![]() |
|
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
|
![]() |
#1 |
Senior Member
|
![]()
«Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот, да как заорет: «Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните — Чтоб коммунизм канарейками не был побит!» (Вл. Маяковский) Сваргх тут давеча тиснул статейку о фильме Вл. Меньшова «Москва слезам не верит». А я вот решил предложить для обсуждения фильм Э. Рязанова «Гараж». ![]() «В 1979 году в советский прокат вышел фильм ужасов Э. Рязанова «Гараж». Его почти все помнят, но мало кто любит пересматривать. Почему — понятно: по накалу ада данный фильм эквивалентен кинговской «Мгле». С той лишь разницей, что герои американской киноленты 2007 года теряли человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты 1979 года теряли его из-за гаражных мест. В принципе отечественная лента даже страшнее — потому что её герои, за небольшими исключениями, сплошь советский интеллектуальный цвет: сотрудники научно-исследовательского института. Что важно: «Гараж» — это «прото-перестроечный» фильм. И он наглядно демонстрирует, ЧТО на самом деле привело к перестройке. Сейчас почему-то принято считать, что она грянула из-за тяжёлых «последствий сталинизма». «Гараж» показывает: нет, напротив — она грянула из-за последствий ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ. Эту мысль надо пояснить. Собственно в годы сталинизма гонений на человеческую природу, выражающуюся в частной инициативе и желании жить в удобстве, НЕ было. Напомним общеизвестное: в сталинском СССР артели и промкооперация «производили почти 6% валовой продукции промышленности, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института». Приусадебные участки, существовавшие параллельно с колхозами, достигали 1 гектара. Не считалось грехом стремление человека к бытовому благополучию. В 1952 году, за месяцы до своей смерти, старенький предсовмина СССР писал: «Необходимо прочно обеспечить не мифическую «рациональную организацию» производительных сил, а непрерывный рост всего общественного производства… Было бы неправильно думать, что можно добиться серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Нужно коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих (…) путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления (…) Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение». Так вот. Десталинизация 1950-х выразилась в нескольких интересных шагах. Приусадебные участки были ликвидированы. Промкооперация и артели — прикрыты. А главное — реалистический сталинский ИДЕАЛИЗМ (благополучие граждан, знания граждан и сознательность граждан должны расти строго синхронно) — был заменён идеализмом магическим, согласно которому вот организуем мы рационально производительные силы — и к 1980 г. будет достигнута великая цель. По факту же — человеческую природу объявили «греховной» и начали «совершенствовать» в отрыве от реалий, заглушая естественный вопрос «почему в продаже нету нормальных дешёвых джинсов» тартюфовскими взываниями к Ленинским Идеалам. Заставили любить честный труд не потому, что он приносит справедливый результат — а потому, что «к высокому надо стремиться». Естественно, это всё не изменило человеческой природы. Люди всё так же желали быть благополучны. Они всё так же искали пути и находили их. Штука вся в том, что самыми материально успешными стали обладатели контрольного пакета идеализма. А также их дети, прислуга, шофёры любовниц и далее по списку. В итоге в позднем СССР, где-то рядом с повседневным трудом и героизмом миллионов, было построено нечто парадоксальное — буржуазное общество, официально отвергающее буржуазность. И тем самым создавшее целый культ запретного, дефицитного и трудно доставаемого, от которого до сих пор многие очухаться не могут. ...Я сейчас вспомнил всю эту политэкономию для того, чтобы мы глубже окунулись в страшный мир «Гаража»: Итак, на дворе — последний год перед объявленным некогда, но явно не собирающимся наступать коммунизмом. В магазинах дефицит, наиболее честолюбивая часть граждан охотится за «Вранглером» (по нынешним ценам — где-то по 120 тыс. руб. за пару штанов), а учёные-зоологи рвут друг дружку на части из-за гаражей для частных своих, непосильным трудом нажитых автомобилей. И поверх всего этого несутся возвышенные идеологемы. Ибо где реализм заменяется магией — там немедленно возникает сословие колдунов, ловко решающих свои проблемы за счёт веры и покорности сограждан. Самые мучительные минуты жуткой водевильной склоки «Гаража», конечно, — это минуты, когда замутившие свой маленький бизнес руководители (гаражного кооператива, института, соседнего рынка) начинают, выкручивая руки и нагибая пайщиков, говорить пафосным языком и апеллировать к высоким ценностям. «Это у вас частнособственнические инстинкты», — давят они обиженных, получив взятку от блатных. «В Париже все командировочные я потратила на научные книги» — говорят они, отобрав у безответных сотрудников командировку и прикупив себе аудиотехники. «Вы позорите имя института», — упрекают они тех, кто воспротивился их простенькой штеле. «Вы мешаете общему делу! Ваши гаражи снесут, и по широким проспектам будут ездить автобусы и троллейбусы!» — шипят они, выброшенные из числа пайщиков. И видно, что говорят они это вполне сознательно, но безотчётно. Употребляя просто выученные колдовские заклинания, которые по логике того времени были «должны сработать». Потому что высокий советский язык — тот самый, на котором совершенно искренне рассуждали герои «Эры Милосердия», «Территории», даже фантастики вроде «Лезвия бритвы» — был для них уже мёртвым богослужебным языком. Языком, на котором лучше всех в 1979-м говорили те, для кого он меньше всего значил. Собственно, при просмотре «Гаража» становится глубоко понятно, почему именно советская владетельная буржуазия (функционеры, директора рынков, начальники институтов и руководители отделов идеологического воспитания) стала основным инициатором смены матрицы. И почему она, бывшая главным ретранслятором советских ценностей — спустя каких-то десять лет начала проклинать эти ценности опять-таки громче и истошнее всех. И на двадцать пять лет изгнала их из языка, запретила ими думать. Потому что честный труд, справедливость, обязательное и всеобщее развитие — всё это были заповеди, которые они десятилетиями провозглашали вслух и которые десятилетиями нарушали на деле, и помнили об этом каждый день. Им, попавшим в МГУ по протекции Анатолия Сергеевича, получившим спальный гарнитур путём «двести сверху», «Адидас» от приятеля из МИДа, а набор курточек от фарцовщика Бори — было жутко страшно, что однажды все эти мёртвые красные идеи возьмут и воскреснут. Демоны перестройки были подобны ранним атеистам, особенно яростно громившим монастыри оттого, что на дне их душ всё ещё жила неубитая, впитанная в детстве религиозность, боявшаяся возмездия. С той же эмоцией демоны перестройки громили красную идеологию. …Прошло очень много лет. Той матрицы уже нет. Мальчик, едва научившийся ходить в год выхода «Гаража», сидит и пишет сейчас эти строки. Потомки мажоров, сорок лет назад вынужденных сдавать краткую историю ВКБ(б) и сидеть в комсомольских президиумах — сейчас без комплексов проводят над согражданами весёлые ютуб-эксперименты на предмет «выпей мочи за 15 тысяч». Исчезло ли нагибание граждан хитрым меньшинством? Нет, не исчезло. Исчезла ли для нашего общества необходимость в понятиях «Территории», ценностях Шарапова, мечте Ефремова? Нет, только обострилась. Главное — не пытаться подменять ни джинсы идеями, ни наоборот». Полностью: http://www.kultpult.ru/Retro-recenzi...-film-SSSR-247 1. Клеркон лично — НЕ разделяет большинство идей автора публикации. 2. Клеркон лично — НЕ является «интеллигенцией» и категорически не согласен с тем, что она является «интеллектуальным цветом». 3. Клеркон считает ее — в основной массе — той самой «дрянью», о которой пророчески писал Маяковский. 4. Клеркон лично — НЕ имеет автомобиля и не собирается в ближайшее время его приобретать.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные! |
![]() |
#2 |
Senior Member
Регистрация: 01.2009
Сообщений: 10.754
Репутация: 45 | 14
|
![]()
Рязанов в 1979 просто напросто показал на совковом примере апофеоз человеческого эгоизма в широком спектре.....от хамства до комичного.....Вот и все.........Аавтор статьи развил целую философскую идею.......С таким же успехом герой фильма \Бакенбарды\взял в оборот Пушкина .....а потом и Маяковского
|
![]() |
#3 |
Senior Member
|
![]()
Лимонов не жалеет о словах про «деградантские комедии» Рязанова.
По мнению писателя, режиссёр «внёс лепту в самоубийство СССР». «Писатель Эдуард Лимонов признался «Русской службе новостей», что не жалеет о словах про «деградантские комедии» Эльдара Рязанова, умершего в ночь с 29 на 30 ноября 2015 г. «Я не трогал покойного, не говорил, что он «плохой», я говорил, что он был символом этой перемены, он один из тех, кто участвовал в «смене мозгов» у людей, в смене понимания, что было плохо. Я о нём лично ничего не сказал плохого», — утверждает писатель. По его словам, смерть Рязанова стала лишь поводом, чтобы высказать «конкретную философскую истину». «Я и до его смерти говорил, что эти непонятные изменения, когда героями кино и книг стали обыватели, очень тревожны, и считал, что это было не к добру. Вдруг свергли с пьедестала героев гражданской войны, героев отечественной войны, начала разгуливать по экранам эта разухабистая пьяная троица Никулина, Вицин, Моргунов. Всё это отозвалось, и через 30 лет мы видели пьяного Ельцина, похожего на всю эту троицу вместе взятую», — подчеркнул Лимонов Он отметил, что такие люди, как Рязанов внесли свою лепту в самоубийство СССР. Писатель не исключил, что режиссёр просто стал орудием в руках судьбы. «Я не оспариваю его понимание вещей, но в исторической перспективе видим, к чему это привело», — заключил Лимонов. 30 ноября 2015 г., в день, когда умер режиссёр Эльдар Рязанов, Лимонов опубликовал в соцсетях пост о влиянии советского кинематографа на развал СССР. «Приглядитесь к «Карнавальной Ночи», там из-за плеча обаятельной комсомолки Люды Гурченко уже выглядывают напористые Ходорковский, Прохоров, Рома Абрамович и другие — ребятки-комсомольцы», — написал он.» Источник: http://newsland.com/news/detail/id/1650357/ |
![]() |
#4 | ||
Administrator
|
![]() Цитата:
Русский социализм 80-х годов -- это уже, извините, другой совсем уровень. Крысятина там ставилась в укор, высмеивалась и выщучивалась. Общее впечатление от фильма: "Ну что ж вы делаете, скоты"? Фильм злой и прекрасный, вот таким и должно быть искусство в обществе, которое прогрессирует от хорошего к лучшему. Рязанов -- критик. Вдумчивый, артистичный, и что завораживает в нём, -- оптимистичный! Вот верил он, что всегда, в любой беде, проклюнется из народа это: сильное, упрямое, творческое, правильное. Все его фильмы об этом. Цитата:
И сколько можно равнять общество на примеры минувших войн? Приходят на память слова Егорушки: "Подкидывали вверх догорелую искорку... Пузырились топкой мелочью..." (с) Это правильно, делать искусство из бытовухи. Этим славился весь советский кинематограф. Да ещё, пожалуй, французский.
__________________
Hungry Heart. |
||
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы & Форумы | Ответов | Последнее сообщение |
Божественная комедия | solus | Архив 2006 | 13 | 03.05.2006 12:18 |
Реклама | |
![]() |