Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Философия > Психология
Регистрация

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
старый 13.05.2013, 10:39   #1
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию Чезаре Ломброзо и его учение

На форуме, как выяснилось, присутствует несколько человек, которые могут поддержать эту тему. Поэтому специально для них выкладываю выдержку из "Истории психиатрии" Ю. В. Каннабиха, где автор описывает учение Чезаре (Цезаря) Ломброзо.

Цитата:
Учение Мореля о дегенерациях оказалось могучим ферментом, вызвавшим сильное брожение не только в науке о наследственности и в психиатрии, но и в криминологии, которая в то время находилась в состоянии своего рода анабиоза, сдавленная мертвыми схемами так называемой классической школы уголовного права. Криминология лишь отвлеченно рассуждала о преступлении, наказании, восстановлении нарушенного равновесия, об устрашении и предупреждении, но совершенно не касалась живого человека, самого преступника. Единичные исследования на эту тему Аппера, Ловерна, Томсона и других не останавливали на себе внимание. Томсон доказывал, что количество психических расстройств между преступниками очень велико и что главная подготовка тюремного врача должна быть по психиатрии. Вскоре после него Депин выразил удивление, что никто до сих пор не обратил внимание на существенные аномалии душевного склада всех вообще преступников.

Как бы в ответ на эти слова, в следующем же году появился Ломброзо с его знаменитой книгой "Преступный человек". Основное положение Ломброзо сводилось к тому, что существует прирожденный тип уголовного преступника, представляющий собой, с точки зрения антропологии, явление атавизма, а с точки зрения клинической психиатрии – скрытую форму эпилепсии. Сближение прирожденных преступников с эпилептиками, сделанное еще в 1874 г. итальянцем Верджилио, было основано у Ломброзо на обширной статистике. Последующие работы в этой области как со стороны психиатров, так и со стороны юристов и социологов, несколько сгладили односторонность учения Ломброзо. Основанная им итальянская уголовно-антропологическая школа в одном отношении значительно отдалилась от направления, указанного Морелем. Французский психиатр, как мы видели, перечисляя факты дегенерации, отводил большое место, наряду с наследственностью внешне-материальным и социальным факторам. Эти причины преступности Ломброзо долго оставлял в стороне – его интересовала биология, а не социология преступника. Однако в последующие годы его книга "Преступление, его причины и способы лечения" несколько заполнила этот пробел: последняя глава, посвященная профилактике и терапии преступности, уделяет некоторое внимание социальным моментам: промышленным кризисам, войнам, несовершенству социального строя и проч. Дальнейшие исследования не подтвердили факта специфичности для прирожденного преступника тех признаков, на которые указывал Ломброзо. Сравнение с представителями примитивных рас оказалось совершенно неправильным, так как выяснилось, что примитивные племена обладают тонко-диференцированной системой моральных воззрений и навыков, вытекающих из их экономической и социальной организации. Исследования русского ученого Зернова показали, что неправильности черепа, приводимые Ломброзо, вовсе не представляют специально-атавистических черт. Несмотря на все эти недостатки, итальянский психиатр-криминалист сыграл в истории науки большую роль: Ломброзо понял, что к вопросу о преступлении надо подойти с новой точки зрения, что преступник – субъект ненормальный, в данных условиях существенно отличающийся чем-то от других людей. Ломброзо был убежден, что это что-то целиком помещается в биологическом кругу. Дело оказалось сложнее. Но этим переносом проблемы из области абстрактных наук в сферу точного естествознания он очистил избранную тему от метафизических наслоений.

Цезарь Ломброзо (1835-1909) был профессором психиатрии в Павии и в Турине. Большую сенсацию вызвала его другая работа "Гений и помешательство". Такое сближение, впервые сделанное Аристотелем, высказывал также Дидро, когда говорил о "расстройствах психического механизма, в результате чего появляется с одной стороны гений, а с другой – умалишенный, причем одному воздвигают статуи, а другого сажают на цепь". Аналогичные мысли высказывал Моро де Тур. Этому учению, которое в несколько смутном и неопределенном виде успело прожить целые века, Ломброзо стремился придать остроту и четкость конкретного клинического факта: гений есть эпилептик. Но это – эпилепсия скрытая, о которой писал Морель. "Вместо судорог эпилепсия проявляется здесь одним из своих типических эквивалентов – гениальным творчеством". Мысль Ломброзо в ее наиболее общей форме (независимо от специального ударения на эпилепсию) приобрела ряд сторонников в различных странах. В Германии появились работы Шиллинга, Гагена, Радештока, в Англии – Нисберта и Эллиса, в Италии – Тебальди, Пизани Досси, Дель-Греко; во Франции они вызвали серьезные возражения со стороны Жолли, Реньяра и других.

