Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие форумы > Новости
Регистрация

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 12.09.2007, 20:45   #1
Junior Member
 
аватар для Høgni
 
Регистрация: 09.2007
Проживание: St. Petersburg
Сообщений: 43
Репутация: 0 | 0
Flag Nor Архипелаг раздора

В последние годы Россия занимает жесткую позицию на международной арене, последовательно отстаивая свои стратегические интересы в экономической и политической сфере. Среди последних тенденций нельзя не заметить активизацию Москвы в остром международном вопросе раздела арктических территорий и ресурсов. Долгое время области с суровыми климатическими условиями мало интересовали северные страны, которые претендовали на них, поэтому императива проводить четкие границы и вступать по этому поводу в жесткие дипломатические дискуссии до недавнего времени не возникало. Почти нетронутые залежи углеводородов и других ресурсов в регионе делают эти территории весьма привлекательными для России, США, Канады, Дании, Норвегии, Исландии. Можно говорить о начале нового передела мира, в котором столкнутся эти страны. Россия своими действиями заявляет о том, что рассматривает Арктику областью своих интересов. Самым решительным шагом в этом направлении стала недавняя арктическая экспедиция, в ходе которой российские глубоководные аппараты установили российский флаг на дно Северного Ледовитого Океана, а ученые собрали образцы донной породы для определения границ континентального шельфа Евразии. Экспедиция также стала мерой, обозначающей присутствие России в этом регионе. Это необходимо для того, чтобы заявить свои права на арктические территории. Еще до начала арктической экспедиции в Москве принято другое принципиальное решение, призванное усилить влияние России в Арктике. 11 июля этого года Правительство РФ утвердило положение о правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Председателем комиссии утвержден вице-премьер Сергей Нарышкин. Шпицберген – крупный архипелаг к северу от Норвегии с особым международным статусом.

Комментируя ситуацию вокруг архипелага, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии, профессор Камиль Бекяшев напомнил, что правовой статус Шпицбергена и прилежащих вод определяется договором от 9 февраля 1920 года, в котором участвуют около сорока государств, в том числе Россия и Норвегия. Архипелаг - единственная в современном международном праве сухопутная государственная территория общего пользования. У него особый режим: он установлен не государственным собственником, а закреплен международно-правовым документом. В 1925 году Норвегия официально объявила Шпицберген частью Королевства Норвегии - административной единицей "Свальбард". Это не противоречит договору 1920-го года, так как договор признает "полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген". В 1932 году Россия приобрела в собственность земельные отводы Баренцберг и Тундра Богемана на территории архипелага.

В настоящее время в прибрежных водах архипелага Шпицберген сохраняется напряженная для российских рыбаков обстановка. Норвежская береговая охрана ежегодно арестовывает от трех до двадцати рыбопромысловых судов под флагом РФ и налагает на них административные штрафы. Все эти действия норвежских властей сопровождаются политической шумихой, что негативно отражается на российско-норвежских отношениях. И это несмотря на то, что георесурсы вод Шпицбергена являются частью единых трансграничных рыбных запасов, что предполагает единство управления ими с учетом общепризнанных норм международного права.

Декретом от 3 июня 1977 года Норвегия установила вокруг архипелага 200-мильную рыбоохранную зону и распространила действия своих правил рыболовства на эти воды. Россия не признаёт законным эти односторонние меры, поскольку они не соответствуют обязательствам, принятым на себя Норвегией по договору о Шпицбергене 1920 года. В 1994 году норвежские власти одобрили предписание по "регулированию промысла в рыбоохранной зоне архипелага Шпицберген". Его действие распространяется на суда всех стран. Предписание накладывает обязательство представлять в директорат по рыболовству Норвегии данные по уловам и о заходе и выходе судов из рыбоохранной зоны. На каждом судне должен заполняться промысловый журнал. Закон от 27 июня 2003 года о норвежских территориальных водах и прилежащей зоне устанавливает ширину этих вод в 12 миль, в том числе у берегов Шпицбергена. В период подписания договора от 1920 года территориальные воды Норвегии были шириной в три мили. Закон не устанавливает разрешительного режима рыболовства в этих водах иностранным рыбакам. В соответствии с этим законом Норвегия приняла правило регулирования рыболовства в своих внутренних и территориальных водах, которые требуют от иностранных судов соответствующего уведомления для входа туда и добыче ресурсов. Согласно Закону от 3 июня 1983 года о морском рыболовстве министр рыболовства вправе принять меры по ограничению рыболовства в территориальных водах вплоть до его запрещения. Между тем, в договоре 1920 года предусматривается свободный допуск в территориальные воды Шпицбергена всех государств-участников. Охранную зону официально признали только два государства – Канада и Финляндия. В нарушение договора 1920 года Норвегия распространила действие Закона о береговой охране на рыбоохранную зону Шпицбергена, что прямо указано в самом законе и на этой основе систематически арестовывает наши суда.

