![]() |
|
![]() |
#1 |
Senior Member
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.902
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Как обычно объясняется происхождение мотива такого корабля, каков его генезис? Кажется, в других культурах ничего подобного нет.
И еще. Как я понимаю, Naglfar - это от nagl и fara. Простое сложение корней типа русского "паровоз"? |
![]() |
#2 |
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]()
В "поэтической Эдде" сказано "Naglfar losnar", "Нагльфар отвязался", т.е. отплывает. Про связь с ногтями мертвецов сказано только у Снорри.
Есть и альтернативные этимологии, например, Халльвард Ли считает название метонимичным, не "Ногтеплав", а "Гвоздеплав", - корабль сделан из большого количества планок, сшитых гвоздями. Тогда, значит, Снорри просто попытался ad hoc объяснить суеверие. |
![]() |
#3 |
Senior Member
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.902
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Hrafn, большое спасибо за комментарий.
Я молчал только потому, что по теме ничего нового от себя добавить, к сожалению, не могу. Мне просто было интересно, что об этом известно. Этимология через nagli ("гвоздь"), а не nagl ("ноготь") лично мне нравится гораздо больше, потому что она все ставит на свои места. А сам по себе мотив корабля вполне характерен для скандинавской культуры. Только если это так, то зачем Снорри понадобилось придумывать такое сложное, искуственное объяснение? Он и сам вполне мог догадаться, что корабль зовется "Гвоздеплавом". Слава богу, древнеисландским владел в совершенстве. ![]() |
![]() |
#4 | |
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Ну вот люди, живущие в России - в совершенстве владеют русским, да ? А сколько гуляет дичайших этимологий, весьма благосклонно воспринимаемых публикой, типа Астафьево из "Оставь ево" или Ворскла из "вор скла". |
|
![]() |
#5 |
Senior Member
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.902
Репутация: 0 | 0
|
![]() |
![]() |
#6 | ||
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]() Цитата:
Цитата:
|
||
![]() |
#7 | |
Senior Member
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.902
Репутация: 0 | 0
|
![]()
А как было бы по-исландски "Гвоздеплав"? Тоже Naglfar?
Цитата:
И еще, насчет владения языком. Думаю, что Снорри - не ровня какому-нибудь дяде Васе из соседней котельной, и свой язык он действительно знал. Так что он мог только записать такую этимологию (с другой стороны, зачем?), но не выдумать. |
|
![]() |
#8 |
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Дражайший Ankhu, поиск рулит! http://valhalla.ulver.com/f66/t6743.html
Вполне можно было бы продолжить и эту тему. ![]() Имхо, ногти -весьма разумно и закономерно. Гвозди? А были ли так сильно распространены и популярны гвозди в эпоху создания Эдд? И что такого особенного в гвоздях, что они должны были стать символм корабля смерти? |
![]() |
#9 | |
Senior Member
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.902
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Инга, видели уже.
Но Цитата:
Согласен, можно было не создавать отдельной темы. |
|
![]() |
#10 |
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Инга Доберман
В первых строках своего письма выражу законную гордость и глубокое удовлетворение Вашим возвращением. Выскакиваете. как чёртик из табакерки. Во вторых строках своего письма скажу, что не гвозди особенные, а просто "корабль" (любой) метонимически (не подумайте дурного) мог быть назван "Гвоздеплав". Ибо таки да, использовали жуткое количество гвоздей при его постройке. Чертёж гвоздя of the period в данный момент представить не могу, но могу потщиться отыскать. И ещё: в "Старшей Эдде", не сказано, что такое в точности есть Нагльфар. Кстати, и другое. не менее славное судно "Скидбладнир" - тоже ведь метонимия = "Состоящий из дощечек". Про его складность говорится дополнительно