Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Кино
Регистрация


Дерево 3спасибо
  • 3 Автор Klerkon

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 23.01.2011, 04:31   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.629
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию Мемориал прусскому народу

В 1226 г. князь Конрад Мазовецкий пригласил из Палестины рыцарей Тевтонского Ордена для борьбы с язычниками-пруссами, угрожавшими его княжеству. К тому времени «Госпитальеры Святой Марии Иерусалимской из Тевтонского дома», как назывался первоначально Тевтонский Орден, обладали крепостями, замками, земельными угодьями в Германии, Венгрии, но в Палестине их сильно теснили более могущественные тамплиеры (храмовники) и госпитальеры (иоанниты). Основанный в 1198 г. Орден, называвшийся также просто «Немецким», охотно согласился послать несколько десятков «божьих братьев» для оказания помощи далеким единоверцам. Однако незначительная военная операция в итоге вылилась в полномасштабный крестовый поход, итогом которого явилось покорение пруссов, завоевание и колонизация из земли, полное уничтожение их национальной религии и оригинальной культуры. В науке считается, что пруссы как самостоятельный этнос исчезли уже к 1283 г., однако это не так. Многие прусские нобили и даже свободные дружинники витинги со временем влились в Орден, полностью утратив свою национальную идентичность. Остальные прусы были закрепощены и стали основными производителями материальных благ на землях Ордена. Полностью прусский народ можно считать исчезнувшим только к началу XVIII в., когда исчез из обихода разговорный прусский язык.

Трагическая история пруссов, обладавших оригинальной материальной культурой и языком, наиболее близким санскриту в Европе (именно из него немецкими фашистами был заимствован термин «свастика»), долгие годы оставалась под негласным запретом. Советские руководители запрещали не только археологические раскопки на территории Калининградской области – закрытой пограничной зоны, откуда в 1945 г. было депортировано немецкое население, но даже публикацию исторических источников по истории Ордена. Только в 1997 г. московское (точнее, зеленоградское) издательство «Ладомир» опубликовало полный комментированный русский перевод «Хроники Земли Прусской» Петра из Дусбурга, подготовленный В. Матузовой. В 2005 г. в сборнике «Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь» вышел устаревший дореволюционный перевод «Хроники» Германа Вартбурга. Затем последовали издания научных монографий по истории Ордена (Эриха Машке, Хартмута Бокмана, Вильяма Урбана и др.).


Памятник вождю пруссов-натангов Геркусу Мантасу в Клайпеде, где его именем также названа улица

В 1972 г. произошло знаменательное событие – литовский режиссер Марионас Гедрис снял историческую драму о судьбе прусского вождя Германа Монте – двухсерийный фильм «Геркус Мантас», ставший настоящим «мемориалом» исчезнувшему прусскому народу. Фильм завоевал ряд призов на фестивалях, один раз демонстрировался по советскому ЦТ, однако вскоре фактически стал «полочным» и надолго был предан забвению. Одной из причин такого подхода стала критика со стороны партийного руководства, усмотревшего в картине М. Гедриса излишне объективный подход к довольно скудному историческому материалу (у Петра Дусбургского Генрих Монте упоминается всего один раз). Тевтонские рыцари выведены в картине неоднозначно: наряду с откровенными садистами и подлецами среди них представлены подлинные герои, зато языческие жрецы пруссов выглядят часто не лучше католических священников.

Главные роли в фильме исполнили Антанас Шурна, Эугения Плешките, Альгимантас Масюлис, Юрис Стренга, Альгис Матулёнис и др. известные литовские актеры. Из российских актеров в картине занят только Александр Андреевич Вокач (ум. 1989), сыгравший заметную роль немецкого рыцаря Гирхальса — воспитателя Мантаса.