Последователей Ломброзо во Франции был Шарль Рише. Его большим противником – французский социолог Тард. После Ломброзо основанная им уголовная антропология дала в Италии блестящую плеяду ученых: Эврико Ферри, Сигеле, Фиоретти, Марро, Гарофалло, Серджи, Ферерро, Танци.
старый 13.05.2013, 21:20   #2
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.532
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
Вскоре после него Депин выразил удивление, что никто до сих пор не обратил внимание на существенные аномалии душевного склада всех вообще преступников.
Это смешно, если не сказать больше. Главный труд Депина опубликован в 1868 году и является, по существу, вольным и специализированным пересказом книги Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", которая впервые публиковалась в 1818 году. Шопенгауэр однозначно утверждал, что характер человека не поддаётся перевоспитанию: можно скорректировать лишь манеры, в которых выражается характер. Но сам характер врождённый, он просто не может быть заимствован извне, и происходит из самой природы человека. Органы чувств преломляют окружающую действительность, нервные процессы протекают субъективно, поэтому никто никогда не знает точно, что происходит в мире на самом деле. Это -- мир как представление. Измените мир, и почти каждый станет преступником, сам не замечая того. Потому что в изменённом мире он будет поступать в соответствии со своими прежними представлениями. Позже Фр. Ницше оформил эту мысль в двух своих афоризмах:

"Никто не знает, что останется от мира, если отрезать голову".
"Единственное оправдание тюрем состоит в том, что они исправляют осуждающих."
(Цитаты по памяти).

Ещё позже, в первой половине XX века, эти положения психологии были подтверждены генетиками.

Здесь описывается методология (учебник, которым сейчас пользуются в институте психологии РАН):

http://nesterova.on.ufanet.ru/drujinin/0047.htm


http://www.bestreferat.ru/referat-99244.html -- здесь краткий обзор проведённых исследований. Каждое утверждение подкреплено ссылками. В частности, отмечено:

"влияние контролируемых генотипом нейрофизиологических особенностей целесообразно ожидать прежде всего в тех поведенческих признаках, в которых наиболее явно отражается индивидуальный уровень неспецифической активации. По-видимому, это и будут динамические параметры психических процессов и явлений." (с).


Серьёзный специалист, доктор психологических наук, профессор факультета психологии образования МГППУ, зав. кафедрой общей психологии МГППУ, Т.М. Матюина пишет:

"Установлено, что целый ряд изучаемых показателей когнитивного развития имеет общую генетическую основу. Особенности реакции на фрустрацию и отгороженности ребенка почти на 80 % определяются действием общих генетических факторов." (с).


Рекомендую: И. В. Равич-Щербо (Вопр. психологии, 1972, № 2).
А также Л. Эрленмайер-Кимлинг и Л. Ярвик (1963) Там таблицы с результатами психогенетических исследований разделённых монозиготных близнецов
.На русском эту работу не видел,буду признателен за помощь в этом вопросе.

----------------------------------------------------------------------

Немного отвлекаясь от топика, хочу заметить, что развитие психологии, как научной дисциплины, шло одновременно двумя разными путями, и так до сих пор.

Ах, если б на форуме присутствовали люди, способные подде
ржать
эту тему...
__________________
Hungry Heart.
старый 14.05.2013, 09:50   #3
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию

Даже не надейся.
старый 14.05.2013, 18:11   #4
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.290
Репутация: 82 | 11
По умолчанию

Несомненно, что некоторые генетические сбои отражаются как на внешности, так и на чертах характера.
Н-р, синдром Дауна и синдром Уильямсa.
Наверняка есть генетические сбои, которыe выражаются в насилии и дают при этом некие особенности внешности.
Но считать по Ломброзо людей склонными к преступлениям только по некоторым чертам лица давно уже признано ошибочным.
Еще при жизни самого Лoмброзо.
Да и сам он меня свои неоднократно взгляды.
Четкой корреляции не найдено.
старый 14.05.2013, 18:51   #5
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 17
По умолчанию

Цитата:
Old посмотреть сообщение
Ах, если б на форуме присутствовали люди, способные поддержать эту тему...
Но таковые вполне могут со временем на нем и оказаться! Не забывайте, что серьезный ученый, специалист, просто деловой человек "с головой и руками" - всегда существо ЗАНЯТОЕ!
старый 15.05.2013, 00:01   #6
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.283
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 17
По умолчанию

