![]() |
|
![]() |
#1 |
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
О Свентовите из Арконы известно многое.
Хотелось бы узнать, существуют ли еще упоминания о Свентовите, кроме упоминаний у Гельмольда и Саксона Грамматика. А так же, какие артефакты, относящиеся к данному божесту, найдены на сегодняшний день, и на какой территории? |
![]() |
#2 | |
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
|
|
![]() |
#3 |
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Hrafn V., А как думаете, европейцы его имеют в виду, когда пуишут "Svantovit from Estland"? Просто как-то читала статью, но в com-зоне, сейчас почему-то не могу найти, и там это словосочитание фигурировало. Причем было написанно "известный Свентовит", и я все гадала Збручский или не Збручский... Только там еще говорилось, что у него было три головы (и я точно уверена, что имелось в виду не трехчастная структура мира)... Это меня привело в легкое замешательство.
И вот я подумала, что может еще что-то есть... |
![]() |
#4 |
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Инга Доберман,
честное слово, ничего не знаю про "Svantovit from Estland". Если не недоразумение, то можно предположить, что под "Эстляндией" понималось нечто другое, например, в античности и раннем средневековье эстами (айстами) называли некое, по всей видимости, балтское племя, ибо оные жили в янтарной области. Святовит же, как известно, считается "прусско-западнославянской" принадлежностью. Впрочем, ещё раз, просто не знаю про Эстляндию. Что касается самого Святовита, то ведь у него было четыре головы (ипостаси?), каковые имелись и у пропавшего "Збручского идола"- http://pagan.ru/i/idol8.php Вдогонку: О верованиях примитивных "древних эстонцев" (сами они себя в древности так никогда не называли) см. небезынтересный документ http://www.folklore.ee/folklore/vol26/sutrop.pdf, хотя то, что там выписано из В.Н.Топорова, лажа необыкновенная (как почти всё у него - интересно, но глупо). |
![]() |
#5 | ||
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Hrafn V.,
Цитата:
Цитата:
Если смотреть по географии, то в прибалтийских землях еще широко известными являются Ретра и Щецин. Но там, если мне память не изменяет, были культовые центры Триглава и Чернобога... P.S. Вру: Ретра - Радогост. |
||
![]() |
#6 | ||
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Цитата:
Ссылка, что я дал, относит Триглава к Хорватии, упоминая, впрочем, находки "мелкой пластики с изображением трёхголового существа" в Прибалтике. Я так думаю, что селений с назв. "Ретра", "Радогост" не было - "Radogost, naczelne bóstwo wieleckiego plemienia Redarów". От имени "Радогост" топоним был бы "Радогощ" - Radogość. Впрочем, немцы могли и перепутать многое. |
||
![]() |
#7 | |||
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Hrafn V.,
Цитата:
Цитата:
Вопрос в том, кто проживал на территории Польши 1,5 тыс. лет назад. Цитата:
![]() |
|||
![]() |
#8 | ||||||
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
||||||
![]() |
#9 | |
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Hrafn V., да не, посмотрела по карте - Лифляндия ниже. Это все-тки Эстония.
