Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Всемирная история, политика
Регистрация

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
старый 29.07.2011, 23:03   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.909
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 17
По умолчанию Побег русских невольников с турецкой галеры в 1642 году

«О побеге русских невольников из турецкого плена в 1642 г. (по отечественным и иностранным источникам).

О событиях, описываемых ниже, в свое время, в 1643 году, говорили по всей Европе. В римской частной типографии Людовика Григнани (ит. Ludovici Grignani, лат. Lodovicum Grignanum) небольшим тиражом была даже издана брошюра, в которой во всех подробностях описывалась история восстания гребцов-невольников на одной из лучших турецких галер и их недельное путешествие в Италию. Восстание возглавлял «русский офицер Симонович». К большому сожалению, итальянский экземпляр 1643 г. в российских библиотечных собраниях не обнаружен.

Типография Людовика Григнани была одной из известных в Италии. В ней печатались не только «летучие листки» и газеты на итальянском и латинском языках («Typis Ludovici Grignani» и «Apud Lodovicum Grignanum»), а также и фундаментальные книги по языкознанию, теологии, истории. Так, в том же 1643 г. Григнани издал ставшую известной в Европе книгу «Lingua aegyptiaca restituta opus tripartitum» Romae, Apud Lodovicum Grignanum, 1643 [4°, 622 p.]

Известно, что брошюра попала в Польшу (очевидно, доставили ее бывшие пленники, участники восстания) и была переведена в конце XVII в. на польский язык Петром Яблонским; сам текст перевода помещен им в сборнике исторических произведений. Всего известно два списка, один из которых в составе сборника исторических ученых произведений (№6) относится к концу XVII столетия и принадлежал перу самого П.Яблонского. Второй список (№967) относится к XVIII в. В 1883 г. данное сочинение, которое хранилось в рукописном отделе института Оссолинских г. Львова (ныне Львовская научная библиотека НАН Украины, отдел рукописей, фонд Оссолинских), было опубликовано в «Киевской старине».

Публикаторы текста полагали, что автором этой брошюры являлся Сильвестр из Ливорно, один из участников восстания. Мы же никак не можем согласиться с мнением о том, что автором «Известия» является Сильвестр из Ливорно – его имя упоминается только в эпизоде подготовки восстания. Перед нами не воспоминания, а официальное известие наподобие «летучего листка». Отпечатанные «летучие листки», один из видов периодики XVII в., выпускались в форме брошюр (от 4 до 8 листов), в которых сообщалось о каких-либо интересных событиях.


Венецианский галеас, принимавший участие в морском сражении с турками при Лепанто 1571 г.

В 1894 г. Общество истории и древностей Российских публикует челобитную стрельца Ивана Семеновича Мошкина и других участников восстания. На сегодняшний момент, дело о побеге из турецкого плена хранится в Российском государственном архиве древних актов, в столбцах Разрядного приказа. При сопоставлении этих двух источников оказалось, что они описывают одно и то же событие, существенно дополняя друг друга. Отметим, что главный вдохновитель восстания на турецкой галере в итальянском «Известии», которое писалось со слов свидетелей, назван «русским офицером Симоновичем». Очевидно, соотечественники звали И. Мошкина по имени-отчеству, а европейцам-невольникам, бывшим в плену, показалось, что «Семенович» - это его фамильное прозвище.


Османский паша в парадной одежде с ятаганом за поясом.

Краткая история восстания, при сопоставлении источников, такова:

Стрелец Иван Мошкин, попавший в плен к татарам и, затем, проданный туркам на галеру Анти-паши Мариоля, подговорил товарищей к восстанию. Судя по описанию, эта галера являлась большим галеасомдлина корпуса у галеаса была до 80 м., три мачты, до 25 пар весел, до 30 орудий, 250 солдат и 280 гребцов. Турецкий галеас участвовал в неудачной осаде Азова.


Гурьев В. П. Азовское осадное сидение 1637-1641 гг.

