|
11.01.2005, 15:19 | #1 | ||
Member
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
|
Происхождение и обоснование религиозности
Salve [b]ALL![b]
предлагаю развить тему эту тему отдельно. на данный момент имеется взгляд Дольника - взгляд этолога http://www.ulver.com/valhalla/showpo...09&postcount=2 там приложена его статья. ниже выдержки из статьи НЕЙРОНАЛЬНЫЕ СУБСТРАТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА. Jeffrey L. Salver (доктор медицины); John Rabin (доктор медицины) Журнал Нейропсихиатрии и Клинической Неврологии, 1997, часть 9, номер 3, специальный выпуск: нейропсихиатрия лимбических и подкорковых расстройств. стр. 498 - 510. Официальный Журнал Американской Психоневрологической Ассоциации. и сам архив статьи приложенный к теме. (в самом низу) Религиозный опыт основан на мозговой деятельности. Это не является особым исключением. Любой человеческий опыт основан на деятельности головного мозга, включая научные обоснования, математическую дедукцию, моральные суждения и артистическую созидательность, также, как и религиозные состояния сознания. Определение нейрональных субстратов для любого из этих состояний не ведет к автоматическому понижению или уничтожению их духовной ценности (1). Внешняя реальность религиозной перцепции не доказывается или опровергается с нахождением мозговых структур, ответственных за возникновение религиозных состояний (kp: это если не использовать бритву Оккама!). На самом деле, выдвигались аргументы, что обнаружение наличия нейронального аппарата, поддерживающего религиозность, может усилить веру, поскольку это предоставляет доказательства высшей силы, создавшей людей таким образом, что они могут испытывать божественное (2) (kp: в качестве симптомов заболеваний, перечисленных редакторами в введении? Кроме того, если следовать подобной логике, я официально заявляю, что бог создал каннабинодийные (cannabis - конопля) рецепторы для того, чтобы каждый смертный мог как следует обдолбаться травой!). Для невролога или психиатра вызов представляет выделение отдельных нейрональных субстратов религиозного опыта и их изменения в процессе мозговых расстройств. далее идет перчисление и разбор состояний, вызывающих большинство религиозных ощущений. Терминальные(околосмертные), шизоидные, эпилептические и т.п. это я оставлю интересующимся, тем более, что не думаю, что все разбираются в нейрологии, нейро-анатомии и психологии, кому интересно - прочтет. финальная гипотеза - Объединяющая гипотеза: лимбические маркеры и религиозные переживания Основные качества религиозно-мистического опыта, описанные широким кругом психологов религии, являются этческими и трудно поддаются описанию - ощущение соприкосновения с "сверхпочвой" реальности, непроизносимость и непередаваемость религиозных переживаний (13, 14, 116, 121). Частыми дополнительными качествами являются переживания единства, отсутствия времени и пространства, позитивные эмоции, ощущения мира и радости. Мы полагаем, что первоосновой подобных переживаний является лимбическая система. Темпоролимбические эпилептоидные разряды способны вызывать все вышеперечисленные компоненты в полной или частичной форме: отделение от объективной реальности (деперсонализация, дереализация), изменения восприятия авремени и пространства (аутоскопия, темпоральные искажения) или беспричинные позитивные эмоции (экстатическая аура). (122) Лимбическая система интегрирует внешние стимулы и внутренние побуждения и является частью разветвленной нейральной сети, которая дает стимулам и событиям позитивную или негативную оценку (123-125). Эволюционная роль лимбической системы значительна, определяя необходимость и важность новых стимулов и переживаний для аккуратной записи в памяти и последующего автоматического извлечения. Более того, в добавление к простым позитивным и негативным оценкам, лимбические разряды способны порождать переживания, являющиеся промежуточными между эмоциональностью и сознательным мышлением. К примеру, ощущение "знакомства" возникает в лимбической системе как квази-эмоциональный маркер пережитого. Обычно, "лимбическое ознакомление" сопровождается вызовом информации из памяти, но данный процесс может быть нарушен, приводя к переживаниям deja vu или jamais vu. Мы предлагаем,что аналогичные лимбические разряды способны помечать переживания как: безличностные или дереализованные крайне важные и лично необходимые гармонические - обнаруживающие связи или единство между разделенными элементами экстатические глубинно радостные. Подобного рода лимбическая активность предопределяет некоторые "сверхъестественные" ауры, терминальные состояния и религиозно - мистические переживания. Одна из привлекательных сторон этой гипотезы заключается в том, что она предлагает новое объяснение "необъяснимости и непередаваемости" религиозных переживаний. Некоторые теоретики прошлого достигли объяснения этого феномена через специализацию полушарий (126, 131). Рабочая гипотеза заключалась в том, что сверхъестественно-религиозные переживания являются правополушарным событием и, соответственно, холистичны и невербальны. При перенесении в левое полушарие, переживания переводятся в агналитическую вербальную матрицу, являющуюся по определению неполной, и, соответственно, переживания воспринимаются как необъяснимые. Эта теория обладает рядом существенных недостатков: главным образом потому, что базируется скорее на метафорических, чем специфически процессных описаниях доминантных и недоминантных полушарных функций, и они не совсем подходят для индивидуалов с неповрежденным corpus callosum и едиными осознанными переживаниями (kp: следует ли из этого, что религиозность может также являться результатом повреждения corpus callosum? (для чайников: часть белого вещества мозга, состоящая из нервных волокон, обеспечивающих связь между полушариями)). Гипотеза лимбических маркеров осуществляет полностью различное объяснение непередаваемости религиозных переживаний. Перцептуальные и сознательные компоненты мистического опыта рассматриваются как аналогичные таковым при ординарных переживаниях, за исключением того, что они помещаются лимбической системой как глубинно важные, выдающиеся, объединенные в целое, и/или блаженные. Соответственно, описания содержания сверхъестественных переживаний напоминает описания обычных переживаний, а вот различные, прикрепленные к ним составляющие, не могут быть описаны на словах. Так же, как и сильные переживания, эти лимбические маркеры могут быть названы, но не могут быть переданы в их полной внутренней интенсивности, производя взамен ощущение непередаваемости. Теория лимбических маркеров моет быть проверена в нескольких аспектах. Она предсказывает, что функциональное нейросканирование во время религиозных переживаний и у религиозных индивидуумов способно выявит отклонения активности лимбической системы. Она предсказывает, что потеря возможности мистических переживаний произойдет у индивидуумов с билатеральной лимбической патологией (Kluver-Bucy синдром), но не при других фокальных повреждениях. Она предсказывает, что более детализированное исследование с помощью глубинного введения электродов способно обнаружить анатомические основы религиозности в лимбических, но не в других областях. В заключении мы отметим, что, хотя психология религии имеет длительную и почетную историю (132), исследования нейрональных субстратов религиозных переживаний пока находятся в младенчестве. Человек был назван Homo religio, религиозным животным. Поведенческая нейрология должна предоставить полное описание нейрональных субстратов религиозного опыта, если она хочет достичь систематического понимания неврологических основ всего комплекса человеческого поведения. Задача, стоящая перед психоневрологами, полное понимание мозговых нарушений, ведущих, поддерживающих и изменяющих религиозные переживания - уникальные предпосылки к неврологическим основам духовной природы человечества. [ADDED=DaGGoN]1105445982[/ADDED] Salve Releganto! Есть некоторые мысли о "кто создал творца" Дольника. Цитата:
Цитата:
|
||
11.01.2005, 15:23 | #2 |
Senior Member
Регистрация: 07.2004
Возраст: 47
Сообщений: 1.642
Репутация: 0 | 0
|
Неврологи ещё наивно полагают, что мозг является сосредоточием чувствительности и интеллекта. На самом деле эти центры находятся вне физического тела. При экспериментах по астральной проекции (напр., Дюрвилль) было установлено, что когда фантом выходит из человека, то его физ. тело может потерять чувствительность, тогда как если кто-то (не дай Бог!) потрогает рукой место, где находится призрак, то последний может получить тяжелейшее увечье, которое потом отразится на теле. И тд и тп. Мозг - это не сосредоточие сознания, а его тюрьма, не более того. В свободном состоянии человеческий дух пользуется гораздо большими возможностями интеллекта и памяти. Так то, что там вверху написано от имени неврологов - не более чем глупости. Хотя для совр. науки более чем "респектабельно"
|
11.01.2005, 15:32 | #3 | ||||
Member
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
|
Salve, deardron,
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
||||
11.01.2005, 18:24 | #4 | |||||
Member
Регистрация: 11.2004