Российские рыбаки и сами нарушают правила промысла. Например, нашумевший траулер "Электрон", капитана которого Мурманский суд недавно признал виновным в браконьерстве, видимо, применял мелкоячеистые сети, селективную решетку и так далее. 44 судна, плавающие под российским флагом, занесены в "черный" список и за ними установлен особый контроль. Таким образом, в вопросе легитимности промысла российских судов в водах Шпицбергена создалась тупиковая ситуация. С одной стороны, договор 1920 года позволяет судам и гражданам договаривающихся сторон на одинаковых основаниях заниматься рыбным промыслом в территориальных водах Шпицбергена. За пределами территориальных вод водное пространство является открытым морем, и никто не должен ограничивать право других государств заниматься рыболовством. С другой стороны, согласно статьи 3 этого же договора граждане всех государств обязаны при ведении промысла соблюдать законы и постановления Норвегии. Но в данном случае речь идет только о территориальных водах Шпицбергена. Рыбные ресурсы в Баренцевом море являются едиными и трансграничными. Обе стороны неоднократно признавали, что запасы рыб, мигрирующих между разными зонами Баренцева и Норвежского морей, подлежат регулированию во всем ареале их распространения, включая район Шпицбергена. В целях защиты жизненно важных российских интересов на Шпицбергене и в его прилегающих водах, необходимы выработка единой государственной стратегии и координация деятельности российских организаций на архипелаге, как на суше, так и морских районах, вплоть до возможности применения политических и силовых средств.

Ранее существовала правительственная комиссия по Шпицбергену, но была ликвидирована. Опыт показал необходимость такого органа. Уже сейчас следует предпринять следующие действия: во-первых, ввиду отсутствия международно-правового механизма регулирования рыболовства в районе Шпицбергена предложить Норвегии разработать и подписать двусторонний протокол или иной документ о сотрудничестве в сохранении и рациональном использовании живых морских ресурсов в территориальных водах Шпицбергена и прилегающих к ним районам. Во-вторых, в Российской Федерации отсутствуют законодательные нормы, карающиеся судовладельцев, за нарушение правил рыболовства в зонах иностранных государств. Непризнание Российской Федерацией рыбоохранной зоны Норвегии вокруг Шпицбергена не освобождает российских судовладельцев от необходимости соблюдать норвежские правила рыболовства. Минсельхоз России совместно с Минюстом РФ должны разработать предложения по совершенствованию законодательных отраслевых нормативных правовых актов, касающихся применения санкций к нарушителям правил рыболовства в зонах других государств, включая районы архипелага Шпицберген. И эти предложения должны быть представлены на рассмотрение комиссии под руководством вице-премьера Сергея Нарышкина. В-третьих, Россия могла бы предложить Норвегии разработать и подписать меморандум о сотрудничестве в области отчетности, мониторинга и контроля над рыболовством в водах, прилегающих к архипелагу. В-четвертых, незамедлительно организовать постоянный контроль рыбоохранными судами Российской Федерации промысловых судов российских судовладельцев или размещать инспекторов на судах, которые занимаются промыслом в водах Шпицбергена. Недавно глава МИД Норвегии заявил, что Россия может прислать своих инспекторов для осуществления контроля своих судов в водах Шпицбергена. И в-пятых, рекомендовать российским судовладельцам обратиться в трибунал ООН по морскому праву с иском о нелегитимности установления Норвегией рыбоохранной зоны и ее принудительных действий в отношении российских рыбаков. И, последнее, в-шестых, необходимо возродить и разнообразить российскую хозяйственную деятельность на архипелаге Шпицберген.
k2kapital.com
Для отправления сообщений необходима Регистрация

опции темы

Похожие темы для: Архипелаг раздора
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Николай Спасский посетит норвежский архипелаг Шпицберген Newsmaker Новости 0 17.03.2006 17:32


Реклама
реклама
Buy text link .

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 12:44


При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.