Антанас Шурна (Геркус Мантас) и Эугения Плешките (Котрина)

Предлагаю вашему вниманию статью о фильме М. Гедриса известного кинокритика А. Бородина, опубликованную в сборнике «Экран» издательства «Искусство» в 1975 году:

«Стихия огня властвует в «Геркусе Мантасе». В начале картины гибнут в пламени доверившиеся врагу вожди пруссов, а затем, то затихая на время, то стремительно разрастаясь, огненный поток все дальше катится по экрану. Горят корабли крестоносцев, горят водруженные ими кресты. Летят в штурмующих крепость подожженные стрелы. Полыхает священный огонь: в его пламени Мантасу — этой жертвы избежать нельзя — предстоит сжечь брата своей жены, своего учителя — рыцаря Гирхальса. Потом будет еще один — уже за рамкой экрана — жертвенный костер, на котором погибнет жена Мантаса Котрина и его не успевший родиться сын.

Огонь— наказание, огонь — возмездие, огонь — ненависть, огонь — праздник, огонь, огонь, пепел... В истории далеких от нас времен литовские кинематографисты — сценарист С. Шальтянис и режиссер Марионас Гедрис — выбрали кровавый и жестокий отрезок, вместивший в себя борьбу маленького народа пруссов, борьбу больше, чем за свободу,— за сам факт своего существования.

Рассказ о предводителе непокорного народа Геркусе Мантасе предваряется на экране титром-справкой: «Этот фильм посвящен пруссам — народу, жившему у Балтийского моря между Вислой и Неманом. Народу, который по своему языку и культуре являлся родственным литовцам и был истреблен орденом крестоносцев. В XIII веке пруссы восстали, надолго остановив натиск крестоносцев на восток. Пруссы пали в трагической смертельной схватке, оставив завоевателям свои земли и свое имя...»

Итак, финал известен, борьба, свидетелями которой мы станем, обречена. Что же перед нами — фильм-эпитафия? Послесловие с моралью? Скорее, иное. В рассказе литовских кинематографистов о прошлом нетрудно увидеть размышления о сегодняшнем и о завтрашнем. Предостережение из прошлого адресовано современности.

Время Геркуса Мантаса не знало слова «геноцид», его родил век XX, но то, что происходило тогда, в XIII, нельзя определить точнее, чем этим, слишком хорошо знакомым людям наших дней словом. Преступление перед целым народом, истребление целого народа: Бабий Яр и Освенцим, выжженная земля Вьетнама, трупы расстрелянных на полях Бангладеш — все это сегодняшнее продолжение идей и практики тевтонских рыцарей, на всем этом и ныне трагический отсвет судьбы малого народа — пруссов.

Сведения о личности Геркуса Мантаса и о его восстании слишком отрывочны и малочисленны, чтобы, оперируя ими, можно было поверять соответствие фильма истории. Так же бесплодно и обратное: зная о скудости достоверного фактографического материала, изначально отказывать фильму в самой возможности быть исторически объективным. Если история не сохранила достаточно данных для реконструкции тех событий, возможен иной путь — по аналогии с методами точных наук назовем его условно методом исторической интерполяции. Как в математике, где по ряду соседних величин можно восстановить значение опущенного промежуточного звена, так и в истории, зная предшествовавшее и последовавшее, зная формулу развития аналогичных событий и типовую расстановку сил, вовлеченных в процесс, можно заполнить пробелы в летописях вымыслом не только художественным, но и научно аргументированным. И его истинность можно поверять не только законами искусства, но и законами движущейся истории.

Итак, речь идет об уничтожении народа. С чего оно начинается? С идеологического обоснования необходимости данного действия. Обоснование, как всегда, не отличается излишней оригинальностью — авторы фильма и не задерживаются на нем специально. «Радея о пресечении скверны языческой», орден отнимает у пруссов земли, навязывает им чуждую веру. Дело не в том, что язычество пруссов чем-то лучше христианства тевтонов (фильм не идеализирует ни одну из сторон: жрец Алепсис не менее фанатичен, кровав и подл, чем комтур ордена фон Грумбах), дело в том, что новая вера навязывается беспощадным принуждением — огнем и мечом. И даже те, кто готов покориться, кто согласен спасти себя ценой крещения, не могут быть спокойны за свою жизнь.

