Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие форумы > Статьи > Общие статьи
Регистрация

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 07.01.2014, 01:32   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию «Зов Полярной звезды», или «арктическая истерия».

Меряченье Кольского п-ва или смертельная экспедиция А.В. Барченко.

«В 1920 г. проф. А.В. Барченко был приглашен выступить с научным докладом «Дух древних учений в поле зрения современного естествознания» на конференции Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности (Институт мозга). Там судьба свела его с еще одним замечательным и талантливейшим человеком, академиком Владимиром Михайловичем Бехтеревым.

Академик Бехтерев и Александр Барченко не могли не сойтись. С 1918 г. Институт мозга под руководством академика занимался поиском научного объяснения феноменов телепатии, телекинетики, гипноза. Сам Бехтерев провел серию работ по изучению телепатии в опытах на человеке и животных. Наряду с клиническими исследованиями в Институте мозга проходили «обкатку» методы электрофизиологии, нейрохимии, биофизики, физической химии.

В Институте мозга Александр Васильевич работал над созданием нового универсального учения о ритме, одинаково применимом как к космологии, космогонии, геологии, минералогии, кристаллографии - так и к явлениям общественной жизни. Позднее он назовет свое открытие «синтетическим методом, основанным на древней науке». В сжатом виде это учение будет изложено в его книге «Дюнхор».

30 января 1920 г. на заседании Ученой конференции института, по представлению академика Бехтерева, Александр Барченко был избран членом Ученой конференции «на Мурмане» и командирован в Лапландию для исследования загадочного заболевания «мерячение», наиболее часто проявляющегося у районе Ловозера.



Александр Васильевич Барченко (1881-1938).

Ловозеро расположено в самом центре Кольского полуострова и тянется с севера на юг. Вокруг - тундра, заболоченная тайга, местами - сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь. Летом не заходит солнце. Жизнь теплится лишь в маленьких поселках и стойбищах, в которых живут лопари. Они промышляют рыбалкой и пасут оленей.

Именно здесь, в этом вымороженном пустынном краю, распространено необычное заболевание, называемое мерячением (или арктической истерией). Им болеют не только туземцы, но и пришлые. Это специфическое состояние похоже на массовый психоз, обычно проявляющийся во времена справления шаманских обрядов, но иногда способное возникать и совершенно спонтанно. Пораженные мерячением люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды.



А.В. Барченко с членами экспедиции. 1921 г.

В конце XIX и в начале XX веков на крайнем севере России и в Сибири состояние мерячения охватывало довольно большие группы населения. В связи с этим даже был введен термин «психическая зараза».

В 1870 г. сотник Нижне-Колымского казачьего отряда так писал местному врачу: «Болеют какою-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70 человек.

Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр».

А вот как описывает типичный припадок у женщины-якутки один из исследователей этого явления Мицкевич: «Сознание делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации: больная видит черта, страшного человека или что-нибудь подобное; начинает кричать, петь, ритмично биться головой об стену или мотать ею из стороны в сторону, рвать на себе волосы».

Мерячение может продолжаться от одного-двух часов до целого дня или ночи и повторяться в течение нескольких дней. Якуты обычно объясняют припадки порчей или вселением в тело злого духа («мэнэрика») и потому говорят в таких случаях: «бес мучает». По информации Мицкевича, про «мэнэряков» ходят среди населения разные рассказы, например, что они могут себя прокалывать насквозь ножами и это не оставляет следов, могут плавать, не умея плавать в обычном состоянии, петь на незнакомом языке, предсказывать будущее и так далее. Одержимый «духом» во многом подобен шаману и обладает силой и способностями шамана, что, несомненно, роднит мерячение и шаманство. Различие между ними состоит лишь в том, что «мэнэрик» вселяется в больного против его воли, а шаман вызывает «духа» по собственному желанию и может повелевать им.



Русские ученые, в том числе Владимир Бехтерев, обратили на мерячение внимание еще в конце XIX века. Появлявшиеся время от времени публикации о «странной болезни», возможно, были известны и А.В. Барченко. Во всяком случае он без колeбaний принял заманчивое предложение Бехтерева.

А.В. Барченко пробыл на Севере около двух лет. Работал на биостанции в Мурмане - изучал морские водоросли с целью их использования в качестве корма для крупного и мелкого рогатого скота. Вел работы по извлечению агар-агара из красных водорослей. Выступал с лекциями, в которых горячо пропагандировал употребление в пищу морской капусты. Кроме того, занимал должность заведующего Мурманским морским институтом краеведения - изучал прошлое края, быт и верования лопарей. Это стало частью подготовки к экспедиции в глубь Кольского полуострова.

