![]() |
|
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
|
опции темы |
![]() |
#1 |
Junior Member
Регистрация: 05.2005
Сообщений: 10
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Приглашаю к общению и обмену информации ( втом числе полезными ссылками)всех, кто интересуется историей христинизации северных стран (имеется в виду прежде всего период X-XII веков) и становлении Церкви в этих странах.
Заранее большое спасибо всем, кто откликнется. |
![]() |
#3 |
Junior Member
Регистрация: 05.2005
Сообщений: 10
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Хотелось бы поговорить о том насколько важное место занимало христианство в жизни древнескандинавского общества. Насколько серьезно христинаство повлияло на менталитет людей и повлияло ли вообще. Также хотелось бы поговрить относительно интеграции церковных структур в древнескандинавское общество.
Мне кажется, что среди тех кто увлекается Севером очень большое значение имеет религиозная жизнь скандинавов, и все, что с этим связано , именно в дохристинскую эпоху. И таким образом огромный пласт христианской периода (или периода христианизации) выпадает из поля зрения. Кстати приятно , что на сайте "Северная слава" эта тема не обойдена вниманием. Например очень радует, что можно найти такие важные материалы как список всех еспископов Исландии или к примеру "Исландскую книгу проповедей". |
![]() |
#4 | |
Member
Регистрация: 09.2004
Проживание: South Park
Возраст: 27
Сообщений: 309
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Христианство прочно вошло в жизнь древних скандинавов и крепко утвердилось в ней. Крещение принесло с собой новые формы религиозной организации и огромный пласт европейской культуры, с которой скандинавы познакомились лишь благодаря христианству. В Исландии с христанством зародилась и книжность - так первые исландские сочинения на латыне Сэмунда Мудрого, до нас не дошедшие, относятся уже к XI в. К концу XI в. в Исландии уже две епископии, являювшиеся крупными культурными и властными центрами. Автор "Пробуждения голода", небольшого сочинения о епископах начала XIII в. написал о втором исландском епископе Гицуре, что он мог по праву считаться " как епископом, так и конунгом над страной, пока он жил" (BS 1981, Bls. 10).
В XII в. происходит расцвет книгописания в исландских монастырях (первый основан в 1133 году в Тингэйяр). К XII в. христианство прочно вошло и в повседневную жизнь исландцев, о чём рассказывает раздел христианских законов судебника "Серый гусь". Цитата:
Вот хорошая монография на тему: http://www.oup.co.uk/isbn/0-19-820799-9 |
|
![]() |
#5 |
Junior Member
Регистрация: 05.2005
Сообщений: 10
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Большое спасибо за интересную ссылку. Действительно монография великолепная. Жаль, что невозможно ее заполучить полностью.
Вы написали: Автор "Пробуждения голода", небольшого сочинения о епископах начала XIII в. написал о втором исландском епископе Гицуре, что он мог по праву считаться " как епископом, так и конунгом над страной, пока он жил" (BS 1981, Bls. 10). Не подскажите нельзя ли заполучить в интернете этот источник? |
![]() |
#7 |
Junior Member
Регистрация: 05.2005
Сообщений: 10
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Вы написали, что христинаство прочно вошло в жизнь скандинавов к XII в. Но мне кажется, что интеграция христинаства затронула прежде всего социальные структуры (что конечно же закреплено в судебниках в том числе и в "Gragas"), а в менталитете скандинавов того времени продолжали преобладать скорее языческие компоненты. Может быть справедливо говорить об определенном двоеверии или даже синкретизме?
Может быть Вы, также знает, есть ли в интернете тексты епископских саг, а также Kristni saga? |
![]() |
#8 |
Senior Member
|
![]()
Ранние скандинавские церкви. К вопросу о том, как выглядели языческие храмы.
