мною два изделия, но в них сохранились фланшарды – боковые пластины, прикрепленные к сторонам седла, а накрупник полностью охватывает три четверти задней части лошади. Пятый сохранившийся до нашего времени доспех, сделанный в немецком стиле, находится в Музее Сибберта во Флоренции, Италия. Пейтраля нет, так же как и фланшарда, а искривленные поверхности накрупника выглядят не слишком элегантно; можно даже сказать, что накрупник просто безобразен. Последний уцелевший экспонат такого рода находится в Гражданском музее Вены. Он важен, так как относится к более раннему времени, чем все предыдущие, и является единственным сохранившимся конским доспехом итальянского производства.
Рис. 50. Доспехи для всадника и лошади, принадлежавшие когда-то барону Панкрацу фон Фрейбергу, были изготовлены около 1475 года в Ландсхуте. Собрание Уоллеса, Лондон. Одно только седло добавлено к этой великолепной сбруе. Оно сделано несколько позже, приблизительно в 1520 году.
К несчастью, самые полные конские доспехи из всех, когда-либо изготовленных, больше не существуют. Они были сделаны Лоренцем Хельмшмидом в Аугсбурге в 1480-1481 годах для эрцгерцога (позднее императора) Максимилиана. Эти доспехи отличались тем, что прикрывали и ноги лошади до самых щеток. Мы знаем, как они выглядели, только потому, что в венском Оружейном музее сохранились две картины, на которых эти доспехи изображены.
Приблизительно в это же время начали делать доспехи и для собак, вероятно для того, чтобы защитить их от свирепых кабанов. Образец собачьих доспехов находится в Оружейной палате Королевского дворца Мадрида, но такие доспехи встречались крайне редко.
Многие хронисты периода с 1450 по 1520 год пишут об армиях, в которых сотни кавалеристов сражались на конях, защищенных доспехами, но в большинстве случаев эти доспехи были сделаны из текстиля или кожи. В одной из инвентарных описей имущества французского короля Карла VI за 1411 год есть упоминание о доспехах для воинов и лошадей, сделанных из сирийской кожи, в зальцбургском музее Caroline Augusteum есть кожаные конские доспехи, изготовленные в 1525 году. В лондонском Тауэре хранится пара кожаных накрупников времен Генриха VIII. Это все, что осталось от шестидесяти одного экземпляра, о которых пишется в инвентарных книгах за 1561 год.
К XVI веку пластинчатые металлические конские латы получили несколько большее распространение; значительное число таких доспехов сохранилось до нашего времени; это очень изящные доспехи, иногда представляющие собой подлинные произведения искусства. Тип лошадиных доспехов, так же как и лат для воинов, претерпел значительные изменения после 1500 года. Исчезли изящные линии, чашеобразные края и элегантная кривизна поверхностей. Вид доспехов стал более грубым, а сами доспехи более закрытыми (рис. 48).
Одни из самых красивых доспехов начала XVI века находятся в лондонском Тауэре. Так же как и в доспехах Панкраца фон Фрейберга, это единый комплект доспехов для человека и лошади. Вероятно, эти доспехи были изготовлены в Лондоне в 1511 году одним из итальянских оружейников, приглашенных в Англию Генрихом VIII. Когда эти доспехи были новыми, они, должно быть, являли собой незабываемое зрелище, так как поверхность всех деталей обеих частей доспехов была украшена великолепной гравировкой. Все изделие было некогда покрыто позолоченным серебром. Сейчас мы можем смотреть на эти доспехи и восхищаться их формой и искусством их кованых украшений, но требуется усилие, чтобы вообразить, какое величественное зрелище представлял собой поразительно красивый молодой король, доспехи которого, как и латы его скакуна, блистали сверкающим золотом.

http://www.razlib.ru/istorija/rycar_...zhenija/p8.php
Sölveig, а в Вашем лейб-гвардии кавалергардском удила (мундштук), так же по- модному называют трензелем?..
Sölveig, ONDERMAN, Aliena и ещё 1 пользователей сказали спасибо.
старый 25.05.2014, 11:54   #39
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 34
Сообщений: 5.819
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
Holm посмотреть сообщение
Sölveig, а в Вашем лейб-гвардии кавалергардском удила (мундштук), так же по- модному называют трензелем?..
А то!)))

Мундштук реконструкция 1812 года






Ещё мундштук



Современный цельный простой



Мундштук армейский (строевой) с дужками




Мундштук с трензелем и цепочкой (комплект)



Трензель скользящий



Трензель империал с лопаткой



Трензель империал



Предпочитаю дутый



или с конфеткой))))



Пелям

Helly, ONDERMAN и Love Amaliya сказали спасибо.
старый 25.05.2014, 12:02   #40
Senior Member
 
аватар для Holm
 
Регистрация: 11.2013
Сообщений: 1.097
Записей в дневнике: 6
Репутация: 25 | 3
По умолчанию

Цитата:
Sölveig посмотреть сообщение
Предпочитаю дутый
Аналогично.. Мне же коня в бой не вести под ураганным огнем противника.. А то бы реконструкция 1812 года ой как бы пригодилась..
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Лошадиная история
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Туркменская история. FEJF Всемирная история, политика 38 09.12.2014 22:47
История рыцаря Фенриз Кино 0 11.10.2010 00:46
История Фарер Ulv Фарерские острова 10 09.05.2006 21:22


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 16:45


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.