Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Изобразительное искусство
Регистрация



Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 25.02.2011, 18:11   #41
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.315
Репутация: 82 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Ольха посмотреть сообщение
http://vsyako-razno.ru/15805-zhenshh...fotovideo.html тоже например
Просто выпендреж с ее стороны, хотя некоторые картины понравились.
Но все это вполне можно было нарисовать руками.
Сегодня
Реклама

Ссылки от спонсора

старый 25.02.2011, 19:57   #42
Member
 
аватар для NorthernNomad
 
Регистрация: 02.2011
Проживание: Ad Marginem...
Сообщений: 101
Репутация: 7 | 0
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

"Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю"

Кто-то хочет на что-то поглядеть? Их есть у меня немного:

Кликните на рисунок для увеличения

Название:	На выставке Флеровой.jpg
Просм.:	5
Размер:	12,9 kb
ID:	4335

Кликните на рисунок для увеличения

Название:	Работа А.Кац.jpg
Просм.:	4
Размер:	39,1 kb
ID:	4336

Кликните на рисунок для увеличения

Название:	Раб.А.Кац.jpg
Просм.:	3
Размер:	28,4 kb
ID:	4337

Кликните на рисунок для увеличения

Название:	Работа Т.Герцль.jpg
Просм.:	3
Размер:	93,7 kb
ID:	4338

Остальных творцов ищите сами, если есть желание.

Ken, Helly: Включите мозги, плиз, и перечитайте мой пост. А потом оригинальную статью (см.ниже), раз уж на то пошло.
И не надо нести всякий оффтопный бред про каких-то там Васей из деревни Собакино! Здесь про живопись речь. Я понимаю, что так проще, чем мозги напрягать. Но все же попытайтесь, вдруг да получится?

Ольха: Надо же, никогда бы не подумала, что для анализа художественного произведения потребен такой экзотический инструмент, как клизма!
Вы выставочный салон с сортиром не перепутали часом?
___________________________________________________________________

Обещанная статья:

Ирина Климова
Художник, директор музея Шолом Алейхема в Киеве

Что же это такое - еврейское изобразительное искусство?
(Текст лекции)


В конце XVIII века евреи Западной и Восточной Европы, иногда принудительно, а иногда с радостью и добровольно, начали вливаться в культуры окружающих народов — долгая жизнь в «гетто» многим казалась обременительной и затягивающей в прошлое. И уже больше века евреи-художники (живописцы, графики, скульпторы) являются представителями культуры народа, среди которого живут, их художественная традиция формируется в рамках диаспоры.

Изобразительное искусство Израиля также формировалось, в основном, из направлений и школ, привнесенных мастерами-репатриантами, прибывшими из разных концов земного шара с новыми и новыми волнами алии.

Евреи всегда не только впитывали местные нравы, ценности, приоритеты, но и активно влияли на окружающую их среду. Одновременно евреев, в том числе евреев-художников, не покидало желание оставаться самими собой, сохранить свою индивидуальность. Такая многослойность, многоплановость еврейского сознания была одной из причин, выделявших евреев из общей среды.

Евреи внесли огромный вклад в историю искусства многих стран мира, но это еще не означало возникновения еврейского изобразительного искусства. Философ Мартин Бубер отмечал, что еврейская художественная школа не является чем-то существующим, но тем, что развивается и может состояться. И сегодня, по прошествии многих лет, вряд ли можно констатировать возникновение еврейской художественной школы, будь то в Израиле или в странах диаспоры. Нынешняя ситуация сходна с той, что существовала сотню лет тому назад. Выходец из литовского местечка скульптор Марк Антокольский создавал работы на еврейские темы (миниатюры «Еврей-портной», «Еврей-скупой», «Спор о Талмуде»), но в историю мирового изобразительного искусства он вошел монументальными скульптурными портретами из русской истории — «Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Петр Великий». Марка Шагала, еврейство которого в искусстве доказать, казалось бы, легче легкого, искусствоведы рассматривают как русского или французского художника.

Наше нынешнее представление о национальном весьма расплывчато. Даже при большом желании крайне сложно выстроить визуальный ряд современного еврейского искусства. Очевидно, дальше антропологических или этнографических признаков трудно продвинуться. Но портрет еврея, если даже национальная принадлежность изображаемого известна достоверно, равно как и изображение человека в таллите, вряд ли можно отнести к еврейскому искусству. Ведь не считается же, например, цыганским искусством «Портрет цыганки» Франца Хальса. Многие художники писали сцены Ветхого Завета или бытовые сцены из жизни более современных евреев, но это не делало их еврейскими художниками или еврейскими их произведения. Не принадлежат еврейскому искусству ни Александр Иванов, ни Рембрандт, ни Николай Крамской, ни Илья Репин.

И все-таки в первые десятилетия XX века работы художников-евреев были вполне различимы. Еврейский быт еще отличался от быта «нееврейского» и был узнаваем, еще близки были любимые фольклорные персонажи и исторические образы.

Основатель художественной иерусалимской школы «Бецалель» Борис Шац, сын меламеда из Ковно, еврей, выбравший, казалось бы, непригодную для еврея профессию скульптора, на Всемирной выставке в Париже получил золотую медаль за скульптуру «Матитьягу Хасмоней». Национальные чувства, интересы, характерные темы давали возможность причислить к еврейскому искусству произведения таких художников, как, например, Меер Аксельрод, Анатолий Каплан, Эммануил Щехтман. Этот ряд можно продолжить. Тем не менее вряд ли, рассматривая работы этих и других мастеров, уместно говорить о единстве стиля, школы, духовной направленности, что можно было бы расценивать как зарождение национальной школы.

Вроде бы более понятна ситуация в еврейском декоративно-прикладное искусстве. Хотя и тут также прослеживаются внешние влияния, подражания другие культурам. Однако всякий раз, создавая новое, евреи переосмысливали трансформировали «под себя» заимствованное.

