Valhalla  
вернуться   Valhalla > Общие скандинавские форумы > Скандинавия
Регистрация

Для отправления сообщений необходима Регистрация
 
опции темы
старый 15.10.2016, 05:17   #1
Senior Member
 
аватар для Klerkon
 
Регистрация: 05.2009
Проживание: Moscow
Сообщений: 13.907
Записей в дневнике: 2
Репутация: 58 | 16
По умолчанию Скандинавские путешественники, этнографы и натуралисты.

Скандинавские страны, бесспорно, славятся не только своими изобретателями, спортсменами, государственными, общественными и культурными деятелями, но и знаменитыми путешественниками и исследователями. Считаю необходимым уделить им отдельную тему, которую — искренне надеюсь! — не оставят без внимания другие
участники и гости форума.


Георг Даль (в центре) с сыном Густавом (слева) и проводником
Дамасе (справа).


Георг Даль (Georg Dahl, 1905–1979) — известный шведский зоолог и ихтиолог, один из крупнейших специалистов по южноамериканской речной фауне, около 20 лет проведший в джунглях и саваннах Колумбии, которая стала для него «второй родиной». Лесные индейцы энгвера, проживавшие в департаменте Чоко, приняли его в члены своего рода, присвоив почетное имя До Хиви«Речной Орел». У местных же креолов и метисов сухопарый швед (точнее, гот) известен был под именем «дона Хорхе». Некоторое время вместе с Георгом прожила в лесной индейской хижине и его шведская жена, а сын Густав помогал собирать научные коллекции.

Опубликованные на русском языке в московском издательстве «Мысль» (в пер. Льва Жданова) книги Георга Даля «В краю мангров» (М., 1966; ориг. Mangroveland, St., 1963), «Дикие дороги» (М., 1972; ориг. Da Vilda Vagarna, St., 1969) и «Последняя река» (М., 1972; ориг. Den Sista Floden, St., 1967) — интересны отнюдь не только красочными описаниями девственной лесной природы южных тропиков, обычаев и занятий населявших их племен, но и поразительно точными социальными наблюдениями.




Достоинства их, правда, несколько умаляются невысоким качеством приложенным к ним черно-белых фотографий, что, увы, характерно для многих советских научных и научно-популярных изданий того времени…

На глазах образованного представителя не столько капиталистической, сколько «социалистической» северной европейской страны во всей своей «красе» разворачивалась трагедия форменного ограбления и геноцида коренного населения Колумбии 1950-1960-х гг., бессовестно эксплуатировавшегося не только белыми чиновниками и торговцами, но и католическими миссионерами.

«Как всегда, — пишет Г. Даль в книге «Дикие дороги» о временах «каучукового бума», — когда природные ресурсы бесконтрольно эксплуатируются частным капиталом, дело приняло скверный оборот. Скупщики были должниками компании, каучеро (сборщики каучука) — должниками скупщиков. Все было построено на долговой кабале. Кто однажды задолжал, потом уже не мог расплатиться, сколько бы ни трудился. Цены на все товары, выдаваемые авансом, были взвинчены до предела, а годовые проценты на долг достигали и ста, и больше. Людей буквально продавали, как рабов, и отправляли в лес. Естественно, всего беззастенчивее эксплуатировали индейцев, и обращение с ними было самое жестокое. Целые племена вымирали, и не только из-за эпидемических заболеваний, привезенных белым человеком. Миссионеры, эти так называемые защитники индейцев, получали свою долю прибылей; понятно, их ничуть не волновали бедственное положение коренных жителей и безобразия пришельцев…»


Лесная свайная хижина индейцев. Фото Г. Даля.

Наблюдательный швед, подробно описавший свои научно-исследовательские и охотничьи заслуги, упоминая, между прочим, о поимке анаконды длиной 8 м 43 см (!), не забывает дать натуралистичные социально-бытовые зарисовки:

«Вот и дома показались: деревянные постройки, мазанки с крышей из пальмовых листьев. Такая же деревня, как сотни подобных в Колумбии, Бразилии, Венесуэле. Мы причаливаем рядом с другими лодками. Здесь приходится запирать свою пирогу цепью с замком, и груз мы уносим в надежное место.

Цивилизация. Или, как тут принято говорить, «форпост цивилизации». Десяток домов под железом, церковь, тюрьма, пыльная площадь. И около сотни лачуг, половина которых грозит не сегодня-завтра развалиться окончательно. Четыре лавки, полдюжины кабаков, полицейский участок и бордель. А дорог не проложено, и водопровода нет: к чему они, когда река рядом? Правда, вода в Гуавьяре мутноватая, но жители к этому привычны, никто не жалуется. Электричество? У двух торговцев есть свои генераторы, дающие ток для нескольких лампочек и холодильника. Еще один такой же генератор освещает церкви. И у полицейских есть электрическая машина, но она почему-то не работает.

Уборных нет. За чистотой на улицах следят два-три десятка черных свиней, да несколько сот грифов, дежурящих на крышах. Отбросы сваливают в реку, ту самую реку, из которой берут питьевую воду и в которой моются — изредка. В сезон дождей очистка улиц происходит, так сказать, автоматически. Свиньи пользуются случаем вырыть глубокие ямы, чтобы потом валяться в лужах. Года два назад в такой луже утонул ребенок. Не первый и не последний… Врача в деревне нет.