Спасаясь от гнева султана Ибрагима I, Анти-паша бежал из Константинополя. Во время одной из стоянок, заговорщикам удалось похитить и спрятать (с помощью эконома «русина» Микулы) 40 фунтов пороха. Мину, подложенную под каюту капитана, помог взорвать ренегат Сильвестр из Ливорно (И. Мошкин называет его «шпанским немцем»). В скоротечном бою невольники, руководимые стрельцом И. Мошкиным (в «Известии» - «русский офицер Иван Симонович») перебили турок и захватили галеру. Затем хитростью была захвачена турецкая фелюка (в челобитной об этом не говорится). Освободившиеся из неволи взяли курс на Мессину, испанскую колонию.


Турецкая фелюка XVII века.

В итальянском «Известии» во всех красках расписывается подготовка восстания, сражение на корабле, а в конце перечисляются сокровища, хранящиеся на галере. Можно предположить, что «Известие» было составлено на основании материалов допроса всех участников восстания, европейцев и русских; его публикация была связана с попыткой донести до всех любопытствующих историю прихода в Мессину роскошной турецкой галеры. О восстании на турецкой галере стало известно во всей Европе – участники событий были официально приняты как герои в Ватиканском дворце Папой Римским.


Джанлоренцо Бернини. Портрет Папы Урбана VIII (Маттео Барберини). 1625 г.

Написанная скорописью челобитная И. Мошкина более лаконична, написана она с другой целью – привести убедительные объяснения для выплаты денежной компенсации «за полонное терпение», но зато в ней говорится о дальнейшей судьбе бывших русских невольников после прихода в Рим. В отличие от «Известия», она написана самим участником событий, вдохновителем восстания. Отметим, что источники не противоречат, а наоборот, дополняют друг друга. Даже диалог турецкого паши с Иваном Мошкиным в челобитной и «Известии» передан почти точно:

Челобитная: «И, услышав Апты-паш крик и шум, и выбежал на переднюю лаву и держит в руках саблю и стал, говорил: «то есте собаки крестьяне-изменники, сядьте, а не вставайте, и что вы то делаете?» И я, холоп твой, Ивашка, учал ему говорить спорно и стал его Апты-паша называть: «то еси сабака турчанин неверный». И проколол я, холоп твой, того Апты-паша саблею в брюхо…»

«Известие»: «…проснулся в тревоге Анти-паша Мариоли; он выбежал на палубу исполненный ярости, стал громко браниться и кричать: «ах вы, христианские собаки! Не трогаться с места, изменники! Сидеть смирно!»… В это время капитан Симонович схватил саблю, напал с неотразимою отвагою на пашу и нанес ему смертельный удар со словами: «не сносить тебе головы, проклятая собака!»


Османский моряк XVII в. Литография XIX в.

Поразительное сходство деталей рассказов вплоть до передачи диалога И. Мошкина и Анти-паши не удивительна: итальянские известия писались по результатам допроса невольников, а челобитная писалась самим участником. Вероятно, историю своих приключений бывшие невольники рассказывали несколько раз, и помнили все до мельчайших подробностей. Вряд ли Мошкин мог пользоваться экземпляром итальянских «Известий», так как ни итальянский, ни латынь он не мог знать.


На этом рисунке видно, как располагалась артиллерия на галеасах того времени - под навесами поверх банок с гребцами.

Благодаря сравнению двух источников, можно проложить маршрут следования русских невольников: Азов – Константинополь - Мраморное море – Эгейское море – Адриатическое море – Мессина – Рим – Венеция – Австрийская империя – Венгерское королевство – Речь Посполитая – Московское государство.

Мужественных героев приглашали на службу правители шести государств, предлагая большие по тем временам деньги (до 20 руб. в месяц, в то время как жалование простого стрельца, каким был И.Мошкин, в России было до 5 руб. в год!). Но русские отказались от предложений, для них главным было добраться «в православную христианскую веру». Причина такого сильного патриотического чувства русских людей XVII в. кроется в их представлении о «праведной» и «неправедной» землях. Об этом не раз писали иностранцы.