Экспедиция, снаряженная при участии Мурманского Губэкосо (Губернского экономического совещания), началась в августе 1922 г. Участие в ней вместе с ученым приняли три его спутницы: жена Наталья, секретарь Юлия Струтинская и ученица Лидия Шишелова-Маркова, а также специально приехавшие из Петрограда репортер Семенов и астроном Александр Кондиайн (Кондиайни), представлявший также общество «Мироведение».

Основной задачей экспедиции было обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии, почти не изученный учеными.

Тут нужно заметить, что русский Север давно уже привлекал к себе внимание А.В. Барченко. В романе «Из мрака» (1914) он пересказал древнее предание о племени чудь, ушедшем под землю, когда чухонцы завладели его территорией.

С тех пор чудь подземная «живет невидимо», а перед бедой или несчастьем выходит на землю и появляется в пещерах («печорах») на границе Олонецкой губернии и Финляндии.



Владимир Михайлович Бехтерев, академик, директор Института Мозга.
Портрет кисти И.Е. Репина. 1913 г. Государственный Русский музей.


О чуди Барченко услышал вновь по пути к Ловозеру от молодой лопарской шаманки Анны Васильевны: «Давным-давно лопари воевали чудь. Победили и прогнали. Чудь ушла под землю, а два их начальника ускакали на конях. Кони перепрыгнули через Сейдозеро и ударились в скалы, и остались там на скалах навеки. Лопари их называют «Старики».

Уже в самом начале экспедиции, во время перехода к Ловозеру, ее участники натолкнулись в тайге на довольно странный памятник - массивный прямоугольный гранитный камень. Всех поразила правильная форма камня, а компас показал к тому же, что он ориентирован по странам света. В дальнейшем Барченко выяснил, что, хотя лопари поголовно исповедуют православную веру, втайне они поклоняются богу Солнца и приносят бескровные жертвы каменным глыбам-менгирам, по-лопарски - «сейдам».

Переправившись на парусной лодке через Ловозеро, экспедиция двинулась дальше в направлении близлежащего Сейдозера, почитавшегося священным. К нему вела прорубленная в таежной чаще прямая просека, поросшая мхом и мелким кустарником. В верхней точке просеки, откуда открывался вид одновременно на Ловозеро и Сейдозеро, лежал еще один прямоугольный камень.



«Чёрный человек» (Куйва) над Ловозером, обнаруженный экспедицией Барченко. Фигура
на скале, напомнившая Кондиайну индусского йога, - это и есть «Старики» из лопарского предания.


Александр Кондиайн записал в своем дневнике:

«С этого места виден по одну сторону в Ловозере остров - Роговой остров, на который одни только лопарские колдуны могли ступить. Там лежали оленьи рога. Если колдун пошевелит рога, поднимется буря на озере. По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура.

Контуры ее темные, как бы выбиты в камне. Фигура в позе «падмасана». На фотографии, сделанной с этого берега, ее можно было без труда различить».

Участники экспедиции заночевали на берегу Сейдозера в одном из лопарских чумов. Наутро решили подплыть к обрыву скалы, чтобы лучше рассмотреть загадочную фигуру, но лопари наотрез отказались дать лодку.

Всего у Сейдозера путешественники провели около недели. За это время они подружились с лопарями, и те показали им один из «подземных ходов». Однако проникнуть в подземелье так и не удалось, поскольку вход в него оказался завален землей.



Александр Кондиайн (1920 год).

До наших дней дошли странички из «Астрономического дневника» Александра Кондиайна с рассказом об одном дне экспедиции, который заслуживает того, чтобы процитировать его целиком:

«10/IX. «Старики». На белом, как бы расчищенном фоне, напоминающем расчищенное место на скале, в Мотовской губе выделяется гигантская фигура, напоминающая темными своими контурами человека. Мотовская губа поразительно, грандиозно красива. Надо себе представить узкий коридор версты 2-3 шириной, ограниченный справа и слева гигантскими отвесными скалами, до 1 версты высотой. Перешеек между этими горами, которым оканчивается губа, порос чудесным лесом, елью - роскошной, стройной, высокой до 5-6 саженей, густой, типа таежной ели.

Кругом горы. Осень разукрасила склоны вперемежку с лиственницами пятнами серо-зеленого цвета, яркими кущами берез, осин, ольхи; вдали сказочным амфитеатром раскинулись ущелья, среди которых находится Сейдозеро. В одном из ущелий мы увидели загадочную вещь: рядом со скитами, там и сям пятнами лежащими на склонах ущелья, виднелась желтовато-белая колонна вроде гигантской свечи, а рядом с ней кубический камень. На другой стороне горы с севера виднеется гигантская пещера, сажень 200, а рядом нечто вроде замурованного склепа.