Задолго до Ломброзо и современной психологии,на Востоке были знания и чёткое понимание,что внешность,характер и судьба человека взаимосвязаны.
старый 15.05.2013, 00:21   #7
Old
Administrator
 
аватар для Old
 
Регистрация: 06.2006
Сообщений: 8.532
Записей в дневнике: 1
Репутация: 25 | 10
По умолчанию

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Задолго до Ломброзо и современной психологии,на Востоке были знания и чёткое понимание,что внешность,характер и судьба человека взаимосвязаны.
В книге "Мир как воля и представление" Артур Шопенгауэр многократно ссылается на Веды древней Индии. Он выводит свои сентенции логическим умом европейца, книга вообще слишком похожа на учебник по математике. Но он иллюстрирует свои выводы, приводя мудрые традиции древних цивилизаций.

Klerkon.
Извини, оставлю без ответа. Всё уже сказано (и не только мною).
старый 15.05.2013, 08:51   #8
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Задолго до Ломброзо и современной психологии,на Востоке были знания и чёткое понимание,что внешность,характер и судьба человека взаимосвязаны.
В современной психологии не Ломброзо сформулировал эти идеи. Это сделал Эрнст Кречмер.
старый 15.05.2013, 10:50   #9
Member
 
аватар для Technik
 
Регистрация: 12.2011
Проживание: Transnistria
Сообщений: 132
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Труд "Гениальность и помешательство" собран примитивно, с одной стороны рассматриваются гениальные качества какого то индивида, с другой стороны его асоциальные выходки, и всё подтверждение сводится лишь к тому что какой то человек настолько гениален и настолько больной. Подобные параллели можно проводить у любых личностей, независимо от их статуса в обществе. Хотя его книги читаются интересно с исторической точки зрения. Менты например считают его учения не применимыми на практике и ошибочными. И опять же, всё подтверждение его исследований постоянно подкрепляется количеством исследованных больных, а как же антропологические признаки у разных рас? Ведь Ломброзо не исследовал австралоидов и индейцев, а только итальянцев...
старый 15.05.2013, 10:58   #10
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.290
Репутация: 82 | 11
По умолчанию

Цитата:
Technik посмотреть сообщение
а как же антропологические признаки у разных рас? Ведь Ломброзо не исследовал австралоидов и индейцев, а только итальянцев...
А нa примитивные племена с их якобы дегенеративными признаками он ссылался как на пример врожденной жестокости, отсутствия морали и правил поведения, не вдаваясь в то, что и у примитивных племен существуют строгие законы поведения в их сообществах.
старый 15.05.2013, 11:02   #11
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию

Цитата:
Technik посмотреть сообщение
Труд "Гениальность и помешательство" собран примитивно, с одной стороны рассматриваются гениальные качества какого то индивида, с другой стороны его асоциальные выходки, и всё подтверждение сводится лишь к тому что какой то человек настолько гениален и настолько больной.
На тот момент времени это был шаг вперед. А книгу можно, как я понимаю, читать на предмет того "как не надо рассуждать".

Цитата:
Technik посмотреть сообщение
И опять же, всё подтверждение его исследований постоянно подкрепляется количеством исследованных больных, а как же антропологические признаки у разных рас? Ведь Ломброзо не исследовал австралоидов и индейцев, а только итальянцев...
Сравнительная психология тогда только зарождалась и связана с другим именем - именем Эмиля Крепелина.

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
А нa примитивные племена с их якобы дегенеративными признаками он ссылался как на пример врожденной жестокости, отсутствия морали и правил поведения, не вдаваясь в то, что и у примитивных племен существуют строгие законы поведения в их сообществах.
Между прочим, гораздо более строгие, чем у цивилизованных сообществ.
старый 15.05.2013, 17:42   #12
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 17
По умолчанию

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Задолго до Ломброзо и современной психологии,на Востоке были знания и чёткое понимание,что внешность,характер и судьба человека взаимосвязаны.
Верно. Именно таких взглядов придерживался полу-легендарный, но, скорее всего, имевший реального исторического прототипа, древнекитайский врач Хуа То (примерно II в. н.э.). Составляя свои рецепты, он, прежде всего, внимательно изучал гороскоп пациента, затем анализировал его внешность, привычки, образ жизни, контакты и т.п. Опрашивались ближайшие родственники, изучался повседневный рацион...

После всего этого давался рецепт, включавший, как правило, различные травы, причем собранные не где и когда попало, а именно в определенное время года и в определенных местах. Рецепт Хуа То для каждого был индивидуальным.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Для отправления сообщений необходима Регистрация



Реклама
реклама
Buy text link .

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 16:36


При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.