Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Литература
Регистрация


Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 19.04.2006, 13:29   #1
banned
 
Регистрация: 03.2006
Сообщений: 26
По умолчанию Эдуард Геворкян

Эдуард Геворкян - форма для литературоведческой статьи с текстологическим и семантическим анализом повестей Эдуарда Вачагановича Геворкяна (1947) "Времена негодяев" (1987) и "Черный стерх" (1990). Анализ проведен по инструкции "Прочитай сам" из эссе Отягощенных адом на Викитеке. В статье содержится указание на зависимость беллетриста от плагиаторского творчества фантастов старшего поколения. Вслед за учителями ученик (участник семинаров в Малеевке) последовательно специализировался на корпоративной демонологии ("Правила игры без правил", 1983), антиэстетике безобразного ("Черный стерх"), эксплуатировал вульгаризмы и физиологизмы ("Чем вымощена дорога в рай" и "Времена негодяев"). Наряду со статьями физика С.Переслегина творчество Геворкяна – краеугольный камень в стругацкомании последних десятилетий как демонологической разновидности "черной" и "серой" фантастики. В последнем случае, вторичной по отношению к иноязычным авторам. Например, "Черный стерх" корреспондируется с Ф.Диком и киберпанком, еще не переведенным на русский язык в 1990 году.

Напомним, что читателям хорошей фантастики имя Эдуарда Геворкяна стало известно после выхода в свет в 1992 году сборника "Английский фантастический роман" с шедевральным романам Кита Робертса "Павана" и с романом-катастрофой Джона Кристофера "Долгая зима". Издатели совершили чудовищную ошибку, выпустив книгу с постмодернистским послесловием Эдуарда Геворкяна "Слова, сказанные после". Ни стиль, ни содержание послесловия не соответствовали прорывным достижениям "Паваны" и социальной смелости "Долгой зимы". Страдающий от нарциссизма постмодернист написал нечто в жанре "поток болезненного сознания" с неоднократным использованием слова "скука" с намеками на Ветхий завет ("то погубит его скука" и др.). Текст послесловия содержал скрытые отсылки к "Черному стерху" ("… крик улетающей стаи…" и т.п.), к "Временам негодяев" ("горделивые фигуры старых королей", "боязнь последней точки" и др.). Птица – ключевой образ у Эдуарда Геворкяна. Но это особая птица, которая "никогда не взмахнет крыльями" (из начала повести "Времена негодяев"). "Слова, сказанные после" были безвкусно нашпигованы пошлыми несуразностями ("… передовые классы и прочие демографические глупости… ").

В разрез с героическими настроениями персонажей "Паваны" (смотрите "Фигуру шестую" "Корф-Гейт") и "Долгой зимы" ("Мы сохранили подобие организованности", стр. 347) лакействующий обыватель в "Словах, сказанных после" призывал читателя не слушать "безмозглых философов". А "стиснуть зубы и быть готовым к любой подлости существования" после того, как "ты на миг выглянул" из "того самого ящика с песком" (стр. 362). Посмотрим, из какого-то такого ящика с беллетристическим мусором регулярно выглядывает стиснувший зубы Эдуард Геворкян.

Полностью материал из Викитеки:
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD...D0%B8%D0%BD%29

Хреновая литература

Тошнота-Рог-Дым-Дьявол-Гниение-Дерьмо-Темнота-Хрен.

Хрен в темноте - структурообразующий образ?

"- Ни хрена здесь нет, - засмеялся вдруг дядя". "Черный стерх"

"Теперь этот хрен усатый нам устроит..." "Черный стерх"

"- Я сам ни хрена не понимаю, только слышал где-то про птицу…" "Черный стерх"

"… вот он, сучий потрох, силу здесь набирает, пошустрит у нас, и к себе, на своих сучатах отъедается, а нам отсюда сваливать надо вместе, одеколон - и тот дерьмо, вода вонючая, надо вниз прорываться, вниз, чердаком вниз, а там и стены труха, картинки хреновы, звездолеты-дристолеты..." "Черный стерх"

Нельзя не увидеть в новообразовании "дристолеты" особое литературоведческое дарование автора множества предисловий и послесловий, знающего истинную цену постмодернистской скатологии в ложном космическом пафосе Стругацких и их учеников вроде Юрия Нестеренко.