Так, Конрад Буссов, автор «Московской хроники 1564-1613 гг.», писал о «московитах»: «Они думают, что она, Россия, есть государство христианское; что в других странах обитают люди поганые, некрещеные, не верующие в истинного Бога; что их дети навсегда погубят свою душу, если умрут на чужбине вместе с неверными, и только тот идет прямо в рай, кто скончает свою жизнь на родине».

Челобитную И. Мошкина во многом дополняют «челобитья» других участников восстания. В столбцах приказного стола Разрядного приказа они идут один за другим после челобитной Мошкина.

В них подтверждаются все сведения, излагаемые вождем восстания и, кроме того, описываются ранения, полученные в ходе сражения на галере: участник восстания Г. Никитин был ранен « из лука под титьку да саблею… по пояснице», И. Игнатьев ранен «из лука в стегно»; у Т. Иванова левую руку «выбили из плеча мушкетом», Я. Васильев ранен «саблею дважды», И. Лукьянов ранен саблею, Л. Макаров ранен «саблею по левои руке да из лука дважды», Р. Дементьев ранен саблею в левую руку «да из лука по пояснице», Г. Киреев ранен «из лука дважды, и от тех ран лежал я присмерти 2 месяца, и копье выняли у меня из раны у папы римскаго». Сам И. Мошкин был ранен стрелами в голову и правую руку и саблями в голову и живот, и получил ожоги.

Характер ранений и потерь говорит прежде всего об отчаянном мужестве полоняников в стремлении обрести свободу. В этом не было ничего экстраординарного – сохранились многочисленные свидетельства о том, что пленников в плену настолько мучили, что многие, по словам польского посла М. Броневского, «желали себе смерти».

Русское правительство поощряло людей, пытавшихся возвратиться домой из плена. Например, по Судебнику 1550 г. холоп, бежавший «из полона», становился свободным. Соборное уложение [1649 г.] «А буде чьего холопа возьмут в полон в иную в которую землю, а после того тот холоп ис полону выидет, и он старому боярину не холоп, и жену его и дети для полонского терпения отдати ему». Оказавшись на родине, люди попадали на семь недель «под начало» патриарха – покаяться и духовно очиститься.

Восстание на турецкой галере в 1641 г. было далеко не единственным в XVII столетии. Подобным образом в XVII столетии рабы-гребцы несколько раз захватывали турецкие суда и уходили в Италию, Венецию или Геную.

За 40 лет до описываемых событий пленный казак Самуил (Самойло) Кошка с товарищами также захватили одну из галер и ушли от погони в Средиземное море. 25-летнее «полонное терпенье» (1574-1599 гг) и приключения С. Кошки с товарищами стали главным эпизодом украинской народной песни «Дума о Кошке». Известно, что в 1600 г. Кошка был избран кошевым атаманом и в 1601 г. водил походы в Молдавию, в 1601-1602 гг. во главе 4000-го войска воевал в Ливонии, где и был убит.


Самойло Кошка.

Все невольники, бежавшие из турецкого плена, расспрашивались в Разрядном приказе для получения разведывательных сведений о государствах, в которых они побывали. К сожалению, допрос И. Мошкина с товарищами либо не сохранился до наших дней, либо лежит в архиве и ждет своего исследователя. Те, кто пробыл в неволе не один десяток лет (такие как участник восстания 1642 г. А. Васильев, промучившийся 40 лет!), добравшись после долгих мытарств до Родины уже стариками, часто просили великого государя лишь об одном – постричься «без вкладу».

В августе 1656 г. некто Филипп Новокрещенов допрашивался в Разрядном приказе относительно его побега из плена. История, рассказанная им в Разряде, не менее интересная. Когда-то «Филька» ушел из Москвы на Дон. В одной из стычек с азовскими турками был взят в плен. Несколько раз его перепродавали, в результате чего он оказался на галере турецкого паши Касым-бея. Филипп и одиннадцать русских невольников-гребцов, улучшив момент, подняли восстание на турецкой галере паши Касым-бея и, перебив 35 турок, уплыли на Мальту.