Солнце освещало яркую картину северной осени. На берегу стояли 2 вежи, в которых живут лопари, выселяющиеся на промысел с погоста. Их всего, как на Ловозере, так и на Сейдозере, ок. 15 человек. Нас, как всегда, радушно приняли, угостили сухой и вареной рыбой. После еды завязался интересный разговор. По всем признакам мы попали в самую живую среду седой жизни. Лопари вполне дети природы. Дивно соединяют в себе христианскую веру и поверья старины. Слышанные нами легенды среди них живут яркой жизнью. «Старика» они боятся и почитают.

Об оленьих рогах боятся и говорить. Женщинам нельзя даже выходить на остров - не любят рога. Вообще же они боятся выдавать свои тайны и говорят с большой неохотой о своих святынях, отговариваясь незнанием. Тут живет старая колдунья, жена колдуна, умершего лет 15 назад, брат которого, до сих пор еще глубокий старик, поет и шаманствует на Умб-озере. Об умершем старике Данилове говорят с почтением и страхом, что он мог лечить болезни, насылать порчу, отпускать погоду, но сам он однажды взял задаток у «шведов» (вернее чуди) за оленей, надул покупателей, т. е. оказался, по-видимому, более сильным колдуном, наслав на них сумасшествие.



Нынешние лопари имеют несколько другой тип. Один из них имеет немного черты ацтеков, другой - монгол. Женщины - с выдающимися скулами, слегка приплюснутым носом и широко расставленными глазами. Дети мало отличаются от русского типа. Живут здешние лопари много беднее ундинских. Много их обижают, и русские и ижемцы. Почти все они неграмотные. Мягкость характера, честность, гостеприимство, чисто детская душа - вот что отличает лопарей.

Вечером после краткого отдыха пошел на Сейдозеро.

К сожалению, мы пришли туда уже после захода солнца. Гигантские ущелья были закрыты синей мглой. Очертания «Старика» выделяются на белом фоне горы. К озеру через тайболу ведет роскошная тропа. Везде широкая проезжая дорога, кажется даже, что она мощеная. В конце дороги находится небольшое возвышение. Всё говорит о том, что в глубокой древности роща эта была заповедной и возвышение в конце дороги служило как бы алтарем-жертвенником перед «Стариком».

Погода менялась, ветер усилился, облака собирались. Надо было ожидать бури. Часов в 11 я вернулся на берег. Шум ветра и порогов реки сливались в общем шуме среди надвигающейся темной ночи. Луна поднималась над озером. Горы оделись чарующей дикой ночью. Подходя к веже, я испугал нашу хозяйку. Она приняла меня за «Старика» и испустила ужасный вопль и остановилась как вкопанная. Насилу ее успокоил. Поужинав, мы обычным порядком залегли спать. Роскошное северное сияние освещало горы, соперничая с луной».



На обратном пути А.В. Барченко и его спутники попытались вновь совершить экскурсию на «запретный» Роговой остров. Парнишка, сын местного священника, согласился перевезти членов экспедиции на своем паруснике.

Но стоило им только приблизиться к острову, как поднялся сильный ветер, отогнал парусник и сломал мачту. В конце концов путешественников прибило к крошечному, совершенно голому островку, где они, дрожа от холода, и заночевали. А утром уже на веслах кое-как дотащились до Ловозерска.

Участники Лапландской экспедиции вернулись в Петроград глубокой осенью 1922 г. 29 ноября Кондиайн выступил на заседании географической секции общества «Мироведение» с докладом о результатах своей поездки, который назывался «В стране сказок и колдунов». В нем он рассказал о сделанных экспедицией удивительных находках, свидетельствующих, по его мнению, о том, что местные жители-лопари происходят «от какой-то более древней культурной расы».



Сейд на перешейке между Ловозером и Сейдозером.

А через некоторое время в петроградских газетах появилось сенсационное интервью с руководителем экспедиции и изображения загадочных памятников «древней лапландской культуры».

«Проф. Барченко открыл остатки древнейших культур, относящихся к периоду, древнейшему, чем эпоха зарождения египетской цивилизации», - ничтоже сумняшеся, сообщила читателям «Красная газета» от 19 февраля 1923 г.

О своих находках сам первооткрыватель рассказывал так:

«До сих пор лопари русской Лапландии чтут остатки доисторических религиозных центров и памятников, уцелевших в недоступных для проникновения культуры уголках края. Например, в полутораста верстах от железной дороги и верстах в 50 от Ловозерского погоста экспедиции удалось обнаружить остатки одного из таких религиозных центров - священное озеро Сейдозеро с остатками колоссальных священных изображений, доисторическими просеками в девственной тайболе (чаще), с полуобвалившимися подземными ходами-траншеями, защищавшими подступы к священному озеру.