Следующий шаг к истреблению народа — обезглавливание его. Для этого должны быть уничтожены его вожди — те самые, кто пил во славу фон Грумбаха, во славу его доброты и справедливости. Их-то, первых принявших крещение, обманутых и оболганных, и сжигает по языческому обычаю христианин фон Грумбах. Теперь осталось на место старого вождя поставить молодого, взращенного и воспитанного орденом. Верный раб ордена, вождь-ренегат Генрих Монте отправляется в Пруссию. «Ты, Генрих Монте, у себя на родине будешь среди врагов,— напутствует его комтур,— все, что увидят твои глаза, услышат уши твои, должен знать орден».

Комтур ошибся в Генрихе. Он оказался плохим ренегатом. Он предпочел свое старое языческое имя — Геркус Мантас — новому, христианскому. Он поднял своих соотечественников на борьбу и научил их побеждать. Но все же комтур оказался прав: и у себя на родине Геркус среди врагов.

Парадокс ситуации состоит в следующем. Сохранить себя как человека Геркус может, лишь оставаясь пруссом. Поэтому его выбор — стать во главе борьбы против воспитавшего его ордена — органичен и не несет в себе никакого внутреннего разлада. Не зря сам момент возвращения и начала восстания в картине опущен — он не драматичен, он не важен для внутреннего конфликта героя. Но в ряду своих соотечественников Мантас уже человек другой культуры, другого уровня интеллекта, другого духовного опыта. Ему мало быть только пруссом — он должен ощущать себя человеком. Догма язычества для него тесна, догма христианства — лжива.

Мантас пытается идти против течения. Он пытается мешать своим вождям добивать пленных, он хочет отучить их от кровавых жертвоприношений, но логика войны не признает милосердия. Когда в ответ на зрелище выставленных крестоносцами на крепостной стене ослепленных, плачущих кровавыми слезами детей он глухо бросает: «Сравнять эту крепость с землей»,— это не аффект, не вспышка гнева. Это примирение с неизбежностью жить по закону «око за око», платить ненавистью за ненависть. А христианские заповеди любви, заповедь «не убий» (для Мантаса это не христианские, это всечеловеческие заповеди)? Они для других времен, которые пока в будущем. А сейчас идет война. Кровь рождает кровь, ненависть — ненависть. В этом трагедия Мантаса. Ненавидя кровь, он каждый день кончает с окровавленными руками. Выхода нет. Он должен жить не по законам совести, а по законам истории.

История дала авторам материал трагедийный, и они не побоялись им воспользоваться. Тональность кадров, снятых оператором Ионасом Томашявичюсом, холодна и напряженно сурова. Пасмурное небо, угрюмые пространства полей, гнилая болотная сырость, мрачный камень крепостных стен — таков пластический аккомпанемент разворачивающейся на экране кинотрагедии.

Правда, по временам какие-то из тем или эпизодов начинают казаться (видно, таковы уж издержки «метода интерполяции») реминисценциями из других исторических лент или парафразом известных социологических тезисов. Скажем, тема заложничества сына Мантаса — традиционный сюжетный мотив военно-исторических фильмов от «Георгия Саакадзе» до «Скандербега». А линия ненависти вождя бартов Самилиса к выдвинутому Мантасом смерду Ауктуме развивает хрестоматийный тезис о предательстве знатью национальных интересов во имя своекорыстных классовых. Впрочем, опасность цитатности авторами, как правило, преодолевается и прежде всего за счет единства трагедийной ткани фильма. Вождь бартов Самилис, отлично сыгранный А. Масюлисом, не типаж-иллюстрация, а страстный, мятущийся, не влезающий в ложе схем характер. Даже придя к крестоносцам как предатель, он останется их ярым, ненавидящим, отчаянным врагом.

И сын-заложник — больная рана Мантаса на протяжении всей его борьбы, а не эффектный допинг для драматизации фабулы. Это одна из важнейших смысловых тем, продолжение внутренней драмы Мантаса. Сын появляется на экране лишь в самом финале, чтобы принять в наследство отцовскую альтернативу: покориться воле взрастившего его ордена и с крестом и мечом возвратиться на прусскую землю или... Возможность иного пути подскажет лишь дрогнувшее и замкнувшееся в себе лицо тринадцатилетнего Александра, впервые узнавшего, что Мантас — его отец.