В Россию они пробирались через Флоренцию, Австрию, Венгрию и Польшу. Ф.Новокрещенов рассказал разрядным дьякам, что в Италии он слышал о деятельности папы римского в намерении создать антирусскую коалицию для помощи Речи Посполитой. Общался он также со многими черкасами, выдавая себя за казака, и даже в Паволочи разговаривал с полковником П. Золоторенко. Тревожные вести о шатании в умах на Украине были оценены руководством Разрядного приказа.

За одно только XVII столетие было множество случаев восстания на галерах. Но, несомненно, побег из турецкого плена в 1641 г. отличается от других подобных событий масштабом происходящего.


Турецкий мушкетер XVII в. Литография XIX в.

Челобитная калужского стрельца Ивана Семеновича Мошкина, 1643 г.

«Царю, государя и великому князю Михаилу Федоровичу всея России бьет челом холоп твой, калужской стрелец, Ивашка Семенов сын Мошкин. Был я, холоп твой, на твоей государевой службе и на той службе взяли меня, холопа твоего, в полон крымские люди, и продали меня, холопа твоего, в Турскую землю на каторгу; и я, холоп твой, живот свой мучил на каторге за тебя, праведного государя, 7 лет, и веры христианския не забывал, и стал подговаривать своих товарыщей, всех невольников, чтоб как турок побить и в православную христианскую веру пойтить.

И те, государь мои товарыщи слова моево не ослушались и в православную веру пошли, и розных земель было со мною, холопем твоим, невольников, в Турской земле 280 человек, и в том мне, холопу твоему, посягались, что слова моего слушать и ни в чем, меня, холопа твоего, не выдать и твоего государского счастия исповедать. И мы, холопи твои, Божиею милостию и твоим государским счастием турских людей побили 210 человек, а 40 живых взяли, и с своих с рук и с ног железа посняли и им на руки и на ноги поклали.


Янычары и лучники. Турецкая книжная миниатюра XVII века.

И как, государь, пошли турские люди из Царягорода на Черное море под Азов в 100 кадерг и 200 кораблей и со многими мелкими судами, и везли те турские люди на тех кораблях многие запасы, и пришедши те турские люди под город под Азоев, и выбирали из тех кораблей запасы – порох на каторге, и возили на берег. И мы, холопи твои, в той час украли у тех турских людей 40 фунтов пороху и схоронили меж запасов сухарей.

И те, государь, турские люди доставали Озоев и его не достали, и много войска истеряли и пошли от Озоева опять во Царьгород, и пришли, государь, во Царьгород, и турской царь на них опалился и многих пашей четвертовал и вешал, что они города Азоева не достали. И наш турчанин Апты-паш-Марьев , у котораго мы, холопи твои, живот свой мучали на каторге, убоялся и побежал в ночи из Царяграда на Белое море, и отошедши от Царяграда 2 версты и стали ночевать; а то, государь, деется на Дмитрову субботу в 8 часу нощи ныняшнего 151-го году.


Парадный выход султана в сопровождении янычар.

И мы, холопи твои, вспомня православную христианскую веру, и видим Божию милость и час добрый и взяли мы, холопи твои, порох из тех сухарей из запасу; и я, холоп твой, Ивашка, подложил тот порох, где спит турчанин Апты- паш-Марьев, и с ним спало лутчих янычар 40 человек. И зажегши я, холоп твой, фитиль и стал порох палить и запаливал дважды, и не мог загореться, и тот турчанин с теми янычары у меня, холопа твоего, увидал тот фитиль с огнем и стал меня, холопа твоего, бранить, что де ты собака делаешь? И я, холоп твой, ему сказал, что хочу пить табак дымной, и ты де пив, и ляги спать. И мне, холопу твоему, в том поверил, и тот Абты-паш с теми янычары лег спать и поставил сторожу.