Местные лопари крайне недружелюбно относятся к попыткам более тщательно обследовать интересные памятники. Отказали экспедиции в лодке, предостерегали, что приближение к изваяниям повлечет всевозможные несчастия на наши и их головы».



Рассказ А.В. Барченко заканчивался утверждением со ссылкой на мнение «ряда авторитетных этнографов и антропологов», что лопари являются «старейшими предками народностей, покинувших впоследствии северные широты». При этом он отмечал, что «в последнее время упрочивается теория, согласно которой лопари, параллельно с карликовыми племенами всех частей света, представляются древнейшими прародителями ныне значительно более высокорослой белой расы».


Ссылки: http://www.itishistory.ru/1i/15_stalin_24.php

http://kvfursa2012.ya.ru/replies.xml?item_no=1274

http://u96.ucoz.ru/publ/poljarnyj_se...nko/30-1-0-178



КОММЕНТАРИИ.

1. Эти древнейшие прародители лопарей-саами - несомненно загадочные сииртя, предания о колдовском искусстве которых сохранили самоеды-ненцы.

2. Не «арктическая истерия» ли явилась одной из главных причин гибели Арктической экспедиции Джона Франклина (1845-1848)?

3. Задумайтесь только - январь 1920 г., в стране голод, разруха, продолжают сопротивление белогвардейцы - а в Петрограде научная общественность совместно со спецслужбами организует научную экспедицию на Крайний Север для изучения загадочных явлений!

4. Кольский полуостров имеет сегодня важнейшее стратегическое значение, поскольку там располагаются крупнейшие военно-морские, в том числе ядерно-подводные силы России. Это - закрытая пограничная зона. В 1920-е же годы в этом регионе началось создание Северной военной флотилии (закончено к 1932 г.), ныне, волею исторических судеб, ставшей наиболее боеспособным соединением ВМФ РФ...
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 07.01.2014 в 02:41.
старый 07.01.2014, 01:52   #2
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 38
Сообщений: 5.799
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
«Чёрный человек» (Куйва) над Ловозером
Точнее - над Сейдозером.
старый 07.01.2014, 02:01   #3
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.283
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 17
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Задумайтесь только - январь 1920 г., в стране голод, разруха, продолжают сопротивление белогвардейцы - а в Петрограде научная общественность совместно со спецслужбами организует научную экспедицию на Крайний Север для изучения загадочных явлений!
Советская власть вообще была оккультной.Это только лошкам из народа пихали в головы атеистическую пропаганду.
Верхушка же искала тайные знания.
Экспедиции в Арктику,экспедиции в Индию и Тибет.Чехарда с мавзолеем и т.д.
Не отставали и в III Рейхе.
старый 07.01.2014, 02:03   #4
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 38
Сообщений: 5.799
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Александр Васильевич Ба́рченко (1881, Елец — 25 апреля 1938, Москва) — оккультист, писатель, исследователь телепатии, гипнотизер. Проводил исследовательские работы в рамках особого спецотдела ОГПУ.

Отец Барченко был нотариусом окружного суда, мать происходила «из духовной семьи». По словам Барченко, он уже с юношеского возраста отличался «склонностью к мистике и ко всему таинственному».
В 1898 году окончил петербургскую гимназию, затем пытался получить высшее образование, слушал лекции на медицинском факультете в Казанском, затем в Юрьевском (Дерптском) университетах. Из-за недостатка денежных средств учёба не была завершена. В 1905—1909 годах А. В. Барченко в поисках своего призвания и с целью заработка объехал «в качестве туриста, рабочего и матроса», по его словам, «большую часть России и некоторые места за границей», в том числе побывал в Индии. В этот же период происходит увлечение Барченко эзотеризмом.