Проживание: Israel
Сообщений: 823
Репутация: 0 | 0
|
Salut' all
deardron: Цитата:
Цитата:
Цитата:
Но для темы духов у нас ведь есть уже отдельная ветка, где мы неспешно беседуем "в рамках заявленной точки зрения" Может стоит разделить сферы приложения - оставить этот раздел для "респектабельной науки"? Bопрос ритуализации общей деятельности. С него можно бы и начать обсуждение темы. А начать там можно прямо "от сотворения мира". С химии Итак, для начала, принцип ЛеШателье - "Что побудило белки осуществлять метаболизм? Скорее всего, контрастные колебания температуры, вызванные вулканическими извержениями. Высокая температура способствовала образованию полимеров, но при дальнейшем повышении она же их и разрушала. Зарождающейся биосфере необходимо было устоять от перегрева. Принцип, открытый французским учёным А.-Л. Ле Шателье, в применении к химическим процессам гласит: если на систему, находящуюся в равновесии, оказать какое-либо воздействие, то в результате протекающих в ней процессов равновесие сместится таким образом, чтобы уменьшить воздействие. " Целиком тут:http://valhalla.ulver.com/attachment...achmentid=1196 Потом, можно перейти к еще одному интересному явлению из: "КАК ЖИВОТНЫЕ РЕШАЮТ ПЛОХО ФОРМАЛИЗУЕМЫЕ ЗАДАЧИ ПОИСКА" http://www.ethology.ru/library/?id=141 - статья вроде узкоспецифическая, но описываемая стратегия интересна для нашей темы. "Традиционно нервную систему принято рассматривать как «устройство», цель которого - анализ внешних сигналов и преобразование их в адаптивное поведение. С этой точки зрения, внутренние процессы в нервной системе, включая её спонтанную активность, изменения памяти, мотиваций и т.д., выполняют «служебные» функции, имеющие смысл только для достижения указанной цели. Соответственно и цель поведения организма состоит в его адаптации к внешней среде. Однако в современной биологии развиваются и такие теоретические построения, как теория «автопоэза» (autopoiesis [Maturana, 1980; Varela, 1992]) и радикальный конструктивизм [Riegler, 1994; Peschl, Riegler, 1999], из которых вытекают нетрадиционные взгляды на смысл и цели поведения. Обе теории исходят из предположения, что активность нервной системы представляет собой рекурсивный, воспроизводящий сам себя процесс, причем цель этого процесса – именно воспроизведение самого себя, своей пространственно-временной организации. Анализ и преобразование внешних сигналов при этом уходят на второй план. Соответственно активность нервной системы оказывается не отражением внешнего мира, как это принято считать в традиционной психологии, а представляет собой самостоятельный, «самоупорядоченный» процесс. Поведение организма представляет собой внешнее выражение этого процесса. Другими словами, поведение также не сводится к последовательности адаптивных реакций на внешние сигналы. Оно направлено на сохранение своей организации, даже если это мешает организму адекватно реагировать на изменения среды" Тут уж можно вспомнить приводившийся в этологии пример с гусем, практиковавшим непременный ритуал прохождения в сторону, перед поднятием по лестнице; продолжавшийся после того, как полностью исчезла причина такого поведения. Ну и дальше уже до религиозных ритуалов не далеко. Цитата:
Цитата:
______________ DaGGoN, спасибо за профессионала; не, я больше любитель. Приятно найти собеседников по интересующему вопросу |
|||||
12.01.2005, 23:02 | #5 | ||||||
Senior Member
Регистрация: 07.2004
Возраст: 47
Сообщений: 1.642
Репутация: 0 | 0
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
http://rassvet2000.narod.ru/durville/ Приведу две цитаты: Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
||||||
13.01.2005, 07:41 | #6 | |||
Member
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
|
Salve, deardron,
Цитата:
Цитата:
Кстати, Уважаемый deardron, Вы не сталкивались с "психодинамикой.." Шляхтера? Если да то лично мне крайне любопытно услышать Ваше мнение. [ADDED=DaGGoN]1105591288[/ADDED] deardron, Цитата:
|
|||
13.01.2005, 18:49 | #7 | ||
Member
Регистрация: 11.2004
Проживание: Israel
Сообщений: 823
Репутация: 0 | 0
|
Вернувшись к теме -
DaGGON: Цитата:
Цитата:
нескольких известных работах, здесь небольшой отрывок из статьи Ю. Ревич "Запрограммированные", которая является своеобразным рефератом этологического подхода. : "Мораль Человек, будучи от природы плохо вооружен, является одним из самых агрессивных существ на свете. В этом смысле с ним может сравниться, разве что, землеройка или ласка. (Те, кто хоть раз имел случай наблюдать состояние деревенского курятника после того, как там побывала ласка, навсегда забудут тезис о том, что животные убивают только по необходимости.) Беда человечества состоит в закономерности, которую этологи вывели путем наблюдения за многочисленными сообществами братьев меньших. По мнению В. Дольника, чем слабее от природы существо, тем слабее у него мораль. Слово «мораль» я использовал выше без всяких кавычек - дело в том, что довольно жесткие правила поведения в стае павианов или ворон являются не чем иным, как той же самой моралью, только у человечества она еще дополняется культурными запретами. В принципе, последние призваны компенсировать слабость врожденной человеческой морали - но не всегда у них это получается, как надо. Попробуем разобраться, почему. Человек получил в распоряжение огнестрельное оружие и пластиковую взрывчатку, атомную бомбу и ракеты, подводные лодки и истребители - а мораль его осталась на уровне каменного века. Не стоит его за это винить - врожденные программы могут измениться за время порядка сотен тысяч и миллионов лет, а человечество пока существует всего-то жалких тысяч десять. И в ситуации, когда повздорившие самцы-доминанты из разных группировок выясняли свои отношения в кулачном бою, они не могли всерьез нанести существенный урон друг другу. Даже если дело случайно и заканчивалось гибелью одного из них (очень редко, достаточно было сдаться, и такие поединки больше напоминают современный спортивный бокс или борьбу; понимаете, откуда взялась поговорка «лежачего не бьют»? - тоже программа), это не наносило существенного урона всей стае. А вот когда в конфликт таких самцов вовлекаются тысячи и миллионы людей, в принципе друг к другу ничего не имеющих, но вооруженных всякими дистанционными стрелялками, как это было в мировых войнах и как это происходит сейчас в войнах локальных, - тогда наступает трагедия. Есть и еще несколько проколов в моральных программах - например, человек от природы попрошайка и воришка. Ребенок знает, как все это делается, еще не научившись ходить. Воришками являются и все ближайшие наши родственники-приматы: для некоторых особей в стае, находящихся на самой нижней ступени иерархии, единственная возможность питаться - уворовать кусок и съесть его где-нибудь в кустах, пока доминант не заметил и не отнял, причем часто доминирующие особи делают это не в силу голода или необходимости, а просто для демонстрации своего более высокого положения. При этом отнятый кусок можно попробовать выпросить обратно, если просить как следует, принимая униженные позы и всячески изображая покорность (узнаете картинку из жизни московского метро?)…" Что до эстетического чувства, присущего человеку - несомненно оно связано с развитием интеллекта. Интеллект эволюционировал в процессе полового отбора, искусство появилось в ходе этого процесса при демонстрации интеллектуальных особенностей; кое-что по этому вопросу есть в работе М.Бутовской - я ее повесила в "Избушке" /см-"эволюция любви"/ т.е. корни чувства прекрасного, как и много прочего, можно найти в биологии; - из этого не следует, что занятия искусством - это целиком следование инстикту; в большой мере это все-таки низкопримативная деятельность. Счастливых выходных. |
||
17.02.2005, 07:09 | #8 | ||
Member
Регистрация: 08.2004
Сообщений: 729
Репутация: 0 | 0
|
Salve, Releganto,
Цитата:
Цитата:
А что подобные занятия могут дать второй, животной половине человека? кстати, мой пес всегда прибегал и ложися слушать при первых же звуках флейты. |
||
12.02.2006, 14:31 | #9 | |
Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Ярославль и Ярославский район
Возраст: 60
Сообщений: 389
Репутация: 0 | 0
|
Цитата:
|
|
12.02.2006, 18:58 | #10 | |
Senior Member
Регистрация: 02.2005
Проживание: у озера
Сообщений: 2.212
Репутация: 0 | 0
|
Цитата:
Безотносительно астральной проекции, сайентология - вещь, по всей видимости, весьма и весьма сомнительная. |
|
12.02.2006, 19:07 | #11 | |
Member
Регистрация: 11.2005
Проживание: Ярославль и Ярославский район
Возраст: 60
Сообщений: 389
Репутация: 0 | 0
|
Цитата:
|
|
Для отправления сообщений необходима Регистрация |
Тэги |
религиозности, обоснование, Происхождение |
|
Похожие темы для: Происхождение и обоснование религиозности | ||||
Тема | Автор | Разделы & Форумы | Ответов | Последнее сообщение |
Рациональное обоснование вегетарианства | cergey | Наука | 92 | 17.12.2010 12:47 |
Синхронистичности К. Г. Юнга - обоснование чудес??? | DaGGoN | Психология | 9 | 19.05.2009 20:41 |
Происхождение души | Thermal | Сверхъестественное | 72 | 26.07.2005 14:02 |
Происхождение фамилий. | Hrom | Архив 2004 | 18 | 24.12.2004 18:21 |
Реклама | |