![]() |
|
![]() |
#1 |
Senior Member
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.256
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Сегодня попалась мне в руки книга Ю. Аненнкова "Дневник моих встреч". Почитайте, не пожалеете. Так тонко наметить штрихи к портретам известных людей, мог только художник.
Навеяно Анненковым. Был такой странный, молчаливый поэт с вечно испуганными глазами. Он называл себя председателем Земного Шара. Как просто было посмеяться над бытовым кретинизмом Хлебникова, а он ведь и умер от голода и истощения, так же тихо - никому не жалуясь, все так же наблюдая за своими "медведЯми, пробежавшими по тихим ресницам". Я долгое время искала стихи Хлебникова (увлекалась футуристами, особенно Маяковским). Каждый день со своим другом ходили в Национальную библиотеку, негде было встречаться, любили читать (к тому же незабываемое впечатление, уединившись в читательном зале, уже перед закрытием, лежу на книге, мой тихий друг медленно расчесывает мои волосы, каждую отдельно... Последний звонок... Пора прощаться с Хлебниковым и с моим другом). Большое издание держу в руках, множество странных стихов, совсем непонятных, милых, трогательных, чересчур заумных. Потом вдруг онемела моя подруга Байба. Каждый день мы с ней ехали в университет в одном и том же троллейбусе и вели молчаливый диалог, очень похоже, как описывает Анненков: "Мы молчали. Хлебников пристально на меня смотрел, я отвечал ему тем же. Не нарушая молчания, мы не останавливали наш разговор. Однажды заметив, что Хлебников закрыл глаза, я неслышно встал со стула, чтобы покинуть комнату, не разбудив его. - Не прерывайте меня, - произнес вслух Хлебников, не открывая глаз, - поболтаем еще немного. Пожалуйста!" (с) Анненков Немного помолчать захотелось. Пусть он говорит: В этот день голубых медведей , Пробежавших по тихим ресницам, Я провижу за синей водой В чаше глаз приказанье проснуться. На серебряной ложке протянутых глаз Мне протянуто море и на нем буревестник; И к шумящему морю, вижу, птичая Русь Меж ресниц пролетит неизвестных. Но моряной любес опрокинут Чей-то парус в воде кругло-синей, Но зато в безнадежное канут Первый гром и путь дальше весенний. У Мариенгофа описан один эпизод, очень характерный: Есенин говорит: - Велимир Викторович, вы ведь Председатель Земного Шара . Мы хотим в городском Харьковском театре всенародно и торжественным церемониалом упрочить ваше избрание. Хлебников благодарно жмет нам руки. Неделю спустя перед тысячеглазым залом совершается ритуал. Хлебников, в холщовой рясе, босой и со скрещенными на груди руками, выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты посвящения его в Председатели . После каждого четверостишия, как условлено, он произносит: - Верую. Говорит "верую" так тихо, что мы только угадываем слово. Есенин толкает его в бок: - Велимир, говорите громче. Публика ни черта не слышит. Хлебников поднимает на него недоумевающие глаза, как бы спрашивая: "Но при чем же здесь публика?" И еще тише, одним движением рта, повторяет: - Верую. В заключение, как символ Земного Шара , надеваем ему на палец кольцо , взятое на минуточку у четвертого участника вечера - Бориса Глубоковского . Опускается занавес. Глубоковский подходит к Хлебникову: - Велимир, снимай кольцо . Хлебников смотрит на него испуганно и прячет руку за спину. Глубоковский сердится: - Брось дурака ломать, отдавай кольцо ! Есенин надрывается от смеха. У Хлебникова белеют губы: - Это... это... Шар ... символ Земного Шара ... А я вот - меня... Есенин и Мариенгоф в Председатели ... Глубоковский , теряя терпение, грубо стаскивает кольцо с пальца. Председатель Земного Шара Хлебников, уткнувшись в пыльную театральную кулису, плачет большими, как у лошади, слезами. |
![]() |
#2 |
Senior Member
Регистрация: 02.2005
Проживание: Санкт-Петербург
Возраст: 41
Сообщений: 1.258
Репутация: 0 | 0
|
![]()
(голосом Ежика в тумане): Псих...