Отсканированная страница статьи А. В. Барченко «Передача мыслей на разстоянiе», опубликованной в журнале «Природа и люди», 1911 год
В 1909—1911 годах занимался «рукогаданием», давал частные консультации в Боровичах Новгородской губернии с разрешения местной полиции.
С 1911 года под псевдонимами А. Нарвский, А. Елецкий писал научно-популярные статьи и репортажи для журналов «Мир приключений», «Жизнь для всех», «Русский паломник», «Природа и люди», «Исторический журнал».
В 1913 году опубликовал роман «Доктор Чёрный».
В 1914 году опубликовал роман «Из мрака» (переиздан в 1991 году) и сборник рассказов «Волны жизни» с иллюстрациями самого Барченко.
После октябрьской революции 1917 года Барченко приглашают работать в Институт мозга и высшей нервной деятельности, директором которого был профессор В. М. Бехтерев.
Исследованиями Барченко заинтересовались чекисты, после чего началась активная работа в особом спецотделе ОГПУ под руководством Г. И. Бокия.
В начале 20-х годов возглавлял экспедицию в центр Кольского полуострова, в район Ловозера и Сейдозера. Целью было изучение явления «мереченья», подобного массовому гипнозу. После отчётного выступления Барченко в Институте мозга о его исследованиях, он был принят Главнаукой 27 октября 1923 года на работу в качестве учёного консультанта.
В 1923 году Барченко организовал эзотерическое общество «Единое трудовое братство», в который входили А. А. Захаров, жена П. Д. Успенского Софья Григорьевна, Г. И. Бокий и другие.
Со времён учёбы в Юрьевском университете и знакомства с работами Сент-Ив Д’Альвейдра Барченко интересовался Шамбалой как неким очагом древней культуры и науки, существующим в горах Тибета. В рамках спецотдела готовился к экспедиции на поиски Шамбалы для овладения наследством «тайной науки», однако экспедиция не состоялась. Согласно одной из версий, Г. В. Чичерин вместо Барченко поддержал Тибетскую экспедицию предположительно связанного с ОГПУ художника Николая Рериха.
Арестован 21 мая 1937 года. 25 апреля 1938 года осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания по обвинению в создании масонской контрреволюционной террористической организации «Единое трудовое братство» и шпионаже в пользу Англии (пункты 6, 8 и 11 статьи 58 УК РСФСР). В этот же день расстрелян.
Реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР 3 ноября 1956 года.
старый 07.01.2014, 02:44   #5
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
Alland посмотреть сообщение
Советская власть вообще была оккультной.Это только лошкам из народа пихали в головы атеистическую пропаганду.
Верхушка же искала тайные знания
Все верно! Именно тайные - в частности, как научиться управлять сознанием людей, заставлять их безоговорочно выполнять любые команды.

Потому что Россия с ее необъятными пространствами и многонациональным населением - стала удобным "испытательным полигоном"...
старый 07.01.2014, 02:46   #6
Senior Member
 
аватар для Alland
 
Регистрация: 03.2007
Проживание: Wotan's Reich
Сообщений: 13.283
Записей в дневнике: 3
Репутация: 50 | 17
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Потому что Россия с ее необъятными пространствами и многонациональным населением - стала удобным "испытательным полигоном".
Дж.Р.Р.Толкиен несомненно вывел образ своего книжного Мордора из Советского Союза.
старый 07.01.2014, 09:47   #7
Senior Member
 
аватар для Krum-Bum-Bes
 
Регистрация: 07.2010
Проживание: Det barbariske land
Сообщений: 8.909
Записей в дневнике: 41
Репутация: 71 | 11
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Александр Барченко был избран членом Ученой конференции «на Мурмане» и командирован в Лапландию
Сегодняшним учёным это не свойственно - жалуются на реформу РАН, что нет денег. Хотя на самом деле гораздо интереснее сидеть в кабинетах, переписывать своими совами то, что сказали другие (для проверки антиплагиатом), чем морозить задницу в Лапландии. В загранкомандировки ездят с удовольствием, но с гостиницей, питанием и всем, что приличествует "высокому званию ученого".
__________________
"Man skal ikke plage andre, man skal være grei og snill, og for øvrig kan man gjøre hva man vil".(c)
_____________
e-mail: [email protected]
старый 07.01.2014, 12:44   #8
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 38
Сообщений: 5.799
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
Klerkon посмотреть сообщение
Сейдозеро
Мои впечатления от этих мест. Музыка - "Мельница", видеоряд мой.

старый 07.01.2014, 16:17   #9
Senior Member
 
аватар для ONDERMAN
 
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 10.754
Репутация: 45 | 14
По умолчанию

старый 07.01.2014, 17:40   #10
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

«Несмотря на то что финно-угры являются самыми древними народами, заселившими Европейский Север, в их преданиях упоминается народ-предшественник – карлики, ушедшие в горы или в землю. В лапландских преданиях часто упоминается враждебная «чудь».

Куйва, запечатленный в скалах Сейдозера, был предводителем «чуди», побежденный саамским шаманом-нойдой, c «чудью» (tjud), приходящей с гор, связаны предания в области Финмарк, в северной Норвегии. По одному из источников Куйва переводится как «северный ветер», что позволяет предположить трактовку этого предания как борьбу с враждебным северным населением либо северной стихией?

