![]() |
|
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
|
опции темы |
![]() |
#1 |
Senior Member
|
![]()
Интересует все, связанное с этой темой, особенно в сравнительно-историческом контексте. Исландские саги, шведские рифмованные хроники не позволяют сделать однозначных выводов о предпочтениях мужчин той далекой эпохи.
Скандинавская женщина в сагах зачастую выступает в качестве самостоятельной, сильной личности, при этом намного подробнее описывается ее характер, привычки и происхождение, чем внешность. Тем не менее, ясно, что женщины со светлыми волосами предпочитались темноволосым, т.е. блондинки, рыжие — брюнеткам и шатенкам. Однозначно ценилась стройность, достаточный для женщины рост. Напоминаю, что при раскопках поселений норманнов в Гренландии исследованы десятки скелетов первых поселенцев, при этом выявлено, что большинство женщин имели рост не выше 165 см, а мужчины — 178 см (только 4-е мужских скелета имеют рост 184 см). ![]() Мортен Эскиль Винге (1825-1896). Крака (Аслауг). 1862 г. ![]() Петер Николай Арбо (1831-1892). "Валькирия". 1865 г. ![]() Сигрид Унсет (1882-1949), вероятно, была далека от тогдашних идеалов красоты в Норвегии. ![]() Зато ее героине Кристин Лаврансдоттир в селе Норд Сель воздвигли памятник.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные! Последний раз редактировалось Klerkon: 03.04.2014 в 19:52. |
![]() |
#2 |
Senior Member
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.290
Репутация: 82 | 11
|
![]() |
![]() |
#3 |
Senior Member
|
![]()
Лично у меня — скажу честно — преимущественно из художественной литературы:
"Лавранс исполнил просьбу женщины, и волосы Кристин рассыпались по плечам до самого седла. Они были густые и золотистые, как зрелая пшеница. Женщина, которую звали Исрид, потрогала их и сказала: — Да, теперь я вижу, что людская молва не перехваливает, и правду говорят о твоей маленькой девочке — она что твой розовый цвет и выглядит как рыцарская дочь! И у нее добрые глаза — она похожа на тебя, а не на Йеслингов. Дай тебе Бог счастья в этом ребенке, Лавранс, сын Бьёргюльфа!" (Сигрид Унсет. "Кристин дочь Лавранса. Ч.I. Венец"). "Эрленд смотрел вслед своей молодой супруге со страстной тоской, когда встречался с ней во дворе. Такой красавицей, как теперь, она никогда еще не была: высокая, стройная, в простом темно-коричневом платье из некрашеной сермяжной ткани. Грубая полотняная косынка, покрывавшая ее волосы, шею и плечи, только еще резче подчеркивала, какой ослепительной белизны стала у нее кожа. Когда лучи весеннего солнца падали на лицо Кристин, свет словно просачивался глубоко в ее тело, — так она была ясна. Глаза и губы у нее как бы просвечивали насквозь..." (Сигрид Унсет. "Кристин дочь Лавранса. Ч.II. Хозяйка"). В прочитанных мною сагах мне нигде не удалось получить удовлетворительных сведений об "идеальной" внешности северной женщины. Возможно, Вы или Хальвдан поскажете мне источники? Да-да, все это само собой, но тема-то не об этом! Любовь у древних скандинавов существовала точно — помимо всяких там социальных, политических и корпоративных интересов. Скажем, в "Пряди об Эймунде" сообщется, что дочь Олава Шетконунга Шведского Ингигерд, будучи выданной замуж за Ярицлейва, т.е. Ярослава Мудрого, продолжала "любить тайной любовью" своего прежнего жениха в Скандинавии: "Когда Олав Святой Харальдссон был в Гардарики, был он у Рёгнвальда Ульвссона и между ними была самая большая дружба, потому что все знатные и славные люди очень ценили Олава конунга, когда он был там, но всех больше Рёгнвальд ярл и Ингигерд княгиня, потому что они любили друг друга тайной любовью". Источник: http://norse.ulver.com/src/konung/eymund/ru2.html Последний раз редактировалось Klerkon: 03.04.2014 в 19:51. |
![]() |
#4 |
Senior Member
Регистрация: 12.2013
Сообщений: 1.476
Репутация: 8 | 0
|
![]() |
![]() |
#5 |
Senior Member
|
![]() |
![]() |
#6 |
Senior Member
Регистрация: 12.2013
Сообщений: 1.476
Репутация: 8 | 0
|
![]() |
![]() |
#7 |
Senior Member
|
![]() |
![]() |
#8 |
Senior Member
|
![]()
В скальдической поэзии «идеальная» древнескандинавская женщина обозначается кеннингами: «Хозяйка бражного рога», «Хозяйка меда», «Ветла ожерелий», «Липа огня приливов» (огонь приливов — золото); «Поле пламени волн» (пламя волн — золото); «Богиня лавы тропы соколиной» (соколиная тропа — рука, лава руки — золото); «Поле опалов», «Фрейя ожерелий»; «Ловн золота» (Ловн — имя богини); «Нанна льна» (Нанна — имя богини), «Биль покрывала» (Биль — имя богини); «Сив покрывала» (Сив — имя богини); «Хлёкк покрывала» (Хлёкк — имя валькирии); «Гна одежды» (Гна — имя богини) и т.п.
Джеймс Дойл Пенроуз. «Фрейя с ожерельем Брисингамен». 1913 г. Подробные указания по поводу того, как следует описывать «идеальную» женщину, содержит «Младшая Эдда»: «Женщину следует обозначать по всяким женским нарядам, золоту и драгоценным каменьям, пиву, вину и другим напиткам, которые она подает либо подносит, а также по чашам и всему тому, что подобает ей делать или совершать. Ее правильно обозначать, называя «дарительницей» либо «расточительницей» всего того, что она раздает. Но слова эти созвучны словам «ива» и «роща». Поэтому в кеннингах женщин применяются все названия деревьев женского рода. А по драгоценным камням либо самоцветам называют ее потому, что в древние времена женщины носили на шее такой убор — ожерелье с каменьями. Поэтому теперь применяются кеннинги, в которых к обозначению женщины прибавляют слово «камень» или любое хейти камня. Женщину также называют именами всех богинь, валькирий, пори и дне. Правильно называть женщину и по ее занятиям, имуществу либо роду». Представление о женской красоте в «Младшей Эдде» однозначно связывается с золотыми волосами: «В северной части света он повстречал прорицательницу по имени Сибилла — а мы зовем ее Сив — и женился на ней. Никто не ведает, откуда Сив родом. Она была прекраснейшей из женщин, волосы у нее были подобны золоту.... Почему золото называется волосами Сив? Локи, сын Лаувейи, сделал такую пакость: отрезал у Сив все волосы. Проведав о том. Тор поймал Локи и переломал бы ему кости, если бы тот не поклялся добиться от черных альвов, чтобы они сделали для Сив волосы из золота, которые росли бы, как настоящие. Вслед за тем Локи отправился к карликам, которых называют сыновьями Ивальди, и они сделали такие волосы...» ![]() Джеймс Дойл Пенроуз. «Богиня Идунн». 1890 г. Отчасти подтверждается это и в сагах: «У них с женой был только один ребенок — дочь по имени Ингигерд. Не было красивее и учтивее никого в Гардарики, а, может быть, и в других странах. Мудростью и красноречием она всех превосходила. Она была искусна во всем, что подобало уметь женщине знатного рода, где бы та ни жила. У нее были такие роскошные волосы, что могли укрыть ее всю, а цвета такого, будто золото или пшеница...» («Сага о Хрольве Пешеходе»). «У Хёскульда была дочь по имени Халльгерд. Она играла с другими девочками на полу. Это была красивая и стройная девочка, волосы у нее блестели, как шелк, и были длинные, до пояса... Теперь надо рассказать о Халльгерд, дочери Хёскульда, которая тем временем выросла и стала очень красивой девушкой. Она была высокого роста, и ее прозвали поэтому Длинноногой. Волосы у нее были очень красивые и настолько длинные, что могли закрыть ее всю. Но нрава она была вспыльчивого и тяжелого... Затем послали за Халльгерд. Она пришла в сопровождении двух женщин. На ней была голубая накидка из сукна, под накидкой — ярко-красное платье с серебряным пояском. Волосы падали ей на грудь с обеих сторон и были перехвачены поясом. Усевшись между Хрутом и отцом, она приветствовала всех добрыми словами. Она говорила хорошо, не робея, и, спросив о новостях, умолкла.... Случилось однажды, что, идя от Скалы Закона, Гуннар проходил мимо землянки людей с Мшистой Горы. Он увидел там нарядно одетых женщин, которые шли ему навстречу. Впереди шла женщина, которая была одета всех нарядней... Она назвалась Халльгерд и сказала, что она дочь Хёскульда, сына Коля из Долин.... На ней было красное платье, а на платье богатые украшения. Сверху на ней была пурпурная накидка, донизу отороченная кружевом. Волосы падали ей на грудь, и были они густые и красивые...» («Сага о Ньяле»). «Халльгерд сидела на скамье и причесывалась; волосы закрывали ее всю и ниспадали на пол — у нее, да еще у Халльгерд Длинноногой, [см. выше] были самые прекрасные волосы из всех женщин Исландии». («Сага о Снэбьерне Борове)». «Торгунна была женщина крупного сложения, рослая, ширококостная и очень дородная. У нее были черные брови, близко посаженные глаза и густые волосы. Она хорошо соблюдала обычай и каждый день заходила в церковь перед тем, как приняться за свою работу, но в обхождении была нелюбезной и малоразговорчивой. Люди полагают, что Торгунна уже перевалила за пятый десяток, однако бодрости в ней было хоть отбавляй...» («Сага о людях с Песчаного берега)». Последний раз редактировалось Klerkon: 05.04.2014 в 00:18. |
![]() |
#9 | |
Senior Member
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.290
Репутация: 82 | 11
|
![]() Цитата:
![]() Только о том, что были густые и красивые. Как правило у блондинок не бывает густых черных бровей. ![]() |
|
![]() |
#10 |
Senior Member
|
![]()
А я встречал таких, и не только в жизни, но и на фотографиях. Вероятно, они были крашеные?
Согласен, термином "золотые" вполне могут обозначаться не только светлые, но и рыжие и даже светло-русые волосы. Говоря о том, что женщин со светлыми волосами викинги и средневековые скандинавы предпочитали брюнеткам и шатенкам, я основываюсь на сведениях исландских саг относительно внешности мужчин, в первую очередь — представителей низших своев населения или пришлых. В родовых сагах раба часто обозначают именем Коль, т.е. "темный", иногда подчеркивается, что у него темные волосы и это, дескать, "некрасиво". К примеру, в "Саге о Стурлунгах" при описании внешности знатных мужчин-исландцев несколько раз подчеркивается, что у них не просто светлые, а "светло-каштановые" волосы. (См. Стурла Тордарсон. "Сага об исландцах": http://ulfdalir.ru/sources/42/1796/1836/1837) На мой личный взгляд, исланские саги вообще уделяют мало внимания внешности женщин, их привлекательности, красоте. Внешность мужчин, как ни странно, описывается чаще. Вот как, к примеру, описывает знатную женщину "Сага о Гудмунде Достойном", содержащая рассказ о событиях второй пол. XII в.: "Жила женщина по имени Гудрун дочь Торда. Жила она на хуторе, что назывался на Орлином мысу, на побережье у входа в долину Алтарной реки. Была она из красавиц и самая что ни на есть обходительная. Ей принадлежали и сам хутор, и относившиеся к нему земли. Она была молода и унаследовала хутор и земли за отцом. В округе говорили, невесты лучше Гудрун среди женщин ее положения не сыскать..." [Далее описывается супружеская неверность Гудрун] Сага специально отмечает молодость Гудрун и то, что она выгодная невеста, о внешности жен кратко замечает: "из красавиц", не давая никаких подробностей. Намного чаще описывается в сагах характер женщины, иногда в сравнении с мужским: "Бьёрн был человек с видной родней и богатый. Жену его звали Люва. Дочь их Йорунн была красивой и надменной девушкой и отличалась необыкновенным умом. Во всей западной части страны она считалась лучшей невестой..." ("Сага о людях из Лаксдаля"). "Вскоре после этих убийств Гицур с несколькими людьми проехал по пустоши на запад до Козьего Перевала в Длинной Долине, к Гуннару сыну Клэнга, и взял к себе в наложницы Ингибьёрг дочь Гуннара, и быстро сильно ее полюбил. Она была женщина видная и с ней, по многим причинам, было легко иметь дело..." (Стурла Тордарсон. "Сага об исландцах"). "У Эйрика было три сына — Лейв, Торвальд и Торстейн, а дочь его звали Фрейдис. Она была замужем за человеком по имени Торвард, и жили они в Дворах, где теперь живет епископ. Она было властная женщина, а он — тихоня. Она была отдана за него больше ради денег..." ("Сага о гренландцах"). Последний раз редактировалось Klerkon: 05.04.2014 в 18:25. |
![]() |
#15 |
Senior Member
Регистрация: 06.2009
Сообщений: 7.026
Репутация: 69 | 10
|
![]() |
![]() |
#17 |
Senior Member
|
![]()
Однако, на новый 2015 год — необходимо оживить подзабытую тему...
Для того чтобы более-менее точно определить скандинавские идеалы женской красоты 150-100-летней давности, необходимо обратиться к портретной живописи того времени, переживавшей подлинный расцвет. Кристиан Крог (1852-1925), юрист по образованию, считается крупнейшим норвежским художником-реалистом второй пол. XIX - нач. XX в. ![]() Кристиан Крог. Портрет Оды (Отилии Кристины Паулины) Крог — супруги и любимой ученицы художника. 1886 г. Растрепанные русые волосы и жизнерадостное лицо с не совсем правильными чертами существенно расходятся с принятыми у нас представлениями о скандинавских красавицах прошлого и настоящего. Однако неизмеримо дальше стоят критерии одной из крупнейших норвежских суфражисток XIX в. Осты Ханстеен (1824-1908), более известной в качестве писательницы и общественницы, нежели художницы. ![]() Оста Ханстеен. Автопортрет. 1844 г. Менее известна у нас норвежская художница Иоганна Матильда Дитрихсон (1837-1921), а автопортрете которой также отразились нестандартные представления о внешности образованной скандинавской женщины эпохи эмансипации. ![]() Иоганна Дитрихсон. Автопортрет. 1865 г. Равно как и в автопортрете норвежской художницы-портретистки Асты (Элизы Якобины) Нёррегор (1853-1933). ![]() Аста Нёррегор. Автопортрет. 1890 г. Первой профессиональной норвежской художницей многие исследователи считают импрессионистку Хэрриет Бакер (1845-1932), учившуюся живописи в Мюнхене и Париже. ![]() Хэрриет Бакер. Автопортрет. 1880 г. ![]() Кристиан Крог. Портрет Хэрриет Бакер. 1888 г. Одной из наиболее известных «роковых красавиц» эпохи обретения Норвегией независимости была писательница и пианистка Дагни Юль (1867-1901). Выросшая в небольшом городке Конгсвингер и обучавшаяся музыке в Берлине, она в 1893 г. вышла замуж за польского писателя социал-демократа Станислава Пшибышевского (1868-1927), познакомившего ее с норвежским театральным художником-экспрессионистом Эдвардом Мунком (1863-1944). Послужив моделью для знаменитой «Мадонны» Э. Мунка, Дагни отправилась в путешествие в Россию вместе с любовником Владиславом Эмериком, застрелившим ее в номере Гранд-Отеля в Тифлисе... ![]() Эдвард Мунк. «Мадонна». 1895 г. Последний раз редактировалось Klerkon: 31.12.2014 в 21:59. |
![]() |
#18 |
Senior Member
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 10.753
Репутация: 45 | 13
|
![]()
Вперед к истокам....
![]() Автор Эйпрел Холлоуэй |
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
опции темы | |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы & Форумы | Ответов | Последнее сообщение |
История Запада и Востока. Обыкновенный человек Скандинавии | Newsmaker | Новости | 4 | 09.10.2013 13:07 |
«Непознанное. Традиции и современность»: сборник трудов, Москва 2011, для свободного скачивания | Иггельд | Новости Круга Языческой традиции | 1 | 12.01.2013 10:54 |
Новый эталон красоты в скандинавии | pusja | Новости | 149 | 17.06.2009 02:30 |
Третья лекция волхва А.Рыбина "Тайны женской магии" | Иггельд | Новости Круга Языческой традиции | 0 | 12.04.2006 09:39 |
Реклама | |
![]() |