За одну киноцитату (из «Александра Невского», что ли) авторов все же стоит упрекнуть. Речь идет о Котрине, разыскивающей на поле боя убитого Мантаса. То, что было органичным в случае с рядовыми воинами, оборачивается фальшью, когда дело касается вождя. Живой или павший, но покинутый на поле боя вождь — это обвинение всему войску (о какой бы стране и эпохе ни шла речь), больше того — целому народу. Обвинение, надо думать, сделанное без умысла...

Сегодня, размышляя о судьбе Мантаса с высоты прошедших семи веков, нетрудно задать вопрос: а стоило ли восставать? Какая в том историческая целесообразность? Ведь за орденом стояла вся Европа, благословение папы римского, приравнявшего походы против пруссов к крестовым. Что мог сделать один маленький народ? Пасть в борьбе?

Историкам судить о том, могли ли пруссы спасти себя как народ, предпочтя восстанию рабство, забвение своего языка, богов, традиций. Авторам же фильма дороги их герои именно потому, что выбрали непокорность, не рабство, но смерть с мечом в руке.

Они остаются в нашей памяти непобежденными».


Ссылка на источник: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/574/print/


Альгимантас Масюлис («Никто не хотел умирать», «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела», «Сердца трех», «Вооружен и очень опасен») в роли вождя бартов Семилиса

Скачать и посмотреть фильм «Геркус Мантас» можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1405311

См. также статью «Могикане Восточной Пруссии»:

«Романтические приключения славных воинов североамериканских прерий неплохо известны читающему миру – равно как и драматический конец одного из самых могущественных индейских племен, который наступил, как принято считать, со смертью последнего из могикан лет 200 с чем-то назад.

История не новая. Многие племена, покоренные более продвинутыми во всех отношениях завоевателями, одно за другим исчезали с политической карты мира еще с античных времен – вспомним хотя бы противостояние Рима и дакийских повстанцев на территории современной Румынии. Но есть пример значительно более близкий и столь же драматический.

В 13-м веке часть покрытой лесами Восточной Пруссии занимали воинственные лесные люди. Они поклонялись силам природы, с которыми слились в единое целое и не представляли себе жизни без своих иногда жестоких, но всегда справедливых покровителей – духов Леса, Неба, Огня, Воды и Охоты.

Местность, на которой обитали прусские племена, оказалась на пути вооруженных христианских миссионеров. Продвигаясь на восток из германских земель, преследуя духовно-религиозные и экономически-хозяйственные цели, бронированная гвардия крестоносцев расселилась на территории пруссов. А те до поры до времени более или менее спокойно смотрели на диковинные повадки пришельцев и их далеко не всегда успешные попытки обратить в христианство коренное население. Но когда дело дошло до попытки обложить свободных пруссов налогами, о пользе которых те в силу своего недостаточного разумения не имели никакого понятия, лесные племена взбунтовались.

История столкновения пруссов и крестоносцев началась после того, как польский король обратился к рыцарям и в обмен на военную помощь против своих грозных соседей-язычников согласился признать себя вассалом Тевтонского ордена.

Вначале масштабы официально объявленного крестового похода против Пруссии были не так уж велики. Он начался в 1230 году, и даже к концу десятилетия в нем участвовало всего 600 рыцарей. Но им на помощь приходили все новые отряды. Он строили форты, крепости, города и всерьез вознамерились внедрить в Восточной Пруссии европейскую цивилизацию, и для начала обратили пруссов пусть и не в христианство, но в податное сословие. Ответом стало восстание 1242 года, превратившееся в многолетнюю войну.

Противники сражались с переменным успехом. В 1249 году пруссы одержали значительную победу: потеряв в одной битве 54 человека убитыми, крестоносцы поняли, что сил одного Тевтонского ордена для окончательного покорения Пруссии недостаточно. В войну вступали войска из разных стран Европы. В результате пруссы, опиравшиеся на поддержку лишь соседей-литовцев, оказались в крайне невыгодном положении: против них выступила фактически самая совершенная военная машина того времени.