Возможно, в этих легендах запечатлены отношения саами и автохтонного населения досаамской эпохи? В основном этот сюжет развит в мифах ненцев, где карлики-сиртя, аналоги европейских гномов, именуются народом-предшественником. В саамской мифологии аналог сиртя – чакхли (чаклинги), но прямой связи чакхли с сейдами в преданиях нет. Зато есть упоминание о том, что чаклинги жили в кочках и трещинах в скалах.



Поклонение сейду. Гравюра из издания труда Иоганна Шеффера «Лаппония». 1673 г.

Существует и другая версия, по мнению Владислава Трошина, сейды возводились досаамским народом, именуемым «скольды», по этому предположению скольды являются истинными наследниками культуры северных мегалитов, но уже к XVI веку они почти все были уничтожены и в данный момент существуют в виде немногочисленной общины традиционалистов. Среди наречий саамского языка существует и скольдский диалект, именуемый еще колто-саамским.

Скольды - скандинавские скьельды (skjold) – потомки бога Одина из района Варангер-фьорда, или сказители–скальды, хранители традиций, или же западноевропейское средневековое «скрелинги» (Skraelings)? - вполне могли быть тем гипотетическим общим источником мифологий кельтов, скандинавов, северных финно-угров...

Существует много косвенных фактов в пользу существования на севере древнего народа, элементы религии которого вошли в кельтскую, скандинавскую, саамскую мифологии. Существует предание о том, как «скрелинги», обитавшие где-то в окрестностях Гренландии, использовали против викингов некое сверхъестественное оружие, заставившие грозных норманнов бежать от столь презренно упоминаемых сагами «дикарей». Обычно норманны именовали «скрелингами» эскимосов, индейцев и пр. поселенцев, отличных от самих норманнов и традиционно известных им народов инуитов, лопарей и пр.

Возможно, американские мегалиты Арктики помогут осветить забытые в европейских преданиях нюансы. Так легенды канадских инуитов утверждают о том, что мегалиты возводили вовсе не их предки, а народ, названный ими «тунитами», предания подчеркивают мирный нрав этого древнего народа, не смогшего противостоять заселению Канадского архипелага племенами инуитов. В некоторых преданиях упоминается, что они были «каблунаитами», «белыми людьми», т.е. возможно европейцами?


(См.: Купер Пол Фенимор. Остров затерянных. Л.: Гидрометеоиздат, 1970;
Фарли Моуэт. «От ариев до викингов. В поисках Арктического Эльдорадо». М.: Эксмо, 2004).


Менгиры на Чукотке.

Тоже самое можно сказать и об ушедших «в скалы», «под землю» ненецких сиртя. Похоже, почти все нынешние народы северных регионов знали о том, что до них эти земли были заселены другими племенами – туниты, сиртя, есть ли в этом ряду место для предшественников саами?

В научной литературе для обозначения строителей лабиринтов и прочих северных мегалитов используется термин «прото-саамы» и «культура Комса». Кем они были – загадочный северный народ оставивший после себя непонятное каменное наследие? Есть гипотеза о том, что сиртя ненцев и были остатками прото-саамов, согласно этой версии предки саамов откочевали на Кольский полуостров с северного Урала. Некоторую загадку приподносят и петроглифы у города Альта в северной Норвегии: принято считать, что оленеводство привилось у саами в XVI-XVIII вв., но на древнейших петроглифах уже есть символические изображения оленей в загонах. Неужели и эти навыки древнейшего населения Скандинавии были утрачены и появились вновь лишь спустя тысячелетия? Или это один из способов загонной охоты?

Интересно, что саамский язык среди финно-угорских народов обладают определенным отличием, который может быть объяснен именно заимствованием от некоего другого древнего народа, либо даже переходом предков саами с неизвестного языка на финно-угорские или полной ассимиляции предками саами неизвестного народа.

Характерно и то, что саами в средние века вероятно все же имели определенные навыки каменного строительства, свидетельствами чему являются поздние сейды и каменные средневековые могильники на островах Белого моря. Возможно это свидетельство заимствования мегалитических навыков от строителей комплексов сейдов. Почему саами заимствовали культ сейдов? Ответ может быть один – из-за значительного превосходства своих предшественников, строивших комплексы мегалитов.

В истории известно много случаев, когда менее развитый народ заселяет места обитания более цивилизованного, при этом перенимая традиции последнего. Вероятно, здесь было то же самое, и предки саами застали угасающую мегалитическую культуру и, так или иначе, переняли некоторые её черты, именно поэтому вопрос определения принадлежности сейдов столь сложен. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что саами и их предки населяли и территорию нынешней Архангельской области, однако этот «протосаамский регион» почему-то лишен сейдов, или они просто там не выявлены.



Один из лабиринтов Кольского п-ова.

Были на это природные или культовые мотивы, пока неизвестно, но довольно странно, при учете того, что общепризнанно «сейды – типично саамская принадлежность», отсутствие сейдов на местах древнего обитания «прото-саамов». В тоже время лабиринты, также соотносимые с прото-саамами встречаются и в исконно мегалитических Швеции,, Британских островах, где предков финно-угров быть не могло. К слову в европейских мифологиях лабиринты также связаны с сверхъестественным народом - эльфами, великанами и т.д.

Еще один намек на то, что северные мегалиты могли быть созданы до саами, содержит сама саамская трактовка понятия сейда. Саами сейдом именовали любые выдающиеся природные объекты – озера, скалы, деревья, то есть нерукотворные образования, и в этом же ряду стоят и явно рукотворные мегалиты, без малейшего упоминания их создания, «летающие камни» и пр.

Это наводит на мысль, что саами уже застали эти камни поставленными, и так как они явственно выделяются из окружающего ландшафта, заселили и их «духами». Образно говоря, приравняли непонятные искусственные конструкции к природным артефактам. В камнях живут духи и они могут летать – иначе как могли образоваться эти странные валуны на камнях-опорах?...





Можно выделить несколько основных способов, которыми древние люди добивались нужного им «неустойчивого» положения сейдов:

1 – сейд ставился на одной опоре под углом до 30 градусов.

2 – опоры наклоняли сейд установленный на склоне. В некоторых случаях создается впечатление, что опоры буквально «подталкивают» сейд к обрыву.

3 – сейд ставился фактически на обрыве, под углом до 45градусов, упираясь опорами в скалу.

4 – сейд ставился острой вершиной вниз.

5 – совершенно уникальная «дольменная» постановка – сейд плита, в горизонтальном положении сверхустройчивая по определению ставилась на опоры расположенные вершинами вниз.

6 – опоры сейда ставились неустойчиво, держась в заданном положении только за счет веса самого сейда.

7 – сейд располагался на опорах так, чтобы часть его «висела» вне опор.

8 – камни ставились «в распорку» – «домиком».

9 – сейд ставился «на попа», нечто вроде «менгира-на-шарнирах»...»


Подробнее: http://www.gnozis.info/?q=node/21947

http://www.rgo-sib.ru/horizon/28.htm

Напоминаю, что на острове Кикерктак (Земля короля Уильяма) Канадского Арктического архипелага, на котором разыгралась трагедия экспедиции Джона Франклина, также обнаружены были каменные изваяния, приписываемые местным инуитам.

См. также о каменных изваяниях эскимосов Чукотки: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4159/

Последний раз редактировалось Klerkon: 07.01.2014 в 19:26.
старый 07.01.2014, 19:03   #11
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 38
Сообщений: 5.799
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Камень с петроглифами, I тыс. до н.э. , Ловозёрский музей.

старый 07.01.2014, 20:40   #12
Senior Member
 
аватар для Krum-Bum-Bes
 
Регистрация: 07.2010
Проживание: Det barbariske land
Сообщений: 8.909
Записей в дневнике: 41
Репутация: 71 | 11
По умолчанию

Цитата:
Sölveig посмотреть сообщение
Камень с петроглифами
А эти символы где-то исследовались, может быть, с них сделаны копии, которые можно поглядеть отдельно друг от друга?
старый 07.01.2014, 22:29   #13
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

См. также о петроглифах Канозера (есть прорисовки и фото), открытых в 1997 г. сотрудником краеведческого музея пос. Ревда Юрием Ивановым: http://kae.rekvizit.ru/kan/kanintr.htm
старый 07.01.2014, 22:40   #14
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 38
Сообщений: 5.799
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
Krum-Bum-Bes посмотреть сообщение
А эти символы где-то исследовались, может быть, с них сделаны копии, которые можно поглядеть отдельно друг от друга?
http://kae.rekvizit.ru/kan/kanintr.htm
http://finugor.ru/node/15844
http://www.kanozero.net63.net/foto1.html
старый 07.01.2014, 22:44   #15
Senior Member
 
аватар для Krum-Bum-Bes
 
Регистрация: 07.2010
Проживание: Det barbariske land
Сообщений: 8.909
Записей в дневнике: 41
Репутация: 71 | 11
По умолчанию

Мне кажется, в этой теме должно быть больше аутентичных изображений наскальной живописи, запечатлённой на древних камнях - стрельба из лука, охота на нерпу, кита, бег оленей, люди с копьями в санях, в лодках, на лыжах, около своих жилищ.

Кстати, что за объект (я выделил его красным) изображён на этой картине?

Ящерица, крокодил? Но откуда крокодил на севере?
старый 07.01.2014, 23:17   #16
banned
 
Регистрация: 08.2005
Проживание: Лес
Возраст: 38
Сообщений: 5.799
Записей в дневнике: 17
Репутация: 61 | 0
По умолчанию

Цитата:
Krum-Bum-Bes посмотреть сообщение
Ящерица, крокодил? Но откуда крокодил на севере?
Неведомый зверь. Может быть, так они видели медведя?
старый 08.01.2014, 00:15   #17
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
Krum-Bum-Bes посмотреть сообщение
что за объект (я выделил его красным) изображён на этой картине?
Чисто "теоретически" напоминает положенную на твердую поверхность шкуру какого-то животного, возможно, действительно медведя. Также явственно видны морские существа, напоминающие рыб или китообразных.
старый 08.01.2014, 18:30   #18
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
Krum-Bum-Bes посмотреть сообщение
в этой теме должно быть больше аутентичных изображений наскальной живописи, запечатлённой на древних камнях - стрельба из лука, охота на нерпу, кита, бег оленей, люди с копьями в санях, в лодках, на лыжах, около своих жилищ.
Целесообразно также сравнить эти писаницы (употребим этот расхожий среди отечественных археологов термин, введенный в научный оборот акад. А.П. Окладниковым) с наскальной живописью Танума в шведской провинции Бохуслен, отнесенной учеными примерно к 1800-500 гг. до н.э.: http://valhalla.ulver.com/f139/t17414.html

старый 08.01.2014, 19:12   #19
Senior Member
 
аватар для Aliena
 
Регистрация: 09.2010
Проживание: Arendal
Сообщений: 2.552
Репутация: 22 | 5
По умолчанию

Цитата:
Krum-Bum-Bes посмотреть сообщение
Кстати, что за объект (я выделил его красным) изображён на этой картине?
Похоже на бобра. У бобров мощный хвост-ласта.
старый 08.01.2014, 19:39   #20
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию

Цитата:
Aliena посмотреть сообщение
Похоже на бобра. У бобров мощный хвост-ласта.
ТОЧНО! И как это я сам не догадался? А ведь с детства зачитывался «Песнью о Гайавате» Лонгфелло (точнее - И.А. Бунина), повестями Апикуни (Джеймса Вилларда Шульца) да «Саджо и ее бобрами» Серой Совы...

А каков ареал расселения бобра?

«В Лапландский заповедник от любителей природы все чаще поступают сообщения о встречах с бобрами в самых разных местах нашей области. Этот редкий вид животных, занесенный в Красную книгу, осторожно и постепенно продолжает осваивать Север. Увеличение популяции может произойти за счёт соседних регионов - Финляндии и Карелии, где бобр - многочисленный и обычный зверь. Это укрепляет уверенность экологов в том, что бобры способны восстановить свою былую численность и прочно войти в состав фауны Заполярья. О том, какова история околоводных млекопитающих, как им сегодня живется на Кольском полуострове, я беседую с кандидатом биологических наук, ведущим научным сотрудником Лапландского заповедника Геннадием Катаевым.

- Если обратиться к истории появления речных бобров на Мурмане, можно ли утверждать, что они местные «жители»?

- Думаю, да. Аборигенный очаг речного бобра на Кольском полуострове когда-то охватывал всю его западную половину. Вместе со скандинавскими популяциями он представлял собой историческую северную границу ареала вида. Впервые подробное описание животного мира нашего края было выполнено в 1880-1886 годах. В то время звери и птицы существовали почти в естественной природной среде, сложившейся на протяжении тысячелетий. Речные бобры раньше, в XVI-XIX веках, были широко распространены по полуострову, как в его центральных и южных районах, так и в северной части - на реках Туломе и Коле. Но постепенно были сильно потеснены человеком, а вскоре и совсем исчезли из наших мест. Считается, что последний бобр был убит в 1886 году близ селения Ена на реке Ковде. В Финской Лапландии, в районе озера Инари, бобры были истреблены еще раньше, в начале XIX века...»


Подробнее: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200706293992
Для отправления сообщений необходима Регистрация


Похожие темы для: «Зов Полярной звезды», или «арктическая истерия».
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Георгиевские ленточки или истерия с колорадской символикой gnom Всемирная история, политика 103 27.07.2016 17:32
Мифологический ликбез. Звёзды. refshali Эпоха викингов 25 01.08.2006 22:15
Звезды Суворову Александру Васильичу... Ankhu Всемирная история, политика 4 25.07.2006 13:25
Арктическая сага II. Россия уходит со Шпицбергена? Newsmaker Общие статьи 0 12.04.2006 19:33
Арктическая сага I. Проблема делимитации морской границы в Баренцевом море Newsmaker Общие статьи 0 12.04.2006 19:33


Реклама
реклама
Buy text link .

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 03:31


При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.