Цитата:
![]() |
|
![]() |
#10 | ||
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Цитата:
Тогда там славян, скорее всего, ещё не было. (2) "Венеды" - такого славянского племени не было. "Вендами" называли немцы зап. славян вообще. Но да, это было воспоминание о прежде живших у Прибалтики венедах/венетах, которые по мнению одних, были кельтами, по мнению других - иллирийцами. Но даже их отношение к тем венетам, от которых Венеция, не вполне ясно. (3) О трёхликом идоле хотелось бы подробнее, что конкретно Вы имеете в виду. |
||
![]() |
#11 | |||
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Hrafn V.,
Цитата:
![]() Цитата:
Ну думаю, что особой ошибки назвать их "венедами" не будет, т.к. это может быть и не самоназвание, зато название объединяющее целую группу племен, не называть же каждое в отдельности, а так когда мы гворим "венеды", о сразу становиться понятен регион и временная эпоха. Цитата:
![]() |
|||
![]() |
#12 |
Member
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Упоминания о Свентовите
Svantevit бог плодородия и войны согласно чешскому средневековому словарю "Mater Verborum" (13 век) — "Ares, bellum", "Mavors: Mavortem poete dicunt martem" Составитель сорбо-лужицкого пантеона А.Френцель несколько веков спустя говорит о нем, как о “De Svantevito, Deo Soraborum Slavorumque supremo” в главе своей книги Abraham Frentzel. Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque Slavorun, In quo Slavorum antiquitatues, multague hastenus obscura illustrantur,aut minus recte intellecta & scripta corriguntur, 1719 "Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Черным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы "Древний Вит". С большой головой, густой бородой он сокрее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом" ("История Каменской епархии", 17 век). А веком ранее сообщалось: "Изображение идола Руяны, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом." (Давид Хитреус. Саксонская хроника, 16 век). Таким образом Световит и Белобог - это одна и та же суть, но под разными именами Единого доброго бога. Желая найти материалы про Свентовита, надо точно понимать, что это иное имя Белобога. |
![]() |
#13 | |
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Иггельд, Спасибо, очень интересная инфа.
![]() Цитата:
|
|
![]() |
#14 | |
Member
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Радегаст (Радогост, Радигощ) - это совсем иной бог, отличный от Свентовита. Разница между ними очевиднейшая. Свентовит - это бог богов, Радегаст - бог света, подобный Митре или Фрейру (к слову и вепрь Золотая Челка, будучи вепрем Фрейра-вана имеет своего аналога тут в виде вепря Радегаста, выходящего из озера близ храма Радегаста). Свентовит сопоставляется с противником Чернобога - Белобогом. Это сущность более первичная, один из двух демиургов-творителей в дуалистическом мифе. Радегаст - это сын Сварога, внук Кродо (Кръта), молодой бог, западно-славянский Даждьбог."Mater Verborum"— "Radihost vnuk Krtov", то есть уже в 13 веке чехи точно отделяли Радегаста от Свентовита в своем толковом словаре. Свентовит - Белый Свет, Радегаст-Сварожич-Даждьбог - солнечный свет. Крупнейший культовый центр Сварожича-Радегаста располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь – 953 г. разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь как Радигош. Радогощ – на его роль претендуют два городища – это либо Погар на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу от Севска и к западу от Крома. Священным животным Даждьбога – Радегаста считался лев(как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича изображали либо с львиной головой (Ретра), либо едущим на колеснице, запряженной львами. Отметим, что корень “рад” обозначал у славян солнечный свет, отсюда и “радуга” – солнечная дуга. Того же “солнечного” корня и слово “радость, радасть” – т.е данное лучами (ср. лат. radiо) солнца. Отсюда имена Радегаст, Радогош состоят из трех слов: Рад – солнечный, “да”, до” по аналогии с Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а “гаст”, “гош” семантически близко со словом “гость”. Иными словами эти имена, возможно, обозначают: “гость дарующий солнце и солнечный свет”, или посланник богов, принесший силу света и солнца в дар. В этом случае восточнославянский Дажьбог и западнославянский Радегаст суть разные имена одного и того же бога – Сварожича. Френцель говорит о нем, как о “De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo” - Радегаст в сербо-лужицком пантеоне фогура не менее значимая, чем даже сам Свентовит, но он не тождественен Свентовиту - богу богов. |
|
![]() |
#15 | ||
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Иггельд,
Цитата:
Радогост : Радогост+jь = Радогощ (позже и -ща) По той же модели: Ярослав : Ярослав+jь = Ярославль (со вставным л) Володимер : Володимер+jь = Володимерь (позже Владимир) И так далее. В Поочье таких топонимов сотни. Город на Оке называется не Кром, а Кромы Цитата:
|
||
![]() |
#16 |
Member
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Вы явно внесли революцию в лингвистику, "женского рода"... Стало быть Радогощ и Велегощ - женского рода, я правильно вас понял?