"… и хрен кто тебя остановит!" "Времена негодяев".

"- Ах ты, манихей хренов! Виктор вздрогнул и чуть не упал со скамьи". "Времена негодяев".

"- На нем колпак такой, хрен что увидишь". "Времена негодяев".

"Весь учебный курс, отбор и остальная хреновина". "Времена негодяев".

"И еще он вспомнил присказку Гонты - чем хуже дела, тем ну их на хрен! Мысли путались…" "Времена негодяев". Не удивительно.

"- И без гипноза, - вставил Виктор. - Гипнотизер из тебя! Я же выпил, значит, хрен сработает". "Времена негодяев".

Что бы сказал доктор Фрейд по поводу работающего или не "срабатывающего" "хрена" Эдуарда Геворкяна?

"Ученички хреновы. Так и скажи. Нет, ничего не говори!" "Времена негодяев". Постой, автор, а разве твой "шедевр" не называется "Времена негодяев"? И название повести не соотносится с общей ролью "учеников Стругацких" в отечественном НФ-жанре? "Так и скажи. Нет, ничего не говори!"

"- Да какая это на хрен индюшка? - сказал кто-то из рабочих. - Ну, и не гусь, - отозвался другой". "Черный стерх"

"- И этих надо гнать ко всем хренам! Дармоеды!" "Времена негодяев".

Временами возникает ощущение, что часть реплик воспроизводит высказывания известного фантаста, последние десятилетия регулярно проводящего семинары.

Графоманское плечо

Есть такое мнение, что у графоманов персонажи всегда будут пожимать плечами. Много раз. Везде.

"- Подумаешь, зеркало! - пожал плечами Аршак". "Черный стерх"

"На вопрос Миши он пожал плечами и подошел к окну". "Черный стерх"

"Мальчик пожал плечами и пошел к двери". "Черный стерх"

"Аршак пожал (в электронном тексте в "Библиотеке Мошкова" было "полез" и в этом есть логика: повтор – А.Ю.) плечами, огляделся по сторонам и полез к ней". "Черный стерх"

"Аршак пожал плечами, сделав на лице что-то вроде улыбки".

"- Не ходить же голой! - пожала она плечами". "Черный стерх"

Эдуард Геворкян - любимый писатель Д.Яцутко? Или, наоборот, "Черный стерх" – лазейка?

"Учителя объясняли, что там комнаты ночных дежурных. А на вопрос, как же туда попадают, - пожимали плечами". "Времена негодяев".

"Саркис пожал плечами. Раздражали миазмы, идущие с болота". "Времена негодяев".

"Проходя, дед Эжен пожал плечами…" "Времена негодяев".

"- Кто знает, когда он спит! - пожала она плечами". "Времена негодяев".

"У двери в смежную комнату Ксения прислушалась. Пожала плечами и осторожно открыла ее". "Времена негодяев".

"- Не знаю, - пожала плечами Ксения, - мираж, что ли". "Времена негодяев".

"Так в полутьме и ждала... На вопрос, чего она ждала, Ксения пожала плечами". "Времена негодяев".

"- Ничего, - пожала плечами (Ксения – А.Ю.)". "Времена негодяев".

"… а Мария пожала плечами…" "Времена негодяев".

"Мария пожала плечами". "Времена негодяев".

"… спросил что-то у Марии, та пожала плечами…" "Времена негодяев". "Уля с сомнением оглядел ее, понюхал воздух, пожал плечами и медленно пошел вперед". "Времена негодяев".

"Уля пожал плечами, а Петро буркнул…" "Времена негодяев".

"… но второй пожал плечами и захлопнул кузов". "Времена негодяев".