Например, резьба еврейских каменных надгробий к середине ХУШ века превратилась в самостоятельный вид искусства. Прорезная еврейская картинка из бумаги (вытынанка) отличалась от такой же польской или украинской по сути, так как была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, а создавалась, как правило, учащимися еврейских религиозных учебных заведений и, благодаря используемой в рисунках символике, становилась одним из способов осмысления сакральных текстов. Записные книги еврейских общин (пинкасим), ктубот (брачные договоры) иллюстрировались, декорировались орнаментами, однако все это уже почти ушло из современной жизни. Исчезли мастера, создававшие ханукии, бсамим (коробочки для благовоний) и многие другие предметы для еврейских праздников.

Что же теперь можно считать еврейским искусством или хотя бы попыткой его создания?
Проходя по залам выставок живописи, графики, скульптуры и обладая даже очень «чутким глазом», вряд ли можно определить национальную принадлежность автора. Но ведь и сейчас живут и работают в Украине художники-евреи, многие из которых хоть и не декларируют свое еврейство, но и не скрывают его. В творчестве же они, как правило, даже не делают попыток ограничить себя этническими или фольклорными рамками.

И, тем не менее, вольно или невольно, художник проявляет в работе свою ментальность, потаенные устремления, мысли и чувства. На работу художника оказывают влияние долго сдерживаемые импульсы. Редкий еврей тайно или явно не возвращается в мыслях к своему еврейству, не вспоминает свое детство, хоть каких нибудь родственников, говоривших на идиш или иврите. Да и редкому еврею окружение позволяло забыть, что он еврей. Все эти факторы не могут не сказаться на работе художника. При нынешней активизации национального сознания часто возникают идеи возрождения национального искусства. Кажется, это сродни реанимации. Вероятно, теперешняя культура евреев Украины — это нечто абсолютно новое, появившееся на новой почве, в новых условиях. Создадут ли они предпосылки для возникновения неких духовных качеств, которые позволят уже без сомнения назвать произведения евреев-художников еврейским искусством, покажет время.

Уже несколько лет в Институте иудаики (Киев) существует артпрограмма «Агада», в ее рамках состоялось более тридцати выставок художников, в творчестве которых есть произведения на еврейские темы. Пока говорить о возникновении сообщества единомышленников, создающих некую направленность в изобразительном искусстве, нельзя. Но, возможно, это первые шаги.
Еврейское изобразительное искусство достаточно новая область изучения иудаики. Существует мнение, что иудаизм антагонистичен изобразительному искусству. «Почему еврейское изобразительное искусство развивается менее интенсивно, чем живопись, графика, скульптура окружающих народов?» - вопрос, который возникает достаточно часто.

В последние десятилетия сделан ряд открытий, которые позволяют по-новому взглянуть на проблему. Одно из самых значительных – это археологические находки на территории Израиля и юге Сирии. Мозаики и росписи древних синагог – один из важных аспектов изобразительного искусства евреев (II – VI-ого века н. э.). Нужно сказать, что эти изображения имеют много общего с ранехристианскими изображениями.

Известно, что само христианство развилось на основе иудаизма и что' церковная музыка ведет, вероятно, свое начало от предшествующей ей еврейской музыки, сейчас делается все более устойчивой та точка зрения, что раннее христианское изобразительное искусство, к которому восходит средневековая и современная европейская живопись, могло, в свою очередь, развиться из более раннего еврейского искусства, процветавшего среди евреев Палестины и соседних стран в классический период. Имеется еще одно соображение. Возможно, что эти фрески были, так сказать, перенесены сюда из более ранних иллюстрированных манускриптов. Если это предположение найдет себе подтверждение, возникнет достаточно сильное доказательство того, что еще до появления библейских сцен в стенописи классичес¬кого периода существовали и служили для них ориги¬налом миниатюры из Библий. Таким образом мы обна¬руживаем, что история еврейского изобразительного искусства, начало которой мы ранее относили к новому времени, восходит к классической древности. И следу¬ет помнить: мы имеем свидетельства лишь, скажем, от 3 столетия, и археологические находки, очевидно, не исчерпывают доказательств изложенного; в нашем рас¬поряжении еще нет самых ранних образцов. Таким об¬разом, свидетельства 3 века наводят на мысль, что ис¬кусство этого типа уходит, видимо, вглубь времен на много поколений. Я не хочу вдаваться подробно в ис¬торию его дальнейшего развития. Огромное число ев¬рейских памятников было разрушено ходом времени и антисемитским насилием. Древних еврейских книг сохранилось трагически мало, и мы в значительной степени должны полагаться на наше воображение, чтобы восполнить пробелы. Но мы находим следы этого еврейского изобразительного искусства в средние века, и есть серьезные основания полагать, что между древним искусством и средневековым имеется непрерывная традиция.

Конец Х1Х-го, ХХ-ый век дали миру много выдающихся художников евреев, однако их творчество напрямую не было связано с еврейской традицией. Связано ли это с запретом, налагаемым еврейским законом, на создание изображений, из опасения, что изображаемое может стать предметом поклонения? Возможно, Вторая из Десяти заповедей повлияла на развитие как прикладного так и станкового еврейского изобразительного искусства?

Ориентируясь на галахические постановления, приведенные в самых авторитетных источниках, с уверенностью можно сказать, что еврейский закон налагает минимальные ограничения на создание изображений. Разрешено, например, создавать образы домашних и диких животных даже если это барельеф (выпуклое изображение). Ярчайший пример таких изображений – еврейские надгробия ( мацевот), множество которых сохранилось на старых еврейских кладбищах Украины, Белоруссии, Молдовы.

