Valhalla  
вернуться   Valhalla > Тематические форумы > Философия > Язычество
Регистрация

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
старый 21.02.2012, 21:12   #1
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию Ирландия в воззрениях германцев и славян

Вопрос! Кто может со ссылкой на источники, лучше - первоисточники, сказать,

1 - как в 9-10 веках норвежцы именовали Ирландию (Эире)?

2 - как западные славяне её называли и собственно ирландцев, отличали ли их от волохов?

3 - как ирландцы на своём языке (или на латыни - если монахи) называли норвежцев (белых викингов) и западных славян (венетов?).

Хотел бы подтвердить некоторые собственные сомнения, заранее благодарен за помощь. Однозначного мнения не имею.
старый 21.02.2012, 22:05   #2
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию

Цитата:
Иггельд посмотреть сообщение
1 - как в 9-10 веках норвежцы именовали Ирландию (Эире)?
Как в IX-X вв. норвежцы именовали Ирландию неизвестно, потому что никто из них до наших дней не дожил, а письменные источники этого периода не существуют (или не дошли до нас). В древнеисландских сагах XII-XIII вв. Ирландия называется "Ирланд".
старый 21.02.2012, 23:28   #3
Senior Member
 
аватар для Dimych
 
Регистрация: 02.2008
Проживание: Reval
Сообщений: 1.660
Репутация: 7 | 0
По умолчанию

Цитата:
Иггельд посмотреть сообщение
Вопрос! Кто может со ссылкой на источники, лучше - первоисточники, сказать,

1 - как в 9-10 веках норвежцы именовали Ирландию (Эире)?

........
860 год может чем поможет....
старый 22.02.2012, 17:52   #4
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