Но стихи у него ничего |
![]() |
#3 |
Senior Member
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.256
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Modus, неужели тебе нравятся стихи Хлебникова? Ни за что бы не подумала.
![]() |
![]() |
#4 |
Senior Member
Регистрация: 02.2005
Проживание: Санкт-Петербург
Возраст: 41
Сообщений: 1.258
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Я же не написал: классные. Я написал: ничего
|
![]() |
#5 |
Senior Member
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.256
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Аааа... Ничего хорошего? Ну, тогда ты чересчур предсказуем.
|
![]() |
#6 |
Member
Регистрация: 02.2003
Проживание: Чкаловск
Сообщений: 763
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Мой любимый поэт наверно. Был математиком, орнитологом, филологом, историком, фольклеристом, славянофилом и гениальным поэтом. Умер от паралича и голода в богом забытой избе.
|
![]() |
#7 |
Senior Member
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.256
Репутация: 0 | 0
|
![]()
solus, по разным сведениям - умер от гангрены в ногах и от истощения - не было еды.
Вот одно из моих любимых стихотворений (не представляю, как оно звучало бы из уст скромного и тихого Хлебникова): Еще раз, еще раз, Я для вас Звезда . Горе моряку, взявшему Неверный угол своей ладьи И звезды: Он разобьется о камни, О подводные мели. Горе и вам, взявшим Неверный угол сердца ко мне: Вы разобьетесь о камни, И камни будут надсмехаться Над вами, Как вы надсмехались Надо мной. |
![]() |
#8 |
гость
Сообщений: n/a
|
![]()
Крылышкуя
Золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза Уложил Прибрежных много Трав и вер "Пинь-пинь-пинь," - Тарарахнул зинзивер. ( по памяти, поэтому за точность не ручаюсь ) |
![]() |
#9 |
Senior Member
Регистрация: 03.2004
Проживание: Латвия, Рига
Возраст: 45
Сообщений: 2.924
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни. |
![]() |
#10 |
Senior Member
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.256
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Erichka, это тоже одни из любимых, но их я попридержала. Помнится, мы даже песню на эти стихи сделали. Давно это было.
А у "АукцЫона" есть целый альбом на стихи В. Хлебникова. Вот это еще очень нравится и в варианте "АукцЫона": Чудовище - жилец вершин, С ужасным задом, Схватило несшую кувшин, С прелестным взглядом. Она качалась точно плод, В ветвях косматых рук. Чудовище, урод, Довольно, тешит свой досуг. 1909 |
![]() |
#11 |
Member
Регистрация: 06.2005
Проживание: Черкесск
Сообщений: 116
|
![]()
Сколько ни читал Велю, не могу понять в чем соль. Не воспринимаю его стихи. Есть пара-тройка, которые нравятся своей оригинальностью - игрой слов, не более. Но та же крастоа игры слов - у Бродского. Она у него отточена, слажена, гармонична. Ваще кайф его стихи..недавно для себя открыл. А у Хлебникова это выглядит как неправильная фигура, какие-то эксперименты, новеллы, неологизмы..
|
![]() |
#12 |
Senior Member
Регистрация: 12.2003
Проживание: Рига
Сообщений: 2.256
Репутация: 0 | 0
|
![]()
batabid, именно потому, Хлебников всегда считался поэтом для поэтов.
|
![]() |
#13 |
Member
Регистрация: 08.2005
Сообщений: 171
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Сорри, конечно, за небольшой оффтоп, но
Где можно ознакомиться с творчеством А. Крученых? |
![]() |
#14 |
Member
Регистрация: 09.2004
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 542
Репутация: 0 | 0
|
![]()
http://www.mafia.ru/library/BOOK/RUS...XEY/index.html
Иди сюда. Или сюда http://poetrus.by.ru/141/141s-2.htm А вот здесь неизвестные: http://futurum-art.ru/archiv/4_2002/kruch.htm |
![]() |
#15 |
Member
Регистрация: 08.2005
Сообщений: 171
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Некий Никто, спасибо.