"Что могло измениться? Он пожал плечами и, глянув по сторонам, подошел к ржавой двери". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами и сел на диван с выцветшей обивкой". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами. Он сам не знал, сколько времени займет путь". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами и двинулся во двор". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами. Карту города они исползали по миллиметру". "Времена негодяев".

"- Что ты слышал о неодеистах? - внезапно спросил он. Виктор пожал плечами". "Времена негодяев".

"-… Вы не находите это забавным? Виктор пожал плечами". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами. В конце концов, его дело нехитрое - сходил, принес". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами и достал из холодильника полдюжины банок с пивом". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами и медленно пошел за ним". "Времена негодяев".

"-… Сармат будет смеяться... Виктор пожал плечами". "Времена негодяев".

"- Ничего с ними не будет, - пожал плечами Виктор". "Времена негодяев".

"Пожав плечами, Виктор соскочил на землю". "Времена негодяев".

"- Не знаю, - пожал плечами Виктор. - Сказок много всяких". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами. Удивительно…" "Времена негодяев".

"Виктор недоумевающе посмотрел на Месропа, тот еле заметно пожал плечами".

"- Что? - испуганно спросил он (Месроп – А.Ю.). - Ты как здесь оказался? Виктор пожал плечами". "Времена негодяев".

"Виктор пожал плечами. Пластуны еще не вернулись…" "Времена негодяев".

"- Ну ладно, - пожал плечами Виктор и пошел вдоль берега". "Времена негодяев".

"Доводы Мартына не показались Виктору убедительными. Он пожал плечами". "Времена негодяев".

"- Как дальше жить будешь? - спросил он. Виктор пожал плечами". "Времена негодяев".

"Пожав плечами, Виктор ничего не ответил". "Времена негодяев".

"Виктор недоуменно пожал плечами". "Времена негодяев".

Двукратным пожатием плеч обозначен финал повести "Времена негодяев":

"- А хоть бы и так! - пожал плечами Виктор. - Он и остановит. - Но кто же тогда остановит его? - еле слышно проворчал Месроп. Виктор пожал плечами".

Я могу поверить в том, что есть какое-то медицинское объяснение тому, что Виктор чаще других персонажей пожимает плечами, но почему этот жест неоднократно повторяют все персонажи? Пожатие плечами – жест литературных негодяев?

"Маг пожал плечами. Виктор нахмурился". "Времена негодяев".

"Маг пожал плечами". "Времена негодяев".

"Наконец, плешивый пожал плечами, зачерпнул своим тазом варево…" "Времена негодяев".

"Седовласый пожал плечами и отодвинул щит". "Времена негодяев".

"Мартын пожал плечами, а Сармат не обратил внимания на его слова…" "Времена негодяев".

"- Что же. - Сармат пожал плечами". "Времена негодяев".

"Сармат пожал плечами. Он казался озабоченным". "Времена негодяев".

"Месроп пожал плечами и вошел в комнату…" "Времена негодяев".

"- …сразу как огурчик... Да? Или огурец? Месроп пожал плечами". "Времена негодяев".

- Тебя не догнать! - сказал он (кто? Виктор или Месроп? – А.Ю.). - Бежал по лестнице?" "Времена негодяев".

"Он пожал плечами, попятился назад и потянул ручку". "Времена негодяев".

"- Ты это им скажи! - пожал плечами доктор". "Времена негодяев".

"Доктор пожал плечами и хлебнул "Тунгусского метеорита". "Времена негодяев".

"Младшая открыла рот, но под взглядом старшей осеклась, пожала плечами и виновато улыбнулась". "Времена негодяев".

"Борис пожал плечами и ничего не ответил". "Времена негодяев".

"Григорий что-то сказал, Андрей пожал плечами". "Времена негодяев".

"На что старик пожал плечами". "Времена негодяев".

"Худой пожал плечами и виновато затараторил. Широкоплечий покачал головой и длинно причмокнул". "Времена негодяев". "Длинно причмокнул"? Интересно, а что из семинаров в Малеевке вынесли те участники, которых не принято называть "звездами" отечественной НФ?