С кон. VIII в. И. подвергалась набегам скандинавов. В 794 г. они разорили острова у побережья Британии и И., в т. ч. мон-рь на о-ве Рехру (возможно, о-в Ламбей или Ратлин). Из-за набегов викингов в 807 г. братия мон-ря Иона приступила к строительству новой обители в Кенаннасе (ныне Келлс). Однако в 1-й четв. IX в. скандинавы разоряли поселения уже не только на побережье И., но и во внутр. районах острова, передвигаясь по системе рек и озер. Целью скандинавов становились церковные поселения. Нападения нередко совершались на церковные праздники (Рождество, Петров день), когда скандинавы могли захватить много рабов среди пришедших в храмы жителей округи.
По мнению нек-рых исследователей, частые нападения викингов способствовали тому, что ирл. правители стали считать допустимым ограбление церквей, а также повлияли на ослабление церковной дисциплины. Согласно др. т. зр., упадок дисциплины в И. не был связан с набегами скандинавов — нападения на богатые церковные общины совершались и в VIII в., в периоды голода и бедствий. Однако в тех случаях, когда викинги, знакомые с богатым погребальным инвентарем курганов в Скандинавии, пытались грабить мегалитические гробницы в И., это вызывало возмущение ирландцев. В 864 г. Лоркан, правитель обл. Миде, разграбивший вместе с 3 сканд. вождями мегалитические гробницы в долине р. Бойн, был ослеплен по указанию верховного правителя Аэда Финдлиата. Очень часто наказание грабителей приписывалось мести святых. Так, ярл Томрар, разоривший Клуан-Ферту (ныне Клонферт), на 3-й день был «убит» св. Бренданом (запись в Инисфалленских анналах под 866 г.— The Annals of Inisfallen (MS. Rawlinson B 503) / Ed. S. Mac Airt. Dublin, 1944. P. 132).
Одним из правителей, с деятельностью к-рого связывают сканд. влияние, был правитель Мумана Федлимид, сын Кримтанна (ок. 770–847), клирик и участник движения Кели Де. Став в 820 г. правителем Мумана, Федлимид стал активно вмешиваться в политику И Нейлов на севере И. и неоднократно разорял их земли, в т. ч. обл. Миде и Брегу до самой Темры. В 827 г. он добился подчинения верховного правителя Конхобара, в 838 г.— его преемника Ниалла Кайлле, став т. о. «полным царем Ирландии» (l á nr í h- É rend; запись в Инисфалленских анналах под 838 г.— Ibid. P. 128). Федлимид вмешивался в дела Церкви, в т. ч. в выборы настоятеля Ард-Махи. В 836 г. Дунланг, аббат Коркаха, умер «без покаяния» при дворе Федлимида, и правитель сам занял эту должность. Вероятно, также насильственным путем Федлимид «воссел на престол» аббата Клуан-Ферты (838). Трижды (в 823, 832 и 846) он сжигал обитель Клуан-Мокку-Нос. Смерть правителя в 847 г. приписывалась вмешательству св. Киарана. Однако в анналах Федлимид назван аскетом, а в позднейших источниках упоминается как святой (в Мартирологе из Донегола (XVII в.), пам. зап. 28 авг.).
Поначалу верховные правители из династии И Нейл не могли противостоять скандинавам, к-рые в 836–837 гг. опустошили вост. часть И., а в нач. 40-х гг. IX в. начали создавать постоянные базы для флота (ирл. longphoirt). В 40–50-х гг. IX в. на побережье острова возникают сканд. города — Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Лимерик и др. В 840/41 г. флот викингов зимовал на оз. Лох-Ней. В 841 г. скандинавы временно обосновались в Дублине, в 844 г. разорили Клуан-Ферту, в 845 г.— похитили с целью выкупа Фораннана, настоятеля Ард-Махи, и в течение года держали его в плену. В 849 г. в И. прибыло войско, посланное «королем чужеземцев», чтобы подчинить осевших там скандинавов. Воспользовавшись междоусобицей, правитель Маэл Сехналл I (846–862) из рода Кланн Колман захватил и уничтожил укрепление викингов. В 851 г. Маэл Сехналл казнил правителя обл. Брега Кинаэда из рода Сил н-Аэдо Слане за то, что он в союзе с викингами сжег церковь с находившимися в ней 260 чел.
В 853 г. некий сканд. ярл Олаф подчинил викингов в И. и стал первым королем ирл. скандинавов. Дублин стал центром его деятельности и опорным пунктом скандинавов на острове, оттуда совершались набеги на остальную И. и Шотландию. В ирл. летописях сохранились неясные сведения о междоусобицах среди скандинавов и борьбе за власть в Дублине. Вероятно, скандинавы были расколоты на враждующие группы — норвежцев («белые чужестранцы» — Finngaill), датчан («черные чужестранцы» — Dubgaill), а также потомков смешанных браков («чуже-ирландцы» — Gall-Goidil). В средневек. «Фрагментарных анналах» под 852 г. сообщается о победе, одержанной датчанами над норвежцами с помощью св. Патрикия. Расправившись с врагами, язычники–датчане насыпали для святого «полную яму золота и серебра» (Fragmentary Annals of Ireland / Ed. J. N. Radner. Dublin, 1978. P. 90–94). Несмотря на победу дат. партии во главе с ярлом Иваром († 873), в кон. IX в. раздоры между наследниками Ивара и вмешательство скандинавов в дела Англии способствовали ослаблению влияния скандинавов в И. В Инисфалленских анналах под 893 г. упоминается об «уходе язычников из Ирландии» (The Annals of Inisfallen. Dublin, 1944. P. 138). В 902 г. правители областей Брега и Лаген объединили усилия и уничтожили поселение скандинавов. Ярл Ивар бежал в Шотландию.
С 60-х гг. IX в. в ирл. источниках скандинавов перестают называть язычниками (geinte), сообщается, что правитель Дублина Ивар «упокоился во Христе». Между ирландцами и скандинавами стали чаще заключаться союзы. Так, правитель Аэд Финдлиат выдал дочь за кор. Олава, в 862 г. они вместе напали на земли Маэл Сехналла. Однако в целом сканд. влияние на ирл. культуру было ограниченным. Языковые заимствования в основном связаны с торговлей и мореплаванием. За единичными исключениями (напр., Уотерфорд по-ирландски называется Порт-Ларге — по имени Хларекка, одного из первых поселенцев), даже сканд. названия основанных викингами поселений не вошли в ирл. язык.
старый 22.02.2012, 20:08   #5
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию

Иггельд, я не понял, вы хотите обсудить историю набегов викингов на Ирландию или получить ответы на свои вопросы?
старый 22.02.2012, 23:34   #6
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
Иггельд, я не понял, вы хотите обсудить историю набегов викингов на Ирландию или получить ответы на свои вопросы?
Нет, меня интересует просто именно этот период 860-880 гг., причём аспекты восприятия Ирландии западными славянами, да хоть вообще славянами - не важно, и норвежцами, а также восприятие ирландцами-христианами (хотя и не конченными) тех же славян и норвежцев. Пусть этоо будут несвязанные особенности восприятия, но главное, чтобы достоверные. Если даже это будет уже 10 век, и то сойдёт.
старый 23.02.2012, 00:06   #7
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию

Цитата:
Иггельд посмотреть сообщение
Нет, меня интересует просто именно этот период 860-880 гг., причём аспекты восприятия Ирландии западными славянами, да хоть вообще славянами - не важно, и норвежцами, а также восприятие ирландцами-христианами (хотя и не конченными) тех же славян и норвежцев. Пусть этоо будут несвязанные особенности восприятия, но главное, чтобы достоверные. Если даже это будет уже 10 век, и то сойдёт.
А вы можете прояснить, для чего нужна информация? Будет проще отвечать. Как я уже сказал, скандинавских письменных источников X в. не существует. В лучшем случае - кон. XII в.
старый 23.02.2012, 13:24   #8
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
А вы можете прояснить, для чего нужна информация? Будет проще отвечать. Как я уже сказал, скандинавских письменных источников X в. не существует. В лучшем случае - кон. XII в.
Мне необходимы эти данные для достоверного отражения пары второстепенных персонажей исторического романа. Действие разворачивается в IX веке на землях славян. Персонажи - ирландский учёный монах и его воспитаница. Всё прочее окружение - варяжское и мурманское. То есть в своём разговоре славяне должны ирландцев как-то отличать от англов (инглян), коих знали хорошо. И норвежцы, должны именовать ирландцев и их страну по-своему. Ирландцы же в свою очередь должны называть племя славян (всё же, скорее - венды) и норвежцев.

Я полагаю, что названия хорошо сохраняются во времени и долго держатся в устной традиции, пока не попадают в поздние свитки. То есть это всё не для научной работы, а, скорее, для создания иллюзии иноземного, для опеделённой атмосферы, оттенить разности в речи.
старый 23.02.2012, 23:37   #9
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.290
Репутация: 82 | 11
По умолчанию

Цитата:
Иггельд посмотреть сообщение
Персонажи - ирландский учёный монах и его воспитаница.
А разве у монахов были воспитанницы?

Последний раз редактировалось Helly: 24.02.2012 в 00:56.
старый 24.02.2012, 19:15   #10
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
А разве у монахов были воспитанницы?
Разумеется, поскольку девочек знатных родов до 14 лет в Ирландии учили не только шитью, но и грамоте, хотя бы латыни. А самыми учёными людьми той Ирландии были церковники.
старый 24.02.2012, 22:05   #11
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.290
Репутация: 82 | 11
По умолчанию

Цитата:
Иггельд посмотреть сообщение
Разумеется, поскольку девочек знатных родов до 14 лет в Ирландии учили не только шитью, но и грамоте, хотя бы латыни. А самыми учёными людьми той Ирландии были церковники.
Допустим, хотя IX век под большим сомнением.
Но что эта самая воспитанница делает на земле славян?
Каким ветром ее туда занесло?
старый 24.02.2012, 22:44   #12
Senior Member
 