|
![]() |
#16 | |
banned
Регистрация: 03.2006
Сообщений: 26
|
![]() Цитата:
Мы тут немножко поспорили на форуме по Стругацким. Разрешите мне привести небольшую цитату из "Литсетки", которая (цитата) соединила темы двух важных форумов Valhall-ы: "Для меня идеальный писатель-фантаст – это оператор новаторских образов и самобытных метафор. Это мыслитель с личностью размера Велимира Хлебникова или Олафа Стэплодона. Писатель-фантаст – это "пророческий ум" (конец цитаты из Велимира Хлебникова), в работе с метафорами уподобляющийся мозгу математика, оперирующего числами. Трудные для понимания книги Хлебникова и Стэплодона могли бы стать библиями новой цивилизации. Но массовые формы получил постмодернизм. В рассказе "Утес из будущего" Хлебников дает образец фантастики, ушедшей в сторону противоположной издательской магистрали ХХ века. "Снять одежды… - это значит… перестроить струны государства", - с редкой художественной силой по-новому выражал Хлебников в рассказе "Утес из будущего" традиционный образ "государства как тела из граждан". Ничего подобного во всем массиве современной фантастики не наблюдается. Проблема в том, что демонстративное игнорирование Хлебникова основано на лицемерии. "Дадим им стеклянные латы от стрел мороза", - призывал Хлебников в рассказе "Утес из будущего". С одной стороны, советская НФ не пошла по обозначенному пути, свернув на замусоренную тропу англоязычного плагиата. С другой стороны, новаторские образы Велимира Хлебникова настолько были плотью от плоти русской цивилизации, что постоянно эксплуатировались авторами, издателями и иллюстраторами. В качестве примера можно вспомнить обложку одной из книг советской фантастики ("Лунная радуга" С. Павлова), где спортивного вида мужчина в плавках стоял рядом со львом на темной траве (уместнее было бы - на льду). То есть, семиотически соблюдался хлебниковский канон и персонаж получал чаемые "стеклянные латы от стрел мороза", но иллюстраторами, автором и издателем под картинку подводилась иная идеология (йога или что-то иное, инородное). Если бы советская фантастика как форма пропагандистской работы с молодежью зиждилась на хлебниковском фундаменте, то советская цивилизация не уподобилась бы гиганту с гнилой основой. Гении вроде Хлебникова укрепляют дух. Златолюбивые обывателями вроде Стругацких разлагают личность и общество, аннигилируют тот стержень вокруг которого можно было бы собрать читателя как систему. Иногда возникает ощущение того, что властями и издателями преследовалась цель уйти как можно дальше от животворных основ. Все то, что посеял фантаст Велимир Хлебников, загубили на корню братья Стругацкие. Еще теоретически существовала возможность прорыва хлебниковского опыта в советскую фантастику, возводимую на героической парадигме Ивана Ефремова, но подобный шанс с корнем выкорчеван беллетристами-обывателями вроде Стругацких, Лукодьяновых и т.п. Вместе с тем следует признать, что Стругацкие выполнили поставленную перед ними задачу, которая заключалась в том, чтобы запутать читателя и оболгать мироздания до степени полного непонимания потребителем цивилизационных основ. Социология стругацкомании свидетельствует о том недопустимо низком уровне понимания Велимира Хлебникова как нормативного писателя-фантаста. При временном разрыве всего в три десятилетия, при семейной гордости за отца-партработника с революционным прошлым не может не удивлять тотальное отсутствие свободы в беллетристике Стругацких, разительно не совпадающей с вектором движения художественной мысли Хлебникова. Еще предстоит объяснить тот факт, почему переход от вселенской радости создателей новых миров к поэтизации тайной полиции ("Хищные вещи века", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер" и др.) и корпоративному подглядыванию ("Трудно быть богом") не сопровождался ростом протестного начала у читательской массы?" http://polygamist.narod.ru/0700/0027.htm |
|
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
Тэги |
Хлебникове, Велемире |
|
Реклама | |
![]() |