И в то время я, холоп твой, не мог ничего учинити. И подговорил одного иноземца Шпанския земли, в их турскую веру веровал, и наговорил я, холоп твой, его на христианскую веру и велел ему принесть головню огню и велел ему увертеть в плат, чтоб не видали сторожа; и тот, государь, иноземец принес головню с огнем, увертев в плат, и подал мне, холопу твоему. И потом я, холоп твой, стал его выпрашивать, чтоб он мне, холопу твоему, выдал сабель, и он слова моего не ослушался и выдал 12 сабель.


Турецкие сабли XVII века.

И я, холоп твой, те сабли роздал ближним своим товарыщам, которые сидели подле меня. И потом я, холоп твой, тое головню положил под порохи от той, государь, головни порох загорелся и турских людей, янычар, которые впали с пашем, в море половину побросало, а половина, государь, осталось тех сорока человек на каторге, а сам Апты-паш спал на упокойном месте, и всех, государь, было на катогре турских людей 250 человек. И, услышав Апты-паш крик и шум, и выбежал на переднюю лаву и держит в руках саблю и стал, говорил: «то есте собаки крестьяне-изменники, сядьте, а не вставайте, и что вы то делаете?» И я, холоп твой, Ивашка, учал ему говорить спорно и стал его Апты-паша называть: «то еси сабака турчанин неверный».

И проколол я, холоп твой, того Апты-паша саблею в брюхо, и потом его ухватили ближние мои товарыщи и бросили его в море; и потом я, холоп твой, стал гоняться за турскими людьми со всеми своими товарищи, которые остались на каторге. И в то время те турские люди учали с нами битьсяи почали по нас из луков стрелять, и в ту пору меня, холопа твоего, те турские люди пострелили в голову, а другою стрелою в правую руку и порубили меня саблею в голову и в брюхо. И потом я, холоп твой, как зажигал под тех турских людей, и обгорел я, холоп твой по пояс.


Солаки - янычары султанской лейб-гвардии XVII века, вооруженные композитными луками. Литография XIX в.

И постреляли, государь, те турские люди моих товарыщей, поранили 20 человек, а до смерти убили одного человека, и потом мы, холопи твои, Божиею милостию и твоим государским счастиемтех турских неверных людей побили. И пошли мы, холопи твои, на Шпанскую землю, и дал нам Господь Бог доброй ветер, и чинили мы два паруса, и пошли, государь, мы через Белое море, шли мы, холопи твои, 7 дней и 7 нощей, и пришли мы в Шпанскую землю в порубежный город в Мисину, и стали нас Шпанския земли иноземцыпризывать и призвали нас, холопей твоих, в город и зазвали нас в одну палату, и приставили к нам сторожу, и воду нам, холопем твоим, продавали.

И я, холоп твой, не мог в том ничего учинити потому, что ранен и обгорел и два месяца лечился, и потом я, холоп твой, оздоровел и стал писать Шпанския земли до воеводы, чтоб нас, холопей твоих, из своей земли отпустил в православную христианскую веру. И он нас пустить не хотел и давал нам гроши и платья и жалованья, чтоб мы служили шпанскому королю, и мы, холопи твои, христианские веры не покинули и шпанскому королю служить не захотели; мне, холопу твоему, Ивашке, давал Шпанския земли король по 20 рублей на месяц, и мы ему служить не захотели.

И пошел я, холоп твой, со своими товарыщи, в православную христианскую веру на твою государскую милость. И как мы, холопи твои, пошли из той Шпанския землм из города Мисины, и взяли у нас 7 человек, и засадили в тюрьму, что мы, холопи твои, шпанскому королю не захотели служить, и каторгу у нас, холопей твоих, те Шпанския немцы отняли со всеми животы, что было, и отняли у нас, у холопей твоих, те Шпанския немцы 40 человек турских невольников, и потом мы, холопи твои, не могли ничего учинити, и отпустили нас совсем, ограбив душею и телом, и дали нам, холопем твоим, лист вольной.