![]() В средневековых хрониках, как в немецких, так и датских, можно встретить удивительную картину. Католические священники, лично разрушавшие славянские языческие храмы, все как один восхищаются их, храмов, красотой и искусной отделкой. Они сообщают, что стены храмов были отделаны удивительной резьбой, изображавшей богов и животных настолько хорошо, что казались такие изображения живыми. А вот раскопанные археологами сооружения, интерпретируемые как храмы, такие красочные описания не напоминают даже при большой фантазии - в большинстве случаев это были небольшие домики, похожие на амбары, а иногда и вовсе заборы-ограды из неотёсанных досок. На основе этих находок делаются и попытки реконструкций таких известных святынь, как Аркона и Ретра. Вроде как, так исторически более достоверно и обоснованно, в отличии от современных «фантастических» картин, созданных неоязычниками. Мол, высокое искусство и архитектура пришли только с христианством, а до этого были примитивные амбары. ![]() И хотя не сохранилось примеров славянской резьбы по дереву тех времён, такая резьба сохранилась в Скандинавии. Ранние скандинавские церкви были деревянными и выполнены традиционной для этих мест (и северной Европы вообще) техникой. Не то, что римское, даже христианское(!) влияние в таких церквях ощущается весьма слабо. Конечно, утверждать, что славянские языческие храмы выглядели так же, как и первые скандинавские церкви было бы глупо. Однако, думаю, не будет большим преувеличением предположить, что они могли быть схожи, как очень схожей была в раннее средневековье и культура скандинавов и славян. Так же можно составить вполне обоснованное представление об уровне резьбы и зодчества тех времён. Как уже было отмечено, скандинавские храмы XI-XII вв. как снаружи, так и изнутри были украшены традиционными орнаментами и изображениями мифологических сюжетов. ![]() Стена церкви XI столетия в городе Урнес, Норвегия. ![]() Резьба на колоннах церкви в Урнес, Норвегия, XI в. ![]() Резьба в церкви города Guldrupe, Швеция. ![]() Резной портал в церкви города Heddal, Норвегия. ![]() Сцены из саги о Сигурде на портале в церкви города Lardal, Норвегия. ![]() Сцены из саги о Сигурде на портале в церкви города Hylestad, Норвегия. ![]() Изображение Гуннара в змеиной яме на портале в церкви города Uvdal, Норвегия. ![]() Библейские сцены на колоннах портала в городе Nesland, Норвегия. ![]() Резной портал церкви из города Äl, Норвегия. Такая резьба не была чем-то особенным, так как встретить её можно чуть ли не во всех древнейших, и далеко не самых важных церквях. Судя по мифологическим и героическим изображаемым сюжетам и традиционным орнаментам, она явно была остатком того самого забытого впоследствии искусства, тесно связанного с языческими представлениями. Как мало все эти сказочные животные и переплетающиеся драконы напоминают христианское учение. А смотрятся такие изображения, действительно, как живые. ![]() Церковь Урнес в Лустере 1130 г. — древнейшая деревянная церковь Норвегии, памятник ЮНЕСКО. Весьма любопытно выглядели старинные деревянные церкви и снаружи. Про церковь в Боргунде (Borgund) говорят, что это лучшая из 28 сохранившихся деревянных церквей в Норвегии, хотя, вероятно, она еще не самая старая из них (1180-1250), но ведь дерево столько не выдерживает, оно гниет, по крайней мере, снаружи. Так что Боргундскую церковь неоднократно ремонтировали, и какое время она представляет больше, не совсем ясно. ![]() ![]() На церкви XII века из норвежского города Боргунд (Borgund) кресты соседствуют с головами драконов. Очевидно, драконы изображены «для надёжности»: мало ли, вдруг христианский крест не защитит? Но внутри есть там и рунические надписи, и образцы звериного стиля, так что кое-что сохранилось все же с самого начала ее строительства. ![]() Внутренний интерьер церкви в Боргунде. Американцам так понравилась эта церковь, что в Южной Дакоте в Рэпид Сити появилась точная копия церкви из Боргунда. Ну, оно и понятно, игра в историю. ![]() Резной орнамент американского новодела церкви в Боргунде. И в целом это яркое архитектурное явление, с которым есть, что сравнить, как с образцом. ![]() Модель-реконструкция церкви из города Hemse, Швеция. ![]() Впрочем, кресты на таких церквях были не всегда, иногда ограничивались и просто драконами. Каким богам молились в таких церквях только что обращённые скандинавы, вызывает большие сомнения. Так и представляется, как на летний солцеворот толпа сельчан тащит в такой «домик» упирающегося барашка, распевая «бесовские» песнопения. Но это, конечно, только фантазии. А вот то, что церкви эти «немного странные» - бросается в глаза. ![]() Не немее «странные» лица вырезали и внутри церквей. Не иначе, пытались изобразить какого-то христианского святого? ![]() А вот это изображение из исландской церкви, датируемое 1200 годом, и того «страннее». Что за всадник в шлеме? Что с ним за странные хищники? Не волки ли? И не ворон ли та птица, что его сопровождает? Источники: http://nap1000.livejournal.com/9101.html http://aldanov.livejournal.com/385312.html
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные! Последний раз редактировалось Klerkon: 05.09.2016 в 21:03. |
![]() |
#9 |
Senior Member
|
![]()
Каркасные деревянные церкви — ставкирки (stav — стойка, kyrkje — церковь) — появились в скандинавских странах одновременно с христианством — в XI в.