и отдельно. В третьих строках своего письма заявляю, что жду ответа, как нахтигаль суммера. Ankhu Во многих случаях при словосложении от первого слова остаётся только основа, во всяком случае, нет соединительной темы, как в русском. Иногда, впрочем, остаётся окончание родительного падежа, если слова не до конца "слиплись". А "гвоздь" и "ноготь" - всё таки однокоренные слова. И идея, опять же, не моя, я вам её лишь пересказал. Суеверие, которое я подразумевал - необходимость обрезать покойникам ногти. PS Откуда взялось суеверие, что ногти и волосы растут после смерти ? Я этого не наблюдал. |
![]() |
#11 | ||
Junior Member
Регистрация: 05.2006
Проживание: Middle-Earthe
Сообщений: 58
|
![]() Цитата:
Про ногти в суевериях. Весьма вероятно, что было некое представление об особой роли ногтя в судьбе человека. В частности, в Речах Сигдривы упоминается, что руны нарезаны, в том числе, на ноготь норны. Если учесть, что остальные предметы с рунами, упомянутые в том списке, наделяют своих "обладателей" особыми качествами (копыто Быстрого и ухо Раннего и т.д. и делают их таковыми - быстрым и ранним (просыпающимся от крика петуха Золотой Гребень и т.д.)), то ноготь норны и должен "делать" ее норной. В добавление можно сказать, что в средневековой континентальной Европе (Англия, Германия) были поверья, что в натертом маслом ногте владельца можно увидеть его судьбу (как в волшебном зеркале). А в Исландии (правда, довольно поздно) зафиксировано поверье, что по состоянию ногтей можно предсказать ближайшее будущее их владельца. Возможно также, что ногти были связаны со способностью человека быть очарованным или противостоять чарам. В частности, в тех же Речах Сигдривы упоминается заклинание против возможного очарования (м.б. и отравления - см. аналог в саге об Эгиле), требующее нанесение руны на ноготь. В поздней Исландии также была легенда о некоем колдуне Йоуне, который изгнал насланное проклятие из своей жены, нанося руны на каждый из ее ногтей. Так что возможно, что либо Нагльфар обладал какой-то особой судьбоносностью (или был связан с судьбой или ее определением), либо был связан с чарами (либо противостоянию им). Цитата:
Так ли это - не знаю. |
||
![]() |
#12 |
Senior Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Vínland
Сообщений: 2.795
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Eugene,
К чему извинения. Вмешались, и хорошо. Насчёт ногтей: так обрезание их у покойника какой смысл могло иметь - обрубить его связи с этим миром, чтоб он уж не являлся, в виде спектера или ещё как? или чтоб он чего-то важного в тот мир не унёс? |
![]() |
#13 |
Senior Member
Регистрация: 07.2004
Возраст: 46
Сообщений: 1.642
Репутация: 0 | 0
|
![]()
В оккультизме рекомендуется не выкидывать обрезанные ногти, а сжигать их, т.к. якобы они сохраняют связь с человеком (или несут в себе информацию о нём), что могут использовать тёмные силы.
Тут у меня есть другое сомнение - а использовали ли скандинавы середины 1-го тысячелетия гвозди при изготовлении лодок или они сшивали их другим способом? |
![]() |
#14 |
Senior Member
Регистрация: 01.2004
Проживание: Таллинн
Сообщений: 1.589
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Судя по гокстадскому кораблю - да, использовали. Обшивка на нем крепилась при помощи железных заклепок, которые вполне можно приравнять к гвоздям. Кроме того, иногда использовались дубовые крепления - штырьки, под которые предварительно сверлились отверстия. Их тоже вполне можно соотнести с гвоздями.
С этой точки зрения, "гвоздоплав" можно трактовать не как "корабль из гвоздей",а просто как корабль, при строительстве которого было использовано очень много гвоздей. |
![]() |
#16 |
Member
Регистрация: 09.2004
Сообщений: 436
Репутация: 13 | 4
|
![]()
Пожалуй, поэты понимали в позднее время "нагль-" в слове Нагльфар и как гвоздь, и как ноготь. Тем более, что корректнее было бы переводить как заклёпки, а не гвозди.