аватар для Игльм
 
Регистрация: 06.2009
Сообщений: 1.666
Записей в дневнике: 8
Репутация: 90 | 5
По умолчанию

Цитата:
Разумеется, поскольку девочек знатных родов до 14 лет в Ирландии учили не только шитью, но и грамоте, хотя бы латыни. А самыми учёными людьми той Ирландии были церковники.
Очень сомнительно. В Ирландии IX века, даже аристократы в сущности являются крестьянами: их достояние исчисляется в головах коров и овец, а также в количестве земли под плугом.
Знание латыни, было отнюдь не главной составляющей для дочерей больших и маленьких вождей многочисленных кланов.
В ирландском обществе, был обычай отдавать детей 5-6 лет на воспитание в более благородную семью или заполучить в воспитанники благородного ребенка из уважаемого семейства считалось особо престижным. Среди аристократии, напротив, было часто принято отдавать детей на воспитание в менее благородные семьи. Однако за прием на воспитание семья воспитателя должна была заплатить фиксированную в зависимости от статуса родителей воспитанника сумму, а после его окончания (воспитание продолжалось до совершеннолетия) выплатить воспитаннику "цену любви". Дети воспитателя и воспитанник считались молочными братьями.
А вот про обычай, отдавать дочерей на воспитанием монахам (замечу не монахиням), и отправлять в крайне опасное путешествие не ведомо куда, я в источниках не встречал.
старый 25.02.2012, 10:20   #13
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
Допустим, хотя IX век под большим сомнением.
Но что эта самая воспитанница делает на земле славян?
Каким ветром ее туда занесло?
Это вопрос по сюжету, но я не могу его сейчас раскрывать.

Я не говорил о том, чтобы отдавать дочь короля всех королей и Тары монахам, я о том, что монаха пригласили бы в качестве наставника такую дочь обучить. Об обычае передавать ребёнка из знатной семьи в менее знатную и наоборот мне известно, но это не тот случай. Хотя, быть может в семью обычного кородя туата её передать и могли.

Но вопрос изначально был вполне лингвистический.
старый 25.02.2012, 12:31   #14
Senior Member
 
аватар для Хальвдан
 
Регистрация: 03.2006
Проживание: Москва
Сообщений: 8.167
Репутация: 35 | 12
По умолчанию

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
Допустим, хотя IX век под большим сомнением.
Но что эта самая воспитанница делает на земле славян?
Каким ветром ее туда занесло?
Ну, почему под большим сомнением... Христианство проникло в Ирландию задолго до IX в. А ирландский монах и его воспитанница на славянских землях - конечно, подозрительная редкость (полет фантазии автора), но не абсолютное исключение. Если уж армяне пытались в Исландии свою церковь основать...

У меня больше вызывают сомнения, откуда вендам знать об ирландцам. В любом случае, думаю, автор не ошибется, если славяне будут называть Ирландию вслед за скандинавами "Ирландом", а местных жителей - "жителями Ирланда".

Кстати, сами ирландцев называли викингов просто - язычниками, чужестранцами. Пытались различать между собой черных язычников (датчан) и белых (норвежцев).
старый 25.02.2012, 12:45   #15
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

[QUOTE=Хальвдан;238567] У меня больше вызывают сомнения, откуда вендам знать об ирландцах. В любом случае, думаю, автор не ошибется, если славяне будут называть Ирландию вслед за скандинавами "Ирландом", а местных жителей - "жителями Ирланда".
[QUOTE]

Ирландом нельзя, поскольку ланд - корень германского происхождения "земля".
Готланд именовали землёю готов. Так и Ирландию называли бы землёю ирландцев. Это землю по имени племени называют, но не племя по имени земли.