Из статьи рава Зеева Мешкова:
«…Определенные запреты распространялись на рельефное изображение человека (запрещено изображать его полностью, рекомендовано изображать человека скрыв одну из деталей)
. Нет запрета на изображение части тела. Поздние авторитеты рекомендуют быть осторожным и изображать голову не целиком, а скрыв одну из деталей (Рамбам, Сефер Мада, Гилхот Авода Зара, 3:5; Шулхан Арух, Йоре Деа, 141:6).
Запрещено изображать «жителей высших миров». Лики четырех животных, о которых говорится в пророческом видении Йехезкеля, не следует изображать на одном полотне или в одной скульптурной группе, чтобы никто не принял это за изображение высших миров, раскрывшихся пророку в видении. Запрещено изображать также ангелов или серафимов. И это запрещено даже в том случае, если изображения предназначены для украшения (а не для поклонения им). Этот запрет распространяется только на выпуклые изображения, а к плоским, как, например, к вышивке на полотне или рисованию красками, - не относится. Некоторые авторитеты распространяют этот запрет также и на случай горельефов - вдавленных изображений (Шулхан Арух, Йоре Деа, 141)

Важно понять, как можно и нужно относиться к изображению. Если в картине или скульптуре видеть шедевр искусства или то, что может украсить городскую площадь, то запретов на их создание не налагается. Но если то или иное произведение рассматривается как предмет идолопоклонства, то его ни в коем случае нельзя создавать, продавать или дарить. Идолом называется то, что человек считает таковым, и если кто-то поставит кирпич и будет поклоняться ему - кирпич станет идолом, и им нельзя будет пользоваться ни для каких целей.

Если же красивая статуя станет украшением города, она будет желанным гостем.
….Еврейское изобразительное искусство по интенсивности своего развития не может конкурировать с нееврейским (особенно эпохи Возрождения). Ограничивали развитие художественного творчества не столько положения закона, сколько весь уклад еврейской жизни в изгнании, тоска по родине, которую мало кто видел, отчуждение от всего окружающего, нищета и погромы. Кроме того, любовь к Торе и ее заповедям привела к тому, что весь наш творческий потенциал ушел на создание комментариев, которые сами по себе часто являются высокой поэзией, а талант мастеров сконцентрировался на украшении синагог и создании предметов, предназначенных для исполнения заповедей: короны для Торы, указки для чтения, коробочки для благовоний на исход субботы, подставки для субботних подсвечников, ханукии и т.д.

По поводу изображентй рав Штаинзальц пишет в своем труде «Роза о триннадцати лепестках» следующее:
«Одним из постулатов, под влиянием которых сформировался еврейский ритуал служения Всевышнему, был абсолютный запрет на изготовление статуй и масок, восходящий ко второй из десяти основополагающих заповедей Всевышнего. Иудаизм запрещает создавать изображения, которые могут быть использованы в ритуальных целях. Запрет этот распространяется не только на образы лжебогов или других объектов идолопоклонства - не разрешается изображать в какой бы то ни было форме Самого истинного Б-га и его ангелов, а также создавать изваяния человеческой фигуры.

На первый взгляд, этот запрет отражает только принципиальное противостояние идолопоклонству в любых его проявлениях, выраженное в отказе от материального изображения Б-жественного в какой бы то ни было форме. Однако, чтобы глубже понять смысл этого запрета, следует обратиться к языку пророков, ибо в нем с особой силой отразилось свойство святого языка избегать абстрактных образов, предпочитая им конкретные символы.»

Однако нельзя не отметить, что существовал целый ряд еврейских художников XVIII, XIX и XX веков, которые вели строго религиозный образ жизни и создавали шедевры станковой живописи. Ярчайшие примеры - это художники М. Готлиб и М. Оппенгейм. Скульптор Марк Антокольский также оставался всю жизнь верующим евреем.
И, наконец, следует различать закон и обычай. Еврейский народ по тем или иным причинам на протяжении веков вырабатывал свои внутренние правила и ограничения, которые следует рассматривать как установившиеся обычаи, но не как непреложный закон. Так, например, несмотря на отсутствие запрета на изображение человека, животных, птиц и растений, в еврейских домах периода Второго Храма не нашли ни одной мозаики или фрески, которые содержали хотя бы один из этих элементов. Этому есть историческое объяснение. Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, и поэтому в период возвращения из Вавилона были предприняты все меры, чтобы удалить народ от самой возможности поклоняться идолам. Однако после разрушения Второго Храма актуальность таких мер пропала, и в синагогах II-III вв. мы встречаем изображения и людей, и ангелов, и знаки зодиака. Например, во П-ом веке до н. э. во времена Маккавеев, когда многие евреи не могли устоять перед притягательностью эллинистической традиции, также существовали определенные ограничения на изображение в противовес эллинской традиции. Да и теперь многие современные ортодоксальные евреи отказываются фотографироваться, т. к. это, якобы, создает изображение. В средневековье в нееврейской среде изобразительное искусство в значительной мере было церковным, ничего подобного в иудаизме, разумеется, найти невозможно.

Долгое время считалось, что еврейского изобразительного искусства в древности не существовало, однако еврейские классические тексты это опровергают (книги Шмот (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Мелахим, Ктувим (Писания), Диврей Хаямим (Книги Хроник) .-
Целый ряд современных открытий трактуют эту проблему в совершенно новом свете.

Первое по назначению (для экспонирования) собрание памятников еврейской культуры (иудаики) появилось в 18 веке в городе Брауншвейг. Коллекционировал предметы придворный еврей Ал. Давид и завещал поместить их в здании синагоги. Разделы иудаики в общеисторических и художественных музеях появились в 19 веке, (например, Еврейский зал в Лувре, Париж). Как правило, они состояли из материалов раскопок библейских мест в Эрец-Исроэль. Интерес к еврейскому искусству пробудила открывшаяся в 1887 году в Париже выставка еврейских обрядовых предметов, которые собрал австрийский композитор Йоган Штраус. Все эти музейные экспозиции состояли из археологических и этнографических материалов и сомнений в том, что это «еврейское искусство» не возникало. Однако, при всем при том определить «еврейство» таких видов изобразительного искусства как живопись, графика, скульптура и, даже, фотография - задача достаточно трудная.