![]() Ставкирка в Хеддале (провинция Телемарк). Самая большая из сохранившихся деревянных каркасных церквей Норвегии. Построена предположительно в нач. XIII в. Освящена во имя Девы Марии в 1242 г. Сохранились росписи 1300 г. В основу проектирования норвежских каркасных церквей положены были навыки древнескандинавского кораблестроения. Скандинавские храмы того времени представляли собой каркас из вертикально установленных брёвен и шпангоутов, обшитых плахами. У таких «церквей-кораблей» были и свои «мачты» — самые высокие столбы, врытые посередине и поддерживавшие купола. Поэтому такая ставкирка называлась «мачтовой церковью». ![]() Внутренний разрез церкви в Боргунде. Навыки хранения деревянных церквей во влажном скандинавском климате тоже пришли из корабельного дела. Церкви попросту просмаливали — раз в три года. ![]() Внутренний интерьер церкви в Урнесе (см. выше фото). XII век. Головы драконов также «плавно переместились» с носов драккаров на коньки церковных крыш, став отличительной особенностью скандинавской церковной деревянной архитектуры. ![]() Дракон с конька церкви в Боргунде. XII в. Всего, по данным археологов, с XI по XVI в. в Норвегии возведено было около 1700 деревянных мачтовых каркасных храмов. Эпидемия чумы 1349 г. сократила население Норвегии наполовину и остановила этот строительный бум. Средневековые ставкирки начали мало-помалу сноситься, а к 17 веку этот процесс приобрёл обвальный характер. В 1800 г. насчитывалось лишь 95 церквей, к 1850 г. их осталось 63. ![]() 14-мачтовая деревянная каркасная церковь (ставкирка) из Гуля (провинция Бускеруд, Норвегия). Сооружена в 1157-1212 гг. В 1885 г. перенесена в Христианию (Осло), ныне находится в Норвежском музее народной культуры (Norsk Folkemuseum) на полуострове Бюгдей. По официальным данным, до наших дней в Норвегии дошло всего 28 деревянных каркасных церквей эпохи Средневековья. Мачтовые церкви Норвегии считаются национальной святыней. В Норвегии популярен лозунг «Когда норвежцы говорят о Норвегии, они говорят о природе, горах, фьордах и ставкирках». По федеральной программе, утверждённой в 2001 г., к 2015 г. полностью должны были быть восстановлены все сохранившиеся 28 зданий. Источник: http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1267424240.php См. также: http://adsl.zveronline.ru/projects/a...ite_v_trolley/ ***** В XI столетии христианство из Норвегии стало распространяться и в Исландии, где каркасное церковное строительство из-за отсутствия достаточного количества древесины было существенно затруднено. Поэтому местное население предпочитало использовать для сооружения храмов тот же материал, что использовался для строительства жилых зданий — торф. Один из древнейших храмов Исландии на ферме Núpsstadur, основанной до 1200 года, к сожалению, в первоначальном виде не сохранился, и несколько раз капитально перестраивался: ![]() Торфяная часовня на ферме Núpsstadur. ![]() Стоит на месте древнего храма Св. Николая с 1650 г. ![]() Архитектура этого храма, по сути своей, мало чем отличается от других хозяйственных построек фермы Núpsstadur, которые также считаются «очень древними». ![]() Старейшим храмом Исландии считается Grafarkirkja, стоящая в глубине фьорда Skagafjörður на севере страны, в 300 метрах от берега. Она основана епископом Gísli Þorláksson из Hólar в 1690 г. Отреставрирована в 1950 году. ![]() Внутренняя отделка выполнена известным в то время мастером по дереву Guðmundur Guðmundsson, чья резьба в стиле барокко видна и на алтаре и на крае крыши у фронтона. Традиции торфяного церковного строительства в Исландии сохранялись вплоть до конца XIX века. ![]() Торфяной храм Св. Климента в Хофе, Исландия. 1884 г. Источник: http://cheaptrip.livejournal.com/23913315.html Последний раз редактировалось Klerkon: 10.09.2016 в 21:16. |
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
Тэги |
странах, северных, других, Исландии, церкви, история |
опции темы | |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы & Форумы | Ответов | Последнее сообщение |
Скандинавия вооружается и вооружает других | norfin | Всемирная история, политика | 82 | 26.09.2012 20:57 |
Русские группы, поющие на других языках... | SiDDy | Музыка | 34 | 31.03.2012 20:03 |
В северных странах придумали новый вид спорта | Newsmaker | Новости | 0 | 02.04.2006 15:25 |
Изучение шведской и других моделей защиты населения | Cavedweller | Новости | 0 | 07.07.2005 00:30 |
Христианство в Скандинавских странах | kristmunkur | Философия | 6 | 11.05.2005 20:19 |
Реклама | |
![]() |