А Ирландию венды точно знали, поскольку участвовали в набегах на Британские острова. По меньшей мере вагры.
старый 25.02.2012, 14:39   #16
Senior Member
 
Регистрация: 03.2008
Проживание: Reykjavík
Сообщений: 7.290
Репутация: 82 | 11
По умолчанию

Цитата:
Хальвдан посмотреть сообщение
Ну, почему под большим сомнением... Христианство проникло в Ирландию задолго до IX в. А ирландский монах и его воспитанница на славянских землях - конечно, подозрительная редкость (полет фантазии автора), но не абсолютное исключение.
Под большим сомнениемне наличие странствующего монаха-христианина, а воспитанница благородного происхождения, чуть ли не королевского, путешествующая с ним не понятно куда.
старый 25.02.2012, 15:12   #17
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Цитата:
Helly посмотреть сообщение
Под большим сомнениемне наличие странствующего монаха-христианина, а воспитанница благородного происхождения, чуть ли не королевского, путешествующая с ним не понятно куда.
А кто говорил, что они вдвоём путешествуют?
старый 25.02.2012, 16:34   #18
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 17
По умолчанию

Интересные соображения относительно роли ирландцев, конкретно странствующих ирландских монахов-кульдеев, в христианизации Руси приводит в своей книге «Падение Перуна. Становление христианства на Руси» (М.: «Молодая Гвардия», 1988) известный советский и российский историк, источниковед и общественный деятель Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928-2004).



Будучи признанным специалистом по истории русского летописания, учеником акад. М. Н. Тихомирова и лидером движения «Отечество», А. Г. Кузьмин последовательно остаивал позиции «антинорманнистов», отмечая, в частности, в знаменитом капище Владимира в Киеве присутствовали исключительно балто-славянские и иранские божества, но при этом не было ни одного скандинавского.

Заслуживает внимания следующие ценные наблюдения историка относительно истоков христианской традиции в Киевской Руси:

«Ирландские миссионеры в VI—VIII веках охватывали всю Западную и Центральную Европу. Они привнесли христианство к жившим на побережье Северного моря фризам и саксам, велика была их роль в утверждении христианства у южногерманских племен алеманов и баваров. Сент-Галленский монастырь в Швейцарии у самых границ Италии останется форпостом кульдейского влияния вплоть до X века. Франкские короли из династии Меровингов (до середины VIII века) относились к ирландцам вполне терпимо, хотя неизменно помогали Риму в борьбе с арианством. Но и здесь отдаление королевской власти от народа неотвратимо вело к столкновению с общинами, осуждавшими неравенство. При династии Каролингов гонения на них резко усилятся, и ирландские монастыри один за другим переводятся на римский (обычно бенедектинский) устав.

Проникали ирландцы и в славянские земли, как к балтийским славянам, так и к дунайским. По мере вытеснения их из стран германо-романского мира, они стремились опереться на славянские общины. Общинный же характер христианства способствовал прорастанию всевозможных ересей, причудливых соединений язычества и христианства вроде отмеченных выше на могильниках Руси и Моравии».

«Первые роли ирландцев в христианизации славян отмечены в документе, который предполагал поддержать соперников Мефодия — немецкое духовенство. Это так называемое «Обращение баварцев и хорутан» — своеобразный политический памфлет, написанный в 871 году зальцбургским монахом и направленный против Мефодия.

Заслуга крещения Каринтии (хорутане «Повести временных лет»), Нижней Паннонии и Моравии приписывается здесь ирландцу Виргилию. Виргилий прибыл из Ирландии еще в первой половине VIII столетия. По рекомендации Пипина Короткого герцог баварский Отилон пригласил его возглавить иерархию в Зальцбурге. В Зальцбурге с Виргилием оказались и многие другие ирландские миссионеры. Опорной базой миссионеров стал монастырь св. Петра, настоятелем которого и стал Виргилий. Автор «Обращения» представлял Виргилия епископом и даже указал дату посвящения его в епископский сан — 15 июня 767 года. На самом деле Виргилий вообще не был епископом и управлял епархией, будучи настоятелем монастыря.

Иными словами, в этом случае проявляется типично ирландская практика, которая автору, жившему столетием спустя, была уже непонятна. Практика эта резко расходилась с римской и служит лишним доказательством того, что в VIII веке не римская церковь, а ирландцы первенствовали в этом районе...»

«Приверженцы ирландско-британского вероисповедания как раз после папского отлучения 1085 года устремились из Англии прежде всего на Восток, с которым они традиционно считали себя связанными ближе и теснее, чем с католическим Западом. Естественно, что среди беженцев была и какая-то часть англосаксов. Но большинство составляли, конечно, потомки коренного кельтского населения островов: бритты, уэльсцы, корнуэльцы, а также скотты (из Шотландии).

Направление миграции последователей ирландско-британской церкви указывает, между прочим, и на то, что и в прежней дружине варангов в Константинополе было заметным влияние ирландской христианской традиции и, видимо, кельтического этнического элемента. Давно замечено, что на южном берегу Балтики и в язычестве были представлены не только славянские, но и кельтские верования. Недавно эти выводы, сделанные на основе письменных источников, были подтверждены археологически».

«Невизантийские порядки Антониева монастыря могут найти объяснение в ирландских традициях, которые в значительной мере были усвоены и вообще католическим Западом, но являлись не только его и даже преимущественно не его достоянием. Как и в молитве, соединявшей мораво-чешских и скандинавских святых, здесь также соединяется ирландское и кирилло-мефодиевское начало. А это обстоятельство также должно склонять в пользу именно ирландцев, а не непосредственных католиков...»

«Ирландское влияние вполне способно объяснить эту специфику новгородской фресковой живописи. И в этой связи должны были бы привлечь внимание многочисленные каменные кресты, рассеянные по северо-западу Руси. В большинстве случаев, правда, они относятся к относительно позднему времени. Но их изучение, по существу, лишь только начинается и пока не идет далее внешних описаний. Если же обратиться к истокам этого специфического явления, то, очевидно, в первую очередь надо сопоставить их с соответствующими ирландскими крестами. В Ирландии кресты, видимо, продолжали древнюю языческую традицию водружения каменных стел над погребениями. Здесь они украшены великолепной резьбой, барельефами. Кресты Северо-Западной Руси много проще. Но формы их часто повторяют ирландские. И это может служить лишним аргументом в пользу того, что после призыва Григория VII окончательно сокрушить ирландскую церковь Новгород стал одним из главных прибежищ ее приверженцев».



Людогощенский резной крест из Новгорода Великого. 1359 г.

«В летописном повествовании о сокрушении идолов привлекает внимание число «12», на сей раз 12 мужей, которым поручалось надругаться над Перуном. Число это, как говорилось, было мистическим на Востоке и культивировалось ирландской церковью, сказываясь, в частности, на монастырском уставе. Кельтическое начало, видимо, сказывается в самом счете дюжинами, распространенном на севере Европы, в то время как у славян, римлян и германцев счет был десятеричным. Из этого наблюдения не следует, что Владимир был окрещен ирландцами. Но почти наверное, что летописец, рассказывавший о крещении в 80-е годы XI столетия, находился под воздействием этой церкви. Ведь он и начало Печерского монастыря связал с той же мистической цифрой, хотя, по Нестерову житию Феодосия, монастырь был открыт, когда собралось 15 человек».

Заслуживают внимания и общие соображения А. Г. Кузьмина по поводу специфики христианизации Киевской Руси:

«...на Руси в домонгольский период складывается своеобразное двоеверие. Суть его заключалась в том, что за язычеством и христианством сохраняются самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Основное содержание язычества — обоготворение природы — сохраняется, и на эту область христианство, по существу, не распространяется. Оно приспосабливается к праздникам, отражающим опыт производственной сельскохозяйственной деятельности, пропитывается многими чисто языческими обрядами (масленица на стыке весны и зимы, троица в начале лета, покров осенью и т. д.). К языческим праздникам приспосабливались культы некоторых святых, в частности, вновь вводимых (смещение празднования св. Бориса и Глеба на 2 мая, вместо дат их гибели, как должно быть по традиции). Вопреки настояниям византийского духовенства, христианство на Руси, не разрушило локального хозяйственного опыта.

В домонгольский период христианство не сумело сломить и постоянного спутника язычества — поэзию. Упоминаемый в «Слове о полку Игореве» Боян явно пользовался большим почетом в княжеских гридницах, а запись о «земле Бояна» в Киевской Софии свидетельствует и о неоскудевающей доходности этого языческого ремесла».


Полемичная, новаторская, хотя и во многом спорная и гипотетечная, книга А. Г. Кузьмина подверглась разгромной критике как со стороны «ученых» церковников, так и ряда «корифеев» советской «академической науки».

Ученому не могли простить, в частности, упор на факт отрицания ветхозаветной идеологии русскими книжниками эпохи Ярослава и его сыновей — митриполитом Илларионом, Иаковом Мнихом и Феодосием Печерским (в частности, А. Г. Кузьмин отметил обычай употребления католиками опресноков, заимствованных у иудеев и так и не принятый русскими после крещения), а также весьма убедительные характеристики морального облика советской гуманитарной интеллигенции, характерного и для современных «ученых мужей»:

«В свое время известный философ-идеалист В. С. Соловьев опубликовал воспоминания о встречах с не менее известной основательницей некой новой религии — теософииЕ. П. Блаватской. Блаватская оказалась откровенной с собеседником. «Чтобы владеть людьми, — говорила она, — необходимо их обманывать. Если бы не обман, я давным-давно околела бы с голоду... Чем проще, глупее и грубее «феномен», тем он вернее удается. Громадное большинство людей, считающих себя и считающихся умными, глупы непроходимо». Поклонники же «учения» Бловатской не так уж редки и поныне»...

А. Г. Кузьмин, долгие годы проработавший профессором МГПУ им. Ленина и Московского Института культуры, умер при подозрительных обстоятельствах в родной Рязани в 2004 году: приехал в гости к старшей дочери и скончался в местной больнице от «заражения крови»...
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
старый 25.02.2012, 18:09   #19
Member
 
Регистрация: 08.2004
Проживание: Москва, Россия
Возраст: 55
Сообщений: 953
Репутация: 0 | 0
По умолчанию

Книга эта у меня есть. Тем не менее, спасибо за мысль о кульдеях. О них я подзабыл.
старый 25.02.2012, 19:18   #20
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 17
По умолчанию

Да это не мне спасибо, а покойному Аполлону Григорьевичу! Когда я имел честь учиться в Историко-архивном институте РГГУ, он читал у нас однажды свою лекцию про русское летописание...

Рассуждая о роли ирландцев в христианизации Северной и Восточной Европы, А. Г. Кузьмин, помимо ПВЛ, опирался на такие авторитетные источники, как «История» Яхьи Антиохийского, «Сагу об Олаве Трюгвассоне», «Житие Антония Римлянина» и пр.

А вот здесь можно познакомится с обстоятельной статьей Александра Самоварова о политических взглядах А. Г. Кузьмина и создании им патриотической организации «Отечество»: http://www.otchizna.info/Arhiv2009/O...3/Marksizm.htm


А. Г. Кузьмин (1928-2004).
Для отправления сообщений необходима Регистрация


Похожие темы для: Ирландия в воззрениях германцев и славян
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Боги славян Fenriz Общие статьи 2 20.01.2021 16:34
НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. Иггельд Новости Круга Языческой традиции 24 04.04.2014 22:34
Ирландия,мама приехала ONDERMAN Избушка 4 22.05.2011 22:51
Облик славян Stavariouth Язычество 55 09.09.2007 11:53


Реклама
реклама
Buy text link .

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 21:26


При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.