Эмансипация евреев Европы после Великой французской революции дала миру многих замечательных художников-евреев, но это само по себе не означало возникновения еврейского искусства. И, тем не менее, европейское изобразительное искусство, в том числе, украинское изобразительное искусство конца 19-го начала 20-го веков, непредставимо без художников-евреев, равно как и изобразительное искусство Украины последних десятилетий. Среда, которая могла бы питать еврейское искусство, стала постепенно исчезать уже более ста лет тому назад, уходили носители «идишкайт». Даже художники Культур-лиги, учрежденной в Украине в 1918 году и призванной поддерживать идею национального культурного строительства, уже жили и формировались в новых условиях и большей частью работали в русле современных течений, общих для многих стран Запада, национальное вытеснялось из их творчества. Поэтому переход художников Культур-лиги на позиции авангарда был закономерен. Идеологи Культур-лиги сформулировали задачу: «Не просто дать «перевод» современной общечеловеческой цивилизации» на идиш, а внести в нее свой «еврейский элемент», «новые направления поиска», новый своеобразный ритм творчества».

Если говорить о художниках-евреях Украины, рассматривать их творчество в отрыве от европейского изобразительного искусства вообще и изобразительного искусства Украины в частности невозможно.

Огромный пласт в изобразительном искусстве Украины составляют художники-евреи, в творчестве которых нельзя обнаружить ничего еврейского, если не считать происхождения автора. Их считают украинскими художниками, они приобщены к художественным процессам Украины и они отдавали и отдают свой талант и силы той стране, в которой живут. Можно ли причислять творчество этих мастеров к «еврейскому искусству», вопрос очень непростой и очень важный.

Однако, есть мнение, что все искусство, создаваемое евреями - это еврейское искусство. Так ли это, или нет, но наследие этих художников заслуживает внимания искусствоведов и историков искусства, в сферу интересов которых попадает «еврейское искусство», иначе их исследование было бы неполным.

В экспозициях, в фондах музеев Украины, в частных коллекциях находятся работы художников- евреев и художников других национальностей, создававших произведения на еврейские темы. Работа над исследованием и описанием таких собраний только начинается.

Трудно говорить в настоящем времени о «национальном еврейском искусстве», о «еврейских художниках» Можно назвать имена некоторых мастеров, которые более или менее внятно заявляют о своём еврействе посредством создаваемых произведений.

Много ли есть украинских художников-евреев, посвятивших своё дарование еврейской жизни, еврейской истории, еврейской традиции. К тому же, библейские сюжеты или даже сцены из жизни еврейского народа (хоть и в значительно меньшей степени) встречаются отнюдь не только в творчестве еврейских художников. Да и может ли быть иначе при явной скудости современной национальной еврейской жизни. На протяжении долгого времени евреи были отторгнуты от своей традиции, а сейчас, имея достаточно реальную возможность приобщения к духовной и материальной культуре своего народа, лишь немногие спешат воспользоваться этой возможностью.

Судьба художника-еврея всегда была довольно нелегкой: и на рубеже ХІХ – ХХ веков, когда начал зарождаться интерес к еврейской теме , и в период перед І-ой мировой войной, и в годы существования СССР, и в постсоветский период. Еврейская тема издавна была малопопулярна. Имена большинства художников, одними из первых начавшими работу над национальной темой, незаслуженно забыты, творческое наследие многих из них исчезло бесследно. При всей кажущейся малочисленности еврейских мастеров начала ХХ-го века, имена некоторых вошли в историю изобразительного искусства, их вклад в мировую культуру уникален. Это они привлекли внимание к «еврейской теме» в изобразительном искусстве, к творчеству еврейских художников, как к одному из проявлений национальной жизни. К тому же им нужно было терпеливо преодолевать сопротивление не только иноплеменного окружения, но и непонимание соплеменников. Многие из них были выходцами, из штетла, где рассчитывать на признание зрителя не приходилось, равно как и на интерес городской еврейской интеллигенции, в большинстве своем стремящейся к ассимиляции. Стоит ли удивляться тому, что многие художники-евреи, вполне сознательно избегали еврейской темы, при том вполне сознавая все богатство еврейской традиции.

Имена художников, упорно работавших над национальной темой, и проложивших путь в этом направлении последующим поколениям, теперь мало кому известны: Моисей Маймон (1860-1924) – живописец, действительный член Российской Академии художеств, был одним из известнейших художников того времени, много работал над еврейской темой; Исаак Аскназий (1856-1902) - выходец из глухого еврейского местечка, уже в 14 лет обратил на себя внимание и был принят вольнослушателем в Петербургскую академию художеств, учился в Германии и Италии. В 1885 г. получил звание академика. Им созданы несколько циклов работ о библейской и средневековой истории евреев.

Невозможно обойти вниманием имена П.Геллера, И.Пэна, Л.Пастернака.
Творческое наследие Маймона почти полностью изчезло, работы Аскназия хранятся в музеях Москвы, С.Петербурга, Ростова, Орла, Одессы, Смоленска.

Перечисленные имена известны теперь разве что немногим специалистам. Творчество этих художников и многих других их современников пришлось на один из самых тяжелых периодов в истории еврейского народа – период погромов и повсеместных гонений. К концу ХІХ-го в. на территории тогдашней Российской империи появилась группа профессиональных еврейских художников. Несмотря на величайшее противостояние окружения, на жесточайшие антиеврейские законы, они не могли не реагировать на всё более и более активизировавшиеся процессы национального возрождения. Во многом их творчество было основой духовного роста художников Культур-Лиги, организации, основанной в Киеве в конце 1917 г. (официально зарегестрированной в январе 1906г.) и игравшей главнейшую роль в еврейской национальной культуре и образовании.

Еще до образования Культур-Лиги перед І-ой Мировой войной в Париже возникло творческое объединение «Макмадим» («Драгоценные изделия»), в которое вошли художники-евреи из стран Восточной Европы. Они стремились создать «национальный еврейский стиль», новое направление в еврейском изобразительном искусстве. В Петербурге в 1902 г. был основан «Кружок Художников-евреев».

Возникновению в Киеве Культур-Лиги также предшествовала деятельность группы художников и писателей, объединившихся в Киеве в 1910г. вокруг художественного издательства «Kunst-farlag», которое возглавлял Нахман Майзиль.

Первое десятилетие ХХ-го века ознаменовано попытками создания национального изобразительного искусства.

В секцию изобразительного искусства Культур-_Лиги входили в Киеве: Ниссон Шифрин, Марк Эпштейн, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Иссахар Бер-Рыбак, Борис Аронсон, Сара Шор, Александр Тышлер, Исаак Рабинович и др. В Московской секции Культур-Лиги состояли Натан Альтман, Давид Штернберг, Соломон Никритин, Марк Шагал.

Для деятелей Культур-Лиги было очевидно, что «национальное искусство» нуждается в благоприятных условиях. Они сознавали, что еврейские художники есть, однако благоприятные условия для развития «национального искусства» так и не появились, подъёма еврейского искусства нет. Деятели Культур-Лиги предполагали вовлечение художников в «синтетическую» культурную деятельность организации, предполагали помочь художникам проникнуться еврейской (идишистской) культурой, «вывести художественную мысль на органически еврейские творческие пути».

Идеи литераторов, пишущих на идиш, нашли поддержку у художников-евреев, учившихся в студии Н.Мурашко и в Художественном училище.

Объединение «Культур-Лига» декларировала три основные направления деятельности: «На трёх столпах стоит Культур-Лига: на еврейском народном образовании, на еврейской литературе и на еврейском искусстве» Представители всех перечисленных объединений и групп явно не планировали идти по пути этнографических или антропологических особенностей, основная идея – еврейский образ жизни, еврейская самоидентификация.

Многие художники-евреи активно вливались в новые художественные течения. По всей видимости, переход художников Культур-Лиги на позиции авангарда вполне закономерен, т.к. почти все они прошли через студию Александры Экстер, а она была, несомненно, лидером в новаторском изобразительном искусстве Киева. Кроме того, еврейскими мастерами 20-ых годов предпринята попытка ухода от этногафичности предшественников, при том, что образность их произведений наполнена содержанием.

В начале ХХ-го века Мартин Бубер писал, что «….. национальное искусство нуждается в почве, из которой оно произрастет, и в небе, к которому оно стремится (…) национальный стиль нуждается в однородном обществе, на которое он опирается и для которого он существует!» Однако, необходимо отметить, что не в Эрец Исраэль, где в 1906 г. была основана Школа «Бецалель», можно было наблюдать зарождение национального стиля, национального направления в изобразительном искусстве, а, как раз, на территории Восточной Европы (в частности Украины, России, Белоруссии) в первые десятилетия ХХ-го века художниками-евреями была предпринята попытка создания национального еврейского изобразительного искусства.

Искусство требует свободы выражения, а какой свободы тврчества можно было ожидать от предстателей народа, который тысячелетия жил в рассеянии, в условиях почти повсеместного угнетения и преследования, от народа, который подвергался влиянию, проникновению, давлению других культур, от народа, у которого в диаспоре, практически, не существовало таких форм культуры как станковое изобразительное искусство. Вряд ли можно и нужно объяснять отсутствие интенсивного развития еврейского станкового изобразительного искусства на протяжении веков запретами создавать изображения, которые налагались еврейскими законами, из опасения, что эти изображения могут стать предметами поклонения. На самом деле еврейский закон, Галаха, налагает самые минимальные ограничения на художественное творчество. Тормозили, приглушали развитие пластических искусств не столько традиции, сколько сам образ жизни евреев в изгнании, отчуждение от исторической родины, бедность, гонения, притеснения.

Читая ТаНаХ, можно убедиться, что и в древности евреям не было чуждо чувство прекрасного: достаточно обратить внимание на описание обустройства Скинии Завета, на описание строительства Храма, дворца царя Соломона, описания храмовой утвари. Однако, очевидно, что эстетическое переживание для верующего еврея невозможно без переживания религиозного.

В последние десятилетия национальные устремления получили полную свободу, способствует ли это созданию национального искусства – пока сказать трудно. Тем не менее, попытка определить, что это такое «еврейское изобразительное» искусство?» никакого отношения к «еврейскому шовинизму» не имеет. И если уж время от времени возникал такой вопрос, то, по крайней мере, попытка поиска ответа вполне уместна.

Художник иногда вынужден выстраивать свое отношение к собственному творчеству сообразовываясь с реальностью. А реальность последних десятилетий такова, что, так или иначе, творчество художников-евреев напрямую с еврейской традицией связать нелегко.

В последние годы выставки произведений еврейских художников в музеях и галереях Украины экспонируются достаточно часто. Появились собрания произведений изобразительного искусства, сформированные по принципу национальной принадлежности авторов. Будет ли это способствовать возврату художников-евреев к еврейским корням, к еврейской традиции покажет время.

Произведения художников-евреев составляют достаточно значительную часть фондов Национального музея Украины, периодически в залах Музея организовываются выставки работ современных художников-евреев.
_______________________________________________________________

Как говорится, enjoy!

Да, чуть позабыла: я не особо в курсе, но предполагаю, что родители Малевича были скорее польскими евреями. Обрусевшего поляка, всем известного, тоже можно вспомнить: А.Гриневский (А.Грин). Он, правда, не художник, но тем не менее разница-то какая...В общем подходе, так сказать.
__________________
Было у царя три сына:
старший - юрист, средний - бухгалтер, третий же - ну дурак-дураком! - Von Ritter то есть... Он и отправился в поход.
старый 25.02.2011, 20:13   #43
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.654
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Почти опоздал, но пусть будет:

Цитата:
Ken посмотреть сообщение
По какому параметру отбирается “еврейское” искусство? Если была “голландская” школа, то создавали ею голландцы, то же относится к итальянской , византийской, испанской и т.д. школам.
При чём здесь голландцы?
NorthernNomad выдала статью, которую надо просто прочитать. Позволю себе изукрасить её примеры.

Марк Шагал:


Борис Шац:

http://s010.radikal.ru/i313/1102/51/4e46a0bedfb3.jpg
http://s50.radikal.ru/i128/1102/30/617956275808.jpg
http://s44.radikal.ru/i104/1102/c2/f78a36811072.jpg
http://s59.radikal.ru/i163/1102/b1/813e485a5c49.jpg
http://i004.radikal.ru/1102/a0/6ae8090e50d0.jpg
http://s52.radikal.ru/i135/1102/76/ab07b0a20109.jpg
http://s44.radikal.ru/i104/1102/8a/0be514d7b0c6.jpg

Тут ещё художества.
старый 25.02.2011, 20:16   #44
Senior Member
 
Регистрация: 06.2009
Сообщений: 2.406
Репутация: 39 | 5
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

NorthernNomad,
знаете, несколько месяцев назад в "еврейском вопросе" - очередной теме, посвященной закидыванию евреев экскрементами - появилась девушка под ником "Авиталь". На свою беду, еврейка, чего, в общем-то, она и не скрывала. И нак ее тоже еврейский. Она очень грамотно, аргументировано и доходчиво изложила некоторые принципы иудаики, по сути, разом ответив на все придирки местных арийцев.
Знаете, что ей ответили? Что А-Виталь - это с греческого и латинского значит "не-жизнь". То есть она нежить. И как нежить может убираться отсюда куда подальше.

Я это к тому, что то, что вы тут пишете, очень интересно, но стоит ли тратить свое время и нервы в неподходящем месте?
старый 25.02.2011, 20:29   #45
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.315
Репутация: 82 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
NorthernNomad посмотреть сообщение
я не особо в курсе, но предполагаю, что родители Малевича были скорее польскими евреями. Обрусевшего поляка, всем известного, тоже можно вспомнить: А.Гриневский (А.Грин).
Если вы не в курсе, то и не предполагайте.
Малевич был поляком-католиком, не принято было в те времена смешанные браки у верующих.
А А.Грин вообще был потомственным дворянином.
И причем здесь евреи?

Статью прочитала, извлекла, что
Цитата:
А реальность последних десятилетий такова, что, так или иначе, творчество художников-евреев напрямую с еврейской традицией связать нелегко.
Цитата:
Огромный пласт в изобразительном искусстве Украины составляют художники-евреи, в творчестве которых нельзя обнаружить ничего еврейского, если не считать происхождения автора.
Цитата:
Конец Х1Х-го, ХХ-ый век дали миру много выдающихся художников евреев, однако их творчество напрямую не было связано с еврейской традицией.
Так где же то самое еврейское изобразительное искусство?
старый 25.02.2011, 20:36   #46
Ken
Senior Member
 
Регистрация: 07.2009
Сообщений: 1.342
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Цитата:
По какому параметру отбирается “еврейское” искусство? Если была “голландская” школа, то создавали ею голландцы, то же относится к итальянской , византийской, испанской и т.д. школам.
При чём здесь голландцы?
При том же, что и Малевич с Мунком, я лишь указал, что они в "еврейском" искусстве ни при чём. О самом этом искусстве я не говорил ничего, потому что мне оно не интересно.
старый 25.02.2011, 20:36   #47
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.315
Репутация: 82 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Old, неужели вы отнесете к еврейскому искусству всех, кто когда-либо писал на библейские сюжеты?
старый 25.02.2011, 20:44   #48
Ken
Senior Member
 
Регистрация: 07.2009
Сообщений: 1.342
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
Но все это вполне можно было нарисовать руками
Удовольствие наблюдать со стороны будет не то...
старый 25.02.2011, 20:49   #49
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.315
Репутация: 82 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Ken посмотреть сообщение
Удовольствие наблюдать со стороны будет не то...
Ну разве что.
А как это будет выглядеть лет так через 20?
старый 25.02.2011, 21:49   #50
Member
 
аватар для NorthernNomad
 
Регистрация: 02.2011
Проживание: Ad Marginem...
Сообщений: 101
Репутация: 7 | 0
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Old, спасибо!
Цитата:
Helly посмотреть сообщение
А А.Грин вообще был потомственным дворянином. И причем здесь евреи?
Евреи здесь не причем. Он был упомянут как обрусевший поляк.
Ken, Helly: c вами я больше не общаюсь, т.к. мозги вы включать не хотите или не способны на это. Дальше разбирайтесь между собой. Я не буду, согласно местным традициям, пытаться беседовать с полным неадекватом. Известно, к чему это ведет...

Цитата:
Myrddin посмотреть сообщение
Она очень грамотно, аргументировано и доходчиво изложила некоторые принципы иудаики, по сути, разом ответив на все придирки местных арийцев.
А Вы меня удивляете. Я полагала, Вы более...проницательны, что ли...
Вы что, решили, что я занимаюсь апологетикой еврейских достижений? Либо Вы не читали материал, либо с головой у Вас далеко не столь хорошо, сколь мне казалось. Историю про А-виталь я просматривала. Может, местные "арийцы", как Вы изволите выражаться, и лоханулись с переводом, но суть они уловили более-менее. Или славянский форум служит местом для лекций по иудаике?
За мои нервы не переживайте, в своей жизни дураков и хамов я видела предостаточно, у меня иммунитет.
старый 25.02.2011, 21:55   #51
Nik
Senior Member
 
Регистрация: 11.2007
Проживание: Moskau
Сообщений: 4.988
Репутация: 18 | 7
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
Так где же то самое еврейское изобразительное искусство?
Тут начиналось:

Евреи в изобразительном искусстве и торжество социалистического реализма.
Цитата:
Именно в Витебске появились и работали учебные заведения, давшие миру целую
плеяду выдающихся мастеров искусства ХХ века: сначала студия Юделя Пэна,
затем училище Марка Шагала, а вслед за ними художественная школа Веры
Ермолаевой и Казимира Малевича. Как выразилась французская
исследовательница Клер Ле Фоль, объединяло их одно: «они были рождены в
контексте местной еврейской общины».
Тут продолжалось:


17.08.1942

СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б)
тов. Андрееву А.А.

тов. Маленкову Г.М.

тов. Щербакову А.С.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

О ПОДБОРЕ И ВЫДВИЖЕНИИ КАДРОВ В ИСКУССТВЕ


Обратите внимание на год написания документа.
--------------------------------------

Зачем евреям искусство:

Заговор против искусства, часть 1

http://www.ethnopoliticsonline.com/a...n%20plot1.html

Цитата:
Организованное еврейство научило меня этому. Антиквар Пол Розенберг говорит так: «Картина прекрасна лишь тогда, когда ее можно продать.» Президент галереи Мальборо, еврей Фрэнк Ллойд, подтверждает это: «В управлении галереей существует лишь одна мера успеха: полученная прибыль.»
Мы обязаны выяснить кто заправляет рынком искусства и каким образом он превратился в балаган?
старый 25.02.2011, 22:01   #52
Senior Member
 
Регистрация: 06.2009
Сообщений: 2.406
Репутация: 39 | 5
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
NorthernNomad посмотреть сообщение
Вы что, решили, что я занимаюсь апологетикой еврейских достижений?
Нет, но статьи, на которые вы ссылаетесь, касаются историко-искусствоведческого анализа, тогда как эта тема, мягко говоря, посвящена совсем другому.

Цитата:
NorthernNomad посмотреть сообщение
либо с головой у Вас далеко не столь хорошо, сколь мне казалось.
Да, хамов тут действительно хватает.

Цитата:
NorthernNomad посмотреть сообщение
Или славянский форум служит местом для лекций по иудаике?
Действительно, скорее, это место лекций по антииудаике.
старый 25.02.2011, 22:17   #53
Senior Member
 
аватар для Svrgh
 
Регистрация: 01.2008
Проживание: Delayed flight .................... to Fakarawa
Сообщений: 8.222
Записей в дневнике: 24
Репутация: 44 | 11
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Тут кажетсяx чего-то непонимают? Тут кажется что то ищут?

Что надо для того чтобы отвести глаза? Просто плюнуть в них, замазать черной краской, дерьмом...баблом

Берется больной во всех отношениях богемный уродец. Он трахает всё вокруг себя, или его трахают. У него болезненные фантазии. Он не понимает как можно трудиться. Он мажет, бренчит, строчит, торчит. (и др.) У него нелады. Он по жизни тварь и подонок. И находится в его окружении ёвреёчик, кот. всё это больное дело превращает в искусство. Вот натурально ему лепит имя. Этому педерасту, и в прямом и в моральном смысле.

Хокус-покус! Упс! Хуцпа!
И вот однажды, одна из косоруко состряпанных картинок больного уе...ана (французской или норвежской нации, короче гойской) обьявляется шедевром неслыханного уровня и становится в ротацию. Создается ИМЯ.

Все галлеристы, все импрессарио и продюсеры - почему то ЕВРЕИ. Они шушукаются друг с другом. Они трут эти делишки. Они организаторы хаоса в умах людей. Как ни имя такого вот художничка - за ним гримасы, оскалы жидов. И тугая мошна.
Нет, они конечно состругут своё. И сто-кратно и тысяче-кратно.

Но убожеский гой, не способен даже на маленькую выставку. А у них связи. У них мнение. Коллекционер Кацман купит у Фишмана эту картину за 10 000 долл. А продаст её через годик Шнеерсону за 500 000 тыс. А Шнеерзон влупит музею Современного Искусства за 3 миллиона. И гои будут ходит и смотреть на эту хрень. И думать: что попало не поставят ведь. Ибо музей (!)

Так формируются взгляды на искусство. Тренды. Накачка дерьма она везде идет. Только где то чувствительнее, а где то нет.
100% еврейское искусство. Манипуляции. Лохотрон. Блевотина
Nik сказал(а) спасибо.
__________________
.
Sing for me..
старый 25.02.2011, 22:31   #54
Ken
Senior Member
 
Регистрация: 07.2009
Сообщений: 1.342
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
NorthernNomad посмотреть сообщение
Ken, Helly: c вами я больше не общаюсь
Чем же это я так Вас расстроил, NorthernNomad? Тем, что уточнил, кто именно был отцом Одда Нердрума? ...ну да, ну перевёл его в гои, но зачем же табуретки ломать?
старый 25.02.2011, 23:52   #55
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.315
Репутация: 82 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

nik1951, а вы сами ссылки читали?
Цитата:
nik1951 посмотреть сообщение
Тут начиналось: Евреи в изобразительном искусстве и торжество социалистического реализма.
Oттуда
Цитата:
с наступлением новой эры в своей жизни и жизни своего народа они раньше других отошли от националистических тенденций, ощутив себя людьми, чья жизнь и результаты труда принадлежат всему человечеству. Они уже не только не дали, но даже и не попытались дать еврейскому миру ничего, что могло называться еврейским изобразительным искусством нового времени. Состоявшись в искусстве и в истории своего народа как личности, они не состоялись как явление национальной культуры.
Цитата:
nik1951 посмотреть сообщение
Тут продолжалось:
Ну сменили евреев на неевреев.
И какой это дало результат? Всплеск русской культуры?

Цитата:
nik1951 посмотреть сообщение
Зачем евреям искусство: Заговор против искусства, часть 1 http://www.ethnopoliticsonline.com/a...n%20plot1.html
Да какой там заговор?

Посмотрите на самые дорогие картины мира и скажите, сколько там художников-евреев?
Я нашла только 3-их.
старый 26.02.2011, 00:36   #56
Nik
Senior Member
 
Регистрация: 11.2007
Проживание: Moskau
Сообщений: 4.988
Репутация: 18 | 7
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
nik1951, а вы сами ссылки читали?
Читал разумеется.
Цитата:
Helly посмотреть сообщение
Состоявшись в искусстве и в истории своего народа как личности, они не состоялись как явление национальной культуры.
Кто же они были? Чукчи или сомалийцы? Вопрос не в том, что они дали или недодали национальному еврейскому искусству, а в том, какую роль они сыграли и играют в искусстве вообще.

http://www.lebed.com/2005/art4289.htm

№ 439, 21 августа 2005 г.
Андрей Буровский

Цитата:
КУРС НЕИЗВЕСТНОЙ ИСТОРИИ: ЕВРЕИ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО

Первую в мире абстрактную картину нарисовал некто Кандинский в 1913 году, потом туда же ударились Малевич, Альтман, Шагал, Штеренберг, бывший одно время наркомом искусств. В эту пору Малевич в своих статьях прямо требовал “создания мирового коллектива по делам искусства” и учреждения “посольств искусств во всех странах”, “назначения комиссаров по делам искусства в губернских городах России”, “проведения новых реформ в искусстве страны”. Потому что “кубизм, футуризм, .симультанизм, супрематизм, беспредметное творчество” — это искусство революционное, позарез необходимое народным массам. И необходимо “свержение всего академического хлама и плюнуть на алтарь его святыни”.
Не могу сказать, что именно отражают несовпадение спряжений и падежей в этих выкриках Малевича — революционную форму или попросту плохое владение русским языком. Но, во всяком случае, так он видел роль “черных квадратов”, писающих треугольников, порхающих над городом дедов-морозов и прочего безобразия.

Svrgh, кратко и понятно описал суть еврейского искусства. Неважно, что среди дорогих художников евреев всего трое. Важно что они “создали мировой коллектив по делам искусств” и учередили “посольства искусств во всех странах”.
старый 26.02.2011, 03:34   #57
Member
 
Регистрация: 11.2010
Проживание: Сибире-матушке
Сообщений: 947
Репутация: 0 | 0
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
NorthernNomad посмотреть сообщение
что для анализа художественного произведения потребен такой экзотический инструмент, как клизма
Может конечно не в тему . Толстый кишечник выжимает остатки влаги из остатков съеденого , получаеться с растворёнными веществами . В первую очередь кровью снабжаеться головной мозг . Представляете , что произойдёт если будет "запо'й" , налицо ограничение сознания ! Так что нормальным людям "произведения" Малевича нужно смотреть с недельной пробкой на выходе . Да , у большинства евреев есть проблема - запоры , можете погуглить .
Продукты и система питания построена так , что ограничивает наше сознание без особых проблем , так что биться за искусство можно до посинения .
старый 26.02.2011, 19:36   #58
Member
 
аватар для NorthernNomad
 
Регистрация: 02.2011
Проживание: Ad Marginem...
Сообщений: 101
Репутация: 7 | 0
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Myrddin посмотреть сообщение
Нет, но статьи, на которые вы ссылаетесь, касаются историко-искусствоведческого анализа, тогда как эта тема, мягко говоря, посвящена совсем другому.
Данная тема посвящена еврейскому изобразительному искусству вроде как... И смысл моего влезания в данную тему состоит как раз в попытке перевести разговор из плоскости болтологической в плоскость более предметную. Правда, пока это плохо удается.

Цитата:
Myrddin посмотреть сообщение
Да, хамов тут действительно хватает.
Я Вам не хамила. Проблемы с головой - это, знаете ли, не есть экзотика. Как гласит одна поговорка, даже самый великий мудрец хотя бы один раз в жизни бывает ослом. А вот Вы периодически нарываетесь:

Цитата:
Myrddin посмотреть сообщение
Действительно, скорее, это место лекций по антииудаике.
В чужой монастырь со своим уставом не лезут.

Цитата:
Ken посмотреть сообщение
Чем же это я так Вас расстроил, NorthernNomad?
Я вовсе не расстроилась, просто мне не хочется впустую языком колотить.
А хочется мне, чтоб Вы думали, и желательно не демагогическим образом, а предметно. Что же касается Нердрума, то я Вам на другом примере кое-что растолкую, более показательном. Помнится, меня еще "уличили" в искажении данных о родителях Малевича... Так вот, на самом деле мне абсолютно, как говорится, по барабану, кем были родители означенного Малевича. И не потому, что дети от родителей могут весьма отличаться. А потому, что если черный квадрат Малевича в конечном итоге совпадает с черным квадратом основателя сионизма Теодора Герцля, то дальше для меня лично уже нет никакой необходимости интересоваться, а какой же,собственно, крови был Малевич? Да будь он хоть чукча - он все равно еврей в своем творчестве, 100-процентный!
Ведь творение художника есть отражение его сущности (в изложенных мной материалах эта мысль, кстати, присутствует; но Вы же их не читали...)

nik1951: Ну почему, почему, почему?! Почему Вы не хотите понять одну простую вещь: не стоит обсуждать вопросы искусства (любого) на декларативно-идеологизированном уровне? Я сформулировала определенные теоретические положения. т.сказать. Почему бы не проверить их практически? Взять конкретно какие-нибудь картины и попробовать их проанализировать. Отмазки, типа "я не искусствовед" не принимаются. Я тоже не Доктор искусствоведения! Но:
искусствоведом можешь ты не быть , а шевелить мозгами обязан!
Как все любят вместо этого давить на оппонента своими ссылками! Ссылки хороши только как источник информации, к ним в дополнение хочется чего-то более продуманного. Как говорится, "лучше меньше, да лучше" (шутка.ха-ха)

Цитата:
Aleksander1 посмотреть сообщение
биться за искусство можно до посинения .
Ваша альтернатива? Изучать средства от запоров?
Я лучше буду синеть, биясь за искусство.
старый 26.02.2011, 19:57   #59
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 7.654
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Helly, Ken.

Что же такое, по-вашему, еврейская живопись? Или хотя бы еврейство в живописи?
старый 26.02.2011, 20:19   #60
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.315
Репутация: 82 | 10
По умолчанию ответ: Изобразительное искусство от евреев

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Что же такое, по-вашему, еврейская живопись? Или хотя бы еврейство в живописи?
Old, я думаю, что никакого особенного еврейского изобразительного искусства нет, по крайней мере теперь при глобализации.
Sponsored Links
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Изобразительное искусство от евреев
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Про евреев Ноябрь Всемирная история, политика 15 17.09.2007 20:51
Израиль и память погибших евреев deardron Всемирная история, политика 8 03.07.2005 22:53
Реклама - искусство или... что? Greatis Jixxa Изобразительное искусство 47 20.05.2004 22:26
Искусство Жизни и искусство смерти (имхня) Aske Литература 30 05.05.2004 21:26


На правах рекламы:
реклама

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 03:01


valhalla.ulver.com RSS2 sitemap
При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.