Цитата:
Анатолий Юркин
"- Ах ты, манихей хренов! Виктор вздрогнул и чуть не упал со скамьи". "Времена негодяев".
Эдуард Геворкян предсказуем, если в нем видеть, либо третьего брата Стругацкого, либо Переслегина. Судите сами, про мой любимый фильм Геворкян сказал очень много плохих слов. Но проговорился. В одном месте позиционирует себя в качестве обиженного сценариста. Мол, его следовало приглашать на работу по "Сволочам". И не подозревает, что описанный сюжет исполнен Переслегиным, уверяющим, что в мире Стругацких победила Германия и т.д. Эдуард Геворкян развивает сюжет военной драмы "Сволочи" в духе "Переслегин про Стругацких. Судите сами:

http://gevorkyan.livejournal.com/61234.html

"пришлось посмотреть, чтобы составить мнение о тенденции... на самом деле даже на этом казалось бы

гнилом (ключевое слово в НФ-творчестве Эдуарда Геворкяна - А.Ю.)

материале можно было бы сделать хит - немного маркированной альтернативки

(эк Вы, батенька строго про собственную графоманскую повесть "Времена негодяев"- А.Ю.) ,

типа в этом варианте истории мы отступили за Урал

(да, тысячи стругацкоманов не могут прийти в себя от "открытий" Переслегина - А.Ю.)

и вся надежда на юных...тогда все заиграло бы другими красками... но ведь задачка-то была испогнаить

(у Эдуарда Геворкяна образ русского дылды (мужика с дурной физиологией) прочно привязаны к характеристике идолища поганого, которое надо бы ударить ногой, эдак в раздумчивости - А.Ю.)

, а не просто сделать успешный фильм... ну и бездарям всегда легче глум дается... ".
"бездарям"? Кто бы говорил!

Цитата:
Анатолий Юркин
"- Не знаю, - пожал плечами Виктор. - Сказок много всяких". "Времена негодяев".
Кто не знает истории Рунета: Эдуард Геворкян выиграл судебные процессы против электронных библиотек. Теперь все боятся Эдуарда Геворкяна. Кто найдет в Рунете цифровую версию злополучного романа, сбросьте мне ссылку, пожалуйста.

А вот из-за чего разгорелся сетевой скандал с переходом в судебные инстанции. Справка для судьи, цитирую по офиальному ресурсу. Цитировать-то можно? Или нет?

http://www.ast.ru/item/81543/

"На охранника частного банка совершено покушение. Полгода назад он в казино "Медный сфинкс" выиграл крупную сумму денег. Управляющий казино предупредил его, что теперь он пешка в чужой, смертельно опасной игре и гибель его - лишь вопрос времени..." (ast.ru).

Зачем я напоминаю содержание романа "Правила игры без правил"? Умер Станислав Лем. Некому написать что-то вроде российского аналога разоблачительной книги "Фантастика и футурология". В ней Лем свел счеты с графоманией по-американски. Но умер,не завершив множество великих дел. Жаль.
P.S. То, что текст на Викитеке "станет недоступен", я знал с самого начала. Поэтому создал этот форум. Или все боятся судов? Нет куража в Сети?
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 19.04.2006, 17:13   #2
Senior Member
 
аватар для laughingbuddha
 
Регистрация: 01.2004
Проживание: Таллинн
Сообщений: 1.599
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

А это у вас профессия такая - разоблачитель Стругацких? И как - на жизнь хватает? Может, и мне кого-нить поразоблачать? Мне вот Донцова совсем не нравится... Заняться, что ль?
старый 19.04.2006, 17:26   #3
banned
 
Регистрация: 03.2006
Сообщений: 26
По умолчанию Как работает 3 пункт Хартии читателя

Цитата:
laughingbuddha
А это у вас профессия такая - разоблачитель Стругацких? И как - на жизнь хватает? Может, и мне кого-нить поразоблачать? Мне вот Донцова совсем не нравится... Заняться, что ль?
Да это такая игра! Игра! Времяпровождение без выгоды. Забава для интеллекта. Текстологическая рыбалка. Практическое воплощение Тригоринских шахмат.

Глава "Пошлость как, возможно, элемент художественного мира Геворкяна" в литературной игре:

"Лысый навис над Аршаком и зашептал:

- Усатый ищет... Ну, сам пойми!" "Черный стерх"

"Лысый проворно спрыгнул с груды разбитой мебели и уселся рядом с
усатым". "Черный стерх"

"Картинка на экране сменилась вопросом: "Что, стена поехала?" "Черный стерх"

"Но предпочел растратить силу зеркала во имя очередного пустого символа. И вот тебе под занавес бесплатная (смело для 1987 года, для времен СССР, наверное, поэтому автор полагает, что написал диссидентское произведение - А.Ю.) мораль - на сей раз (, - А.Ю.) тебя никто не предавал". Из финала "Черного стерха".

"- Звери, ну, чисто звери! Ну, зажарили бы хоть или сварили..." "Черный стерх"

беллетрист "пошутил юмором". Пошлость в том, что прокладывавшие трубопровод рабочие обсуждают кулинарное применение "черного стерха", а "для юмора" "зверьми" называются те, кто птицу не съел.

"С помощью этого ржавого инструмента не так давно он прорвался туда, где
море, пляж и все остальное, что ему причиталось". "Черный стерх".

Данная цитата поставлена в главку "Пошлость" на основании того, что вопреки традициям русской классической литературы в России сформировалась особая "капиталистическая фантастика", представленная такими текстами как "Черный стерх" (1987) Эдуарда Геворкяна, "Охота за островом (Пилот с Границы)" (1995) Юрия Нестеренко и другими якобы НФ-произведениями "школы Стругацких".

"- Да, похитили, и не только меня, но и моего дядю. Они его сейчас пытают, а ты мне мозги пудришь!" "Черный стерх"

"А ты ногами не сучи, пока не трогают, - сказал он (рыжий - А.Ю.) Аршаку". "Черный стерх"

"- Чуть не вспотел, - сказал он". "Времена негодяев".

Конечно, Мартын вспотел после того, как "крутил мельницу, уводил копье восьмеркой, а затем" - "сталь волной пошла вверх, вниз, вбок" - обезглавил противника.

"Он (Виктор, а не какой-нибудь там злодей - А.Ю.) не чувствовал себя героем. Скорее мухой, ползущей по стеклу, - жужжит, трепещет крыльями, а все на месте. Если муха уверена, что летит, то нет большой разницы, где ее встретит паук..." "Времена негодяев".

"... ох, плетут пауки веселые, только кто же муха - он или Сармат?" "Времена негодяев".

"Большая черная птица с длинными, но (, - А.Ю.) словно грубо скрученными
ногами (, - А.Ю.) копошилась огромным пауком в земляной куче у ямы". "Черный стерх"

Давшая название повести, особо ценимая в армянской культурной традиции благородная птица у "эстета" Эдуарда Геворкяна, "копошилась огромным пауком". Нормально. Сравните с другим зоологически-бестиарным местом из "Черного стерха": "... картина изменилась: теперь на ней был весьма натуралистично изображен клубок змей, душащих друг друга". Да, Эдуард Геворкян никогда не был чужим человеком для отечественного фэндома.

"Образ девочки со скрипочкой значительно потускнел. Аршак почесал в затылке, зевнул и пошел спать дальше". "Черный стерх"

"Удар был силен... Тайна оказалась пшиком". "Черный стерх"
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

Тэги
Геворкян, Эдуард

опции темы

Похожие темы для: Эдуард Геворкян
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Эдуард Балтин: Саакашвили сорвал планы США (Вести, 31 авг.) Ulter Всемирная история, политика 2 06.10.2008 02:05


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 14:24


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.