И шли мы через их Шпанскую землю до Рима до папы римскаго наги и босы и голодны; и от папы римскаго шли мы на Венецу и из Венецы шли мы, холопи твои, до цесаря крестьянскаго, и цесарь крестьянской был нам рад и звал нас на службу и давал нам жалованье большое, а мне, холопу твоему Ивашке, давал поместье; и мы ему служить не захотели и христианския веры покинуть, и шли мы, холопи твои, в православную христианскую веру на твою государскую милость.

И из Цысарския земли пришли мы, холопи твои, на Венгерскую землю и из Венгерской земли пришли мы к литовскому королю в Варшаву. И литовский король для твоего государскаго величества велел нам дати пити и есть, и дал нам пристава своего, королевскаго коморника Андрея Заклику, и дал подводы; мне, холопу твоему Ивашке, на дорогу дал 10 рублев, а товарищам моим всем по 2 рубли, и вез на подводах до Вязьмы, а из Вязьмы ехали мы, холопи твои, до Москвы на твоих государевых подводах.

И шел я, холоп твой Ивашка, с товарыщи своими через многия земли наг и бос, и во всех землях призывали нас на службу и давали жалованье большое, и мы, холопи твои, христианския веры не покинули, и в иных землях служить не захотели, и шли мы, холопи твои, на твою государскую милость. Милосердный царь, государь и великий князь Михайла Федорович всея России! Пожалуй меня, холопа твоего, с моими товарыщи за наши службишка и за полонское нужное терпение своим царским жалованием, чем тебе, праведному и милосердному государю об нас Бог известит».

Ниже челобитной И. Мошкина идут краткие «челобитья» двадцати одного товарища. На обороте документа помета думного дьяка И. Гавренева: «151 г. июня в 20 день государь пожаловал тому стрельцу… велел дать корму по 2 алтына, а достальным всем детям боярским по 8 денег, казакам по 7, пашенным крестьянам по 6 денег для того, чтоб освободились без окупу, и отослать под начало к патриарху для исправления, для того, что у папы приимали сокрамент».

Золотой алтын царя Алексея Михайловича. 1654 г. Из-за начавшейся вскоре войны с Речью Посполитой за Смоленск был заменен алтыном медным:


«Известие». Рим, 1643 г.

«Известие о замечательном происшествии, недавно случившимся: о том, как взята была лучшая турецкая галера, бывшая под начальством Анти-паши Мариоля, как получили свободу 207 человек невольников христиан из польской Руси [т. е. нынешней Украины] и 70 невольников из других христианских стран, как взяты были в плен 40 турок и 4 богатых еврейских купца, как убит был упомянутый Анти-паша со многими другими турками и какая богатая добыча найдена была на галере.

Некий знатный офицер, русский по фамилии Симонович, находился в плену у турецкого царя в продолжение многих лет вместе со многими земляками своими. Он возымел твердое намерение освободить себя и земляков из тяжелой неволи и в течении трех лет обдумывал и подготовлял план избавления своего совместно с товарищами. Содержался он в каторге на изящной и отборной цареградской галере, находившейся под начальством жестокого Анти-паши Мариоля.


Средиземноморский галеас первой половины XVII века.

Наконец, в ноябре 1642 года он начал подготовлять средства для освобождения с большою осмотрительностью и в глубокой тайне, сообща с некоторыми более близкими и верными товарищами. Когда галера находилась у крепости Азака, он стал припасать понемногу ружейный порох и, завязывая его в мешки, отдавал на хранение некому русину Микуле. Этого Микулу Анти-паша считал вполне верным себе слугою и предоставил ему должность эконома, поручив ему заведовать съестными припасами, назначенными как для его личного стола, так и для продовольствия турецких солдат и невольников; турки поэтому не наблюдали за поведением Микулы; он во всякое время расхаживал без цепей по галере и только на ночь на него налагали оковы.

Пользуясь своим положением, Микула припрятал мешок с порохом, которого собралось до 40 фунтов, положив его среди мешков с сухарями, где, по милости Божьей, его не заметили ни шпионы, ни сторожа немецкие. В ноябре галера, с шестью другими, снялась с якоря и прибыла в Царьград; из одной галеры успел убежать невольник грек и донес султану, что, не смотря на его указы и распоряжения, обеспечивающие безопасность греков, Анти-паша захватил в плен на свою галеру 40 человек из этого народа. Султан сделал выговор Анти-паши и приказал ему отпустить греков на волю.

Но паша не желал исполнить этого приказания и потому 9 ноября, накануне св. Мартына, он в полночь снялся с якоря, распустил все паруса и отправился в путь; остальные шесть галер получили приказ на другой день следовать за ним в Наполи-ди-Романия, где паша предполагал провести зиму и вести выгодные торговые сделки с купцами этого города. Когда галера достигла Мраморного моря в двух милях от Цареграда, капитан Иван Симонович и его товарищи русины сочли, что им представился случай освободиться из плена раньше, чем они надеялись; они решили ускорить исполнение своего предприятия, пока их не настигнут остальные шесть галер.

Переговоривши быстро между собой, они приготовились: каждый из них запасся камнем, лопатою или топором, некоторые же припасли сабли и спрятали их между скамьями; сабли эти в ту ночь роздал им юноша, по имени Сильвестр из Ливорно, которого и султан, и Анти-паша считали искренним и убежденным ренегатом, между тем как он оставался втайне христианином и состоял искренним пособником заговора. Юноша этот при наступлении ночи улегся среди турецких солдат и притворился спящим.

Между тем капитан Симонович, который был прикован цепью к первой скамье, начал фитилем поджигать порох, лежа под скамьею, один же из товарищей старался закрыть его собою; порох этот был подложен под доски в задней части галеры, под то помещение, где ночевал сам Анти-паша и с ним 37 солдат турецких. Шесть солдат были расставлены на ночь на галере в качестве часовых; они заметили, что у капитана блестит в руках огонь и окликнули его, спрашивая, что он делает. Симонович ответил, что курит трубку; турки удовлетворились этим ответом и успокоились.

К несчастью, порох оказался отсыревшим и, несмотря на двукратную попытку, ну вспыхнул.; заметив это, Сильвестр, лежавший среди турецких солдат, незаметно прополз по галере и принес русскому капитану горящих углей, обернутых в тряпку; последний бросил угли вниз в то место, где был заложен порох; наконец последовал взрыв, хотя менее сильный, чем ожидали, по причине порчи пороха то сырости; от взрыва, тем не менее взлетели на воздух 28 турок и загорелись каюты и паруса; огонь стал осыпать остальных турок, которые вынуждены были живые бросаться частью в море, частью среди русинов невольников. Среди смятения и криков, поднявшихся вследствие взрыва и пожара, проснулся в тревоге Анти-паша Мариоли; он выбежал на палубу исполненный ярости, стал громко браниться и кричать: «ах вы, христианские собаки! Не трогаться с места, изменники! Сидеть смирно!»

Но русины храбро схватили камни, сабли и другое оружие и бросились на турок с криком: «вот, вот, сейчас овладеем галерою!» В это время капитан Симонович схватил саблю, напал с неотразимою отвагою на пашу и нанес ему смертельный удар со словами: «не сносить тебе головы, проклятая собака!» Затем он бросился вместе со своими товарищами на других турок. Вся задняя часть галеры была покрыта оторванными членами и отсеченными, окровавленными головами, которые русины сбрасывали в море.


Турецкий композитный лук XV-XVII вв.

По счастливому для них стечению обстоятельств, турки не могли пустить в дело луков, ибо тетивы их были уничтожены горящими углями, падавшими из пылавших кают, так что всего два или три лука остались годными к употреблению. Из них двумя стрелами ранен был в туловище и в руку капитан Симонович; затем он подвергся большой опасности, ибо один старый, крепкий турецкий солдат бросился с желанием доконать его, но товарищи во время пришли к нему на помощь; турок храбро и упорно сражался с дьявольскою неукротимостью; долго русины не могли одолеть его, пока, наконец, не пронзили его копьем; он пал со страшным пронзительным криком.


Турецкие пешие воины-азапы, вооруженные композитными луками.

После продолжительной схватки невольники, с Божьею помощью, одержали полную победу; они немедленно принялись розбивать свои оковы с большим грохотом вслед за тем бросились к канатам, желая распустить паруса, но при этом почувствовали необычайную тяжесть; осмотрев паруса, они увидели, что многие турки укрылись туда, пользуясь смятением; последние просили о помиловании и невольники согласились даровать им жизнь и объявили их пленниками.

Другие турки бросались в море из-за спасения жизни, а человек восемь или десять, в том числе и сын Анти-паши, спрыгнули в шлюпку; с галеры было видно, как лодка эта, полузалитая водою, кружилась по морю, весьма вероятно, что она потонула.

Освободившихся невольников на этой галере оказалось более 250; все это были отборные, молодые и храбрые воины.

Лишь только окончилась битва и водворился порядок, тотчас все бросились к веслам и принялись грести изо всех сил; они быстро помчались по морю, тем более, что дул попутный ветер. Они непрерывно работали веслами и плыли в течении семи дней по направлению к Калабрии, намереваясь пристать к гавани в Чевита-Веккии, порте Ориетской области, высадиться там, поклониться святым в Риме и оставить галеру в подарок папе Урбану VIII.


Караваджо. Портрет Маттео Барберини, будущего папы Урбана VIII (1623-1644).

Во время пути случилось, что галера встретила турецкую фелюку, в которой плыли семь человек турок; последние, увидев одну из своих галер, приблизились к ней, спрашивая, нет ли на пути христианских кораблей. Один из русинов, выдавая себя за турецкого начальника, ответил им, что кораблей христианских в море нет и ласково пригласил их к себе, предложив угощение. Но когда они взошли на галеру, то русины разрозились громким хохотом, турки же с крайним прискорбием увидели себя неожиданно в плену.

В восьмой день плаванья поднялась страшная буря; она поломала 17 весел и раздробила руль галеры; вследствие этого беглецы должны были сократить путь, они пристали к берегу в гавани Мессине, где и поныне находится упомянутая галера со всеми взятыми на ней богатствами, которые будут исчислены ниже.

Достойно замечания то обстоятельство, что в горячей схватке с турками был убит всего один русин и ранено до двадцати человек; притом несколько человек, сидевших в той стороне, где произошел взрыв, получили ожоги.

(Ниже перечисляется захваченная добыча: 34 турка, 4 еврейских купца, предложившие за себя 10000 «скуди выкупа», две турчанки, два негра, 3 мальчика, 27 пушек, драгоценное оружие, украшения, много серебра и золота, красивых костюмов «и других предметов торговли» - А.Л.)».


(По материалам доклада А. Н. Лобина на конференции «Славянские чтения» // Тезисы V конференции 2004 г. СПб, 2006)

Ссылка на источник: http://alexuslob.narod.ru/pobeg.htm


Ангус Мак-Брайд. Типы османских воинов XVII в. Слева направо: тюфякчи, пейк, капикулу; на заднем плане - конный крымский татарин.
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Для отправления сообщений необходима Регистрация


Похожие темы для: Побег русских невольников с турецкой галеры в 1642 году
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Что еще нас ожидает в 2009 году? ulm Всемирная история, политика 12 27.08.2009 16:09
Очередное шоу "гребца с галеры" Ingwar Всемирная история, политика 32 11.04.2009 23:42
Россия погибнет к 2010 году solus Общие статьи 39 24.12.2007 16:13
Сбор налогов в 2004 году deardron Новости 0 03.12.2004 23:40


Реклама
реклама
Buy text link .

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 23:54


При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.