Пик противостояния пришелся на 60-е годы 13-го века. Выдвинувшийся на роль политического и военного лидера прусских племен Генрих Монте (в литовской транскрипции Геркус Мантас) был личностью не совсем обычной. Его жизнь, борьба и судьба, неоднократно воспетые в произведениях литовского искусства самых разных жанров, и без присущей им излишней драматизации достаточно трагичны.

Перейдя в христианство и получив европейское образование, впоследствии Монте повернулся лицом если не к вере предков, то, во всяком случае, к надеждам и национальным чувствам своих родичей. Почему он это сделал, старались объяснить многие историки и писатели. Чаще всего патриотический порыв мешал им взглянуть на ситуацию с научной точки зрения, лишенной эмоций. Предположив, что Монте, как опытный политик и военачальник, решил воспользоваться поддержкой прусской массы в каких-то своих собственных интересах, мы будем недалеки от истины. Правда, при этом нам не удастся ответить на вопрос – как Монте был намерен в дальнейшем распорядиться завоеванной властью.

Но воцариться над Восточной Пруссией ему не удалось, несмотря на целый ряд локальных военных успехов. Изощренная европейская дипломатия сделала свое дело, переманив на сторону крестоносцев влиятельных прусских вождей. В 1265 году после очередного поражения Генрих Монте вместе с другим предводителем восстания, Глаппо, попал в плен к крестоносцам, которые, пребывая с суеверном ужасе перед своим поверженным врагом, не только повесили его, но на всякий случай еще проткнули мечом.

После этой двойной казни сопротивление пруссов практически было сломлено. Конец их почти столетней войны против Тевтонского ордена и его союзников иногда рисуют в виде ужасной сцены массового крещения пленных пруссов в реке, после чего они погружаются на дно, чтобы не изменить вере предков. Вполне возможно, что несколько подобных эпизодов массового суицида действительно имели место. Но конец прусского народа, этих могикан Восточной Европы, был все же не так трагичен.

В самом начале было сказано, что судьба племени пруссов так же драматична, как судьба могикан-индейцев. Что ж, все правильно. Уменьшение численности могикан происходило постепенно в результате ассимиляции; потомки этого племени, правда, немногочисленные, и сейчас еще живут в американском штате Коннектикут.

Пруссы исчезли не в результате массовой казни, а из-за смешения с завоевателями, наводнившими их бывшие владения. Фактическим концом пруссов считается начало 18-го века, когда от голода и эпидемий погибли последние из людей, знавших прусский язык. Да, история далеко не новая и неоднократно повторенная – и очень поучительная».


Ссылка на источник: http://www.gazeta.lv/story/9055.html


Прусские воины-язычники. Современная реконструкция (военная миниатюра).
Floro, gnom и ONDERMAN сказали спасибо.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 23.01.2011 в 05:04.
старый 27.03.2011, 10:47   #2
banned
 
Регистрация: 01.2011
Проживание: Garðarshólmi
Сообщений: 557
Записей в дневнике: 5
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Интересный у Вас ник...
____________________

Когда они выехали на восток в море, на них напали викинги. Это были эсты. Они захватили и людей, и добро. Некоторых из захваченных в плен они убили, в других поделили между собой как рабов. Олав был разлучен со своей матерью. Его, а также Торольва и Торгисля, взял себе Клеркон, эст родом. Решив, что Торольв слишком стар как раб и что от него не будет пользы, Клеркон убил его, а мальчиков взял с собой и продал их человеку по имени Клерк. Он получил за них хорошего козла. Третий человек перекупил у него Олава и дал за него хорошую одежину или плащ.