Думаю, что образ нагльфара восходил одновременно и к кораблю (воспоминание о древней исторической экспансии людей с юга???) и дракона-змея-драккара. Мифологогемное и двоякое восприятие для древних сказаний вполне нормально. Мировое дерево, например, было миром, входя в транс шаман входил в транс и взбирался на него на ритуальном животном. В поздних захоронениях проводником мертвеца вместо птицы или зверя становился "конь хляби", т.е. ладья.... ЗЫ. Немного не в тему, но нашёл в скандинавских мифах параллели богов (приведу кратко список, если надо - могу цитаты и свои комментарии дать): Хеймдалль против Локи, Фрейр против Сурта, Фрейр и Хеймдалль имеют девять сестёр/матерей (см. Песню о Солнце и Мл. Эду), Риг может происходить из Фригр-Фрики, Фрейр и Хеймдалль имеют в отцах богов моря (Ньорд и Эгир), Локи и Сурт правят Нагльфаром, Фрейр владеет сейдом, а Хеймдалль заложил слух "источник Мимира", Локи и Хеймдаль сражались за ожерелье Брисингагамен, принадлежавший Фрейе-Фригг, Фрейр покровительствует браку, а Риг "приходил" к предкам (песнь о Риге), и т.д. Думаю, что Хеймдалль = Фрейр, Локи = Сурт, Эгир = Ньорд. Или когда-то они были едиными богами. |
![]() |
#17 | |||
Senior Member
Регистрация: 03.2005
Сообщений: 1.785
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Hrafn V., а я и не пропадаю
![]() Представленные вами примеры значиельно расширяют возможность трактовки... гвозди тоже выглядят довольно логично. Цитата:
ЗЫ: ждем обещанного гвоздя! ![]() Ankhu Цитата:
Что до корабля демиурга (-ов) - явление распространенное, так как "тот свет" для бреговых народнов - вода. Можно предположить, что Нагльфар вырастает из них, т.е. кораблей демиургов. Tildr Цитата:
|
|||
![]() |
#18 | |
Junior Member
Регистрация: 05.2006
Проживание: Middle-Earthe
Сообщений: 58
|
![]() Цитата:
Только я бы предположил, что не явиться он должен не потому, что обрублены его связи с этим миром, а потому, что его не смогут принудить явиться. Мотив покойника, поднятого злым колдуном, чтобы вредить живым, насколько я знаю, был распространен в Исландии. Если живого человека возможно заклясть или освободить от заклятия через его ногти, то, возможно, было представление, что то же можно проделать и с мертвецом. Ну и для предохранения от этого нужно обрезать ногти. С другой стороны, мертвецы иногда "поднимались" из-за "неправильного" захоронения (по языческому обряду или из-за неисполнения последней воли и т.д.). В то же время в Эдде рекомендуется хоронить мертвецов омыв им лицо и причесав волосы. А в саге об Олаве Святом есть упоминание, что после смерти Олава его тело очень долго оставалось как живое, на нем росли волосы и ногти и т.д. И его потомки в течении некоторого времени должны были ходить в его захоронение и подстригать ему волосы и ногти, чтобы он лежал "как полагается". Так что есть еще одна версия - подстриженные ногти - один из атрибутов "правильного" захоронения, без которого мертвецы могут вернуться в наш мир. Возможно, определенной истинностью обладают обе версии - предохранение своих мертвецов против попыток их "поднять" - тоже элемент "правильного" захоронения. В любом случае получается, что элементы "неправильного" захоронения и создают тот корабль, на котором мертвецы могут приплыть обратно в наш мир, чтобы вредить живым (подобно тому, как в мир смерти тоже уплывали на корабле). Разумеется, в сознании средневекового человека это должно было оформляться немного иначе. Однако легенды о том, как нечто малозначительное в нашем мире превращается в нечто существенное в мире ином, были. Достаточно вспомнить легенду о том, что башмак Видара будет сделан из обрезков кожи, оставшихся от изготовления обуви. В христианской средневековой Европе были легенды о том, как монашеские и нищенские одеяния на том свете превращаются в парадные одеяния, как поданые нищим корки превращаются в пиршественные блюда. И наоборот. Т.е. некая причина спасения или погибели превращается в образ средства ее исполнения. В рамках подобной логики, причина "поднятия" немертвых действительно должна превращаться в образ средства поднятия - в данном случае, в корабль, как в средство доставки в Хель и обратно. Последний раз редактировалось Eugene: 30.03.2007 в 01:46. причина: дополнение |
|
![]() |
#20 | |
Senior Member
Регистрация: 04.2006
Проживание: Санкт-Петербург
Сообщений: 1.902
Репутация: 0 | 0
|
![]()
Татанка,
Цитата:
![]() |
|
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
Тэги |
naglfar |
опции темы | |
|
Реклама | |
![]() |