Приезжал сюда один молодой лекарь, чтобы пройти обязательную деревенскую практику. Но священник его невзлюбил, ведь он был «дарвинист», а для патера это то же, что «коммунист». И вместо года лекарь проработал здесь всего четыре месяца. Правда, в лавках можно купить лекарства. При этом лавочники сами устанавливают дозу. И цену, разумеется. Не поможет — ступай к священнику, купи у него свечи и закажи молитву. За известную мзду наличными. Если и молитва не спасет, священник отслужит заупокойную мессу. Тоже за наличные. Школы нет, ведь селение входит в сферу влияния миссии…



Лачуга «цивилизованных» индейцев — взамен удобной и чистой
свайной хижины. Фото Г. Даля.


Вечером сидим в пивнушке. Вдруг входит деревенский священник — эль сеньор кура парроко — и садится за столик. Небрежно приветствует нас, мы так же небрежно отвечаем. Патер беседует с хозяином. Они говорят вполголоса, говорят о нас, я улавливаю слова: «докторес», «натуралистас», «Рио Гуаяберо».

Но вот хозяин вынужден отлучиться в лавку. Патер, откормленный господин лет сорока, изучает нас взглядом, потом обращается ко мне:
— Мистер, Гонсалес говорит, что вы сюда прибыли с Гуаяберо.
— Мистер, — отвечаю я, — вас правильно проинформировали.

Священник багровеет. В Колумбии обращение «мистер» выражает пренебрежение, да я к тому же постарался скопировать его высокомерную интонацию. Однако он тут же берет себя в руки и спрашивает, не повстречался ли нам падре Фелипе. Святой отец отправился вверх по реке проповедовать среди этих ужасных тинигуа. Фред отвечает, что мы видели какого-то человека в сутане, в сопровождении двух колонистов. Да только вряд ли патер сумеет наладить контакт с индейцами. Они побаиваются чужаков. Патер заржал. Вот и видно, как плохо мы осведомлены об этом крае и его людях. Мало того, что свирепые и коварные тинигуа — идолопоклонники, они к тому же людоеды!

Мы удивленно переглянулись. В прошлом было принято объявлять «каннибалами» племена, которых намеревались так или иначе эксплуатировать. Это вроде бы оправдывало применение насилия против них. Испанские завоеватели изображали многих индейцев «кровожадными людоедами». Но когда в современной Колумбии кто-то называл индейцев «каннибалами», тотчас приходят на ум пресловутые басни Гитлера и его пособников о «неполноценных» народах.»


Читая прямо таки «инфернальные» описания внешности и привычек местных католических «патеров», следует, конечно же, принимать во внимание, что Швеция — страна лютеранская и отчасти (по личному мнению Клеркона) даже «языческая», а потому отзывы ее уроженцев о католиках иногда предвзяты. Однако многие приводимые зоологом Г. Далем факты — подтверждаются другими источниками, свидетельствами общественных деятелей, этнологов, писателей и журналистов.

Практически «документальные» книги Г. Даля содержат немало фактов, объясняющих социальные истоки кровопролитной гражданской войны в Колумбии, унесшей десятки тысяч жизней…


Карта районов Колумбии, в которых побывал со своими экспедициями
Г. Даль.


Следует также помнить, что некоторые российские и иностранные наблюдатели сравнивают с Колумбией, в сущности, полуколониальной страной, и современную Россию, природные богатства которой также зачастую расхищаются, а население — особенно «этническое большинство» — в сущности, в течение многих лет подвергалось и отчасти подвергается до сих пор форменному ограблению и унижениям, спаивается и обманывается вороватыми чиновниками, представителями иностранных компаний, организованной преступности и церкви.

Все это заставляет с еще большим вниманием отнестись к впервые опубликованным в СССР и переизданым в 1999 и 2002 гг. российским издательством «Армада-Пресс», невзрачно оформленным и небольшим по своему объему, книжкам покойного шведского ученого, весьма многое предвидевшим в те далекие годы, когда человечество, опьяненное надеждами на «светлое будущее», только вышло в космос и начало осваивать новые технологии...


Ссылки на электронные публикации:

http://maxima-library.org/opds/b/298963/read

http://www.e-reading.mobi/book.php?book=1036222

http://www.indiansworld.org/posledny...l#.WALRw-Uq5CI
__________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!

Последний раз редактировалось Klerkon: 15.10.2016 в 05:42.
Для отправления сообщений необходима Регистрация


Похожие темы для: Скандинавские путешественники, этнографы и натуралисты.
Тема Автор Разделы & Форумы Ответов Последнее сообщение
Путешествия и путешественники Топор из Варгга Избушка 18 01.08.2016 23:27
Путешественники-экстремалы повторят дуэль Амундсена и Скотта LCN Путешествия, отдых 1 25.12.2008 13:54
Ищу скандинавские слова Freeyyaa Скандинавия 6 13.07.2008 11:10


Реклама
реклама
Buy text link .

Часовой пояс в формате GMT +3. Сейчас: 21:03


При перепечатке материалов активная ссылка на ulver.com обязательна.
vBulletin® Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.