Сага об Олаве сыне Трюггви

(Ólafs saga Tryggvasonar)

Глава 6
старый 27.03.2011, 12:02   #3
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 10.643
Репутация: 45 | 13
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
«Геркус Мантас»,
КУСАЮ ЛОКТИ\ ЭТОГО ФИЛЬМА У МЕНЯ НЕТ\И НЕ СЛЫШАЛ\И СКАЧАТЬ НЕ МОГУ\ПРИДЕТСЯ ПРОШМЫГНУТСЯ СРЕДИ ЗНАКОМЫХ КОЛЕКЦИОНЕРОВ\
старый 27.03.2011, 17:27   #4
Senior Member
 
аватар для LEON2
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: Россия
Сообщений: 2.188
Записей в дневнике: 641
Репутация: 23 | 5
По умолчанию

Цитата:
ONDERMAN посмотреть сообщение
Klerkon
«Геркус Мантас»,
КУСАЮ ЛОКТИ\ ЭТОГО ФИЛЬМА У МЕНЯ НЕТ\И НЕ СЛЫШАЛ\И СКАЧАТЬ НЕ МОГУ\ПРИДЕТСЯ ПРОШМЫГНУТСЯ СРЕДИ ЗНАКОМЫХ КОЛЕКЦИОНЕРОВ\

Какие коллекционеры?
Скачайте отсюда, и все дела.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1405311

Геркус Мантас / Herkus Mantas
Год выпуска: 1972
Страна: СССР (Литовская киностудия)
Жанр: Исторический
Продолжительность: 1:04:44 + 1:12:16
Перевод: Не требуется. Также присутствует литовская звуковая дорожка

Режиссер: Марионас Гедрис /Marijonas Giedrys
Описание: "Этот фильм - мемориал прусскому народу, который родственен своей культурой и языком литовцам и был истреблён орденом крестоносцев. В 13 веке пруссы восстали, надолго парализовав шествие крестоносцев на восток и пали в смертельном бою, оставив завоевателям свои земли и свое имя..."
__________________
"Один день проведённый в путешествии заменяет 10 лет проведённых дома" (С).
старый 28.03.2011, 04:02   #5
banned
 
Регистрация: 01.2011
Проживание: Garðarshólmi
Сообщений: 557
Записей в дневнике: 5
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
ONDERMAN посмотреть сообщение
КУСАЮ ЛОКТИ\ ЭТОГО ФИЛЬМА У МЕНЯ НЕТ\И НЕ СЛЫШАЛ\И СКАЧАТЬ НЕ МОГУ\ПРИДЕТСЯ ПРОШМЫГНУТСЯ СРЕДИ ЗНАКОМЫХ КОЛЕКЦИОНЕРОВ\
Цитата:
LEON2 посмотреть сообщение
Какие коллекционеры?
Скачайте отсюда, и все дела.
Очень плохо. Ставлю 2. Классику нужно знать!
старый 28.03.2011, 12:06   #6
Senior Member
 
аватар для LEON2
 
Регистрация: 08.2009
Проживание: Россия
Сообщений: 2.188
Записей в дневнике: 641
Репутация: 23 | 5
По умолчанию

Цитата:
Garðar посмотреть сообщение
Очень плохо. Ставлю 2. Классику нужно знать
Вы видно не хорошо меня поняли Земляк, я то
имел ввиду что на сайте http://rutracker.org/forum/index.php
есть всё, от редких фильмов до убогих сериалов.
старый 14.04.2011, 21:31   #7
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.629
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию Где купить "Герман Монтэ" (т.е. "Геркус Мантас")

Я сам скачал "Геркус Мантас" задолго до того, как зарегился на "Рутрекере", который, напоминаю, неоднократно угрожали закрыть.

Но в январе этого 2011-го года мне случайно удалось приобрести пиратскую российскую (?) копию с лицензии Литвы 2009 года выпуска. Перед самим фильмом, который назван "Герман Монтэ", на DVD-5 есть рекламный видеоролик нового литовского фильма "Антиквар" ("Коллекционер") 2008 г.

Купил за 120 руб. с полиграфией на боксе и на диске на Савеловском радиорынке в ряду палаток "А", кажется, в палатке номер 24, одним словом, 20-е номера четные (ближние к метропереходу).

Так что, кому надо, поезжайте и поспрошайте там у мужиков, может, найдут, только не забудьте, что спрашивать надо по названию именно "Генрих Монтэ", а не "Геркус Мантас"!
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Мемориал прусскому народу
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Эстония выделит деньги на американский мемориал Хальвдан Новости 0 21.04.2006 01:52


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 20:12


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd.