Valhalla  
вернуться   Valhalla > Дневники > ЭПОХА ВИКИНГОВ
Регистрация

[COLOR=#003399]ЭПОХА ВИКИНГОВ[/COLOR]


Эпоха викингов явилась периодом величайшего развития и напряжения духовных и физических сил скандинавского племени, вызвавшим затем известное истощение сил народа и уменьшение его численности. Роковое влияние на древнесеверную культуру имело также столкновение язычества с христианством, распространявшимся после Карла Великого с непреодолимой силой по северу Европы. Св. Ансгарий, «апостол Севера», ещё в 830 г. сделал попытку насадить в Ш. христианство, но древние асы лишь медленно уступали место новому Богу; в течение 2-3-х веков умирала древняя религия или, вернее, вырождалась в поэзию, необычайно величавую и сурово-прекрасную, самый пышный расцвет которой относится именно к сумеркам язычества.

Лишь в конце XI столетия язычеству нанесен был решительный удар сожжением древнего упсальского «двора богов» (при конунге Инге Старом). Переходное время от падения языческих богов к эпохе окончательного торжества христианства на Севере (1060—1250) отмечено серьёзными и продолжительными внутренними раздорами, вызываемыми с одной стороны борьбой двух религий, старой и новой, с другой — борьбой наиболее сильных княжеских родов из-за верховного господства в стране.

Во время этих раздоров мало-помалу и установилось в Ш. выборное начало, передававшее верховную власть в Ш. конунгам из трёх могущественных родов, носивших имена родоначальников-конунгов: Стенкиля (1060—1125), Сверкера и Эрика (1130—1250). Решительное торжество христианства, то есть католичества, в Ш. относится собственно к 1248 г., когда была окончательно утверждена (на соборе в Скенинге) церковная иерархия и принято безбрачие духовенства. Швеция таким образом последняя из западноевропейских государств подчинилась могуществу римской церкви, — в то время когда власть пап переживала уже самую блестящую свою эпоху. Римско-католическое духовенство никогда, впрочем, не имело в Ш. такой силы, как в других странах; тем не менее оно успело искоренить немало дурных языческих обычаев и много содействовало смягчению нравов и распространению культуры.

Постепенно, с изменением верований, взглядов и нравов народных, происходили глубокие перемены и в социальном строе. Из древней крестьянской аристократии возникло владевшее землями дворянское сословие, забиравшее все больше и больше власть над простыми крестьянами, составлявшими издревле ядро народа и решавшими дела на тингах. Больше всех выдвинулся даровитый, но беспокойный род (из вестготов) Фолькунгов, который скоро и забрал власть в стране (1250 г.), назначая и сменяя королей. Скудость источников не позволяет историкам нарисовать детальной картины этого смутного времени, заставляя их ограничиваться общими чертами, отмечать лишь главные моменты: смену язычества — христианством, раздробленной власти мелких конунгов — единой королевской властью, древнегерманского демократического социального строя — новым, с аристократией, земельной и духовной, и с ослаблением политического значения самого народа.

К наиболее замечательным личностям этого времени история причисляет Эрика Святого, одного из выборных королей Ш., предпринимавшего крестовый поход в языческую Финляндию (1160), и миссионеров: немцев Зигфрида и Стефана, англичанина Эскильда и шведа Ботвида. К выдающимся событиям надо отнести битву под Леной в восточном Готаланде (1208 г.), когда шведы уничтожили датское войско, призванное на помощь одним из конунгов-претендентов на верховную власть в Ш. Событие это увековечено народной памятью в преданиях и песнях. То обстоятельство, что время это явилось временем известного расцвета народной поэзии, — большая часть шведских народных песен сложилась в эту эпоху, — говорит о том, что духовные силы народа не оскудели с ослаблением его значения, как государственного элемента.

В эпоху господства рода Фолькунгов (1250—1389), самым выдающимся представителем которого явился ярл Биргер, правивший Ш. в качестве опекуна своего сына Вальдемара (1250-75), первого короля из рода Фолькунгов, и положивший начало завоеванию Финляндии, Ш. стала входить все в более и более близкие сношения с Европой, применяясь к новым условиям и преобразовываясь по образцу других государств. Произошло окончательное разделение сословий; католическая церковь образовала настоящее государство в государстве, а дворянство присвоило себе решающую власть в стране, распоряжаясь и народом, и зачастую даже самим королем. Торговля и внутренняя, и внешняя, сильно развилась; возникли новые города; народонаселение увеличилось как путем естественного прироста, так и путем переселения чужеземцев, преимущественно немцев из ганзейских городов, которые и положили начало развитию горного дела в Ш. Общий культурный прогресс сказался и в области законодательства; было улучшено положение женщины, упразднено рабство, древние областные законы сведены (в 1347 г.) в одно целое, и этот свод в конце X IV столетия принят по всей Ш., чем был сделан крупный шаг к объединению провинции в одно государственное целое.

Выдающееся положение дворянства ещё укрепилось привилегиями, дарованными преемником Вальдемара, королем Магнусом Ладулосом (1275-90), освобождавшим от налогов тех, кто нес военную службу на коне, и раздававшим лены в награду за государственную службу. Лены, впрочем, не стали наследственным достоянием, вследствие чего Ш. избавилась от зол феодализма. Магнусу наследовал сын его Биргер, за малолетством которого правил Торкель Кнутссон, значительно увеличивший владения Швеции в Финляндии, завоевание и крещение которой завершил сам Биргер. Последний, поддавшись наущениям своих братьев, обезглавил своего бывшего опекуна и регента, после чего ему самому пришлось вступить в ожесточенную борьбу с братьями, кончившуюся смертью для них и изгнанием для него.

В короли был избран его 3-летний племянник Магнус Эрикссон (1319), который в 1332 г. отвоевал у Дании Сконию, Блекинге и Халланд; но за отсутствием хорошего сухопутного сообщения, провинции эти скоро вновь отошли к Дании, с которой были связаны оживленными сношениями через Зунд. Властвуя над обоими берегами Зунда, Дания могла по своему усмотрению содействовать или препятствовать морской торговле Ш., вследствие чего между Ш. и Данией в течение столетий и шла непрерывная борьба из-за господства над Балтийским морем. Ради обеспечения себе сношений с Европой Ш. приходилось дружить с Ганзой и голштинскими графами; вступление шведских королей в родство с царствующими домами Голштинии, Дании и Норвегии служило той же цели; она же обуславливала завоевательные попытки Ш. по отношению к России, которые были, однако, отражены Новгородом.

В 1363 году Магнус Эрикссон был свергнут с престола дворянством, усилению власти которого, кроме упомянутых причин, немало способствовали злосчастные «братские распри» (как, например, между королем Биргером и его братьями), вызывавшиеся древнегерманским обычаем раздачи ленов младшим сыновьям короля. На место низвергнутого короля дворяне избрали Альбрехта Мекленбургского (1363—1389), чтобы править от его имени по собственному усмотрению. Время правления Альбрехта совпадает с периодом наибольшего упадка в Ш. королевской власти и наибольшего могущества дворянства, от чего было мало пользы стране. В конце концов шведские вельможи свергли и Альбрехта. В это время последней представительницей древних королевских родов всех трёх северных стран, угасших в мужских поколениях почти одновременно, являлась датская королева Маргарита, которой и удалось привлечь на свою сторону шведских вельмож, а затем и объединить под своей властью все три северные государства.
Оценить эту запись

Национальные эмблемы

Запись от LCN размещена 21.11.2008 в 15:50

[COLOR=#003399]Шведский флаг[/COLOR]

[IMG]http://www.mysweden.ru/pics/flag.bmp[/IMG] Точный возраст шведского флага неизвестен, но старейшие изображения синего полотнища с желтым крестом восходят к XVI веку. В соответствии с королевским указом от 1569 года желтый крест должен был всегда изображаться на шведских боевых штандартах и знаменах, поскольку герб Швеции представлял собой синий щит, разделенный на четыре части золотым крестом. Только к 20-м годам XVII века относятся надежные свидетельства того, что синий треугольный флаг с желтым крестом был на шведских кораблях. Сейчас треугольный вымпел используется только на судах королевской семьи и на военных судах. На вымпеле королевской семьи, кроме того, в центре креста изображен Малый или Большой герб Швеции.
С 1916 года день 6 июня отмечается как День Шведского Флага. В 1983 году этот день был также объявлен Национальным Днем Швеции. Этот день был выбран по двум причинам: 6 июня 1523 года Густав Ваза был избран королем Швеции, и это [IMG]http://www.mysweden.ru/pics/gerb.png[/IMG] положило начало Швеции как независимого государства, а в тот же день в 1809 году Швеция приняла новую конституцию, которая устанавливала права граждан и наделяла их значительной свободой.
Цвета и рисунок флага описываются в «акте о флаге» от 1982 года.
Флаг обычно поднимают в 8.00 в период с 1 марта по 31 октября, а в остальное время - в 9.00. Опускают флаг с заходом солнца. Если на флаг падает искусственное освещение, то флаг не опускают с заходом солнца. Существует около 15 официальных праздников, когда повсюду развешивают флаги. Сюда входят торжественные события в жизни королевской семьи. Майский Праздник, День Выборов, День ООН (24 октября)и Нобелевский День (10 декабря). Флаги могут развешиваться и в честь местных праздников или в честь торжеств в какой-то семье.

[COLOR=#003399]Национальные гербы[/COLOR]

Как указывается в «Акте о национальных гербах» от 1982 года, Швеция имеет два национальных герба - Большой и Малый.
Малый Герб используется наиболее часто. Это синий щит с тремя золотыми коронами: две короны вверху, одна внизу. Щит венчает корона, и еще иногда вокруг щита изображают цепь Ордена Серафима (Орден Серафима, учрежденного в 1748 году, - это самая почетная награда в Швеции). Три короны использовались как эмблема Швеции по крайней мере с 1336 года, когда три короны уже были известны как символ «Трех мудрый королей». Существует также теория, согласно которой король Магнус Эрикссон (1319-1364) принял три короны как символ своего титула -«Король Швеции. Норвегии и Скании».
Большой Герб - это герб монарха, и он используется в особых случаях правительством и парламентом. Облик этого герба восходит к 40-м годам XV века, когда такой герб использовался как печать короля Карла Кнутссона Бонде. С тех пор этот герб и используется. Щит на этом гербе разделен на четыре части, на нем изображены три короны и лев (то есть герб королевской династии Швеции в период с 1250 по 1364 гг.). В центре - герб нынешней королевской династии. Этот герб утвержден в начале XIX века только что избранным наследным принцем французсским маршалом Жаном-Батистом Бернадоттом. который взошел на шведский престол как король Карл XIV Нохан. Этот герб - герб династии Ваза (1523-1654), мост, который является символом князя Понте Корво в Италии (этот титул был дарован Бернадотту Императором Наполеоном в 1806 году), Наполеоновский орел и семь звезд.

[COLOR=#003399]Шведский национальный гимн[/COLOR]

Текст «Du gamla. Du Fria» был написан исследователем фольклора и автором баллад Рихардом Дибеком(1811-1877), мелодия гимна - это народная мелодия, известная в провинции Вестманланд с середины XIX века. В конце прошлого века эта песня стала очень популярной, и со временем она стала рассматриваться как национальный гимн Швеции.

Древние свободные Севера вершины,
Влекут к себе они негромкой красотой.
Привет тебе, мой край любимый,
Твоим небу и солнцу и зеленым лугам.
Твоим небу и солнцу и зеленым лугам.

Царишь ты в памяти своим былинным величием,
Когда расплескивали весла имя твое по всей Земле.
Я знаю, что ты есть и будешь в любом своем обличьи.
Хочу здесь жить на Севере и здесь же умереть.
Да, здесь хочу я жить и умереть хочу на Севере моем.

(Перевод В. Александрова)
Размещено в Без категории
Просмотров 8256 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 

Реклама
реклама
Buy text link .

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 18:16


При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.