Дитмар Мерзебургский (Титмар Мержиборжский) (ранее 1018 г), "Хроника" : "Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех пиходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз.Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят ИДОЛЫ БОГОВ РУЧНОЙ РАБОТЫ, СТРАШНЫЕ НА ВИД, В ПОЛНОМ ВООРУЖЕНИИ, В ШЛЕМАХ И ЛАТАХ, НА КАЖДОМ ВЫРЕЗАНО ЕГО ИМЯ. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич. Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам... Радигощ (-гошь), конечно притяжательное от мужского рода, как и Велегощ (-гошь). :Город на Оке называется не Кром, а Кромы Как на карте написано, так и пишу. :Корень "рад" не означал у славян "солнечный свет". Этот корень не имеет ничего общего с латинским словом. Стало быть слово радуга не имеет отношение к свету. Добро. А я полагал, что Мост Хеймдалля имеет прямое отношение к белому асу и свету. |
![]() |
#17 | |||||||
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Цитата:
Чагодощь (<*Чадогощь), Пирогощь (вспомните, из СПИ, "к Богородице к Пирогощей") и т.п. - этимологически представляют собой прилагательные женского рода, а личные имена - Радогост(ь), Велегост, Пирогост, Мирогост, и т.д. - конечно же, мужские. Цитата:
http://sashagud.home.nov.ru/codes/11.htm Одного взляда на карту недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы, тем более, что советские (топо)карты, действительно, изобиловали грубейшими ошибками. Топонимику нужно знать "в лицо". Цитата:
так что достаточно ранние (греческие, например) источники передают имя, которое мы знаем как "Радогост", в виде "Ardagast". Следовательно, славянский корень не может быть связан с лат. radius. Цитата:
|
|||||||
![]() |
#18 | ||
Member
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Тогда потрудитесь поправить переводчика
Я полагаю, вы равны ему по образованию и статусу в лингвистическом мире. Дитмар Мерзебургский (ранее 1018 г) "Хроника": "Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы ... ОН, ГОРОД, РАДИГОЩ - мужской род РАДИГОЩ (т.е. принадлежащий Радегасту) Цитата:
Где и в каких текстах на греческом проводится соответствие между Радегастом и Ардагастом? Где и в каких текстах коррелируют индоевропейские корни -ard и -rad? Я вижу, что у вас явное желание и Свентовита со святым Витом связать по тому же принципу. Цитата:
Англо-норманнский хронист Ордерик Виталий, 1068 год, пишет так: "Лютичи не знали истинного Бога, но, опутанные сетями невежества, поклонялись Гводену, Туру и Фрее и другим ложным богам или скорее бесам" Итак, вы станете утверждать, что славяне поклонялись Одину, Тюру и Фрейе? Иди все же соблаговолите признать, что современники равно пользовались для одних и тех же Богов именами и скандинавскими и славянскими, там, где это было необходимо? |
||
![]() |
#19 | |
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Говорим же мы "город Москва" ? Или в украинском, польском, чешском - "город" = "мiсто", "miasto", и т.п. - среднего рода, в немецком же (внимание!) Stadt - женского рода. Так что всё O.K. |
|
![]() |
#20 | |
Member
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Возьмите Ипатьевскую летопись, 1147 год, город вятичей Домагощ, в мужском роде (II, 30. л.126 вниз) см . также Зайцев А.К. Домагощ и границы “вятичей” XII в. // Историческая география России. XII - начало XX в. М., 1975. Домагощ в мужском роде, стоял, основан, был Москва в женском роде, стояла, основана, была Последний раз редактировалось Иггельд: 11.01.2006 в 23:03. |
|
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
Тэги |
Свентовит |
|
Реклама | |
![]() |